Внимание на экран

Океанский флот России надо строить на новых физических принципах

Роль океанских и морских ТВД значительно возросла, без надежного прикрытия территории от ударов с моря, как и без защиты своих интересов в удаленных регионах мира обеспечить национальную безопасность невозможно. Но создать флот традиционного состава – из авианосцев, крейсеров, эсминцев, кораблей других классов, способный на равных противостоять американскому, Россия не может. Нужны асимметричные подходы.

С учетом ограниченного времени на ответ искать его следует в тех военно-технических сферах, где у России сохраняется технологический задел и мы опережаем основных конкурентов. Один из них уже рассматривался. ПКР «Циркон» («Страшнее «Калибра») может радикально поменять соотношение сил на море в нашу пользу. Однако одним оружием воевать нельзя – противник может быстро найти противоядие, если не военно-техническое, то тактическое, оперативное или стратегическое.

Пределы возможного

Интересным асимметричным решением представляются экранопланы. Пока еще наша страна сохраняет превосходство в этой области – другие либо не заинтересовались направлением, либо оказались неспособны на разработки, равноценные советским. Яркий пример – крупнейший в мире боевой экраноплан «Лунь», созданный в СССР в 1987 году.

Переход на водоизмещающее движение делает бессмысленным обстрел ракетами «воздух-воздух»

К счастью, работы не прерывались даже после прекращения их поддержки государством. Ученые, инженеры, конструкторы – настоящие подвижники развивали теорию экранопланов, разрабатывали конкретные проекты, в том числе воплощая их в образцах гражданского назначения. Советский задел («Между небом и водой») удалось не только сохранить, но и серьезно развить.

Где и для каких задач в вооруженной борьбе на море могут использоваться экранопланы с учетом их достоинств и недостатков. Начнем с возможных размеров. Владимир Яцков дает классификацию экранопланов по весу: от 500 до 5000 тонн водоизмещения – тяжелые, до 18000–20000 тонн – сверхтяжелые («Каспийские монстры» возвращаются»). «Лунь» имеет полное водоизмещение 380 тонн. Взлетный вес самого большого самолета – Ан-225 – более 600 тонн. И этот показатель, судя по появлению «Аэробуса» А-380, будет увеличиваться, причем быстро. То есть создание боевых экранопланов водоизмещением до трех тысяч тонн – реальная инженерная и технологическая задача. Владимир Яцков («Каспийские монстры» возвращаются») рассматривает в качестве главной ядерную энергетическую установку, но на данном этапе ЯЭУ все-таки надо отнести лишь к дальней перспективе. Не вдаваясь в детали конструкции, примем, что для экраноплана достаточно большого водоизмещения возможно создать энергетическую установку, задающую скорость экономического хода 400–450 километров в час (максимальную – 500–550), а запасы топлива обеспечат дальность до 5000–10000 морских миль. Это вполне реализуемо, если учесть, что современные самолеты весом 200–300 тонн преодолевают без дозаправки 10000–12000 километров. Исходя из этого будем говорить о возможностях применения экранопланов. Сразу заметим, что водоизмещение 3000 тонн позволяет установить разнообразное вооружение и создать приемлемую систему конструктивной защиты, включая бронирование важных узлов.

Дальше, дольше

Константин Сивков

Оценим сильные и слабые стороны экраноплана. В числе первых в сравнении с другими классами боевых кораблей следует назвать его несопоставимо большую скорость. Это обеспечивает возможность оперативного и тактического маневра группировками в сроки, приближающиеся к аналогичным показателям авиации. При этом экранопланы фактически неуязвимы для современных ПКР, имеющих ограничения на допустимую скорость цели. От ракет класса «воздух-воздух» возможна конструктивная защита, а кратковременный переход на водоизмещающее движение делает обстрел такими боеприпасами бессмысленным. Важное достоинство экранопланов – более высокая, чем у традиционных кораблей, расчетная оперативная напряженность боевого применения (количество выходов на выполнение задач в единицу времени).

В сравнении с традиционными летательными аппаратами преимущества экранопланов – в крейсерском режиме движения на предельно малых высотах на протяжении всего маршрута, в возможности перехода к водоизмещающему положению с минимальным расходом топлива, что позволяет радикально увеличить время пребывания в районе боевого предназначения, в размещении на борту большего объема вооружения. Важным достоинством может быть длительная автономность, потенциально достигающая нескольких суток.

К слабым сторонам экранопланов относится то, что в силу специфики их движения с борта могут использоваться далеко не все образцы вооружения, как корабельного, так и авиационного. То есть для реализации в полной мере преимуществ потребуется создавать оригинальные средства, в частности ПВО и поиска подводных лодок.

Цель – авианосцы

Внимание на экран
Фото: panpic.com.vn

Перейдем к сферам применения экранопланов. Это прежде всего борьба с соединениями надводных кораблей, обладающими мощной защитой, такими как авианосные группы. Высокая скорость движения «монстров» лишает противника возможности вывести силы из-под их удара. Значительные размеры позволят разместить боекомплект противокорабельного вооружения, достаточный для разгрома авианосной группы силами четырех-пяти экранопланов (или по крайней мере нанесения такого урона, который лишит ее способности к сопротивлению, после чего разгром АУГ будет завершен другими силами разнородного ударного соединения). При оснащении гиперзвуковыми ПКР «Циркон» экраноплан сможет уничтожить АУГ США даже в одиночку. А установка на нем ЗРК для противодействия истребительной авиации противника в сочетании с конструктивной защитой позволит обеспечить высокую боевую устойчивость даже в ближней зоне обороны корабельного соединения противника при фактической неуязвимости в дальней и средней, откуда могут быть применены свои ПКР средней или даже большой дальности. Технический облик подобного экраноплана можно представить таким: водоизмещение – 2500–3000 тонн, скорость – до 550 километров при дальности хода 5000–6000 миль, главное вооружение – 16–24 ПКР («Оникс», «Калибр» или «Циркон»), ЗРК – модификация ракетного комплекса с дальностью стрельбы 120–160 километров по целям типа истребитель и боекомплектом 16–24 ракеты (для уничтожения самолетов противника до рубежа пуска ракет), 1–2 АУ калибра 30 миллиметров (для ближнего воздушного боя), 4–8 малогабаритных БЛА разведки. Таким образом проблема борьбы с авианосными и другими надводными группировками противника будет решена на среднесрочную перспективу, а то и более. В составе российского ВМФ таких экранопланов потребуется восемь – десять на каждом из океанских флотов.

Для уничтожения надводных сил противника на закрытых морских ТВД экранопланы могут применяться против корабельных групп относительно небольшого водоизмещения, главным образом в зонах с мощной противовоздушной и противокатерной обороной. Здесь достаточно иметь образцы водоизмещением 100–150 тонн со скоростью хода 450–500 километров в час при дальности в пределах 500 миль с 4–8 ПКР и 1–2 АУ МЗА калибра 30 миллиметров для ближнего боя с истребителями противника. В составе Балтийского и Черноморского флотов должно быть 4–6 таких кораблей.

Истребитель субмарин

Другая важная задача – борьба с подводными лодками, особенно с ПЛАРБ. Противолодочный экраноплан для действий в удаленных районах должен иметь большое водоизмещение – до трех тысяч тонн, что определяется требуемой автономностью. Поисково-прицельный комплекс может быть создан на принципах и основе самолетных: радиогидроакустический буй (РГАБ), магнитометр, средства обнаружения кильватерного следа. Средства поражения также самолетные: 8–12 малогабаритных противолодочных торпед. Автономность экраноплана должна быть сопоставима с продолжительностью противолодочной операции, то есть несколько суток. Поскольку придется действовать в зоне ПВО, он должен иметь средства защиты: ЗРК с дальностью стрельбы 120–160 километров по целям типа истребитель и 1–2 АУ калибра 30 миллиметров. Для сбора информации от РГАБ при малой высоте движения целесообразно иметь на борту 2–4 многоразовых малогабаритных БЛА-ретранслятора.

Если принять возможности экраноплана по поиску подводных лодок равноценными самолетным, вероятность уничтожения американских ПЛАРБ в районах их боевого предназначения может достигнуть 0,5–0,6 силами 6–8 единиц. Это исключительно высокая оценка, если сравнить с достижимыми на сегодня 0,02–0,05.

Для борьбы с многоцелевыми ПЛА противника экранопланы целесообразно использовать прежде всего в районах, откуда они могут наносить удары по нашим наземным объектам стратегическими КР, а также в интересах прикрытия наших боевых кораблей, подводных лодок и гражданских судов в дальней морской зоне. Исходя из объема задач, которые могут быть возложены на противолодочные экранопланы, в составе наших океанских флотов надо иметь по 10–12 таких кораблей.

Мгновенный плацдарм

Способность экраноплана, двигаясь со скоростью 300–350 километров в час, преодолевать зону огневого противодействия, в том числе в районах, недоступных для других классов кораблей и катеров, делает его важным элементом десантно-высадочных сил. Именно эти качества критично важны для первой волны десанта, которая в условиях мощного противодействия ПДО противника решает задачу захвата плацдарма. Естественно, что в первой волне надо выбросить такое количество личного состава, чтобы захватить прибрежную территорию на глубину, исключающую эффективное противодействие противника. Поэтому размеры десантного экраноплана должны быть максимальными – около трех тысяч тонн. Так как условием ведения десантной операции является завоевание господства в воздухе и на море в районе высадки, такие средства самообороны, как у ударных и противолодочных экранопланов, в данном случае необязательны. Достаточно иметь 1–2 АУ МЗА для отражения атак одиночных СВН. Нужны и средства подавления ПДО. В этом качестве для экранопланов лучше всего подходят РСЗО. Это может быть «Ураган» или последние модификации «Града». С учетом вероятного объема огневых задач целесообразно иметь на борту 12–16 направляющих РСЗО калибра 220 миллиметров (или 40–60 направляющих калибра 120 мм). При таком оснащении возможное количество десанта на борту экраноплана водоизмещением три тысячи тонн можно оценить в одну роту морской пехоты со штатным вооружением и техникой. Потребность в таких кораблях для наших флотов – по 12 единиц на каждом.

Для минимизации номенклатуры экранопланов в ВМФ РФ задачу разрушения наземных объектов противника можно возложить на ударные машины, предназначенные для поражения надводных кораблей. При оснащении «Калибрами» один такой ракетоносец уничтожит за выход от двух-трех относительно крупных объектов и до семи – девяти точечных. Имея возможность после выполнения стрельбы восстановить боеспособность в сроки, сопоставимые с необходимыми для повторного вылета авиации, экранопланы за относительно короткое время решают оперативно значимый объем огневых задач.

Рассмотренные образцы смогут успешно решать и другие задачи ВМФ. Однако далеко не всегда целесообразно привлекать мощные корабли для патрулирования и иных действий, не требующих значительного боевого потенциала. Эти задачи могут быть возложены на экранопланы более легких классов – в пределах 200-400 тонн водоизмещением, которые целесообразно проектировать как корабли двойного назначения.

Константин Сивков,
член-корреспондент РАРАН, доктор военных наук

#асимметричный ответ #экраноплан #Калибр #Циркон #АУГ #проект 903 #Лунь #десант

Опубликовано в выпуске № 47 (662) за 7 декабря 2016 года

Нравится

Loading...
Комментарии
Основной недостаток экранопланов - ограниченная мореходность в водоизмещающем режиме. А без экономного водоизмещающего режима нет и увеличенной автономности. Поэтому, не надо городить чёрте что. Как патруль - да! В качестве носителя большого количества ракет, способного очень быстро выдвинуться в заданный район и нанести удар - да! Как средство очень быстрой доставки десанта, вооружений и техники на необорудованное побережье - да! В роли санитарного/спасательного транспорта - да! Не более.
И это академик РАРАН... Суть предложения в строительстве всего и побольше - одних ударных/ПЛО - 56 штук. По цене, думаю, большей чем несколько стратегических бомбардировщиков каждый. А вишенкой на торте - десантные канонерки-LST экранопланы с возможностями поднять по бригаде на каждый флот...Зачем это, например на Балтике, ЧФ, Севере - вопрос даже и не ставил. Все таки хорошо, что у нас деньги на оборону не РАРАН распределяет
И грабли-замечательный инструмент, если на них не наступать, особенно дважды.
Вячеслав, 01:22. Со времён советских проектов экранопланов прошло почти пол столетия. Сегодня новые возможности и надо создавать новые поколения, с новыми решениями, в том числе и по мореходности. Ведь не воскрешать прошедшие проекты, а строить новые поколения, как и во всех других направлениях (самолётов, танков и тд.)
прохожий, 01:06, 16 Это какими же новыми решениями Вы предлагаете мореходность экраноплана в водоизмещающем режиме повысить? )) Повторяю, у экранопланов есть специфические ниши, где они могут быть очень востребованы. Но, мечтать - не строить! Давно пора браться за дело. И танцевать нужно от печки. Опыт эксплуатации крупных экранопланов утрачен. Без использования проверенных решений невозможно возрождение экраноплавания. Революция на пустыре - это фэнтези.
Вячеслав. Соглашусь, что восстанавливать обнулённый научно-производственный потенциал довольно сложно и затратно. По поводу новых возможных решений эранопланов, так возможностуё достаточно. Если Вы не в теме по экранопланам, так подскажу. Представьте глиссерные гонки, и как иногда глиссерные катера взлетают (конечно неуправляемые взлёты заканчиавются аварией), осталось малость, сделать взлёты управляемыми. И движители могут остатся водно-гребными, а не своздушно-самолётными,(не как в прежних разработках). Возможности трансформирования, например, над широким глиссерным устойчивым днищем поднятие крыльев для увеличения мореходности в режиме на плаву, и тд... Все возможности излагать займёт много места, решений множество, имея задачу, нужно работать по перспективной теме...
Автор пишет:"От ракет класса «воздух-воздух» возможна конструктивная защита, а кратковременный переход на водоизмещающее движение делает обстрел такими боеприпасами бессмысленным." бред полнейший.Если весь экраноплан бронировать, то врядли эта он что либо кроие самого себя поднимет. Воздухозаборники маршевых двигателей какого диаметра? Их как бронировать? Это не вертолётный двигатель. Прецендентов обстрела зенитными ракетами кораблей хватает и соответственно много ли нужно усилий для того что бы научить ракету воздух-воздух попадать в быстроходное судно7
Статья, конечно, интересная, а главное-модная, её можно не только газете ВПК, но и журналу ВОГ предложить. Одно-"Океанский флот России надо строить на новых физических принципах",-чего стоит, хотелось-бы уточнить, на каких именно, раз уж у автора так хорошо с физикой. Стесняюсь предположить, неужто опять неопределённость и корпускулярно-волновая природа (Прости, Господи!) покоя не дают? А прибавить к этому писк сезона- "асимметричные подходы" и всё, сразу к Энштейну с вопросом: относительно чего? Хотя, выбор есть всегда, если на счёт "экрана", как указано в заголовке, так это прямиком к Резерфорду, с его потоком альфа-частиц. Теперь абстрагируемся: есть "оружие" (не важно где, земля-космос), ему в противовес создаётся "антиоружие", совершенствуется, переходит на другой уровень и т.д. и т.п. и до бесконечности... А зачем? Не проще-ли пойти другим путём, а именно, создать такое "ядие", на которое пока нет "противоядия". Это и есть асимметричность, причём, "перескачив" на другой уровень. Глубже и ширше, господа, и деликатнее, как там у Зощенко: "...молодая была уже не молода", можно и "кони двинуть".
прохожий, 13:49, 19 Долго ржал. Архитектура корпуса глиссера как образец для корабля высокой мореходности? Вы размеры водно-гребных движителей для обеспечения экраноплавания представляете? А крылья планируете "гармошкой" складывать?
Надеюсь, эта афера с постройкой монструозных экранопланов второй раз не пройдет
Вячеслав, 18:52, 24 дек. Смех без причины, признак... ясно чего. Если Вас этм вопросы смущают, так не каждый рождается конструктором. Для сведенья, ранние китайские морские суда были плоскодонные и прекрасно плавали по океанам. О гребных движителях, Вы просто по ним не в теме, а разьяснять хохочущим, увольте... Смейтесь далее, признак определённый...
прохожий, 18:20, 26 декабря, 2016 Вы угадали! Я ни разу не конструктор и хохот предпочитаю рыданиям. Джонки в океанах - громко сказано! Дальние походы только в Индийском океане, только при благоприятных условиях! Так что, не пример. Про гребные движители не надо ничего объяснять. Важнее чтобы Вы сами поняли. Впрочем, совсем не имел намерения Вас обидеть. Мне приятно осознавать что есть люди ищущие новые технические решения. Однако, прятать голову в песок при первом ироничном замечании не стоит, поскольку в этом положении ничего построить нельзя.
Внимание на экран,-так экран всё то на что можно опиратся,-на воду, на землю и на воздух.И всё это "экран", как физическая опора для разных скоростей движения. Традиционная воздушная подушка создаётся без движения транспортного средства и имеет свой предел применения до 200км/час, судно с подводными крыльями и аэродинамическим плоскостями имеет свой предел до 300-350км/час , но по сравнению с СВП имеет самую лучшую мореходность и уровень безопасности. Экранопланы начинаются со скоростей 100км/час и выше, но авторы "пролетают" над другими экранными видами движения, попросту игнорируя сложность каждого вида техники и необходимость подготовки кадров для всех видов экранного движения. По типу, желаю получить молоко, но без коровы.Без тотального освоения СВП не будет принят экраноплан-почти дословно слова одного из профессоров ленинградской корабелки Бориса Царева. сказанные в начале 70-ых.
Вvадимир, 10:53,Вы правы в том, что хороши все эти виды: СВП, с подводными крыльями, скеговые и тд. и нужны как в военном, так и в гражданском применении. Для военного дальнего применения всегда более предпочтительны свойства экранопланов,- скорости и качества самолётные но с повышенной грузоподьёмностью и низким полётом, благоприятным для радиолокационной скрытности. Вот потому и интерес к ним не угасает.
гость 3, 14:29. Эффект экрана используется и для движения акваплана,нечто среднее между экранопланом и судном на подводных крыльях с близкими скоростями 300-350км\час и 200-300км\час соответственно. Однако, дизайн-версии всех скоростных аппаратов оснащают двухконтурными турбореактивными двигателями(ТРДД),несмотря на то, что аппараты с воздушными винтами предпочтительнее до скоростей порядка 700-750км/час и вдвое экономичнее ТРДД.
Алексеев много работал над этой темой,--это настоящий прорыв в условиях погрома всего флота. Но денег скорее всего не дадут.Они не могут понять даже того,что нах не нужны никому--ни своим ,ни чужим. Сейчас ЕБНоид еще разоружится в надежде и никого не спрашивая.Неужели у армии и флота нет диверсантов ,чтобы банально прикончить несколько сотен этой погани.
Добавить комментарий
Фото неделиФотоархив HD
МАКС-2017

Вниманию читателей «ВПК»
  • Обсуждаемое
  • Читаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц