Какие наши ГОЗы

Автограф Юлия Харитона весомее тонны сегодняшних законов и постановлений

«Оборонка» в очередной раз встала перед необходимостью использовать методы управления, разработанные в Советском Союзе.

Год назад президент РАН Владимир Фортов на заседании Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности вспомнил, как в период создания атомной бомбы товарищ Сталин предложил руководителю проекта Юлию Харитону составить список, что требуется. Академик взял лист бумаги и на нем изложил все, что необходимо. Пример вызвал волну одобрительного оживления среди участников заседания, дескать, вот сейчас бы так. На что Фортов заметил: в сегодняшних реалиях так руководить «оборонкой» невозможно. Но одновременно признал, что ученые и инженеры увязли в бюрократическом болоте, работать в котором стало значительно труднее.

Эпоха пряника уходит безвозвратно

Появились руководители, которые не только не борются за получение гособоронзаказа, но и всячески стараются уклониться от него

Что же изменилось за это время? В справочно-аналитических материалах, представленных на последнем заседании существующего при верхней палате парламента Совета по законодательному обеспечению оборонно-промышленного комплекса и военно-технического сотрудничества, значится 107 федеральных нормативно-правовых актов, в том числе такой всеобъемлющий, как 275-й ФЗ «О государственном оборонном заказе». Вокруг Минобороны, Военно-промышленной комиссии, Минпромторга, как грибы после дождя, стали расти новые структуры. По информации зампредседателя коллегии ВПК РФ Олега Бочкарева, около года назад правительством создано Агентство по технологическому развитию. В его задачу входит оказание ОПК помощи в диверсификации и приобретение для «оборонки» технологий, оборудования и материалов. Для содействия оборонным предприятиям в продвижении их гражданской продукции на зарубежные рынки был создан Российский экспортный центр (РЭЦ). Работает Фонд развития промышленности, формирующий государственно-информационную систему диверсификации отрасли. Существует Госпрограмма вооружения, новая редакция которой, рассчитанная на 2018–2025 годы, вскоре будет принята. Это далеко не полный список результатов нормотворчества. Возникают новые структуры, продолжают нарождаться законопроекты – один креативнее другого.

Достаточен ли весь этот организационно-нормативный массив для управления отраслью? Дискуссия, состоявшаяся на последнем заседании совета, показала, что правила, по которым играет «оборонка», далеки от совершенства.

Какие наши ГОЗы
Коллаж Андрея Седых

По словам директора ЦНИИ судостроительной промышленности «Центр» Сергея Довгучица, уже два года отслеживающего правоприменительную практику, касающуюся 275-го ФЗ, специалисты института опросили представителей приблизительно 700 предприятий. В их числе головные исполнители ОПК, предприятия кооперации первого и второго уровней. Опрос был посвящен тому, что мешает промышленности и госзаказчику в установленные сроки выполнять гособоронзаказ. Оказалось: большинство выявленных недостатков связано с кооперацией.

«Проблема номер один – длительные сроки определения поставщиков, предусмотренные 44 и 223-м ФЗ. Существующие процедурные моменты объективно сдвигают начало работы по всей цепочке кооперации вправо по срокам, что ставит под сомнение своевременное выполнение заданий ГОЗа», – заявил Сергей Довгучиц.

Мониторинг выявил нормативные упущения, приведшие к длительному согласованию условий оформления контрактов с исполнителями ГОЗ. Кроме того, «младшие» по кооперации отказываются заключать контракты на условиях 275-го ФЗ при незначительных суммах договоров.

Взаимодействию, как показал опрос, мешает то, что головные исполнители блокируют денежные средства на своих счетах и не передают их дальше по цепочке. Эту тревогу «Центра» разделяет Олег Бочкарев: «Деньги, которые мы выделяем на гособоронзаказ, скапливаются на расчетных счетах головных предприятий и не идут в кооперационные цепочки. К сожалению, несмотря на проведенные мероприятия, невозможно однозначно объяснить, почему это происходит».

В результате такого непонимания по-прежнему отсутствует авансирование государственных контрактов, а нехватка оборотных средств приводит к срыву сроков исполнения госзаказов, что влечет штрафные санкции и банкротство, от чего особенно страдают предприятия второго и третьего уровней кооперации.

Какие наши ГОЗы
Коллаж Андрея Седых

Все это, по признанию замначальника Главного управления вооружения Минобороны РФ Бориса Наконечного, заканчивается тем, что срываются сроки поставок по заключенным контрактам. В целом, по его словам, оборонный заказ выполняется на 97 процентов, но есть предприятия-должники, не рассчитавшиеся по обязательствам аж с 2013 года.

Уже больше двух десятилетий притчей во языцех остается законодательство в сфере ценообразования, объединяющее все элементы государственного регулирования. Несмотря на приложенные усилия, не удается установить единый подход к величине норматива рентабельности и гарантировать предприятиям ОПК сохранение прибыли, полученной за счет снижения себестоимости продукции.

Только ленивый не говорит о несвоевременном предоставлении предприятиями ОПК расчетно-калькуляционных материалов (РКМ). Они необходимы для формирования цены выпускаемой продукции. «Именно по этой причине в установленный срок до 1 апреля текущего года не было законтрактовано около 300 заданий или пять процентов объема госзаказа. С учетом длительности технологического цикла (он, как правило, составляет шесть – девять месяцев) такая проблема не позволяет головному исполнителю завершить договорные работы до конца текущего года», – считает Борис Наконечный.

Прокурора заказывали?

Как известно, вопросами ценообразования оборонного заказа занимается правопреемник ФСТ – ФАС. «Несмотря на переданные профильным ведомствам штаты, практический опыт внедрения прогнозных цен не принес заметного результата. Фактический охват ими все три года применения составляет всего около одного процента заказов», – констатирует Наконечный.

У замруководителя Федеральной антимонопольной службы Максима Овчинникова сказанное вызвало крайнее удивление. По его словам, ФАС потратила два года на то, чтобы полностью пересмотреть систему образования прогнозных цен. В результате вступило в силу постановление правительства № 208. «Мы около двух лет работаем над тем, чтобы оптимизировать процесс образования цен в сфере ГОЗ. Перелопатили с вашими коллегами уже, наверное, тонну документов. У нас 150-я версия акта! Прошло больше ста совещаний по этому поводу – и мы сегодня слышим о том, что нужно, оказывается, что-то кардинально поменять!» – недоумевает Овчинников. По его мнению, вопрос с расчетно-калькуляционными материалами также давно решен. «Мы постоянно говорим о том, что нужно сделать так называемую раннюю регистрацию», – напомнил участникам заседания представитель ФАС.

В общем, у семи нянек дитя опять без глазу. Справедлива и другая поговорка: левая рука не знает, что делает правая. Законов, постановлений, инструкций становится так много, что в них можно запутаться, и возникает высокая вероятность их нарушения. Такой вывод следует из выступления начальника Управления по надзору за исполнением законов в сфере ОПК Генпрокуратуры РФ Дмитрия Демешина. Он заявил, что только за годы действия 275-го ФЗ выявлено 46 тысяч нарушений законодательства о ГОЗ, для устранения которых его коллеги внесли 120 протестов. Сделано более 6500 представлений, по результатам которых к дисциплинарной ответственности привлечены 5500 должностных лиц, еще 2500 – к административной. По материалам прокурорских проверок возбуждено более 650 уголовных дел. Это приводит к тому, что появились предприятия, руководители которых не только не борются за получение ГОЗ, но и стараются уклониться от него.

Как создать простое, понятное всем правовое поле и избавиться от неразберихи?

Борис Наконечный выдвинул предложение, чтобы правительство РФ определило федеральный орган по выработке и реализации единой политики государственного регулирования цен в сфере оборонной продукции и наделило это ведомство соответствующими полномочиями. Таковым, по мнению выступавшего, должна быть ФАС.

Однако эта служба и так занимается ценообразованием, но, похоже, не несет полной ответственности. С вопросами координации тоже не все ясно. Формально они остаются в ведении Военно-промышленной комиссии. Но здесь свои закавыки. Комиссия вынуждена делить обязанности между Агентством по технологическому развитию, РЭЦ, Фондом развития промышленности, Минобороны, Минпромторгом и другими структурами громоздкой системы.

Судя по встрече с Владимиром Фортовым, есть понимание того, что существующая система управления несовершенна. Вместе с тем никто из лидеров страны, наделенных властью, не решается распахнуть двери и впустить наконец стоящую на пороге идею возрождения Министерства оборонной промышленности, наделив его всеми полномочиями и ответственностью, в том числе за ценовую политику, координацию, кадры и все остальное, необходимое для надежной работы ОПК.

#казаковалексей

Опубликовано в выпуске № 26 (690) за 12 июля 2017 года

Нравится

Loading...
Комментарии
Низкая эффективность госуправления экономикой уже раз довела страну до распада. Автор предлагает повторить на бис.
"Как создать простое, понятное всем правовое поле и избавиться от неразберихи?" Первое: отменить действие этих дурацких законов, провоцирующих длительные сроки определения поставщиков, предусмотренные 44 и 223-м ФЗ Второе: вопрос к технологам: заказ на производство некоего изделия, у него есть технологическая схема? Есть сетевой график комплектации и производства? Если нет, то не морочьте голову! Если есть - дак в чем дело? Неужели нельзя определить стоимость каждого узла, отсюда, агрегата, изделия? Просто муть какая-то здесь присутствует... Третье: по финансированию: при социализме в строительстве присутствовала хорошая система финансирования через стройбанк. Открываешь титул стройки, даешь смету, технологическую схему и все - приносишь процентовку подписанную Заказчиком и получаешь в стройбанке оплату. Также и вопрос с авансом (залогом) может решиться. Надо просто пытаться решить вопрос логически, а потом под этот вариант решения ввести инфраструктуру. А не так, что сначала закон, потом ряд посредников, само предприятие и сверху прокуратура.
Оборонка. Задел. Прорыв. Распил. Недодел. Допоставка. Дебиторка. Воровайка.
Опять получается по Черномырдину - хотели как лучше, получилось как всегда. Слишком много законов, приказов, инструкций. Одна затея Медведева с конкурсами-тендерами чего стОит. Полный идиотизм.
HZ66. Для таких есть железый принцип: ЧЕМ ХУЖЕ - ТЕМ ЛУЧШЕ. Чем скорее все это разорительное для страны рухнет, тем больше надежд, что хоть чтото удастся сохранить для людей. Ну не всеже деньги выбрасывать на ветер. А то у нас какой то "мартышкин труд": делаем-делаем, потом утилизируем, то, что еще не взорвалось или не утонуло. Да еще стараемся привлечь со стороны помощь, дабы не загадили все вокруг.
Прекрасно излагает Алексей Казаков! Детализация приближается с естественному процессу производства, конечно под руководством Дмитрия Рогозина, который обещал прорыв во всей экономике за счет оборонно-промышленного комплекса. Как военно-промышленный комплекс сложившейся в США по инициативе Роберта Макнамары государственно-монополистический. Но в СССР командовала КПСС - военно-промышленная комиссия, о которой разведка США до сих пор ничего не знает. Билл Клинтон также сумел развернуть за счет ВПК армейский автомобиль Хантер для гражданских (двойная технология). Но проблемы в зарплатах и творцах, а также в торговцах с Кавказа, они просто подавляют в своей предприимчивостью работников ВПК в целом. Как в Санкт-Петербурге миллиардер Вагиф Мамишев просто давит ценами работников ОПК своей овощной торговлей, расставив земляков по всем овощным ларькам с очень низким качеством продуктов, да и строит жилые комплексы, где работники ОПК купить жилье не смогут. При этом, Вагиф Мамишев пишет хорошие статьи в защиту своего бизнеса, удачно вставляя предложения о национализме русских чиновников, тотально. Ну а захватив территорию Чесменского собора, опустил святыню до уровня свалки, (ему обидна Победа русского графа Орлова-Чесменского над турецким флотом, как говорится в чистую, сжег флот и Крым присоединил - свои родные ему мусульмане давно были обижены, а он помнит, как "чёрный январь", а не помнит Бакинское метро построенное за счет русских, которое сейчас развалилось. Это Вам не чужими помидорами торговать с превышением всех нормативов напичканные селитрой). Ну это конечно, не широко и тонко, и среди своих! Таких бизнесменов полно, так что бывший председатель конгресса русских общин (Рогозин), все-таки должен защитить своих соотечественников в ОПК экономически и "подарить" им квартиры, которые строят земляки Мамишева (а он, Вагиф, хвастает, что от природы меценат, а армяне нет, а его "любовь" не понимают в России.
Кооперация от 1-2 уровня и далее на начало года понятия не имеет какую номенклатуру и в каком количестве закажет уважаемый Заказчик, т.к. ГОЗ будет утвержден в декабре. Но при этом : 1) Заказчик (Головной исполнитель) требует (начиная с середины предшествующего года) - дай экономически обоснованные фиксированные цены на продукцию и обязательство ее поставить. 2) Минэкономразвития, погадав на кофейной гуще выведет индексы цен на плановый период только в ноябре-декабре и то с последующими уточнениями как это было в 2014-2015-2016 г.г. 3) ВП строго спросят с предприятия за экономически необоснованные по их мнению как плановые, так и факт. затраты, но при этом будут уклоняться от вопросов - на какой объем заказа можно рассчитывать и как распределить сметы, как будет авансироваться контракт (сроки и суммы)... 4) Банки при ГОЗ будут жестко блюсти финансовую дисциплину "окрашенных рублей" ГОЗ... 5) ФАС, Прокуратура, силовики - все будут надзирать за законностью в сфере ГОЗ и около... Короче дело государственной важности найдется всем - триумф "рыночной" экономики в действии при поддержке безумных законов созданных людьми успешно освоившими могучие финансовые потоки ГОЗ, но только не технологию и практику производства.
Совершенно здоровый покойник.
Наверное Вы правы... Искусственно затягивать оборотный цикл - это увеличивать незавершенку, снижать показатели... отсюда острый дефицит денежных средств со всей гирляндой "подарков"! Надо резко увеличить скорость операционного цикла. Необходимо создать сквозное прототехнологическое пространство на все стадии жизненного цикла: Идея, Проект, Производство, Эксплуатация, Утилизация; Проектировщики должны передавать Заказчику (Исполнителю) полную цифровую модель на изделие, включая стоимостную часть (расчетные прямые затраты)! Утвердить "накрутки" на прямые затраты; Убрать законы и положения об обязательном тендере-конкурсе! Ввести биржу технологических возможностей и услуг, инфраструктуру для кооперации (технологического взаимодействия); Ответственный за выполнение Исполнитель технологической цепочки и Проектировщик; Разработать и ввести порядок финансирования гос.заказа по цифровой модели (включая аванс и полную оплату).
ГОЗ и всё что с ним связано, все го лишь калька со сверхуспешной индустриализации. Как говорил Эйнштейн, делая одно и тоже, трудно рассчитывать на разные результаты. А это значит, что до зубов вооруженная армия РФ, будет вооружена как РККА. Для того что бы навести порядок, у нас ещё есть время для 37-го года, второго издания, а значит шанс выиграть войну. Но второй 37-ой год, важно не просрать и провести его с учётом ошибок первой попытки борьбы с врагами народа.
Один человек изначально не равен другому, и тут уж ничего не поделаешь. Демократический принцип ущемляет в правах тех, кто умнее, т-талантливее, работоспособнее, ставит их в зависимость от тупой воли глупых, бездарных и ленивых, п-потому что таковых в обществе всегда больше. Пусть сначала примут меры для исключения дискриминации службы в Вооруженных Силах РФ, а также прав военных пенсионеров по признаку их социальной принадлежности к армии и флоту, отучатся от свинства и заслужат право носить звание г-гражданина, а уж тогда можно будет и о Гособоронзаказе подумать.
Сейчас, как никогда, нужна современная и работающая как часы оборонка!! Для этого надо проектировать организацию этого производства с "чистого" листа, т.е., абстрагируясь от действующих положений и инструкций. Необходимо смотреть на шаг вперед! Ау-у-ууу.., Ростех, вы согласны?
Вам не Америку боятся надо, а Китая.
Что ау, что ау? Да не согласные мы и что вы с нами делать будете, патриоты ау-шные :) Ладно, некогда с вами болтать, пойдем крепить оборонную мощь этой страны!
Да не надо нам бояться ни сша, ни кор... наших внутренних врагов, вот кого бояться надо. Один Кудрин, равен авианосцу сша, а уж толян, тот покруче атомной бомбы будет. В 91-ом мы никого не боялись во вне и как они нас прихлопнули изнутри, как прихлопнули!
Драматизировать не надо, надо проблемы решать.
"Что ау, что ау? Да не согласные мы и что вы с нами делать будете, патриоты ау-шные :)" Либералы рулят...
"Что ау, что ау? Да не согласные мы и что вы с нами делать будете, патриоты ау-шные :)" Либералы рулят...
Совершенно здоровый покойник.
"ростех", а по вашему, патриотом быть плохо? ..."этой страны", а у вас их несколько? Как вы там оказались, не с Сердюковым пришли? Это уж точно, ничего с вами не сделаешь, пока жизнь сама все не расставит по своим местам...
Что значит откуда мы взялись? Мы никуда и не уходили, сейчас ведь не 37-ой год, как верно подмечено нашим президентом этой страны. С нами все комсомольцы восьмидесятники... Шойга, толян, все наши! Мы вам больше скажем, это мы разоряли эту страну, в безумной гонке вооружений в 60-70-80 годах, это мы, сажали этот ваш СССР на нефтяную иглу, не давали развивать торговлю с западом, крушили любые конкурентоспособные ваши проекты, но прежде, мы разрешали вам, эти хз проекты реализовать! А уже потом, вывозили ваши архивы и проекты самолётов, архитектуры супер-ЭВМ и ваших ученых и мы действительно были эффективной пятой колонной! Помните стелсовского математика Уфимцева... да ни черта вы не помните Иваны. Это мы издали в ссср, массовым тиражом, его уравнения для расчёта дифракции ЭМП на телах произвольной формы и никакая кровавая гэбня и пискнуть не могла, она за дисседурой нашей гонялась... а в сша некому было стелс просчитать аналитически, Ха-ха! А потом мы и невыездного Уфимцева вывезли и не в багажнике дип.транспорта, а в рамках международного научного обмена... умора, да и только! А как мы вам сертифицировали ту-204, рассказать? Ладно, заболтались мы с вами, пора уже лебедей реинкарнировать идти. Служим России!
Я понял! Вы наш, Вы просто тролите от безысходности, от невозможности что-то изменить или вернуть! Для Вас, да и для других, это сильная боль! Я надеюсь, что все настроится... Без надежды жить нельзя... Смотришь - стена! Все, руки опускаются..., пройдет немного времени, отдышался и опять пытаюсь предлагать... Может все это бесцельно, но хотя бы я для себя внутри буду знать, что я пытался, делал все что мог...
Да, Министерства оборонной промышленности необходимо создать. Это нужно делать. Но прежде его надо ориентировать на новую модель организации производства, прототехнологического пространства ОПК через шлюз соединенного с гражданской промышленностью
Мозг отказывается от анализа ситуации, а сказать что-то надо: паки, ежи херувимы, языками не владеем, но с восторгом отдаёмся в руки родного Ростеха, надеемся на него и уповаем!
Евгений, а чегой то мы ваши? Скорее Вы Евгений наш :) всё правильно говорите, патриотичненько так. А как война начнется, так милости просим, в штатные пропагандисты, будете обучать пользоваться оружием смелых :) Служим России!
Голоса говорят! Говорят, что СВВП Яковлевцев, тоже подлежит реинкарнации!
" Скорее Вы Евгений наш :) " Согласен с замечанием! От пропаганды далек! А вот задачей организации современного производства на новой основе занялся бы с интересом и удовольствием.
Почему вы, РФ покупаете облигации США? Российская Федерация – капиталистическая страна. Руководство Центробанком, министры правительства – часть международной финансово-экономической элиты. Они мыслят и рассуждают одинаково, поскольку находятся в общей системе координат. У России единственная перспектива – самой стать частью Европы. Если Россия этого не сделает, то станет разоренным сателлитом Китая.
Прочитал...а...как всегда...воры...Инженеры уже не идут в оборонку. Кому хочется за пять копеек мозг продавать?
Я уже устала объяснять, это не я покупаю американские фантики, это они, управители мои, хотят как лучше сделать. А мне всё хуже и хуже... судьба-с?
Ну почему же, идут в оборонку. В китайскую, штатовскую. Хочу передать слова благодарности от компании Lockheed Martin ОКБ имени Яковлева за плодотворное сотрудничество. Знания и опыт советских технических специалистов, накопленные в процессе разработки советского истребителя вертикального взлёта и посадки Як-141, использованы для разработки F-35. Демонстрационная версия, Lockheed Martin X-35B, во многом внешне напоминает Як-141, за исключением того, что у Як-141 для вертикального взлёта и посадки были установлены два дополнительных подъёмных турбореактивных двигателя РД-41, а изделие Lockheed Martin обходится одним основным двигателем. Остаётся добавить, что предназначение самолёта 5-го поколения F-35 - безнаказанно сбивать российские самолёты десятками шт. и бомбить, что прикажут.
Оборонное предприятие DARPA (Defense Advanced Research Projects Agency — агентство передовых оборонных исследовательских проектов) – правительство США ежегодно выделяет из бюджета на DARPA целых 3,2 миллиарда долларов, в его штате содержатся сотни ученых и... оно настоящее. DARPA является частью министерства обороны, данное агентство было основано в 1958 году в ответ на наш Спутник. С тех пор DARPA подарила США и миру не одну революционную технологию – взять хотя бы интернет и самолеты «стелс». DARPA склонна идти революционным путем, а не эволюционным, как это принято в индустрии, отчасти это связано с хорошим финансированием и отсутствием боязни «потерять все» из-за неудачно закончившегося венчурного проекта. Отсюда и фантастические технологии, зарождающиеся как в стенах DARPA, так и в предприятиях-подрядчиках по всей стране.
Стек протокола TCP-IP подарила DARP(e) промпартия, пятая колонна ссср, а уж потом, DARPA монетизировала эту идею. Точно так же как были монетезированы в качестве проектов стелс, уравнения Уфимцева. А интернеты, они из кинетической ПРО-СССР выросли, когда нужно было связать радиопосты с вычислителями и стрелялками, ну и со штабом.
"...связано с хорошим финансированием и отсутствием боязни «потерять все» из-за неудачно закончившегося венчурного проекта" Абсолютно верно! Дело в том, что концепция методики оценки проектов у нас осталась, а вернее была введена в нормативные правила в девяностых годах правительством Чубайса! Да, вся эта методика ориентирована только на интересы иностранных инвесторов, а не на интересы предприятия, государства. Она отрицает все - кроме нормы прибыли! Представьте, как может разработчик сделать инновационный проект под заданную норму прибыли? Как? Это возможно для открытия булочной, разве.. Необходимо переделать методологию оценки перспективных проектов! Необходимо ввести в правило формировать предприятиям фонды развития производства из прибыли ДО НАЧИСЛЕНИЯ НАЛОГОВ! Это обяжет вороватых менеджеров хочешь-нехочешь формировать фонды (собственные источники финансирования), стимулировать развитие
Добавить комментарий
Фото неделиФотоархив HD
МАКС-2017

Вниманию читателей «ВПК»
  • Обсуждаемое
  • Читаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц