Версия для печати

Семь «Як -1» против 18 «Ме-109» и 7 «Ю-88» и «Ю-87

Немецкие истребители были растеряны и беспомощны
Купинов Максим

9 марта 1942 года состоялся воздушный бой, ставший хрестоматийным для советских пилотов и вошедший в историю битв в воздухе.

9 марта 1942 года состоялся воздушный бой, ставший хрестоматийным для советских пилотов и вошедший в историю битв в воздухе. 

Авиаконструктор Александр Яковлев писал о победе, одержанной летчиками на созданной им машине: «10 марта была получена телеграмма, в которой говорилось, что накануне семь наших летчиков на истребителях ЯК-1 выиграли воздушное сражение в бою против 25 самолетов противника. Я не знал еще подробностей, но сам факт глубоко меня взволновал и обрадовал. Это событие обсуждалось в Государственном Комитете Обороны, и было дано указание широко популяризировать подвиг летчиков в газетах. Герои-летчики показали, что советские самолеты, созданные советскими конструкторами, построенные на советских авиационных заводах, не хуже, а лучше хваленых «Мессершмиттов» и «Юнкерсов», устрашавших весь мир. Подвиг семерки вселял веру в наше оружие, в наши силы».

После катастрофы 1941 года, во многом обусловленной господством люфтваффе в воздухе, такое сообщение было поистине сенсационным.

Уже  11 марта 1942 года в «Правде» была опубликована статья «СЕМЬ ПРОТИВ ДВАДЦАТИ ПЯТИ. (ИЗ БОЕВОЙ ПРАКТИКИ АВИАЦИИ)».

Бой, описанный в статье, стал знаковым событием в воздушной войне на Восточном фронте: «На одном из участков Юго-Западного фронта 9 марта 7 отважных советских летчиков-истребителей на самолетах «Як-1»: капитан Запрягаев, лейтенант Седов, лейтенант Саломатин, лейтенант Скотной, лейтенант Мартынов и старший сержант Король под руководством командира эскадрильи капитана Еремина патрулировали над полем боя, прикрывая наши войска с воздуха. В это время на высоте 2000 метров с запада появилось 25 фашистских самолетов, из которых 7 было бомбардировщиков «Ю-88» и «Ю-87», а остальные 18 – истребители «Мессершмитт-109».

Невзирая на громадное численное превосходство врага, капитан Еремин решил атаковать вражеские самолеты. Подан сигнал, и краснозвездные соколы дружно ударили в первую очередь по «Юнкерсам». Один из «Юнкерсов», объятый пламенем, камнем рухнул на землю, остальные рассеялись и повернули вспять. Наши доблестные герои, сделав боевой разворот, бросились на «Мессершмиттов». В воздухе ревут моторы. Трещат пулеметы. Гремят авиапушки. Разворот следует за разворотом. Бой кипит. Ожесточение нарастает. Наши летчики четко и умело наносят сосредоточенные удары. Противник распылен, и один за другим падают на землю 4 вражеских самолета. «Мессершмитты» не выдержали натиска и в беспорядке удирают назад. Наши летчики без единой потери благополучно сели на свой аэродром. Умение, мужество и отвага семерых патриотов-летчиков, верных сынов нашей Родины, оказались той силой, которая позволила им одержать победу в схватке с врагом, хотя он и имел огромное численное превосходство, располагая 25 самолетами».

Настолько удачного для советских летчиков группового боя с немцами еще не было с начала войны. Борис Еремин так описал возвращение его группы после удачного боя: «Пристраиваются поближе, поплотнее. Я хорошо понимаю своих друзей: идем с победой! Хотят пройти над родным аэродромом с «прижимом». Ну что же, прижмем! Ходить с «прижимом» означало на нашем языке ходить как в парадном строю. Обычно это плотный строй, в котором масса машин движется в едином ритме, что само по себе свидетельствует о мастерстве летчиков, торжественности момента и приподнятом настроении.

Праздничный строй! Да у нас и в самом деле праздник! Откровенно говоря, на моих глазах, если считать от начала войны, это первый столь результативный победный бой. Бой, проведенный по всем правилам тактики, со знанием своей силы и с максимально полным использованием возможностей новых отечественных истребителей. Наконец, это мой первый бой, в котором враг разбит наголову, в котором большая группа вражеских самолетов растаяла, не достигнув цели. Бой, в котором опытные и уверенные в себе немецкие истребители были растеряны и беспомощны. Можно бить фашистов, и бить хорошо — в этом мы убедились. Это было так важно для нас весной сорок второго года…».

Этот бой изучали летчики на всех фронтах. Пример того, что немцев можно бить в воздухе даже при более чем трехкратном их численном превосходстве был чрезвычайно важен. Вопрос – если те семеро смогли добиться успеха, то почему не можем мы, - стали задавать себе многие пилоты. До весны 1943 года, когда в воздушной битве над Кубанью советские летчики начали в ожесточенных боях завоевывать превосходство в небе,  было еще очень далеко. Но бой – семь против двадцати пяти стал одной из первых ласточек грядущей победы и в воздухе, и на земле.

Максим Купинов

Опубликовано 02.12.2016

Аватар пользователя Гость
Гость
03 декабря 2016
Это должно быть в крови:били и будем всегда бить!
Аватар пользователя JAHA_LYUTY
JAHA_LYUTY
03 декабря 2016
Тоже хощу лётчиком работать, немцев бить.
Аватар пользователя Гость
Гость
03 декабря 2016
Очередная басня как и 28 Панфиловцев
Аватар пользователя Irat
Irat
03 декабря 2016
Вот интересно: линия стрельбы пулемета пересекает плоскость вращения воздушного винта. Как удается избежать его повреждения?
Аватар пользователя Игорь
Игорь
04 декабря 2016
Есть такая штука, называется синхронизатор, она не позволяет чтобы траектории пуль и лопастей пересекались
Аватар пользователя наиль
наиль
04 декабря 2016
Ствол пулемета стали пропускать через коленвал двигателя, при верхнем расположении ствола изобрели синхронизатор чтоб не отстрелить лопасти винтов.
Аватар пользователя Гость
Гость
04 декабря 2016
это устройство называется-синхронизатор,поэтому плоскость винта не повреждается.
Аватар пользователя Правда
Правда
04 декабря 2016
Если бы не было такой истории, то её стоило бы придумать...(с) История хороша канешь, впрочим и обратные картины были, но лично у меня нет сомнений в её правдивости всё таки уже 42 год, год непрерывной войны, немецкие ассы поубивались уже советскими лётчиками на замену им у немцев новобранцы, у нас же после первых поражений уже набраны новые и уже год как активно летают набрали уже опыт и стали ассами, кроме того у ссср уже новая техника, а у немцев всё та же что и в 41, вообщем в итоге данная история когда 7 наших як разбили 25 противников вполне себе ЗАКОНОМЕРНАЯ картина которая не могла не быть как результат мноих факторов в том числе геройской гибели наших лётчиков в 41 году гибли но и забирали с собой немцев , немцы на восточном фронте теряли своих солдат в сутки больше порой чем за всю компанию на западе против тупых францев поляков наглов и прочей швали.
Аватар пользователя Матрос
Матрос
04 декабря 2016
Я внимательно пересмотрел выдержки из сводок Софинформбюро за период начала марта 1942-там про этот бой ни слова.Есть сведения о общем количестве сбитых немецких и советских самолетов(согласно которым валили немцев больше раза в два).Но про этот удачный бой-ни-ни. Вызывает сомнение сама тактика немцев.Группа составленная из разных типов самолетов.И на одной высоте.Да еще и солидное истребительное прикрытие.Во всех немецких рапортах и наставлениях для летных частей с начала войны отмечался очень эффективный огонь пехоты по самолетам на низких высотах.Тем более что на высоте 2000 метров Ю-88 довольно хорошая мишень.Он мог бомбить и с горизонтального полета и с пикирования.Но машина тяжелая,и чтобы зайти на это пикирование нужен запас высоты.Ю-87 на начало 42(зависит еще от его модификаций)пикировал почти отвесно и сбрасывал бомбы с высоты 1000-600м.Но при этом он легко попадал под винтовочный огонь.Винтовка Мосина могла давала хорошие попадания до 1400-1500м.Как и счетверенная установка Максимов.ДШК-до 2000м.МЗА-до 3000м(если не ошибаюсь по МЗА).Части ЮЗФ наверное в районе Лозовой хоть и были в основном не кадровые,но успели пройти подготовку перед отправкой на фронт по программе "перманентной мобилизации".И резервисты что-что а стрелять с мосинского винтаря умели. Тактика советских истребителей-патрулирование над полем боя-значит что они юнкерсы уже в пикировании встретили?Или на выходе с него?После того как те бомбы точно положили?На занятую территорию старались не залетать-приказа драконовского никто не отменял,"что пилот не вернувшийся после вылета на занятую территорию считался без вести пропавшим и члены семьи его лишались денежного пособия и могли быть объявлены вне закона"(примерно так).Из-за таких вот "поэм"сталинско-жуковских"и пропадало желание углубляться на занятую территорию и встречать самолеты врага на подходе к целям. .....Были самолеты где ствол пушки не проходил через вал винта.Это американские Аэрокобры.Наши конструкторы такого не делали.
Аватар пользователя Солониковед
Солониковед
05 декабря 2016
Да, отличный бой и очень своевременная для меня статья. А то я на днях, перелистывал монографию про Фв-190... грустное чтение, когда вспоминаешь что творилось в нашем авиапроме. Особенно грустно в конце, когда рассказывается о боевом применении Fw-190D aka Ta-152. До конца войны две недели, агония рейха, эксперты Геринга кончились на двух фронтах антигитлеровской коалиции... а немецкие летуны, сбивают по несколько Яков за вылет, не неся потерь вообще. Люфтвафферы на своих Дорах, сбивают не только фанерные Яки, но и хваленые мустанги, вовсю гоняются за неуловимыми москито и кажется, что если бы не капитуляция, то неизвестно чем дело закончилось... ведь и в боях с англоамериканскими стервятниками, Фв-190Д не имеют потерь. Единственный серийный самолет, не имевший потерь в боях с превосходящими силами противника. Поскольку принято считать, что наши летчики воевали за идею, а эксперты Геринга кончились к началу 45-го года, то остаётся признать какое то сверх превосходство в технике, в самолётах в данном случае. Эта короткая заметка о героическом воздушном бое в начале 42-го года, о летчиках и обрадованном Яковлеве. О котором можно бы было сказать, что от радости, он забыл что самолеты нужно модернизировать и к 45-му году, ВВС РККА были уже разоружены. Но зная ситуацию в авиапроме, Яковлеву нечего предъявить, моторов то у нас не было, с чем начали войну с тем и закончили... ну разве что его препятствование конкурентам.
Аватар пользователя Солониковед
Солониковед
05 декабря 2016
И может быть, мои скромные размышления, смогут развернуть дискуссии о заваливании... в сторону объективного заваливания фронта металлоломом. И не трусливый Сталина (как скажет дурачёк Лео) и не кровавый Жуков (как каркает тут АНС), никак не могли повлиять на бессмысленное растранжиривание ресурсов, под видом выпуска ВиВТ. А когда все неисчислимые жертвы уже были принесены, то начальник ГАБТУ, в хрущёвские времена, безнаказанно сетовал в своих мемуарах, мол... не придавали мы значения фаустпатронам и не делали их, какая досада. Но это они, великие организаторы военной промышленности, не придавали значения фаустпатронам, 57-мм миллиметровым ПТ пушкам, авиапушкам Таубина, радиосвязи и торпедам и даже армейским мотоциклам, которые перестали выпускать перед самой войной. Именно тогда, с производства сняли 57-мм ЗиС-2(4), АВС-36 и ЯГ-10. Зато какие чудеса выпускать стали, катюши... результаты стрельбы из которых, даже не учитывалась артиллеристами в своих расчётах.
Аватар пользователя Справедливый
Справедливый
09 декабря 2016
Матрос, Вы похоже нерусь? Прокольчик получился: "Софинформбюро" пишется не так, как слышется, а с буквой "в", ибо Советское, а не Софетское (кстати, похоже на немецкий акцент) информационное бюро. Не надо пытаться затирать нам историю! Может и героя Еремина Бориса Николаевича не было? 9 марта 1942 года семерка наших летчиков истребителей на Як-1 вылетела южнее Харькова к линии фронта на боевое патрулирование. А далее то, что рассказал в замечательном сборнике А Драбкина "Я-истребитель" советский ас, командир той эскадрильи, Борис Николаевич Ерёмин! Шли мы на высоте 1700 метров "этажеркой", с полным боекомплектом и по 6 РС под крыльями. На такой же высоте, у линии фронта, я увидел группу немецких самолетов -18 мессеров и 7 Ю -87 и Ю-88. Итого 25! Из них 6 Ме-109Ф были в прикрытии. Раций у нас всё ещё не было, общались жестами и покачивая крыльями...Я повел группу влево, на ю-запад, с набором высоты, чтобы атаковать оттуда. откуда нас не ждут...Делаем боевой разворот вправо и атака! Немцы готовились штурмовать наши войска на земле и начали перестроение...Каждый из нас выбирал себе цель самостоятельно. Сходу сбили 2 мессера и 2 бомбера, мимо пролетело крыло с крестом...Такая круговерть пошла, но вижу, ещё два мессера сбито. Тут они рванули от нас, кто куда. а я на догоне сбил ещё одного! Весь бой длился 10-12 минут, сигналю "Все за мной", пора выходить из боя, ведь горючее кончается. Смотрю, мои пристраиваются, все семь! Над своим аэродромом прошли с "прижимчиком" и веером разошлись на посадку. Все бегут встречать, кричат ура, Победа! Посты ВНОС уже подтвердили, точно, семь сбитых! В этом бою сказались достоинства истребителя Як-1, как раз и предназначенного для маневренного боя. Вот тут: память-народа точка ру (к сожалению ссылки запрещено публиковать) можете посмотреть наградной лист Орденом Красного Знамени от 14 марта 1942 перечисленных в статье летчиков. Тут: вархероес точка ру можете прочитать про самого героя Еремина Бориса Николаевича и увидеть фото самолета, который был подарен Еремину по случаю победы в описанном в этой статье бою. В 1942 году саратовский колхозник Ферапонт Петрович Головатов внес в Фонд Красной Армии 100000 рублей. На эти деньги был приобретен истребитель Як–1Б. Командование 8–й Воздушной армии поручило выбрать летчика для самолета командиру 6–й Гвардейской истребительной авиадивизии. Решение вручить самолет Гвардии майору Ерёмину было принято после боя 9 марта 1942 года в районе Харькова. В этом бою против группы из 25 самолётов противника семёрке Як–1 под командованием Ерёмина удалось сбить семь немецких самолетов без потерь со своей стороны. Вечная память нашим героям!
Аватар пользователя Cолониковед
Cолониковед
09 декабря 2016
9 марта 1942 года семерка наших летчиков истребителей на Як-1 вылетела южнее Харькова к линии фронта. Раций у них всё ещё не было, общались жестами и покачивая крыльями... а чо так? У нас же сверхуспешная индустриализация была и по мнению моего подзащитного Марка, РККА была до зубов вооружена, особенно в области радиосвязи... ему и АНС вторит! Мол кровавейший, загнал в ГУЛАГ пол страны, что бы до зубов вооружиться, даже котлетку АНС-у не оставил... а в 42-ом году, на наших истребителях, нет радиостанций. А в 82-ом году, военно-исторические борзописцы, дописались до того, что шум радиостанций, только отвлекает лётчика от выполнения поставленного задания. Но сейчас то уже можно сказать, что наша авиация, как и индустриализация в целом, были успешно заведены врагами народа в болото... не тут ли причины сверх потерь?
Аватар пользователя Роман-да-не-тот
Роман-да-не-тот
09 декабря 2016
Позволю себе цитаты из книги конструктора Яковлева "Цель жизни" - 10 марта была получена телеграмма, в которой говорилось, что накануне семь наших летчиков на истребителях ЯК-1 выиграли воздушное сражение в бою против 25 самолетов противника. Я не знал еще подробностей, но сам факт глубоко меня взволновал и обрадовал. Это событие обсуждалось в Государственном комитете обороны, и было дано указание широко популяризировать подвиг летчиков в газетах. Для меня не было бы трагедией, если это оказалось мифом, компиляцией сводок с нескольких фронтов, чем угодно. Комиссары в горестном для нас 1942 году вообще ничем не брезговали. Поиск и выявление фактов это одно, очернение истории - другое. Материалам, которые собрал г-н Драбкин, склонен доверять, это прямая разговорная речь участников войны.
Аватар пользователя Матрос
Матрос
10 декабря 2016
За Совинформбюро-извиняюсь-опечатка.Немецких прадедушек у меня не числится. Что касается самого описанного боя. На мой взгляд много нестыковок. 1.Состав группы-7 Яков.Вообще-то на тот момент уже тройками истребители не летали.Все по парно-группы по 4 или 6 или 8. 2.Вся группа-офицеры.А где же сержанты-пилоты ВВС,которые выпускались тогда с училищ? 3.Высота 1700 метров-патрулирование.Это возможно только над своей территорией.Немецкие передовые части были оснащены МЗА.На такой высоте на Яке не полетаешь безнаказанно. 4.Вооружение РСами Яков для патрулирования и прикрытия своих-очень оригинально.Истребитель превращается в штурмовика.И маневренность при этом и скорость его понижаются. 4.Состав немецкой группы.Тоже вызывает удивление.До середины 1943 Ю-87 летали или без прикрытия истребителей или с небольшим их числом.А тут такой эскорт солидный.Они что позолоченными бомбами снаряжались или штаб фронта собирались бомбить?Так это зря-скромный маршал Тимошенко в боевых передовых частях своего фронта не находился. 5.Сама тактика немецких ВВС того периода отличается от описываемого боя.Впереди шла группа "зачистки"для связывания боем советских истребителей.Тем более что мессеров было по описанию 18.Сил бы хватило.Косоглазых в школы люфтваффе тогда еще не догадались принимать или с недостатком диоптриев.Так что увидели бы противника.Тем более что Яки были их старыми знакомыми-с начала войны приходилось с ними воевать. 6.Сама группа из трех разных типов самолетов.И большое количество истребителей.Как будто наступление под Харьковым было для немцев прямо таким фатальным.В начале марта 42 еще успешно наступали под Москвой.Наступали на Керченском полуострове.Откуда у немцев столько истребителей именно на том участке?Самая значительная группировка ВВС Германии была именно на начало вторжения.После этой даты таких цифр у немцев не было на восточном фронте.Даже если присобачить к их численности все фанерные раритеты их союзников-чешские бипланы,румынские ИАРы и финский секонд-хэнд из европы без запчастей. Причем и потери советские ВВС наносили большие именно с начала войны,несмотря на все отступления. Такой бой мог иметь место.Но результаты его вызывают сомнение.Скорее всего очередная пропаганда.
Аватар пользователя Солониковед
Солониковед
11 декабря 2016
Ну допустим, допустим пропаганда... давайте это обсудим. Любой сталинский пропагандист, не написал бы так, что и через пол века, можно разоблачить пропаганду. В самом деле, почему 7 яков? Ну например, 15% матчасти оказалось не боеготовыми, мотор стуканул... это такой хитрый ход пропагандиста? Мол всё было как всегда, из 8-ми, взлетели семь, очень умно! А почему пропагандист рс-ы придумал? Ну типа летающие катюши, прекрасно зарекомендовали себя и на земле и в воздухе... ну очень хитрый пропагандист! А зачем он хитрил с офицерами... так это он не подумавши брякнул, что бы тирану угодить, так? А в чем выгода такой хитрой брехни... можно было бы обойтись и без хитростей, было бы и проще и более духоподъемно... наши желторотики, успешно борются со стервятниками, на фанерных леталках Яковлева и точка. И так бы и было состряпано, штатным пропагандистом... но это если не учитывать ситуацию в авиапроме. Яковлев, своим приказом снимает со своих самолётов радиостанции, наплевав на кровавую военную приёмку Сталина. Эвакуировавшись со своим заводом, снимает пропагандистское кино для глупого Сталина, про цеха с коврами и людей в белых халатах, кующих орудия Победы, помните? В 42-ом уже появились новые ме-109, а ВВС РККА как обычно ничего не имеет, но настойчиво просит. А конкуренты, а они не спят! Сухой, Поликарпов, Гудков, хотя и сброшены с парохода современности, но ещё что то там изобретают и с моторами не той системы, воздушного охлаждения! Так и глупый Сталин может догадаться, кто завёл нашу авиацию в болото. Нужно что то делать, туполя то посадили! А что если заметку написать, кино то уже было... таким образом, это не просто пропаганда, но хитрый ход Промпартии, в войне с конкурентами, ну и с народом.
Аватар пользователя Матрос
Матрос
11 декабря 2016
Солониковеду....Напомните мне какие такие заводы пришлось эвакуировать на которых эти самые Яки выпускали к весне 42? РС пробовали применять причем широко.Это позволяло с дальних дистанций открывать огонь по самолетам противника.Обычным пушечно-пулеметным вооружением сбивали обычно с дистанций 100-200м.Вот только точность РСов совсем не такая как ШВАК или ШКАС.Конечно какому нибудь немецкому перцу-эксперту радости не прибавляло,когда в его сторону летел такой полуторометровый "горящий дрын"диаметром 82.Но что-то я не видел в описаниях немецких и анализах боев чтобы немцы сильно так их опасались.На начало 42-го года согласно немецким же анализам эффективное противодействие авиации-зенитный огонь,огонь стрелкового пехотного вооружения и только третье месть-противодействие истребителей. Какие еще конкуренты могут быть у гениального Яковлева с его бригадой?Поликарпов-Лавочкин чей самолет появился гораздо позднее.Еще Ленд-Лиз.Согласно которого в СССР поставили 18,5 тыс самолетов из которых 17 тыс.боевых.Да и Аэрокобре и не нужны были все эти подвески с РСами,при ее оригинальной конструкции с пушкой в 37мм.
Аватар пользователя Cолониковед
Cолониковед
12 декабря 2016
Во Матрос дал... Какие еще конкуренты могут быть у гениального Яковлева и его бригады? Что то недорабатывает тут АНС, он ведь чему нас сирых учит, прямо из Америки... Сталин всех самых лучших и гениальных убил, или отправил на ГУЛАГ, ибо боялся очень, а остальных умных немцы убили и началась деградация, признаки которой АНС разглядел во мне. А тут раз и у Матроса гениальный Яковлев, с чего бы это? Ведь Яковлев был сталинским любимцем, а это значит самым глупым, правильно АНС? Ну а если серьёзно, то эвакуация была у Яковлева как у всех, зимой 41-го, и первые леталки, сталинский любимец, чуть ли не через месяц-другой начал на гора выдавать, так в его пропагандистском фильме показано. Но мы то знаем, что это было только в кино, в реальности всё было сложнее, но всё же, зимой 42-го уже были самолеты от эвакуированных производств... или я вопроса не понял, со мной такое бывает :) Дале, то что эрзац оружие в виде РС-82 можно было применять с дальних дистанций, не меняет сути эрзац-оружия... одесские эрзац танки НИ, не от хорошей жизни появились. И хотя РС-82 появились от жизни хорошей, были они не страшнее танка НИ и немцы не сильно таки их опасались. А что касается бригадира Яковлева, то конкуренты у него были и было их очень много и они легко побили бы ТТХ своих самолётов, леталки Яковлева... но есть промпартийный нюанс. В рамках предвоенного разоружения РККА, Промпартия выдвинула потрясающую концепцию, кивая в своё оправдание на Германию... мол двигателя для переспективных самолётов, должны быть только водяного охлаждения и желательно, конструкции лауреата Сталинской премии, гениального Микулина. Но гениальный Яковлев пошёл своим путём и не стал заморачиваться с микулинским, хоть и сверх мощным, но фуфлом, сделав ставку на другой водяной мотор М-105, не нарушая гениальные указания Промпартии. Которая в свою очередь, продвинула эту концепцию так далеко, что наш авиапром оказался не просто в болоте... а я даже не знаю где, но точно не в ГУЛАГе, в эвакуации наверное, а РККА без самолётов. Поскольку, чуть попозжее выяснилось то, что было понятно с самого начала... микулинский мотор никуда не годится. Тяжёлый, с малым ресурсом, но зато мощный... а большего и нельзя было ожидать, от молодой советской промышленности, а раз так, то ставку будем делать на мотор Микулина! А в это время, уже летали поликарповские И-180 и И-185 с воздушным мотором, суховский Су-2 и его модернизации от Су-4 до Су-8 были запроектированы под нормальный воздушный мотор, да и Гудков делал свой Гу-2 не на воде. Но все эти конкуренты гениального Яковлева, прошли лесочком со своими проектами, а ВВС РККА, таки никогда не получили господства в воздухе... даже штурмовика нормального не дождались. Вот Вы Матрос говорите что Ла-5 появился гораздо позже ЯКа, а ведь это не так... в соответствии с заданием, свой самолёт Лавочкин сделал ещё до войны, просто всё сидел и ждал новейший сверх мощный мотор с водяным охлаждением, требуемый по заданию Промпартии. И хотя это было не микулинское двигло, ситуация с ним была ещё хуже, М-107 никогда не был поставлен на производство, из-за неработоспособности. Забавно, но ещё в 1941 году, истекающим кровью ВВС РККА стало ясно, что например ЛаГГ-3, с мотором как у ЯКа, не может побеждать даже старые Ме-109... но Лавочкин упорно ждал обещанный М-107, не выпуская ВООБЩЕ никаких самолётов и только случайность и расторопность его подчинённых, позволила в планер под М-107, вкрячить М-82, в то время как Лавочкин отбыл в Москву, получать несуществующий М-107... и получился Ла-5, о котором Лавочкин последним узнал. Но то было у Лавочкина, а бригада гениального Яковлева не собиралась ничего менять и всю войну гнала туфту в виде так называемых лёгких истребителей... масса которых ограничивалась мощностью движка, то есть предвоенной концепцией Промпартии. Но до войны, у нас были самолеты с нормальным двиглом М-82, но их нельзя было выпускать, не нарушив стройную Концепцию. И когда Ла-5 (не ФН ещё!) попал на фронт, что всячески сдерживалось (кем?), то наши ВВС ВПЕРВЫЕ получили хоть что то имеющее мощное вооружение и мотор, но случилось это уже тогда, когда основные жертвы были принесены на алтарь Концепции Промпартии... в 43-ем году. Кстати, в этом же году скинули и Микулина, не перестав однако, ковыряться с его моторами, но это уже другая история, хотя и про разоружение РККА. Так что Яковлеву, вполне можно было придумать блестящую легенду, основываясь на деталях какого то вполне возможного боя. Но в процессе допиливания описания боя до нужной кондиции, могли возникнуть некоторые перекосы, на которые вполне адекватно, среагировал Матрос. Но наша история чуть сложнее, чем это кажется резунистам...
Аватар пользователя Матрос
Матрос
13 декабря 2016
Отвечаю по порядку. Гениальный Яковлев-в кавычках.Все что касается всех этих исканий и борьбы чей и какой там самолет с каким мотором победит и пр-я и не собирался тут выяснять.На начало войны в составе РККА было около 30 типов самолетов.Что касается вашей реплики про эвакуированные заводы....Вопрос открытый.Отвечайте. В конечном итоге фронтового летчика не интересовали интриги Промпартии и где и когда успешно прошли испытания экспериментальные модели или новые моторы. Теперь по самой статье. Применение РС на самолетах-было так сказать советское "ноу хау".Лето 1939 года-конфликт на Халкин-Голе.Не помогли ракеты эти воздух-воздух полностью разгромить японцев.Как и участие 48 лучших асов РККА,специально туда прибывших.Из которых было 11 Героев СССР.Как и группа из лучших летчиков флотских.Потери японцам нанесли-да.Хотя и меньше чем сами понесли.Несколько японских асов укокошили-да.Территорию МНР отбили-да. Что касается применение РС на Як-1.Выпускались с подвеской такие с начала октября 1941 по май 1942.Всего 1148 шт.И все.От общего количества выпущенных Як-1 под 8 тыс. То есть на момент описываемого боя 9 марта таких самолетов было выпущено гораздо меньше выше указанного количества.Да и все выпущенные в таком варианте могли быть все в строю.Самолет с РС можно было использовать как штурмовик.Хотя он и не мог его полностью и эффективно заменить.Сравните вес бронирования Як-1 в 24 кг и Ил-2.1-2 попадание 20-мм МЗА и Як разбит как правило.И за все хорошее надо платить-если утяжелили самолет РС то пожертвовали рацией антенной и растяжкой.Вот поэтому в описываемом случае самолеты без радио.Надо отметить что механизмы для пуска РС могли и кустарно готовить-в тех же ПАРМах.Однако я почему и обратил внимание что статья не правдивая.На столь большой фронт от Заполярья до Крыма-меньше тысячи Як с РС.И тут все семь-с ними по 6 на каждый. Скорее всего летели они как раз на штурмовку наземных войск.И после обнаружения немецких самолетов на них переключились.Чтобы эти РС имели максимальный эффект нужно их всем месте залпами выпускать.И как это получилось?Что командир снова крылышками помахал?Или рукой-как на мопеде.Пуск ракеты по две только.Дистанция 800-1000 м.Это чтобы был хоть какой то эффект.Как правило передняя полусфера.Даже если снаряд не попал,но близко взорвался от неприятеля-могло произойти повреждение самолета.Но эти РС использовали все больше по наземным целям.По воздушным-не точное оружие. Может и действительно успешно произвели пуски.И бомбандировку немцам сорвали.И это не так уж мало.(если конечно простили не выполненное свое задание по штурмовке). Но....Но нужен именно Подвиг или Громкая победа.Именно с РСами.Чтоб значит популярные были.У нас страна была одних восторженных телеграмм.И не только конструктору Яковлеву.У нас были рекордные урожаи.Грандиозные надои.И свехрпродуктивные колхозные свиноматки.И так далее.Поэтому выпив бумажного молока,или закусив картонным поросенком люди прям таки подталкивались и направлялись номенклатурой усатых вождей на все новые и новые боевые и ратные подвиги.Пиши поболе-чего их жалеть супостатов.По ВВС если число заявленных и реально уничтоженных немецких самолетов в начале войны был 3 к 1(примерно),то к концу 4-6 к одному. Согласно Ежедневным сводкам 6-го отдела Ген-кварт.Люфтваффе (Гройлер 1972 г)за период 01-07.03 1942-63 полностью утраченных самолета.А за неделю 08-14.03 1942-только 22 самолета на все ВВС Германии на восточном фронте.Ну у немцев статистика тоже может быть с лукавством.Однако наши сводки периода войны,начиная с Софинформбюро-это уже просто пропаганда чистой воды.Ничего в общем плохого в слове Пропаганда нет.Это очередное средство борьбы с противником.Противнику-деза.Своим-надежда и вера в свои силы и пр.Просто все хорошо в меру.Перебор с таким тонким информационным оружием может обернуться острым колом в собственные анусные сфинксы.Когда людям которых дурачили десятилетиями все это надоест.
Аватар пользователя Роман-да-не-тот
Роман-да-не-тот
20 декабря 2016
Редакция VPK-news! Когда же вы сможете сделать нормальную регистрацию и нормальные комментарии к своим материалам? Такие огромные портянки читать с аргументами-контраргументами, юродством и сарказмом, без абзацев - ну это просто боль.
Аватар пользователя Солониковед
Солониковед
20 декабря 2016
Ну спасибо за такой упорядоченный ответ и извиняюсь за задержкой с ответом. Ну во первых по эвакуации, ну да, завод Яковлева так же как и другие производства из зоны возможной оккупации эвакуировали, так? Естественно, что ГКО ждало скорейшего выпуска продукции для фронта и дождалось от Яковлева рекламного фильма... ковры, люди в белых халатах, деловито снующих меж стройными рядами новеньких ястребков, было дело. Так что если и есть какие то неправдивые сведения в статье, то они оттуда, из рекламной компании Яковлева 41-42 годов. Но есть одно но, мне кажется Матрос, что Вы как то поверхностно, хотя и профессионально проанализировали информацию и хотя что то в ней и не так, но эти рекламные акценты, не отменяет самого факта такого или очень похожего боя, так? А то можно до много чего договориться... вон один из абажуров, договорился до того, что Зоя Космодемьянская, была не того. Ну ды ладно, есть и второй аспект статьи и заметок Яковлева, по русского-германскому сотрудничеству в конце 30-х. Германия не видела в СССР врага и это конечно, было проблемой для англосаксов и антисталинской оппозиции. Потому то и результаты того сотрудничества такие странные... имея возможность вместе с Германией, развивать боевую авиацию, по меткому замечанию товарища Сталина, мы обнаружили её в болоте. Это конечно беспредел, но кредит то выдавался не для посмотреть самолёты, попугать советы, а для развития сотрудничества... но после выбора кредита, никакого развития не последовало! Это же просто праздник какой то для англичанки и дяди Сэма, тут наши враги народа, сработали чётко. А почему нет развития сотрудничества, англичанка легко объяснила товарищу Гитлеру, потому мол, что тиран всю Европу матушку захватить собрался, зачем же ему немецкие самолёты, он гад американские покупает! И это была правда, наш авиапром прочненько сидел на американских движках... постойте, а почему это только на движках? Вместе с комиссией по авиации, по личному распоряжению тирана и по согласованию с большими людьми из III-Рейха, была отправлена делегация от электро и радиотехнической промышленности и войск связи и им тоже всё показали. И Torn и УКВ радиостанции и радиолампы с рабочей частотой в 1.0 ГГц и даже то, чего не может быть! Автоматическую радио рэлейную станцию работающую на частоте 400 (четыреста) МГц, на 6 тлф. каналов. Хотя всем итогом, сверхуспешной индустриализации, можно считать закупку в США электроламповых заводов, под металлические лампы на 0.05 ГГц и никакого УКВ и только за золото... а глупые немцы, предлагали нам за кредиты, послевоенные технологии, так эта радиорелейка, была скопирована у нас после войны как Р-400 и лет так 30 трудилась на благо родины, да и сейчас на складах она есть. Ну а историю, как наша Промпартия сорвала производство мелкокалиберных автоматов для ПВО, я думаю все знают, как и отсутствие у нас всю войну, этой самой ПВО... смотрим историю лета 43-го года, когда люфтваффе в течении недели, вбомбило купленный в США ГАЗ в каменный век, без потерь со своей стороны. Да, мы немного отвлеклись от темы самолётов и тут надо сказать, странных параллелях в авиапроме Германии и России. Хенкель был гением, как и король истребителей Поликарпов, но всю войну их самолёты не выпускали. У сталинских соколов была легенда, о страшном Не-ххх, а у птенцов Геринга, про страшную суперкрысу Поликарпова И-185... при этом и те и другие не только видели эти самолеты, но и отважно с ними сражались.
Аватар пользователя Матрос
Матрос
21 декабря 2016
Я бы хотел вновь вернуться к этой статье с телеграммой. Смотрите сами.Во время обучения в авиатехническом училище у нас в одном из корпусов висел на стене огромный плакат-картина.Из серии подвиги ВОВ наших ВВС.Красивая картина воздушного боя и текст под ней так и так в бою жестоком при контрнаступлении под Москвой 10 февраля 1942 года капитан Бобров,ветеран испанской войны сбил ракетой РС прямым попаданием вражеский истребитель.(пишу по памяти звыняйте если неточности это было еще в глубокое советское время).Так вот этот подвиг примечателен тем что это очень очень редкий случай попадания РС по воздушной цели.....Ну неужели телеграмму товарищу Яковлеву не оставили без внимания с таким уникальным случаем? Кстати о самой телеграмме....Мне интересно-а как с аэродрома фронтового можно ее послать?Что в каждом полку передвижная избушка Почтампа стояла?С пожилой доброй телерафисткой,в платке пуховом,с баночкой сургуча у прилавка,с марками почтовыми на которых усатый Каганович обмимал Мао Дже Дуна в женском платье..... А хорошо правда-с полета вернулся подрулил к почте и телегу бац-молнию..."Грузите мессершмиты бочками..." Нестыковки в трудах историков по этому эпизоду тоже оптимизма не прибавляют.Пример...четко и ясно написали что разбитые вражеские мессеры были с 1/JG 77. Вот только это самое соединение на момент боя было совсем в другом месте. Численность 4-го воздушного флота на тот момент-около 150 всех самолетов,включая быть может и в ремонте и пр.Это ж как надо постараться,побегать как после пургена чтобы на одном участке собрать сразу 25 машин вместе.Немцы в отличии от наших концентрировали свои ВВС на именно тех участках которые посчитали важными.И тут скорее дело не в особой гениальной тактике-не хватало сил часто.Количество же самих юнкерсов говорит о ударе на узком участке фронта. В общем не верю я в такой результат этого боя.А телеграмму такую мог послать вообще камиссар какой нибудь с города ближайшего,который и в глаза этого боя не видел.Кстати интересно как он адрес раздобыл товарища Яковлева с такой секретностью.
Аватар пользователя Cолониковед
Cолониковед
22 декабря 2016
Ну а чо, реклама двигатель торговли! Легкие и верткие ястребки, катюшами сметают с небес тучи стервятников... тут как раз всё нормально и можно вспомнить доклады с английских моряков, по которым выходило например что, при отражении налетов 5 эскадры люфтваффе, на корабли конвоя... самолётов сбивалось больше, чем участвовало в налёте и это тоже нормально.
Аватар пользователя Cолониковед
Cолониковед
22 декабря 2016
По ссылке из нашего подвала, попал на статью о печальной судьбе СВТ-40 и ППШ и почему их сняли с вооружения армии... а в комментариях к ней Исаев: Читал Исаева "10 мифов Второй Мировой". Там себестоимость СВТ составляла 880 р, себестоимость ДП 787 рублей, себестоимость Мосинки - всего 90 р. К сожалению, там не написана себестоимость ППШ, но скорее, он еще дешевле Мосинки. Я думаю Матрос должен оценить рекламную политику Промпартии времён ВОВ и через 100 лет после которой, наш народ не должен знать что СВТ-40 была дороже снятой с вооружения АВС-36 и что ППШ стоил чуть дороже ДП и Исаев нам здесь не помошник. Так что огненные смерчи из РС-ок, несущихся навстречу фошистским стервятникам, это всё оттудова...
Аватар пользователя HZ66
HZ66
26 декабря 2016
Это вопрос веры. Как в Бога.
Аватар пользователя Владимир Бондарев
Владимир Бондарев
12 января 2017
Спасибо за спор! Узнал много нового и интересного, даже если это всё и неправда!!!
Аватар пользователя Slava
Slava
12 января 2017
А, про Фёдорова, не хотите поболтать?
Аватар пользователя Гость
Гость
03 декабря 2016
Это должно быть в крови:били и будем всегда бить!
Аватар пользователя JAHA_LYUTY
JAHA_LYUTY
03 декабря 2016
Тоже хощу лётчиком работать, немцев бить.
Аватар пользователя Гость
Гость
03 декабря 2016
Очередная басня как и 28 Панфиловцев
Аватар пользователя Irat
Irat
03 декабря 2016
Вот интересно: линия стрельбы пулемета пересекает плоскость вращения воздушного винта. Как удается избежать его повреждения?
Аватар пользователя Игорь
Игорь
04 декабря 2016
Есть такая штука, называется синхронизатор, она не позволяет чтобы траектории пуль и лопастей пересекались
Аватар пользователя наиль
наиль
04 декабря 2016
Ствол пулемета стали пропускать через коленвал двигателя, при верхнем расположении ствола изобрели синхронизатор чтоб не отстрелить лопасти винтов.
Аватар пользователя Гость
Гость
04 декабря 2016
это устройство называется-синхронизатор,поэтому плоскость винта не повреждается.
Аватар пользователя Правда
Правда
04 декабря 2016
Если бы не было такой истории, то её стоило бы придумать...(с) История хороша канешь, впрочим и обратные картины были, но лично у меня нет сомнений в её правдивости всё таки уже 42 год, год непрерывной войны, немецкие ассы поубивались уже советскими лётчиками на замену им у немцев новобранцы, у нас же после первых поражений уже набраны новые и уже год как активно летают набрали уже опыт и стали ассами, кроме того у ссср уже новая техника, а у немцев всё та же что и в 41, вообщем в итоге данная история когда 7 наших як разбили 25 противников вполне себе ЗАКОНОМЕРНАЯ картина которая не могла не быть как результат мноих факторов в том числе геройской гибели наших лётчиков в 41 году гибли но и забирали с собой немцев , немцы на восточном фронте теряли своих солдат в сутки больше порой чем за всю компанию на западе против тупых францев поляков наглов и прочей швали.
Аватар пользователя Матрос
Матрос
04 декабря 2016
Я внимательно пересмотрел выдержки из сводок Софинформбюро за период начала марта 1942-там про этот бой ни слова.Есть сведения о общем количестве сбитых немецких и советских самолетов(согласно которым валили немцев больше раза в два).Но про этот удачный бой-ни-ни. Вызывает сомнение сама тактика немцев.Группа составленная из разных типов самолетов.И на одной высоте.Да еще и солидное истребительное прикрытие.Во всех немецких рапортах и наставлениях для летных частей с начала войны отмечался очень эффективный огонь пехоты по самолетам на низких высотах.Тем более что на высоте 2000 метров Ю-88 довольно хорошая мишень.Он мог бомбить и с горизонтального полета и с пикирования.Но машина тяжелая,и чтобы зайти на это пикирование нужен запас высоты.Ю-87 на начало 42(зависит еще от его модификаций)пикировал почти отвесно и сбрасывал бомбы с высоты 1000-600м.Но при этом он легко попадал под винтовочный огонь.Винтовка Мосина могла давала хорошие попадания до 1400-1500м.Как и счетверенная установка Максимов.ДШК-до 2000м.МЗА-до 3000м(если не ошибаюсь по МЗА).Части ЮЗФ наверное в районе Лозовой хоть и были в основном не кадровые,но успели пройти подготовку перед отправкой на фронт по программе "перманентной мобилизации".И резервисты что-что а стрелять с мосинского винтаря умели. Тактика советских истребителей-патрулирование над полем боя-значит что они юнкерсы уже в пикировании встретили?Или на выходе с него?После того как те бомбы точно положили?На занятую территорию старались не залетать-приказа драконовского никто не отменял,"что пилот не вернувшийся после вылета на занятую территорию считался без вести пропавшим и члены семьи его лишались денежного пособия и могли быть объявлены вне закона"(примерно так).Из-за таких вот "поэм"сталинско-жуковских"и пропадало желание углубляться на занятую территорию и встречать самолеты врага на подходе к целям. .....Были самолеты где ствол пушки не проходил через вал винта.Это американские Аэрокобры.Наши конструкторы такого не делали.
Аватар пользователя Солониковед
Солониковед
05 декабря 2016
Да, отличный бой и очень своевременная для меня статья. А то я на днях, перелистывал монографию про Фв-190... грустное чтение, когда вспоминаешь что творилось в нашем авиапроме. Особенно грустно в конце, когда рассказывается о боевом применении Fw-190D aka Ta-152. До конца войны две недели, агония рейха, эксперты Геринга кончились на двух фронтах антигитлеровской коалиции... а немецкие летуны, сбивают по несколько Яков за вылет, не неся потерь вообще. Люфтвафферы на своих Дорах, сбивают не только фанерные Яки, но и хваленые мустанги, вовсю гоняются за неуловимыми москито и кажется, что если бы не капитуляция, то неизвестно чем дело закончилось... ведь и в боях с англоамериканскими стервятниками, Фв-190Д не имеют потерь. Единственный серийный самолет, не имевший потерь в боях с превосходящими силами противника. Поскольку принято считать, что наши летчики воевали за идею, а эксперты Геринга кончились к началу 45-го года, то остаётся признать какое то сверх превосходство в технике, в самолётах в данном случае. Эта короткая заметка о героическом воздушном бое в начале 42-го года, о летчиках и обрадованном Яковлеве. О котором можно бы было сказать, что от радости, он забыл что самолеты нужно модернизировать и к 45-му году, ВВС РККА были уже разоружены. Но зная ситуацию в авиапроме, Яковлеву нечего предъявить, моторов то у нас не было, с чем начали войну с тем и закончили... ну разве что его препятствование конкурентам.
Аватар пользователя Солониковед
Солониковед
05 декабря 2016
И может быть, мои скромные размышления, смогут развернуть дискуссии о заваливании... в сторону объективного заваливания фронта металлоломом. И не трусливый Сталина (как скажет дурачёк Лео) и не кровавый Жуков (как каркает тут АНС), никак не могли повлиять на бессмысленное растранжиривание ресурсов, под видом выпуска ВиВТ. А когда все неисчислимые жертвы уже были принесены, то начальник ГАБТУ, в хрущёвские времена, безнаказанно сетовал в своих мемуарах, мол... не придавали мы значения фаустпатронам и не делали их, какая досада. Но это они, великие организаторы военной промышленности, не придавали значения фаустпатронам, 57-мм миллиметровым ПТ пушкам, авиапушкам Таубина, радиосвязи и торпедам и даже армейским мотоциклам, которые перестали выпускать перед самой войной. Именно тогда, с производства сняли 57-мм ЗиС-2(4), АВС-36 и ЯГ-10. Зато какие чудеса выпускать стали, катюши... результаты стрельбы из которых, даже не учитывалась артиллеристами в своих расчётах.
Аватар пользователя Справедливый
Справедливый
09 декабря 2016
Матрос, Вы похоже нерусь? Прокольчик получился: "Софинформбюро" пишется не так, как слышется, а с буквой "в", ибо Советское, а не Софетское (кстати, похоже на немецкий акцент) информационное бюро. Не надо пытаться затирать нам историю! Может и героя Еремина Бориса Николаевича не было? 9 марта 1942 года семерка наших летчиков истребителей на Як-1 вылетела южнее Харькова к линии фронта на боевое патрулирование. А далее то, что рассказал в замечательном сборнике А Драбкина "Я-истребитель" советский ас, командир той эскадрильи, Борис Николаевич Ерёмин! Шли мы на высоте 1700 метров "этажеркой", с полным боекомплектом и по 6 РС под крыльями. На такой же высоте, у линии фронта, я увидел группу немецких самолетов -18 мессеров и 7 Ю -87 и Ю-88. Итого 25! Из них 6 Ме-109Ф были в прикрытии. Раций у нас всё ещё не было, общались жестами и покачивая крыльями...Я повел группу влево, на ю-запад, с набором высоты, чтобы атаковать оттуда. откуда нас не ждут...Делаем боевой разворот вправо и атака! Немцы готовились штурмовать наши войска на земле и начали перестроение...Каждый из нас выбирал себе цель самостоятельно. Сходу сбили 2 мессера и 2 бомбера, мимо пролетело крыло с крестом...Такая круговерть пошла, но вижу, ещё два мессера сбито. Тут они рванули от нас, кто куда. а я на догоне сбил ещё одного! Весь бой длился 10-12 минут, сигналю "Все за мной", пора выходить из боя, ведь горючее кончается. Смотрю, мои пристраиваются, все семь! Над своим аэродромом прошли с "прижимчиком" и веером разошлись на посадку. Все бегут встречать, кричат ура, Победа! Посты ВНОС уже подтвердили, точно, семь сбитых! В этом бою сказались достоинства истребителя Як-1, как раз и предназначенного для маневренного боя. Вот тут: память-народа точка ру (к сожалению ссылки запрещено публиковать) можете посмотреть наградной лист Орденом Красного Знамени от 14 марта 1942 перечисленных в статье летчиков. Тут: вархероес точка ру можете прочитать про самого героя Еремина Бориса Николаевича и увидеть фото самолета, который был подарен Еремину по случаю победы в описанном в этой статье бою. В 1942 году саратовский колхозник Ферапонт Петрович Головатов внес в Фонд Красной Армии 100000 рублей. На эти деньги был приобретен истребитель Як–1Б. Командование 8–й Воздушной армии поручило выбрать летчика для самолета командиру 6–й Гвардейской истребительной авиадивизии. Решение вручить самолет Гвардии майору Ерёмину было принято после боя 9 марта 1942 года в районе Харькова. В этом бою против группы из 25 самолётов противника семёрке Як–1 под командованием Ерёмина удалось сбить семь немецких самолетов без потерь со своей стороны. Вечная память нашим героям!
Аватар пользователя Cолониковед
Cолониковед
09 декабря 2016
9 марта 1942 года семерка наших летчиков истребителей на Як-1 вылетела южнее Харькова к линии фронта. Раций у них всё ещё не было, общались жестами и покачивая крыльями... а чо так? У нас же сверхуспешная индустриализация была и по мнению моего подзащитного Марка, РККА была до зубов вооружена, особенно в области радиосвязи... ему и АНС вторит! Мол кровавейший, загнал в ГУЛАГ пол страны, что бы до зубов вооружиться, даже котлетку АНС-у не оставил... а в 42-ом году, на наших истребителях, нет радиостанций. А в 82-ом году, военно-исторические борзописцы, дописались до того, что шум радиостанций, только отвлекает лётчика от выполнения поставленного задания. Но сейчас то уже можно сказать, что наша авиация, как и индустриализация в целом, были успешно заведены врагами народа в болото... не тут ли причины сверх потерь?
Аватар пользователя Роман-да-не-тот
Роман-да-не-тот
09 декабря 2016
Позволю себе цитаты из книги конструктора Яковлева "Цель жизни" - 10 марта была получена телеграмма, в которой говорилось, что накануне семь наших летчиков на истребителях ЯК-1 выиграли воздушное сражение в бою против 25 самолетов противника. Я не знал еще подробностей, но сам факт глубоко меня взволновал и обрадовал. Это событие обсуждалось в Государственном комитете обороны, и было дано указание широко популяризировать подвиг летчиков в газетах. Для меня не было бы трагедией, если это оказалось мифом, компиляцией сводок с нескольких фронтов, чем угодно. Комиссары в горестном для нас 1942 году вообще ничем не брезговали. Поиск и выявление фактов это одно, очернение истории - другое. Материалам, которые собрал г-н Драбкин, склонен доверять, это прямая разговорная речь участников войны.
Аватар пользователя Матрос
Матрос
10 декабря 2016
За Совинформбюро-извиняюсь-опечатка.Немецких прадедушек у меня не числится. Что касается самого описанного боя. На мой взгляд много нестыковок. 1.Состав группы-7 Яков.Вообще-то на тот момент уже тройками истребители не летали.Все по парно-группы по 4 или 6 или 8. 2.Вся группа-офицеры.А где же сержанты-пилоты ВВС,которые выпускались тогда с училищ? 3.Высота 1700 метров-патрулирование.Это возможно только над своей территорией.Немецкие передовые части были оснащены МЗА.На такой высоте на Яке не полетаешь безнаказанно. 4.Вооружение РСами Яков для патрулирования и прикрытия своих-очень оригинально.Истребитель превращается в штурмовика.И маневренность при этом и скорость его понижаются. 4.Состав немецкой группы.Тоже вызывает удивление.До середины 1943 Ю-87 летали или без прикрытия истребителей или с небольшим их числом.А тут такой эскорт солидный.Они что позолоченными бомбами снаряжались или штаб фронта собирались бомбить?Так это зря-скромный маршал Тимошенко в боевых передовых частях своего фронта не находился. 5.Сама тактика немецких ВВС того периода отличается от описываемого боя.Впереди шла группа "зачистки"для связывания боем советских истребителей.Тем более что мессеров было по описанию 18.Сил бы хватило.Косоглазых в школы люфтваффе тогда еще не догадались принимать или с недостатком диоптриев.Так что увидели бы противника.Тем более что Яки были их старыми знакомыми-с начала войны приходилось с ними воевать. 6.Сама группа из трех разных типов самолетов.И большое количество истребителей.Как будто наступление под Харьковым было для немцев прямо таким фатальным.В начале марта 42 еще успешно наступали под Москвой.Наступали на Керченском полуострове.Откуда у немцев столько истребителей именно на том участке?Самая значительная группировка ВВС Германии была именно на начало вторжения.После этой даты таких цифр у немцев не было на восточном фронте.Даже если присобачить к их численности все фанерные раритеты их союзников-чешские бипланы,румынские ИАРы и финский секонд-хэнд из европы без запчастей. Причем и потери советские ВВС наносили большие именно с начала войны,несмотря на все отступления. Такой бой мог иметь место.Но результаты его вызывают сомнение.Скорее всего очередная пропаганда.
Аватар пользователя Солониковед
Солониковед
11 декабря 2016
Ну допустим, допустим пропаганда... давайте это обсудим. Любой сталинский пропагандист, не написал бы так, что и через пол века, можно разоблачить пропаганду. В самом деле, почему 7 яков? Ну например, 15% матчасти оказалось не боеготовыми, мотор стуканул... это такой хитрый ход пропагандиста? Мол всё было как всегда, из 8-ми, взлетели семь, очень умно! А почему пропагандист рс-ы придумал? Ну типа летающие катюши, прекрасно зарекомендовали себя и на земле и в воздухе... ну очень хитрый пропагандист! А зачем он хитрил с офицерами... так это он не подумавши брякнул, что бы тирану угодить, так? А в чем выгода такой хитрой брехни... можно было бы обойтись и без хитростей, было бы и проще и более духоподъемно... наши желторотики, успешно борются со стервятниками, на фанерных леталках Яковлева и точка. И так бы и было состряпано, штатным пропагандистом... но это если не учитывать ситуацию в авиапроме. Яковлев, своим приказом снимает со своих самолётов радиостанции, наплевав на кровавую военную приёмку Сталина. Эвакуировавшись со своим заводом, снимает пропагандистское кино для глупого Сталина, про цеха с коврами и людей в белых халатах, кующих орудия Победы, помните? В 42-ом уже появились новые ме-109, а ВВС РККА как обычно ничего не имеет, но настойчиво просит. А конкуренты, а они не спят! Сухой, Поликарпов, Гудков, хотя и сброшены с парохода современности, но ещё что то там изобретают и с моторами не той системы, воздушного охлаждения! Так и глупый Сталин может догадаться, кто завёл нашу авиацию в болото. Нужно что то делать, туполя то посадили! А что если заметку написать, кино то уже было... таким образом, это не просто пропаганда, но хитрый ход Промпартии, в войне с конкурентами, ну и с народом.
Аватар пользователя Матрос
Матрос
11 декабря 2016
Солониковеду....Напомните мне какие такие заводы пришлось эвакуировать на которых эти самые Яки выпускали к весне 42? РС пробовали применять причем широко.Это позволяло с дальних дистанций открывать огонь по самолетам противника.Обычным пушечно-пулеметным вооружением сбивали обычно с дистанций 100-200м.Вот только точность РСов совсем не такая как ШВАК или ШКАС.Конечно какому нибудь немецкому перцу-эксперту радости не прибавляло,когда в его сторону летел такой полуторометровый "горящий дрын"диаметром 82.Но что-то я не видел в описаниях немецких и анализах боев чтобы немцы сильно так их опасались.На начало 42-го года согласно немецким же анализам эффективное противодействие авиации-зенитный огонь,огонь стрелкового пехотного вооружения и только третье месть-противодействие истребителей. Какие еще конкуренты могут быть у гениального Яковлева с его бригадой?Поликарпов-Лавочкин чей самолет появился гораздо позднее.Еще Ленд-Лиз.Согласно которого в СССР поставили 18,5 тыс самолетов из которых 17 тыс.боевых.Да и Аэрокобре и не нужны были все эти подвески с РСами,при ее оригинальной конструкции с пушкой в 37мм.
Аватар пользователя Cолониковед
Cолониковед
12 декабря 2016
Во Матрос дал... Какие еще конкуренты могут быть у гениального Яковлева и его бригады? Что то недорабатывает тут АНС, он ведь чему нас сирых учит, прямо из Америки... Сталин всех самых лучших и гениальных убил, или отправил на ГУЛАГ, ибо боялся очень, а остальных умных немцы убили и началась деградация, признаки которой АНС разглядел во мне. А тут раз и у Матроса гениальный Яковлев, с чего бы это? Ведь Яковлев был сталинским любимцем, а это значит самым глупым, правильно АНС? Ну а если серьёзно, то эвакуация была у Яковлева как у всех, зимой 41-го, и первые леталки, сталинский любимец, чуть ли не через месяц-другой начал на гора выдавать, так в его пропагандистском фильме показано. Но мы то знаем, что это было только в кино, в реальности всё было сложнее, но всё же, зимой 42-го уже были самолеты от эвакуированных производств... или я вопроса не понял, со мной такое бывает :) Дале, то что эрзац оружие в виде РС-82 можно было применять с дальних дистанций, не меняет сути эрзац-оружия... одесские эрзац танки НИ, не от хорошей жизни появились. И хотя РС-82 появились от жизни хорошей, были они не страшнее танка НИ и немцы не сильно таки их опасались. А что касается бригадира Яковлева, то конкуренты у него были и было их очень много и они легко побили бы ТТХ своих самолётов, леталки Яковлева... но есть промпартийный нюанс. В рамках предвоенного разоружения РККА, Промпартия выдвинула потрясающую концепцию, кивая в своё оправдание на Германию... мол двигателя для переспективных самолётов, должны быть только водяного охлаждения и желательно, конструкции лауреата Сталинской премии, гениального Микулина. Но гениальный Яковлев пошёл своим путём и не стал заморачиваться с микулинским, хоть и сверх мощным, но фуфлом, сделав ставку на другой водяной мотор М-105, не нарушая гениальные указания Промпартии. Которая в свою очередь, продвинула эту концепцию так далеко, что наш авиапром оказался не просто в болоте... а я даже не знаю где, но точно не в ГУЛАГе, в эвакуации наверное, а РККА без самолётов. Поскольку, чуть попозжее выяснилось то, что было понятно с самого начала... микулинский мотор никуда не годится. Тяжёлый, с малым ресурсом, но зато мощный... а большего и нельзя было ожидать, от молодой советской промышленности, а раз так, то ставку будем делать на мотор Микулина! А в это время, уже летали поликарповские И-180 и И-185 с воздушным мотором, суховский Су-2 и его модернизации от Су-4 до Су-8 были запроектированы под нормальный воздушный мотор, да и Гудков делал свой Гу-2 не на воде. Но все эти конкуренты гениального Яковлева, прошли лесочком со своими проектами, а ВВС РККА, таки никогда не получили господства в воздухе... даже штурмовика нормального не дождались. Вот Вы Матрос говорите что Ла-5 появился гораздо позже ЯКа, а ведь это не так... в соответствии с заданием, свой самолёт Лавочкин сделал ещё до войны, просто всё сидел и ждал новейший сверх мощный мотор с водяным охлаждением, требуемый по заданию Промпартии. И хотя это было не микулинское двигло, ситуация с ним была ещё хуже, М-107 никогда не был поставлен на производство, из-за неработоспособности. Забавно, но ещё в 1941 году, истекающим кровью ВВС РККА стало ясно, что например ЛаГГ-3, с мотором как у ЯКа, не может побеждать даже старые Ме-109... но Лавочкин упорно ждал обещанный М-107, не выпуская ВООБЩЕ никаких самолётов и только случайность и расторопность его подчинённых, позволила в планер под М-107, вкрячить М-82, в то время как Лавочкин отбыл в Москву, получать несуществующий М-107... и получился Ла-5, о котором Лавочкин последним узнал. Но то было у Лавочкина, а бригада гениального Яковлева не собиралась ничего менять и всю войну гнала туфту в виде так называемых лёгких истребителей... масса которых ограничивалась мощностью движка, то есть предвоенной концепцией Промпартии. Но до войны, у нас были самолеты с нормальным двиглом М-82, но их нельзя было выпускать, не нарушив стройную Концепцию. И когда Ла-5 (не ФН ещё!) попал на фронт, что всячески сдерживалось (кем?), то наши ВВС ВПЕРВЫЕ получили хоть что то имеющее мощное вооружение и мотор, но случилось это уже тогда, когда основные жертвы были принесены на алтарь Концепции Промпартии... в 43-ем году. Кстати, в этом же году скинули и Микулина, не перестав однако, ковыряться с его моторами, но это уже другая история, хотя и про разоружение РККА. Так что Яковлеву, вполне можно было придумать блестящую легенду, основываясь на деталях какого то вполне возможного боя. Но в процессе допиливания описания боя до нужной кондиции, могли возникнуть некоторые перекосы, на которые вполне адекватно, среагировал Матрос. Но наша история чуть сложнее, чем это кажется резунистам...
Аватар пользователя Матрос
Матрос
13 декабря 2016
Отвечаю по порядку. Гениальный Яковлев-в кавычках.Все что касается всех этих исканий и борьбы чей и какой там самолет с каким мотором победит и пр-я и не собирался тут выяснять.На начало войны в составе РККА было около 30 типов самолетов.Что касается вашей реплики про эвакуированные заводы....Вопрос открытый.Отвечайте. В конечном итоге фронтового летчика не интересовали интриги Промпартии и где и когда успешно прошли испытания экспериментальные модели или новые моторы. Теперь по самой статье. Применение РС на самолетах-было так сказать советское "ноу хау".Лето 1939 года-конфликт на Халкин-Голе.Не помогли ракеты эти воздух-воздух полностью разгромить японцев.Как и участие 48 лучших асов РККА,специально туда прибывших.Из которых было 11 Героев СССР.Как и группа из лучших летчиков флотских.Потери японцам нанесли-да.Хотя и меньше чем сами понесли.Несколько японских асов укокошили-да.Территорию МНР отбили-да. Что касается применение РС на Як-1.Выпускались с подвеской такие с начала октября 1941 по май 1942.Всего 1148 шт.И все.От общего количества выпущенных Як-1 под 8 тыс. То есть на момент описываемого боя 9 марта таких самолетов было выпущено гораздо меньше выше указанного количества.Да и все выпущенные в таком варианте могли быть все в строю.Самолет с РС можно было использовать как штурмовик.Хотя он и не мог его полностью и эффективно заменить.Сравните вес бронирования Як-1 в 24 кг и Ил-2.1-2 попадание 20-мм МЗА и Як разбит как правило.И за все хорошее надо платить-если утяжелили самолет РС то пожертвовали рацией антенной и растяжкой.Вот поэтому в описываемом случае самолеты без радио.Надо отметить что механизмы для пуска РС могли и кустарно готовить-в тех же ПАРМах.Однако я почему и обратил внимание что статья не правдивая.На столь большой фронт от Заполярья до Крыма-меньше тысячи Як с РС.И тут все семь-с ними по 6 на каждый. Скорее всего летели они как раз на штурмовку наземных войск.И после обнаружения немецких самолетов на них переключились.Чтобы эти РС имели максимальный эффект нужно их всем месте залпами выпускать.И как это получилось?Что командир снова крылышками помахал?Или рукой-как на мопеде.Пуск ракеты по две только.Дистанция 800-1000 м.Это чтобы был хоть какой то эффект.Как правило передняя полусфера.Даже если снаряд не попал,но близко взорвался от неприятеля-могло произойти повреждение самолета.Но эти РС использовали все больше по наземным целям.По воздушным-не точное оружие. Может и действительно успешно произвели пуски.И бомбандировку немцам сорвали.И это не так уж мало.(если конечно простили не выполненное свое задание по штурмовке). Но....Но нужен именно Подвиг или Громкая победа.Именно с РСами.Чтоб значит популярные были.У нас страна была одних восторженных телеграмм.И не только конструктору Яковлеву.У нас были рекордные урожаи.Грандиозные надои.И свехрпродуктивные колхозные свиноматки.И так далее.Поэтому выпив бумажного молока,или закусив картонным поросенком люди прям таки подталкивались и направлялись номенклатурой усатых вождей на все новые и новые боевые и ратные подвиги.Пиши поболе-чего их жалеть супостатов.По ВВС если число заявленных и реально уничтоженных немецких самолетов в начале войны был 3 к 1(примерно),то к концу 4-6 к одному. Согласно Ежедневным сводкам 6-го отдела Ген-кварт.Люфтваффе (Гройлер 1972 г)за период 01-07.03 1942-63 полностью утраченных самолета.А за неделю 08-14.03 1942-только 22 самолета на все ВВС Германии на восточном фронте.Ну у немцев статистика тоже может быть с лукавством.Однако наши сводки периода войны,начиная с Софинформбюро-это уже просто пропаганда чистой воды.Ничего в общем плохого в слове Пропаганда нет.Это очередное средство борьбы с противником.Противнику-деза.Своим-надежда и вера в свои силы и пр.Просто все хорошо в меру.Перебор с таким тонким информационным оружием может обернуться острым колом в собственные анусные сфинксы.Когда людям которых дурачили десятилетиями все это надоест.
Аватар пользователя Роман-да-не-тот
Роман-да-не-тот
20 декабря 2016
Редакция VPK-news! Когда же вы сможете сделать нормальную регистрацию и нормальные комментарии к своим материалам? Такие огромные портянки читать с аргументами-контраргументами, юродством и сарказмом, без абзацев - ну это просто боль.
Аватар пользователя Солониковед
Солониковед
20 декабря 2016
Ну спасибо за такой упорядоченный ответ и извиняюсь за задержкой с ответом. Ну во первых по эвакуации, ну да, завод Яковлева так же как и другие производства из зоны возможной оккупации эвакуировали, так? Естественно, что ГКО ждало скорейшего выпуска продукции для фронта и дождалось от Яковлева рекламного фильма... ковры, люди в белых халатах, деловито снующих меж стройными рядами новеньких ястребков, было дело. Так что если и есть какие то неправдивые сведения в статье, то они оттуда, из рекламной компании Яковлева 41-42 годов. Но есть одно но, мне кажется Матрос, что Вы как то поверхностно, хотя и профессионально проанализировали информацию и хотя что то в ней и не так, но эти рекламные акценты, не отменяет самого факта такого или очень похожего боя, так? А то можно до много чего договориться... вон один из абажуров, договорился до того, что Зоя Космодемьянская, была не того. Ну ды ладно, есть и второй аспект статьи и заметок Яковлева, по русского-германскому сотрудничеству в конце 30-х. Германия не видела в СССР врага и это конечно, было проблемой для англосаксов и антисталинской оппозиции. Потому то и результаты того сотрудничества такие странные... имея возможность вместе с Германией, развивать боевую авиацию, по меткому замечанию товарища Сталина, мы обнаружили её в болоте. Это конечно беспредел, но кредит то выдавался не для посмотреть самолёты, попугать советы, а для развития сотрудничества... но после выбора кредита, никакого развития не последовало! Это же просто праздник какой то для англичанки и дяди Сэма, тут наши враги народа, сработали чётко. А почему нет развития сотрудничества, англичанка легко объяснила товарищу Гитлеру, потому мол, что тиран всю Европу матушку захватить собрался, зачем же ему немецкие самолёты, он гад американские покупает! И это была правда, наш авиапром прочненько сидел на американских движках... постойте, а почему это только на движках? Вместе с комиссией по авиации, по личному распоряжению тирана и по согласованию с большими людьми из III-Рейха, была отправлена делегация от электро и радиотехнической промышленности и войск связи и им тоже всё показали. И Torn и УКВ радиостанции и радиолампы с рабочей частотой в 1.0 ГГц и даже то, чего не может быть! Автоматическую радио рэлейную станцию работающую на частоте 400 (четыреста) МГц, на 6 тлф. каналов. Хотя всем итогом, сверхуспешной индустриализации, можно считать закупку в США электроламповых заводов, под металлические лампы на 0.05 ГГц и никакого УКВ и только за золото... а глупые немцы, предлагали нам за кредиты, послевоенные технологии, так эта радиорелейка, была скопирована у нас после войны как Р-400 и лет так 30 трудилась на благо родины, да и сейчас на складах она есть. Ну а историю, как наша Промпартия сорвала производство мелкокалиберных автоматов для ПВО, я думаю все знают, как и отсутствие у нас всю войну, этой самой ПВО... смотрим историю лета 43-го года, когда люфтваффе в течении недели, вбомбило купленный в США ГАЗ в каменный век, без потерь со своей стороны. Да, мы немного отвлеклись от темы самолётов и тут надо сказать, странных параллелях в авиапроме Германии и России. Хенкель был гением, как и король истребителей Поликарпов, но всю войну их самолёты не выпускали. У сталинских соколов была легенда, о страшном Не-ххх, а у птенцов Геринга, про страшную суперкрысу Поликарпова И-185... при этом и те и другие не только видели эти самолеты, но и отважно с ними сражались.
Аватар пользователя Матрос
Матрос
21 декабря 2016
Я бы хотел вновь вернуться к этой статье с телеграммой. Смотрите сами.Во время обучения в авиатехническом училище у нас в одном из корпусов висел на стене огромный плакат-картина.Из серии подвиги ВОВ наших ВВС.Красивая картина воздушного боя и текст под ней так и так в бою жестоком при контрнаступлении под Москвой 10 февраля 1942 года капитан Бобров,ветеран испанской войны сбил ракетой РС прямым попаданием вражеский истребитель.(пишу по памяти звыняйте если неточности это было еще в глубокое советское время).Так вот этот подвиг примечателен тем что это очень очень редкий случай попадания РС по воздушной цели.....Ну неужели телеграмму товарищу Яковлеву не оставили без внимания с таким уникальным случаем? Кстати о самой телеграмме....Мне интересно-а как с аэродрома фронтового можно ее послать?Что в каждом полку передвижная избушка Почтампа стояла?С пожилой доброй телерафисткой,в платке пуховом,с баночкой сургуча у прилавка,с марками почтовыми на которых усатый Каганович обмимал Мао Дже Дуна в женском платье..... А хорошо правда-с полета вернулся подрулил к почте и телегу бац-молнию..."Грузите мессершмиты бочками..." Нестыковки в трудах историков по этому эпизоду тоже оптимизма не прибавляют.Пример...четко и ясно написали что разбитые вражеские мессеры были с 1/JG 77. Вот только это самое соединение на момент боя было совсем в другом месте. Численность 4-го воздушного флота на тот момент-около 150 всех самолетов,включая быть может и в ремонте и пр.Это ж как надо постараться,побегать как после пургена чтобы на одном участке собрать сразу 25 машин вместе.Немцы в отличии от наших концентрировали свои ВВС на именно тех участках которые посчитали важными.И тут скорее дело не в особой гениальной тактике-не хватало сил часто.Количество же самих юнкерсов говорит о ударе на узком участке фронта. В общем не верю я в такой результат этого боя.А телеграмму такую мог послать вообще камиссар какой нибудь с города ближайшего,который и в глаза этого боя не видел.Кстати интересно как он адрес раздобыл товарища Яковлева с такой секретностью.
Аватар пользователя Cолониковед
Cолониковед
22 декабря 2016
Ну а чо, реклама двигатель торговли! Легкие и верткие ястребки, катюшами сметают с небес тучи стервятников... тут как раз всё нормально и можно вспомнить доклады с английских моряков, по которым выходило например что, при отражении налетов 5 эскадры люфтваффе, на корабли конвоя... самолётов сбивалось больше, чем участвовало в налёте и это тоже нормально.
Аватар пользователя Cолониковед
Cолониковед
22 декабря 2016
По ссылке из нашего подвала, попал на статью о печальной судьбе СВТ-40 и ППШ и почему их сняли с вооружения армии... а в комментариях к ней Исаев: Читал Исаева "10 мифов Второй Мировой". Там себестоимость СВТ составляла 880 р, себестоимость ДП 787 рублей, себестоимость Мосинки - всего 90 р. К сожалению, там не написана себестоимость ППШ, но скорее, он еще дешевле Мосинки. Я думаю Матрос должен оценить рекламную политику Промпартии времён ВОВ и через 100 лет после которой, наш народ не должен знать что СВТ-40 была дороже снятой с вооружения АВС-36 и что ППШ стоил чуть дороже ДП и Исаев нам здесь не помошник. Так что огненные смерчи из РС-ок, несущихся навстречу фошистским стервятникам, это всё оттудова...
Аватар пользователя HZ66
HZ66
26 декабря 2016
Это вопрос веры. Как в Бога.
Аватар пользователя Владимир Бондарев
Владимир Бондарев
12 января 2017
Спасибо за спор! Узнал много нового и интересного, даже если это всё и неправда!!!
Аватар пользователя Slava
Slava
12 января 2017
А, про Фёдорова, не хотите поболтать?
 

 

 

Вниманию читателей «ВПК»
Кулинченко Вадим
Купинов Максим
Стригунов Константин
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц