Следы катастрофы Ту-154 ведут на Чкаловский

Как понимать последние слова правого летчика

Перед Новым годом вся информация о погибшем Ту-154 исчезла из эфира, как по приказу. Словно кто-то решил не будоражить общественное мнение, не омрачать населению праздник. Конечно же – только из благих побуждений...

Напомним: трагедия произошла в 5:40 по московскому времени в 1,7 км от побережья. Лайнер Минобороны летел в сирийский Хмеймим с благородной миссией: поздравить выполняющих там воинский долг соотечественников с праздником. Поэтому на борту находился коллектив всемирно известного Академического ансамбля  песни и пляски Российской Армии имени А. В. Александрова, а также основатель Фонда «Справедливая помощь» Елизавета Глинка (Доктор Лиза), журналисты. Всего – 92 человека, восемь из них – экипаж.

Выдвигаются разные версии катастрофы. Одну из последних преподнес телеканал LifeNews. Якобы борт был перегружен, а один из летчиков перепутал тумблеры убирания шасси и закрылков. Версия, на наш взгляд, несостоятельна. Объясним, почему.

 Действительно, эти тумблеры находятся на панели приборов рядом, и за них отвечает правый летчик. Но перепутать их может только новичок. Все навыки управления воздушным судном отрабатываются с курсантской скамьи до автоматизма, до мышечной памяти. Экипаж борта RA-85572 налетал тысячи часов, пилоты с опытом не допускают таких ошибок даже в состоянии крайней усталости.

Командир корабля после доклада правого летчика о нештатной работе закрылков сразу оценил ситуацию как критическую и начал делать правый разворот к берегу, чтобы, видимо, попытаться посадить борт на воду. Но не сумел вывести машину из крена из-за малой высоты и скорости. Самолет сорвался в неуправляемое падение, ударился хвостовой частью фюзеляжа о морскую поверхность и разрушился. Судя по всему, она просто оторвалась, после чего в воду врезалось правое крыло многотонного Ту-154, и он раскололся на несколько частей. Именно этим объясняется то, что не сохранилось крупных обломков фюзеляжа, а пассажиры были сорваны с кресел, тела разнесло течением. До сих пор найти всех не могут. По данным «Военно-промышленного курьера» на момент размещения этой статьи, поднято 80 тел, некоторые из них просто прибило к берегу волной.

Повторим: вряд ли правый летчик мог перепутать тумблеры (рычаги управления шасси и закрылками) даже в состоянии крайней усталости. Ночной полет, безусловно, сопряжен с нагрузками и рисками. Но два часа от Чкаловского до Сочи – не самая тяжкая работа, поэтому говорить об усталости пилотов не приходится. И даже если один из них (допустим) все-таки случайно перепутал тумблеры, он тут же мог исправить оплошность, поняв, что возникает аварийная ситуация. Она развивалась всего 10 секунд и, как следует из расшифрованной записи переговоров летчиков, как раз правый  прокричал «Закрылки, сука, чё за х**ня!». То есть он сразу оценил ситуацию, контролировал ее, но почему-то не смог исправить.

Второй причиной падения называют перегрузку самолета. Однако и это, как говорится, мимо кассы. Ту-154 Минобороны – не гражданский борт из глубинки. Разбившийся лайнер базировался на подмосковном аэродроме Чкаловский и входил в состав осуществляющего перевозку военнослужащих ФГБУ «Государственная авиакомпания «223-й лётный отряд» МО РФ. То есть имел особый статус. На военном аэродроме жестче пропускная система, контроль подготовки техники. А в условиях противостояния с запрещенным в России ИГ тут активно работает военная контрразведка – часть структуры ФСБ. Поэтому намеренно перегрузить самолет с целью диверсии невозможно. К тому же в Хмеймим в тот день летело два борта. Один – с грузом благотворительной помощи и подарками, которые как раз должна была раздать доктор Глинка, другой – с пассажирами. 

Модификация Ту-154Б-2 рассчитана на перевозку 180 пассажиров. По факту на борту их оказалось 84. То есть можно было взять еще почти 100 пассажиров или эквивалентный груз. Но в этом не было необходимости по вышеназванной причине. Именно поэтому никакой багаж не мог сместиться в хвостовую часть самолета и повлиять на центровку. 

В сухом остатке – низкая высота полета: 250-270 метров, которые Ту-154 успел набрать за две минуты. Но и это не фатально. Известны случаи удачной посадки подобных лайнеров на воду. Достаточно вспомнить аварийное приводнение «Боинга» с отказавшими двигателями на Гудзон в 2009 году. 

Так что же тогда явилось роковым обстоятельством?

«Следствие до сих пор рассматривает шесть версий случившегося, – рассказал «Военно-промышленному курьеру» первый заместитель начальника оперативного управления Главного штаба ВВС (1997–2003), ведущий советник Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности (2003–2013) генерал-майор Игорь Семенченко. – Но лично я считаю, что это все же мог быть террористический акт». 

Семенченко знает что говорит, поскольку долгое время отвечал в ВВС именно за расследование авиационных происшествий. Другое дело, удастся ли найти причину теракта, поскольку для его осуществления не обязательно закладывать СВУ в багаж. Достаточно, образно говоря, засунуть отвертку в один из механизмов выпуска закрылков. Впрочем, посторонний предмет мог там остаться, конечно, и случайно, после технического обслуживания. Но это – уже дело следствия.

Косвенным подтверждением того, что именно подобное обстоятельство (посторонний предмет в механизмах выпуска закрылков) стало причиной ЧП, является решение руководства МО РФ преобразовать ФГБУ «Государственная авиакомпания «223-й лётный отряд» в особую авиационную дивизию, которая существовала раньше. В 2017 году на авиабазе в Чкаловском будет воссоздана Авиационная дивизия особого назначения (АДОН), расформированная в 2010-м. И хотя, как заявили в МО РФ, это не связано с крушением самолета, реинкарнация АДОН, безусловно, не только возродит лучшие традиции прославленного авиационного соединения, но и создаст условия для жизнедеятельности настоящей воинской части с высокой исполнительной дисциплиной, четкой организацией жизни и быта летного состава.

В авиапарк воссозданной дивизии войдут турбореактивные Ту-134 и Ту-154, трансконтинентальные Ил-62 и Ил-18, которые доработаны и модернизированы, оснащены новейшим электронным оборудованием. Появятся, конечно же, и более современные машины. Кстати сам министр обороны Сергей Шойгу летает на Ту-154. Таким образом, АДОН станет важнейшим логистическим элементом обеспечения военной операции в Сирии. До расформирования в 2010 году самолеты и вертолеты АДОН перевозили и эвакуировали советских и российских военнослужащих, гражданских специалистов из горячих точек по всему миру. Кроме того, новая авиационная часть будет обеспечивать расширяющееся военное сотрудничество России с другими странами.

 

Олег Фаличев, обозреватель «ВПК»                                                                    Опубликованно 11.01.2017

 

Нравится

Loading...
Комментарии
Надо "Чкаловский" почистить от украинских пальчиков.
Очень мало объективной информации. Если полёт продолжался 70 секунд, то о развороте самолёта к берегу говорить странно. Если верить словам очевидцев о том , что часть шасси нашли на берегу, то вряд ли оно было убрано, так как в результате удара могло отскочить, тем более что основные обломки находились 1,5 км от берега. И часть крыла подняли с убранными закрылками.
"Тут работает контрразведка - часть структуры ФСБ" - Автор сам назвал одного из тех, кто мог устроить эту массовую гибель. После истории с "рязанским сахаром" веры этой конторе нет совсем. Абсолютно. В самолёте находились генералы МО. Чем и кому они не угодили - тут надо искать ответы.
На "Тузе" высота уборки шасси 5 -10 метров. Высота уборки закрылков 120 метров на скорости 320 км/ч. О каком перепутывании кнопок может идти речь? на высоте м280 метров шасси и закрылки уже убраны.
Прежде чем указывать виновных и постить "замалчиваемую" информацию про "рязанский сахар", просто поинтересуйтесь, сколько мешков "сахара" сработало при взрывах в Москве. При подрыве дома на Каширском шоссе было использовано 50 мешков самодельной смеси, а в Рязани обнаружено 3 мешка с "запахом". И на что способны 3 рязанских мешка такого же ВВ (даже если это было именно ВВ, а не ароматизированная селитра)
Я не специалист, прокомментировать причины случившегося, не могу. Но, вижу много дельных, аргументированных рассуждений. Но много и "тумана", рассеять который надо.
Для Анатолия. К чему Вы мне это пишите? Что натаскав в подвал дома 3 мешка "рыцари плаща и кинжала" не собирались туда затаскивать остальные 47? Или что отвёртку в тяги на закрылки подсунули не они, а украинские ДРГ? У меня своих дел полно. Чтобы ломать голову ещё и о причинах гибели генералов МО.
Следствие зашло в тупик. И в этой загадке кроется отгадка.
Я не верю ни одному слову наших обозревателей и основания для этого есть - та же ГИБЕЛЬ КУРСКА и треп вокруг его на самом высоком уровне, как и гибель лайнера в ЕГИПТЕ.
Анатолий. Для Незлого, 13:50. Адвокатствовать и так неумело, значит подтвердить виновность. Одного мешка нормального селитренного "сахара" в подвале достаточно сложить панельный карточный домик. Когда взрывали Камаз с 50 мешками, так он стоял во дворе, а это уже совсем другие расчёты для сапёра... И 50 мешков в подвале оставили от дома одну большую воронку...Наверно Вы читали дезу, в виде "маневров" с настоящими 3 мешками гексогена, а это уже не селитра... Каких то чинов из ФСБ рыло полностью в пуху...Не надо валить на всю службу, гадости и пакости делают отдельные личности, вот их и привлекать за "усердие в маневрах с гексогеном"...
Хороший профессионал может так испортить технику, что никто и не узнает, будто она сама отказала. Но терористы так не работают. Они даже берут на себя ответственность, и не такие уж там большие специалисты. Крушения самолетов по техническим причинам явление редкое. Мало кто знает, но это по статистике самый надежный вид транспорта. Ясно, что пока ничего не ясно. Подождем.
Если продолжить тему дальше (Черное утро над Черным морем). И так, отказ реле, и стабилизатор «ушел» на нижний упор. Ведь этот механизм явно подняли, что не обследовали? Странно как-то, как у чур.к: - железный – а не тонет, железный – а летает, и тут в продолжении : -взрыва не было – значит не теракт. Продолжим тему управления механизма перегонки стабилизатора, точнее его электрическую структуру. На редукторе привода вала закрылков, должен иметься электрический датчик-коммутатор «выпуска- уборки», а от него обратная связь от положения стабилизатора. Эти два кондуктора противостоят друг другу, и в зависимости от уровня выпуска закрылков задаётся команда на реле перегонки стабилизатора (запитываются те или иные катушки). А между ними, как коррекция, имеется еще электрический двигатель- механизм, который управляется от гашеток на штурвале. Стабилизатор автоматически устанавливает угол в зависимости от положения закрылков и вдобавок можно управлять или корректировать, в зависимости от центровки и положения штурвальной колонки – от гашеток. Теперь представьте этот агрегат на редукторе и к нему подсоединён кабель (или на гашетки или на реле – в хвосте) через разъём «папа-мама» (затянут своей гайкой и законтрен). Всё это находится в холодной (необогреваемой части). И так возможная диверсия: - разъём разъединяется, кабель немного смещают на клямерах (вглубь фюзеляжа), а на месте первого клямера ставит блок (блочок с пачку сигарет или чуть больше или меньше – много таких: где распределительная коробка, где датчик и так далее). Цвет, пожуклость краски совпадают, а можно раз вспрыснуть водой и обдать пылью из маленькой клизмочки и еще раз вспрыснуть водой (тончайший лёд вскоре сублимирует, а грязь станет устойчивой и однотонной – как везде). Т.е. теперь мы имеем тандем – коробочка подсоединена к коммутатору, а родной кабель к коробочке. 99,9 процентов, что при техническом осмотре техниками эту модернизацию не заметят ( кроме регламентных работ по обслуживанию этого коммутатора). Что можно спрятать в коробочке? Релешки, микросхемы, радиоэлементы, сотку или другой малогабаритный приёмник (питание от бортовой сети 27 вольт). Но скорей всего была схема и набор релешек и КОНТАКТНАЯ ПАРА – упруго раздвинута и ЗАМОРОЖЕНА КУБИКОМ ЛЬДА. Везде зима и данная закладка не сработает. Самолёт полетит в Сирию, по пути ночью заправится в Моздоке (температура там в это время года ночью -3 -5), далее опять на мороз эшелона и уже перед вылетом из Сирии – закладка приведётся в боеготовое состояние. Несколько релешек или программируемая схема – выпуск закрылок на взлёт (1 позиция), уборка (2 позиция), первая запитка от гашетки (3 позиция) и срабатывает своё реле и подается команда на управляющее реле двигателя переменного тока и стабилизатор неуправляемо уходит на нижний упор. Самолёт становится на дыбы, сваливается на правое крыло (так получилось) и с отворотом в право пикирует в поверхность моря ( а должен , по плану упасть после взлёта в Сирии – ПЗРК? или даже ПТУРС? – кто там разберёт, всё сгорит в пожаре, как и сама закладка). Но самолёт по метеоусловиям пошёл в Адлер, и час там простоял, в ПЛЮСОВОЙ температуре и закладка привелась в действие.// Еще интересно, кого этот самолёт должен был увести с артистами, ведь явно планировались и дополнительные пассажиры на обратном рейсе./// Я не утверждаю, что закладка была именно там, есть ещё АБСУ-154, управление элеронами-интерцепторами и множество других критических точек, где обратные действия на управляющий сигнал приведут к потере управления самолётом./// Насчет режима и контрразведки – так этот аэродром коммерчески-грузовой, помимо ВКС. Бывал я в Ермолино и Раменском (новую технику покупали и перегоняли)- чтобы попасть – более суток пропуска оформляли, да и бабушки с наганами в растрескавшихся и облезлых кобурах сопровождали (у одной изодранная кобура, времён 1 мировой, была закручена на синею проволоку «4», а на другой день другая бабуля с красной проволочкой – Режим понимашь! Зато горцы разъезжают только шлагбаум успевают им открывать. Рядом разгружали самолёт в грузовики, горцы поснимали куртки (самолёт заслоняет КПП и КДП) и своим видом с навешанным импортным вооружением демонстрировали, что видимо Россия ихняя – вот такой особый режим./// Инженерный состав надо трясти, хотя и это бесполезно- время много прошло, много народу, да и общество не единое (ислам, Кавказ, Украина), да и гнилое - к этому ещё добавить убеждение «абсолютной чистоты выполненной работы» и решение всех материальных проблем, при 1000 000 процентной безнаказанности ( хотя таких, как правило, убирают через месяц-другой: или зарежут попросив закурить, или глоток спирта ядовитого или кирпич на голову упал - человек не трамвай, тем более не самолёт, короче).//// Больше всего меня удивляет пограничник из ФСБ – объявившийся через два дня свидетель. Наряд на катере охраняет границу, на его участке падает самолёт, и он не доложил о ЧП. Радиостанция, навигация есть, приборы наблюдения тоже есть. А он не доложил своё место по навигации, примерный азимут и удаление, и факт случившегося – На его охраняемом участке государственной границы!/// Мутная история, но явно кого-то из разновидности колоды силовиков снимут и не только. Битва тигра и дракона, а нам предлагают одноимённое китайское блюдо, правда - за неимением тигра, а тем более дракона – с перцем и уксусом покрошены кошка и змея.
Для лучшего освоения техники пусть военные наберут спецов из гражданских, эксплуатировавших эти типы самолётов. Их без работы много сейчас осталось, и пока не потеряли интерес к своей профессии. Вместе с тренажерами, инструкторами. Пусть поделятся опытом.
Любое событие субъективно, важно не то, что оно означает, важно то, что оно значит для тебя, "есть у нас ещё дома дела".
Незлой, 11:16, 12 января, 2017. А ведь если это терракт все же (пусть и без применения СВУ), то корни ведут действительно на Чкаловский, или в военный сектор аэропорта Адлер. Возникает вопрос: куда смотрела военная контрразведка?
КП/SS, 19:45, 12 января, 2017. Очень похоже, что все так и могло быть, как вы описываете. И пропускной режим никакой при бабушках, и коммерсанты на аэродроме разгуливают, и провокация в виде плохо соединенных разъемов кабелей... Но из Чкаловского борт нормально взлетел. Значит все произошло в аэропорту Адлера?
Для КП/SS - с удовольствием прочла Ваш комет,вспомнив студенческие годы в ЛВМИ.
При крушении польского Ту-154, были заказаны исследования у специалистов США по поводу возможной диверсии. Те подробно разобрали разные возможности незаметно подстроить катастрофу для Ту-154. Возможно наработки на пропали зря, одну и применили на этом борту, наработка оказалась эффективной...
Возможны и невзрывные диверсии: external.pro
"На военном аэродроме жестче пропускная система, контроль подготовки техники". На военном аэродроме вообще нет служб,отвечающих за досмотр багажа и пассажиров. Подразумевается, что летят свои.
«Жизнь — штука сложная». Медведев вновь заявил, что денег нет
Спасибо уважаемому КП/SS за технически грамотный комментарий. Когда-то кто-то сказал: "Там, где начинается авиация, кончается порядок". Как это не прискорбно, в основе многих бед лежит человеческий фактор. Раньше эту фишку комиссары обмусоливали, а теперь не ведаю кто. А надо бы. Во всяком случае, еще во времена ВОВ система производства и эксплуатации вооружения была доведена до состояния, когда любой сбой, а тем более отказ обязательно поимел бы своего "автора" (я не имею в виду назначенного, было и такое)... А тут катастрофа... и потихонечку спустят все на тормозах. Но ТУ-154 - это же не военная техника; самолет вообще не предназначен для эксплуатации в условиях активного и скрытого противодействия. Там море всякого рода "узких мест" - согласен в принципе с КП/SS, что проанализировать ситуацию можно. Вот пусть и копают! И обязаны докопаться. Очень жаль всех погибших людей.
энергоактивная зона. там три катастрофы.
К сожалению наши лётчики допускают и такие ошибки. Мой товарищ (вечная ему память) служил на Чкаловском, летал на Ил-18. Их самолёт разбился в 2001 по вине экипажа. Увы...
Тут либо все секретить, либо не вылезать с пресс-конференциями высоких военно-начальников. Чего они там сказали? Нет, нет и нет! Ну тогда и не собирайте народ.
Добавить комментарий
Фото неделиФотоархив HD
Церемония награждение лауреатов премии «Щит и меч Отечества» (21 декабря 2016 г., дом Пашкова)

 

 

Константин Чуприн
Вниманию читателей «ВПК»
  • Обсуждаемое
  • Читаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц