Час Х для ЕвроПРО — часть II

Окончание. Начало читайте в предыдущем номере.
«ВПК» завершает публикацию выступлений участников научно-практической конференции на тему «Позиция Российской Федерации по созданию европейской ПРО», которая состоялась 20 мая в Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил России.
{{direct}}

Нас пока не слышат

Вы прекрасно знаете, что Североатлантический альянс принял решение о создании противоракетной обороны в виде четырех адаптивных этапов до 2020 года. Российская Федерация выразила желание также участвовать в этом, о чем было заявлено президентом России в Лиссабоне. Чтобы быть полноправными участниками процесса, мы должны совместно работать с нашими коллегами на всех этапах, особенно в построении архитектуры евроПРО. Но когда мы дали согласие, оказалось: нас там не ждут. Мы услышали слово «нет».

Более того, на Западе объявили о построении архитектуры евроПРО и тут же приняли решение о размещении средств противоракетной обороны в Польше и Румынии. Создается впечатление, что архитектура ПРО давно уже создана, утверждена и сейчас начинает реализовываться как часть глобальной системы ПРО США. Тогда какую систему ПРО нам предлагают обсуждать? А заявление американской стороны, что евроПРО не будет нести никакой угрозы России, на наш взгляд, является голословным.

Все должно базироваться на точных расчетах. Надо учитывать, какое вооружение в мире есть сейчас и какое появится к 2020 году. Система ПРО – это не только РЛС, но и целый комплекс орбитальных группировок в космосе. Это лазерное оружие, активно создающееся в США, средства электронного воздействия, ПВО. Это авиационный комплекс, который сейчас модернизируется американцами. Это морская составляющая ПРО (система «Иджис»), обладающая довольно большой мобильностью...

Если это все суммировать и развивать одной из сторон, то она постепенно может склониться к мнению, что сложившимся ядерным паритетом можно пренебречь.

Позиция Российской Федерации, повторю, заключается в том, чтобы совместно с НАТО участвовать во всех этапах построения евроПРО, не создавая напряженности как в Европе, так и в мире. Сейчас появляются новые угрозы и вызовы, которые мы могли бы вместе с альянсом нейтрализовать совместно. Если сложится именно так, то это одна ситуация.

Коллаж Андрея Седых

Но если Россия и альянс пойдут в разные стороны (худший вариант, которого не желает Российская Федерация), обстановка в мире может резко измениться. Поэтому если мы хотим решать вопросы вместе и стремимся к миру, то должны доверять друг другу. Мяч же пока на американской стороне.

Мы договорились, что если будем совместно строить ПРО, то должны обмениваться соответствующими технологиями, чтобы укрепить доверие между государствами. Но есть вещи, с которыми в принципе согласны уже сегодня. Это, в частности, касается создания единого центра управления и единого информационного центра, поскольку решения придется принимать очень быстро.

Если альянс не устраивают наши предложения, например предложение президента по созданию секторальной ПРО, мы готовы рассмотреть другие варианты. Нас устроит любой из них, главное, чтобы это не угрожало ядерным силам России, не противоречило интересам нашей страны.

Если в развертывании ПРО США в Румынии, Польше и Чехии наступят все же третий и четвертый этапы, то Россия вынуждена будет предпринимать ряд мер по противодействию этой системе. Что запустит механизм новой гонки вооружений, которая никому не нужна.

Противоракетная оборона – очень дорогое мероприятие. И те цифры, которые озвучены США по созданию ПРО, думаю, сильно занижены. Мы абсолютно четко знаем, сколько стоят ракеты ГБИ, «Стандарт» или другие, я уж не говорю о морской составляющей системы «Иджис». И некоторым государствам Европы в конечном итоге все же придется потратиться на такие вооружения, поскольку они вынуждены будут принимать меры по их защите. И так – до бесконечности.

Зачем же создавать новые средства, когда у нас они уже есть и мы готовы свою информационную систему влить, образно говоря, в общую систему евроПРО, прикрыв таким образом государства Европы. Управляться она может, повторю, с единого КП совместными расчетами. То есть совместная ПРО – не механическое сращивание сил и средств, а единый орган управления, мгновенно реагирующий на изменения обстановки.

К сожалению, нас пока не слышат. Думаю, пора преодолеть наследие холодной войны, которая, увы, еще осталась в некоторых умах. Что мешает доверию и конструктивному взаимодействию.

Николай Макаров,
генерал армии, начальник Генерального штаба ВС РФ

Обнаружение и перехват гарантируем

Анализ ракетного потенциала стран Ближнего и Среднего Востока показал, что темпы распространения ракетного оружия, несмотря на меры, принимаемые Россией и другими странами в рамках Договора о нераспространении ракетных технологий, сохраняются. Сегодня в этом регионе к числу государств, обладающих баллистическими ракетами средней дальности, как уже было отмечено в предыдущих докладах (см. «ВПК», № 21, 2011. – Ред.), относятся Саудовская Аравия, Израиль, Пакистан и Иран.

Средства ракетного нападения этих государств находятся в различной степени готовности к боевому применению, отличаются разным уровнем технологий и характеристик.

Коллаж Андрея Седых

В настоящее время и до 2012 года включительно контроль ракетоопасных районов этого региона в основном будет осуществлять радиолокационная станция российской системы предупреждения о ракетном нападении в Габале (Азербайджан). В перспективе вводится в строй РЛС в Армавире.

Моделирование ударов баллистических ракет средней дальности показало, что функционирующие и перспективные РЛС СПРН России гарантированно обеспечивают обнаружение стартов БРСД в регионе с необходимым для системы евроПРО временем предупреждения.

При проведении пусков БРСД с удаленных от Российской Федерации западных территорий Ближнего и Среднего Востока (дислокация основных ракетных операционных баз) станции в Габале и Армавире также обеспечивают обнаружение, сопровождение и выдачу целеуказаний перспективным противоракетным комплексам.

Информация раннего предупреждения о пусках ракет средней дальности по Европе потребует отдельной обработки и систематизации при передаче от КП СПРН России на пункты управления системы евроПРО, в связи с чем возникнет необходимость создания международного Центра командных пунктов. Сравнительный анализ возможностей РЛС показал явные преимущества информационных средств российской СПРН перед вариантом, предложенным Соединенными Штатами для евроПРО.

Перспективные российские комплексы ПРО дальнего действия позволят реализовать секторальный принцип евроПРО и обеспечить противоракетную оборону наиболее важных объектов страны и части территорий сопредельных государств от ударов БРСД.

Для повышения эффективности отечественных систем СПРН, ПРО, ПВО при перехвате баллистических ракет с Ближнего и Среднего Востока могут быть предложены:

  • развитие СПРН России в интересах решения задачи предупреждения о пусках БРСД на Ближнем и Среднем Востоке и выдачи целеуказаний средствам противоракетной обороны (в том числе модернизация РЛС «Габала», создание центра обмена данными);
  • разработка перспективных отечественных комплексов ПРО дальнего (заатмосферного) перехвата;
  • совместная оценка угроз ракетного нападения для Европы и Российской Федерации на начальном этапе и дальнейшая проработка предложенного Россией секторального принципа создания системы евроПРО.
Олег Аксенов,
начальник научно-исследовательского центра ракетно-космической обороны 4 ЦНИИ МО РФ

Чревато нарушением стратегической стабильности

Создание системы противоракетной обороны является одной из наиболее приоритетных военно-политических задач в США уже на протяжении почти 50 лет. За эти годы взгляды разработчиков на облик и состав американской ПРО неоднократно пересматривались.

Для «изгоев» вполне достаточно

В рамках представленных концепций формирования системы ПРО в Соединенных Штатах осуществлялись беспрецедентные по объему, сложности и уровню финансирования работы (научно-исследовательские, конструкторские, экспериментальные и т. п.). По оценкам независимых экспертов, только в ХХ веке затраты США на создание системы ПРО составили более 150 миллиардов долларов.

Сегодня наши американские партнеры всячески подчеркивают новый подход к развитию ПРО, основанный на прагматизме и отказе от чрезмерно амбициозных задач. Согласно заявлениям официальных лиц США основу перспективной системы противоракетной обороны должны составлять информационные и огневые средства, возможность создания которых с использованием уже существующих (или ожидаемых в ближайшее время) технологий была доказана и продемонстрирована в рамках предыдущих исследований. Однако, с нашей точки зрения, анализ перспектив развития системы глобальной ПРО США должен учитывать и тот огромный научный и технологический задел, который был получен в предыдущие годы, в частности в рамках пресловутой программы СОИ.

Итак, какими же видятся облик и перспективы развития американской системы ПРО?

На сегодня США практически определились с номенклатурой разрабатываемых средств противоракетной обороны на ближайшее время (примерно до 2020 года). Перспективная глобальная американская ПРО будет представлять собой эшелонированную систему, включающую:

  • сегмент информационного обеспечения с оптико-электронными и радиолокационными средствами обнаружения, распознавания целей и наведения средств перехвата;
  • сегмент ударных (огневых) комплексов ПРО наземного, морского, воздушного и, возможно, космического базирования;
  • сегмент боевого управления и связи.

В состав системы информационного обеспечения ПРО войдут следующие информационные системы:

  • высокоорбитальная космическая система «Имьюс» (в перспективе – СБИРС);
  • низкоорбитальная космическая система СТСС (или ПТСС);
  • радиолокационные посты дальнего обнаружения;
  • мощные РЛС 3-сантиметрового диапазона наземного (типа GBR-P) и морского (типа SBX) базирования;
  • мобильные наземные и корабельные РЛС передового базирования;
  • оптико-электронные и радиоэлектронные средства воздушного базирования.

Есть системы, образцы которых уже реально существуют. Остальные перспективные, их появление в составе ПРО США возможно в ближайшие 5–10 лет.

Если говорить о сегменте ударных комплексов американской противоракетной обороны, то для перехвата стартующих ракет на разгонном участке в состав ПРО США могут быть включены:

  • корабельный ПРК с противоракетами «Стандарт-3» перспективных модификаций;
  • перспективный ПРК воздушного базирования на основе лазерного оружия;
  • перспективный ПРК наземного базирования с новой ПР типа КЕИ;
  • орбитальная группировка перспективных кинетических перехватчиков космического базирования.

Для перехвата БР и их боеголовок на пассивном участке полета предназначены:

  • территориальные ПРК дальнего перехвата с ПР ГБИ и перспективной ПР «Стандарт-3 мод. 2Б»;
  • зональные корабельные ПРК с противоракетами «Стандарт-3» существующих и перспективных модификаций;
  • зональный наземный мобильный ПРК ТХААД;
  • объектовый наземный мобильный ПРК «Патриот».

Как следует из представленного анализа, основу системы ПРО США будут составлять мобильные ПРК наземного и корабельного базирования. Изначально такие комплексы разрабатывались в рамках программы «Противоракетная оборона на театре военных действий» для перехвата БР средней и меньшей дальности. Однако многие российские и зарубежные эксперты утверждают, что использование для данных ПРК современных способов наведения и самонаведения, а также серьезные успехи в создании обеспечивающих информационных систем придают определенный потенциал по перехвату, в том числе и МБР, противоракетам ТХААД и «Стандарт-3» практически всех модификаций. Это наглядно подтвердил осуществленный Соединенными Штатами перехват своего спутника (скорость 8 км/c) корабельной противоракетой «Стандарт-3 мод.1» (скорость менее 4 км/с).

Таким образом, перспективная глобальная система ПРО США по замыслу разработчиков будет включать широкий спектр информационных и огневых средств ПРО различных видов базирования для обеспечения перехвата баллистических ракет любой дальности практически на всех возможных стадиях полета.

Уже в настоящее время в составе системы ПРО США реально насчитывается более 900 противоракет различных типов, из которых порядка сотни обладают определенным потенциалом по перехвату МБР. По нашим оценкам, система ПРО с таким количеством перехватчиков уже сегодня вполне может нейтрализовать все существующие угрозы ракетного нападения со стороны так называемых стран-изгоев. Тем не менее в Вашингтоне рассматриваются планы по дальнейшему количественному и качественному наращиванию возможностей своей системы ПРО.

Неизбежный вопрос

Вывод о темпах дальнейшего наращивания средств ПРО можно сделать на основе публикуемых в США бюджетных документов, в которых, в частности, приводятся сведения о закупках различных противоракет на период вплоть до 2016 года. О чем говорит прогноз дальнейшего количественного наращивания ПР, обладающих потенциалом перехвата межконтинентальных ракет, если темпы закупок средств противоракетной обороны и после 2016 года останутся неизменными?

Графики показывают, что количество перехватчиков системы ПРО США уже в ближайшем будущем может превысить регламентированное новым Договором о СНВ число стратегических боезарядов российских СЯС.

Неизбежно встает вопрос о возможном влиянии глобальной системы ПРО на потенциал сдерживания российских СЯС и как следствие на стратегическую стабильность в мире.

Этот вопрос достаточно глубоко исследован и отечественными, и американскими учеными еще в 70–80-е годы прошлого века.

Применительно к взаимному ядерному сдерживанию двух государств развертывание системы ПРО – стабилизирующий фактор при следующих условиях:

  • противоракетные средства размещены только на национальной территории для прикрытия объектов военного потенциала (пунктов управления, баз МБР, военно-морских, авиационных баз и др.);
  • противоракетный перехват осуществляется лишь над национальной территорией.

Соответственно противоракетная система превращается в дестабилизирующий фактор, если:

  • прикрываются объекты экономического потенциала (на территории страны);
  • развертывание противоракетных средств происходит вне национальной территории (связано с увеличением числа государств – участников возможного конфликта);
  • также вне национальной территории осуществляется противоракетный перехват.

Из этого следует, что возложение на систему ПРО задачи защиты своей страны и ее союзников от террористических ракетных ударов третьих стран уже по самому замыслу придает системе ПРО очевидные дестабилизирующие свойства.

Еще в прошлом году можно было говорить о некотором установившемся равновесии. С одной стороны, США вплотную подошли к созданию боевой системы, реально способной перехватывать ракеты всех типов (в том числе МБР). С другой – разработанные в России средства и способы преодоления ПРО могут сделать противоракетную оборону США малоэффективной при отражении ответного удара отечественных стратегических ядерных сил. Именно это обстоятельство сделало возможным подписание в 2010 году Россией нового Договора о СНВ, предполагающего дальнейшее сокращение стратегических ядерных вооружений РФ и США.

Однако планы США и НАТО по созданию системы ПРО в Европе на основе «четырехэтапного адаптивного подхода» опять ставят под сомнение перспективу сохранения устойчивого равновесия и стабильности в мире.

Угроза отечественным СЯС

Американцы заявляют о четырех этапах развертывания европейского компонента ПРО США.

Вот предварительные оценки влияния перспективной системы американской противоракетной обороны на потенциал стратегического сдерживания России. Они проведены для трех различных вариантов дислокации глобальной системы ПРО Соединенных Штатов.

Первый вариант предполагает, что по каким-либо соображениям США откажутся от развертывания средств, обладающих потенциалом перехвата российских ракет СН, вне национальной территории. Такое вполне возможно: если Вашингтон решит в максимальной степени сосредоточиться на прикрытии важнейших объектов на национальной территории, туда могут быть относительно легко перебазированы все американские мобильные ПРК.

Оценки показывают, что в этом случае:

1. Развернутые как непосредственно в США, так и у их побережья территориальные, зональные и объектовые комплексы ПРО будут потенциально способны перехватывать ББ ракет СЯС России на нисходящем участке траектории как за пределами, так и в атмосфере Земли в диапазоне высот от 2 до 1500 километров.

2. Всего в пределах зон обороны комплексов ПРО различных типов может оказаться более 80 процентов военно-промышленного потенциала и административных центров Америки. При этом если развертывание объектовых комплексов ПРО США для защиты важнейших военных объектов (пунктов военного и государственного управления, стартовых позиций стратегических наступательных сил) можно считать оправданным с точки зрения сохранения США потенциала ответных действий, то развертывание территориальных и зональных комплексов ПРО является значительным дестабилизирующим фактором, о чем говорилось ранее.

3. В ближайшие годы негативное влияние средств ПРО территории США на потенциал сдерживания СЯС РФ может быть отчасти компенсировано использованием в составе российских МБР эффективных средств преодоления ПРО (опыт создания подобных средств в России накапливался несколько десятилетий). Однако интенсивное, ничем не ограниченное наращивание количественного состава и технических возможностей средств ПРО на территории США в перспективе может привести к недопустимому снижению потенциала сдерживания стратегических ядерных сил РФ (с учетом договорных ограничений на состав отечественных СЯС).

Второй вариант создания глобальной системы ПРО США предполагает, что американские комплексы противоракетной обороны будут развернуты как на национальной территории, так и на европейском ТВД, причем в строгом соответствии с официально заявляемыми Вашингтоном районами.

Оценки показывают, что в этом случае:

1. Развертывание европейского района ПРО США в соответствии с заявленными 1 и 2-м этапами (вплоть до 2015 года) не представляет опасности для ракет СЯС России, стартующих в направлении США. Траектории российских МБР в этом случае проходят вне зоны поражения американских ПРК даже после появления в их составе новых противоракет «Стандарт-3» 2-й модификации.

2. Возможное в рамках 3-го этапа появление на Балтике кораблей США с усовершенствованными противоракетами «Стандарт-3 мод. 2А» представляет потенциальную опасность для СЯС России. Такие ПР при создании соответствующей космической системы информационной поддержки потенциально будут способны перехватывать стартующие в направлении США российские МБР, базирующиеся в некоторых районах европейской части РФ.

3. Дополнительные угрозы для СЯС РФ могут возникнуть при реализации 4-го этапа развертывания ПРО в Европе. Опасения вызывает существующая в настоящее время неопределенность характеристик перспективной противоракеты «Стандарт-3 мод. 2Б», про которую пока известно только то, что она будет существенно превосходить по габаритам все прочие модификации корабельных ПР и предназначена для перехвата ракет всех типов, включая межконтинентальные. Не исключено, что боевые возможности «Стандарт-3 мод. 2Б» будут потенциально близки к возможностям противоракеты ГБИ. В этом случае развернутые в Польше в рамках 4-го этапа (к 2020 году) ПР «Стандарт-3 мод. 2Б» способны представлять опасность для российских МБР, находящихся в европейской части РФ. Как следствие Россия и Соединенные Штаты могут вернуться к ситуации 2006–2008 годов, когда планы Америки по созданию так называемого третьего позиционного района ПРО США в Европе являлись едва ли не основным проблемным вопросом сохранения стратегической стабильности.

Таким образом, даже если США будут строго придерживаться заявленной этапности создания и мест базирования средств европейского района ПРО, после 2015 года для отечественных СЯС возникают новые, ранее не рассматриваемые угрозы. А это чревато предпосылками к подрыву стратегической стабильности.

Важной особенностью последних планов создания ПРО Соединенных Штатов является ориентация в первую очередь на высокомобильные комплексы противоракетной обороны. Очевидно, что при оценке боевых возможностей системы ПРО США места базирования мобильных средств не могут рассматриваться только в соответствии с заявляемыми в настоящий момент намерениями американского руководства. Мы вынуждены учитывать, что мобильные комплексы ПРО при необходимости способны оперативно перебазироваться в наиболее выгодные для противоракетной обороны районы.

Поэтому третий вариант создания глобальной системы ПРО США предполагает, что корабельные комплексы американской противоракетной обороны (особенно в Европе) могут быть выдвинуты в районы эффективного перехвата ракет отечественных СЯС.

Оценки показывают, что в этом случае выход Вашингтона за рамки заявленной конфигурации европейского компонента глобальной системы ПРО США может представлять для стратегических ядерных сил России серьезную опасность. Наибольшей угрозе в этом случае подвергается морская составляющая отечественных СЯС.

Вблизи российских границ могут быть оперативно развернуты мобильные наземные, корабельные и авиационные информационные средства ПРО (радары и ИК-датчики) для получения дополнительной информации о траекториях полета ракет СЯС (в том числе на участке построения боевых порядков). Например, мобильная радиолокационная станция американской ПРО из северо-западных районов Польши будет обнаруживать стартующие из европейской части России МБР на 80–100 секунд ранее имеющихся на сегодня стационарных РЛС США. Дополнительная информация о наших ракетах может быть использована в интересах всей глобальной системы ПРО Соединенных Штатов, в том числе для повышения возможности комплексов противоракетной обороны на национальной территории США.

Таким образом, создав европейский район ПРО, состоящий преимущественно из мобильных средств, американцы получают возможность оперативного развертывания средств противоракетной обороны в критически важных для российских СЯС районах, что может привести к недопустимому снижению потенциала сдерживания отечественных стратегических ядерных сил.

Владимир Василенко,
главный научный сотрудник 4 ЦНИИ МО РФ

Подготовил Олег Фаличев

Опубликовано в выпуске № 22 (388) за 8 июня 2011 года

Нравится

Loading...
Комментарии
Наши системы ПРО очень серьезны и не уступают американским.Но хуже нет чувствовать себя медведем в берлоге, которого обложили охотники.
Цикл публикаций "ВПК" по ЕвроПРО хорошо прочистил мозги. Главное ведь понять откуда и какой силы ветер дует, а потом уже и решение легче принять правильное. А "ветер северный", как поется в песне. Нет, не дадут нам расслабиться, как бы мы не бросались нашим заклятым друзьям на шею с объятиями.
Начали за здравие: "Думаю, пора преодолеть наследие холодной войны, которая, увы, еще осталась в некоторых умах. Что мешает доверию и конструктивному взаимодействию." Николай Макаров, генерал армии, начальник Генерального штаба ВС РФ кончили за упокой: "Из этого следует, что возложение на систему ПРО задачи защиты своей страны и ее союзников от террористических ракетных ударов третьих стран уже по самому замыслу придает системе ПРО очевидные дестабилизирующие свойства." Владимир Василенко, главный научный сотрудник 4 ЦНИИ МО РФ а в середине: "Для повышения эффективности отечественных систем СПРН, ПРО, ПВО при перехвате баллистических ракет с Ближнего и Среднего Востока могут быть предложены: развитие СПРН России в интересах решения задачи предупреждения о пусках БРСД на Ближнем и Среднем Востоке и выдачи целеуказаний средствам противоракетной обороны (в том числе модернизация РЛС «Габала», создание центра обмена данными); разработка перспективных отечественных комплексов ПРО дальнего (заатмосферного) перехвата; совместная оценка угроз ракетного нападения для Европы и Российской Федерации на начальном этапе и дальнейшая проработка предложенного Россией секторального принципа создания системы евроПРО" Олег Аксенов, начальник научно-исследовательского центра ракетно-космической обороны 4 ЦНИИ МО РФ Тут сама приходит мысль, что пусть американцы еще и зеленых подкинут на модернизацию РЛС «Габала» и ПРО дальнего (заатмосферного) перехвата, это же они хотят ЕвроПРО. Зачем вам полиция?! У нас теперь тоже есть полиция, и она защитит вас гораздо дешевле ))
Нас не слушают. Ну надо же, а раньше что, слушали? Нет, я понимаю, лет 25 назад и раньше слушали, слышали а главное - понимали, до того как Горбик не начал сливать все что можно и что нельзя, я про последние полвека? Горбачева слушали? Слушали. Правда не верили своим ушам, ни наши генералы, ни Рейган с госдепом. Ельциноидный пьяный бред тоже слушали, слушали и ржали, Клинтон ржал в прямом эфире. А сейчас что? Не слушают значит. Да нет господа, вас слушают, только плевать им на ваши слова. Ей богу, как в детском саду, вам что в нос не разу не прилетало? Так кого там слушают? Правильно, того кто по злее да посильней. А в школе что, ботаника что ли слушают со стеклами в -5? Или все таки слушают амбала Лешу, просидевшего в этом классе три года к ряду? Дурдом какой то, хотя все закономерно - теперь осталось пожать плоды общечеловеческих ценностей, демократического развития, членства в ВТО, вкупе с глобальной экономикой и правами человека.
Все это очень серьезные вещи, в которых, конечно, должны разбираться специалисты. Но не надо быть специалистом, чтобы понять, где тебя обманывают. Главное, не наступать на те же грабли, как, скажем, при выводе (бегстве) наших войск из ЗГВ. Или подписании Договора по РСМД, когда в угоду американцам мы порезали свой новейший ЗРК "Ока", хотя по своим ТТД он не подпадал под Договор. Хватит уже кланяться и уступать, уступать, уступать.
Добавить комментарий

Фото неделиФотоархив HD
Празднование Дня ВМФ 27 июля 2014 года в Североморске

Авторская колонка
Вниманию читателей «ВПК»
  • Обсуждаемое
  • Читаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц

 

 

  • Верите ли вы в длительность перемирия в Новороссии

Новости на сегодня