Логика китайской морской стены

Замедлит авианосную программу КНР только качество двигателей

После многолетних экспериментов в Китае развернуто массовое строительство эсминцев проекта 052С/D, фрегатов проекта 054А, корветов проекта 056. Благодаря крупнейшим в мире кораблестроительным мощностям это быстро приведет к созданию второго в мире флота. Качественно он будет хоть и незначительно, но уступать самым передовым сегодня в мире военно-морским силам – США, Японии и Республики Корея. Дальнейшее развитие ВМС НОАК неизбежно пойдет по пути строительства авианосцев.

Если бы Китай не собирался строить авианосцы, он не приобретал бы «Варяг», достроенный как «Ляонин». Из-за особенностей своей конструкции этот корабль не является полноценным авианосцем и будет использоваться в ВМС НОАК как учебно-экспериментальный. Затем последует строительство серии «нормальных» авианосцев в самом Китае по китайским проектам, иначе экспериментальный корабль был бы не нужен.

Для Запада морской аспект китайского военного строительства наиболее интересен, поскольку столкнуться с НОАК на суше шансов у НАТО нет

Нет сомнений, что Пекин начнет строить большие авианосцы, превосходящие по размерам «Ляонин» и, возможно, сравнимые с американскими. Строительство авианосцев меньшего размера не имеет смысла, поскольку корабли этого класса будут создаваться либо для операций в дальней морской и океанской зоне, либо для сражений с очень сильным противником (ВМС США и Японии), либо даже для использования против серьезного противника на значительном удалении от китайских берегов (ВМС тех же США или Индии). В любом случае на каждом таком корабле необходимо иметь как можно больше самолетов, топлива и боезапаса.

Количество авианосцев, которое предполагается построить, разумеется, сейчас определить точно невозможно. Скорее всего их будет шесть (не считая «Ляонина») – по два на каждый китайский флот (Северный, Восточный, Южный), столько же, сколько входит в состав ТОФа США. В авианосное соединение войдут, кроме самого авианосца, два – четыре эсминца проекта 052С/D и столько же фрегатов проекта 054А (или в будущем эсминцы и фрегаты новых типов), а также два-три вспомогательных судна. Необходимое число эскортных кораблей для всех авианосцев гарантированно обеспечат уже к моменту ввода в строй первого из них.

Придется создавать собственный

Проблема Китая – отсутствие опыта строительства подобных кораблей. «Варяг»-«Ляонин» и тем более купленные ранее советские «Киев» и «Минск», а также австралийский «Мельбурн» не обеспечат китайских ученых и инженеров необходимыми технологиями из-за малых размеров и общей архаичности конструкции данных кораблей. По-видимому, китайские инженеры подробно изучат бразильский авианосец «Сан-Паулу» (бывший французский «Фош»), однако его ценность также ограниченна: этот корабль меньше по размерам, чем «Ляонин», при этом построен намного раньше. Интерес могут представлять лишь его катапульты. Соответственно Китаю придется создавать собственный авианосец, хотя и с заимствованием зарубежных решений.

Логика китайской морской стены

Важнейший вопрос – энергетическая установка для нового авианосца, то есть будет она обычной или ядерной. Сегодня в Китае из всех отраслей ВПК самые серьезные проблемы именно в двигателестроении (танковом, авиационном, корабельном). Решить задачу создания даже обычной ЭУ для авианосца ему крайне сложно, тем более непросто создать ядерный реактор. Впрочем, Пекин уже давно создал ЯЭУ для ПЛАРБ и ПЛА, поэтому построить реактор для надводных кораблей ему вполне по силам.

Не менее важный вопрос – выбор типа палубного самолета для нового авианосца. Это могут быть не только уже имеющийся в двух экземплярах J-15, скопированный с первого прототипа Су-33, но также палубные варианты J-10 и нового J-31, претендующего на право называться истребителем пятого поколения. Пока этих вариантов не существует, но работа над их созданием идет. Возможна и смесь этих вариантов. Кроме того, в Китае обязательно будет разрабатываться палубный самолет ДРЛО. Это достаточно сложная задача, пока ее удалось решить только в США.

Как показывает мировой опыт, все страны, имеющие «нормальные» авианосцы, начинают со строительства авианосцев с обычной ЭУ, а затем строят атомные. Впрочем, опыт этот крайне ограничен, поскольку во второй половине ХХ века стали популярны малые авианосцы с СВВП «Харриер» вместо обычных самолетов. Такие корабли делали в Великобритании (один из них затем продан в Индию), Италии и Испании (для собственных ВМС и для ВМС Таиланда). Совершенно очевидно: подобные корабли Китаю не нужны, тем более что у него нет СВВП.

С кого пример брать

Естественно, основным примером для Китая в строительстве «нормальных» авианосцев являются США, где в послевоенные годы построено 10 больших (два типа «Мидуэй», по четыре типов «Форрестол» и «Китти Хок») с обычной ЭУ, а затем 11 атомных («Энтерпрайз» и 10 типа «Нимиц») кораблей такого класса. Во Франции за двумя большими обычными авианосцами («Клемансо» и «Фош», который сейчас стал бразильским «Сан-Паулу») последовал атомный «Шарль де Голль».

СССР последовательно реализовывал все указанные концепции. Сначала были построены четыре авианесущих крейсера типа «Киев» (проекта 1143) с СВВП Як-38. Сейчас единственный уцелевший корабль этого типа переделывается для Индии в авианосец с нормальными взлетом и посадкой под истребители МиГ-29К. Затем началось строительство двух больших «нормальных» авианосцев (авианесущих крейсеров) «Адмирал Кузнецов» (проекта 1143.5) и «Варяг» (проекта 1143.6), после чего заложили атомный авианосц «Ульяновск» (проекта 1143.7), который уже должен был иметь катапульты, а не трамплин. Однако из-за распада СССР России достался лишь «Кузнецов». «Варяг» и «Ульяновск» (его готовность в начале 1992 года составляла пять процентов) остались на Украине. Первый стал «Ляонином», второй разрезан на металл.

Классификация советских кораблей как авианесущих крейсеров (а не авианосцев) имела под собой основания. Они строились в СССР не как ядро АУГ для проведения операций в открытом океане, а для ПВО районов развертывания РПК СН, то есть в относительной близости от собственных берегов. Авианесущие крейсеры не имели ударных самолетов, их роль выполняли ПКР «Базальт» или «Гранит». Благодаря наличию таких ПКР (аналогичными ракетами вооружены атомные ракетные крейсеры проекта 1144 и многоцелевые АПЛ проекта 949) корабли проекта 1143 не могли считаться классическими авианосцами, поскольку они не имеют собственного ударного оружия, а лишь средства ПВО для самообороны. Естественно, что в момент запуска ПКР корабль не может ни принимать, ни выпускать самолеты, более того, все воздушные суда в этот момент должны находиться в подпалубном ангаре. Важнейшей особенностью проекта 1143.5 является наличие носового трамплина вместо катапульты. Это единственные в мире корабли, которые используют этот трамплин для взлета самолетов с традиционными взлетом и посадкой. За рубежом такие трамплины применяются лишь на легких авианосцах, оснащенных СВВП «Харриер». Соответственно проект 1143.5 реализован без катапульты, что ограничивает возможности кораблей с точки зрения темпа выпуска самолета в воздух и не позволяет осуществить их взлет при одновременной посадке другого (американские авианосцы, имеющие две катапульты, могут выпускать и принимать воздушные суда одновременно). По-настоящему нормальным авианосцем должен был стать атомный «Ульяновск».

Если Китай последует по тому же пути, что США, Франция и СССР, он может построить сначала два-три авианосца с обычной ЭУ, а затем три-четыре с ЯЭУ. Возможны, впрочем, крайние варианты: все шесть авианосцев с обычной ЭУ (вариант относительно дешевый и быстрый) или все шесть с ЯЭУ (вариант долгий, дорогой и не имеющий аналогов в мировой практике). Выбор зависит от того, как будет решаться проблема ЭУ (как обычной, так и ядерной) и насколько быстро китайское командование захочет получить авианосцы. Есть, конечно, еще проблема палубных самолетов, но ее Китай заведомо решит быстрее, чем построит первый полноценный корабль этого класса.

Если говорить о зарубежном опыте строительства атомных авианосцев, то его имеют только США и Франция. Причем французский опыт сложно считать удачным: авианосец «Шарль де Голль» на протяжении всех 12 лет своей эксплуатации испытывает серьезные технические проблемы, в том числе и с реакторами. Как это ни парадоксально, во Франции всерьез рассматривается вариант строительства авианосца с обычной ЭУ для замены «Шарля де Голля». Кроме того, наличие в ВМС всего одного авианосца нецелесообразно, поскольку значительную часть времени он проводит в ремонте, в этот момент флот вообще не имеет авианосца (о том же свидетельствует и нынешний российский опыт). Соответственно единственный успешный пример в данной сфере продемонстрировали США.

Что касается неавианосных боевых надводных кораблей с ЯЭУ, то атомные ракетные крейсеры строили те же США (девять единиц) и СССР/Россия (четыре единицы). Однако этот опыт нельзя считать успешным. Все американские атомные крейсеры к настоящему времени уже списаны и разобраны. Из российских атомных крейсеров в строю только один («Петр Великий»), остальные три законсервированы, вероятность их возвращения в строй невелика, хотя иногда такие проекты обсуждаются.

Таким образом, копировать Китай может американские реакторы, хотя не исключен вариант российских (для упомянутых крейсеров проекта 1144). Разумеется, ни США, ни Россия официально такие технологии Китаю не передадут, но нельзя исключать вариант их получения нелегальным путем. Если это не получится, Пекин может избрать вариант строительства авианосцев с обычной ЭУ, тем более что здесь возможен вариант ее легальной покупки (скорее всего на Украине). Либо попросту поставят на авианосец лодочные реакторы. В целом проблема двигателей замедлит, но уж точно не отменит китайскую авианосную программу.

Усиление позиций

В составе ВМС НОАК авианосцы смогут решить следующие тесно связанные между собой основные задачи:

  • недопущение удара со стороны ВВС и ВМС США по территории КНР и прорыва возможной ближней и дальней морской блокады Китая американским флотом;
  • обеспечение безопасности морских коммуникаций из стран – поставщиков сырья в Китай на всем их протяжении;
  • силовое и психологическое воздействие на страны – поставщики сырья в Китай в случае нежелательных для Пекина политических процессов в этих странах, а также, возможно, завоевание новых источников сырья.

КНР способна в достаточно короткий срок построить ВМС, примерно равные ТОФу Соединенных Штатов, причем имеющие приблизительно схожие с ним ударные возможности. Пока китайцы значительно отстают от американцев в сфере ПЛО, но ведь и по ПВО они еще совсем недавно тоже сильно отставали, однако быстро это отставание сокращают. Конечно, боевой опыт ВМС США и Китая совершенно несопоставим, однако нынешние американские моряки в конце концов на море ни с кем не воевали, как и их китайские коллеги. Всего лет 10 назад американский флот мог учинить китайскому безнаказанный разгром у его родных берегов. Сегодня Соединенные Штаты заведомо выиграют у Китая в открытом океане, а вот у берегов КНР все уже неоднозначно. После того как в состав ВМС НОАК войдут «нормальные» авианосцы, США будут воевать разве что в случае прямой агрессии со стороны Китая против них самих, что в высшей степени маловероятно.

Наличие авианосцев существенно усилит позиции КНР при возникновении конфликта с Японией, поскольку появится возможность для нанесения ударов по этой стране не только с запада, но и с востока, причем удары можно будет наносить по всей территории Японии, вплоть до Хоккайдо. В случае войны с Россией ВМС НОАК, имея авианосцы, получат возможность наносить удары по Сахалину, Курильским островам и Камчатке и даже высаживать там десанты. Наличие авианосцев еще более усилит позиции Китая в споре со странами АСЕАН за принадлежность Южно-Китайского моря. В будущем велика вероятность использования авианосцев для давления на Индию. Нью-Дели активно строит океанский флот, но сравниться с Китаем индусам будет сложно, а точнее – нереально.

Избыток самообороны

Относительно операции по захвату Тайваня следует отметить, что из-за близости острова к материку участие в ней авианосцев необязательно. Китаю уже сейчас вполне хватит авиации берегового базирования. Тем не менее наличие авианосцев улучшает для Пекина условия проведения подобной операции. Они будут развернуты к востоку от Тайваня для нанесения по нему ударов с этого направления (это еще более усложнит деятельность тайваньской ПВО из-за необходимости отражать удары со всех азимутов), осуществления дальней морской блокады острова и гарантированного предотвращения вмешательства в конфликт США. Для решения этих задач ВМС НОАК хватит двух-трех авианосцев, причем одним из них может быть даже «Ляонин».

Однако маловероятно, что китайские ВМС получат первый полноценный авианосец ранее 2020 года, а все шесть – до 2030–2035-го. При этом тайваньскую проблему Пекин заведомо попробует решить раньше этих сроков. Поэтому можно с полной уверенностью утверждать: авианосцы в Китае будут строиться не для захвата Тайваня, а для решения тех задач, которые станут актуальными после включения острова в состав КНР. Тем более этот захват обеспечит Китаю свободное развертывание флота в открытый океане.

При этом вопреки мнению большинства западных экспертов ВМС не являются для Китая особым приоритетом. Просто для Запада именно этот аспект китайского военного строительства наиболее интересен, поскольку столкнуться с НОАК на суше шансов у ВС НАТО практически нет. В России, где принято просто переписывать западные источники в том, что касается развития НОАК, надо понимать: ВВС и сухопутные войска Китая усовершенствуются столь же ударными темпами. Китайская военная мощь уже давно сверхизбыточна для самообороны.

Александр Храмчихин,
заместитель директора Института политического и военного анализа

Опубликовано в выпуске № 17 (485) за 1 мая 2013 года

Нравится

Loading...
Комментарии
Флот - это самая дорогая игрушка в системе обороны. Пусть строят, раз некуда денег девать. Нам от их флота не холодно, не жарко. Для нас все сказано в последнем абзаце статьи. Этим автор ставит жирную точку, жаль, что не не лбу нашего Главковерха. А то он в последнее время лезет в засос целоваться с китайцами. Некуда больше катиться этой сухопутной армаде, кроме как на наши просторы. И остановить их уже давно нечем.Технически отстали к томуже. А они на крутом подъеме, и ох как им тесно.Как ни противна Америка, а дружить с ней придется - больше союзников у нас не будет. НЕ ОПОЗДАТЬ БЫ.
Флот - это самая дорогая игрушка в системе обороны. Пусть строят, раз некуда денег девать. Нам от их флота не холодно, не жарко. Для нас все сказано в последнем абзаце статьи. Этим автор ставит жирную точку, жаль, что не не лбу нашего Главковерха. А то он в последнее время лезет в засос целоваться с китайцами. Некуда больше катиться этой сухопутной армаде, кроме как на наши просторы. И остановить их уже давно нечем.Технически отстали к томуже. А они на крутом подъеме, и ох как им тесно.Как ни противна Америка, а дружить с ней придется - больше союзников у нас не будет. НЕ ОПОЗДАТЬ БЫ.
"Решить задачу создания даже обычной ЭУ для авианосца ему крайне сложно, тем более непросто создать ядерный реактор. Впрочем, Пекин уже давно создал ЯЭУ для ПЛАРБ и ПЛА, поэтому построить реактор для надводных кораблей ему вполне по силам". Так, всё-таки, за здравие или за упокой? Лично мне кажется, как это ни парадоксально, что для Китая сейчас проще создать ядерные ЭУ, чем обычные. Современный, а, тем более, перспективный авианосец - это авианосец с электромагнитной катапультой. А энергозатраты электромагнитной катапульты предполагают наличие ядерной ЭУ. Нет, конечно, не исключено, что один-два Ав китайцы первоначально построят с силовой установкой DN80, но это будет явный паллиатив. Не уверено, что китайцы на него пойдут. Временем для отработки ядерных ЭУ они располагают.
АНС. Штаты нам никакой не друг. Да и у самих них через 10 лет возможностей будет еще меньше, а проблем будет еще больше, пропорционально сокращению белого населения. Китай же был и останется моноэтническим, это и есть залог успеха любого народа.
Не друг.Союзник, а это разные вещи. При чем уже дважды был в двух Мировых войнах, а во Второй просто вытащил нас из дерьма. Если что, будет и опять. Мы нужны друг другу, не смотря на многие противоречия ( по мелочам ). А без штатников нам капут. Сожрут нас китайцы, если раньше изнутри не задушат мусульмане.
Китай не сможет сохранить темпы экономического роста до 2035 г. Технологическое отставание тоже останется. Поэтому сложно говорить о том, что будет через 15-20 лет.
Статейка бредовая. Автор САМ придумал, что Китай будет строить авианосцы и сам оценивает перспективы. А китайцы и не думают тратить деньги на глупые проекты. Зачем им авианосцы? Тем более, что эти гробы великолепные цели для всех надводных и подводных обитателей, а толку с них очень мало. И откуда автор высосал бред, что китайцы будут строить авианосцы приснилось ему это или перенедопил?
Я ТАК ДУМАЮ'у. Вы глубоко неправы, коллега. У китайцев уже осуществляется глубоко проработанная и развития программа строительства авианосцев. Пока планируется построить от 4 до 6 АВУ.
тоже мне нашел союзников .бред несешь товарищ.
Добавить комментарий
Фото неделиФотоархив HD
Сирийский альбом (03-07 мая 2016 г.)

 

 

Анатолий Иванько
Олег Фаличев
Константин Сивков
Алексей Песков
Алексей Захарцев
Алексей Рамм
Вниманию читателей «ВПК»
  • Обсуждаемое
  • Читаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
  • Согласны ли вы принять извинения Эрдогана?