Когда повстанцы эффективнее армии

Стране необходимо быть готовой защищаться в режиме квазивойны

Квазибоевые действия на юго-востоке Украины с высокоманевренными группами на мото- и квадроциклах дают основания считать вполне возможным реализацию сценариев, напоминающих постапокалиптические антиутопии, хотя и с учетом ряда допущений. Так называемая антитеррористическая операция киевской хунты демонстрирует только, что даже иррегулярные формирования (ополченцы), пользуясь знанием местности, могут некоторое время противостоять армейским частям, имеющим многократное превосходство в живой силе и технике.

Безусловно, сам факт участия в карательных войсках должным образом сказывается на боевой мотивации военнослужащих Украины, несмотря на агрессивную информационную обработку, дипломатическую поддержку зарубежных сил, применение психотропных и наркотических средств, создание спецбатальонов из фашиствующих элементов.

Однако использование последних в качестве заградотрядов, привлечение иностранных наемников, равно как и прямое военное вмешательство стран НАТО. могут существенным образом изменить ситуацию и подавить очаги вооруженного сопротивления.

Когда повстанцы эффективнее армии
Фото: ИТАР-ТАСС

В условиях, когда ополчение может рассчитывать только на себя, без возможности применения военных сил поддержки России, скованной дипломатическими средствами, становится очевидной необходимость выхода деятельности иррегулярных сил на новый уровень с использованием высокоманевренной тактики и персональных транспортных средств. Напомним, что ситуация на Украине рассматривается только в качестве примера – с учетом возможного повторения подобных сценариев.

Современная наземная военная техника, как тяжело-, так и легкобронированная, имеет весьма существенные ограничения по скорости перемещения, радиусу действия и проходимости. К тому же в ряде случаев ее применение избыточно для поставленных целей и задач. Передвижения в войсковых колоннах на марше обычно ограничены скоростью 50 километров в час. Для современных БТР на колесной тяге предел составляет 100–120 километров в час по шоссе. У гусеничных транспортных средств эти показатели существенно ниже. Проходимость техники также ограничена местностью. В условиях густого леса, болот, при наличии природных и техногенных преград ее передвижение невозможно без вспомогательных инженерных средств. Наконец, на театр военных действий боевая техника прибывает не своим ходом, а, как правило, по железной дороге, реже с помощью авиации.

Содержание машинного парка основной и вспомогательной техники обходится достаточно дорого и под силу только армии государства. Для ополченцев, партизан, повстанцев и прочих иррегулярных сил его наличие будет только обузой. Вместе с тем ведение боевых действий в условиях сетецентрической войны связано с отсутствием как таковой линии фронта, быстрым изменением тактической обстановки, наличием факторов, сдерживающих возможность фронтального столкновения больших групп войск: мирные жители, журналисты и всевозможные посредники, жилая застройка, угроза вмешательства третьих сил при разрастании конфликта.

В этой ситуации для обороны занимаемых позиций с растянутыми коммуникациями, одновременным изматыванием и ослаблением, деморализацией врага, даже обладающего численным и техническим превосходством, имеющим тяжелое вооружение, применима тактика «кавалерийских наскоков» – быстрых рейдов, диверсий против военной инфраструктуры, снайперских и гранатометных засад против живой силы и бронетехники противника.

Современное ручное вооружение – дальнобойные снайперские винтовки, гранатометы, ПТУР и ПЗРК позволяют решать ряд боевых задач на дистанции порядка километра-двух, не попадая под накрытие автоматическим огнем пехотных подразделений. Непосредственный огневой контакт может длиться не более нескольких минут и, как правило, после поражения намеченных целей атакующая группа переходит в отступление по заранее подготовленным маршрутам и направлениям. Ключевое условие успеха – скрытность, высокая скорость и мобильность, способность к точному огню либо кратковременной концентрации максимальной плотности стрелкового огня на ограниченном участке. И естественно, возможность быстро уйти от ответного огня пехоты и технических средств поражения.

Небольшая численность атакующих групп (три – семь человек) с минимумом техники делает практически бесперспективным использование современных средств разведки для обнаружения и уничтожения (БЛА), а обычные средства подавления – системы залпового огня, артиллерия, авиация становятся сравнимыми с пушкой при стрельбе по воробьям. Передвигающийся на мото- и квадроцикле солдат может иметь более тяжелое оружие и защиту, способен перемещать больший вес, чем мотострелок на БМП, оснащен большим количеством средств коммуникации. К месту боестолкновения он прибывает на индивидуальном транспорте, покидает после короткого боя тоже самостоятельно.

Таким образом, в составе стандартной мотоманевренной группы могут находиться один-два снайпера с дальнобойными, в том числе крупнокалиберными (12,7–14,5 мм) винтовками, один-два оператора ручных гранатометов и ПЗРК, а также прикрывающие их автоматчики. Последние могут работать вторыми номерами и не открывать огонь в силу рабочей дистанции от километра. В случае с комбинированными экипажами мото-, квадроцикла или багги возможна схема: водитель-автоматчик, пассажир – основной стрелок (снайпер или гранатометчик). Естественно, стрельба ведется не с транспортного средства и не во время движения, как хотелось бы поклонникам голливудской продукции.

При использовании квадроциклов и багги имеется возможность применять пулеметы, в том числе крупнокалиберные, автоматические гранатометы, а запас ПЗРК, ПТУР может возрасти до 10–20 единиц на группу. Возможны различные сочетания: один-два багги с установленным оружием, одно грузовое четырехколесное транспортное средство высокой проходимости (багги или так называемая котлета – кардинально переработанный автомобиль повышенной проходимости) и три-четыре подготовленных мотоцикла.

Технические требования к мототранспорту:

  • легкость – сухой вес не более 200 килограммов, что связано с возможностью эксплуатации в условиях бездорожья, когда мотоцикл может быть перемещен через препятствие силами максимум двух человек;
  • запас хода – не менее 500 километров по шоссе на одной заправке (как у общевойсковой бронетехники), что подразумевает объем бака не менее 20–25 литров при объеме двигателя не более 600–700 кубических сантиметров;
  • полезный груз – перевозка до двух вооруженных и экипированных солдат. С возможностью креплений на внешних кронштейнах оборудования и груза суммарной массой до 50 килограммов.

 

Технические требования к квадроциклам и багги:

  • легкость – сухой вес не более 500–700 килограммов, что связано с эксплуатацией в условиях бездорожья, когда квадроцикл может быть перемещен через препятствие силами максимум трех-четырех человек;
  • запас хода – не менее 500 километров по шоссе на одной заправке, что подразумевает объем бака не менее 40–45 литров при объеме двигателя не более 1200 кубических сантиметров;
  • полезный груз – перевозка до трех вооруженных и экипированных солдат. С возможностью креплений на внешних кронштейнах оборудования и груза суммарной массой до 150 килограммов.

 

Общие технические и эксплуатационные требования:

  • прочность, надежность – характеристики конструкции ориентированы на довольно жесткие условия эксплуатации с разницей температур, высоким уровнем загрязнения, отсутствием оригинальных и качественных ГСМ и запасных частей. Внедорожная подготовленность и живучесть соответствует стандартам ралли-рейдов. За создание подобных образцов должны браться соответствующие спортивные производители;
  • простота, ремонтопригодность – ТС с некритическими повреждениями легко ремонтируется при помощи подручных или стандартных технических средств (ремкомплектов) лицами без специальных технических знаний за короткий срок;
  • скрытность – камуфлированная раскраска, низкий по сравнению с гражданскими моделями уровень шума, возможность установки маскировочных средств, в том числе снижения видимости в инфракрасном диапазоне;
  • скорость – комфортная крейсерская скорость по шоссе не менее 120 километров в час. Возможность двигаться с максимальной скоростью по шоссе до 150 километров в час не менее часа;
  • проходимость – преодоление лесных зарослей, скальных, водных преград при помощи носимого оборудования (лебедка, домкрат, надувные емкости, саперные лопатки и пилы).

 

Массовое использование гражданской авто- и мототехники в условиях Украины и аналогичных ситуациях может существенным образом изменить тактику и ход боевых столкновений. Стоит учитывать ряд следующих факторов:

  • стоимость и сроки разработки и создания перспективных образцов мототехники на порядки меньше по сравнению с аналогичными показателями на военные образцы;
  • затраты на подготовку и обучение персонала сопоставимо меньше, имеется возможность создания большого мобильного резерва для иррегулярных войск за счет реконструкторских и спортивных клубов, сообществ энтузиастов технической направленности;
  • имеющееся стрелковое и переносное оружие не требует серьезной адаптации и переделки для использования в условиях маневренной мотовойны;
  • поставка авто- и мототехники не ограничена никакими конвенциями, может быть осуществлена в сжатые сроки в достаточных количествах.

 

Вероятнее всего, «украинский сценарий» – не первый и не последний. Россия должна быть готова к обороне и защите своих интересов в таком варианте квазивойны. Необходим существенный резерв авто- и мототехники для организации массового сопротивления интервентам, добровольческой помощи братским силам и движениям, а также людской резерв из участников авто- и мотоклубов, способных управлять подобной техникой, осуществлять ремонт и обслуживание, с возможностью овладения в сжатые сроки боевыми специальностями.

Антон Дождиков,
кандидат политических наук

Опубликовано в выпуске № 20 (538) за 4 июня 2014 года

Нравится

Loading...
Комментарии
Не пропадает ощущение, что это пособие для террористических групп для, допустим, юга РФ. Автор, - голова на месте? Прямо "постапокалиптическая антиутопия" на фоне синдрома абстиненции.
Автор, он и есть автор.Пишет, что знает. А вот у редактора точно головы нет.
8Ж38, Владимиру. А вам пособие по девелопингу требуется? Самое время для такого пособия!
Террористические группы юга давно уже эти вещи, знают. Надо чтоб народ знал!
Василий, автор и редактор правы.
"Когда повстанцы эффективнее армии" Когда прикрываются мирными гражданами, а армия не готова мочить всех без разбора.
Когда повстанцы - не повстанцы, а наемники, служившие и получившие обширный боевой опыт в российской армии.
Автор абсолютно прав!!! в 1989 году закончилась та самая "Война "Тойет" В которой армия захолустной республики Чад нанесла поражение вышколенным войскам Ливии. Это, напомню, когда Муаммар Каддафи был в расцвете сил. Причина победы простая - 400 пикапов -"тойет" с установленным стрелковым крупнокалиберным вооружением - пулеметы, минометы, гранатометы. Да и укрофашисты "облегчаются" - пересаживаются на "Дозор-Б" доморощенный аналог Хаммера
Меж тем ополченцы использовали БМВ Х5 в 34 кузове для атаки:) машина -в решето, но двое повстанцев живые - уничтожили джип, БТР и долбанули по общаге с укропами. Идеяприменения переделанной гражданской автомототехники находит применения
Уважаемый Автор,война не в вакууме ведется,повстанцы обороняют населенные пункты,они снабжаются из России,в конце концов есть места обучения молодого пополнения,их тоже защищать надо.Невозможно вести войну в стиле бей-беги,базы повстанцев не за границей,они на территории Украины. Уважаемый Автор,не надо считать военных дураками,эксперименты с легкими соединениями проводились во всем мире,в т.ч.и в СССР,американцами так вообще в ходе боевых действий. У них крайне слабая устойчивость к БТТ,компенсировать может низкий профессионализм(на уровне ливийцев,но эти хуже египтян,сирийцев и иранцев),либо превосходством в воздухе(у повстанцев появились ВВС?).Наткнется такая колонна на блокпост с нормальным инженерным оснащением и системой огня,и ничего кроме быстрого удара и отхода сделать не сможет. Да,если нет гербовой,то и на туалетной напишешь,но зачем стремиться к такому положению?
Более вменяемой статьи о "легкой кавалерии" в наши дни не встречал среди "диванных стратегов". Это говорит о том, что у господ армейцев из генштабов - "туннельное мышление". Им подавай танки, самолеты, бронетехнику, армейские заказы, на которых можно пилить бабло. Автор - не военный, пишет, как умеет. Но вот и Стрелков - реконструктор, а воюет лучше, чем многие "классические" хенералы. Может быть пора армейским умерить спесь? Или боятся потерять денюжки?
Добавить комментарий
Фото неделиФотоархив HD
Конкурс военных кинологов «Верный друг»

 

 

Константин Сивков
Вниманию читателей «ВПК»
  • Обсуждаемое
  • Читаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц