Ракета для рейдера-контейнеровоза

История и преимущества модульного тактического вооружения

Западные партнеры России, по крайней мере в СМИ, обеспокоились очередным нашим новшеством – ракетным комплексом (РК) «Клаб-К» в контейнерном исполнении. По их мнению, это чудо-оружие, мощная ударная система, опасная в руках слабого, но агрессивно настроенного противника. Разработчики же РК утверждают, что он всего лишь эффективное средство сдерживания.

Оказывается, контейнерный вариант размещения ракетного оружия имеет свою предысторию, рассказ о которой позволяет однозначно решить вопрос: в какой степени в новинке использовались ранее известные технологические решения?

Технологические предпосылки

На предприятиях ОПК постоянно проводятся работы по уменьшению габаритов оружия при тех же или лучших боевых характеристиках. Вспомним первые отечественные крылатые ракеты морского базирования (КРМБ) – КСС, КСЩ и П-15. Они размещались в ангарных и стабилизированных громоздких стартовых устройствах. Прошло немного времени, и их сменили контейнеры. Это позволило сделать пусковые системы и сами КРМБ более компактными. Последние стали оснащаться складными крыльями. Принятые решения увеличили корабельный боезапас.

Ракеты комплекса «Клаб-К» находятся в стандартных транспортных контейнерах, которые повседневно перевозятся тысячами по всему миру – самолетами, судами, железнодорожным транспортом, автомобилями

Вскоре были внедрены новые технологии в области электроники, малогабаритных двигателей, ракетного топлива, взрывчатых веществ, что обеспечило разработку малогабаритных крылатых ракет. В США приняли на вооружение противокорабельную ракету (ПКР) «Гарпун», стратегическую КРМБ «Томагавк». Во Франции – ПКР «Экзосет». В СССР – ПКР Х-35 и КРМБ «Клаб». Позже в контейнеры, фактически превратившиеся в ракетные модули, начали устанавливать от двух до четырех КР. Затем появились подпалубные сотовые пусковые. Для корабельного варианта РК «Клаб» предусмотрено такое размещение.

Однако все ранее перечисленное не имеет прямого отношения к комплексу «Клаб-К». Его ракеты находятся в стандартных транспортных контейнерах морского и железнодорожного транспорта гражданского назначения, которые повседневно перевозятся тысячами по всему миру – самолетами, судами, железнодорожным транспортом, автомобилями. Преимущества – скрытность и маскировка. Найти в огромном объеме транспортируемых грузов контейнер с оружием практически невозможно, а перебрасывать чрезвычайно удобно.

Подобная ситуация в свое время сложилась с отечественными боевыми железнодорожными ракетными комплексами (БЖРК). На переговорах в Женеве по сокращению стратегических вооружений американская сторона предложила провести эксперимент, суть которого заключается в следующем: на крупный железнодорожный узел перегоняется состав с БЖРК, затем проводится фотографирование из космоса, далее специалисты должны найти комплекс. Так вот, эта операция с трудом далась даже нашим военным специалистам. Поэтому американцы настояли на запрещении передвижения БЖРК в мирное время вне баз постоянной дислокации. Речь шла о ракете длиной 23 метра и весом больше 100 тонн. Другое дело – «Клаб» длиной всего шесть – восемь метров и весом чуть более двух тонн.

Нереализованный замысел

Кстати, в конце 70-х – начале 80-х годов в СССР проводились работы и по контейнерному базированию авиации ВМФ. Предполагалось за счет размещения самолетов на контейнеровозах значительно увеличить боевые возможности флота в военное время, получив определенное количество «конвойных» авианосцев (как наши западные союзники по антигитлеровской коалиции в период Второй мировой войны) и вертолетоносцев.

Размещение вертолетов Ка-252 (после принятия на вооружение – Ка-27) и штурмовиков Як-38 не только на авианесущие крейсера, но и на гражданские суда открывало заманчивые перспективы. С целью проверки его практической осуществимости в сентябре 1983-го по приказу главкома Военно-морского флота С. Г. Горшкова летчики строевой части авиации ВМФ впервые в СССР посадили боевые самолеты вертикального взлета и посадки (СВВП) Як-38 на палубу теплохода «Агостиньо Нето» типа «РО-РО». Вначале это сделал 14 сентября старший летчик-инспектор полковник Ю. Н. Козлов. Всего до 29 сентября было выполнено 20 полетов.

Государственные испытания (18 полетов) провели пилоты В. В. Васенков и А. И. Яковенко с контейнеровоза «Николай Черкасов». В результате выяснилось, что посадка на судно такого типа весьма затруднительна ввиду ограниченности возможных траекторий захода. Большие проблемы также вызывала теснота окруженной судовыми конструкциями площадки (18 на 24 метра), выделенной для СВВП. Однако сама идея отвергнута не была, и в дальнейшем не отрицалось, что гражданские суда могут использоваться в качестве «мини-авианосцев». Тем не менее когда стали считать, сколько контейнеров нужно переоборудовать и хранить в мирное время, от замысла отказались.

Не только у нас в стране

Работы по размещению вооружения в стандартных контейнерах проводились и на Западе. Война за Фолклендские острова заставила английское правительство в короткие сроки сформировать мощную военно-морскую группировку, обратив особое внимание на ее авиационную составляющую. Ведь вдали от родных берегов без поддержки с воздуха обойтись не просто трудно, но и невозможно. Тогда, в 1982 году англичане поместили в судовые контейнеры комплекс для аэродромного обслуживания «Харриеров», а также установки ПВО, погрузили их на транспорт «Атлантик Конвейор» и послали в Южную Атлантику.

В настоящее время оружейные контейнерные модули – ключевые элементы американских программ LSC-X и LCS. По заявлению командования ВМС США, на экспериментальном корабле FSF-1 Sea Fighter должна быть отработана «автоматическая конфигурация» замены модулей по принципу plug and play («включай и пользуйся»), который, впрочем, сразу же получил новое звучание – plug and fight («включай и сражайся»).

Однако сами модули еще только создаются, и пока «включать» нечего. Известно, что четыре модуля предназначены для противоминных операций, а другие – для противолодочных и для борьбы с надводными кораблями и катерами.

Германская компания «Блом+Фосс» (Blohm+Voss) с 70-х годов XX века разрабатывает сменные модули MEKO для различных систем оружия. На сегодня произведено более 1500 модулей MEKO. Они установлены примерно на 60 кораблях. Новейший MEKO Mission Module имеет те же внешние габариты, что и 20-футовый контейнер ISO Type 1C. Обеспечена глобальная транспортабельность по всему миру по земле, воздуху и морю. Для немецких транспортов снабжения типа Berlin и Elba разработаны различные «наборы» модулей. Благодаря этому можно быстро собрать плавучий госпиталь, или корабль управления, или корабль для гуманитарной операции, или варианты другого назначения.

Малогабаритные МБР

Коснулось контейнерное размещение оружия и наших стратегических ядерных сил. На рубеже 80-х годов в ленинградском КБ «Арсенал» было выполнено несколько проектов твердотопливных стратегических ракет, в том числе и сверхточной малогабаритной. В 1976-м «Арсеналу» была поручена разработка подвижного боевого ракетного комплекса (ПБРК) с малогабаритной твердотопливной МБР Ф-22 (НИР «Вереница»). Работа проводилась в соответствии с решениями Комиссии Президиума Совета министров СССР по военно-промышленным вопросам (ВПК СМ СССР) № 57 от 5 апреля 1976 года и № 123 от 26 мая 1977 года в рамках НИР «Горизонт-1» с привлечением КБ общего машиностроения, КБ «Мотор», ПО «Искра» и НИИ автоматики и приборостроения по ТТЗ головных институтов Минобщемаша и Минобороны – ЦНИИМаша и 4-го ЦНИИ МО.

Основное назначение комплекса – ответный удар после ракетно-ядерного нападения противника. Исходя из этого важнейшей характеристикой ПБРК являлась живучесть, то есть сохранение высокой боеготовности мобильных пусковых установок (МПУ) и подвижных командных пунктов (ПКП) после ядерного воздействия противника по району базирования. В результате проведенных научных исследований и конструкторских проработок были определены основные направления обеспечения требуемой живучести комплекса.

Скрытность от технических средств разведки вероятного противника достигалась путем маскировки МПУ и ПКП под универсальные унифицированные контейнеры УУК-30, предназначенные для перевозки народнохозяйственных грузов. Контейнерные агрегаты обладали высокой подвижностью за счет транспортировки в процессе боевого дежурства штатными автопоездами – контейнеровозами. Использовались тягачи МАЗ-6422 и полуприцепы МАЗ-9389 с имитацией технологии работ, проводимых с контейнерами УУК-30.

Снижение вероятности поражения боевых агрегатов при ракетно-ядерном нападении обеспечивалось рассредоточением МПУ и ПКП в обширных неотчуждаемых районах базирования.

В связи с переходом КБ «Арсенал» на космическую тематику работы по ракетному направлению были свернуты.

Однако создание в СССР малогабаритных МБР не прекратилось. Постановлением № 696-213 от 21 июля 1983 года Московскому институту теплотехники (МИТ) поручалась разработка подвижного грунтового комплекса с МБР «Курьер». Ставилась задача повышения выживаемости группировки РВСН за счет введения в ее состав комплексов высокой мобильности и скрытности. Ракета «Курьер» была в несколько раз легче ранее созданных МБР и примерно соответствовала американской ракете «Миджетмен».

Эскизный проект ракетного комплекса «Курьер» был закончен в 1984 году. Прорабатывалось несколько вариантов мобильного базирования, в том числе и в контейнерном исполнении. Тем не менее по традиции для МИТа основным стал автомобильный вариант на легком колесном шасси.

Работы по теме «Курьер» завершились в 1991 году в соответствии с политическим решением руководства СССР и США о прекращении создания этой ракеты и ее американского аналога – «Миджетмена». Михаил Горбачев объявил, что Советский Союз не будет в дальнейшем проводить испытания малогабаритных МБР.

Безусловно, при контейнерном размещении стратегических ракет их скрытность резко возрастает, но остается вопрос контроля таких вооружений. Как известно, сейчас действует Договор между РФ и США о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-III, New START), в котором предусмотрены различные виды инспекций, в том числе и по подозрению. Контейнеры с МБР, таким образом, подрывали бы достигнутое доверие и нарушали бы стабильность в стратегической области.

Не подлежит ограничениям

Другое дело – тактическое и оперативно-тактическое оружие. Пока международный контроль его практически не касается, тем более если ракета имеет ограниченную дальность стрельбы, то она не подпадает под запрет распространения ракетных технологий. «Клаб-К» занимает именно эту нишу.

Ракетная система интересная, но опасная для потенциального противника. Британская The Daily Telegraph бьет тревогу: «Российский комплекс ракетного оружия Club-K полностью изменит правила ведения войны и приведет к масштабному распространению баллистических ракет». Информационное агентство Reuters распространило сообщение под заголовком «Новое смертоносное российское оружие можно спрятать в обычном морском контейнере». В нем утверждается: «Одна из российских компаний занимается маркетингом нового боевого комплекса с крылатыми ракетами, обладающего огромной разрушительной силой. Эта установка может быть спрятана в морском контейнере, что дает возможность любому торговому судну уничтожить авианосец». The Daily Telegraph отмечает, что если бы в 2003 году у Ирака имелись РК «Клаб-К», вторжение США в Персидский залив было бы невозможно: любое грузовое судно в заливе представляло бы потенциальную угрозу.

Получается, что идеи разместить оружие в стандартных «гражданских» контейнерах не совсем новые. Весь мир в той или иной форме движется в этом направлении. Указанные наработки применены к новейшей системе ракетного оружия «Клаб», которая пользуется стабильным спросом у наших зарубежных покупателей. Все это дает определенные перспективы по линии военно-технического сотрудничества.

В заключение отметим, что, как сообщили в концерне «Моринформсистема-Агат», 22 августа проведены успешные бросковые испытания контейнерного комплекса ракетного оружия «Клаб-К» с ПКР Х-35УЭ. В ближайшее время пройдет аналогичный экзамен комплекс «Клаб-К» с ПКР 3М-54Э и КРМБ 3М-14Э (для уничтожения наземных целей). Таким образом, семейство РК «Клаб» стало универсальным и теперь способно поражать корабли и стационарные береговые цели на тактической и оперативной глубине.

Опубликовано в выпуске № 38 (455) за 26 сентября 2012 года

Нравится

Loading...
Комментарии
Опять они про правила ведения войны. Это же тактическое оружие, а тут правила часто меняются в зависимости от оперативной обстановки
Пустыня в стратегическом плане это аналог водного пространства пространства. Самое сложное в пустыне - маскировка артсистем, т.к. они видны и беззащитны как корабли в океане. Скжев наша МСТА гаубица делко не уедет ("не уплывет") от удара возмездия через обзор участка спутником и беспилотником. Использование же контейнеров 20 и 40 футов разбросаннх хаотично по пустные (в которых складируется различное барахло, живут люди, просто брошены, и скжем на 100 ложных контейнеров приходится один с залповой системой) делает пустныю уже не откерытым морем, а неким подобием шхер, в которых можно спрятать что угодно. Речь не про "Клаб", а про саму концепцию камуфляжа артсистем (залповый огонь, системы ПВО) в контейнеры. И особо смешно представить как на хаотично разбросанные по пустыне контейнеры будет реагировать реактивная авиация противника....
Уважаемый в довольно подробной статье скромно умолчал о разрабатываемых в середине шестидесятых годов двух проектах под МБР Д-9 и Ур-100. Это пр.909 и 1111. Это размещение ракет на гражданских судах. В данном случае замаскированные под гражданские. Тогда такие действия были оценены как пиратство, и по международному договору были запрещены.Сейчас видимо наступили другие времена и, видимо,морским стратегам невдомек, что стоит только открыть ящик Пандорры...И кто первым установит эти ящики? БАШКОЙ НУЖНО ДУМАТЬ.
"Ящик" Пандоры открыт! Прелесть контейнера в том, что в нем можно даже жить, разместив тот же кондиционер на солярке и поставить его можно ГДЕ УГОДНО, по согласованию только с местными. И со спутника и с беспилотника невозможно отличить жилой контейнер от привезенного морем с Запада или из Китая или из РФ контейнера с ракетами. Ну и пикапы, конечноже, ДЕСЯТКИ ТЫСЯЧ.....
В принципе правы те, на Западе кто паникует. Здесь важны не ракеты, а сам принцип. А принцип реализовать можно практически на любой технологической базе, даже если базы как таковой нет. Причем если если грамотно разместить в контейнере 155 мм гаубицу, глуша звук выстрела, при умелом целеуказании она может нанести вреда больше чем система залпового огня. Средствам звуковой разведки найти нужный контейнер среди других задача сложная. В 20 футов можно минометы 120 мм-81 мм ставить - так вообще можно только врезку делать на крыше контейнера и видно со спутника процесс выстрела не будет даже если прямо на контейнер смотреть. И за счет стенок приглушенных в контейнере - бесшумность можно иметь))) Только дело за целеукзанием, что учитывая доступность GPS - вообще элементарно.
если 120 мм миномет грамотно стоит в 20 футовом контейнере, и вокруг него хаотически разбросаны еще десятки-сотня контейнеров, то экипаж может вообще кайфово "работать" внутри часами имея возможность в случае чего эвакуироваться через яму в дне и он старый раздолбанный никому не нужный советский миномет ИЗРОЕТ ВСЮ ПЛОЩАДЬ в радиусе своего действия МИНАМИ, которых у него может быть более 20 тонн груза (если контейнер возить машиной) оставаясь практически полностью невидимым для противника. вот такие пирожки для Палестины)))
Для справки-подержанный контейнер 40 футов в США и на Востоке (где цены ниже РФ) стоит в районе 1000 долларов. При этом коробку можно использовать и под склад, и под жилье. То есть коробки всегда востребованы. В случае если "система развернута" (то есть тысячи контейнеров разбросыны на территории) Убрать можно следующими способами: а) мобильныи группами, которые прочесывают и обследуют каждый контейнер - а это собоставимо с необходимостью иметь армию и потери в этой армии будут высоки, к томуже сегодня прочесали-завтра система заработала вновь, б) танками - а это расходы т.к. каждый выстрел танка не сопоставим по стоимости контейнера, и опять же встреча группы танков с фугасами-ловушками, в) высылать авиацию для уничтожения контейнеров - результат противник развернет очень эффективную охоту своими средствами ПВО, специально подлавливая авиацию на контрударе, г) путем взяток подкупать и террором-убийствами запугивать "собак-правителей", которые будет запрещать устанавливать контейнеры "своим" - счас ситуация уже кардинально поменялась и наоборот ВСЕ правители будут устанавливать контейнеры, БОЯСЬ не еврев в Израиле, а "своих". Добро пожаловать, как говориться.
Понимаешь, Павлик. Даже зайца можно научить играть на барабане, но умнее он от этого не станет. Увы.
Понимаешь, АНС, речь ведь не о зайцах, и не о барабанах, а о вполне конкретных вещах, о конкретной нефти, о конкретном газе, о вполне конкретных людях вполне конкретной национальности которые решили что раз уж ресурсов на все человечество все равно не хватит, то значит всяко-всяческим гоям, у которых по недосмотру Яхве оные ресурсы наличествуют, владеть ими вовсе даже не положено. И если таким контейнером есть шанс обломать им зубы, то пусть будет так, чем доводить до ситуации когда конкретную дурь из их конкретных голов придется водородными бомбами вышибать.
На сайте Военное обозрение как то видел польскую систему залпового огня. Сама система накрыта быстро складывающимся закрытым со всех сторон "кузовом". Можно покрасить авто в яркие краски, а на кузове написать - "Кока-кола" или еще что. Неплохая идея воплощена.
УМНИКИ, ПО НАМ ПЕРВЫМ И ДОЛБАНУТ. УЧИТЕ ЛУЧШЕ КИТАЙСКИЙ ЯЗЫК, СКОРО ПРИГОДИТСЯ.
Анус! Что ты тут делаешь? Вставь 33 волновода в свой анус и кончи.
Самый простой вариант - среднее судно 5-6000 тонн. все клабы-ониксы стоят вертикально - штук 100 в пустом трюме в стандартных контейнерах - КСКУ. Сверху сдвижное закрытие крышек ракет. Рлс замаскирован будкой. Пара таких пароходов и подводное сопровождение. Флаг - Гидроакустическое судно ВМФ, или РЗК. ТОлько Флаг - Вспомогательного флота ФМФ- никто не заарканит. Ну, плюс скрытая 306 огнерезка ЗРК и 4 пулемета и пзрк. А как строить, чтоб не догадались - в подземных в скалах на СФ эллингах и ремзаводах. Было как-то сообщение, что в отличие от Балаклавы они еще что-то могут. Хотя инфы нет. Но если они не разрушены - построить судно, а там сделать некий ремонт и вооружить корабль. ТО-же самое можно чисто судно ПВО и пло сделать. Сам знаю - это фантастика. А хотелось-бы.
Павлик, еще в первой "буре в пустыне" иракские танкисты пытались спрятать свои машины среди уже уничтоженных. Американские летчики находили их по следам гусениц на песке. Дело в том, что температура песка в оставленной танком колее чуть выше температуры окружающей пустыни. разницу в температуре было видно через тепловизор черти с какой высоты. это было 20 лет назад. "развернутую" систему из контейнеров ударные вертолеты разберут по частям за считанные часы. Ну хотя бы потому что ствол миномета нехило греется от стрельбы и будет "светиться" за километры.
читатель, ну, ты за дураков то людей не считай)) Зажженные шашки в "пустых" контейнерах тоже будет видно в тепловизоры за километры))
Добавить комментарий
Фото неделиФотоархив HD
Первая научно-практическая конференция для молодых специалистов высокотехнологичных отраслей промышленности РФ (АО «КБП», г. Тула, 03.03.2017 г.)

Вниманию читателей «ВПК»
  • Обсуждаемое
  • Читаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц