Версия для печати

Конструктор Т-62 на «Войне Судного дня»

Подбитые «Малютками» «Центурионы», М48А2, М60…и Т-54, Т-55
Кустов Максим

В воспоминаниях знаменитого конструктора танков Леонида Карцева (наибольшую известность принесло ему руководство созданием танка Т-62) есть чрезвычайно любопытное описание его пребывания в Египте  во время арабо-израильской войны 1973 года, вошедшей в историю под названием «Война Судного дня». 

В воспоминаниях знаменитого конструктора танков Леонида Карцева (наибольшую известность принесло ему руководство созданием танка Т-62) есть чрезвычайно любопытное описание его пребывания в Египте  во время арабо-израильской войны 1973 года, вошедшей в историю под названием «Война Судного дня». 

Главному конструктору танка Т-62 своими глазами довелось увидеть советские танки Т-54 и Т-55, подбитые…  советскими противотанковыми ракетами:

«6 октября 1973 г. началась очередная война между арабами и израильтянами. Генштаб Советской Армии решил послать туда две бригады специалистов всех родов войск для наблюдения за использованием нашей военной техники, которой были оснащены армии Египта и Сирии. Начальник Генштаба приказал обязательно включить в эти бригады генералов. Об этом, конечно, я тогда не знал, так как это решение было принято вечером в пятницу.

В ближайшее воскресенье, во второй половине дня, мне позвонил генерал-лейтенант Ю.А. Рябов, с которым состоялся следующий разговор:

– У тебя есть фотокарточка в гражданской форме?
– Нет.
– А есть фотоаппарат?
– Есть.
– А есть, кому фотографировать?
– Есть.
– Тогда сейчас же сфотографируйся и утром пораньше с двумя карточками приезжай на работу.
– Я всегда приезжаю за полчаса до начала рабочего дня.

Уловив его настроение, я понял, что речь идет о чем-то необычном. Зять меня сфотографировал и ночью отпечатал карточки.

Когда я зашел к Рябову, он сказал, что начальник Генштаба назначил меня старшим группы, направляющейся в Египет, а моего однокашника П.И. Баженова – в Сирию. Вскоре всех отъезжающих собрали в зале заседаний Сухопутных войск, проинструктировали, приказали на другой день к 9 часам утра прибыть на Чкаловский аэродром. Я пошел к себе, сдал из сейфа документы, хотел побеседовать с Диким, получить от него какие-то сведения о порядках в египетской армии, так как он был там два года советником у начальника бронетанкового управления. Оказалось, Дикий вдруг уехал в пятницу на Кубинку якобы на какие-то испытания ночных приборов...

На следующий день в 12 часов мы были уже на советском военном аэродроме, близ Будапешта, без загранпаспортов, с 200 рублями в карманах. Там узнали, что в Каир нас будут отправлять только завтра. Мы попросили у командира дивизии автобус и после обеда поехали осматривать Будапешт. Оказалось, что один офицер из нашей группы служил раньше в Венгрии, и у него сохранилось немного форинтов, на которые мы в какой-то забегаловке выпили по кружке пива и послушали аккордеонистку, которая для нас наиграла «Голубой Дунай».

Отправка в Каир и Дамаск осуществлялась транспортными самолетами Ан-12, которые были загружены каким-то имуществом и поднимались в воздух через каждые 15 минут. Нас помещали в самолеты по два человека, на лежаках экипажа, в проходе между кабиной пилотов и салоном. Туалета не было. В Каир мы прилетели в сумерки, а когда приехали в город, было уже темно. Маскировки в нашем понимании не было, не горели только уличные фонари.

Поместили нас в гостинице, недалеко от советского посольства, на берегу Нила. На другой день выяснилось, что посол Виноградов заранее знал о предстоящей войне и выслал из Каира в СССР все семьи дипломатов. Остался только завхоз и три учительницы, которые в школе посольства организовали обеды для дипломатов и приезжающих вроде нас.

Жили мы по два человека в номере, завтракали внизу в гостинице. Завтрак состоял из хлеба, брынзы, кофе и входил в цену проживания. Ужинали в гостинице все вместе, поочередно в каждом номере. Живущие в нем заготавливали продукты и спирт по 150 г на человека. Спирт мы употребляли по двум причинам: он очень дешево стоил, свободно продавался во всех аптеках и, по мнению большинства членов нашей группы, предохранял от заразных болезней.

За все время пребывания в Египте в нашей группе никто не болел! После ужина садились за преферанс. По моему предложению, проигравшие вносили деньги в общий котел для покупки продуктов для ужина.

Военный атташе контр-адмирал Ивлев Николай Дмитриевич, к которому, кстати, я питаю большое уважение, не смог договориться в Генштабе о порядке нашей работы. Тогда я предложил ему на следующий день поехать вместе со мной в бронетанковое управление, с чем он согласился.

Бронетанковое управление тогда возглавлял генерал Камаль, знавший хорошо английский язык и плохо понимавший русский, хотя он один год стажировался у нас на высших курсах «Выстрел». В связи с этим беседа проходила на английском языке, которым в совершенстве владел наш военный атташе. Ничего не понимая, я спросил Николая Дмитриевича, о чем они говорят? Он сказал, что Камаль очень хвалит Советский Союз, наши отношения с Египтом. Я попросил военного атташе сказать Камалю, что мы не политики, а инженеры, хотим узнать недостатки наших танков в боевых условиях, чтобы потом их устранить. Услышав перевод моих слов, Камаль заулыбался, выделил в мое распоряжение УАЗ, прикрепил ко мне начальника отдела боевой подготовки бригадного генерала Хоснэ и переводчика, капитана Талата, которые сопровождали меня в каждой поездке на Синайский полуостров. Со мной также ездили представители разведуправления и других родов войск, которые не сумели найти контакта со своими египетскими коллегами. В какой район съездить мне, советовал Николай Дмитриевич.

Я очень хотел свозить на фронт генерала – начальника факультета Военной инженерной академии, который до этого был советником в Египте. Приехав, он замкнулся в своей комнате, с нами не обедал и не ужинал, экономил командировочные деньги на какие-то покупки, не сделал ни одной попытки связаться с египетскими инженерами. За себя он послал однажды на Синай подполковника – научного сотрудника инженерного института. Он недалеко от канала увидел кучу противотанковых мин, одну из которых захватил с собой. Они вдвоем начали ее разбирать, измерять и описывать. Как-то проходя мимо них, я, ради шутки, сказал: «Зачем вы занимаетесь ненужным делом? Мина-то советская...» Они немного обиделись и показали мне маркировку на верхней крышке с какими-то надписями латинским шрифтом. После оказалось – это мина была действительно советская, но изготовленная в Чехословакии...

В один из вечеров Николай Дмитриевич сказал, что в районе Эль-Кантары был большой бой, подбито много танков. Я на другое утро снарядил экспедицию, в которую попросился фотограф из ГРУ. Он потом подарил мне несколько фотографий, на которых запечатлены моменты, когда мы осматривали подбитые американские и английские танки.

Оказалось, египтяне действительно заманили вглубь своих войск израильскую танковую бригаду и со стороны флангов расстреляли ее. Были небольшие потери и у египтян. Целый день мы осматривали подбитые английские танки «Центурион» и американские – М48А2, М60, которые были в то время на вооружении израильтян. Я обратил внимание на то, что некоторые египетские танки Т-54 и Т-55 подбиты с кормы. Потом выяснилось, что пробоины были от противотанковых ракет «Малютка», что случилось из-за плохой согласованности действий между египетскими танкистами и артиллеристами.
Не помню название какого-то американского журнала, который подсчитал темп этой танковой войны. Оказалось, если бы вести такие же бои на западных границах СССР, танков НАТО хватило бы всего на 48 часов. По египетским данным, Египет потерял 860 танков, а Израиль – 690.

…Однажды мы приехали в 1-ю пехотную дивизию, зашли в землянку командира дивизии, который рассказал нам о ходе боев. Один офицер из разведуправления задал ему вопрос: «Как вы оцениваете систему охлаждения наших танков?» Генерал ответил: «Конечно, в американских танках система охлаждения воздушная и не требует дефицитной для нас воды, но и водяная система ваших танков не ограничивала наши боевые действия». Я уверен, что ни один из наших командиров дивизий, будучи на его месте, не ответил бы так грамотно и тактично.

После окончания боев мы ездили еще в несколько частей и ремонтных мастерских. Особенно мне запомнилась поездка в 21-ю танковую дивизию. Командир дивизии – полковник, окончил нашу Академию им. Фрунзе, достаточно хорошо знал русский язык. Мы с ним беседовали часа три. Рассказывал он много, в том числе в шутливой форме поведал об изъянах в их боевом уставе, который повторял целиком наш устав. После беседы он пригласил нас на обед, на котором у них присутствуют ежедневно все офицеры во главе с командиром дивизии. Обед был обильный, но без спиртного. На этом обеде я съел фаршированного рисом голубя, который у египтян является деликатесом.

7 ноября посол СССР Виноградов объявил нерабочим днем, и мы радостно отметили наш праздник. Николай Дмитриевич принес две бутылки виски. Я попробовал этот напиток в первый и последний раз. Он мне не понравился, так как отдавал сивухой, как от нашего самогона.

После праздника военный атташе предложил мне отправлять членов нашей группы на транспортных самолетах. Я от этого отказался, так как эти самолеты могли сесть в местах, значительно удаленных от Москвы, а двухсот рублей, которые имелись у каждого из нас, могло не хватить даже на железнодорожный билет, да и одежда наша оказалась не по сезону. Он с моими доводами согласился, и мы стали дожидаться пассажирских рейсов на Москву. Время мы использовали для ознакомления с Каиром, посещения достопримечательностей: зоопарка, пирамид и др. Я увлекся литературой, которая была в подвале посольства. Прочитал, в том числе и Конституцию Египта, которая начиналась со слов: «При участии аллаха создана данная конституция...»

Египтяне на огороженной забором площади в центре Каира начинали готовить выставку трофейной техники, захваченной ими во время войны. Н.Д. Ивлев попросил меня договориться с танкистами о нашем посещении выставки до ее открытия. Они удовлетворили нашу просьбу. На этой выставке были в основном танки. Наш фотограф заснял все, что хотел. После этого я попросил Николая Дмитриевича отблагодарить египтян. Он подарил Камалю, Хоснэ и Талату по фотоаппарату «Киев», чем они были очень довольны и в ответ преподнесли нам декоративные медные тарелки с серебряной вязью и какими-то изображениями из их истории. Мне досталась тарелка с изображением Тутанхамона.

15 декабря первым рейсом самолет Ту-154 доставил нас в снежную Москву. Выйдя на работу, я окончательно оформил написанный в Египте отчет. К сожалению, им никто как следует не поинтересовался, а летом 1992 г. во время расчистки документов его за ненадобностью уничтожили».

Действительно, в октябре 1973 года  наступавшие израильские танки  столкнулись с огнем нового противотанкового средства — управляемых ракет (ПТУР) «Малютка» советского производства и понесли тяжелые потери. На доставленном из Египта в СССР  танке М-60 были  видны результаты попаданий ПТУРов. Ракета «Малютка» пробила левый борт башни танка и прошила кумулятивной струей башню насквозь, от борта до борта. В одной из атакующих израильских  бригад осталось всего четыре танка. Египтянам было что показать на каирской выставке трофейной техники. А о том, что после первых неудач израильтяне сумели переломить ситуацию в свою пользу, египтяне не любили и сейчас не любят вспоминать…
То, что в боях имел место «дружественный огонь» и египетские Т-55 и Т-54 попадали под удары «Малюток», вряд ли кого-то особенно удивит. Подобные примеры можно найти, надо полагать, в любой серьезной войне последних столетий.

Поражает отношение в СССР к результатам египетской командировки специалистов. Сначала отправить людей на войну, а затем даже не поинтересоваться отчетом, составленным видным конструктором Карцевым. Зачем же его и его товарищей вообще было посылать туда? Любопытно было бы узнать – это специфическая советская глупость, или нечто в этом роде происходило и происходит в разных армиях мира?

Вот отправка людей за границу с одними рублями в кармане – это точно советская привычка относиться к своим людям по принципу – ничего, обойдутся, выкрутятся, что-нибудь придумают…

Максим Кустов

Опубликовано 24.12.2016

Аватар пользователя Максим
Максим
25 декабря 2016
И где материалы о Т-62? Автор сам то читает "свои" статьи? А воспоминания "писались" под чутким руководством НКВД ))) П.С.: Зато о голубе не зыбыл упомянуть
Аватар пользователя Солониковед
Солониковед
25 декабря 2016
отправить людей на войну, а затем даже не поинтересоваться отчетом, составленным видным конструктором Карцевым. Зачем же его и его товарищей вообще было посылать туда? Если поставить вопрос иначе, то можно увидеть ответ... а что если обработка и изучение отчетов видных конструкторов, может создать, пусть и небольшие, но некоторые неудобства, для славной когорты великих организаторов военного строительства? И кому это надо, их и так не плохо кормят, а они заваливают арсеналы Родины разномастными танками... только в СССР могли находится на вооружении, 3-5 основных боевых танков. Какие ещё нужны отчёты, что бы понять что это конец стране? Отчёты конечно нужны, но не столько, что бы что то менять на конвейере разоружения и разорения нашей Родины, потому то вот вам 200 рублей и пишите что хотите.
Аватар пользователя АЛЕКСАНДР
АЛЕКСАНДР
25 декабря 2016
А ,вот на счёт того ,что 200 р. не хватило бы на билеты - ложь.
Аватар пользователя прохожий
прохожий
25 декабря 2016
Интересно читать, ибо в соё время всё секретилось и только разными слухами жили, что явно наносило вред обществу и обороноспособности государства. Автор не понимает политической составной отправки граждан СССР без денег и прочего за границу, это для того делалось, чтоб заграница мёдом не казалась... Примечательны замечания о бюрократичности и не эффективности уаправления МО СССР. Кажется и сегодня в этом рецидивы живы.
Аватар пользователя flak155
flak155
26 декабря 2016
израиль несомненно проиграл ту войну, 90 процентов танковых сражений победили египетские Т-55
Аватар пользователя flak155
flak155
26 декабря 2016
интересно почему израиль не требует вернуть ему м60 как требовал м48
Аватар пользователя Александр
Александр
26 декабря 2016
Как и Александр (см выше) согласен что автор лжет. Я был студентом и ездил из Днепропетровска в ВОлгоград на каникулы примерно 900км: поезд плацкарт - 11руб. купе - 15руб. самолет - 20 руб. Обычная очерняющая бывший СССР статейка (типа, как плохо заботились о людях, какие глупые были руководители коммуняки). Цель - тихонько не явно исподтишка нагадить в ту сторону.
Аватар пользователя Гость
Гость
26 декабря 2016
"посол Виноградов заранее знал о предстоящей войне и выслал из Каира в СССР все семьи дипломатов" Не верил в победу советского оружия!
Аватар пользователя Оксана
Оксана
28 декабря 2016
За 200 рублей в 1973 г. можно было проехать весь СССР,а тут он боялся,что не доедет до Москвы. Нестыковочка.
Аватар пользователя Cолониковед
Cолониковед
02 января 2017
Ну ясно, за 200 рублей можно было до Москвы доехать... статья опровергнута,
Аватар пользователя Мнение
Мнение
10 января 2017
16 лет работал с военными. Поэтому могу подписаться под выводами автора. Ничего не изменилось и сейчас.
Аватар пользователя Юрий
Юрий
23 января 2017
А т62 это тот же немного доработанный танк т55 с новой пушкой.
Аватар пользователя Максим
Максим
25 декабря 2016
И где материалы о Т-62? Автор сам то читает "свои" статьи? А воспоминания "писались" под чутким руководством НКВД ))) П.С.: Зато о голубе не зыбыл упомянуть
Аватар пользователя Солониковед
Солониковед
25 декабря 2016
отправить людей на войну, а затем даже не поинтересоваться отчетом, составленным видным конструктором Карцевым. Зачем же его и его товарищей вообще было посылать туда? Если поставить вопрос иначе, то можно увидеть ответ... а что если обработка и изучение отчетов видных конструкторов, может создать, пусть и небольшие, но некоторые неудобства, для славной когорты великих организаторов военного строительства? И кому это надо, их и так не плохо кормят, а они заваливают арсеналы Родины разномастными танками... только в СССР могли находится на вооружении, 3-5 основных боевых танков. Какие ещё нужны отчёты, что бы понять что это конец стране? Отчёты конечно нужны, но не столько, что бы что то менять на конвейере разоружения и разорения нашей Родины, потому то вот вам 200 рублей и пишите что хотите.
Аватар пользователя АЛЕКСАНДР
АЛЕКСАНДР
25 декабря 2016
А ,вот на счёт того ,что 200 р. не хватило бы на билеты - ложь.
Аватар пользователя прохожий
прохожий
25 декабря 2016
Интересно читать, ибо в соё время всё секретилось и только разными слухами жили, что явно наносило вред обществу и обороноспособности государства. Автор не понимает политической составной отправки граждан СССР без денег и прочего за границу, это для того делалось, чтоб заграница мёдом не казалась... Примечательны замечания о бюрократичности и не эффективности уаправления МО СССР. Кажется и сегодня в этом рецидивы живы.
Аватар пользователя flak155
flak155
26 декабря 2016
израиль несомненно проиграл ту войну, 90 процентов танковых сражений победили египетские Т-55
Аватар пользователя flak155
flak155
26 декабря 2016
интересно почему израиль не требует вернуть ему м60 как требовал м48
Аватар пользователя Александр
Александр
26 декабря 2016
Как и Александр (см выше) согласен что автор лжет. Я был студентом и ездил из Днепропетровска в ВОлгоград на каникулы примерно 900км: поезд плацкарт - 11руб. купе - 15руб. самолет - 20 руб. Обычная очерняющая бывший СССР статейка (типа, как плохо заботились о людях, какие глупые были руководители коммуняки). Цель - тихонько не явно исподтишка нагадить в ту сторону.
Аватар пользователя Гость
Гость
26 декабря 2016
"посол Виноградов заранее знал о предстоящей войне и выслал из Каира в СССР все семьи дипломатов" Не верил в победу советского оружия!
Аватар пользователя Оксана
Оксана
28 декабря 2016
За 200 рублей в 1973 г. можно было проехать весь СССР,а тут он боялся,что не доедет до Москвы. Нестыковочка.
Аватар пользователя Cолониковед
Cолониковед
02 января 2017
Ну ясно, за 200 рублей можно было до Москвы доехать... статья опровергнута,
Аватар пользователя Мнение
Мнение
10 января 2017
16 лет работал с военными. Поэтому могу подписаться под выводами автора. Ничего не изменилось и сейчас.
Аватар пользователя Юрий
Юрий
23 января 2017
А т62 это тот же немного доработанный танк т55 с новой пушкой.
 

 

 

Вниманию читателей «ВПК»
Кулинченко Вадим
Купинов Максим
Стригунов Константин
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц