От "Горшкова" - к "Викрамадитья"



НОВЫЙ АВИАНОСЕЦ ВОЙДЕТ В БОЕВОЙ СОСТАВ ВОЕННО-МОРСКИХ СИЛ ИНДИИ В 2008 ГОДУ


Сейчас на производственном объединении "Севмаш" полным ходом ведутся работы по ремонту, модернизации и переоборудованию авианесущего крейсера "Адмирал Горшков". К 2008 г. он должен стать настоящим авианосцем и пополнить корабельный состав ВМС Индии, где будет самой крупной боевой единицей.
{{direct_hor}}
Индийские военные моряки заинтересовались российским ТАВКР "Адмирал Флота Советского Союза Горшков" давно. Первое знакомство представителей ВМС Индии с крейсером проекта 11434 произошло в середине 1990-х гг. Первоначально индийская сторона предполагала купить корабль и базировать на нем самолеты с вертикальным взлетом и посадкой (СВВП) "Си Харриер" английского производства. Тогда передача ТАВКР планировалась в два этапа. На первом российская сторона производила только ремонт, индийская - эксплуатировала его с СВВП. В дальнейшем, на втором этапе, предполагались ремонт и переоборудование крейсера под "традиционные" самолеты, взлетающие с трамплина и совершающие посадку на аэрофинишер.

ПЕРЕГОВОРЫ О ПРОДАЖЕ

Вопрос о продаже Индии "Адмирала Горшкова" и последующем его переоборудовании в авианосец был практически решен в конце 1990-х гг. Как заявил один из адмиралов Главного штаба ВМФ, этот ТАВКР - прекрасный корабль, но у нас нет средств, чтобы его модернизировать, возвратить в боевой строй Российского флота полноценной единицей. В результате он был передан Индии в дар с условием оплаты ремонта и переоборудования. Переговоры длились долго. Корабль терял "товарный вид", он стоял несколько лет на верфи судоремонтного завода под Мурманском. В декабре 1998 г., после визита в Индию премьер-министра РФ Евгения Примакова, были подписаны соглашение о реализации программы военно-технического сотрудничества до 2010 г. и меморандум о взаимопонимании, касающийся бесплатной передачи ВМС Индии "Адмирала Горшкова".


Модель авианосца проекта 11430.
Фото Александра КАРПЕНКО
Однако ясности относительно типа самолетов, которые будут на нем базироваться, еще не было. В Дели так ничего и не решили относительно оснащения будущего индийского авианосца МиГ-29К, в дальнейшем не исключалась возможность вооружения корабля палубным вариантом истребителя Су-27.

Российская сторона, согласившись на продажу "Адмирала Горшкова", настаивала на том, что на авианосце должны базироваться непременно российские палубные истребители МиГ-29К или Су-33 (Су-27К). Разработчиками этих самолетов выступали давние и традиционные конкуренты - "МиГ" и "Сухой". Они в борьбе за выгодный контракт на палубную авиацию (около 700 млн. долл.) использовали все средства - цивилизованные и не очень - от прямого давления на Минобороны, "Росвооружение", представителей ВМФ Индии до жесткого лоббирования своих интересов в правительстве, Совете безопасности и других властных структурах РФ. В результате это только усложнило переговоры и затянуло подписание контракта.

Но уже в январе 1998 г. представители ВМС Индии склонились к размещению на "Горшкове" корабельных истребителей МиГ-29К и возможности приема СВВП "Си Харриер". Одной из причин переоборудования тяжелого авианесущего крейсера под использование самолетов горизонтального взлета МиГ-29К являются климатические условия в районе Индийского океана. Как показали испытания, проведенные здесь в 1980-е гг. на ТАВКР аналогичного проекта "Новороссийск", использование самолетов вертикального взлета в регионе невозможно в силу высокой температуры и чрезмерной влажности воздуха.

Следующий шаг был сделан в конце марта 1999 г., когда в Индии с официальным визитом находился российский министр обороны Игорь Сергеев. Тогда удалось достигнуть договоренности о передаче индийским ВМС для боевого использования "Адмирала Горшкова".

В 1999 г. начались технические переговоры (техническая проработка будущего контракта). Индийскую делегацию возглавлял адмирал Арун Прокаш (в настоящее время начальник штаба ВМС Индии). Он заявил главкому ВМФ РФ Владимиру Куроедову, что если бы российская сторона предложила для передачи ВМС Индии ТАВКР типа "Адмирал Кузнецов", то в Дели согласились бы с базированием на нем истребителей Су-27К (Су-33). В случае же с "Адмиралом Горшковым" более предпочтителен многоцелевой самолет типа МиГ-29К.

Когда стало известно, что модернизировать корабль будет российский ОПК и за это индийская сторона готова заплатить большие суммы в долларовом исчислении, в конкурентную борьбу вступили руководители Санкт-Петербурга и Северодвинска. Тогдашний питерский губернатор Владимир Яковлев настаивал на том, чтобы работы проводились на Балтийском заводе, обладающем опытом строительства крупных надводных кораблей (здесь были построены атомные ракетные крейсера проекта 1144). К тому же это могло сэкономить средства на перевозку в Северодвинск огромного количества оборудования, комплектующих и материалов, необходимых для ремонта. Но в результате многих перипетий, борьбы в московских кабинетах северодвинцы победили, и контракт достался ПО "Севмаш". Это позволит загрузить работой до 3000 специалистов-кораблестроителей.

Тем временем в ходе официального визита в Индию президента РФ Владимира Путина в октябре 2000 г. был подписан новый широкомасштабный оборонный контракт между двумя странами. В Дели в очередной раз была решена судьба и авианесущего крейсера "Адмирал Горшков". Как сообщили индийские военные источники, контракт предусматривает закупку у России для индийских ВМС 16 палубных истребителей МиГ-29К/КУБ. Как ранее заявил возглавлявший в ту пору штаб индийских ВМС Сушил Кумар, в будущем республика намерена закупить у России дополнительно 20 палубных истребителей МиГ-29К, которые будут базироваться на новом индийском авианосце.

В ходе визита президента России было подписано межправительственное соглашение о передаче Индии тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Горшков" в дар с последующим ремонтом и переоборудованием. Специалисты ВМС неоднократно детально знакомились с состоянием этого корабля, который в середине 1990-х гг. был выведен из состава ВМФ России. По условиям соглашения с РФ индийская сторона будет финансировать ремонт и модернизацию крейсера на российских предприятиях, а также купит до 50 палубных истребителей МиГ-29К. Все это обойдется Индии в сумму несколько миллиардов долларов.

Реальная работа с ВМС Индии по деталям контракта по переоборудованию "Адмирала Горшкова" проводилась с февраля 2002 г., стоимостная составляющая была определена в июле 2002 г., последние консультации и согласование документа выполнены в декабре 2003 г.

20 января 2004 г. в ходе официального визита в Индию министра обороны РФ Сергея Иванова был подписан контракт ФГУП "Рособоронэкспорт" с индийской стороной о ремонте и переоборудовании ТАВКР "Адмирал Горшков" в авианосец для их ВМС. В пакет подписанных документов входит до 20 отдельных контрактов. В итоговом договоре учтены не только условия передачи крейсера, но также оговорены детали, касающиеся полного переоборудования "Адмирала Горшкова" и поставок запасных частей и агрегатов, необходимого оборудования для эксплуатации. По договору с индийской стороной предусматриваются ремонт корабля, его модернизация и переоборудование по проекту 11430, подготовка экипажа, создание береговой инфраструктуры и другое. Модернизации и доработке подлежит около 70% оборудования, конструкции и вооружения корабля.

По соглашению корабль будет переоборудован под использование самолетов горизонтального взлета МиГ-29К. Поставка авиагруппы из истребителей МиГ-29К осуществляется по отдельному соглашению с РСК "МиГ". Индия приобретает до 28 истребителей МиГ-29К (в том числе несколько в учебно-боевом варианте) на общую стоимость 600-670 млн. долл. Вертолеты радиолокационного дозора Ка-31 были закуплены ВМС Индии по другим соглашениям, и они также могут базироваться на "Адмирале Горшкове". В авиационную группу корабля войдут также противолодочные вертолеты Ка-28. Вся авиагруппа может оцениваться в 800 млн. долл.

Фактически сразу с момента подписания контракта начались работы в цехах ПО "Севмаш" (генеральный директор В.П. Пастухов). Были созданы новые участки для ремонта оборудования крейсера, изготовлена оснастка, подготовлены складские помещения, разработана необходимая документация. Все это позволило незамедлительно приступить к первому этапу выполнения контракта. ПО "Севмаш" заключило договоры с проектными организациями: Невским ПКБ, 51-м институтом ВМФ, Санкт-Петербургским технологическим институтом.

Специально для координирования проекта на "Севмаше" открыто представительство государственной компании "Рособоронэкспорт". Сегодня ПО "Севмаш" уже выполнило первые три этапа работ по проекту 11430 (ответственный сдатчик И.Э. Леонов), пока все идет по намеченному графику. Но еще остается большой объем работ. И если они будут выполнены без срывов, то завершатся в 2008 г. и авианосец должен уйти в Индию в намеченные сроки на место постоянного базирования.

ПРОЕКТ 11434

В 1975-1982 гг. было построено три первых отечественных авианосца "Киев", "Минск" и "Новороссийск" по проектам 1143 и 11433. Они мало отличались друг от друга. Во время выполнения этой программы в конце 1970-х гг. было решено строить четвертый авианесущий крейсер с усиленным вооружением по проекту 1143А (впоследствии он получил проектный №11434). Первоначально на корабле даже намеревались разместить крылатые ракеты "Гранит" нового поколения и ЗРК С-300Ф коллективной обороны, другие образцы перспективного вооружения.

Технический проект 11434 тяжелого авианесущего крейсера разработан Невским ПКБ (главный конструктор корабля и начальник бюро В.Ф. Аникиев) в 1-м квартале 1978 г. Изначально он должен был нести 36 летательных аппаратов, в том числе 12 сверхзвуковых истребителей вертикального взлета и посадки Як-41 (впоследствии они переименовывались в Як-41М и Як-141), 12 легких штурмовиков вертикального взлета и посадки Як-38, восемь вертолетов Ка-252ПЛ (после принятия на вооружение получили обозначение Ка-27) и четыре вертолета Ка-252РЛД (сегодня - Ка-31). В целях обеспечения группового взлета 12 истребителей типа Як-41М за время не более восьми минут предусматривалось оборудовать три взлетно-посадочных площадки с газоотводящими устройствами. Так как к моменту ввода в строй корабля истребители Як-41М не были приняты на вооружение, он нес только штурмовики Як-38М. Летно-конструкторские испытания Як-41М провели на крейсере лишь осенью 1991 г.

По конструкции корпуса практически он близок к ранее построенным кораблям проектов 1143 и 11433. При сохранении главных размерений предшественников на новом корабле внедрена конструктивная бронированная защита ангара и погребов боезапаса (ее общая масса составляет примерно 1700 т), изменены обводы кормовой оконечности корпуса с целью исключить гидравлические удары на попутном волнении в штормовых условиях. Кроме того, для повышения безопасности взлетно-посадочных операций изменили форму надстройки и конструктивное оформление кромок верхней палубы для уменьшения на них вихреобразований, а за счет сокращения размеров надстройки на полетной палубе дополнительно оборудовали три технических позиции для ускорения предполетной подготовки самолетов и вертолетов. Размеры полетной палубы 233х31 м. Площадь полетной палубы 14 700 кв. м.

Во время строительства ТАВКР проекта 11434 получил наименование "Баку", в дальнейшем он был переименован в "Адмирал Флота Советского Союза Горшков". Тяжелый авианесущий крейсер был предназначен для придания боевой устойчивости ракетным подводным лодкам стратегического назначения, группировкам надводных кораблей и морской ракетоносной авиации в районах боевых действий, способен бороться с воздушным и подводным противником.

После корректировки технического проекта 11434 планировалось на корабле иметь авиагруппу в составе: 14 истребителей Як-41М, 8 штурмовиков Як-38, 10 противолодочных вертолетов Ка-27, 2 поисково-спасательных вертолетов Ка-27ПС и 4 вертолетов РЛД Ка-252РЛД (Ка-31). Реально в составе авиапарка крейсера было 16 самолетов Як-38М, 16 вертолетов типа Ка-27 и 3 вертолета Ка-25Ц. Ракетное вооружение включало 12 пусковых установок комплекса "Базальт", 24 пусковые установки зенитного ракетного комплекса "Кинжал" с боезапасом на 192 ЗУР. На корабле имелись также 100-мм артиллерийские установки АК-100, 30-мм артсистемы АК-630 и противолодочные ракетно-бомбовые установки "Удав-1".

В корпусе корабля "Адмирал Горшков" находится свыше 2500 помещений, более 350 кают, около 130 кубриков, 6 столовых и до 6000 м коридоров. Экипаж корабля 1610 человек, состав авиагруппы 430 человек, на крейсере предусмотрены места для размещения штаба флагмана численностью 50 человек.

На проекте 11434 был заметно изменен состав радиоэлектронного вооружения. Корабль оснащен боевой информационно-управляющей системой (БИУС) "Аллея-434" ("Лесоруб"). Впервые в отечественном ВМФ его оснастили РЛС "Марс-Пассат" с четырьмя неподвижными фазированными антенными решетками, в дополнение к ней РЛС "Фрегат-М". Ближнюю навигацию, привод и заход на посадку обеспечивала радиотехническая система "Резистор-К4", до этого на ТАВКР проектов 1143 и 11433 была установлена система "Привод-СВ". Для наведения истребителей был установлен автоматизированный пункт "Газон".

"Адмирал Горшков" был включен в боевой состав Северного флота только в 1987 г., но практически не выходил в море, простояв все эти годы на рейде и у стенки судоремонтного завода - во многом из-за отсутствия предназначенных для него сверхзвуковых истребителей вертикального взлета и посадки Як-141.

Все же в сентябре 1991 г. на ТАВКР состоялись первые посадки опытных самолетов Як-141. Но далеко не все шло гладко, при посадке 5 октября 1991 г. при ударе о палубу один самолет загорелся, пилот благополучно катапультировался. В феврале 1992 г. из-за плохого технического состояния главных механизмов, в том числе котельных трубок и паропроводов, корабль вывели из состава сил постоянной готовности и поставили на ремонт в пос. Росляково, где он находился до середины 1998 г. Летом 1999 г. ТАВКР "Адмирал Флота Советского Союза Горшков" отбуксировали в Северодвинск для проведения среднего ремонта и модернизации.

Посмотреть таблицуОсновные тактико-технические элементы авианесущих кораблей и авианосцев

ПРЕДУСМОТРЕНО МОДЕРНИЗАЦИЕЙ

Во второй половине 1995 г., в связи с возможной продажей корабля правительству Индии, Невское ПКБ разработало проектные предложения по превращению его в авианосец с трамплинным взлетом и аэрофинишерной посадкой истребителей массой до 22 т. По оценкам, модернизированный и переоборудованный корабль будет иметь полное водоизмещение более 45400 т. По проекту внешний вид корабля претерпит существенные изменения. Значительно уменьшается длина надстройки, за ней на корме устанавливается мачта ферменной конструкции с антеннами радиосвязи. Вместо РЛС "Марс-Пассат" с ФАР устанавливается станция типа "Подберезовик" с вращающейся антенной.

На крейсере планируется демонтировать комплекс из 12 крылатых ракет "Базальт", 100-мм артустановки АК-100, зенитный ракетный комплекс "Кинжал", гидроакустический комплекс, некоторые надстройки. Это позволит значительно увеличить площадь полетной палубы, создать благоприятные условия для базирования и эксплуатации истребителей МиГ-29К, продлить полетную палубу до носовой оконечности и сильно ее расширить, оборудовать в носу корабля трамплин с углом схода 14 градусов, а в кормовой части посадочной полосы установить три комплекта аэрофинишеров.

Длина полетной палубы после модернизации должна составить до 280 м. На полетной палубе будет находиться взлетная полоса длиной 195 м с трамплином и двумя стартовыми позициями для самолетов МиГ-29К, угловая посадочная полоса длиной 198 м и шириной в 22 м с тремя тросовыми аэрофинишерами, до шести площадок для взлета и посадки вертолетов. Благодаря этим мероприятиям на корабле смогут базироваться до 30-34 летательных аппаратов, в том числе 21 истребитель МиГ-29К и 13 вертолетов различного назначения типа Ка-28 и Ка-31 по одному варианту, и 24 истребителя и шесть вертолетов - по другому. Возможно базирование на корабле тяжелых противолодочных вертолетов "Си Кинг".

Из систем вооружения на авианосце первоначально предполагалось разместить зенитный ракетно-артиллерийский комплекс "Каштан" (экспортный вариант ЗРАК "Кортик", разработчик тульское КБ приборостроения, изготовитель - предприятие "Туламашзавод") с двумя боевыми модулями в корме корабля, но в окончательном варианте контракта по кораблю все средства ПВО были изъяты. Возможно, в дальнейшем на корабле проведут работы по размещению противокорабельного ракетного комплекса "БраМос" российско-индийского производства (создан на базе ПКРК "Яхонт", разработчик - НПО машиностроения). Также высказывались предположения об установке на проекте 11430 израильского ЗРК "Барак-1", но достоверной информации о проведении таких работ не имеется.

На исходном варианте корабля проекта 11434 было два подъемника, рассчитанных на работу с самолетами Як-41 (Як-141) и вертолетами типа Ка-27. Самолеты МиГ-29К имеют большую массу, поэтому при их эксплуатации необходимо будет модернизировать самолетоподъемники. В одном из вариантов проработок было предложено оборудовать авианосец одним лифтом с габаритами 19х10 м и грузоподъемностью до 30 т и вторым с габаритами 19х8,7 м и грузоподъемностью около 20 т фактически на тех же местах, что и на исходном варианте крейсера проекта 11434. Какими подъемниками корабль будет оснащен, точно не известно, ясно только, что их будет два, и они позволят обеспечить эксплуатацию самолетов МиГ-29К и вертолетов.

Модель и рекламные картинки авианосца проекта 11430 были представлены ПО "Севмаш" на 1-м Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге в конце июня 2003 г. По ним видно, что переоборудованный по проекту 11430 корабль станет настоящим авианосцем, он будет более эффективным в применении авиационного вооружения по сравнению с исходным вариантом. По сообщениям печати, в ВМС Индии корабль может получить наименование "Викрамадитья".

БЫВШИЙ "ГЕРМЕС"

Пока шли переговоры по "Горшкову", состоящий на вооружении Военно-морских сил Индии единственный авианосец R22 Viraat (бывший английский авианосец "Гермес", заложенный в 1944 г. и сданный в 1959 г., полное водоизмещение 28700 т) может превратиться в груду металлолома. Несмотря на то, что в 1999-2002 гг. он прошел двухгодичный ремонт, общая стоимость выполненных работ оценивается в 74 млн. долл. Корабль предполагается эксплуатировать в ВМС Индии до 2007-2008 гг. Viraat может нести 12 истребителей Sea Harrier Mk 51 и до 9 противолодочных вертолетов Sea King Mk 42B (могут использоваться российские Ка-28). Кроме этого, имелся ЗРК "Си Кэт", 30-мм автоматы АК-230 и 40-мм автоматы "Бофорс".

В 2003 г. было принято решение, что Индия закупит у Израиля новую модификацию ракет "Барак" для своих ВМС. Особенностями ЗРК являются малое время реакции - до 6 сек, вертикальный старт ракеты с быстрым разворотом в сторону цели, наведение ракеты по лучу, возможность использования практически в любых погодных условиях, дальность действия от 0,5 до 10 км, малый вес и модульность конструкции комплекса.

Ракета имеет массу 98 кг, способна развивать скорость до 580 м/с и выполнять маневры с большими перегрузками. Боевая часть ракеты имеет массу 22 кг с поражающими элементами из высокопрочного вольфрама, что позволяет использовать ее для борьбы как с самолетами и вертолетами, так и с различными видами высокоточного оружия.

Ракета ЗРК "Барак" имеет крестообразное складывающееся оперение, благодаря этому она размещается в пусковом контейнере размерами 2,45х0,25х0,3 м. Масса пусковой установки с восемью ракетами составляет 1,5 т, что в несколько раз меньше веса аналогичных пусковых установок для корабельных ракет "Си Спарроу" или "Си Вулф".

Первый поставленный Индии ЗРК "Барак" был установлен на индийском авианосце Viraat. В ряде источников отмечалось, что в ближайшее время "Барак" будет установлен еще на некоторых индийских кораблях, где он заменит приобретенный несколько десятилетий назад в СССР ЗРК "Волна". Многими из перечисленных качеств ЗРК "Барак" обладает и уже отработанный отечественный комплекс "Клинок" разработки КБП, но им почему-то ВМС Индии пока не интересуются.

СОБСТВЕННАЯ РАЗРАБОТКА

Несмотря на начавшиеся работы по переоборудованию "Адмирала Горшкова", ВМС Индии предполагает построить первый индийский авианосец собственной разработки. Он будет строиться на судоверфи государственной компании "Кочин шипъярд лимитед". Решение по этому поводу было принято на состоявшемся в 2003 г. заседании консультативного комитета по обороне, проходившем под председательством министра обороны Джорджа Фернандеса.

По планам в 2010-2020 гг. в ВМС Индии предполагается иметь два легких авианосца ADS (Air Defense Ship) водоизмещением в 37000 т и длиной свыше 250 м, в основном предназначенных для противовоздушной обороны корабельных соединений. Этот проект получил номер 071, предположительно его разработка осуществляется с участием российских предприятий. На корабле также предполагается базировать российские истребители МиГ-29К, однако рассматриваются и другие варианты. Потребное количество для индийских ВМС самолетов типа МиГ-29К с учетом этого оценивается в настоящее время в 50 единиц.

Как ожидается, корабли типа ADS вместе с переоборудованным по проекту 11430 "Горшковым" составят ядро индийского флота первой половины XXI в.

В заключение хочется отметить, что только США и СССР в 1970-1990-е гг. могли строить большие корабли с групповым авиационным вооружением. Конечно, американские авианосцы были больше наших и обладали значительными возможностями. Но у нас на тот момент уже были проекты 1160 и 1153 советских авианосцев. Тогда же наши кораблестроители и авиаторы прошли значительный путь по отработке палубной авиации и авиационного вооружения, и даже к концу 1980-х гг. передали ВМФ средний авианосец проекта 11435 "Адмирал Кузнецов", одновременно строили однотипный "Варяг" и начали строительство атомного корабля "Ульяновск" проекта 11437, близкого по размерам и составу авиагруппы к современным авианосцам ВМС Соединенных Штатов.

Сегодня, однако, остается открытым вопрос: какие корабли в XXI в. будут у России, найдется ли там место авианосцам и сможет ли наш ВМФ в новом веке эксплуатировать такие сложные корабли? Думаю, что вопрос о возможности проектирования и строительства авианосцев в России сейчас практически решен на примере переоборудования корабля "Адмирал Горшков" для ВМС Индии и по заявлениям ответственных лиц. Дело за политическим решением.

Александр КАРПЕНКО
Санкт-Петербург

Опубликовано в выпуске № 5 (72) за 9 февраля 2005 года

Нравится

Loading...
Комментарии
Добавить комментарий
Фото неделиФотоархив HD
МАКС-2017

Вниманию читателей «ВПК»
  • Обсуждаемое
  • Читаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц