Халтура в ответ на вызовы

Военная доктрина осталась декларацией, малопригодной для практического применения

В июле 2014 года в соответствии с указанием президента Российской Федерации Владимира Путина стартовал процесс уточнения национальной Военной доктрины. Необходимость ее переработки, причем радикальной, отмечали многие военные эксперты. В результате после полугодовой работы в нее внесены несущественные и порой весьма сомнительные изменения. Гора родила мышь.

Введенная в 2010 году редакция Военной доктрины Российской Федерации (ВД РФ) не соответствовала требованиям, предъявляемым к документам такого уровня, ни по структуре, ни по содержанию. Поэтому ее пересмотр, инициированный президентом, был воспринят как один из важнейших шагов в направлении воссоздания эффективной системы обеспечения военной безопасности нашей страны.

Обзор наиболее существенных изменений показывает, что они либо не вполне корректны, либо весьма тривиальны

В соответствии с указанием главы государства новую редакцию ВД РФ следовало отдать на утверждение к декабрю 2014 года. В назначенные сроки документ был разработан и представлен президенту, который и ввел его в действие 26 декабря. Но как показывает анализ, ни в содержательном, ни в структурном отношении ВД РФ серьезной переработке, к сожалению, не подверглась. Концептуально все осталось прежним. Модификация затронула лишь некоторые аспекты. При этом наряду с действительно актуальными некоторые изменения носили сиюминутный и конъюнктурный характер, порой имея весьма отдаленное отношение к проблемам именно военной безопасности страны.

В числе наиболее важных стоит отметить прежде всего дополнения, касающиеся неядерного сдерживания. Соответствующее понятие введено в первый раздел ВД: «Система неядерного сдерживания – комплекс внешнеполитических, военных и военно-технических мер, направленных на предотвращение агрессии против Российской Федерации неядерными средствами». Правда, называть комплекс мер системой не вполне корректно, поскольку под нею обычно понимается совокупность материальных, информационных и иных элементов, объектов и организаций, но не процессов, каковыми являются меры. Кроме того, под это определение подпадает практически все многообразие внешнеполитической и военной деятельности по предотвращению, парированию и нейтрализации военных угроз. Тогда как принципиально новая возможность создания системы, позволяющей осуществлять стратегическое неядерное сдерживание высокоточным оружием большой дальности, отражения в ВД РФ не нашла. Хотя соответствующие работы у нас ведутся, имеется вся необходимая технологическая база. Между тем в США концепция быстрого глобального удара уже давно закреплена в соответствующих руководящих документах.

Наверное, стоило бы ввести понятие системы стратегического неядерного сдерживания (коль скоро в России взят курс на ее создание), под которой следует понимать совокупность высокоточного оружия большой дальности наземного, морского и воздушного базирования, их носителей, комплекс управления ими и их всестороннего обеспечения.

Халтура в ответ на вызовы
Коллаж Андрея Седых

Приведенное же в ВД РФ определение не несет существенного для документа значения. Это подтверждается тем, что далее по тексту оно ни разу не упоминается. То есть никаких указаний на то, как система стратегического неядерного сдерживания должна развиваться и совершенствоваться, в доктрине нет.

Другим важным изменением является введение в текст документа определения мобилизационной готовности страны. Под этим понимается «способность Вооруженных Сил, других войск и органов, экономики государства, а также федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций к выполнению мобилизационных планов». В тексте предыдущей редакции такого понятия не было. Мобилизационная готовность рассматривалась применительно к отдельным элементам военной организации государства – Вооруженным Силам, другим войскам и оборонно-промышленному комплексу, но не к стране в целом. Соответственно раздел «Мобилизационная подготовка экономики, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций» заменен на «Мобилизационная подготовка и мобилизационная готовность Российской Федерации». Это, конечно, шаг вперед, ведь мобилизационной готовностью должна обладать вся страна, а не только отдельные ее компоненты, пусть и наиболее важные. Однако содержание раздела осталось практически неизменным. В частности, не разъяснено положение о создании «специальных формирований, предназначенных при объявлении мобилизации для передачи в Вооруженные Силы или использования в интересах экономики Российской Федерации». Что это за формирования, каковы их статус и положение в военной организации государства, основы комплектования и функционирования в мирное и военное время? Об этом не говорится. А ведь для того, чтобы они смогли исполнить возлагаемые на них функции, их следует формировать в мирное время. Требование об их создании содержалось и в предыдущей редакции (в незначительно отличающейся формулировке). Однако ни о чем подобном ни в правовом, ни тем более в организационном поле за прошедшие почти пять лет пока никто не слышал. То есть пункт в ВД включили, а выполнять даже не думали.

Возвращение идеологического противостояния

Бесспорно, важным является признание факта нарастания идеологического и межконфессионального противостояния. В новой редакции он обозначен весьма осторожно – как «соперничество ценностных ориентиров и моделей развития». Так как ядром любой идеологической или теологической конструкции остается система ценностей и вытекающая из них модель развития и жизнедеятельности общества, то подобное положение говорит о признании факта нарастающего идеологического противостояния в мире. Ведь развивающийся нынешний конфликт нашей страны с Западом в своей основе имеет достаточно серьезную идеологическую составляющую, которая базируется на несовпадении системы ценностных ориентиров российского и либерального обществ. Признавая «соперничество ценностных ориентиров и моделей развития» как фактор, определяющий нарастание военной напряженности, остаться без четко сформулированной собственной системы ценностей, закрепленной как духовная основа государства, совершенно недопустимо. Это значит быть незащищенными в важнейшей сфере информационного противоборства. Что особенно актуально, и в новой редакции ВД РФ в числе одной из важнейших военных опасностей отмечена «деятельность по информационному воздействию на население, в первую очередь на молодых граждан страны, имеющая целью подрыв исторических, духовных и патриотических традиций в области защиты Отечества». Но тогда становится совершенно неприемлемой статья в российской Конституции, закрепляющая запрет на государственную идеологию, – ее необходимо убрать из Основного закона страны.

Халтура в ответ на вызовы
Коллаж Андрея Седых

Весьма сомнительной новацией новой редакции ВД РФ является включение в число внешних и внутренних военных опасностей деструктивной деятельности иностранных спецслужб и работающих на них некоммерческих организаций в информационной и социально-политической сферах. Можно согласиться с тем, что такая деятельность способна привести на определенном этапе ее развития и при благоприятных для этого условиях к возникновению внутреннего вооруженного противостояния в российском обществе. Однако одними информационными и социально-политическими действиями довести дело до реального вооруженного конфликта невозможно – необходима экономическая составляющая. Почему же тогда в ВД РФ не включили положение о коррупции, других экономических преступлениях, иностранных экономических санкциях, преднамеренном саботаже или некомпетентности отдельных должностных лиц как факторах военной угрозы? Ведь такая деятельность чрезвычайно опасна для страны. Следует признать, что нейтрализация данной угрозы выходит за пределы компетенции именно военной организации, относясь к сфере ответственности систем политической и общественной безопасности. Это же относится и к включенной в число внутренних военных опасностей «деятельности, направленной на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране, дезорганизацию функционирования органов государственной власти, важных государственных объектов и информационной инфраструктуры Российской Федерации», а также «провоцирование межнациональной и социальной напряженности, экстремизма, разжигание этнической и религиозной ненависти либо вражды».

Вызывает сомнение целесообразность включения в ВД РФ в качестве отдельной задачи «обеспечение национальных интересов Российской Федерации в Арктике». Отечественные Вооруженные Силы и военная организация в целом призваны обеспечивать защиту национальных интересов во всех регионах мира, где они имеют место быть. Выделение Арктики в этом смысле носит конъюнктурный характер и не имеет существенного политического или военно-стратегического смысла.

Очевидно тривиальным и, следовательно, бесполезным для доктрины является положение о том, что «применение Вооруженных Сил, других войск и органов осуществляется решительно, целенаправленно и комплексно на основе заблаговременного и постоянного анализа складывающейся военно-политической и военно-стратегической обстановки».

Таким образом, обзор основных, наиболее существенных изменений показывает, что они либо не вполне корректны, либо весьма тривиальны, либо имеют отдаленное отношение к предмету. Между тем действительно необходимые нововведения не внесены. Остановимся на наиболее проблемных моментах.

Главное не определено

Прежде всего нигде в ВД РФ так и не названы источники военных угроз, без чего нельзя корректно определяться с методами обеспечения военной безопасности. Совершенно необязательно перечислять их, что называется, поименно. Можно дать систему критериев и показателей. В качестве примера косвенной формулировки одного из признаков источника угроз можно привести включение в число военных опасностей пункта «установление в государствах, сопредельных с Российской Федерацией, режимов… политика которых угрожает интересам Российской Федерации».

Выделив в качестве важных особенностей современных вооруженных конфликтов и войн «участие в военных действиях иррегулярных вооруженных формирований и частных военных компаний», а также «использование финансируемых и управляемых извне политических сил, общественных движений», ВД РФ ничего не говорит о том, как российская военная организация будет парировать их деструктивную деятельность. Упоминаний на эту тему нет ни в задачах применения Вооруженных Сил и других войск, ни в приоритетах их развития.

Переняв от предыдущей редакции положение о «формировании территориальных войск для охраны и обороны военных, государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей», новый текст не раскрывает такие их существенные аспекты, как место в структуре военной организации, подчиненность, управление и обеспечение.

Чрезвычайно серьезным недостатком новой редакции ВД РФ является отсутствие четких требований (хотя бы на качественном уровне) к способности Вооруженных Сил обеспечивать военную безопасность страны. Речь не идет о перечислении задач – с этим все в порядке. Необходимо определить, конфликты какого масштаба и как ВС РФ способны разрешить благоприятным для России образом. Во всех странах мира такие критерии присутствуют. Так, в США в «Стратегии национальной безопасности» есть положение о том, что ВС этой страны должны быть способны одновременно вести две локальные войны и победить в них. До 2010 года в российских доктринальных документах фигурировало положение о том, что наши ВС обязаны силами общего назначения с применением только обычных вооружений составом мирного времени успешно разрешить два одновременно возникших вооруженных конфликта, а при полном мобразвертывании – до двух локальных войн. При этом эскалацию локальной войны в региональную предполагалось пресекать угрозой применения (или прямым применением) ядерного оружия (преимущественно тактического). Фактор ядерного оружия призван был сдерживать потенциальных агрессоров и от непосредственного развязывания против России крупномасштабных войн.

Существовали и четкие количественные показатели масштабов военных конфликтов. Так, помимо целевых и пространственно-временных показателей, отличительной чертой вооруженного конфликта называлось участие в боевых действиях в каждой из сторон по 40–100 тысяч человек. Локальная война по этому показателю предполагала привлечение к боевым действиям группировок от 400–800 тысяч человек до миллиона и более. В региональной войне принимать участие могли уже армии, насчитывающие по несколько миллионов человек (от 3–4 до 6–7 и более).

Такие показатели и требования с учетом четко определенных методов и способа парирования прогнозируемых военных угроз позволяли точно и обоснованно определять требуемые численность и боевой состав ВС РФ, их структуру и систему вооружения. Можно было спорить о том, эффективны или нет избранные методы и способы (часто различные «специалисты» требовали создать принципиально новые способы нейтрализации всех угроз, обвиняя военных профессионалов в рутинерстве). Однако в наличии имелась четкая база обоснования требуемых показателей ВС. После 2010 года эти критерии из ВД РФ исключили. Не появились они и в новой ее редакции. Маловероятно, что подобные критерии существуют в закрытой части ВД РФ, поскольку это плохой объект для засекречивания – потенциальный агрессор должен хорошо понимать, что Вооруженные Силы России строятся по четким критериям и способны гарантированно обеспечить отражение агрессии любого масштаба с нанесением неприемлемого ущерба. Этот аспект даже в СССР не являлся тайной – все хорошо знали, что Советская армия и флот способны без применения ядерного оружия вести крупномасштабную войну и победить в ней. Размытость официально заявленных критериев такого рода или их отсутствие лишь искушает потенциального агрессора «попытать счастья».

Таким образом, поручение президента переработать Военную доктрину выполнено, что называется, спустя рукава. Несущественные изменения, порой конъюнктурного характера, не преобразовали суть, которая нуждалась в радикальном пересмотре. Доктрина осталась малопригодным для практического применения, сугубо декларативным документом. Остается лишь недоумевать – чем занималось такое число ответственных людей на протяжении почти полугода?

Константин Сивков,
президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук

Опубликовано в выпуске № 4 (570) за 4 февраля 2015 года

Нравится

Loading...
Комментарии
"Почему же тогда в ВД РФ не включили положение о коррупции, других экономических преступлениях, иностранных экономических санкциях, преднамеренном саботаже или некомпетентности отдельных должностных лиц как факторах военной угрозы?"- цитата, очень понравилась, молодцы, рубить под корень скрытых врагов, хотя это главная составная работы многих гос. чиновников и министров в правительстве,- коррупция и некомпетентность... Доктрины больше для кого преднозначены: для предупреждения врага, или руководство по действию в случае пожара. Для всего достаточно и Конституции. Действия по создавшимся ситуациям без волокиты в поисках соответствии с доктринами.
Повторюсь в комментариях :-1. Всё идёт к тому, что в ближайшем будущем, границы Русской региональной Империи будут пылать партизанами –диверсантами, с территорий потерявших свою государственность . Тактика простая:- мелкими группами на пикап-тачанках ( другом мелком транспорте) будут происходить действия : налёт-молниеносная атака- бегство, на бесконтрольной территории пополнение боекомплекта и в другом месте: налёт-молниеносная атака-бегство , возможно третья атака . В ответ будут подняты батальоны , артиллерия , развёрнуты танковые клинья, задействование бомбардировщиков и штурмовиков ( в общем, классическая общевойсковая контр наступательная операция). Задаем вопрос против кого? Воевать против правительства и государства – территория лишившиеся своей государственности не имеет ни правительства , ни государства , ни инфраструктуры (претензии и угрозы применения ядерного оружия высказывать некому ) .На территориях лишившихся своей государственности будет орудовать выжившее мужское население «лишних Великих народов»( дети , женщины и старики умрут от голода). Разрозненные , но объединены национальность , верой (с главным лозунгом «Аллах Акбар») , ненавистью к русским ( которую уже четверть века вдалбливают в их головы), голод , лишения и самое главное- единый или единые тайные покровители ( которые их в принципе и будут вытеснять ,нагонять на границы региональной Русской Империи ), тайно вооружая старым оружием и подкармливая . Любое отражение атак ( а они будут происходить как мигание лампочек гирлянды, на новогодней ёлке ), будет выглядеть примерно так :- подняли уйму войск , развернули кучу техники (см. ранее в тексте) двинули на первую точку нападения , по ходу движения новая вводная – нужно выдвигаться на вторую точку нападения . По прибытию на вторую точку нападения ( mat) выясняется, что атака на третьей точке , срочно туда . В это время нападавшие давно уже далеко , успели почистить стволы и в принципе отдыхают ( набираются сил для новых рейдов ).Старые уклады времён «холодной войны» явно не годятся ,беспомощны и не эффективны ( дать противнику воткнуть свои пальцы в глаза и резким наклоном головы вниз ломать пальцы противнику не надо , надо ломать пальцы противнику ,более крепкими своими пальцами). …Ядерное оружие сделало невозможным производить мировые войны ( войны списывали финансовые пузыри ), искали , нашли способы ,как можно вести мировые войны без применения ЯО. К таким войнам Россия не готова , с олигархическим строем ,быстрое построение региональной Русской Империи невозможно .Пользуясь моментом , в неопределённом курсе «стой там – иди сюда», ситуация наиболее благоприятная , для создания сильнейших угроз для России ,со стороны других Империй (заманчивая агрессия, в роли кукловодов , а не агрессора, тем более без угрозы получить в ответ «по зубам»).
Я думаю что это далеко не последняя редакция ВД, ситуация в мире последнее время быстро меняется и этого просто нельзя не учитывать.
КП\СС, Главным оружием в партизанской войне является пропоганда и агитация, в этой войне мы проиграли и далее проигрываем. (Вы уверены, что наше правительство является нашим правительством, а ВВП только как ширма?). Почему так неугасим исламский джихад, наверное потому, что сегодняшняя действительность является прикрытым неоколониализмом и обворовыванием государств со стороны США и ЕС, то самое происходит с РФ, только в другой скрытой форме).Тут надо не бросатся дратся, а сперва разобратся во всём. Во вторых,- созданные партизанские действия на сегодня являются уже стандартной формой боевых действий , при невозможности прямых, из за разных политичесмких условий. Потому для России главным является государство обьядиняющая составная и руководство, действуещее в государственных интересах ( без агентов влияния со стороны, что изобилует российское общество). Обьединённыому народу никакие партизаны не помеха (дагестанский пример). России надо выздоравливать, тогда любые болячки не страшны.
коммент. удален
У автора очень ограниченное представление о военной доктрине. Ему бы чего нибудь почитать еще, кроме этой бумаги...
Военная доктрина, это в своем роде "Конституция", которую нельзя менять каждый год в соответствии с капризами погоды.
Каждый тезис статьи - "выстрел в десятку". Если слово "халтура" означает недобросовестную, небрежную и без знания дела работу (С.И.Ожегов), то возникают два вопроса: - кто доктрину разрабатывал; - почему она не согласована с ведущими специалистами-профессионалами? Поезд ушел?
Военная доктрина - это прежде всего объявление для противников России о не объявляемых действиях вооруженных сил. Но..., сама доктрина попала к демагогам, типа Манилова. А дальше вообще Военная доктрина разделилась на две еще и Морскую. А это не есть правильно. Ну, Вы военные или избавьтесь от неё или напишите честно - что нам нужно. Вот сейчас судя по публикация идет скопление сил надо близь Калининградской области (вообще-то пора бы переименовать, кто такой Калинин мы все знаем подписи под смертными приговорами православных людей и священников ставил повсеместно! А судьба его жены.., так у него "балеринки" были, так ли она ему нужна была). Так вот можем по скоплению этих сил ударить и когда? Это в доктрине должно быть! А вообще вот мой проект этой доктрины:ПРОЕКТ ВОЕННОЙ ДОКТРИНЫ РОССИИ. Первое. У РОССИИ нет других интересов, как только безопасность самой РОССИИ, начиная ее сухопутными и морскими границами, и воздушным пространством. Второе. Из-за возможности агрессии, Мы опираемся, в специфических условиях большой территории, демографической ситуации на фактор ядерного сдерживания, но размеры сил ядерного сдерживания не будут превышать разумного порога. Понимая всю меру гибельности для человечества применения ядерного оружия, Мы вместе с тем предупреждаем, что явная подготовка к вторжению на территорию России, в виде сосредоточения крупных войсковых группировок вблизи границы, как сухопутной, так и морской, подкрепленная разведанными и внешнеполитической ситуацией, дает Нам право на упреждающее применение ядерного оружия, если все дипломатические методы оказались исчерпанными. Третье. Считаем так же зоной своих интересов все внутренние и внешние моря, прилегающие к территории России, а также возможность переброски ВМС в эти районы по другим нейтральным акваториям. Четвертое. Считаем возможным задерживать суда, попавшие в экономическую 200 мильную зону Российской Федерации или же зону, оговоренную соответствующими договорами. При попадании в пограничную зону такое задержание может проводиться всеми боевыми средствами и вплоть до потопления корабля или подводного судна, если только судно не подает явных призывов о помощи. Пятое. При откровенной угрозе мира в глобальном масштабе, как то угрозы ударов по всему миру с применением ядерного оружия большой мощности, бактериологического оружия, в размерах превосходящих разумные пределы, или отравляющих веществ, считаем для себя возможным нанесения превентивных ударов в содружестве с другими государствами и исключительно по решению ООН, ОБСЕ или других блоков, определяющих состояния мира на планете. Шестое. Для целей внутренней стабилизации и целостности России считаем возможным применение войск для подавления вооруженных экстремистских, националистических, сепаратистских, религиозных и иных организаций с применением всех составляющих вооруженных сил по нарастающей, кроме ядерных и стратегических или иного оружия массового поражения с обязательным охранением гражданского населения. Седьмое. Считаем для себя возможным в случае гибели или явной угрозы для жизни русскоязычного населения, ранее проживавшего на территории СССР, провести войсковые операции по эвакуации или защите его, если дипломатические методы не дали результата с последующим выводом войск с территории государства, в котором это произошло, причем в кратчайшие сроки. Восьмое. Считаем возможным нанесения превентивных неядерных ударов при явной угрозе целостности России по территории сопредельных государств, если предупреждение по дипломатическим каналам не принесло результата. Девятое. Считаем возможным для себя в свете неблагоприятной демографической ситуации, большой территории вести сбор данных о мировой военной технике, ее перемещениях и с применением всех средств в мировом масштабе. Десятое. Считаем для себя возможным для поддержания своих Вооруженных сил на должном уровне продавать часть военной техники странам нуждающимся в ней, кроме ядерной составляющей. Он сделан, когда "маниловщина" была запущена. И что здесь не так?
Уважаемый автор, скажите пожалуйста, зачем Вам знать более того, что сказано в ВД о специальных формированиях? Уж если они еще есть, то будьте уверены - знают и свой статус и порядок формирования, когда и что делать при объявлении мобилизации.
С. Петропавловскому. Все эти Вами паречислены предупрежденния и нормы, вписаны во многие международные правила и отношения. Повторять их нет надобности. Военная доктрина должна содержать минимум постулатов, предупреждающих недружественные государства и силы,- как превентивных применении ЯО и других сил, недозволенность вмешиватся во внутренние дела и тд.- 20 пунктов и достаточно. Как и каким образом этого будет достигать, это уже внутренняя рабочая задача, обуславливаемая периодически изменяемыми документами. При действий, бумаг много не требуется, для бездействий, их нужно чем более.
Восхитительный опус. 1. Это как нет у нас в мире интересов, кроме защиты границ? 2. Вот ваш текст :" При откровенной угрозе мира в глобальном масштабе, как то угрозы ударов по всему миру с применением ядерного оружия большой мощности, бактериологического оружия, в размерах превосходящих разумные пределы, или отравляющих веществ, считаем для себя возможным нанесения превентивных ударов в содружестве с другими государствами и исключительно по решению ООН, ОБСЕ или других блоков," Сами - то в курсе - читаете инет, что сегодня обсе и оон? Кто их оккупировал? 3. ваш текст: "Шестое. Для целей внутренней стабилизации и целостности России считаем возможным применение войск для подавления вооруженных экстремистских, националистических, сепаратистских, религиозных и иных организаций с применением всех составляющих вооруженных сил по нарастающей,". Для этого существуют ВВ - внутренние войска, контрразведка, МВД. Что вы так боитесь? Крейсера "Аврора" на Москве-реке? 4. ваш текст: " Девятое. Считаем возможным для себя в свете неблагоприятной демографической ситуации, большой территории вести сбор данных о мировой военной технике, ее перемещениях и с применением всех средств в мировом масштабе" Блин а что ГРУ, посольства и пр. этим не заняты столетиями? Пусть Гру ранее по другому назывлось. 5. ваш текст: "Десятое. Считаем для себя возможным для поддержания своих Вооруженных сил на должном уровне продавать часть военной техники странам нуждающимся в ней, кроме ядерной составляющей. Он сделан, когда "маниловщина" была запущена. И что здесь не так?" А мы и без доктрины продаем на 15 млрд баксов. Держим 2-е место. Что за ахинею пишите?
Все недоумения объясняются тем, что эрэфовская военная доктрина таковой не является. Военная доктрина есть нечто принципиально иное. конкретно - свод основополагающих концепций по обучению войск и их использованию в боевых (военных) действиях. В ней не пишется. что надо атаковать линию Мажино, но. поскольку линия Мажино существует (кстати, и до сего момента, если кто не знал), то в военную доктрину должны быть внесены положения об обучении войск прорыву долговременных оборонительных линий. Военную доктрину надо разрабатывать и внедрять десятилетиями, в конечно счёте она позволяет достичь единого понимания военных проблем и единой системы обучения войск. А то, что у нас сейчас именуют "военной доктриной" - это называется "основами военно-политического планирования". Поскольку обстановка в мире меняется весьма часто (с частотой три-четыре года), то и этот документ надо обновлять достаточно часто. И это по-настоящему опасно, поскольку, принимая "основы" за военную доктрину, невозможно наладить планомерную и целенаправленную подготовку ВС к военным действиям. Хорошо помню, как появилась эта "военная доктрина". Это Горбачёв в середине 80-х гг., в порядке борьбы с влиянием военных в Политбюро, начал весьма задиристо требовать от них - какова ваша военная доктрина? Подайте ему текст! Ну и вся демшиза во всех СМИ подхватила. Понятно. сделали ему какую-то филькину грамоту, и он наконец-то получил возможность её жестоко критиковать. С того и пошло называть "военной доктриной" основы военно-политического планирования. Ну если так установилось, то уж и хрен бы с ним, но тогда надо то, что реально является военной доктриной, именовать как-то по-другому, а то у нас уже и генералы поверили, что эта краткосрочная бумажка и является основополагающим документом для ВС.
Сергею М. Так я за эти 10 пунктов денег не получал, больших звезд не имею (старший лейтенант запаса и снят с учета). А военные чины думают. Так вот у них Вы огрехов не нашли, а у меня есть!? А может я просто смог правильно изложить эту доктрину, т.е. честно?
А что честно? Я академию генштаба не заканчивал. Все интуитивно. Один высказывается со своей колокольни, другой отвечает. Мне не важно, что прописано в очередной бумажке. Мне важно фактическое состояние ВС - как идет боевая подготовка, что поставляется из новых образцов ВВТ и в каком количестве.
Дополню. В ответ НАТО разместить в сопредельных государствах штабы НАТО и силы быстрого реагирования - Шойгу озвучил переориентацию наших сил на западном направлении. Какая доктрина учтет ежедневно меняющийся мир. Это военное планирование, не противоречащее с размытыми формулировками доктрины.
Хорошо, что,наконец, без лишней скромности сказано о необходимости систем(ы).Осталось пойти и идти дальше и сказать, что ВД - один из документов, необходимых для создания таких систем и их развития, и должен разрабатываться совместно (системно) с этими другими документами (системой документов или хотя бы "стратегического" планирования) под это предназначение ВД. И т.д.
Автору. Константин Валентинович! Спасибо за честную и принципиальную оценку "творения" нашего высшего генералитета во главе с генерал-спасателем,вообще не соображающими ,а что же происходит в мире,и совершенно разучившимися думать, анализировать и предвидеть...Еще раз Спасибо за Прекрасную Статью!...
Продолжение. А впрочем ,на удивление,весь номер газеты "ВПК" оказался интересным,познавательным и поучительным!...РЕСПЕКТ редакции "ВПК"!!!
Гостю от 15:31 за 03.02.15. Отчасти с Вами можно согласиться в том,что это не последняя Военная Доктрина (ВД). Но в то же время, ВД - это "не пирожки выпекать" каждые 3-4 года!...И автор статьи на это прямо указывает,а так же конкретно и аргументированно указывает на слабость (если не говорить правдивее!) разработанной и принятой к руководству ВД...Это о чем говорит? Не о "вырождении" ли нашего генералитета,который полностью перестал опираться на военную науку? А сохранилась ли эта самая военная наука у нас после многолетних издевательств "реформированием" наших Армии и Флота?...Вот в чем бы разобраться!
КП/SSу на 14:38 от 03.02.15. Замечательный коммент! Именно так оно и будет!...Мы не хотим учиться на чужих ошибках,своих ошибках;не желаем перенимать чужой опыт и чуть ли не с ненавистью отвергаем собственный! Я ведь помню как "выдавливали" из армии офицеров младшего и среднего звена,получивших боевой опыт Афганистана,и как не хватало этого опыта в Чечне;опыта и навыков,которые приобретать пришлось вновь через кровь, и не малую кровь, Солдат и Офицеров наших Армии и Флота...Нет у нас целостной СИСТЕМЫ! А может и создавать ее уже и некому?...
Ивану Болотникову на 16:19 от 03.02.15. Вы,любезный,так безапелляционно прокомментировали статью,что тут же возник вопрос:" Товарисч! А Вы,собственно хто?"...
ване на 18:18. от 04.2.15. Абсолютно с Вами не согласен! ВД -это документ не для служебного пользования! Это Документ,имеющий многофункциональный формат,включающий в себя еще и информационную составляющую и для населения нашего Государства,которое имеет Право,а военное ведомство Обязано,ставить в известность Народ России(за счет которого,кстати,это ведомство содержится!),какими средствами и как будет обеспечена обороноспособность и территориальная целостность нашей страны.
Странник0059 12:29. Теоретически с вами согласен. в том , как должно быть,но не вижу в этом необходимости и практической пользы. И кто же расширенную ВД будет читать и разбиратся,- Думские сидельцы, да несколько секретарей нескольких "лавочек"? Народу нужны ясные директивные гарантии, как это достичь и их исполнить, есть ответственные: начиная от Президента, Кабинета Министров, далее вниз по порядку.Тут "колхозного" обсуждения и решений нет, (другой уровень знаний нужен) и влиять на содержание ВД не будут. Зто обьязанности для исполнения для этого избранного и Президента и Г.Думы, и МО, и тд...
ване на 19:57 от 06.02.15. Вы напрасно так плохо думаете о нашем Народе. Таких Людей,какие живут в России "на земле",еще поискать!...Доверчив? Да! Отзывчив к чужой боли? В подавляющей своей массе - да!...И вовсе не для,как Вы выразились"колхозного" обсуждения и решений",нужна ВД,а для - читайте мой предыдущий коммент.
все доктрины планы директивы до первого выстрела война это исскуство поприще редких особых талантов они очень неудобны в мирное время поэтому так редко дослуживают до войны все эти бумаги пишутся мирными военачальниками для неслуживших министров и командующих оборона страны имеет множество составляющих военная в ней не самая главная и не самая большая в нашем положении на первом плане такие как дипломатическая экономическая информационная у верховного должен быть орган координирующий все что связано с обороной страны нам внушают что мы можем иметь армию которую нам позволяют наши возможности а не армию которая обеспечит оборону значит надо учится дружить нужно больше государственной военной мудрости
полковнику на 00:09 от 07.02.15. Очень трудно читать Ваши комменты. Отсутствие в тексте комментов знаков препинания - это Ваш психологический прием для привлечения внимания форумчан к комментам,или пробелы образования?...Сам коммент достаточно спорный,но Вы правы в том,что мы должны иметь Армию и Флот такие,которые гарантированно обеспечат обороноспособность и территориальную целостность России. А вот здесь-то как раз и нужна ВОЕННАЯ НАУКА! НАУКА,которая и должна избавлять нас от появления наукообразных бумагомарателей,"творящих" ,как Вами отмечено:"все доктрины,планы,директивы до первого выстрела"...Поэтому и своевременна обсуждаемая нами Статья,за которое Автору еще раз огромное спасибо!
Страннику №... Ну, где Военная наука? Я последние годы своей службы прослужил в 1ЦНИИ МО. Уж повторюсь - в 91 в отделе было 20 сотрудников, когда увольнялся - 8, потом -4, потом отделы слили в один по Управлению БЧ-5. Потом упразднили НИИ и совместно с ВМА создали ВНУЦ. Только от названия... все равно, что кричать "халва" - во рту слаще не5 станет. А сколько военных Академий и Училищ загублено? Что, научные роты из вундеркиндов - не служивших поднимут науку? Только хакерскую. Аналогичная ситуация и в КБ - проектантах ВВТ.
странник не отвлекайтесь на запятые военная наука как любая другая это имена почему их нет хотя большинство нынешних военных руководителей доктора и кандидаты обсуждаемая статья о нашей боли и беде пусть бы они утешились только бумагами но они создают арктическую группировку строят подлодки для черного моря и т.д скажите это глупость или что то другое отвлекать силы и средства от действительно опасных направлений северный флот от атлантики автору спасибо
Сергею М(Монахову) на 16:41 от 07.02.15. Сергей! Вы не первый год на форуме,и мою позицию,если внимательно читали мои комменты,знаете...Если не помните,то мне не составляет труда напомнить,- я,Русский Офицер,Великоросс,православный,продолжаю служить моей Святой Великой Руси,чем горжусь и всем того желаю!...По поводу Вашего коммента ко мне. Постольку-поскольку над Вашим сознанием довлеет один из тягчайших человеческих грехов-гордыня,которая и не позволила Вам полностью написать мой ник(хотя это всего лишь тест из разряда психоэтических),Ваши комменты и грешат своей бестолковой напористостью и желанием убедить читающего их в том,что Вы один "за Родину-насмерть!" К сожалению Вы не один такой на этом форуме...Относительно Ваших вопросов..."Ну,где Военная наука?" Здесь на форуме мною уже не раз озвучивалось,что при поддержке моих друзей,офицеров-дальневосточников,мною военно-политическому руководству РФ в 2003 году была представлена концепция военной реформы Вооруженных Сил Российской Федерации (России) на 2004-2007 г.г.,которая должна была остановить то безумее,которое творили "младореформаторы-либерасты-ельциноиды" руками большезвездных генералов-адмиралов на Знаменке,когда под предлогом реформирования шло огульное сокращение численности наших Армии и Флота и разбазаривание военного имущества и утилизация вооружения...
Продолжение коммента к Сергею М. Я же, опираясь на ВОЕННУЮ НАУКУ,которую широколампасные одобрямсы либо никогда не знали и не любили,либо от желания иметь свой гешефт быстренько забыли о ее существовании,обосновал,что минимальнодопустимая численность ВС РФ может быть 1,6 млн человек при одновременном наличие резерва быстрого развертывания в количестве 7,8 млн. человек...Но в 2008 году Сердюков начинает реализовывать военную реформу с точностью до наоборот относительно моей,громя дивизии до бригад,уничтожая военные училища и Академии и т.д.,и т.п....Какова на сегодня численность ВС РФ? В чем объективная необходимость появления четырех оперативных командований?...Могу встречных вопросов задать столько,что недели "с рюмкой чая" Вам,Сергей М.,не хватит на ответы...Но самое удивительное,Сергей М.,заключается в том,что снобизм и чванство нашего генадминиралитета просто "зашкаливает"...Как полагаете,Сергей М.,с чем это связано?
полковнику на 18:31 от 07.2.15. Говоря словами Солониковеда,надеюсь он простит меня за такую вольность,это работа англичанки и недобитой Сталиным промпартии,лишившей Красную Армию перед ВОВ эффективного противотанкового 57-и миллиметрового орудия конструктора Грабина,современных на тот момент средств связи нашей разработки и т.д. Пока "пятая колонна" во власти не будет устранена,будет возрастать количество Вами задаваемых вопросов...Успеем ли это реализовать? Не знаю,но очень надеюсь!...
Продолжение коммента к Сергею М. У Вас и многих форумчан была надежда на то,что с приходом на пост министра Шойгу,все допущенные безобразия Сердюкова-Макарова будут устранены,хотя мне пришлось здесь на форуме вступать с Вами в жаркие споры относительно этой кандидатуры...Ну и к чему, в конечном итоге, мы с Вами пришли? Да к тому,Сергей М.,что точно такие же вопросы Вы задавали как тогда,те же самые вопросы Вы задаете и теперь.А на дворе уже 2015 год! И война против России уже идет,пока еще правда малой интенсивности...У Вас есть что возразить?
Дважды прокололись в Минобороны: и при назначении ответственного от заказчика, и при выборе исполнителя разработки проекта. Подвернулись, видимо, перестраховщики и конъюнктурщики, коих в ВС и профильных НИИ ещё целое "созвездие"!
Виктору Ребикову на 07:36 от 08.02.15. Виктор! Вы - тролль?...Если нет,то к кому и к чему Ваш коммент. Вы уж определитесь,пожалуйста!...
Ко всем - действующим,в запасе,в отставке генералам,адмиралам,офицерам! Почаще слушайте песню Михаила Ножкина "Как же так,Господа Офицеры...?"(к сожалению ссылки модератор не пропускает) и "включайте" голову и совесть!...
Виктору Ребикову. "Подвернулись конъюнктурщики..." Дорогой Виктор Ребиков, там других попросту нет. Бюрократическая система управления не терпит людей, способных не то что принимать самостоятельные решения, но и просто возражать начальству. А все беды наших ВС происходят как раз от того, что в них прочно установилась именно бюрократическая система управления, за что людям военным и придётся тяжко расплачиваться в случае войны. Бюрократы же, как всегда, останутся безответственными, т. е. ответственности не понесут. Поневоле с тоской вспомнишь 70-е, когда ВС управляли участники войны. А уж 60-е, когда и в рядах было ещё немало ветеранов...
Не в бюрократической системе управления дело! Как правильно отмечает в своем комменте Стрелок,что система эта сложилась.Но возникают вопросы:"Когда,почему и кем была обусловлена забюрократизованность ВС РФ?"... Сергей М.! Вы помните какую роль "сыграли" коммунисты в Госдуме при "назначении" Шойгу министром? Как их отблагодарил Медведев за правильное голосование при "назначении"?...А отписки Комоедова буду хранить как величайшую ценность на тот случай,чтобы у некоторых форумчан не возникало желания все "валить" на Президента РФ Путина В.В.,мол он во всем виноват!...Это как бы к полемике о генеральском мужестве на соседней ветке форума.Надеюсь выразился достаточно понятно!...
Уважаемые спорщики! Тема вашего спора о роли и месте Стратегии обеспечения нацбезопасности и Военной доктрины в системе документов стратегического планирования развития России уже год назад была четко и доходчиво раскрыта в нашей любимой газете ВПК номер 2 от 22-28 января 2014 года в статье Ф.Сергеева "Стратегия бюрократов, а не защитников". Так что читайте внимательно все статьи на эту тему, и не тратьте свою энергию на пустые споры по проблемам очевидным и давно решенным.
СНС. Читали, и с удовольствием. Но проблема-то никуда не делась.
Добавить комментарий
Фото неделиФотоархив HD
Сирийский альбом (03-07 мая 2016 г.)

 

 

Анатолий Иванько
Олег Фаличев
Константин Сивков
Алексей Песков
Алексей Захарцев
Алексей Рамм
Вниманию читателей «ВПК»
  • Обсуждаемое
  • Читаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
  • Поедет ли Савченко вместо Европарламента в зону АТО?