У истоков великих походов — часть II

Секрет эффективности китайского ОПК стоит поискать в персональной ответственности

Продолжение. Начало читайте в предыдущем номере.

В мае 1999-го был принят план развития ОПК КНР под обозначением «995». Авиапромышленным корпорациям предписывалось создать истребитель четвертого поколения, способный противодействовать американскому F-22А «Раптор», высотные истребитель и дальний истребитель-бомбардировщик пятого поколения, многофункциональный истребитель пятого поколения, сверхзвуковой высотный стратегический бомбардировщик-ракетоносец, транспортный самолет в двух вариантах по типу С-17 «Глоубмастер» и С-5 «Гэлакси».

В перечень задач авиастроителей входит модернизация самолетов истребительной и бомбардировочной авиации.

Купить, украсть или придумать?

Китайская авиапромышленная корпорация № 1 (английское обозначение AVIC 1) – второй по штатной численности (240 тысяч человек) оружейный концерн КНР. В его составе более ста НИИ, фабрик и заводов, которые разрабатывают, тестируют и производят боевые самолеты для ВВС КНР. Основная продукция «Первой авиапромышленной»: истребители «Цзянь-10А, Б», «Цзянь-11Б, БС» (копия Су-27), палубные «Цзянь-15» (копия Су-33), истребители-бомбардировщики «Цзянь-Хун-7А, Б» и «Цзянь-16Б» (копия Су-30МКК2), бомбардировщики «Хун-6 H,K».

В конструкции первого боевого экраноплана «Морской орел 680» китайские проектировщики учитывают советский опыт, полученный в работе над «Каспийским монстром»

Примечательно, что при всех успехах с копированием российской боевой техники в среде китайских авиастроителей существуют полярные взгляды на то, как развивать отрасль. Часть конструкторов, инженеров и военных указывает на необходимость собственных ОКР, которые будут способствовать развитию национального ОПК. Другие выступают за продолжение приобретения современной авиационной техники у российских производителей по причине ее надежности и доступности в сравнении с западной продукцией. Указывая на качество изделий из РФ и наличие специалистов, способных копировать разработки на авиазаводе в Шэньяне (провинция Ляонин), сторонники второго подхода приводят как аргумент затянувшуюся реализацию программы истребителя пятого поколения «Цзянь-20», стоимость производства которого на треть выше, чем американского F-22A «Раптор». Следует отметить, что за подобные неудовлетворительные экономические показатели и низкие ТТХ были отправлены в отставку руководители проекта и несколько ведущих конструкторов.

Производство учебно-тренировочных, транспортных, самолетов ДРЛО и вертолетов для НОАК отнесено к ведению Китайской авиапромышленной корпорации № 2. В ее составе 78 предприятий и НИИ. Общая численность сотрудников – около 160 тысяч. «Вторая авиапромышленная» обладает большим опытом создания экспортных вариантов самолетов для покупателей из стран Ближнего Востока, Латинской Америки и Африки. В настоящее время усилия сотрудников корпорации направлены на доведение до ума первого среднего транспортного самолета с реактивными двигателями «Юнь-20», который задумывался как альтернатива российскому Ил-76МД и конкурент американскому С-17 «Глоубмастер». Следует отметить, что ОКР и испытания «Юнь-20» прошли несколько быстрее в сравнении с другими проектами, что позволило принять первые четыре образца на вооружение военно-транспортной авиации (ВТА) ВВС НОАК.

У истоков великих походов — часть II

К перспективным проектам «Второй авиапромышленной» следует отнести средний турбовинтовой транспортный самолет «Юнь-30», призванный составить конкуренцию на международном рынке американскому С-130 «Супер Геркулес», а также обеспечивающий транспортировку техники и личного состава в районы, где взлетно-посадочные полосы не имеют бетонного покрытия либо недостаточно длинны. Кстати, основу ВТА ВВС НОАК составляют устаревшие «Юнь-8» (копия советского Ан-12) и для их замены налажен выпуск самолетов «Юнь-9», которые оснащены четырьмя ТВД «Воцзян-6С» по 5100 лошадиных сил каждый. Мощность перспективного двигателя «Воцзян-16», предназначенного для «Юнь-30», должна составить более 5200 лошадиных сил, к тому же вес силовой установки будет снижен, что позволит перевозить до 30 тонн груза на дальность до шести тысяч километров.

Известно, что ВВС НОАК для обеспечения дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) используют российские самолеты А-50, которые оснащены израильскими РЛС серии EL/M, однако китайские стратеги осознают необходимость создания собственного образца, сопоставимого по тактико-техническим характеристикам. И на базе первого отечественного пассажирского самолета С919 разрабатывается версия ДРЛОиУ под обозначением «Кунцзин 900», которая будет оснащена РЛС с АФАР.

