Версия для печати

Двухместный перехватчик Як-25 и неудачная интрига Лаврентия Берия

Давай хорошую машину — и все будет в порядке
Кустов Максим

Отношения конструкторов техники и их заказчиков во все времена были полны драматизма. А в эпоху, когда вопросы технического развития СССР лично рассматривал  Сталин, решение любого подобного вопроса на его уровне могло обернуться очень неприятными неожиданностями.

Отношения конструкторов техники и их заказчиков во все времена были полны драматизма. А в эпоху, когда вопросы технического развития СССР лично рассматривал  Сталин, решение любого подобного вопроса на его уровне могло обернуться очень неприятными неожиданностями.

Почему не доложили о предложении Лавочкина?

Вот, например,  с какими сюрпризами было связано создание двухместного перехватчика Як-25. Его конструктор Александр Яковлев писал об этом: 

«Мы опять собрались у Сталина для рассмотрения и утверждения проекта постановления о постройке… двухместного реактивного барражирующего всепогодного и ночного перехватчика ЯК-25, модификации этого же самолета в качестве разведчика ЯК-25Р...

Проект постановления был послан Сталину заблаговременно. Он уже был с ним знаком и, почти не высказав никаких замечаний, заявил, что у него возражений нет.

В этот момент Берия раскрыл свою папку и вытащил оттуда какой-то документ. 

— Товарищ Сталин, — сказал он, — а вот тут есть еще предложение конструктора Лавочкина.

— Какое предложение? — раздраженно спросил Сталин. — Мне ничего не известно о предложении Лавочкина.

На это Берия ответил умышленно равнодушным тоном, желая подчеркнуть свою объективность:

— Да вот он давно прислал... Какой-то необыкновенный перехватчик. И оборудован для ночных и для слепых полетов. Тут вот на трех страницах... — И он стал читать: — «Радиолокатор, радиостанция, радиокомпас, система слепой посадки» и т. д. и т. д... Целый список. Он предлагает построить эту машину на базе истребителя ЛА-200.

Все перечисленные Берия приборы являются обязательной принадлежностью любого перехватчика, в том числе и предложенного мной.

Но Берия понадобилось разыграть всю эту сцену и произвести впечатление на Сталина длинным списком аппаратуры только для того, чтобы сорвать мое предложение, оттянуть принятие решения, — короче говоря, подставить ножку.

Сталин вспылил.

— Почему не доложили? — спросил он Хруничева.

Хруничев (министр авиационной промышленности СССР в тот период - М.К.) вначале растерялся, но потом ответил, что самолет ЛА-200 уже однажды был забракован, как явно неудачный, и поэтому никакой базой для нового самолета он служить не может. А вся перечисленная аппаратура имеется и на перехватчике ЯК-25.

Сталин ничего не хотел слушать, он только повторял, все больше накаляясь:

— Почему не доложили? Почему не доложили?

Наконец Михаилу Васильевичу удалось разъяснить, что предложение Лавочкина рассматривалось в министерстве и что оно не получило одобрения в основном из-за того, что Лавочкин предлагал использовать свой неудачный, забракованный истребитель. Впоследствии Лавочкину удалось довиться разрешения на проведение этой работы, но машина у него так и не получилась.

Я очень перетрусил и за свое дело, и главным образом за Михаила Васильевича. В то время ничего не было страшнее, чем стать обманщиком в глазах Сталина. А он, не унимаясь, продолжал допрашивать Хруничева:

— Почему не доложили?

Как будто тот умышленно скрыл предложение Лавочкина. В конце концов Сталин понял, в чем дело, и сказал: 

— Принятое решение оставим без изменения, а предложение Лавочкина можно рассмотреть отдельно». 

Любопытно,  это  Берия вздумал так ненавязчиво «подставить» Яковлева и Хруничева? Ведь заранее подготовился, припас материалы по самолету Лавочкина. Сталинский вопрос: «Почему не доложили?» явно был Хруничеву прежде всего адресован. Вопрос чрезвычайно неприятный. Яковлеву было отчего перетрусить и за свою машину, и за Хруничева. Может быть, Лаврентию Павловичу сильно министр авиационной промышленности не нравился? Или захотелось лишний раз вечным конкурентам Яковлеву и Лавочкину столкновение интересов устроить?

Увы, мотивы его интриги останутся тайной. В 1953 году лишился Берия возможности откровенно написать об этом в мемуарах, или рассказать  кому-то…

Мне говорили, что вы рвач

Разобравшись с судьбой Як -25, Сталин вдруг принялся предъявлять Яковлеву претензии совсем иного рода:

«Представленный проект постановления уже был принят, но, подписывая его, Сталин вдруг обратился ко мне:

— А почему здесь в конце записано — разрешить вам при постройке самолета сверхурочные и аккордные работы, выделить суммы для премирования? Почему вам такие преимущества? Вы знаете, что говорят о вас за вашей спиной? Мне говорили, что вы рвач.

— Вас неправильно информировали, — ответил я.

— Как это неправильно? — опять вскипел Сталин.

— Да ведь и премиальные, и сверхурочные, и аккордные имеются в распоряжении всех конструкторов: и Туполева, и Ильюшина, и Лавочкина, и Микояна. Это не является исключением из правила. Наоборот, исключением из правила является то, что наш конструкторский коллектив за последние два года этого не имел, в то время как все остальные имели и имеют.

— Как так? — удивленно спросил Сталин. Хруничев подтвердил, что это действительно так. Тогда Сталин, все еще раздраженный, обратился ко мне:

— Я хочу, чтобы вы знали, что говорят за вашей спиной.

— Спасибо, что вы мне об этом сказали. Какие же ко мне претензии?

— Мне рассказывали, что вы, пользуясь положением заместителя министра, создали себе самый большой завод.

— Это клевета, у меня самый маленький завод. Сталин обратился к Хруничеву:

— Так ли это? 

Хруничев вынул из кармана справочную книжечку, постоянно находившуюся при нем, где были записаны все необходимые данные о производственных площадях различных заводов, о количестве оборудования, рабочей силы и т. д., и сказал:

— Это верно, товарищ Сталин, у Яковлева самый маленький завод.

— Говорят, что вы натаскали себе много станков.

— Тоже неверно. У меня станков меньше, чем у любого другого конструктора, — ответил я.

Опять Хруничев подтвердил, что я сказал правду. Михаил Васильевич назвал количество станков в нашем ОКБ, и для сравнения — в опытно-конструкторских бюро Туполева, Микояна, Ильюшина и др. 

— Говорят, что вы нахватали лабораторного оборудования, какого нет у других.

— Это тоже неверно. У меня нет ничего такого, чего бы не было у других.

И опять Хруничев подтверждает правильность моих слов.

— Как же так? — сказал, постепенно успокаиваясь, Сталин. — У меня была совсем другая информация. Странно...

— Это необъективная, вымышленная информация для того, чтобы подорвать доверие ко мне. Между прочим, я предполагал возможность таких обвинений и поэтому за время работы, сначала в наркомате, потом в министерстве, не делал ничего, что позволило бы впоследствии бросить мне хотя бы один из тех упреков, которые вы мне сделали.

— И премий не получали за последние годы?

— Совершенно точно, не получали.

— Ничего не понимаю, — удивился Сталин и, к изумлению присутствовавших, обращаясь к Хруничеву и Булганину, сказал:
— Ну, если так, то надо ему создать условия не хуже других. Он много сделал для нашей авиации и еще сделает. Сделаете? — уже с улыбкой обратился он ко мне».

Из Кремля я проехал в министерство вместе с М. В. Хруничевым. Он крепко пожал мне руку и сказал:

— Я бесконечно рад за тебя, теперь давай хорошую машину — и все будет в порядке».

Любопытно – кто же это дал Сталину «совсем другую информацию» о Яковлеве и условиях работы его КБ? Напрашивается ответ – да снова все тот же Берия! Вот только совсем необязательно, что такой ответ соответствует истине. Увы, в любой профессии любители ненавязчиво «подставить»  коллегу находятся и находились…

В этой истории в итоге повезло Яковлеву, КБ и его сотрудникам. Получили премиальные суммы, возможность оплачивать сверхурочные и аккордные работы.

Вот что Яковлев пишет о дальнейшей судьбе этой машины: «В начале 1953 года Хруничев, незадолго до смерти Сталина бывший у него, передал мне, что Сталин интересовался моим перехватчиком и торопил с его испытаниями. Самолет ЯК-25 оказался удачным. Он прошел государственные испытания с положительной оценкой и был принят в массовое серийное производство».

Як-25 действительно оказался удачной машиной. В эпоху стремительного развития реактивной авиации как перехватчик он был снят с вооружения  в шестидесятые годы, однако его высотные разведывательные варианты использовались в ВВС еще некоторое время.

Максим Кустов

Опубликовано 13.05.2017

Аватар пользователя Солониковед
Солониковед
13 мая 2017
Дыма без огня не бывает, Яковлев много тем нахватал к 53-ему году, действовал как рвач. И кстати, мало что сделал до конца, но это уже другая сторона нашего ВПК.
Аватар пользователя пенсионер
пенсионер
14 мая 2017
В ПВО его так и называли: "САРАЙ С ДУСТОМ". Во всяком случае, когда я проходил срочную службу в -68-70г.г.
Аватар пользователя пипец
пипец
15 мая 2017
Яковлев на пол шага отставал от основных конкурентов. Як-25 машина не очень удачная, но альтернативы ему не было.
Аватар пользователя Сергей Петропавловский
Сергей Петропавловский
15 мая 2017
Все из книги Яковлева, бывшей на то время единственным открытым источников даже для работавших в этой отрасли...Да ну их, "великих". Если бы честно рассказали, что нужно, может и на Луну первыми слетали...
Аватар пользователя Aspeed
Aspeed
16 мая 2017
Яковлева - оболганный с ног до головы самый честный руководитель авиапрома СССР. А вот номенклатурщики - бюрократы ненавидели его до истерики. Как раз за то что он их здорово прижимал, не позволял разворовывать "фонды". И уже тогда за его спиной пытались его оболгать. Яковлев сделал истребитель ЛУЧШЕ МиГ-15. Но в серию его не пустили. Позже он создал машину СИЛЬНЕЕ чем МиГ-21, с подавляющем превосходством в маневренности - но тогдашний министр авиации Дементьев, ставленник номенклатурного ворья, заявил в лоб: "Какую бы машину ты ни сделал, в серию я ее не пущу". И советские пилоты на МиГ-21 имели проблемы в маневренном бою с Миражами и Фантомами.
Аватар пользователя HZ66
HZ66
16 мая 2017
Конкуренция по-советски. Цель не в том, чтобы создать лучше чем у соперника/коллеги, а не дать ему ничего создать. Жертвами подобной "конкуренции" становились в разной степени все известные авиаконструкторы. На слуху, Мясищев, Бартини, Сухой ...
Аватар пользователя Солониковед
Солониковед
16 мая 2017
Бартини, Сухому и Мясищеву, Промпартия ещё дозволяла что то делать! Нужно же и конкуренцию демонстрировать и интриги плести не на ровном месте... этих троих хотя бы не ликвидировали. Как Петлякова или Гудкова, на пример. И никакая это не конкуренция по советски, это разоружение и разорение нашей Родины. Византия отдыхает, на фоне интриг в промышленности СССР, на фоне афер и прямого предательства. За то что угодно мог творить со своими конкурентами тот, кто входил в клуб избранных... перед войной убивают конструктора авиационных автоматических пушек, а доносы на него пишет Шпитальный. Таубина списали, а его наработки забрал нудельман... но всю войну, нормальных авиапушек и МЗА у РККА не будет. Жаль, что сейчас, как и всегда, мы вынуждены крепить обороноспособность и никаких возможностей заняться врагами внутренними, у нас нет. Зато ВКС есть!
Аватар пользователя HZ66
HZ66
19 мая 2017
Солониковед:"никаких возможностей заняться врагами внутренними, у нас нет" Я чуть было не пустил слезу. Но потом вспомнил, что Россия в числе лидеров по количеству полицейских на душу населения.
Аватар пользователя Солониковед
Солониковед
24 мая 2017
HZ66, вот прямо в тему о врагах народа, вчерась, кровавая гэбня дотянулась до деятеля культуры театральных подмостков, честно укравшего ноль целых, хрен десятых миллиарда рублей. И что ты думаешь, устроили маскишоу, по театру Гоголя прокатились аресты и задержания, невинный руководитель театра, отбыл для опроса на Лубянку. Прогрессивная общественность уже на дыбах, летописцы кг'овавого рыжима, зафиксировали очередное преступление путинской тирании, а любой порядочный человек, на свой шкуре ощутил, насколько страшнее стало жить в этой стране. Какая уж тут борьба с врагами народа, когда обычного расхитителя государственной собственности, задержать нормально не могут. Так что ты HZ66 прав, полиции много... читай сила есть, ума не надо. А вот с врагами народа так не надо себя вести, всё это очень уважаемые и умные люди... и некому с ними бороться.
Аватар пользователя Солониковед
Солониковед
13 мая 2017
Дыма без огня не бывает, Яковлев много тем нахватал к 53-ему году, действовал как рвач. И кстати, мало что сделал до конца, но это уже другая сторона нашего ВПК.
Аватар пользователя пенсионер
пенсионер
14 мая 2017
В ПВО его так и называли: "САРАЙ С ДУСТОМ". Во всяком случае, когда я проходил срочную службу в -68-70г.г.
Аватар пользователя пипец
пипец
15 мая 2017
Яковлев на пол шага отставал от основных конкурентов. Як-25 машина не очень удачная, но альтернативы ему не было.
Аватар пользователя Сергей Петропавловский
Сергей Петропавловский
15 мая 2017
Все из книги Яковлева, бывшей на то время единственным открытым источников даже для работавших в этой отрасли...Да ну их, "великих". Если бы честно рассказали, что нужно, может и на Луну первыми слетали...
Аватар пользователя Aspeed
Aspeed
16 мая 2017
Яковлева - оболганный с ног до головы самый честный руководитель авиапрома СССР. А вот номенклатурщики - бюрократы ненавидели его до истерики. Как раз за то что он их здорово прижимал, не позволял разворовывать "фонды". И уже тогда за его спиной пытались его оболгать. Яковлев сделал истребитель ЛУЧШЕ МиГ-15. Но в серию его не пустили. Позже он создал машину СИЛЬНЕЕ чем МиГ-21, с подавляющем превосходством в маневренности - но тогдашний министр авиации Дементьев, ставленник номенклатурного ворья, заявил в лоб: "Какую бы машину ты ни сделал, в серию я ее не пущу". И советские пилоты на МиГ-21 имели проблемы в маневренном бою с Миражами и Фантомами.
Аватар пользователя HZ66
HZ66
16 мая 2017
Конкуренция по-советски. Цель не в том, чтобы создать лучше чем у соперника/коллеги, а не дать ему ничего создать. Жертвами подобной "конкуренции" становились в разной степени все известные авиаконструкторы. На слуху, Мясищев, Бартини, Сухой ...
Аватар пользователя Солониковед
Солониковед
16 мая 2017
Бартини, Сухому и Мясищеву, Промпартия ещё дозволяла что то делать! Нужно же и конкуренцию демонстрировать и интриги плести не на ровном месте... этих троих хотя бы не ликвидировали. Как Петлякова или Гудкова, на пример. И никакая это не конкуренция по советски, это разоружение и разорение нашей Родины. Византия отдыхает, на фоне интриг в промышленности СССР, на фоне афер и прямого предательства. За то что угодно мог творить со своими конкурентами тот, кто входил в клуб избранных... перед войной убивают конструктора авиационных автоматических пушек, а доносы на него пишет Шпитальный. Таубина списали, а его наработки забрал нудельман... но всю войну, нормальных авиапушек и МЗА у РККА не будет. Жаль, что сейчас, как и всегда, мы вынуждены крепить обороноспособность и никаких возможностей заняться врагами внутренними, у нас нет. Зато ВКС есть!
Аватар пользователя HZ66
HZ66
19 мая 2017
Солониковед:"никаких возможностей заняться врагами внутренними, у нас нет" Я чуть было не пустил слезу. Но потом вспомнил, что Россия в числе лидеров по количеству полицейских на душу населения.
Аватар пользователя Солониковед
Солониковед
24 мая 2017
HZ66, вот прямо в тему о врагах народа, вчерась, кровавая гэбня дотянулась до деятеля культуры театральных подмостков, честно укравшего ноль целых, хрен десятых миллиарда рублей. И что ты думаешь, устроили маскишоу, по театру Гоголя прокатились аресты и задержания, невинный руководитель театра, отбыл для опроса на Лубянку. Прогрессивная общественность уже на дыбах, летописцы кг'овавого рыжима, зафиксировали очередное преступление путинской тирании, а любой порядочный человек, на свой шкуре ощутил, насколько страшнее стало жить в этой стране. Какая уж тут борьба с врагами народа, когда обычного расхитителя государственной собственности, задержать нормально не могут. Так что ты HZ66 прав, полиции много... читай сила есть, ума не надо. А вот с врагами народа так не надо себя вести, всё это очень уважаемые и умные люди... и некому с ними бороться.
 

 

 

Вниманию читателей «ВПК»
Кулинченко Вадим
Купинов Максим
Стригунов Константин
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц