Речная пехота

Инновационное судостроение может вывести в прорыв всю отечественную экономику

Прогнозные потребности только основных внутренних заказчиков составляют порядка 1200 судов и технических средств, которые предстоит построить до 2030 года. Большая их часть пойдет на обновление и пополнение речного флота. Судостроение может стать двигателем отечественной экономики и способствовать ее качественному изменению.

Уже через 20 лет после Крымской войны, в 1876 году благодаря таланту контр-адмирала А. А. Попова и умению русских корабелов строится мощнейший броненосец «Петр Великий», а затем и первый в мире броненосный крейсер «Генерал-адмирал» водоизмещением 5300 тонн. Тридцатью годами позже австрийский экономист Йозеф Шумпетер обобщит подобный опыт развития экономики и введет понятие инновационной деятельности, определив инновацию как внедренное новшество, которое дает реальный экономический или социальный эффект.

Флот после Крыма

Крымская война 1854–1856 годов, ее уроки заставили морские державы превратить свои флоты из парусных в паровые. Эту задачу решает и российское правительство. К перевооружению флота привлекаются способные администраторы и молодые талантливые моряки – А. А. Попов, И. Ф. Лихачев, В. А. Римский-Корсаков, С. С. Лисовский, ставшие позднее известными адмиралами. Начинается строительство броненосцев. Создается паровой винтовой флот.

За три ближайших года рост объемов гражданского судостроения должен составить 23 процента

Первый российский броненосец – батарея «Первенец» – был заказан в 1861 году в Англии. Но уже через пару лет такие же строились в Санкт-Петербурге. Создается целая серия: две броненосные батареи, десять мониторов, двухбашенная лодка.

Одновременно с военным кораблестроением развивается на новой конструкторско-технологической базе и коммерческое гражданское направление. Российский судпром за десятилетие после окончания Крымской войны кардинально перестроился, войдя в век пара и железа, научной и инженерной мысли, качественно иной работы верфей. Эта деятельность требовала объединения усилий, обмена идеями. Рождалась интеллектуальная центростремительная сила, которая привела к новой форме кооперации – Русскому техническому обществу, включившему в себя наиболее талантливых и пассионарных представителей морского и судостроительного дела. В результате деятельности этих подвижников создавались принципиально новые образцы, внедрялись передовые технологии и формы организации производства, рождались неизвестные ранее сферы инженерии, заводские профессии.

Владимир Александров

Опираясь на строгое определение Шумпетера, отметим, что в основе Русского технического общества лежит прямая инновационная деятельность, которая по мере роста экономики, углубления специализации отраслей, развития кооперации оставалась стержнем всех отечественных научных и инженерных организаций, выросших из этого исторического корня.

НТО судостроителей имени Крылова, возникнув как IV отдел Русского технического общества, на протяжении всех 150 лет своего существования стремилось реализовать этот фундаментальный тренд. И в дореволюционные годы, и в советский период, и в наши дни основной задачей ставилось содействие инновациям.

Фарватер отечественной экономики

Потребности в современных судах и специальной технике отраслей, связанных с морской и водной деятельностью, постоянно возрастают. В кардинальном обновлении нуждаются водный транспорт, рыбопромысловый флот. Прогноз до 2030 года – порядка 1200 единиц судов и технических средств.

Особенно актуально кораблестроение для освоения шельфовых месторождений углеводородов, включающее производство разведочных и добывающих платформ (более 30), судов обеспечения, технических и служебно-вспомогательных средств (свыше 150), газовозов, в том числе ледового класса (более 20 единиц).

Требуются суда, по большей части уникальные, для возрождения Северного морского пути:

  • атомный ледокол-лидер мощностью 110 МВт – 1;
  • универсальные 60-МВт атомные ледоколы – 5;
  • линейные дизельные ледоколы 25 МВт и 18 МВт – 12;
  • вспомогательные и портовые ледоколы 4–7 МВт – 8;
  • плавучие атомные электростанции для северных регионов – 7 единиц.

 

Назрела модернизация морского транспортного флота, предполагающая строительство до 230 танкеров, в том числе дедвейтом более 70 тысяч тонн, балкеров, лесовозов, универсальных и многоцелевых судов.

Речная пехота
Коллаж Андрея Седых

Перед речным флотом России стоит масштабная задача кардинального обновления, для чего необходимо спустить на воду до 750 судов речного и смешанного (река-море) плавания, а также технического флота, для осуществления надзора и других государственных нужд.

Отечественный рыбный промысел испытывает потребность более чем в двухстах больших и малых специализированных судах.

25 научно-исследовательских морских платформ требуется океанологам и представителям других отраслей знаний.

Только за три ближайших года рост объемов гражданского судостроения, включая НИОКР, должен составить 23 процента и превысить в денежных показателях 59 миллиардов рублей.

С такими задачами может справиться только инновационная экономика отрасли. Для ее развития государством намечена реализация следующих направлений:

1. Создание научно-технического задела, предусматривающего инвестиции в фундаментальные и поисковые исследования с учетом приоритетов технологических направлений и обновления опытно-экспериментальной базы.

2. Развитие инжиниринга, базирующегося на проектировании продукции под заданную стоимость, конкурентоспособность, серийность и использовании отечественной интеллектуальной собственности.

3. Импортозамещение на основе освоения новых производств и локализации действующих.

4. Наращивание производственных мощностей при планировании их развития с учетом долгосрочной загрузки и экономической эффективности.

5. Кадровое совершенствование, предусматривающее подготовку высококвалифицированных специалистов, привлечение и закрепление молодежи, оптимизацию структуры.

Овеществленные теории

Одна из важнейших проблем создания отечественного арктического флота и морской техники для освоения шельфовых месторождений в высоких широтах – новые судостроительные материалы. Решение стоящих в этой области задач требует использования последних достижений, в частности нанотехнологий. Большим успехом ученых и производственников стало получение листовых сталей с элементами наноструктуры. Ноу-хау использовано при строительстве уникальных буровых платформ «Приразломная» и «Арктическая». Кроме обеспечения высоких свойств (свариваемости, морозостойкости, пластичности и др.), эти работы открывают возможность унификации химического состава сталей и, следовательно, снижения их стоимости.

Речная пехота

Практика эксплуатации арктических судов ставит новые задачи по повышению эффективности и безопасности их работы в высоких широтах, во льдах. Проводимые исследования позволяют предложить нетрадиционные решения. Так, для обеспечения ледовой прочности и надежности транспортных судов в условиях круглогодичной навигации отечественной наукой создаются активные средства защиты корпуса. Она обеспечивается новыми информационно-технологическими подходами к решению задач этого класса, в том числе интерактивным контролем в процессе эксплуатации. Наряду с традиционными математическими методами применяются достижения искусственного интеллекта. Важная роль принадлежит технологиям обработки информации в мультипроцессорной среде, что позволяет интеллектуальной системе понимать сложные процессы взаимодействия судна с внешним миром, моделировать свои действия и обучаться на собственном опыте. Эти и другие ноу-хау способствуют созданию морской техники с новыми потребительскими качествами, что выводит Россию на передовые рубежи арктического судостроения, обеспечивая отрасли высокую конкурентоспособность в данной нише мирового рынка.

Пример масштабных технологических инноваций, поддержанных потенциалом НТО судостроителей имени Крылова, – строительство отечественных газовозов. Технические вопросы подготовки такого производства в России успешно решены.

Важным направлением стало внедрение организационно-управленческих инноваций:

  • совершенствование проектирования, инженерной подготовки и менеджмента строительства кораблей и судов на основе применения информационных технологий;
  • информационное обеспечение послепродажного обслуживания вооружений и военной техники, судов и прочей продукции отрасли;
  • подготовка персонала по направлениям информационных технологий для задач проектирования кораблей и судов, подготовки производства и менеджмента.

 

Наиболее перспективные начинания получают целевую поддержку действующего в составе НТО имени Крылова Комитета по поиску и одобрению инновационных проектов. В 2014 и 2015 годах рассмотрено девять таких проектов. Два из них уже внедряются в промышленное производство. Остальные находятся в различных стадиях проработки потенциальными инвесторами.

Владимир Александров,
Герой России, президент Научно-технического общества судостроителей имени Крылова

Опубликовано в выпуске № 21 (636) за 8 июня 2016 года

Нравится

Loading...
Комментарии
Прочитав статью, как будто окунулся во времена позднего брежневизма, все будет делатся централизованно, без ясности заказчиков, изготовителей, конечных потребителей, источников финансирования, ибо тогда в СССР всё было в одних руках и действовало по указам. Живём по рынку второй десяток, указы сверху отменены, такое само должно развиватся и строится на прибылях. Сегодняшнея РФ построена на вертикали и угроблено всё, кроме нескольких ресурсных монополий и из ВПК, так принудительно проталкивать приходится, но из таких многих потуг постоянного толково не получается, кроме толкового разворовывания и коррупции. Менять условия движения и регулировщиков в экономике, тогда и начнутся движение в промышленности, и прочие, и без напрягов.
со стороны, 19:12, 8 июня, 2016 Что Вы хотите? Автор - бывший генеральный директор "Адмиралтейских верфей". Эпоха Брежнева пришлась на его самые плодотворные годы. В ту "эпоху", как и в предшествующие другие советские периоды, жителей страны старались приучить мыслить масштабами государства. В этом были свои плюсы, но в нынешних условиях это одни минусы. Государственное планирование следует вернуть, поскольку это эффективный механизм и для рыночной экономики тоже. Сторонники либеральной рыночной экономики врали и врут об ее эффективности. Не понимаю, почему их (сторонников либеральной экономики) ассоциируют с демократами? Эти сволочи уничтожили зачатки демократии в России в 1993 году, начав их уничтожение с приватизации в 1992. У них руки по локоть в крови. На них кровь граждан, погибших в результате преступной приватизации государственной и частной собственности (особенно в 90-е годы). На них кровь сограждан 3 и 4 октября 1993. Не говоря о чеченских войнах. Нынешняя "Вертикаль власти" преследует не цели социально-экономического развития страны, а единственно цели сохранения самой этой вертикали. Так что не судите строго Владимира Александрова. Найдите время, и прочитайте концепцию "Шестидесятая широта". Может быть Вы лучше поймете идеи автора применительно к реальным рыночным условиям.
Добавить комментарий
Фото неделиФотоархив HD
Церемония присвоения самолету Ил-38Н наименования в честь прославленного пилота, генерал-полковника авиации Виктора Потапова (г. Жуковский, 31.01.2017 г.)

Вниманию читателей «ВПК»
  • Обсуждаемое
  • Читаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц