«Коломбина» СУ-76 глазами мехвода на фоне СУ-122, «Артштурма» и Т-IV

Отличные ходовые качества и прекрасная управляемость

СУ-76 - самый легкий и самый массовый тип САУ из выпускавшихся в СССР в годы Великой Отечественной, зачастую вызывал  весьма негативные оценки ветеранов и военных историков.  Известно крайне нелестное наименование СУ-76 – «братская могила экипажа».

Оно и понятно – машина с противопульным бронированием, со слабеньким для 1943 - 45 годов 76-мм орудием вряд ли могла потрясти своей мощью. А уж вариант с открытым верхом и низкой задней стенкой и вовсе не вызывает энтузиазма. Сразу возникает мысль об ощущениях экипажа зимой и о его потерях от осколков и пуль.

Братская могила экипажа?

Тем не менее, и у этой специфической машины были свои горячие поклонники. Вот, например, как о СУ-76, прозванной «Коломбина», вспоминал Рем Уланов, воевавший на этой самоходке мехводом, затем командиром: «Первый вариант СУ-76 (СУ-12) имел по два шестицилиндровых карбюраторных двигателя ГАЗ-202 мощностью 75 л.с. каждый - со своими радиаторами, своими муфтами сцепления, своими коробками передач, своими главными передачами. Эти агрегаты располагались в передней части корпуса машины, а между ними находилось место механика-водителя. Можно себе представить, как сложно было управлять двумя коробками передач, двумя муфтами сцепления?

Судьбу самоходки решили два известных советских конструктора - Липгарт и Астров. В 1942 году, на Горьковском автозаводе они создали САУ на основе двигателей ГАЗ-202. Теперь силовой агрегат состоял из двух двигателей, с последовательно соединенными коленчатыми валами. Этот агрегат, установленный на общей штампованной раме, имел уже одну двухдисковую муфту сцепления и одну четырехскоростную коробку передач. Производил их московский, а позднее уральский ЗИС. Агрегат, суммарной мощностью 150 л.с., располагался по правому борту корпуса и был, несмотря на значительную длину, компактен и сравнительно удобен для обслуживания. Объединенная система охлаждения, с одним сотовым радиатором и шестилопастным вентилятором, обеспечивала нормальную работу двигателя. Упростилась и главная передача, заимствовавшая большую часть элементов от массового довоенного танка Т-26. Так появилась СУ-76 (СУ-15). Открытый верх и низкая задняя стенка обеспечивали наилучшие условия, для ведения интенсивного огня». 

Хуже, чем СУ-76

Любопытное сравнения своей машины сделал Уланов: «Немецкая самоходка «Артштурм» с 75-мм орудием (это советское обозначение StuG 40), закрытая полностью, была красива внешне, но расчет действовал в страшной тесноте, а загазованность продуктами сгорания пороха и накопления снарядных гильз делали длительное нахождение экипажа физически невозможным».

А на трофейном немецком танке Т-IV Уланову довелось поездить некоторое время после контузии, госпиталя и попадания в другую часть:

«Узнав, что я механик-водитель и шофер, меня «купил» представитель 26-й отдельной роты охраны штаба 13-й армии. Там меня посадили на единственный в роте трофейный танк T-IV. Попробовав его на ходу и проехав несколько десятков километров, я мог оценить его ходовые качества и удобство управления. Они были хуже, чем у СУ-76. Огромная семискоростная коробка передач, располагавшаяся справа от водителя, утомляла жаром, воем и непривычными запахами. Подвеска танка была жестче, чем у СУ-76. Шум и вибрация от мотора «Майбах» вызывала головную боль. Танк пожирал огромное количество бензина. Десятки ведер нужно было заливать через неудобную воронку».

Что по этому поводу немцы бы сказали? Согласились бы или нет с мнением Уланова?

Надо отметить, что и советские СУ-122 удостоились негативной оценки на фоне «Коломбины» : «В конце августа 1943 года наш полк был передислоцирован со станции Икша в Ивантеевку. Мне довелось вести одну из учебных самоходок по дорогам Подмосковья. Тогда я вполне прочувствовал отличные ходовые качества и прекрасную управляемость «Коломбины». Все машины прошли этот путь без поломок. Самоходки же, с 122-мм орудием на базе Т-34 (СУ-122), из-за неисправностей пришли в Ивантеевку только на второй день». 

Просто поразительно, как высоко оценивал не самую популярную, слабо защищенную броней САУ человек,  на ней рисковавший своей жизнью. При этом невозможно усомниться в профессионализме автора. Помимо фронтового опыта он еще и обладал опытом испытателя бронетехники – занимался этим в Кубинке после войны.

Может быть,  распространенная не слишком высокая оценка СУ-76 была вызвана не столько ее конструктивными недостатками, сколько неправильным использованием? Эта самоходка подходила для огневой поддержки пехоты в роли легкого штурмового орудия, но обладала слишком слабыми броней и пушкой для борьбы с немецкой бронетехникой второй половины войны…

Максим Кустов

Опубликовано 30.06.2017

Нравится

Loading...
Комментарии
Мой отец воевал на Су 76. Был призван в 1943 году 17 лет от роду из деревни Наталино Горьковской области. И не он один. Готовили целый год, снарядов на обучение не жалели. Механиков гоняли до семи потов. Летом 1944 году батарея из земляков (по достижению 18 лет ) прибыла на фронт, где успешно и воевала до конца войны. В марте 1945 года отец был тяжело ранен и до августа 1945 года проходил лечение в госпиталях. После войны закончил Горьковское военно политическое училище, затем Академию им. Ленина, в запас ушел подполковником (позже было присвоено звание полковника.) За бои марта 1945 годы был представлен к ордену славы 3 степени, награжден медалью За Отвагу, за Боевые заслуги, за победу над Германией(это только меньше чем за год войны. Как воевали 18 летие мальчики посмотрите наградной лист отца на Мемориале - Воробьев Михаил Александрович, деревня Наталино, Богородского района, Горьковской области. Он вообще то прибавил себе год, в документах 1926 года рождения.) Из их выпуска подожгли только одну Су 76, хотя немец, как рассказывал отец, бил точно. Наши выскакивали на позицию, наносили удар и тут же уходили за укрытие (машина позволяло это, водителем у отца в экипаже был его односельчанин, тракторист до войны, делал с самоходкой что хотел), а немецкая болванка прилетала практически всегда, но уже на пустое место. Ни кто и не говорит что Су 76 была гением военной науки, но она поступила в войска очень вовремя и спасла много жизней наших ребят пехотинцев. Отец уже умер, а мне не очень нравиться когда разные анналитики пишут о том чего не знают.
Любое оружие надо правильно использовать. Поэтому нельзя сравнивать СУ-76 и Т-4. У них разные задачи. Наличие гусениц и внешняя схожесть с танком причина низких оценок, а не плохость установки. СУ-76 не танк и ей нечего делать на передовой. Это пушка на гусеницах, а пушки в атаку не ходят. Максимум, из засады пострелять.Если не гнать её в атаку, то очень неплохое орудие. . Дебилоиды в начальниках гнали на убой СУ-76, а потом оправдывались, что СУ-76 плохая... Сегодня они же погонят БМПТ и роботизированные недотанкетки туда, где им в принципе нальзя появляться.
Я читал в воспоминаниях артиллериста, приводившего пример, как не зная специфики самоходных установок (по сути своей артиллерия на собственном ходу, их ещё называли самоходами :)) кидали в бой вместо танков. После разбирательств таких случаев, стали использовать как и полагается в качестве артиллерии, а не танков. Родилась тактика использования в боях, двигались за танками на расстоянии 200-400 м и подавляли огневые точки своим огнём. Самоходные установки делились на легкие, средние и тяжелые, в основу классификации брали калибр орудия и базу танка на которой базировалась СУ или САУ. Как правило это были легкий Т-70, средний Т-34 и тяжелый танк КВ, а в последствии ИС.
Автор пытается в очередной раз через форточку открыть "америку". Таких глупостей и "находок" полно и в этой статье, -у него в главных запах в танке и разные удобства открытой рубки. Вот о том, что при приближении немецких танков , экипажи часто из Су-76 выпрыгивали и прятались, благо выскочить нетрудно, и почему так, не понимает. Против танков Т-4.Т-5.Т-6, Су-76 ничего не мог, особенно с 1944 года, а ведь САУ являлись основой противотанковой борьбы, так на что эта недоделка. Сплошное глупство и отсебятина, даже читать такие упражнения школьной наивности тошно. Вывод: Су-76 было неудачным изделием военного времени, и быстро снятым с вооружения,так, как при принятии решений были ошибочные обоснования. Задачи, посильные Су-76, решала артиллерия на мех тяге.
Мой дядя форсировал Днепр на "танке" т70, который с трудом можно назвать танком, и погиб там. Иногда, чтобы прикрыть свой зад, начальство использовало такие "танки! для наступления, хотя вреда от этого было только больше. Такие "танки" могли быть только развед-машинами, не более. Вот так и с этим САУ, Это оружие поддержки, но никак не прорыва. https://youtu.be/M7S-g4dvrCQ
Как в анекдоте: зашел "гость" и всё опошлил. САУ не могут быть оружием прорыва и встать стеной перед надвигающейся армадой танков!Это не танк!!! САУ это артиллерия, но на своем ходу и мобильная . И вот такой "гость" опять попутал танки и САУ, какого черта? Или "гость" с рогаткой собирается на волков наступать? И сравнивать САУ с артиллерией тоже нельзя по причине того, что мобильность на разных уровнях при одинаковой огневой мощи и разворачивается такая батарея в разы быстрее.САУ 76 не была верхом инженерной мысли, это точна, но решала задачи артиллерийской поддержки, пушка была хлипковата-это минус, но была подвижна-это плюс.
Мой дядя, Гусев Сергей Иванович, 1924 г.р., воевал на СУ-75, будучи ее командиром. Погиб в 1944 году, освобождая Прибалтику. Посмертно награжден орденом Отечественной войны.
Господа хныкальщики и германофилы,утрите наконец уже свои сопли и слюни и включите для начала свой мозг 1-почти ВО ВСЕХ армиях 2 МВ с обеих сторон присутствовал ДАННЫЙ класс фанерных артсамоходов у немцев всю войну стояли на вооружении 3 типа Мардеров у американцев Хэлкеты у англичан Арчеры с 14 мм рубкой,так что как и положено данному классу лёгкая противопульная-противоосколочная броня открытой рубки служила лишь всего лишь защитой боекомплекта и экипажа от огневого воздействия пехоты,расчёты точно таких же,НО буксируемых орудий несли потери в РАЗЫ больше самоходчиков,попробуйте потаскать снаряды и спокойно прицелиться,когда по вам лупит например пулемёт? 2-Тезис про то что СУ-76 якобы являлся основой противотанковой обороны,тоже неверен в корне,да в боекомплекте у СУ-76 присутствовали 5-7 шт подкалиберных или кумулятивных снаряда,но основное назначение этой САУ согласно Руководству по Службе 1-Уничтожение живой силы противника 2-Подавление и уничтожение огневых средств пехоты противника и его артиллерии 3-Уничтожение танков и других мотомеханизированных средств противника 4-Разрушение проволочных заграждений 5-Разрушение амбразур ДОТов как видно из Руководства танки всего лишь на 3 месте-ГЛАВНОЕ месить вражескую пехоту и её огневые средства,судя по тому что пушка ЗиС-3 (кстати выпущено их более 48 тыс шт)признана одной из лучших в своём классе.то и свои задачи она вполне успешно выполняла 3-как то тут в тексте не было указан один из её важных плюсов,данный самоход был очень тих в передвижении и позволял незаметно подползать на дистанцию в 300-400м до цели(для сравнения Т-34 на марше были слышны с расстояния в 2-3 км) 4-Те кто тут хныкает по убиенным членам экипажей СУ-76 должен для начала понять ,что жертвы среди расчётов обычных ЗиС-3 не будь этой тонкой брони были бы в 5-7 раз больше,а жертвы нашей пехоты при штурмах городов из за отсутствия были бы на 2 порядка больше,имея идущие с ними в боевых порядках СУ-76 пехота без проблем при помощи оных подавляла ДОТы,пулемётные точки и размазывали по земле батареи легких миномётов врага,а ведь как известно больше всех пехотинцев на той войне погибли от огня миномётов,а вслед за миномётом по смертоносности шёл пулемёт
А если РККА не кормить, товарищи хныкальщики, то она бы от голода умерла.
Погонщик Баранов, 13:57, 2 июля, Вам лучше своим прямым делом заниматся, нежели выдавать такое "данный самоход был очень тих в передвижении и позволял незаметно подползать на дистанцию в 300-400м до цели", это откуда такие байки? А ПТА не учитываете, Су-76 с первого выстрела любым калибром, даже фугасными жгли, вот в чём проблема, Сравниваете с САУ Германии первой половины войны, так Мардеры закончились с 1942 годом, а у нас начались типа мардеров, Су-76 с 1943 года. За то у немцев заменены мардеры и похожие более сильными САУ. Вот о чём речь, о нессоответсвии Су-76 требованиям времени. А что воевали, у нас и на ПО-2 бомбили, такая наша специфика...
И то и другое Су -76 хорошая\плохая верно. Но есть ещё один вопрос. А почему Су -76 делали на ГАЗе? Да производственных мощностей в 1942 году на полноценный танк не хватало. Вот потому и делали то чтобы было быстрее и больше. А с 1943-44 начали делать Су- 76 из трофейных т-4. И наклепали таких переделок под тыщу штук двигателем вперёд. Кстати немцы тоже использовали где могли трофейное. По мне так лучше самоход, чем на себе.
Погонщик Баранов. Вы правы. Бали подобные САУ и у других. Но (!) для "пробития" 100 мм. брони по нормали подкалиберным снарядом пушка ЗИС-3 (установлена на Су-76) должна была находиться от цели на расстоянии не более 300 м., а пушка PaK40 (установлена на легком САУ МардлерIII) могла пробить такую броню на расстоянии 2 км.!!! А теперь вопрос, с какого расстояния вести огонь безопаснее для экипажа САУ, - с 300 м или 2 км.?
Солоникоеду и гостю 1- перед тем как совать свои гнутые шекели в малопонятный для вас разговор,для начала почитайте воспоминания тех кто воевал на СУ-76,ну например воспоминания Рема Уланова 2- вам поколению Пепси неизвестно что двигатель ГАЗ-203 это спарка моторов ГАЗ-11 которые ставились после войны на грузовики ГАЗ-51 и ГАЗ-52,в свою очередь ГАЗ-11 это сильно переработанный мотор Додж Д5 от 1928,так вот вернёмся к вам Баранам с Большой Буквы -судя по вашему эпичному пуку вы никогда сами на этих грузовиках не ездили и не знаете,что данный мотор очень тихий,ибо чугунный,нижнеклапанный,и даже ГБЦ на нём имела водяную рубашку.Далее данный мотор отличался тем что имел большой крутящий момент почти с холостых и не любил большие обороты ибо сразу начинал гнать стружку с бабитовых коренных и шатунных вкладышей,посему главным источником шума на ГАЗ-51 или 52 была КПП которая выла на первых трех передачах и заднем ходе ,ибо только пара 3-4 передача имела синхроны в КПП и была косозубой,поэтому на 4 передаче у ГАЗ-51 или 52 почти не слышно мотора на скоростях в 45-50 км\ч,мотоспарка на СУ-76 в отличии от Т-34.КВ.ИСов и прочих СУ-ИСУ фактически не имевших глушителей и оснащённых модификацией алюминиевого авиадизеля ,СУ-76аимело 2 полноценных глушителя причём направленных назад и посему была по уровню шума сопоставима с грузовиком,так что про 300-400м я вам не просто так написал. 3-далее для вас козьих выхлопов-всепросральщиков-хныкальщиков приведу статистику по смертности в экипажах бронетехники СССР времён ВОВ " в 1944 году в среднем на один сгоревший Т-34-76 приходилось 2,8 погибших члена экипажа, на ИС – 2,4, на СУ 76 – 1,2." так что ваши хныки про "братскую могилу"."Суку" и "смерть экипажа" оставьте для своего любимого стада. И дам вам обоим хороший совет-чешите ка вы с этого форума на сайт игры ВоТ и там школьникам рассказываете про танчики в которые вы играли там же)))
Для HZ66 - о каких 2 км и пробитии 100 мм на таком расстоянии вы говорите,если дальность прямого прицельного выстрела ПаК-40 900-1300 м , а дальше уже для ПаК-40 начинается стрельба с закрытых позиций по внешней корректировке огня,то есть теоретически по танкам стрелять было можно,а вот попадать едва ли.Далее пробитие самым бронепробивающим кумулятивным снарядом у ПаК-40 на 500 м была 150 мм,на 1000м бронепробитие уменьшается у кумулятивных и подкалиберных в 2 и более раза,так что если вы не очередной любитель поиграть в картошку ВоТ после школы то хотел бы увидеть ссылку на указанное вами бронепробитие ПаК-40 на дальности в 2 км,посему ждёмс вашего аргументированного ответа
Дмитрию - не понимаю вашего недоумения по поводу того что СУ-76 делали на ГАЗе в Горьком. Да изначально СУ-76 разрабатывал известный конструктор Семён Гинзбург в Кирове,именно его разработкой были первые сырые СУ-76 с двумя движками и закрытой рубкой,по приходу на фронт первые СУ-76 "отметились" ломавшимися от вибраций и рассинхронизации числа оборотов двигателей трансмиссиями,терявшими сознание от отравления пороховыми газами в закрытых боевых рубках после 2-3 выстрелов экипажами-соответственно ,вместо того чтобы поручить Семёну Гинзбургу "работу над ошибками" допущенными им при создании СУ-76 в комиссариате по танкопрому его тогдашний комиссар Зальцман объявил вредителем и отправил на фронт инженером-полковником зам.комом по техчасти в 32 танковую бригаду,когда до Сталина дошло что Гинзбурга отправили на фронт,он сильно разозлился на самодурство и своеволие Зальцмана и поимел тот наркомат,самого Зальцмана + потребовал немедленно вернуть с фронта Гинзбурга в его КБ,но увы когда приказ Сталина дошёл до части , по злому року Гинзбург уже погиб в бою во время сражения под Курском,ввиду того что Гинзбурга послали на фронт и фактически разогнали его КБ в Кирове,доводкой до ума занимались конструкторы КБ ГАЗа под руководством Николая Астрова - руководителя КБ где были созданы легкие танки Т-60 и Т-70-именно там СУ-76 была наконец доведена до боеспособного состояния именно на ГАЗе разработали спарку ГАЗ-203+новую трансмиссию вместо 2-х моторов ГАЗ-202 у Гинзбурга,именно там сделали боевую рубку открытой,именно на ГАЗе уменьшили боевой вес СУ-76 почти на тонну и именно СУ-76М стала той САу что воевала с 1943 по 1945 год и именно их мы видим на большинстве фото военного времени,кстати в воспоминаниях читал что при получении новых СУ-76 экипажи хотели получить не кировские и не мытищенские СУ-76 ,а именно с ГАЗа-доля логики в этом есть ,так как ГАЗ был более технически продвинутым заводом на то время ,там было лучше оборудование,сильнее был контроль за производством и более точно соблюдался техпроцесс при производстве
Барану в погонщиках от 3 июля.. Ваши упражнения прикрыть высказанную нелепость о тихоости гусеничной машины, чьи слабые двигатели работали на высших режимах, указывают, что достойны имени упрямого барана. О потерях в Су-76, неужели непонятно , что большая часть экипажа покидала машину до гибели, а гибли в основном мехводы, им покидать Су-76 гораздо сложнее. Да что с такими теоретиками от Википедии обсуждать темы, бессмысленно, ибо другой базы знаний нет, только перепечатают справочные разделы...
Нервозность в сторону, отдыхаем на даче, только факты и аргументированные доводы. Проблем и без того хватает, с сетью всё те же.
Изначально САУ была полностью бронирована, что приводило к неудобству работы экипажа в боевом отделении. Эти недостатки вскрылись во время первого боевого применения советских серийных САУ на Волховском фронте, поэтому после выпуска 320 машин серийное производство СУ-76 было остановлено и конструкция была отправлена на доработку.
СУ-76 была совместно разработана конструкторскими бюро завода № 38 в г. Киров летом 1942 года, большую роль в создании самоходки сыграл Семён Александрович Гинзбург. Первые машины этого типа были выпущены поздней осенью 1942 года, причём они были оснащены заведомо неудачной силовой установкой из двух параллельно установленных автомобильных бензиновых двигателей ГАЗ-202 мощностью 70 л.с. Эта силовая установка была очень сложна в управлении и вызывала сильные крутильные колебания элементов трансмиссии, что приводило к их быстрой поломке. Изначально САУ была полностью бронирована, что приводило к неудобству работы экипажа в боевом отделении. Эти недостатки вскрылись во время первого боевого применения советских серийных САУ на Волховском фронте, поэтому после выпуска 320 машин серийное производство СУ-76 было остановлено и конструкция была отправлена на доработку. Однако большая надобность РККА в самоходной артиллерии привела к половинчатому решению — оставить «параллельную» силовую установку и общую компоновку машины той же по схеме, но усилить её элементы с целью увеличения моторесурса. Эта модернизация (уже без бронированной крыши боевого отделения) получила название СУ-76М и пошла в серию летом 1943 года, ряд САУ этого варианта успел попасть на фронт к началу Курской битвы. Тем не менее, результат в целом оказался удручающим. Одним из главных виновников по результатам внутреннего расследования был назван С. А. Гинзбург, который был отстранён от конструкторской работы и послан на фронт, где погиб. Возможно, в таком развитии событий сыграли значение напряжённые отношения между конструктором и народным комиссаром танковой промышленности И.М. Зальцманом. Тем не менее, необходимость в лёгкой САУ была настолько острой, что вернувшийся на пост народного комиссара танковой промышленности В.А. Малышев (гибель С. А. Гинзбурга была одной из причин отставки И. М. Зальцмана с этой должности) объявил конкурс на лучший проект машины такого типа. В нём приняли участие коллективы завода №38 под руководством Н. А. Попова и Горьковского Автомобильного Завода (ГАЗ) под руководством Н.А. Астрова, главного разработчика всей отечественной линейки лёгких и плавающих танков. Их прототипы отличались по ряду элементов конструкции, но главным их новшеством было использование спаренной установки двигателей ГАЗ-203 от лёгкого танка Т-70, в которой оба мотора располагались последовательно и работали на общий вал. Соответственно, машина была перекомпонована, чтобы вместить в себя большую по длине силовую установку. С конца 1943 года (после снятия с серийного производства лёгких танков Т-70 и Т-80) оба этих завода, а также вновь организованный завод №40 в г. Мытищи начали крупносерийное производство лёгкой САУ с силовой установкой ГАЗ-203, которая получила армейский индекс СУ-76 (тот же, что и первоначальный вариант, без индекса «М»). В результате СУ-76 (всех моделей) стала самой массовой после Т-34 боевой бронированной машиной в Красной Армии. Всего было выпущено 13932 модернизированных СУ-76, из них 9133 самоходки построил ГАЗ. Серийное производство СУ-76М завершилось в 1945 году, несколькими годами позже они были сняты с вооружения Советской Армии. На базе СУ-76 поздних выпусков в 1944 г. была построена первая полноценная советская зенитная самоходная установка ЗСУ-37. Она выпускалась серийно и после снятия базовой модели с производства.
Гостю от 4 июля насчёт "нелепости" 1- вы сами слышали как работает мотор ГАЗ-51 2- вы ездили САМИ на нём лично и могли оценить его тягу на "низах" 3- сами на своей скорее всего кредитозадротной иномарке всё время ездите "вдавив до упора тапку в пол" или таки АКПП сама переводит ваш двигатель на обороты около 2000? 4- вы хоть раз ездили в организованной колонне(я молчу уже про езду в колонне на гусеничной технике по пересечённой местности"? Ответьте не мне,а сами себе на эти вопросы и спокойно идите дальше играть в танчики от картошки . ибо вам походу неизвестно что в армии макс.скорость колонны на марше на асфальте 40км\ч а по пересечёнке может быть и 10 км\ч.Далее бой это вам не автогонки-ЗАПОМНИТЕ ЭТО ,в боевых условиях к примеру танки Т-34 и ИС шли со скоростями 15-20 км\ч,да и сейчас скорости не сильно выше ибо на больших скоростях трудно обнаруживать цели и сопровождать их прицелом,ну а СУ-76 вообще гнать некуда было ибо обычно они шли за танками в порядках пехоты По двигателю ГАЗ-11 и стружку с вкладышей на повышенных оборотах-я вам как человек успевший и покататься на ГАЗ-51,ГАЗ-52 и ГАЗ-63 и успевший в молодости даже перебрать пару таких моторов написал , могу смело сказать,те кто топчут этот мотор обычно и года не нём не выезжают,те кто ездят по тихому на малых и средних оборотах могут проходить более 5 лет без замены вкладышей. Средний ресурс наработки спарки ГАЗ-203 на СУ-76 составлял 350 ч (у "легендарного" дизеля В-2 с Т-34 ресурс всего 150 ч макс) что говорит о том мехводы СУ-76 тоже знали эту характерную особенность этих моторов,а "стуканувший" во время боя мотор в зависимости от настроения СМЕРШевца в части мог стать и билетом на штурм высоток под дружное "Гу-Га!" в штрафбате если СМЕРШевец будет в хорошем настроении духа ,а если в плохом то могли и перед строем расстрелять за трусость и вредительство.
Пытающимся мне тыкать в глаз моим утверждением о том что СУ-76 тихая машина приведу мнение командующего 2-й танковой армией С. И. Богданова о Т-70(СУ-76 имела по идее усиленное шасси и ходовую от Т-70). 25 сентября 1943 года он докладывал в ГАБТУ Красной армии: «Танк Т-70 ввиду своей высокой подвижности как нельзя лучше соответствует задаче преследования отступающего противника... В отличие от Т-34 и KB танк указанного типа обладает малой шумностью (звук танка не превышает звука автомобиля) даже в движении на самых высоких оборотах, что вкупе с малыми размерами самого танка позволяет подразделениям на Т-70 подбираться практически вплотную к противнику, не вызывая у него преждевременной паники...»
СУ-76/СУ-76М - это простая по конструкции САУ сопровождения пехоты, отвечавшая принципу "стоимость/эффективность". Разумеется, задачи маневренного - и гусеницами, и огнем - сопровождения пехоты в ближнем бою СУ-76 решала успешнее, нежели ЗиС-5 (или, тем более, конная тяга) в сцепе с той же ЗИС-3. Кстати, в войсках ее - скорее с юмором, чем с иронией - называли еще "голож...м "Фердинандом" - имелась в виду, конечно, не боевая профессия самоходки ("Фердинанд" все же был тяжелой ПТ САУ), а схожесть общей компоновки и открытая, в отличие от "Фердинанда"/"Элефанта", боевая рубка. В целом СУ-76/76М являла собой пример удачного использования базы в общем-то никчемного легкого танка (в данном случае Т-70) под САУ.
Офицеру запаса - "никчёмного легкого танка " Т-70? И вовсе Т-70 не был никчёмным,а одним из лучших в своём классе,просто на советско-германском фронте время лёгких танков прошло из за огромной концентрации противотанковых средств как в РККА так и в Вермахте. К примеру при разгроме Квантунской Армии при наступлении вполне успешно использовались находившиеся на ДВ лёгкие танки БТ и Т-26,а американцы вполне успешно использовали включая войну во Вьетнаме свои лёгкие Стюарты и Чаффи как на Тихоокеанском ТВД,так и в Сев.Африке. Далее насчёт легких танков-тот же Китай например умышленно создавал уже после войны легкие танки-в джунглях даже средний Т-34 тупо вяз по башню и не мог съехать с твёрдых грунтов
погонщик Б., вы сами подтвердили мою правоту - "на советско-германском фронте время лёгких танков прошло". Зачем была нужна машина, время которой прошло ? А вот (и только) зачем: выпуск Т-60, а затем и Т-70 был паллиативом, обусловленным ограниченными возможностями промышленности - цель была компенсировать более дешевыми и простыми в производстве легкими машинами нехватку танков вообще (а потери средних и тяжелых танков были огромны). Роль оставшихся на Дальнем Востоке БТ и, тем более, Т-26 в разгроме Квантунской армии (отнюдь не отличавшейся бронетанковой мощью) крайне незначительна. На Дальнем Востоке в войне с Японией задействовались и сильно к тому времени древние броневики БА-10 и БА-6, но это не говорит об их реальной боевой ценности. В джунглях, как американцам, Красной армии воевать не пришлось, а китайский легкий танк "тип 62" - это ухудшенный по вооруженности и бронезащите "тип 59": из среднего сделали легкий прежде всего в стремлении количественно нарастить танковую мощь войск НОАК на юге страны. Конфликт Китая с Вьетнамом, однако, показал и порочность идеи танков "тип 62" ввиду их уязвимости даже от легких ПТ средств пехоты. Кстати, в том же Вьетнаме показал свою никчемность и послевоенный американский легкий танк "Шеридан" - при том, что мог стрелять ПТУР "Шиллейла".
Время лёгких танков не закончилось даже сейчас,просто у них сейчас другие задачи и лёгкие танки в данный момент трансформировались во всевозможные гусеничные БМП и БТРы по сути задача осталась та же - поддержка пехоты,боевое охранение,разведка просто если раньше лёгкие танки действовали с пехотой на броне,то сейчас получили возможность доставлять и вывозить пехоту внутри брони. да и чисто лёгких танков в мире куча-для решения контрпартизанских и контртеррористических задач,а так же участия в локальных конфликтов они иногда даже лучше танков. Кстати и после войны лёгкие танки вовсю и успешно использовались - пример наш ПТ-76-вполне успешно использовался вьетнамцами,да и случись война НАТО-СССР лучше ПТ-76 для захвата-удержания плацдармов на берегах рек-озер-морей в мире трудно было бы что найти на то время-именно опыт кровавой бойни при форсированию Днепра и других рек был отправной точкой при его создании
У этого самохода была ещё одна кличка: "Прощай-Родина".
Погонщик Б., ПТ-76 с его противокомариной броней и 76-мм пушчонкой вполне годился для эффектных фото- и кинокадров лихой высадки с десантных кораблей подразделений морской пехоты (с последующим опубликованием этих кадров в журналах типа "Советский воин" и трансляции в телепередачах типа "Служу Советскому Союзу!"). Шансов уцелеть под огнем противника после такой высадки (если бы "плавунец" вообще смог бы преодолеть отрезок от аппарели десантного корабля до уреза воды) у ПТ-76 практически не было. Именно по этой причине было сочтено нецелесообразным запускать в серию специальную флотскую (для морской пехоты) версию ПТ-76 с улучшенной плавучестью. После ПТ-76 в СССР были созданы опытные плавающие танки с более мощным вооружением (для ВДВ, например), но в серию они не запускались. Их реинкарнацией является "самоходная противотанковая пушка" "Спрут-СД" - на самом деле это легкий танк с мощной 125-мм пушкой. Но шансов успешно противостоять в общевойсковом бою современным основным танкам у него маловато. Есть американские (на экспорт, например, в Таиланд) и китайские образцы нынешних легких танков, но и они не вызывают восторга. Все они - "бюджетные" машины для тех, кто хочет сэкономить на основных танках.
Уж та плох был ПТ-76,что израильтяне 7 захваченных танков включили в состав 88 разведбатальтона,а разгром египтян в Войне Судного Дня начали именно с десантной операции где главной силой были именно эти ПТ-76)))Вот вам неминого матчасти по теми событиями Перелом в ход боевых действий внес Ариэль Шарон – командир 143-го резервного танкового угдата. По его предложению в ночь на 16 октября израильский отряд из семи плавающих танков ПТ-76 и восьми бронетранспортеров БТР-50П с мотопехотой из состава 11-й резервной танковой бригады полковника Ела Гонена переправился в северной части Большого Горького озера на его западный берег и захватил плацдарм в районе станции Абу-Султан. Успешные действия этого отряда объясняются тем, что египетское командование не допускало возможности форсирования озера израильскими войсками и не выделило сил и средств для обороны западного берега. Даже получив данные о высадке израильского отряда, египетское командование не придало этому значения и не приняло энергичных мер для его уничтожения. В течение двух последующих суток израильские войска наносили удары по правофланговым частям 2-й египетской армии, тесня их к каналу. Одновременно наращивался успех десантного отряда. В ночь на 18 октября Шарон перебросил на самоходных паромах на плацдарм еще 90 танков. К исходу 18 октября израильские войска расширили плацдарм до 6 км по фронту и до 5 км в глубину. Запоздалые попытки египтян разгромить противника успеха не имели. В ночь на 19 октября израильские саперы навели два моста, по которым на западный берег озера переправилось до 200 танков. Утром 19 октября войска, находившиеся на плацдарме, перешли в решительное наступление. Его особенностью стало широкое применение танков мелкими группами (до роты с мотопехотой и ПТУР на БТР). Действуя на широком фронте, они находили слабые места в обороне египетских войск и прорывались в тыл. Легкие танки ПТ-76 на большой скорости выходили к позициям ЗРК и РЛС и, уничтожая их, способствовали успешным действиям авиации. К исходу 20 октября на плацдарме находились три бронетанковые и две механизированные бригады Армии обороны Израиля, которые к концу дня 21 октября расширили плацдарм по фронту до 30 км и 20 км в глубину и продолжали наступление. Таким образом, решающий перелом в ходе боевых действий на Синае (они прекратились 25 октября после захвата израильтянами Суэца и принятия соответствующей резолюции ООН) начался с проведения частной операции, в которой безукоризненно грамотно были использованы плавающие танки и бронетранспортеры советского производства. Кстати насчёт "фанерности" - не такой он уж и фанерный был,6 февраля в предрассветной мгле 16 ПТ-76, поддерживаемые двумя батальонами пехоты, атаковали укрепленный пункт Лонг Вей – лагерь специальных сил армии США, находившийся недалеко от лаосской границы. В ходе боя выяснилось, что американские противотанковые гранатометы М72 LAW оказались совершенно бесполезными против, казалось бы, слабо защищенных ПТ-76. Водоизмещающий корпус большого размера создавал эффект, близкий к эффекту разнесенной брони. Укрепленный пункт был уничтожен, причем в завершение атаки один из ПТ-76 въехал на крышу большого блиндажа и раздавил его. Справедливости ради надо сказать, что вьетнамцы потеряли в этом бою шесть танков))) Кстати М-72 амеры использовали аж в 2009 г в Афганистане
Погонщик Б., читайте сами, что копипастите: "Успешные действия этого отряда объясняются тем, что египетское командование не допускало возможности форсирования озера израильскими войсками и не выделило сил и средств для обороны западного берега. Даже получив данные о высадке израильского отряда, египетское командование не придало этому значения и не приняло энергичных мер для его уничтожения". А теперь представьте, если бы этот отряд встретила танковая рота с Т-54/55 или хотя бы Т-34. Израильтяне мастерски использовали ситуацию, а переброшенные на западный берег 200 танков были уже средними. И не смешите насчет "гранатометостойкости" ПТ-76. Его можно продырявить из крупнокалиберного пулемета. Легкие танки имеют очень узкий сектор применения в соответствии со своим главным назначением - разведка. Использование их в качестве основных бессмысленно.
Ну ясно, страшнее пт-76 танка нет! Просто эти русские, не правильно использовали сук, таки завалили. А вот евреи, те захватывали и давили блиндажи... Слава Ариэлю Шерону!
Читаю воспоминания фронтовиков: "...выкатили "дивизионку" на прямой выстрел, рядом взрыв - половину расчёта положило осколками...". Так что я предпочитаю менять позицию не руками, а на гусеничном ходу и под прикрытием хоть слабой, но всё таки брони - это предназначение в бою СУ-76. Пускать их в атаку?.... " Безумству храбрых поём мы песню"!!! Любая боевая машина должна выполнять чётко поставленные перед ней задачи, именно для которых она создавалась, а не затыкать дыры в бою с намного мощным противником. Только вчитайтесь: "САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА 76-мм ОРУДИЯ", которая САМОСТОЯТЕЛЬНО ПЕРЕМЕЩАЕТ ОРУДИЕ С ОДНОЙ ОГНЕВОЙ ПОЗИЦИИ НА ДРУГУЮ!!! Вопросы есть?..
Aleks Neym, 08:33, 7 июля. Никто не говорит, что САУ не нужны, весь вопрос в том,- соответствовала СУ-76 требованиям второй половины ВОВ. Явно не соответствовала, ибо немцы перешли к более бронированным и универсальным САУ, убрав с фронтов остатки пулезащищенных САУ. У нас изготавливают массово слабозащищённую с слабой пушкой ЗИС-3 Су-76, что явно не отвечала требованиям 1944 года. Массовостью покрывали огромные потери слабых во всём СУ-76. И всё время выпуска пытались улучшить Су-76,(выпуск закончился сразу в концу войны,- тоже показатель). Почему нет никаких нареканий на Су-85, тем более Су-100, потому, что они отвечали требованиям фронта. А вод людские потери были на втором плане, потому в РККА и делалии дешёвые "голозадые фердинанды" Су-76... Оправдывало в таких случаях, лучше "фанерный фердинанд", чем ничего,- из за бедности ресурсов и составных клепали, что могли...
Офицер запаса не вы ли выше писали - " ПТ-76 с его противокомариной броней и 76-мм пушчонкой " ? оказалось что противокамариную и М-72 не берёт,а 76 мм пушчонка самое то чтобы крушить объекты обороны? Далее Ваше " а представь" - давай представим что Гинденбург например не назначил Гитлера канцлером или Сталин в 1938 году забил на Мюнхен и поляков и рванул на Берлин и Прагу выпиливая все 35 дивизий Вермахта и окучивая попутно из пулемётов стада польских жолнёров? Так то - история не терпит всяких "представь",история фиксирует факты-в нашем случае ПТ-76 удачно переправились,создали плацдарм позволили затащить на него 200 танков и потом покатили сами крушить опорные пункты. Так что батенька Ваши рассуждения о лёгких танках смехоторны и я доказал вам это
Салониковед - да вы антисемит батенька))) И дело не в евреях и их умении воевать ,которое они не раз демонстрировали,а просто вам обоим пытаюсь довести до Ваших недалёких голов одну простую мысль - в войне по правилам и с умным командованием танки с танками не воюют ,а ПТ-76 это танк который позволяет достигнуть тех мест куда ОБТ и тяжи просто даже не смогут проехать,более того данные танки позволяют удерживать плацдармы до подхода основных сил - вам баобабам трудно понять что десант даже с лёгкими и имеющими 76 мм орудия танками ПТ-76 будет намного сильнее и мобильнее нежели тот же самый десант без них
Во время танковой атаки Су-85...100 находятся во втором эшелоне, стрельба настильная. Третий эшелон - гаубичные СУ-122...СУ-152 = стрельба навесная. Четвёртый эшелон: легкие самоходы типа СУ-76 в основных рядах пехоты для зачистки оставшихся очагов обороны противника. Яркий пример применения СУ-100 фильм "На войне как на войне". А что вы скажете по поводу СУ-57? Они тоже воевали и, ссудя по отзывам (при правильном применении), довольно неплохо - одна из бригад даже Гвардейской стала! По сравнению с СУ-76 эта машина(СУ-57) - гроб на колёсах. А немцы до конца войны шлепали самоходы открытого типа на чём угодно и как угодно. Пошарьте в интерне - много интересного найдёте.
Да какой же я антисемит....ещё раз слава Ариэлю шарону! Просто удивительно, как только начинается танкосрач, так сразу же выясняется, что само лучшие танки были в СССР, ну хоть бы один образец какого либо вооружения РККА был бы признан негодным. Нет, всё только само лучшее! А попутно выясняет что эти русские и воевать то не умеют, умели только заваливать и командиры их никуда не годятся и Сталин дурак, а оружие самолучшее! Промпартия всю войну заваливала фронт металлоломом, и как только были принесены все неисчислимые жертвы, металлолом с производства сняли. Как суку, как трещотку Шпагина, как множество других само лучших образцов. И только после принесения всех жертв, стали выпускать рп-46, кпвт-44 и много другое, что и во время войны можно и нужно было делать. Дорогостоящий ППШ, был выпущен тиражами в 10 раз большими чем ППС, это ли не разорение, не смыкавшей очей Родины? Злонамеренные перекосы в деле вооружения РККА, конечно как то отображается в после военных процессах, по авиаторам, например. Однако пропагандистский вой о до зубов вооружённой РККА и не умеющих воевать русских, слышен до сих пор. Су-76 видите ли, неправильно использовали... так говорил Гинзбург, и устав слушать которого, Сталин отправил его воевать на суке. И умеющий воевать Гинзбург погиб, в первом бою.
Погонщик Баранов, бронепробиваемость М72 - 300 мм при эффективной дальности стрельбы по СРЕДНИМ танкам типа Т-54/55/62 и тяжелым типа ИС-3/Т-10 200 м (а максимальная дальность стрельбы из М72 - 1 км, и в пределах этой дальности ПТ_76 для него совершенно уязвим: наибольшая толщина брони ПТ-76 - лоб башни 15 мм, корпуса (тоже лоб) - 13 мм). Так что не пишите фантастической ерунды про эффект "разнесенного бронирования" из-за особенностей корпуса ПТ-76 (вы разберитесь для начала, что такое разнесенное бронирование и где должен находиться по отношению к корпусу противокумулятивный экран, которого у ПТ-76, кстати, нет - хотя при желании можно приварить сетки от панцирных кроватей, буде такие найдутся, или что-то вроде того; но и это ПТ-76 не спасет в случае боестолкновения с противником, да еще с танками - а при той самой израильской переправе трофейным ПТ-76 ЦАХАЛа из-за особенностей управления войсками со стороны египетского командования ничего серьезно и не угрожало). Впрочем вам, как человеку, похоже, в армии не служившему и ПТ-76 видевшему лишь на картинках или в музейных экспозициях, это простительно.
Вспоминаются слова из немецкого отчета по испытаниям 127-мм противотанковой пушки... любые современные и перспективные танки, на дальности действительного огня (>5км) являются незащищёнными.
А всё таки что то забавного, есть в любом танкосраче! Тут и строгие указания-намёки, этим русским, правильно использовать грозную боевую технику. И советы смелее подкрадываться к противнику и громить его на ближних дистанциях. И горькие сетования, на никчемное командование обезглавленной РККА. А не кажется ли вам, что эта схема проста и широко используется в этой стране? Попробуй скажи, что торговля и рынки Москвы и шире, России, захвачены лицами любых национальностей, кроме г'усской. Немедленно будешь поставлен в известность, что ты не умеешь торговать и очень ленив. Или бывало в задумчивости спросишь, а как так, что дорожно-озеленительная мафия в Москве,сплошь кауказсско-азиатская? Так это же от вековечной русской лени, сообщают тебе. И порою кажется, что говорят это те же самые лучшие люди страны, которые горазды порассуждать о заваливании обезглавленной. Замечательно и то, что ни во время войны, никто не слушал русских танкистов и промышленников, которые готовы были и т-42 и т-43 выпускать, нужные на фронте. А вместо этого, имею живых тигров, к летней компании 43-го года, на фронт гнали незащищенных сук, она дескать будет с пехотой бороться. Но ровно такие же аргументы и у защитников т-34, которые в ответ на указание что 76-мм дивизионка легендарного танка, не может эффективно работать по бронированным целям образца 43-го года... заявляют, что танки против танков только у диванных стратегов работают, а пушка т-34, пехоту эффективно поддерживать должна. Помилуйте, так ведь при таких раскладках, это несчастный вермахт должен был трупами заваливать, а? Ну да, я вспомнил... русские рабы не могли использовать передовую технику как следует. Да-да, так и говорят... первая в мире автоматическая винтовка АВС-36, была изьята на кануне войны из частей РККА, и заменена моськой прошлого века, не могли наши отцы и деды, пользоваться автоматической винтовкой и всё тут, только трещать из ППШ. Не напоминает это, какую то разводку... ну типа СССР сам развалился, а Горбачёв не при чём.
Добавить комментарий
Фото неделиФотоархив HD
МАКС-2017

Вниманию читателей «ВПК»
  • Обсуждаемое
  • Читаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц