Обрусевшая американская «Аэрокобра»

Грозная машина Покрышкина

Как это ни покажется странным, но один из самых востребованных на советско-германском фронте американский истребитель – Р-39 «Аэрокобра», крайне не понравился британским летчикам. Почему же эта машина не понравилась англичанам? И почему «Аэрокобру» чрезвычайно удачно использовали советские пилоты? Может быть, все дело в национальной психологии? Что русскому здорово, то англичанину смерть?

Дело тут вот в чем. В Великобританию первые «Аэрокобры» начали поступать с лета 1941 года. Истребитель обладал малым потолком, низкой скороподъемностью и плохой маневренностью на средних и больших высотах. Все положительные качества этого самолета полностью раскрывались только на малых высотах, а английским пилотам, ведущим бои над территорией Великобритании, практически не приходилось летать на низкой высоте. С точностью до наоборот повторилась история с советским истребителем МиГ-3, эффективным на больших высотах и терявшим свои достоинства на высотах низких.

«Аэрокобрам» в Англии не нужно было ни поддерживать сухопутные войска, ни поражать наземные цели противника. Их уделом тогда была противовоздушная оборона. Таким образом, истребители Р-39 в Англии оказались невостребованы и уже в декабре 1941 года были сняты с вооружения. Часть самолетов направили в Юго-Восточную Азию, другую — предложили Советскому Союзу.

В боях с японцами «Аэрокобры» также себя проявили не лучшим образом. Очень мало подтвержденных побед было одержано и американскими летчиками на Р-39 как на Европейском, так и на Тихоокеанском театрах военных действий. Здесь «Кобры» применялись главным образом для выполнения второстепенных задач - прикрытия с воздуха морских конвоев и сопровождения транспортных самолет.

В СССР, куда эти самолеты начали поступать с конца 1941 года, а боевое использование началось в 1942 году, судьба «Кобр» сначала также складывалась непросто.

Валерий Романенко, автор книги «Аэрокобры вступают в бой» пишет: «С первых дней эксплуатации проявился типичный для иностранных самолетов недостаток: неполный слив масла из маслосистемы, остатки которого быстро замерзали на морозе. Пришлось срочно дорабатывать маслосистему…».

Но самый неприятный недостаток машины заключался не в этом. Выяснилось, что у Р-39 существует «тенденция к плоскому штопору», что могло привести к гибели пилота и потере машины. Летчиков учили избегать опасных режимов полета, тем не менее, несколько советских летчиков-испытателей и фронтовых пилотов разбились на попавших в штопор «кобрах».

В условиях советско-германского фронта, где бои шли чаще всего на относительно небольших высотах, Р-39 мог проявить свои лучшие качества, оставшиеся незамеченными союзниками, воевавшими в совсем другой обстановке. Правда, для этого потребовалась большая работа советских конструкторов и летчиков, что называется, доводивших машину «до ума».

Фактически заказы из СССР спасли фирму «Белл» от неминуемого краха после того, как их продукция не понравилась британским и американским пилотам. В СССР было отправлено 4953 машины, что составило 51,6%, более половины всех построенных самолетов этого типа. Или 35%, более трети, всех поставленных нам в войну самолетов США... Звездным часом для Р-39 стала весна 1943 года, когда шла знаменитая воздушная битва над Кубанью.

Особую роль в раскрытии потенциальных возможностей «Аэрокобры» сыграл Александр Покрышкин. У нас трижды Героя Советского Союза принято считать прежде всего замечательным воздушным бойцом. Это, безусловно, верно, но помимо этого Покрышкин был замечательным воздушным тактиком, организатором и педагогом. Он не был героем-одиночкой, вокруг него образовалась целая звездная группа замечательных асов, летавших на «кобрах».

Александр Покрышкин, летая на «Аэрокобре», с весны 1943 года уничтожил в воздушных боях 48 самолетов противника, доведя общий счет до 59 побед. Вместе с Покрышкиным на «кобрах» воевали и такие прославленные асы, как Григорий Речкалов, Александр Клубов, Вадим Фадеев, Георгий Голубев, братья Глинка и другие. На «Аэрокобре» Речкалова к концу войны было 56 звездочек, показывающих число воздушных побед; 53 самолета противника сбил Георгий Голубев, 50 — Дмитрий Глинка. Немного уступал Покрышкину по количеству сбитых самолетов Николай Гулаев, также летавший на истребителе Р-39. На его личном счету 57 сбитых самолетов противника.
Исследователь биографии Покрышкина Алексей Тимофеев так сформулировал возможности американской машины, которые заметил и использовал замечательный советский летчик:
«Аэрокобра» — самый «обрусевший» самолет ленд-лиза... Воздушные бои разворачивались, как правило, на малых и средних высотах до 4,5–5 километров. Здесь-то «кобра» (скорость 585 км/час на высоте 4200 м) могла показать свои лучшие качества — легкость при пилотировании, маневренность, живучесть. И, прежде всего — вооружение, под которое и создавалась молодыми и несколько авантюрными главой фирмы Ларри Беллом и конструктором Робертом Вудсом оригинальная конструкция истребителя. Мотор вопреки традициям был установлен позади кабины летчика, чтобы освободить впереди место для мощной пушки. Улучшился и обзор из кабины, что сразу отметил А.И. Покрышкин. Поставленное впереди третье колесо шасси резко усилило взлетно-посадочные характеристики. Можно было садиться на грунтовые полосы, не боясь капотирования — опрокидывания через нос».
Может быть, если бы нашим пилотам пришлось драться в других условиях, где-нибудь над Англией или Тихим океаном, они забраковали бы «кобры», а англичане, доведись им прикрывать сухопутные войска на Кубани или на Курской дуге, добились бы на этих истребителях прекрасных результатов?

Максим Кустов

Опубликовано 12.01.2016

Нравится

Loading...
Комментарии
+ не только в высвобождении места для оружия в носу. Благодаря такому расположению двигателя: уменьшилась излишняя продольная устойчивость самолета, и от летчика требовалось значительно меньше усилий для управления самолетом; существенно улучшилась обзорность из кабины пилота, т.к. ее удалось сдвинуть вперед относительно крыла.
Спитфайр получше аэрокобры, кобре на западном фронте вообще ничего не светило.
Радиосвязь в бою. По надёжности мы тогда отставали. Аэрокобры в то время в этом вопросе были эталоном. Покрышкин этот вопрос подробно освятил в своих воспоминаниях. Тем не менее, офиицально не было опубликовано ни одной фотографии Покрышкина на фоне Аэрокобры. Только советские самолёты рядом с лётчиком.
В СССР, судьба «Кобр» сначала также складывалась непросто... «С первых дней эксплуатации проявился типичный для иностранных самолетов недостаток... Аэрокобра», крайне не понравился британским летчикам... С точностью до наоборот повторилась история с советским истребителем МиГ-3... К тому же выяснилось, что у Р-39 существует «тенденция к плоскому штопору» и несколько советских летчиков-испытателей и фронтовых пилотов разбились... Но заказы из СССР спасли фирму «Белл» от неминуемого краха после того, как их продукция не понравилась ни британским ни американским пилотам. Может быть, если бы нашим пилотам пришлось драться в других условиях, где-нибудь над Англией или Тихим океаном, они забраковали бы «кобры»? А почему бы им не драться на И-185, например? Почему нужно спасать Белл аиркрафт, а сухому и Поликарпову, всю войну ни копейки не дать?
Солониковед, воевали на том, что было (это раз). И из того что было, выбирали то, что лучше подходило, это два. А с вашими бредня, про копеечку Поликарпову или Сухому - мы бы быстро войну проиграли. P.S. Предположу, что Сухой и Поликарпов не ставили копеечку превыше всего. Главное победа.
Победа любой ценой... Ну пусть так, а с чего вдруг, с самолетами Поликарпова и Сухого мы должны были войну проиграть? А вот на русфанере Яковлева, непременно таки выиграть? Я не спорю о самолётах, но спорить с тем, что ВВС РККА была разоружена, а мы спасали фирму Белл, тоже не приходится. Почему так, почему бы не спасать свои фирмы... реинкарнирует же Шойга сейчас, самолет из 70-х годов прошлого века и ни чё так, только пыль стоит.
Есть фотография Покрышкина у Аэрокобры
Добавить комментарий
Фото неделиФотоархив HD
Открытие памятника первому экспериментальному комплексу противоракетной обороны в школе № 1430 им. Г.В. Кисунько

 

 

Сергей Карпачев
Константин Сивков
Анатолий Иванько
Вниманию читателей «ВПК»
  • Обсуждаемое
  • Читаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц