Самый необычный бой в истории бронепоездов

«Зеленый Призрак» идет в атаку за рельсами

Почти 75 лет назад, 15 июня 1942 года состоялся один из самых, пожалуй, необычных боев в мировой истории с участием бронепоезда. Защищавшему Севастополь бронепоезду «Железняков», прозванному немцами «Зеленым призраком», пришлось атаковать только для того, чтобы добыть рельсы для восстановления пути.

Вот как об этом вспоминал один из участников этого боя, старшина группы пулеметчиков «Железнякова» Николай Иванович Александров: «15 июня командующий приказал бронепоезду обстрелять скопление танков в лощине кордона Мекензи. Комендоры Кочетова и Буценко зарядили орудия бронебойно-зажигательными.

Выйдя из-за поворота, «Железняков» с расстояния четырехсот метров открыл огонь по танковой колонне. Вспыхнули два головных танка. Задымила и машина, замыкавшая колонну.

Танки начали беспорядочную стрельбу. Продвинуться вперед или назад они не могли – дорогу преграждали подбитые машины, а свернуть в сторону не давали крутые скаты выемки. «Железняков» бил и бил из всех пушек и минометов. Мы, пулеметчики, тем временем косили немцев, выскакивавших из люков танков.

На выручку своим танкистам поспешила фашистская авиация. Нам не очень-то хочется связываться с нею, тем более что и снарядов осталось маловато. Берем курс к тоннелю.

Но бомбардировщики пытаются не упустить добычу. Бомбы рвутся совсем рядом. На бронеплощадках появились убитые и раненые.

Подносчику снарядов Володе Дмитриенко оторвало руку. Ксения Каренина и Саша Нечаев тут же, на ходу, оказывают первую помощь. Вместо раненого Нечаев сам стал на подачу.

Бронепоезд, отстреливаясь от самолетов, полным ходом шел в укрытие. И вдруг на пути встал огромный столб дыма. Бомба разрушила полотно.

Ведя непрерывный огонь по «юнкерсам», бронепоезд маневрирует на уцелевшем отрезке пути. Ремонтная группа тем временем меняет рельсы и шпалы. С балластной платформы сгружены все запасные рельсы. Но их не хватает. Где взять? Головенко вспомнил, что рельсы есть около станции Мекензиевы горы. Но там уже враг...
Доложили командиру.

— Полный вперед! — приказывает командир. Бронепоезд, как метеор, влетел на станцию, открыл огонь из всех видов оружия. Пока мы вели бой, железнодорожники под командой Головенко и Андреева на руках перенесли два звена рельсов. Мчимся назад. За несколько минут путь исправили, и бронепоезд нырнул в укрытие. Только втянулись в тоннель, тяжелой бомбой завалило вход. Дождавшись ночи, бронепоезд вышел с другого конца тоннеля. И пока саперы расчищали вход, мы выходили в рейды на другие участки».

Изготовленный в ноябре 1941 года бронепоезд «Железняков», названный в честь героя гражданской войны, обладал серьезной огневой мощью. На бронеплощадках установили пять 100-миллиметровых орудий, 15 пулеметов. Была специальная площадка с 8 минометами.

В конце 1941 года место четырех 82-миллиметровых минометов поставили три 120-миллиметровых и 3 новых пулемета. Помимо бронепаровоза состав имел дополнительный мощный локомотив. Экипаж «Железнякова» был укомплектован моряками. В 1941 году бронепоезда Красной Армии, на которые до войны возлагались большие надежды, оказались весьма уязвимыми под ударами господствовавшей в воздухе немецкой авиации. Но моряки из экипажа «Железнякова» нашли способы эффективного использования своего бронепоезда и в таких условиях. Закамуфлирован бронепоезд был так умело, что обнаружить его с воздуха было очень непросто. После короткого, но мощного пушечного и минометного удара по целям, заранее разведанным, «Железняков» быстро уходил на участки, где железная дорога проходила в узких вырубленных в скалах выемках, или в тоннели, до того, как немцы успевали пристреляться артиллерией или поднять авиацию.

К бронепоезду была прикомандирована специальная восстановительная бригада, которая под огнем противника восстанавливала поврежденное железнодорожное полотно.

Действуя таким образом, «Железняков» произвел более 140 боевых выходов. Лишь в конце обороны Севастополя, обрушив авиаударами все выходы из тоннеля, немцы смогли заблокировать бронепоезд…

Максим Купинов

Опубликовано 07.06.2017

Нравится

Loading...
Комментарии
Круто моряки на бронепоезде сражались! Кстати, сейчас могут подтянуться наши штатные разоблачители подвигов и указать, на воровство рельсового материала... да что там, на воровство в РККА!
прям про фильм последний бронепоезд
В РККА имелось достаточно бронепоездов, позже прибавилось немало созданных в первые годы войны. Всего создано около 175 единиц, как тяжёлых, так и лёгких. При господстве авиации противника, тяжёлый и потому более медлительный бронепоезд становился первоочередной мишенью. Возможно предпочтительней было дробить тяжёлые и создавать бронепоезда меньшим составом вагонов (даже с маневренными локомотивами), более маневренные и действуя совместно, могли быть более живучими и боеспособными единицами. И потеря лёгкого, не такая чувствительная. Использование по сравнению тяжёлых дальнобойных морских орудий не совсем оправдано (привычка со времён гражданской войны, тогда начали ставить морские орудия), тут более важна скорострельность при выходе на огневой рубеж и после срочная передислокация. Впереди всегда имелись разведывательные и ремонтные средства,- бронеавтомобили, дрезины. Авиация, особенно штурмовая-пикирующая, главный враг бронепоездов, ибо разрушить полотно немецкие ассы могли с первых заходов, а там уже добивали блокированные бронепоезда. Отсутствие воздушного прикрытия и тут была одна из главных причин поражений РККА в первые годы войны (вопрос судьбы зенитной артиллерии РККА, применение и следствия действий, особенно в первые годы ВОВ, нужная тема для разборов) Судьбы многих бронепоездов остаются безвестными для широкой аудитории, хотя тема интересная.
Не плохая логика у прохожий 2! Но есть и моменты, которые нужно учитывать. Использование дальнобойных орудий не совсем оправдано более важна скорострельность при выходе на огневой рубеж... авиация главный враг бронепоездов. Однако, дальнобойные орудия позволяют вести огонь с закрытых позиций и кто то ещё должен наслать авиацию, на эти вскрытые позиции, при этом мощность 100мм выстрелов, не сопоставима с 76-мм пукалками, можно скорее отстреляться и смыться, при таком же огневом эффекте. Ну а главным врагом авиации кто является? Правильно, мелкокалиберная зенитная артиллерия, 175 бронепоездов, можно было бы хорошо вооружить МЗА и сбить много самолётов, разменяв их очень дорого. За годы войны, пять сотен немецких подводных лодок, сбили что то около двухсот англо-американских стервятников, вдумайтесь! Стрельба велась в условиях качки, при довольно слабой плотности огня... да если бы наши бронепоезда, вооружить ПВО так, как вооружались далеко не все лодки Крингсмарине, то ЖД войска, внесли бы ещё больший вклад в дело Победы. Но разоружённая РККА, воевала чем могла, а не тем чем нужно. Перед войной, был расстрелян Таубин, а ОКБ-16, было пущено в распыл и СССР остался без ПВО... так что авиация тут не при чем, воевать было нечем.
...пять сотен немецких подводных лодок, сбили что то около двухсот англо-американских стервятников..., Сильно извиняюсь, а вы таки чьи интересы представляете? А то некоторые молодые люди, после вашего повествования, могут решить, что вторая мировая происходила между немецко-русским союзом и англо-американским.
Алексей, 19:19, 15 июня, Имтория в прошлом расставлена по полочкам. Объективно разбирать военную составную, правильное действие. Политруковское делить историю даже в техническом вопросе, только недалёкого ума стенания.
Молодые люди да, они могут! Я тут разговаривал с 20-ти летним проджект менеджером, он думал что во время войны Ленин был жив :)
Добавить комментарий
Фото неделиФотоархив HD
Международный военно-морской салон (МВМС-2017)

Максим Кустов
Ярослав Левин
Вниманию читателей «ВПК»
  • Обсуждаемое
  • Читаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц