Сверхтяжелое решение

Президент потребовал ускорить создание ракеты для дальнего космоса

22 мая Владимир Путин поручил ГК «Роскосмос» ускорить работы по созданию ракеты-носителя (РН) сверхтяжелого класса. Надо использовать, подчеркнул президент, представленные конструкторами разработки. Это произошло на совещании по развитию космической отрасли. 

Казалось бы, что тут особенного? На первый взгляд, обычная рабочая процедура. И все же это – знаковое событие. 

Во-первых, обычные носители уже перестают отвечать масштабным задачам дальнейшего освоения космоса. Построение орбитальных станций, выведение на разновысокие орбиты грузов требует все более мощных РН. Маленькими челноками не всегда можно обойтись.

Во-вторых, если мы, как объявлено, собираемся на Луну и Марс, то для таких экспедиций нужны как раз сверхтяжелые носители. США давно работают над созданием таких РН. SLS, ORION, которые будут поднимать 100, 150, 200 и более тонн, уже на подходе. А в «Роскосмосе» до последнего времени искали не решения задачи, а обоснования, как этого не делать.

Более того, устами своего председателя НТС госкорпорация не раз заявляла, что для сверхтяжелых ракет у нас на ближайшее десятилетие нет коммерческой нагрузки. А раз так, зачем их создавать? Не изменилась позиция и после конструктивных выступлений «ВПК» в защиту сверхтяжелой. Достаточно вспомнить наши последние материалы по теме – такие, как  «Обратный отсчет. России остается только мечтать о подавляющем технологическом превосходстве СССР в космосе» (№ 12, 2016), «Тяжелая ракета нелегкой судьбы» (№ 17, 2016), «Второе рождение сверхтяжелой» (№32, 2016) и многие другие. На одном из мероприятий в «Роскосмосе» корреспонденту «ВПК» даже попеняли: зачем, мол, агитировать за сверхтяжелую, это контрпродуктивно. То есть реакция ведомства на  критические высказывания была однозначной.

В-третьих, в наше турбулентное время нельзя недооценивать значения космоса для обороны. Какими средствами мы будем выводить на орбиты тяжелые боевые платформы, без которых завоевание превосходства в этой сфере невозможно.

Но теперь, судя по всему, над сверхтяжелой не просто задумались. С решением определился глава государства, и его требуется выполнять. Как сказал после совещания у президента вице-премьер Дмитрий Рогозин, сверхтяжелая ракета должна появиться после 2025 года. То есть начинать надо было вчера.

Олег Фаличев

Опубликовано 06.06.2017

Нравится

Loading...
Комментарии
Странно звучит, задача неопределена, а на всякий случай строить свертяжёлую и сверхдорогую ракету-носитель строить, и какую? Доллары не мы печатаем, так и лишние затраты лучше в другом месте пригодятся. Если просчитана и нужная задача,- освоение Луны, так уж комплексно подходить с ясными ТТХ...
"Странно звучит, задача неопределена, а на всякий случай..." Поддерживаю. Профессионалы объясняют, что таких нагрузок нет и не будет, но нет! Обязательно нужно третий раз на грабли наступить. Н-1 строили, а когда Луна стала не интересна и Н-1 ни к чему, Энергию построили и сразу же сказали, что нагрузок для неё нет. Теперь в третий раз: давай строй, а зачем - ответа нет. О каких-то мифических "тяжёлых боевых платформах" мечтают безответственные болтуны. Может вы для начала на легких и средних платформах потренируетесь, а? Почему лунная программа привязывается к сверхтяжу? В 60-х альтернативы ей не было. Но сейчас!? Ведь есть и другой путь. Более рациональный. С нашим опытом строительства орбитальных станций и сотнями автоматических стыковок. Тот опыт, которого не было в 60-е. Используя серийную "Ангару" построить корабль из 3-4 блоков. Это гораздо дешевле и быстрее. А главное этот метод всё равно понадобится для полётов к Марсу и далее. Поэтому строительства на орбите не избежать. И лунная программа, заявляемая как полигон, отличный повод для такого технологического рывка.
Задачи появляются, кодла появляются возможности.
Всего-то пару футбольных стадионов не построить - вот вам и сверхтяжёлая ракета. Отменить пару фестивалей - вот вам и Космофлот. Навсегда прекратить финансирование спорта - вот вам и полёт на Марс. Народ только спасибо скажет, когда спорт перейдёт на самофинансирование, т.е. просто самоликвидируется.
Чем больше ракета, тем выше риск отказа одного из её компонентов. Вплоть до целого двигателя. Ракеты грузоподъёмностью выше 20 тонн должны взрываться с регулярностью в 10%, больше ста тонн практически 100%. Повышение надёжности традиционными методами возможно, но чрезмерно дорого. . Выход есть в создании электронной системы управления, которая сможет оперативно менять программу полёта при возникновении аварий. Чтобы неисправность датчика не приводила к взрыву, а отключенние неисправного двигателя компенсировалось изменением работы других движков. Поэтому вложения в сверхтяжей сегодня бессмысленны. Сначала надо вложиться в электронику и программирование.
Еще раз - сейчас время более приземленное, "романтизьму нету" (по Вицину). Ну, публиканули сегодня фото 12 кандидатов для полета на Марс. Это либо ненормальные, либо в крайний момент откажутся. Вспомните Апполон -13. А тут сразу на Марс. Ну, люди не знают историю развития космонавтики. Ведь до сих пор самый надежный носитель "Союз"... А тут..., минуя Луну сразу на Марс. Так кому из Вас нужна тяжелая ракета России? Аргументируйте! У нас ведь до сих пор нет доступного малоэтажного, дешевого в обслуживания жилья для всех. Демография из-за этого страдает, а иные (не имея ракетного образования) - тяжелую ракету надо! Как там из "Бедного Павла" - "фантасмагория"....
Возможности у нас давно уже есть, нужно просто правильно их реализовывать, а не бессмысленно распылять на ветер.
Вот вот вот!! Еще два таких стадиона как В Питере, и на спутник денег не останеться :)))
Сергей, 15:22, 10 июня, 2017, - тут некоторые стонут о демографии. Когда мы запускали ракеты, параллельно шло оптимистичное размножение/ это я о своих родителях/. Но теперь уже мои дети смотрят, как ракета Протон проходят через брызгание водички с веника. Остаеётся только варёных мухоморов откушать по всем ритуалам язычества... Ага! Полетит Протон...и нейтрон, и все остальные составляющие туда же, куда всё летит...Ложь ложью погоняет. Мы все услышали, никто не тянул за язык Министра Образования, что с нового учебного года будет возвращена Астрономия в школу, как отдельный предмет.Ну. В апреле прошло утверждение планов на сентябрь. Астрономии в списке предметов нет! Физика - всего 2 урока в неделю. Значит будем молиться на Футбол, и скакать во флэшмобах. Ну а китайцы уже готовятся к отправлению аппарата на третьей космической.///Сергей! Возможностей у нас уже нет. Детям очень хочется изучать в школе Астрономию. Но нашим господам очень не хочется, чтобы наши дети смотрели на небо. МВФ не велит. Рубль - не суверенная валюта.
Возможности у нас давно уже есть...... С чего это вы так решили Сергей? Кто вам сказал? Где вы услышали? Да, действительно возможности были.. 30 лет назад, но их просрали
Разделяю опасения многих. Мы уже втягивались однажды в лунную гонку, нас втягивали в противодействие программе СОИ, на с втянули в Афганистан в свое время. И все это делалось для одного: для разрушения нашей экономики с целью последующего уничтожения советского союза. Сегодня, кстати, всенародно отмечаемого. Однако, Наитемнейший уже не раз доказывал свое мастерство в разыгрывании гамбитов и в превосходящей игре на поле и в игру соперника. Остается верить в его гений и на этом поле.
Где-то это уже было... Статья "Почём чиновничий смешок", отклик на статью «Бюджет пикирования» Почему ничего не делается, объясняется просто. 28 января 2013 года в Минпромторге при обсуждении проблем малой авиации в ответ на реплику, что вопрос надо решать, это нужно стране, один чиновник взял да и выдал: «А правительству это не надо». На замечание, что президент требует решить проблему, другой участник мероприятия был еще откровеннее: «Он требует, а мы над ним смеемся!».
А как же «Ангара»? — которой российские СМИ прожужжали нам все уши. А как же «перспективный» российский проект «Федерация» ? - который в какой-то мере является аналогом упоминавшегося выше американского «Ориона», только по размерам и грузоподъёмности уступает Ориону в 4 раза. Проект Ангара стартовал в 1995 году, и сейчас спустя 22 (двадцать два!) года совершенно непонятно, когда же начнется эксплуатация этих ракет. С "Федерацией" ситуация ровно такая же: «Орион» уже летает, а что касается «Федерации», то на сегодняшний момент, спустя двенадцать лет (!) после запуска проекта в работу (2005 год) работы находятся на стадии «начата разработка рабочей документации». Ситуацию с «Федерацией» предельно кратко обрисовал бывший космонавт Сергей Крикалев, а ныне — первый заместитель главы ЦНИИмаша на заседании экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии РФ в 2014 году: «Если продолжать всё делать как сейчас, мы новый корабль не построим вообще никогда, даты всё время переносятся, утвержденного системного графика создания корабля нет, когда будет создана ракета для него, также неясно». Это было в 2014 году. С той поры экономика России сильно просела, а санкции сделали недоступными технологии, без которых «Федерация» вряд ли состоится.
Доктор БХ, 20:24, 12 июня, 2017, - за 22 года можно было с нуля воспитать новейшего инженера, от рождения - до выпуска из технического ВУЗа. Но всё происходит с точностью до наоборот: инженеров всё меньше, преподавателей технических ВУЗов всё меньше.
На самом деле никакой особой загадки нет, и я не открою секрета, сказав, что всё дело – в финансировании. Если государство готово вкладывать деньги в освоение космоса, то предприятия отрасли, безусловно, способны обеспечить высокое качество работ и ускорить работы по созданию ракеты-носителя сверхтяжёлого класса.
Доктор БХ, 20:20, 13 июня. Вы заблуждаетесь, выдавай сколько хочешь денег, все они успешно распилятся-разворуются , а воз и ныне там стоять будет. Вся проблема в верхах, в управлении и намерениях, то есть у имущих,- исполнительной власти, в основе либерастической, раз у них награбить и смыться за рубеж главное (на то и двойное гражданство пропихнули), так такие и результаты. А нижестоящие (холопы) всегда подражают господам. Вот и топчется Росси и с колен не может встать, чего уж там какие то ракеты...
Добавить комментарий
Фото неделиФотоархив HD
Международный военно-морской салон (МВМС-2017)

Максим Кустов
Ярослав Левин
Вниманию читателей «ВПК»
  • Обсуждаемое
  • Читаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц