«Кореец» вместо «француза»

Отказ Франции от поставки «Мистралей»: кризис или окно возможностей?

Политические события последних месяцев, связанные с Украиной, наиболее серьезно отразились на военно-техническом сотрудничестве. Под санкции ЕС попали не только покупки ВВТ у нашей страны, но и ввоз европейских вооружений и технологий в Россию. Сам по себе военный импорт из Европы не носит существенного для отечественной обороноспособности характера (возможно, кроме поставок отдельных материалов и комплектующих), а ряд нашумевших в прошлом контрактов был свернут еще до раскрутки санкционного маховика, к примеру на поставки итальянских легких бронированных машин Iveco LMV65. Но тучи сгущаются и над символом взаимоотношений России и ЕС – контрактом стоимостью 1,16 миллиарда евро на поставку двух французских универсальных десантных кораблей (УДК, в нашей флотской традиции – ДВКД, десантных вертолетных кораблей-доков) типа Mistral.

Они были заказаны Россией в 2011 году у французского судостроительного объединения DCNS. Стоимость двух кораблей составит 980 миллионов евро, а остальные затраты подразумевают передачу технической документации и лицензий, обучение и т. д. Параметры контракта предполагали приобретение Россией двух УДК, которые строятся во Франции при головной роли DCNS верфью STX Europe в Сен-Назере (кормовые их части по контракту изготовлены в Санкт-Петербурге на ООО «Балтийский завод – судостроение»), и опцион еще на два корабля, которые в перспективе должны быть сделаны в России. Следует отметить, что согласно имеющейся информации о структуре контракта корабельная автоматизированная система боевого управления SENIT 9 передается российской стороне только при условии заказа четырех УДК.

При успешной локализации «русифицированный» Dokdo способен стать грозным игроком на мировом рынке вооружений

Обратим внимание на тот факт, что уже в 2012 году сообщалось: заказ ВМФ России на УДК типа Mistral может быть сокращен с четырех до двух корпусов. Якобы об этом президент Владимир Путин сказал своему французскому коллеге Франсуа Олланду. В качестве компенсации Парижу было предложено принять участие в строительстве пяти горнолыжных курортов на Северном Кавказе по программе создания пресловутого Северокавказского туристического кластера.

Как бы там ни было, нашему ВМФ в итоге должны быть переданы только два УДК. Отметим, что по требованию заказчика в базовый проект внесены изменения, связанные с необходимостью устанавливать российские системы вооружений, а также приспособить корабли для действий в условиях низких температур. Резонно предположить, что система SENIT 9 при этом не передается.

До украинских событий, несмотря на критику этой закупки внутри России и объективные трудности, строительство велось почти без отклонений от графика и головной корабль – «Владивосток» должен был уже в октябре 2014 года прийти в Россию на достройку на ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь». Однако в коммерческую сделку вмешались события высокого порядка, связанные с недовольством Запада политикой РФ в отношении Украины. И контракт на два УДК стал разменной монетой, средством шантажа.

Хотя Франция до последнего сопротивлялась давлению со стороны других стран Евросоюза, НАТО и США, которые требовали заморозить поставку кораблей, накануне саммита Североатлантического альянса в Уэльсе президент Олланд все же сделал заявление об условиях передачи первого УДК типа Mistral в Россию. Под ними на тот момент подразумевалось прекращение огня на востоке Украины. Традиционно последовали ответы официальных и неназванных российских лиц, которые грозили Франции судебными исками и неустойками, но насколько можно судить, реальная красная черта будет перейдена 1 ноября текущего года, когда по условиям контракта «Владивосток» должен быть передан заказчику («Севастополь» – 1 ноября 2015 года).

«Кореец» вместо «француза»

В ожидании этого события многие задаются вопросом: как будет развиваться ситуация, если Париж все же примет решение приостановить передачу корабля. Очевидно, что негативные последствия такого шага ударят в первую очередь по самой Франции, и они активно обсуждаются на страницах зарубежной прессы. Но намного интереснее возможные действия России.

Если оставить за скобками вопрос о необходимости наличия УДК в составе отечественного ВМФ и как аксиому принять то, что флоту они нужны, сразу же возникает вопрос о возможностях российской оборонной промышленности по импортозамещению такого класса кораблей.

Напомним, что «Мистрали» имеют полное водоизмещение 21 300 тонн и являются своего рода уменьшенным вариантом классических американских УДК, представляя сбалансированный проект под конкретные французские потребности. Это экспедиционные корабли для длительных действий в удаленных водах, включая использование в качестве судна управления, при минимальных требованиях к боевой составляющей. «Мистрали» имеют высокую степень автоматизации, проектировались в значительной мере по коммерческим нормативам и первыми в мире – из крупных боевых единиц – оснащены электроэнергетической установкой и винторулевыми движителями. Во внутреннем доке корабля возможно размещение катеров: четырех десантных типа LCM, либо двух на воздушной подушке американских LCAC, или же двух скоростных L-CAT катамаранного «водопрорезающего» типа.

Интересно, что в тени основного контракта для ВМФ России на собственно ДВКД с французами весной 2013 года было заключено соглашение на поставку четырех десантных катеров СТМ NG (строились компанией STX Lorient), которые должны быть переданы также до 1 ноября 2014 года. Имеется опцион еще на четыре катера, для ДВКД «Владивосток», но в свете последних событий его судьба остается туманной (впрочем, нельзя исключать, что его удалось подписать в течение лета 2014-го).

Очевидно, что ни российские, ни советские корабелы не имели опыта подобного строительства, тем более на таком технологическом уровне. Те большие десантные корабли, которые входили в состав ВМФ СССР и были унаследованы современным флотом, концептуально и технологически представляют совершенно иное направление. С учетом того, что, по известным данным, в постсоветский период проектирование УДК российским КБ не заказывалось, можно предположить: в лучшем случае в наличии имеются лишь эскизные проработки, сделанные инициативно. То есть при возможной выдаче заказа со стороны Министерства обороны понадобится несколько лет только для того, чтобы подготовить проект. О возможных трудностях на этом пути красноречиво говорит опыт разработки проектов как авианосца силами ОАО «Невское ПКБ», так и корабля меньшего водоизмещения класса «эскадренный миноносец» (проектирование ведется уже несколько лет).

«Кореец» вместо «француза»

Подстерегающие сложности при строительстве собственными силами можно проследить по истории с модернизацией ТАВКР проекта 11434 «Адмирал Горшков» для индийского заказчика, с серией фрегатов проекта 22350, а также с головным большим десантным кораблем проекта 11711 «Иван Грен», отметим, намного более простым по конструкции, чем Mistral.

С учетом того, что на сегодня основные верфи страны уже заняты в реализации сформированной программы вооружения на период до 2020 года, а также рядом гражданских программ, и принимая во внимание ограниченное число площадок с длинными стапелями или доками, строящиеся или планируемые к закладке заказы, размещение среди них еще двух УДК в ближайшие годы выглядит маловероятным.

Наконец, нельзя забывать и о технологическом аспекте. Выше уже говорилось о том, что УДК Mistral оснащены электроэнергетической установкой и винторулевыми движителями, освоение которых в России в свете эмбарго на передачу технологий двойного назначения выглядит практически нереальным. То же можно сказать и про ряд других систем корабля, вроде упоминавшейся выше боевой информационно-управляющей системы SENIT 9. Возможность разработки отечественных аналогов в разумные сроки вызывает сомнение. Да и стоимость этих кораблей – большой вопрос.

Остается вариант сотрудничества с другими странами. Если вспомнить историю контракта на закупку УДК для России, то наряду с французами в тендере принимали участие проекты голландской компании Schelde Shipbuilding, испанской Navantia и российской «Звезды». Они выставили на тендер десантные корабли классов Rotterdam, Juan Carlos I и Dokdo соответственно. При этом «Звезда» выступала в качестве партнера южнокорейской Daewoo Marine Shipbuilding & Engineering (DSME). По очевидным причинам голландский и испанский проекты уже нерелевантны, но следует обратить внимание на потенциал сотрудничества с Южной Кореей, даже несмотря на пока не совсем удачный опыт совместного возведения верфи с той же Daewoo.

Dokdo имеет полное водоизмещение 19 000 тонн, оснащен доковой камерой с двумя КВП LCAC и подпалубным ангаром, рассчитанным на 10 вертолетов UH-60. Десантовместимость составляет 720 человек и до 40 единиц техники (включая шесть танков). Корабль несет значительное оборонительное вооружение. Дизельная ЭУ обеспечивает скорость хода до 23 узлов.

Причем, как можно судить, в отличие от подобных единиц других стран корейский УДК ориентирован не на заморские экспедиционные действия, а на операции в прибрежных водах. То есть его предназначение больше соответствует интересам и российского ВМФ. При этом южнокорейский флот планирует иметь три таких корабля, рассматривая их в качестве флагманских единиц трех формируемых ударных групп. Второй УДК серии был заказан в 2012 году.

Безусловно, как и в большой части другой корейской военной техники, в Dokdo присутствует значительное количество комплектующих и оборудования производства США, то есть он подпадает под действие американского режима экспортного контроля ITAR (International Traffic in Arms Regulations). Фактически корабль не может быть поставлен за рубеж без согласия правительства Соединенных Штатов. Свои возможности в применении принципов ITAR Вашингтон уже не раз демонстрировал, то есть для нашей страны угроза отказа при попытке закупки военной продукции и техники двойного назначения совершенно не надуманная. Но тем самым открывается и возможное поле для сотрудничества с Россией, которая может со своей стороны поставить или разработать аналоги американских систем.

Отметим, что у нас имеется богатый опыт сотрудничества с корейскими предприятиями в области высокотехнологичных военных разработок. Так, наша страна поставляла двигатель РД-191 для ракеты-носителя KSLV-1, в России фактически была разработана многофункциональная РЛС для ЗРК средней дальности KM-SAM, мы принимали активное участие в разработке ПЗРК Chiron-1. То есть опыт, подчеркнем еще раз, имеется, причем на взаимовыгодной основе. Интересен и тот факт, что некоторые разработки в интересах корейцев нашли применение и в России. Так, благодаря полетам РН KSLV-1 был фактически отработан универсальный ракетный модуль (первая ступень) для отечественной «Ангары», а РЛС от ЗРК KM-SAM станет составной частью нового российского комплекса «Витязь».

Подобного рода проект может быть востребован и на мировом рынке. Строительство своих УДК в настоящее время предполагают, в частности, Германия, Италия и, видимо, КНР. Ряд зарубежных компаний ведет разработку проектов таких кораблей и для экспортных предложений. В Индии объявлен тендер на постройку четырех УДК. При этом они заказываются и поступают на вооружение еще ряда стран. В сентябре этого года УДК Kalaat Beni-Abbes был передан алжирскому флоту итальянской компанией Orizzonte Sistemi Navali. Мьянма также заявила о своем интересе к закупке УДК, причем, что характерно, к проекту DSME.

Таким образом, есть основания предположить, что и русско-корейский УДК имеет право на существование и может быть реализован в металле. При успешной локализации «русифицированный» Dokdo способен стать еще более грозным игроком на мировом рынке вооружений, при этом с нашим участием.

Свои возможности быть надежным партнером по кооперации российская судостроительная промышленность показала при реализации контракта на те же «Владивосток» и «Севастополь», когда, хотя и не без шероховатостей, кормовые части были построены в срок и состыкованы с тем, что изготовили французы, с «миллиметровыми» зазорами. Наконец, совместный российско-корейский проект может наполнить новым содержанием производственную программу для строящейся дальневосточной верфи.

Андрей Фролов, главный редактор журнала «Экспорт вооружений»

Опубликовано в выпуске № 35 (553) за 24 сентября 2014 года

Нравится

Loading...
Комментарии
Зачем они вообще то нужны, куда, в обозримом будущем,высаживаться собираемся? У флота есть и более актуальные проблемы. Но самое обидное то, что деньги могут и не вернуть. Есть масса таких юредических тонкостей, да и причина на виду у всех. И переплатили за них изрядно. Здесь тоже есть маленький вопросик...
Доверять нельзя Южной Корее,так как тесно сотрудничает с США и может также приостановить строительство кораблей, тем самым Россия отстанет на 20 лет.
А Южная Корея не зависит в своей обороне от США на 100%? Или Франков США заставили, а южнокорейцев нет? Странная логика
Надо с Северной Кореей сотрудничество развивать - беспроигрышный вариант!
А можно вспомнить и свою историю и в очередной раз понять, что на заводе никого нет в списке друзей России. Не потому что они все враги, а по слабости своей, перед англосаксонским миром, а зачем нам слабые друзья? Слабые друзья хуже врагов, но у как известно, у Европы матушки, есть таки свой и не слабый локомотив, Германия, так? А раз так и поле европейской карты будет вновь пилиться под текущие интересы англосаксов, то становится очевидным, что только ось Берлин Москва, может стать игроком с сопоставимой с англосаксами мощью. Интересы Германии, не затрагивая интересов России, состоят в том, что бы не стать в третий раз пушечным мясом в ТМВ, а наши интересы в том, что бы не завоевывать очередной день победы, немыслимыми жертвами. Если так, то при чем тут Корея, Франция и прочая представители дружной семьи народов мира? Или после двух мировых войн, кому то не ясно стало, о чём говорил Сталин, сказав что во всем виновата Англия? Если так, то именно сотрудничество с КНДР наше всё и горе нам, если чужие интересы, не позволят наладить отношения с Германией.
Солониковед. Кто про что, а вшивый все про баню.
Вот, что интересно Пухов Руслан со своей командой в три горла орал, как необходимы нам Мистрали, даже здесь в газете ВПК есть большая статья Пухова. Что, дескать, Россия никогда ничего подобного не делала и не сможет сделать. А здесь его соловей распелся. Тьфу, противно читать этих продажных экспертов. Может, газета ВПК получает свой процент за это.
Николай. Ошибаешься. Газета еще и платит за это. А вот политику газеты определяет Главред.
Может и ошибаюсь. Но точно не главред, а Хозяин- Издатель
С этими баржами менее более понятно. С нашими судостроительными мощностями примерно тоже. Но нафига на каждом заборе писать, что "Мистраль" особо не нужен ВМФ России. Козе понятно, что к ним еще кораблей эскорта наделать надо. И раз уж так складывается, что от контракта можно отъехать, да еще и заработать, то нужно всей Россией ныть по поводу неполучения этих УДК, типа "всё на пипец". А у нас даже соответствующий вице-премьер выражает бурный восторг. Что в ходе судебного разбирательства истолкуют как саботаж с российской стороны, с предсказуемыми последствиями. С другой стороны США в антироссийский майдан потратило 5 млрд$, а Россия 1,16 млрд ЕU. При этом либо деньги вернутся с ростом антиамериканизма во Франции, либо на Черном море УДК, который заставит Украину все войска сосредоточить на Юге в ожидании парирования возможного десанта (а иначе народ задумается, так ли опасна для них Россия), вместо давления на Новороссию, что может развалить украину.
С этими баржами менее более понятно. С нашими судостроительными мощностями примерно тоже. Но нафига на каждом заборе писать, что "Мистраль" особо не нужен ВМФ России. Козе понятно, что к ним еще кораблей эскорта наделать надо. И раз уж так складывается, что от контракта можно отъехать, да еще и заработать, то нужно всей Россией ныть по поводу неполучения этих УДК, типа "всё на пипец". А у нас даже соответствующий вице-премьер выражает бурный восторг. Что в ходе судебного разбирательства истолкуют как саботаж с российской стороны, с предсказуемыми последствиями. С другой стороны США в антироссийский майдан потратило 5 млрд$, а Россия 1,16 млрд ЕU. При этом либо деньги вернутся с ростом антиамериканизма во Франции, либо на Черном море УДК, который заставит Украину все войска сосредоточить на Юге в ожидании парирования возможного десанта (а иначе народ задумается, так ли опасна для них Россия), вместо давления на Новороссию, что может развалить украину.
с корейцами необходимо начать переговоры,если смогут.Будем заключать контракт,откажутся.Вообще ход конем сделаем с Китаем.И им не помешает и кучу своих систем на него поставим,заодно промышленность подтянется.Будет перспектива на экспорт взаимовыгодный.
"aleksandrs95: с корейцами необходимо начать переговоры,если смогут.Будем заключать контракт,откажутся.Вообще ход конем сделаем с Китаем." 1) Корейцы неплохо помнят о том, кто защитил их от северокорейского счастья, поэтому никогда в принципиальных вопросах не пойдут против своего союзника и гаранта безопасности. 2) Действительно, можно разместить заказ в Китае. Но, какая польза от этого для России. Кроме того, ни в России, ни в Китае нет мощных турбин для кораблей такого класса (покупают украинские).
Франция, насколько известно, владеет огромными розничными сетями в России, в частности Метро. Дать пинка под зад. Вообще запретить западный ретейл, или сделать как в СМИ - не более 20%.
я совсем не эксперт в области судостроения,и тем более военных корабей. потому и не комментирую а вопросы задаю, сам себе и немножко вслух. Впорос и серии "куда деньги идут?" Вот, в те времена, когда мы в Союзе жили, кто нам корабли собирал, я про военные? Помню, только, что делали сами, и делали то, чего в мире не было, один "Лунь" чего стоил. Может я сильно ошибаюсь, ведь тогда еще ни "glasnosti" не было, ни какого-либо и уже хорошо регулируемого интернета, как сейчас, не было, ни источников "незаисимых"- кроме как "Голоса Америки" или "Немецкая волна" и иже с ними - тоже тогда не было, и о том, что делали на наших верфях даже в "Красной звезде" совсем не всегда печатали. Быть может уже тогда мы свои корабли "за бугром" покупали? Но если было чему поверить и "вражьим голосам", так в том, что наш флот был для них реальной сдерживающей силой, даже "красной угрозой". Значит ресурсы тогда у нас были - и людские в том числе. Вспомните хотя бы ту систему профтехобразования, которая была, наставничество. А сейчас кого к станкам ставить? Я надеюсь, что специализированные КБ еще как-то сохранились. Ну купим мы не на западе, купим у восточных партнеров. Безопасность наша от этого не намного повысится. может на эти "сумасшедшие" деньги лучше все же наши предприятия восстанавливать, вернуть систему профтехобразования, и специального высшего. И вкладываться в технологии, воровать их, в конце концов. Пока еще есть "мирная передышка", пока еше за нашими ресурсами - лесными, неефтяными, минеральными не потянулись рук с востока и запада. Поясню свои опасения - допустим, есть у вас вороватый сосед (бывает такое, правда?), вы ему доверите противоугонку в машину вашу поставить, вместо вас, ну, положим, спец он крутой по угонам? А замок в вашу квартиру поставить тоже доверите? Нет ведь? Так как же мы тогда на вражеских корабях воевать будем? С их электронной начинкой, системами целеуказания, с их комплектующими - от элементной базы, до деталей двигателей, которых у нас нет и не будет, когда они нам реально понадобятся. Объясните мне, дураку, пожалуйста. Извините за резкость. У меня есть только одно объяснение всем этим метаниям с заказами - нет больше "наших" ресурсов, нет больше "нашей" безопасности, а есть только интересы кланов, групп, для которых "Россия" - звук пустой, какими бы словами они не прикрывались, для них важнее прибыль сиюминутная, а не интересы государства и общества. Пока не увижу наши корабли с нашей верфи - не поверю.
Не надо быть никаким экспертом, что бы на 25-ом годе демократизации и гласности понять. Реальную угрозу ВМФ СССР представлял не из-за каких то особенных чудо кораблей. Такие и тогда, нам иметь было запрещено, не купили же в 30-е проект-F (Бисмарк), разменявши боеготовность Флота на болтовню великих организаторов военного строительства. Ни своей разведкой, не своей эффективностью или многочисленностью ВМБ был силен наш флот. Ничего этого нашему ВМФ никогда не давали, как уже помянутого Луня, Альбатроса(Бе-40), як-41, нормальных авианосцев и спасательных средств, как например в фильме про квадрат 36-80. Ничегошеньки у ВМФ СССР не было, но его боялись! Конечно, его хоть и бестолковая, но многочисленность, являлась некоей угрозой, но главное это моряки, люди, которые на идиотских кораблях и в чудовищных условиях, обеспечивали разного рода безумные анадыри. Именно нашего флотского люда, боялись враги, ведь смогли же русские солдаты, уступая в качестве ВиВТ вермахта, победить в войне, смогли. Но к сожалению, есть большая опасность, что и сейчас, наш флот будет завален металлоломом типа Мистралей и нас будут боятся только из за большого его количества и из за моряков наших героических. Нашему флоту нужна защита в лице народного контроля, так и корабли будут нужные и люди целы. Но к сожалению, принимаются проверенные временем решения, смотрим дурку с мистралями
Добавить комментарий
Фото неделиФотоархив HD
Сирийский альбом (03-07 мая 2016 г.)

 

 

Анатолий Иванько
Олег Фаличев
Константин Сивков
Алексей Песков
Алексей Захарцев
Алексей Рамм
Вниманию читателей «ВПК»
  • Обсуждаемое
  • Читаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
  • Согласны ли вы принять извинения Эрдогана?