Следует отметить, что именно на предприятиях этой корпорации собирают самолет-амфибию нового поколения «Сяолун-600» для нужд ВМС НОАК, точнее – противолодочного патрулирования акваторий Южно-Китайского и Восточно-Китайского морей. Радиус района патрулирования составляет 1500–2000 километров при скорости 470 километров в час, первыми пунктами постоянного базирования новой амфибии станут военно-морские базы на острове Хайнань и в районе Циндао. Кроме того, сотрудники компаний-партнеров осуществляют ОКР по первому боевому экраноплану с максимальным взлетным весом 200–220 тонн под обозначением «Морской орел 680». В его конструкции китайские проектировщики намерены учесть опыт советских инженеров, полученный в работе над проектом «Каспийского монстра» и другими аналогичными образцами. Основным плюсом подобной техники в КНР считают малую радиолокационную заметность, что позволит приближаться к надводным кораблям противника на расстояние пуска торпед. Китайские специалисты внимательно наблюдают за возобновлением работ по экранопланам в РФ.

Двигатель шпионажа

Китайская авиадвигательная корпорация была включена в число ключевых предприятий ОПК только в этом году после подтверждения информации о создании нового сплава для турбореактивных двигателей истребителей пятого поколения. Известно, что ориентиром для китайских конструкторов выступает американский F119-PW-100, устанавливаемый на F-22A.

Специалисты из Поднебесной остро нуждаются в сведениях о передовых западных и российских (АЛ-41Ф, АЛ-51) разработках. Двигатели АЛ-31 и американские F110-GE-129 ранних серий уже изучены, по F100-PW-229, F110-GE-100, F110-GE-134 и F118-GE-100 получено огромное количество информации благодаря деятельности офицеров нелегальной разведки КНР на территории Соединенных Штатов и регулярным атакам китайских военных хакеров на базы данных компаний «Дженерал электрик» и «Пратт энд Уитни». Спецслужбы США подтверждают факты покушений китайских киберспециалистов на электронные ресурсы «Локхид Мартин», «Нортроп Грумман» и «Бритиш Аэроспейс». Цель – получение информации об F-35 «Молния-2», который комплектуется турбореактивным F135-PW-100. По оценкам китайских специалистов, именно на базе F135 в США будет разработан двигатель для перспективного стратегического бомбардировщика В21, который поступит на замену устаревающим В52 и В1В. Получение доступа к конструкторской документации по двигателям серий F135 и F119 позволит создать модификацию собственной разработки под обозначением WS-15 с максимальной тягой на форсаже 18 тысяч килограмм-силы. Такие двигатели будут устанавливаться на истребителях-бомбардировщиках пятого поколения, а также на самолетах с укороченными взлетом-посадкой.

Китайских специалистов интересуют и российские разработки в области газотурбинных двигателей для вертолетов, поскольку на протяжении последних 20 лет наблюдается зависимость от поставок подобной техники из Европы и США. Так, основной ударный вертолет армейской авиации СВ НОАК «Учжи-10» оснащен двигателем РТ6С-67С американской компании «Пратт энд Уитни». С учетом эффективности ВКС РФ на территории Сирии и надежности двигателей ВК-2500 вертолетов Ка-52 «Аллигатор» китайские специалисты планируют приобрести опытную партию этих моторов или начать совместные ОКР.

Необходимо признать, что НОАК не заинтересована в приобретении российских вертолетов. Военные разделяют мнение своих конструкторов, что будущее боевой армейской авиации за конвертопланами, которые обладают большей скоростью и грузоподъемностью. Офицеры управлений технической разведки родов войск НОАК активно собирают информацию о подобных разработках в США, которые выполняются по программе «Будущий вертикальный подъем», а также по теме «Продвинутый доступный газотурбинный двигатель».

С марсианским замахом

Китайская аэрокосмическая научно-техническая корпорация объединяет усилия 20 НПО. 120 тысяч сотрудников работают по двум направлениям:

  • проектирование и изготовление вооружения и военной техники (боеприпасов для РСЗО WS-1, 1B, 2 и А100, ракет для ЗРК LY-60 и FN-6, высокоточных авиабомб серии FT, беспилотных летательных аппаратов серии СН);
  • проектирование и изготовление РН «Великий поход».

 

К новинкам корпорации необходимо отнести ракету «Великий поход-5», которая существует в шести вариантах, предназначенных для вывода от 10 до 25 тонн полезной нагрузки на низкие околоземные (НОО) и от 6 до 14 тонн на геостационарные переходные орбиты (ГПО). Это результат экспериментов китайских конструкторов по сочетанию разного количества двигателей, работающих на водородном топливе (YF-77, тяга – 50 тонн) и кислородно-керосиновой смеси (YF-100, тяга – 120 тонн), что позволяет формировать ракету-носитель по модульному принципу.

Как пример высокого уровня ракетостроителей КНР стоит привести РН «Великий поход-3В/Е», которая позволяет выводить на ГПО высотой 36 тысяч километров космические аппараты весом до шести тонн, а именно разведывательные спутники серии «Дунфанхун» («Красный восток»).

Китайская аэрокосмическая промышленная корпорация объединяет 20 научно-проектных и производственных организаций. В них трудится около 137 тысяч человек. Основная задача – разработка и изготовление искусственных спутников Земли военного, двойного и гражданского назначения в интересах КНР и зарубежных партнеров (Алжир, Венесуэла, Египет, Пакистан, Шри-Ланка). Благодаря трем действующим космодромам китайские специалисты способны осуществлять 15 и более запусков ракет-носителей с выводом полезной нагрузки на низкие околоземные, геостационарные переходные и солнечно-синхронные орбиты в зависимости от назначения космического аппарата (КА). Специалисты корпорации разрабатывали и конструировали все пилотируемые аппараты серии «Шэньчжоу» для орбитальных экспедиций. По данным из открытых источников, до конца 2016 года в КНР будут выполнены девять запусков РН «Великий поход-2Ф, 3В, 4С» и новейших «Великий поход-5». Планируется вывести на орбиту десять искусственных спутников Земли, обитаемый модуль «Тяньгун-2» и обеспечить полет пилотируемого корабля «Шэньчжоу-11».

Китайские специалисты подготовили план пусков на 2017–2023 годы. В этот срок должно быть выполнено формирование космической станции (КС) КНР. Она предположительно будет иметь общий вес 90 тонн и висеть на НОО на высоте от 340 до 450 километров. Продолжительность работы КС составит десять лет. Постоянный экипаж – три человека, переменный – шесть.

В составе станции будут центральный отсек и два испытательных. Стыковочный узел позволит разместить два транспортных корабля одновременно, и в перспективе именно КС станет форпостом для пилотируемых полетов на Луну и Марс.

Специалисты корпорации принимали самое активное участие в создании новейшей РН «Великий поход-7», первый пуск которой ожидается в третьем квартале 2016 года. Такой ракетой на НОО будут выводиться КА весом 5,5/7,5/13,5 тонны, а на ГПО весом 1,5/2,4/4,5/7,0 тонн. В качестве топлива в РН нового поколения используются керосин и жидкий кислород.

Для запуска легких КА (весом до 1000 кг) на солнечно-синхронную орбиту (700 км) с космодрома Вэньчан (Хайнань) планируется использовать РН «Великий поход-6».

Подчеркнем, что вышеупомянутые корпорации ОПК КНР имеют разрешение на ведение импортно-экспортной деятельности.

 

Больше товаров с военной выправкой

У истоков великих походов — часть II

С приходом к власти председателя ЦК КПК Си Цзиньпиня усилилась работа по расширению номенклатуры продукции гражданского назначения, выпускаемой предприятиями ОПК. Свидетельство этого процесса – принятые 21 июля этого года на заседании Госсовета и ЦВС КПК «Мнения о развитии оборонной промышленности и экономическом строительстве». В соответствии с данным документом руководителям ОПК рекомендовано привлекать национальные инвестиции, положительно относиться к переносу технологических решений в гражданскую промышленность, способствовать реализации общегосударственных и региональных экономических проектов, наладить выпуск техники для обеспечения безопасности воздушного сообщения.

Поводом для «Мнений…» стали доклады, подготовленные соответствующими подразделениями Госсовета, в которых отмечается готовность национальных и иностранных компаний приобретать гражданскую продукцию, изготовленную с использованием высоких стандартов военной техники. Действительно, основными достоинствами китайских изделий двойного и гражданского назначения остаются сравнительно низкая стоимость и соответствие заявленным тактико-техническим характеристикам, что крайне важно для покупателей из стран Латинской Америки, Ближнего Востока и Африки.

Максим Казанин,
доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ, кандидат политических наук

Опубликовано в выпуске № 34 (649) за 7 сентября 2016 года

Нравится

Loading...
Комментарии
Добавить комментарий
Фото неделиФотоархив HD
Донбасс сегодня

Вниманию читателей «ВПК»
  • Обсуждаемое
  • Читаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц