Попытка группы И-16 захватить японский истребитель И-97

Самурай не сдался ни в воздухе, ни на земле

В минувшем веке на разных войнах и в военных конфликтах были случаи, когда группе истребителей удавалось вынудить самолет противника к посадке на своем аэродроме. 

В мемуарах дважды Героя Советского Союза Арсения Ворожейкина описан случай, когда советские летчики   попытались принудить к такой посадке японского пилота. Произошло это летом 1939 года во время боев на реке Халхин – Гол.

Он свечкой взмыл вверх и выпрыгнул с парашютом 

Советские  И-16 выиграли групповой воздушный бой с японскими истребителями И-97 и устремились в погоню за уцелевшим японцем:

«Не теряя времени, погнались за удирающим самураем. И все же нас опередили свалившиеся сверху два И-16. Один из них был самолет Гринева.

В преследовании участвовало еще несколько наших истребителей. На вражеском самолете хорошо была заметна антенна, свидетельствующая о том, что это командир группы. Его окружили, принуждая сдаться, сесть. Японец огрызался, как затравленный зверь, и вдруг резко уменьшил скорость. Все наши истребители проскочили мимо. Обманным маневром враг хотел оторваться и ускользнуть в Маньчжурию. Но мы опять его настигли и предупредили уже по-настоящему, полоснув очередью.

Убедившись в бессмысленности сопротивления, враг взмыл кверху и отвесно направил свой самолет к земле. Все расступились, представляя кусочек монгольской степи для могилы непрошеному гостю. Но самурай с собой не покончил: выхватив самолет у самой земли, он свечкой взмыл вверх и выпрыгнул с парашютом.

В том месте, где приземлился парашютист, росла высокая трава, поблизости не было ни души. Государственная граница проходила рядом. Ясно, под покровом ночи японец мог без труда перебраться в Маньчжурию. 

Погоня за японским летчиком на земле

Мы с Шинкаренко начали было «профилактический» заход, как вдруг один И-16 выпустил колеса и пошел на посадку. Порыв этого летчика был понятен — не дать врагу улизнуть, взять его живым. Как потом выяснилось, это был Иван Иванович Красноюрченко.

Японец, отцепив от себя парашют, не медля ни секунды, направился к границе. Красноюрченко, не выключая мотора, выскочил из кабины и побежал за ним. Сблизившись метров на сто, он вскинул пистолет и предупредительно выстрелил в небо.

Японец остановился, покрутил головой и поднял полусогнутые в локтях руки, показывая, что не сопротивляется, сдается в плен.

Над головой Красноюрченко кружились наши истребители, с фронта доносилась канонада начавшегося наступления. Красноюрченко решительно двинулся вперед, готовый в любой момент применить оружие. За время боев летчик хорошо изучил коварство врага и теперь, сближаясь с вооруженным японцем, был осторожен. «Не может быть, чтобы такой сильный и хитрый в воздухе оробел на земле и сложил оружие». И точно в подтверждение этих мыслей, японец вдруг сделал быстрый взмах рукой, раздался выстрел, другой... Красноюрченко, метнувшись в сторону, скользнул в траву.

«Все равно живьем возьму!» — закипая ненавистью, решил летчик, передвигаясь по-пластунски. Японец бросился наутек. Красноюрченко прыжками, припадая к земле и стараясь ни на секунду не упустить его из виду, начал преследование.

Японец так и не сдался

И вдруг прозвучал выстрел. Японец рухнул на землю. Иван Иванович оглянулся, отыскивая, кто бы это мог выстрелить. Степь была пустынна. «Вон что!» — догадался Красноюрченко, не без осторожности все же приближаясь к японцу. Тот лежал навзничь с простреленным навылет виском. Рядом валялся пистолет.

Обезображенное смертью лицо самоубийцы пробудило у Ивана Ивановича неожиданную для него самого жалость. «Но ведь эта пуля могла быть и в моей голове», — подумал летчик. Да, видно, противник и с поднятыми руками остается противником. Враг опасен до той минуты, пока он — не лишен оружия и средств для борьбы. Иван Иванович, взяв документы и оружие японского офицера, снова сел в кабину и полетел на свой аэродром».

Враг был храбр

Надо отметить, что во время боев на реке Халхин-Гол истребители  совершали посадки вне аэродромов по разным причинам. Ровная монгольская степь позволяла потом взлететь. Садились, например, советские и японские истребители, чтобы забрать сбитых товарищей с вражеской территории.

Эпизод, описанный Ворожейкиным, позволяет понять – какие отважные  летчики схлестнулись друг с другом в монгольском небе. Японец, зажатый группой И-16, сделал все от него зависящее, чтобы избежать плена. Хладнокровно изобразив намерение разбиться, он вместо этого сумел использовать парашют. И ведь близок был к успеху, имел шансы уйти в Манчжурию. Кто знает, смогли бы пилоты «ишачков» уничтожить его огнем с воздуха?

Но предусмотреть решение советского пилота Ивана Красноюрченко приземлиться и ловить японца пешим, было невозможно. Японец и на земле не сдался – пытался уничтожить настырного  преследователя. Лишь когда эти попытки провалились, он застрелился. Ведь возможности уйти и от наземной, и воздушной погони у него уже не было. А риск получить ранение и попасть в плен беспомощным был очень велик. И японский  летчик сделал то, что должен был сделать.

Сколько их,  таких стойких бойцов было среди японцев, сражавшихся на земле и в воздухе. Как же тяжело было  побеждать такого врага.  Константин Симонов поразительно удачно  написал о  боях в Монголии в 1939 году:  «Да, враг был храбр. Тем больше наша слава». 

Максим Кустов

Опубликовано 11.06.2017

Нравится

Loading...
Комментарии
Ещё раз убеждаюсь, какой нужный цикл статей ведёт Кустов и это не интересненькое про войнушку! Это про другое, про то, о чем робко начинают попискивать наши патриоты... что воевали то мы не с японским милитаризмом и не с немецким фашизмом, а с конкретными людьми, с представителями своих Народов, которые проиграли войну. Но найдите примеры таранов в USAF и RAF, они есть только у Люфтваффе, ВВС КА и японцев... совпадение?
Солониковеду, 19:15, 13 июня, 2017 Необходимо отметить, что известные летчики-истребители, сбившие наибольшее число самолетов, тараном не пользовались. Трижды Герои Советского Союза А. И. Покрышкин и И. Н. Кожедуб, одержавшие соответственно 59 и 62 победы, таран не применяли.Честь и хвала каждому летчику, принявшему решение совершить во имя защиты своей Родины этот смертельно опасный прием воздушного боя. Однако нельзя было оставлять в стороне огрехи в учебно-боевой подготовке, недооценки фото контрольных приборов при обучении летчиков воздушной стрельбе, недопустимо малое число стрельб, отсутствие тренажеров, слабость вооружения многих типов самолетов, находящихся в строю к началу Великой Отечественной войны. С приобретением боевого опыта, увеличением огневой мощи истребителей, завоеванием господства в воздухе, число воздушных таранов стало резко уменьшаться. Если среднемесячное число таранов в 1941 году принять за 100%, то в 1945 году оно составило 17%.
С приобретением боевого опыта, увеличением огневой мощи истребителей, завоеванием господства в воздухе, число воздушных таранов стало резко уменьшаться. Не получается Доктор БХ... дело в том, что это у немцев неуклонно возрастала огневая мощь истребителей, появлялись реактивные типы, а поршневые, получали сверхмощные двигатели, да и в берлинской операции, господство нашей авиации не было отмечено... кроме количественного превосходства. Т.е., не наблюдалось условий для возникновения таранных ударов у люфтваффе, но их количество увеличивалось к концу войны, не смотря на скачкообразный рост технического превосходства самолётов люфтваффе. Один Та-152 чего стоил! Таран определяется ситуацией на фронте, а не техникой, ситуация на фронте влияет на летчиков... и нашим летчикам, за несколько недель до Победы, зачем нужен какой то таран? А вот немецким стал нужен. Огрехи в подготовке летчиков ВВС КА, это известная песня либеральных пропагандистов, реально этот вопрос замылен, но всё яснее сейчас, что подготовка истребителей, в ВВС КА была организована эффективней. Не длительней, не тщательней, а эффективней чем в люфтваффе. Эрик Хартман тоже на таран не ходил, но в лобовые ходили все летчики.
Солониковедe, 15:47, 14 июня, 2017 Снова пропаганда героизма, исходя из того, что каждый таран был необходим. Воздушные тараны для жизни летчиков представляли большую опасность, при этом часто терялись и свои самолеты : – При воздушном таране каждый третий летчик погибал. – 23% летчиков спаслись на парашюте. – Только в 12% случаев после тарана летчики смогли посадить благополучно свой самолет на аэродром, а технический состав отремонтировать поврежденную машину в короткий срок. – В 20% случаев посадка совершалась вынужденно вне аэродрома с убранными шасси, когда самолет либо полностью выходил из строя, либо был не транспортабелен из-за отсутствия вблизи дороги, либо вывозился по частям, что требовало больших трудозатрат. В воздушных боях были и случайные столкновения с атакуемым самолетом противника, которые в литературе иногда классифицируются как тараны. Это характерно для конечного этапа ВОВ, когда на узком участке фронта вели бои сотни самолётов.Инженеры, техники, механики сосредотачивали свое внимание на том, чтобы свести до минимума, могущие возникнуть по их вине обстоятельства, которые не давали бы летчику возможности уничтожить самолет противника огнем и не вызывать необходимость пилоту принимать решение на воздушный таран. Небольшое число таранов в в USAF свидетельствует не о недостатках в воспитании боевого мужества летного состава, а о его хорошей летной и огневой подготовке, надежной работе авиационного вооружения.
И где делись все эти асы и герой в июне 1941, когда быстро и надолго исчезли с неба...
Да Доктор БХ, USAF не пользовались оружием смелых, поскольку с одной стороны у них было полным полно другого оружия, в отличии от до зубов разоруженных ВВС КА. Но главное, для них война не была войной в том смысле, которой был понятен и немецким солдатам и русским воинам... как окончательное решение того или другого вопроса. USAF давили врагов техникой и числом, при высадке в Нормандии, англосаксонские стервятники, имели 60-ти кратное превосходство над Люфтваффе, это вам не смехотворные, отмечаемые как несомненный залог больших успехов, превосходства в 1.5-2-3 раза, случавшиеся на русско-немецком фронте. И имея 10-ти превосходство в силах, никаких особенных сверхуспехов USAF и RAF не поимели, не на тех напали! Но так же и немцы, не добивались таких успехов на востоке, которые они одерживали на западе, когда через месяц после начала воздушной операции, англичанка уже стаяла практически на коленях... хотя никаких армад 4-х моторных бомберов, у III-Рейха не было! А Сталинград таки, не был взят никогда, хотя Рихтгоффен сделал всё от него зависящее, что бы вермахт смог это сделать... Англия и Сталинград, Сталинград и Франция, сотни англо-американских самолётов, против нескольких немецких истребителей, из обескровленных штаффелей. Вот каковы отношения, между машиной и духой, которое и было главным отношением той войны... машина против духа! Перед войной, наша машина была разоружена врагами народа... а жаль и кстати, некоторые наши лётчики совершившие таран, так и не получали героев! Над причинами историки ломают голову до сих пор... а ответ прост, награждая летчика совершившего таран в летнюю компанию 41-го, а таких много! Можно нарваться на неприятный вопрос от Сталина... а почему собственно? А потому что воевать нечем, товарищ Сталин... индустриализация то, сверхуспешна! Так что ли отвечать... потому то и награждали не всех.
Солониковед, 09:07, 15 июня, 2017 Русский солдат никогда не сдаётся. И на таран идёт потому, что оружием пользоваться не научен. Один хрен ему терять нечего. Это и есть наша главная военная тайна.
Говорить про русских рабов необученных, идущих на таран ибо один хрен, Железный Феликс сейчас может говорить смело ! Пристрелили бы тебя, хоть ты и железный, попадись ты с такими словами, нашим солдатам на фронте, мразь.
Солониковеду, 18:23, 15 июня, 2017 Статья "Стратегическое развертывание ВВС Красной Армии на западе страны перед Великой Отечественной войной". Автор М.А. Бобров. Всего 8 таблиц. Какие самолеты и где были. Сколько было летчиков и чему они были обучены, структура ВВС, наличие аэродромов и т.д.Во всех приграничных округах на начало войны в наличии 5937 экипажей. Из них в сложных метеоусловиях могли летать только 1052, а ночью в сложных метеусловиях аж 44!!! Всего самолетов в западных округах РККА имела: бомб-ков- 2212 Истреб -4226 Штурм -317 Развед -378 Т.е самолетов было больше, чем экипажей. Даже с учетом экипажей необученных. А что были за самолеты? Немцы считали их (за исключением новых моделей) хламом..
Далее. ПРИКАЗ №105 ОБ УСТАНОВЛЕНИИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ И ПОРЯДКА КОМПЛЕКТОВАНИЯ ВУЗОВ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ И УЛУЧШЕНИИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ЛЕТНОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТАВА № 080 3 марта 1941 г. 1. Школа первоначального обучения. Срок обучения: в мирное время — 4 месяца, в военное время — 3 месяца. Налет на каждого курсанта-пилота установить 30 часов. 2. Школа военных пилотов. Срок обучения: в мирное время — 9 месяцев, в военное время — 6 месяцев. Установить в школах военных пилотов общий налет на курсанта на учебном и боевом самолетах: а) Для бомбардировщиков — 20 часов, из них: контрольно-вывозных — 8 часов; самостоятельных — 12 часов. Обучение производить на УСБ и СБ с предварительной тренировкой на Р-5. б) Для истребителей — 24 часа, из них: контрольно-вывозных — 9 часов; самостоятельных — 15 часов. Обучение проводить на УТИ-4, И-16 и И-15, а с конца августа И-15 заменить на УТИ-26. В противоположность советским летчикам, к лету 1941 г. все пилоты Люфтваффе — немецких военно-воздушных сил — являлись тщательно отобранными добровольцами. К тому моменту, когда молодой летчик прибывал в боевое подразделение, он имел уже порядка 250 летных часов, потраченных в том числе на высший и групповой пилотаж, полеты по приборам и т. д.
Он ещё и идиот… "Даёшь Беломорканал! За родину! За победу! Пристрелить бы всех !" Не рви, Салониковед, глотку, вами весь чат провонял! Салониковед, а вы помните, что вчера товарища генерала за погон укусили?
Терять всегда есть что, жизнь достаточно дорогая штука. Способность к самопожертвованию, другие пограничные состояния рассматривать не время и не место, нервничать-тем более, нет для этого причин.
Мерзкие слова в адрес русских воинов, не ототрёшь ссылками на книжки, которые не правильно поняты. Слова касались летчиков, они якобы необученные были. Да, в ВВС КА почти не было ночных летчиков, но их не было и во время битвы за Берлин, а вот в Люфтваффе было много лётчиков ночников. Далее следует идиотский вывод о необученности, о которой ты, Железный Феликс говорил и получил в ответку. Но это не всё, если бы ночника перевести из Люфтваффе в ВВС КА, то почти всегда, он переставал бы быть ночником. Какой ночник без системы инструментальной посадки, без бортовой и РЛС наведения, что за ночник без ночных самолётов? Незачем были ночники в ВВС КА, потому что без технической составляющей, ночные лётчики, проходили по разряду уникумов, которые и у нас и в в Германии были. У нас не было технического обеспечения для таких полётов, не было РЛС... ни ГНЕЙС-1 ни ГНЕЙС-2 не являлись боеготовыми и на вооружение не поступали. За числами выражающими количество выпущенных самолётов, мы не видим качества, рассуждая о легендарных Ил-2. А между тем, на протяжении всей войны, хорошие проекты самолётов, у нас не выпускались по чисто субъективным причинам. Конечно, если бы были самолёты Сухого или Поликарпова разрешили бы запустить в серию, а союзнички нам бы подогнали авиационные РЛС и наведения, были бы и у нас ночники... но с кем бы они боролись?
Если солдат не тренировался годами держать пистолет - он не попадёт в реальном бою даже с пяти шагов.
Неоднократно в мемуарах вспоминается, как ветераны не пускали молодых летчиков сразу в бой, проводя с ними тренировки. А немцы по итогу сами признали, что русская система подготовки пилотов оказалась эффективней. в тотальной войне на уничтожение! Ни какие суперасы не устоят против массово подготовленных среднего уровня пилотов.
Роман, 11:58, 25 июня, Вы хоть в курсе программ обучения пилотов военного времени в РККА и Люфтваффе. И какова судьба их в 1942-43 годах. Потому чушь рассказывать нечего. Немецкие пилоты обучались в разы длительнее и тщательнее. Только потери на всех фронтах к 1944году заставили немцев укорачивать обучение пилотов. Массовость советского подхода к выпуску слабых пилотов, и только она победила за счёт ресурсов, то есть крови.(соотношение сбитых общее, и в частности асами). Только к 1944 году уже стали наши командиры фронтовых полков дольше облётывать зелёных новичков с минимальным налётом и не допускать к боям... Потому всё зависит от времени оценок...
Солониковед, 17:52, 16 июня, 2017, как же ты далёк от авиации. Тебе б замполитом работать. Вот официальная статистика потерь штурмовиков Ил-2: Всего за 1941—1945 годы СССР потерял 23,6 тыс. штурмовиков, из них 12,4 тыс. составили боевые потери. Небоевые потери- 11,2 тыс. самолётов (47,5%). Статистика- вещь упрямая. 11200 самолётов-штурмовиков Ил-2 потеряно из-за плохой лётной и технической подготовки личного состава. Что ещё сказать ??? Всего потеряли 7837 лётчиков-штурмовиков.
Солониковеду, 17:52, 16 июня, 2017 Авиация должна быть готова к ведению непрерывных боевых действий в любое время суток. В ночное время увеличивается переброска личного состава и техники, производится смена огневых позиций, выдвигаются свежие силы и доставляются боеприпасы в зону боевых действий. В связи с этим авиация должна быть готова к боевым действиям как днём, так и в сумерки и ночью. Для выполнения ночных полётов на бомбометание по наземным целям в простых метеоусловиях нет необходимости в инструментальных средствах посадки и бортовых РЛС и станциях наведения. Бомбометание ночью и стрельба в сумерки выполняются по визуально видимым (огни фар автомобилей, костры) или обозначенным ( подсвеченными НОСАБ, САБ) целям. При этом в условиях ВОВ резко уменьшалась вероятность поражения атакующего наземную цель ночью самолёта-штурмовика. Заход на посадку выполняется визуально с круга на освещённую прожекторами в начале полосы приземления ВПП. Прожектора и боковые огни ВПП включаются кратковременно по запросу экипажа и выключаются после посадки. Любой командующий фронтом мечтал иметь ночников в своём распоряжении... Вот только лётчики были в званиях сержантов, то есть без классной квалификации, то есть вчерашние курсанты ускоренных курсов "взлёт- посадка".
Точные сведения о базировании американских бомбардировщиков добыл лейтенант Ганс Мюллер. Фотографии полтавской базы срочно передали командиру KG55 люфтваффе полковнику Вильгельму Антрупу. Это случилось утром 21 июня 1944 года, и немцы к ночи приготовились атаковать аэродромы Полтавы и Миргорода. Для операции возмездия Геринг определил «Флигеркорпс IV» соединение бомбардировочных эскадр KG 27 «Boeike», KG 53 «Legion Kondor», KG 55 «Greif», а также специальную эскадру KG 4 «General Wever» самолетов-прокладчиков маршрута («следопытов»), отыскивавших, обозначавших и подсвечивавших объекты удара. Корпус предназначался исключительно для действий ночью без истребительного прикрытия. Его командир генерал Рудольф Майстер доложил о готовности соединения к боевой работе. Ведущим на Полтаву назначен подполковник Поркрандт, на Миргород — подполковник Вилли Антруп. После того, как осветительные бомбы указали немцам путь к их цели, стало очевидным — Полтаве придется туго. Город и базу просто засыпали бомбами разной убойной силы и разных приспособлений. Американцы в панике лишь пытались скрыться, их самолеты защищали молодые девчонки-зенитчицы и несколько истребителей. 115—120 бомбардировщиков ВВС Германии совершили массированный ночной налёт на аэродром под Полтавой, а в следующую ночь — на аэродром под Миргородом. Советские средства ПВО выпустили по немецким самолётам почти 28000 снарядов и патронов, не сбив ни одного. США официально признали уничтожение в результате этих бомбардировок 43-х своих бомбардировщиков. Командование 310-й дивизии прислало на помощь 6 истребителей из Харькова и 6 из Кременчуга, но было поздно. Любопытно, что немцы не только не потеряли ни одного самолета, но даже не имели раненых в экипажах! Позже немцы гордились своим успехом, сравнивая его с Перл-Харбором, а рейхсмаршал Геринг, даже на допросе 10 мая 1945г., вспоминая о налете на Полтаву, говорил, что «это было прекрасное время».
Добавить комментарий
Фото неделиФотоархив HD
Танковый биатлон 2017

Владимир Литвиненко
Вниманию читателей «ВПК»
  • Обсуждаемое
  • Читаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц