Версия для печати

Охота пилотов Ил-2 на «мессеры» и «фоккеры»

Как советские штурмовики немецкие истребители атаковали
Кустов Максим

Общеизвестно, что штурмовик Ил-2 – самый массовый боевой самолет в истории авиации. Свыше 36 тысяч таких воздушных машин было выпущено.

Общеизвестно, что штурмовик Ил-2 – самый массовый боевой самолет в истории авиации. Свыше 36 тысяч таких воздушных машин было выпущено.

Ил-2 был «нечувствителен» к легким бронебойным  снарядам?

И не случайно Ил-2 производился в таком  количестве.  Немецкий генерал Вальтер Швабедиссен в своей работе «Сталинские соколы: Анализ действий советской авиации в 1941-1945 гг.» писал:

«Штурмовик Ил-2 … почти все немецкие офицеры описывают как самолет, очень эффективный при штурмовых ударах. Несмотря на ряд слабых сторон, он проявил себя как настоящий штурмовик и до конца войны состоял на вооружении в качестве стандартного самолета штурмовой авиации.

Майор Яхне сообщает, что немецкие войска боялись Ил-2, которые летали постоянно, в любую погоду и причиняли заметный ущерб войскам на марше. Благодаря хорошему бронированию, самолет мог быть сбит только очень прицельным зенитным огнем… Генерал зенитной артиллерии Вольфганг Пикерт добавляет, что Ил-2 был нечувствителен к легким бронебойным 20-мм или 37-мм снарядам. Такое же мнение высказывает генерал фон дер Гробен, который отмечает хорошее бронирование носовой части и замечает, что часто прямое попадание 20-мм снаряда не оказывало воздействия на самолет».

Даже сомнение возникает – уж не преувеличили ли немного генералы Пикерт и Гробен, чье мнение приводит генерал Швабедиссен, живучесть Ил-2? Она, безусловно, была высокой, но бронебойные снаряды есть бронебойные снаряды.

Но, помимо высокой живучести под неприятельским огнем, Ил-2, несмотря на свою невысокую скорость, еще и позволял своим пилотам в подходящей ситуации расправиться с немецким истребителем.

Может, я своего сбил

Одним из летчиков, использовавших Ил-2 для атаки воздушного противника, был Талгат Бегельдинов. Вот как  он вспоминал о первом сбитом им немецком самолете: «Тогда считалось, что если 9 вылетов сделал - будешь жить. На седьмом вылете я сбил истребитель. Мы девяткой под прикрытием восьми истребителей вылетели на деревню Глухая Горушка. Задание было несложное: атаковать артиллерийские позиции противника и левым разворотом через болото выйти за реку Ловать, на территорию, уже занятую нашими войсками. Набрали высоту полторы тысячи метров и пошли. На подходе к цели ведущему майору Русакову по радио доложили с КП, что над целью до шестидесяти истребителей противника на трех ярусах: первый ярус патрулирует на высоте трех тысяч метров, второй ярус - на высоте полутора тысяч метров и третий ярус на бреющем полете в районе болота, куда мы должны направиться после атаки цели. Истребители противника верхнего яруса сразу же вступили в бой с нашими истребителями прикрытия.

Сходу сбили три самолета из переднего звена. Русаков, штурман полка, погиб. Жалко, хороший был человек. Крайнее левое звено атаковало цель и, петляя по перелескам, ушло. Наша тройка осталась одна. Ведущий старший сержант Петько подал команду приготовиться к атаке. В момент атаки он и левый ведомый сержанта Шишкин были сбиты. Я остался один. Атаковал Горушку, и, сделав левый разворот, вышел на бреющем полете к болоту. Тут впереди справа прошла пулеметная трасса. Пока соображал, что к чему, как еще одна трасса прошла прямо над фонарем. Я стал маневрировать, стараясь уйти на свою территорию. Когда перешел Ловать, там наша территория. Думаю, если уж умру, то похоронят. Немец не отстает. Даже выпустил шасси, чтобы скорость уменьшить. У «ила» радиус виража меньше и на вираже я его подловил. Всадил хорошую очередь ему в брюхо, и он клюнул на нашей территории. Пред самой землей летчик выровнял машину и притер ее в сугробы. А я ушел. Тогда слухи ходили, что наши летают на немецких самолетах. Я подумал, что, может, я своего сбил. Пойду, думаю, посмотрю. Развернулся. Летчик из кабины вылез, а к нему уже солдаты бегут. На плоскости посмотрел - кресты. Кое-как дотянул до аэродрома. Были повреждены руль поворота и глубины, пробиты пулей водомаслорадиаторы. Доложил о бое, о пяти сбитых. О сбитом «мессершмитте» говорить не стал».

Но  командование узнало о случившемся.  Бегельдинов был награжден орденом Отечественной войны 2-й степени и услышал такую оценку своих действий  от генерала Николая Каманина (в будущем ставшего руководителем подготовки первых советских космонавтов): «Вы, Бегельдинов, знаете что сделали? Открыли новую тактику в штурмовой авиации. Оказывается, штурмовая авиация может драться с истребителями, и может даже сбивать».

Затем появилась  «вот такая фотография в газете и статья «Штурмовик может драться с истребителем и даже сбивать».

Это было только началом охоты на немецкие истребители на Ил-2. К окончанию войны дважды Герой Советского Союза Талгат Бегельдинов  сбил 7 самолетов противника в воздухе (5 лично и 2 в группе). Не всякий летчик-истребитель обладал таким количеством воздушных побед.

Нахальный «Фоккер» хвост подставил

И немало пилотов Ил-2 использовали свои машины для уничтожения немецких истребителей. Пилоту Михаилу Шатило, например, довелось сбить Фокке-Вульф-190: «Шли мы бомбить шестеркой, и два истребителя прикрытия. Подлетаем к линии фронта, ее издалека видно, все кругом горит. Зашли на немецкую территорию, вдруг навстречу нам идет большая группа немецких самолетов, бомбить нашу территорию. Мы в нее врезаемся. У немцев, видимо, необстрелянные летчики были. Свалка. Мелькают кресты, звезды. Кто, кого бьет – ничего не разберешь. Вот в этой суматохе я одного и сбил Фоке-Вульф-190.Такой нахальный – прет мне прямо в лоб. Но на Иле было сильнейшее оружие – две 23-мм пушки, два пулемета, 4 снаряда «катюши» М-13 (два слева, два справа), 200 кг бомб, плюс стрелок с крупнокалиберным пулеметом. Не помню как, но немец мне хвост подставил, я как со всех своих пушек дал… Смотрю, закувыркался, и пошел вниз».

Агрессивность и хладнокровие – залог победы

 Швабедиссен, анализируя действия советских штурмовиков, писал: «Агрессивность советских летчиков-штурмовиков также заслуживает особого упоминания. То хладнокровие, с которым они осуществляли свои атаки, было просто удивительным. В результате всего этого советская штурмовая авиация успешно поддерживала боевой дух наземных войск и много сделала для того, чтобы добиться успеха».

С такой же агрессивностью и хладнокровием пилоты Ил-2 при удобном случае и немецкие истребители атаковали. Конечно, основная нагрузка по защите штурмовиков от немецких  воздушных атак ложилась на истребители прикрытия и стрелков Ил-2. Но и  внезапные атаки пилотов штурмовиков давали победные результаты…

Максим Кустов

Опубликовано 23.06.2017

Аватар пользователя Длинный нос
Длинный нос
24 июня 2017
Угу, самый хороший самолёт- целых 36 тысяч было сбито.
Аватар пользователя Алекс
Алекс
24 июня 2017
Точно "длинный нос", так как знатно врешь! 36 тысяч не сбито,а ВЫПУЩЕНО!.
Аватар пользователя Носотык
Носотык
24 июня 2017
Перечитай, ВЫПУЩЕНО , статистики сбитых тут нет
Аватар пользователя Солониковед
Солониковед
24 июня 2017
Самолет не при чём, это реализация концепции бронированного самолета поля боя. В Германии была концепция пикировщика, то же не плохо. Плохо другое, ил-2 не менялся всю войну, а к 43-му году, он уже был не нужен в прежнем виде. В Германии случился и ме-210 и ме-410, а у нас гнали поток летающих смертей. Исследования по рациональному бронированию ил-2, с учётом статистики боевых повреждений, в производственную практику не включались, модернизаций исходной конструкции почти не было. Всё списали на необходимость валового производства, а война всё списала. Что касается мнения немецких солдат, то обратите внимание, они всегда говорят о боевых качествах русских воинов и всегда в уважительном тоне. О боевых качествах наших машин, лучше послушать наших. Замечания и претензии были постоянны, боеготовность техники была низкой, ил-2 поступали с завода, но в не пригодном для эксплуатации состоянии, целые партии новых самолётов, стояли и ждали ремонта. После того как враги народа, расправились с Таубиным, авиация осталась без эффективных 20-23-37мм автоматов, а так же и ПВО оказалось с дурацкими Максима и.
Аватар пользователя За справедливость
За справедливость
24 июня 2017
Твердолобу : 36 тыс. шт. было выпущено всего .
Аватар пользователя гость
гость
24 июня 2017
Конечно, автор ситуацию изображает в своём стиле. ИЛ-2 без прикрытия были нетрудной мишенью, потому посылались объязательно с прикрытием. В своих воспоминаниях Т.Бегельдинов указывал, что с истребителями прикрытия командование устраивало вечерние застолья, чтоб скрепить спаянность между ними. И когда личная дружба навязанна, тогда и защита надёжнее... Штурмовое вооружение у ИЛ-2 мощное и немцы избегали появления перед носом илов. Служба в штурмовой авиации считалась самой опасной, особенно небронированных стрелков.
Аватар пользователя Gnuss122
Gnuss122
24 июня 2017
Выпущено было 36к
Аватар пользователя Алеесандр.
Алеесандр.
24 июня 2017
36 тыс. Выпущено, а не сбито . Александр Покрышкин в своей книге "Небо войны" напмсал про один из боевых приёмов Ил-2, что они вставали на штурмовке в круг, чтобы сзади идущие прикрывали хвост впереди идущим. А в этой статье похоже немцы применили Покрышкинскую этажерку. Вечная ппмять пилотам, не вернувшимся с боевого задания..
Аватар пользователя Владимир
Владимир
24 июня 2017
Т.е. все что было выпущено - все сбили?
Аватар пользователя Жорик
Жорик
24 июня 2017
Длинный нос- короткий ум, какой же ты ПРИДУРОК.
Аватар пользователя dor
dor
24 июня 2017
Баран читай внимательно текст.
Аватар пользователя Сергей Викторович
Сергей Викторович
24 июня 2017
..."Угу, самый хороший самолёт- целых 36 тысяч было сбито...."- Тот кто такое может написть-не в СССР сделан. Только сто процентный негодяй и перспективный предатель может такую чушь нести о героях родины!!!
Аватар пользователя Серж
Серж
24 июня 2017
Читай статью внимательно : выпущено более 36 тысяч, а не сбито.
Аватар пользователя ИЛ-2
ИЛ-2
24 июня 2017
Врешь, синий нос! Сбито было 11тыс... .
Аватар пользователя Atos
Atos
24 июня 2017
Ага, а было произведено за всю войну 36 186 штук, нос-то Длинный, но не туда его суёшь )))
Аватар пользователя Вася
Вася
24 июня 2017
Руль поворота и глубины,прям до слез
Аватар пользователя Евгений Алексеевич
Евгений Алексеевич
24 июня 2017
Не надо иронизировать "гошподжин длинный нос"! Илы действительно были очень живучими.И не было сбито 36тыс,а было выпущено!Надо внимательнее читать! И лётчики нашит быстро учились фрицев бить. Вспомните хотя бы того же Покрышкина Александра. При появлении его в поле боя,немцы врассыпную бросались наутёк,побросав бомбы на своих же! Историю внимательнее изучайте
Аватар пользователя Сергей
Сергей
24 июня 2017
Кто бы здесь не ерничал..но штурмовик-это трудяга, со своими плюсами и недостатками. Не зря его называли "летающий танк".
Аватар пользователя влад
влад
24 июня 2017
по носу щелкнуть. не сбито а выпущено... или разницу не видим?... ясно... нос мешает смотреть
Аватар пользователя Александр
Александр
24 июня 2017
Примите во внимание, что до 1943 штурмовик был одноместный, задняя полусфера не прикрыта
Аватар пользователя Mad Hatter
Mad Hatter
24 июня 2017
Количество потерянных Ил-2 от атак истребителей - на совести истребительной авиации. Количество потерянных от зенитной артиллерии - уж такова специфика работы штурмовиков, они спускались ко врагу ниже всех. Кстати во второй половине войны Ил-2 часто работали как фронтовые бомбардировщики и в этой роли они были зачастую эффективнее чем как штурмовики.
Аватар пользователя смет
смет
24 июня 2017
а войну выиграли, и не всех сбили
Аватар пользователя gjgjd
gjgjd
24 июня 2017
ИЛ-2, самолет солдат и применялся,как пехота отсюда и высокое число сбитых. Вопрос -Вы знаете сколько было сбито МЕ-109?
Аватар пользователя Александр.
Александр.
24 июня 2017
Ты еще пацаненок мал и глуп и не видал больших за...печкой тараканов,что бы судить о таких вещах.Нос свой утри,что бы тут из него ничего не бежало..
Аватар пользователя Олег
Олег
25 июня 2017
Дурень, учи матчасть. Всего Советским Союзом было выпущено более 36057 штук. Вот дебил!
Аватар пользователя Незлой
Незлой
25 июня 2017
Война - всякое бывает. Били и наши фрицев. Били и фрицы наших. Есть мемуары замполита полка штурмовиков. С описанием, как несколько илов с ходу атаковали двухмоторные тяжёлые истребители мессершмиты. Разумеется тут же были биты. С потерями еле отползли на свою территорию. Насколько читал мемуары - гораздо охотнее наши штурмовики атаковали вражеские штурмовики и бомбардировщики. Всё-таки у ила и огневая мощь слаба, не как у фоки. И скорость недостаточна для поединка с истребителем. Разве что лоб в лоб на сходящихся. Но и здесь у немца преимущество: мессер Г-6 имеет пушку 30 мм. расположенную в развилке мотора. У фоки А-4 4 пушки и два крупнокалиберных пулемёта. У ила всего 2 пушки 20 или 23 мм. с крыльевым расположением. Что крайне затрудняет прицеливание на сходящихся лобовых атаках. Подкрыльевые РС имели крайне низкую точность попадания. И бить ими можно было только по земле или в упор по бомберам.
Аватар пользователя Нормальный нос
Нормальный нос
25 июня 2017
А чё не миллион?
Аватар пользователя Солониковед
Солониковед
25 июня 2017
Тяжелые истребители ме-110, были вооружены пушками Маузера 20мм, наши ил-2, были вооружены пулемётами 12.7мм, но наши смело пошли в бой. Эта статья скорее о летчиках и вечная память русским героям. А вот о технике статей мало, поскольку сложно, нудно и долго писать. Если захотеть сравнить наши и немецкие самолеты, например. Но можно и коротко... в 45-ом году, наши всё ещё летали на легендарных як-3-9. Это легкие истребители со слабыми и поршневыми моторами, потому и вооруженные недостаточно, моторов то нет! А немцы уже и на реактивах гоняли и поршневые моторы прокачали до безобразия, надежность которых, всё же была выше. Хотя наши моторы были старыми, как бы отлаженными в серии, а новейшие моторы БМВ и ДБ и даже ЮМО, были понадежнее. Но вот наши лётчики, ни в чём не уступали противникам и союзникам... статья всё же о них. А вот по технике всё сложнее, если ковырять эту тему, то вылезают процессы предвоенного разоружения и заведения в болото нашей авиации. Вечная память русским солдатам!
Аватар пользователя HZ66
HZ66
25 июня 2017
Атака наземной цели на бреющем или пологом пикировании крайне опасное занятие, требующее от летчика железных нервов и смелости. Высокие потери неизбежны. Поэтому летчики-штурмовики заслуживают уважения больше, чем любые другие. А если повезло сбить и воздушную цель, то ...
Аватар пользователя Незлой
Незлой
25 июня 2017
Солониковеду: Собственно, надо отдать должное руководству партии и лично товарищу Сталину. Которые имея вместо страны руины смогли в кратчайшие сроки подготовить государство к мировой войне. Здесь важен и момент определения верного стратегического курса: товарищ Сталин и руководство партии понимали, что а) война неизбежна. И б) верно определили примерные сроки её начала. Это позволило точно распланировать подготовку к ней. "Нажать" на наиболее важные направления подготовки. Вовремя провели чистку пошедших на сговор с немцами Тухачевского и симпатизировавших ему генералов и офицеров. Вовремя развернули сухопутную армию с миллиона человек до пяти миллионов. Увеличили выпуск танков в 40 раз, а противотанковых орудий - в 70 раз. К сожалению, при правильно выбранном плане подготовки сделать всё к 22 июня оказалось невозможно. В том числе насытить авиапром дюралем, мощными моторами. Натренировать лётчиков. Достаточно почитать с каким трудом проходило создание пушки 45 мм. для танков серии БТ. Чтобы понять с какой ямы приходилось большевикам вытаскивать страну буквально за волосы.
Аватар пользователя Игорь Безбах
Игорь Безбах
25 июня 2017
И вообще народ-война пренеприятнейшая штука-ктото воюет а ктото на этом бабло загребает-всегда так было-даже в Афгане-дело(Гертруда и Васьки-кота)-если кто в курсе Даже Высоцкий пел что лучше водку пить чем воевать-ну или еще чемто заниматься но не убивать людей в конце то концов-Ведь живем не 1000 лет-а всего каких-то 60-80 в лучшем случае-всем мира и здоровья
Аватар пользователя Солониковед
Солониковед
26 июня 2017
Товарищ Сталин и руководство партии понимали... пока глупый Сталина не устроил им 37-ой год, ничего они не понимали, пока не замаячили альтернативные выборы, по Конституции 36-го года, ничего они не понимали. Народ понимал, вот кто действительно выдергивал страну из НЭП-а и лево-правого уклонизма. Ну и потом, ничего бы не было без не мерянного бабла пущенного на индустриализацию. Однако, в ходе её реализации, сформировался и новый класс внутри СССР... Промпартия, это было покруче партии верных ленинцев. Во первых, почти полная безопасность от партийных чисток, во вторых, реальное руление страной. Уже во время войны, мнение какого либо консультанта при ВВС, было важнее работ КБ, например сухого или Мясищева, не говоря уже о требованиях фронта и наших лётчиков.
Аватар пользователя гость И
гость И
26 июня 2017
Солониковед, вот что за чушь пишешь! Иди еще помолись на немцев! Ил-2 претерпевал неоднократную модернизацию за время своего выпуска - первые Ил-2 были вообще без стрелков, далее поставили более мощный двигатель и посадили стрелка, далее модернизация касается устанавливаемого вооружения, далее устанавливается более мощный двигатель.....и это не считая мелких модернизаций,касаемых приводов шасси, крыльев..... Сначала надо бы хотя бы в интернете материал какой-нибудь почитать, а потом выпуки тупые делать.
Аватар пользователя Костя
Костя
26 июня 2017
Солониковед. Як-3 зачем приплели? У Як-3 всё в порядке было во всём, кроме вооружения - и то только в плане массы секундного залпа. На сравнительно небольших высотах, на которых нужно было вести бой на Восточном фронте, Як-3 превосходил и в горизонтали, и на вертикали все "Мессершмидты". Тем паче, бытует мнение, что к концу Войны Мессершмидты переживали некий период деградации и в принципе уже предела модернизации ещё на F-серии достигли. Про успехи Ме.410 на Восточном фронте в воздушных боях вообще в принципе не припомню, что бы читал что-то. Немцы умели воевать, что и давало преимущества на начальном этапе. В какую-то "чудо-технику" они при этом не умели. С тем, что Ил-2 был очень уязвим и для истребителей, и для зенитной артиллерии, результатом чего явились, к сожалению, очень высокие потери в принципе согласен.
Аватар пользователя Солониковед
Солониковед
26 июня 2017
Я не читатель энторнета, я пейсатель, но в главном наверное, прав ;) модернизации ил-2 были несерьёзными что ли, на фоне действительно необходимых работ по этому самолёту. А к концу года 43-го, его выпуск можно было бы и прекратить, заменив более годными образцами. Но ведь нельзя же и сейчас, заменить прославление легендарных летающих смертей, нормальльной историей ВиВТ времён Великой отечественной войны. Это и по сейчас опасно, как для уря! патриотов читающих интернет про войну, так и для действующей в этой стране Промпартии. Например, на той неделе Путин, встречался со светочами из РАН и естественно, прославил в очередной раз Т-34... как будто наша наука как то причастна к этому танку. Он плоть от плоти советской промышленности, той Византии, которая творилась в её недрах и творила историю. РАН можно было бы и попенять, на отсутствие РЛС см.диапазона всю войну, это точно их уровень ответственности был. Я потом допишу...
Аватар пользователя гость
гость
26 июня 2017
По штурмовикам-36% было сбито истребителями,63%-ЗА и МЗА,1% !!-не боевые потери!!! Так что,ИЛ-2 был очень хорошим самолетом.Пехота очень любила и уважала штурмовиков.
Аватар пользователя Алекс
Алекс
26 июня 2017
Как хорошо сказал о т.Сталине.Но.к сожалению.не всех разоблачили.Западный округ тому подтверждение.да и шпион.ушедший из Москвы\немцы до сих пор не говорят его ф.и.о.\ Если бы не т.Сталин не было бы нас и России не было.А всю 5 колонну на освоение Сибири.Дальнего Востока.И не подумайте.у меня отец сидел\лес рубят-щепки летят\.но остался коммунистом.С уважением...
Аватар пользователя  Алекс
Алекс
26 июня 2017
А где мой комент?
Аватар пользователя Ветеран-штурмовик Ю. М. Хухриков
Ветеран-штурмовик Ю. М. Хухриков
27 июня 2017
Мы попали в 566-й штурмовой авиационный полк … Воевал он под Москвой. Все до одного погибли. Остался с 1941-го года только Афоня Мачный, и тот с ума сошел после полсотни вылетов…
Аватар пользователя Санек
Санек
27 июня 2017
ИЛ-2 КРУТО!
Аватар пользователя Алекс
Алекс
29 июня 2017
Спасибо за статью. Действительно честно, достойно и уважительно о тех, кто победил в этой чудовищной войне. Спасибо ещё раз! С удовольствием читаю ваши публикации
Аватар пользователя Алекс999
Алекс999
29 июня 2017
Если Илы становились вовремя в круг- не менее 6 машин , а лучше 8- сбить было трудно немцам - истребителям. 2. Если Мессер или Фокк заходил сзади - можно пойти Илу в скольжение боковое- немец проскакивал- и попадал под удар.В боковом скольжении Ил превосходил истребители Рейха. Вопрос был в том , чтобы открыть эти приемы как можно раньше и довести до летчиков. В 1944 году была выпущена модификация Ил-10. Лучше во всем ,кроме живучести крыла. Вывод: при умелом использовании Илы были крепким орешком как для ЗА так и для истребителей. Если умело и грамотно применять их по поверхностным целям- эффективны.
Аватар пользователя Александр
Александр
29 июня 2017
С большим интересом читал комментарии! Не нападайте на долгоносика...это болячка от невнимания, ну может больше чем бывает. Ил-2 знаменит не меньше Т-34 и не менее легендарен.Но на первом месте все же не техника. И наверняка не будетвозражений. Слава солдатам, победивших фашизм.
Аватар пользователя Солониковед
Солониковед
30 июня 2017
Конечно, на первом месте люди и людские потери, а техника только обеспечивает их. И хотя наша авиация была заведена в болото, героические воины РККА, добыли Победу. И послевоенное дело авиаторов... было не на ровном месте. Жаль что убили генералиссимуса Победы.
Аватар пользователя руслан
руслан
01 июля 2017
к концу войны в строю оставалось 1600 ил 2 а на одного погибшева летчика приходилосьот 7 убитых стрелков вечная им слава
Аватар пользователя Доктор БХ
Доктор БХ
02 июля 2017
Вот официальная статистика потерь штурмовиков Ил-2: Всего за 1941—1945 годы СССР потерял 23,6 тыс. штурмовиков, из них 12,4 тыс. составили боевые потери. Небоевые потери- 11,2 тыс. самолётов. Статистика- вещь упрямая. 11200 самолётов-штурмовиков Ил-2(47,5%) потеряно из-за неудовлетворительной лётной и технической подготовки личного состава. Что ещё сказать ??? Всего потеряли 7837 лётчиков-штурмовиков.
Аватар пользователя Погонщик Баранов
Погонщик Баранов
02 июля 2017
Солониковеду Эк вас плющит то от 2 букв и цифры Ил-2 Итак по порядку 1-Ил-2 ВСЮ войну модернизировался,менялся состав вооружения,ставились другие двигатели,вносились изменения в планер самолёта 2-про "случившиеся Ме-210 и Ме-410" это кто вам рассказал? Ме-210 был крайне неудачен и их произведено всего 90 шт в Германии и 260 шт в Венгрии,данный самолёт НИКОГДА не использовался для штурмовок линии фронта,при попытке штурмовых действий он был бы более братской могилой для своих экипажей нежели Ил-2.Ме-210 использовался в основном как разведчик,а переделанные в Ме-410 самолёты использовались либо как шнельбомберы(аналог наших Пе-2),либо как тяжёлые перехватчики бомбардировщиков,против истребителей они ничего не могли противопоставить например в одном бою амерские Мустанги выбили половину из вылетевших на перехват Ме-410,после чего часть отправили на переформирование.Так что и тут вы лжёте Ме-410 никогда не использовался для подавления огневых точек над линией фронта-рейды на аэродромы и штурмовка колонн и ж\д станций вот его назначение 3-ваш хнык-хнык по поводу поршневых самолётов адресуйте американцам,которые с нескрываемым удовольствием массово и что самое главное результативно использовали свой поршневой аналог Ил-2 Дуглас А-1 Скайрейдер и в Корейской войне и во Вьетнамской вплоть до 1968 г,оказалось что Скайрейдер в роли самолёта поля боя лучше любых из тысяч реактивных самолётов США,он и точнее и дольше может находиться над целью,да и спектр вооружений у него шире 4-хнык-хнык по поводу "от звонка до звонка всю ВОВ" на Ил-2 тоже вы неправы-в 1945 году уже вполне боеспособные части на Ил-10 вели боевые действия и против немцев и против японцев,так что боевой опыт Ил-2 был полностью учтён и осмыслен 5-по вашим постам видно что вы как бы сказать помягче "альтернативно одарённый человек",кажется так американцы называют своих психбольных и недоразвитых,так что для того чтобы не влезать с глупым лицом в малопонятный вам разговор-потрудитесь для начала изучить матчасть от людей которые летали на Ил-2 - для начала посоветую вам книгу 2ГСС летчика штурмовика А.К.Недбайло " В Гвардейской Семье",там он много чего рассказывает про то что было на Ил-2 хорошо и что на них было плохо
Аватар пользователя Солониковед
Солониковед
04 июля 2017
Ну бывает что и плющит, с тлф. писать не удобно :) А что касается авиации, то я не говорил что ме-210(410) широко использовались, я о другом говорил, но видать невнятно. В Германии, всю войну не только совершенствовали существующие типы самолётов, но и новые строили, когда модернизационный потенциал кончался или просто здравый смысл, подсказывал что делать. Был же и штурмовик хеншеля Нs-126. Да, какая то возня с целью улучшения ил-2 и у нас шла всю войну, стрелка убрать-вернуть, пушки Шпитаьного поменять на Владимирова, ну и т.д. , но это не мешало проблем. Малая скорость, слабая защищенность, перетяжеленность из за нерационального бронирования и пр. Ильюшин ничего не хотел делать... так сказать нельзя, были и у него какие то попытки сделать новый самолет, но судя по всему, именно этого и нельзя было делать в нашем авиапроме, захваченном врагами народа перед самой войной. У нас было несколько (около пяти!) проектов нормальных бомберов-штурмовиков... летчики просили избавить их от летающих смертей, дать новый, отвечающий требованиям времени самолет. ОКБ Сухого, сделало Су-6(8) писало письма Сталину... но что он мог сделать? Если бы он стал проводить свою политику во время войны. Промпартия его бы оставила вообще без штурмовиков, так пусть хоть ил-2 будет. Который кстати, не мог из 23-мм пушек поражать танки... ведь перед самой войной, враги народа расстреляли Таубина и ВВС и МЗА остались без высокобалистичных автоматов 20-23-37мм.
Аватар пользователя Латипов
Латипов
11 июля 2017
Один из главных моментов никто из вас не вспомнил - штурмовики уничтожали фашисткие тяжелые танки, которых первое время не пробивали наши отечественные прославленные Т-34. Я имею ввиду танки "Тигры". Ил-ы и Пе-2 хорошо их прошивали через верхнюю тонкую броню бомбами и эресами. Танковое сражение на Прохоровка это показало. Штурмовики ловили тигров и другие танки даже на марше и хорошо их жгли.
Аватар пользователя Солониковед
Солониковед
13 июля 2017
Сегодня, как обычно, двигаясь по улицам города героя Москвы, я ни кого не трогал и что характерно, слушал радиво. Так вот какая-то патриотическая или не очень радиостанция, врубила рассказ летчика, героя советского союза Анохина. Так вот, я не смог дослушать до конца, испугался... что и про оруж смелых начнётся. Но то что я услышал, достойно колонок Максима Кустова! Цитата лизко к тексту... Весной 45-го года, я испытывал Як-3(!), да, самолёт давно выпускался и тысячными тиражами, а мы на нем летали. Но были какие то проблемы с прочностью легендарной леталки и я испытывал. Вдруг, отвалились крыло и я увидел что детали машины, летят рядом с ней.... Дальше моё патриотическое сознание не выдержало и я переключился на эйху масквы ;)
Аватар пользователя Длинный нос
Длинный нос
24 июня 2017
Угу, самый хороший самолёт- целых 36 тысяч было сбито.
Аватар пользователя Алекс
Алекс
24 июня 2017
Точно "длинный нос", так как знатно врешь! 36 тысяч не сбито,а ВЫПУЩЕНО!.
Аватар пользователя Носотык
Носотык
24 июня 2017
Перечитай, ВЫПУЩЕНО , статистики сбитых тут нет
Аватар пользователя Солониковед
Солониковед
24 июня 2017
Самолет не при чём, это реализация концепции бронированного самолета поля боя. В Германии была концепция пикировщика, то же не плохо. Плохо другое, ил-2 не менялся всю войну, а к 43-му году, он уже был не нужен в прежнем виде. В Германии случился и ме-210 и ме-410, а у нас гнали поток летающих смертей. Исследования по рациональному бронированию ил-2, с учётом статистики боевых повреждений, в производственную практику не включались, модернизаций исходной конструкции почти не было. Всё списали на необходимость валового производства, а война всё списала. Что касается мнения немецких солдат, то обратите внимание, они всегда говорят о боевых качествах русских воинов и всегда в уважительном тоне. О боевых качествах наших машин, лучше послушать наших. Замечания и претензии были постоянны, боеготовность техники была низкой, ил-2 поступали с завода, но в не пригодном для эксплуатации состоянии, целые партии новых самолётов, стояли и ждали ремонта. После того как враги народа, расправились с Таубиным, авиация осталась без эффективных 20-23-37мм автоматов, а так же и ПВО оказалось с дурацкими Максима и.
Аватар пользователя За справедливость
За справедливость
24 июня 2017
Твердолобу : 36 тыс. шт. было выпущено всего .
Аватар пользователя гость
гость
24 июня 2017
Конечно, автор ситуацию изображает в своём стиле. ИЛ-2 без прикрытия были нетрудной мишенью, потому посылались объязательно с прикрытием. В своих воспоминаниях Т.Бегельдинов указывал, что с истребителями прикрытия командование устраивало вечерние застолья, чтоб скрепить спаянность между ними. И когда личная дружба навязанна, тогда и защита надёжнее... Штурмовое вооружение у ИЛ-2 мощное и немцы избегали появления перед носом илов. Служба в штурмовой авиации считалась самой опасной, особенно небронированных стрелков.
Аватар пользователя Gnuss122
Gnuss122
24 июня 2017
Выпущено было 36к
Аватар пользователя Алеесандр.
Алеесандр.
24 июня 2017
36 тыс. Выпущено, а не сбито . Александр Покрышкин в своей книге "Небо войны" напмсал про один из боевых приёмов Ил-2, что они вставали на штурмовке в круг, чтобы сзади идущие прикрывали хвост впереди идущим. А в этой статье похоже немцы применили Покрышкинскую этажерку. Вечная ппмять пилотам, не вернувшимся с боевого задания..
Аватар пользователя Владимир
Владимир
24 июня 2017
Т.е. все что было выпущено - все сбили?
Аватар пользователя Жорик
Жорик
24 июня 2017
Длинный нос- короткий ум, какой же ты ПРИДУРОК.
Аватар пользователя dor
dor
24 июня 2017
Баран читай внимательно текст.
Аватар пользователя Сергей Викторович
Сергей Викторович
24 июня 2017
..."Угу, самый хороший самолёт- целых 36 тысяч было сбито...."- Тот кто такое может написть-не в СССР сделан. Только сто процентный негодяй и перспективный предатель может такую чушь нести о героях родины!!!
Аватар пользователя Серж
Серж
24 июня 2017
Читай статью внимательно : выпущено более 36 тысяч, а не сбито.
Аватар пользователя ИЛ-2
ИЛ-2
24 июня 2017
Врешь, синий нос! Сбито было 11тыс... .
Аватар пользователя Atos
Atos
24 июня 2017
Ага, а было произведено за всю войну 36 186 штук, нос-то Длинный, но не туда его суёшь )))
Аватар пользователя Вася
Вася
24 июня 2017
Руль поворота и глубины,прям до слез
Аватар пользователя Евгений Алексеевич
Евгений Алексеевич
24 июня 2017
Не надо иронизировать "гошподжин длинный нос"! Илы действительно были очень живучими.И не было сбито 36тыс,а было выпущено!Надо внимательнее читать! И лётчики нашит быстро учились фрицев бить. Вспомните хотя бы того же Покрышкина Александра. При появлении его в поле боя,немцы врассыпную бросались наутёк,побросав бомбы на своих же! Историю внимательнее изучайте
Аватар пользователя Сергей
Сергей
24 июня 2017
Кто бы здесь не ерничал..но штурмовик-это трудяга, со своими плюсами и недостатками. Не зря его называли "летающий танк".
Аватар пользователя влад
влад
24 июня 2017
по носу щелкнуть. не сбито а выпущено... или разницу не видим?... ясно... нос мешает смотреть
Аватар пользователя Александр
Александр
24 июня 2017
Примите во внимание, что до 1943 штурмовик был одноместный, задняя полусфера не прикрыта
Аватар пользователя Mad Hatter
Mad Hatter
24 июня 2017
Количество потерянных Ил-2 от атак истребителей - на совести истребительной авиации. Количество потерянных от зенитной артиллерии - уж такова специфика работы штурмовиков, они спускались ко врагу ниже всех. Кстати во второй половине войны Ил-2 часто работали как фронтовые бомбардировщики и в этой роли они были зачастую эффективнее чем как штурмовики.
Аватар пользователя смет
смет
24 июня 2017
а войну выиграли, и не всех сбили
Аватар пользователя gjgjd
gjgjd
24 июня 2017
ИЛ-2, самолет солдат и применялся,как пехота отсюда и высокое число сбитых. Вопрос -Вы знаете сколько было сбито МЕ-109?
Аватар пользователя Александр.
Александр.
24 июня 2017
Ты еще пацаненок мал и глуп и не видал больших за...печкой тараканов,что бы судить о таких вещах.Нос свой утри,что бы тут из него ничего не бежало..
Аватар пользователя Олег
Олег
25 июня 2017
Дурень, учи матчасть. Всего Советским Союзом было выпущено более 36057 штук. Вот дебил!
Аватар пользователя Незлой
Незлой
25 июня 2017
Война - всякое бывает. Били и наши фрицев. Били и фрицы наших. Есть мемуары замполита полка штурмовиков. С описанием, как несколько илов с ходу атаковали двухмоторные тяжёлые истребители мессершмиты. Разумеется тут же были биты. С потерями еле отползли на свою территорию. Насколько читал мемуары - гораздо охотнее наши штурмовики атаковали вражеские штурмовики и бомбардировщики. Всё-таки у ила и огневая мощь слаба, не как у фоки. И скорость недостаточна для поединка с истребителем. Разве что лоб в лоб на сходящихся. Но и здесь у немца преимущество: мессер Г-6 имеет пушку 30 мм. расположенную в развилке мотора. У фоки А-4 4 пушки и два крупнокалиберных пулемёта. У ила всего 2 пушки 20 или 23 мм. с крыльевым расположением. Что крайне затрудняет прицеливание на сходящихся лобовых атаках. Подкрыльевые РС имели крайне низкую точность попадания. И бить ими можно было только по земле или в упор по бомберам.
Аватар пользователя Нормальный нос
Нормальный нос
25 июня 2017
А чё не миллион?
Аватар пользователя Солониковед
Солониковед
25 июня 2017
Тяжелые истребители ме-110, были вооружены пушками Маузера 20мм, наши ил-2, были вооружены пулемётами 12.7мм, но наши смело пошли в бой. Эта статья скорее о летчиках и вечная память русским героям. А вот о технике статей мало, поскольку сложно, нудно и долго писать. Если захотеть сравнить наши и немецкие самолеты, например. Но можно и коротко... в 45-ом году, наши всё ещё летали на легендарных як-3-9. Это легкие истребители со слабыми и поршневыми моторами, потому и вооруженные недостаточно, моторов то нет! А немцы уже и на реактивах гоняли и поршневые моторы прокачали до безобразия, надежность которых, всё же была выше. Хотя наши моторы были старыми, как бы отлаженными в серии, а новейшие моторы БМВ и ДБ и даже ЮМО, были понадежнее. Но вот наши лётчики, ни в чём не уступали противникам и союзникам... статья всё же о них. А вот по технике всё сложнее, если ковырять эту тему, то вылезают процессы предвоенного разоружения и заведения в болото нашей авиации. Вечная память русским солдатам!
Аватар пользователя HZ66
HZ66
25 июня 2017
Атака наземной цели на бреющем или пологом пикировании крайне опасное занятие, требующее от летчика железных нервов и смелости. Высокие потери неизбежны. Поэтому летчики-штурмовики заслуживают уважения больше, чем любые другие. А если повезло сбить и воздушную цель, то ...
Аватар пользователя Незлой
Незлой
25 июня 2017
Солониковеду: Собственно, надо отдать должное руководству партии и лично товарищу Сталину. Которые имея вместо страны руины смогли в кратчайшие сроки подготовить государство к мировой войне. Здесь важен и момент определения верного стратегического курса: товарищ Сталин и руководство партии понимали, что а) война неизбежна. И б) верно определили примерные сроки её начала. Это позволило точно распланировать подготовку к ней. "Нажать" на наиболее важные направления подготовки. Вовремя провели чистку пошедших на сговор с немцами Тухачевского и симпатизировавших ему генералов и офицеров. Вовремя развернули сухопутную армию с миллиона человек до пяти миллионов. Увеличили выпуск танков в 40 раз, а противотанковых орудий - в 70 раз. К сожалению, при правильно выбранном плане подготовки сделать всё к 22 июня оказалось невозможно. В том числе насытить авиапром дюралем, мощными моторами. Натренировать лётчиков. Достаточно почитать с каким трудом проходило создание пушки 45 мм. для танков серии БТ. Чтобы понять с какой ямы приходилось большевикам вытаскивать страну буквально за волосы.
Аватар пользователя Игорь Безбах
Игорь Безбах
25 июня 2017
И вообще народ-война пренеприятнейшая штука-ктото воюет а ктото на этом бабло загребает-всегда так было-даже в Афгане-дело(Гертруда и Васьки-кота)-если кто в курсе Даже Высоцкий пел что лучше водку пить чем воевать-ну или еще чемто заниматься но не убивать людей в конце то концов-Ведь живем не 1000 лет-а всего каких-то 60-80 в лучшем случае-всем мира и здоровья
Аватар пользователя Солониковед
Солониковед
26 июня 2017
Товарищ Сталин и руководство партии понимали... пока глупый Сталина не устроил им 37-ой год, ничего они не понимали, пока не замаячили альтернативные выборы, по Конституции 36-го года, ничего они не понимали. Народ понимал, вот кто действительно выдергивал страну из НЭП-а и лево-правого уклонизма. Ну и потом, ничего бы не было без не мерянного бабла пущенного на индустриализацию. Однако, в ходе её реализации, сформировался и новый класс внутри СССР... Промпартия, это было покруче партии верных ленинцев. Во первых, почти полная безопасность от партийных чисток, во вторых, реальное руление страной. Уже во время войны, мнение какого либо консультанта при ВВС, было важнее работ КБ, например сухого или Мясищева, не говоря уже о требованиях фронта и наших лётчиков.
Аватар пользователя гость И
гость И
26 июня 2017
Солониковед, вот что за чушь пишешь! Иди еще помолись на немцев! Ил-2 претерпевал неоднократную модернизацию за время своего выпуска - первые Ил-2 были вообще без стрелков, далее поставили более мощный двигатель и посадили стрелка, далее модернизация касается устанавливаемого вооружения, далее устанавливается более мощный двигатель.....и это не считая мелких модернизаций,касаемых приводов шасси, крыльев..... Сначала надо бы хотя бы в интернете материал какой-нибудь почитать, а потом выпуки тупые делать.
Аватар пользователя Костя
Костя
26 июня 2017
Солониковед. Як-3 зачем приплели? У Як-3 всё в порядке было во всём, кроме вооружения - и то только в плане массы секундного залпа. На сравнительно небольших высотах, на которых нужно было вести бой на Восточном фронте, Як-3 превосходил и в горизонтали, и на вертикали все "Мессершмидты". Тем паче, бытует мнение, что к концу Войны Мессершмидты переживали некий период деградации и в принципе уже предела модернизации ещё на F-серии достигли. Про успехи Ме.410 на Восточном фронте в воздушных боях вообще в принципе не припомню, что бы читал что-то. Немцы умели воевать, что и давало преимущества на начальном этапе. В какую-то "чудо-технику" они при этом не умели. С тем, что Ил-2 был очень уязвим и для истребителей, и для зенитной артиллерии, результатом чего явились, к сожалению, очень высокие потери в принципе согласен.
Аватар пользователя Солониковед
Солониковед
26 июня 2017
Я не читатель энторнета, я пейсатель, но в главном наверное, прав ;) модернизации ил-2 были несерьёзными что ли, на фоне действительно необходимых работ по этому самолёту. А к концу года 43-го, его выпуск можно было бы и прекратить, заменив более годными образцами. Но ведь нельзя же и сейчас, заменить прославление легендарных летающих смертей, нормальльной историей ВиВТ времён Великой отечественной войны. Это и по сейчас опасно, как для уря! патриотов читающих интернет про войну, так и для действующей в этой стране Промпартии. Например, на той неделе Путин, встречался со светочами из РАН и естественно, прославил в очередной раз Т-34... как будто наша наука как то причастна к этому танку. Он плоть от плоти советской промышленности, той Византии, которая творилась в её недрах и творила историю. РАН можно было бы и попенять, на отсутствие РЛС см.диапазона всю войну, это точно их уровень ответственности был. Я потом допишу...
Аватар пользователя гость
гость
26 июня 2017
По штурмовикам-36% было сбито истребителями,63%-ЗА и МЗА,1% !!-не боевые потери!!! Так что,ИЛ-2 был очень хорошим самолетом.Пехота очень любила и уважала штурмовиков.
Аватар пользователя Алекс
Алекс
26 июня 2017
Как хорошо сказал о т.Сталине.Но.к сожалению.не всех разоблачили.Западный округ тому подтверждение.да и шпион.ушедший из Москвы\немцы до сих пор не говорят его ф.и.о.\ Если бы не т.Сталин не было бы нас и России не было.А всю 5 колонну на освоение Сибири.Дальнего Востока.И не подумайте.у меня отец сидел\лес рубят-щепки летят\.но остался коммунистом.С уважением...
Аватар пользователя  Алекс
Алекс
26 июня 2017
А где мой комент?
Аватар пользователя Ветеран-штурмовик Ю. М. Хухриков
Ветеран-штурмовик Ю. М. Хухриков
27 июня 2017
Мы попали в 566-й штурмовой авиационный полк … Воевал он под Москвой. Все до одного погибли. Остался с 1941-го года только Афоня Мачный, и тот с ума сошел после полсотни вылетов…
Аватар пользователя Санек
Санек
27 июня 2017
ИЛ-2 КРУТО!
Аватар пользователя Алекс
Алекс
29 июня 2017
Спасибо за статью. Действительно честно, достойно и уважительно о тех, кто победил в этой чудовищной войне. Спасибо ещё раз! С удовольствием читаю ваши публикации
Аватар пользователя Алекс999
Алекс999
29 июня 2017
Если Илы становились вовремя в круг- не менее 6 машин , а лучше 8- сбить было трудно немцам - истребителям. 2. Если Мессер или Фокк заходил сзади - можно пойти Илу в скольжение боковое- немец проскакивал- и попадал под удар.В боковом скольжении Ил превосходил истребители Рейха. Вопрос был в том , чтобы открыть эти приемы как можно раньше и довести до летчиков. В 1944 году была выпущена модификация Ил-10. Лучше во всем ,кроме живучести крыла. Вывод: при умелом использовании Илы были крепким орешком как для ЗА так и для истребителей. Если умело и грамотно применять их по поверхностным целям- эффективны.
Аватар пользователя Александр
Александр
29 июня 2017
С большим интересом читал комментарии! Не нападайте на долгоносика...это болячка от невнимания, ну может больше чем бывает. Ил-2 знаменит не меньше Т-34 и не менее легендарен.Но на первом месте все же не техника. И наверняка не будетвозражений. Слава солдатам, победивших фашизм.
Аватар пользователя Солониковед
Солониковед
30 июня 2017
Конечно, на первом месте люди и людские потери, а техника только обеспечивает их. И хотя наша авиация была заведена в болото, героические воины РККА, добыли Победу. И послевоенное дело авиаторов... было не на ровном месте. Жаль что убили генералиссимуса Победы.
Аватар пользователя руслан
руслан
01 июля 2017
к концу войны в строю оставалось 1600 ил 2 а на одного погибшева летчика приходилосьот 7 убитых стрелков вечная им слава
Аватар пользователя Доктор БХ
Доктор БХ
02 июля 2017
Вот официальная статистика потерь штурмовиков Ил-2: Всего за 1941—1945 годы СССР потерял 23,6 тыс. штурмовиков, из них 12,4 тыс. составили боевые потери. Небоевые потери- 11,2 тыс. самолётов. Статистика- вещь упрямая. 11200 самолётов-штурмовиков Ил-2(47,5%) потеряно из-за неудовлетворительной лётной и технической подготовки личного состава. Что ещё сказать ??? Всего потеряли 7837 лётчиков-штурмовиков.
Аватар пользователя Погонщик Баранов
Погонщик Баранов
02 июля 2017
Солониковеду Эк вас плющит то от 2 букв и цифры Ил-2 Итак по порядку 1-Ил-2 ВСЮ войну модернизировался,менялся состав вооружения,ставились другие двигатели,вносились изменения в планер самолёта 2-про "случившиеся Ме-210 и Ме-410" это кто вам рассказал? Ме-210 был крайне неудачен и их произведено всего 90 шт в Германии и 260 шт в Венгрии,данный самолёт НИКОГДА не использовался для штурмовок линии фронта,при попытке штурмовых действий он был бы более братской могилой для своих экипажей нежели Ил-2.Ме-210 использовался в основном как разведчик,а переделанные в Ме-410 самолёты использовались либо как шнельбомберы(аналог наших Пе-2),либо как тяжёлые перехватчики бомбардировщиков,против истребителей они ничего не могли противопоставить например в одном бою амерские Мустанги выбили половину из вылетевших на перехват Ме-410,после чего часть отправили на переформирование.Так что и тут вы лжёте Ме-410 никогда не использовался для подавления огневых точек над линией фронта-рейды на аэродромы и штурмовка колонн и ж\д станций вот его назначение 3-ваш хнык-хнык по поводу поршневых самолётов адресуйте американцам,которые с нескрываемым удовольствием массово и что самое главное результативно использовали свой поршневой аналог Ил-2 Дуглас А-1 Скайрейдер и в Корейской войне и во Вьетнамской вплоть до 1968 г,оказалось что Скайрейдер в роли самолёта поля боя лучше любых из тысяч реактивных самолётов США,он и точнее и дольше может находиться над целью,да и спектр вооружений у него шире 4-хнык-хнык по поводу "от звонка до звонка всю ВОВ" на Ил-2 тоже вы неправы-в 1945 году уже вполне боеспособные части на Ил-10 вели боевые действия и против немцев и против японцев,так что боевой опыт Ил-2 был полностью учтён и осмыслен 5-по вашим постам видно что вы как бы сказать помягче "альтернативно одарённый человек",кажется так американцы называют своих психбольных и недоразвитых,так что для того чтобы не влезать с глупым лицом в малопонятный вам разговор-потрудитесь для начала изучить матчасть от людей которые летали на Ил-2 - для начала посоветую вам книгу 2ГСС летчика штурмовика А.К.Недбайло " В Гвардейской Семье",там он много чего рассказывает про то что было на Ил-2 хорошо и что на них было плохо
Аватар пользователя Солониковед
Солониковед
04 июля 2017
Ну бывает что и плющит, с тлф. писать не удобно :) А что касается авиации, то я не говорил что ме-210(410) широко использовались, я о другом говорил, но видать невнятно. В Германии, всю войну не только совершенствовали существующие типы самолётов, но и новые строили, когда модернизационный потенциал кончался или просто здравый смысл, подсказывал что делать. Был же и штурмовик хеншеля Нs-126. Да, какая то возня с целью улучшения ил-2 и у нас шла всю войну, стрелка убрать-вернуть, пушки Шпитаьного поменять на Владимирова, ну и т.д. , но это не мешало проблем. Малая скорость, слабая защищенность, перетяжеленность из за нерационального бронирования и пр. Ильюшин ничего не хотел делать... так сказать нельзя, были и у него какие то попытки сделать новый самолет, но судя по всему, именно этого и нельзя было делать в нашем авиапроме, захваченном врагами народа перед самой войной. У нас было несколько (около пяти!) проектов нормальных бомберов-штурмовиков... летчики просили избавить их от летающих смертей, дать новый, отвечающий требованиям времени самолет. ОКБ Сухого, сделало Су-6(8) писало письма Сталину... но что он мог сделать? Если бы он стал проводить свою политику во время войны. Промпартия его бы оставила вообще без штурмовиков, так пусть хоть ил-2 будет. Который кстати, не мог из 23-мм пушек поражать танки... ведь перед самой войной, враги народа расстреляли Таубина и ВВС и МЗА остались без высокобалистичных автоматов 20-23-37мм.
Аватар пользователя Латипов
Латипов
11 июля 2017
Один из главных моментов никто из вас не вспомнил - штурмовики уничтожали фашисткие тяжелые танки, которых первое время не пробивали наши отечественные прославленные Т-34. Я имею ввиду танки "Тигры". Ил-ы и Пе-2 хорошо их прошивали через верхнюю тонкую броню бомбами и эресами. Танковое сражение на Прохоровка это показало. Штурмовики ловили тигров и другие танки даже на марше и хорошо их жгли.
Аватар пользователя Солониковед
Солониковед
13 июля 2017
Сегодня, как обычно, двигаясь по улицам города героя Москвы, я ни кого не трогал и что характерно, слушал радиво. Так вот какая-то патриотическая или не очень радиостанция, врубила рассказ летчика, героя советского союза Анохина. Так вот, я не смог дослушать до конца, испугался... что и про оруж смелых начнётся. Но то что я услышал, достойно колонок Максима Кустова! Цитата лизко к тексту... Весной 45-го года, я испытывал Як-3(!), да, самолёт давно выпускался и тысячными тиражами, а мы на нем летали. Но были какие то проблемы с прочностью легендарной леталки и я испытывал. Вдруг, отвалились крыло и я увидел что детали машины, летят рядом с ней.... Дальше моё патриотическое сознание не выдержало и я переключился на эйху масквы ;)
 

 

 

Вниманию читателей «ВПК»
Кулинченко Вадим
Купинов Максим
Стригунов Константин
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц