В 2017 году начнутся летные испытания новейшего истребителя МиГ-35

Этот самолет станет самым современным легким фронтовым истребителем в России.

В правительстве рассчитывают и на его экспортный потенциал, однако собеседники «Газеты.Ru» в отрасли говорят, что для своего класса машина получилась слишком дорогой, сопоставимой по цене с тяжелыми Су-30СМ и Су-35С. Этот перспективный российский многофункциональный истребитель поколения «4++» — самый совершенный на сегодня самолет семейства «МиГ».

«Это очень выгодное дело, даже с экономической точки зрения, не говоря уже про безопасность страны, потому что именно в сегменте легких истребителей существует такой наиболее обширный экспортный потенциал, поэтому не скрываем, что собираемся и побороться с нашими конкурентами в этой части рынка», — заверил Рогозин.

Еще в октябре 2016 года на совещании по развитию российской авиации вице-премьер объявил о завершении работ по созданию МиГ-35. «Скоро эта машина будет предъявлена для государственных испытаний», — сказал Рогозин.

Тогда же он отметил, что российские воздушно-космические силы накопили большой опыт применения боевой авиации в Сирии, и попросил учесть его «при финальных работах, при завершении опытно-конструкторской работы по МиГ-35».

«Чтобы потом нам ее не дорабатывать в процессе испытаний и эксплуатации, а именно сейчас учесть все», — пояснил Рогозин.

Два опытных («предсерийных») образца МиГ-35 были построены на Производственном комплексе №1 АО «РСК «МиГ» в подмосковных Луховицах по контракту на проведение соответствующих опытно-конструкторских работ с ВКС России. Один из них успел подняться в воздух 24 ноября 2016 года.

«Это очень интересный самолет. Например, прицельная система для работы по земле смонтирована в виде подвесного контейнера, и в ней нашли применение продвинутые космические технологии», — рассказал «Газете.Ru» собеседник в авиационной отрасли.

По его словам, основная проблема самолета — слишком позднее появление на свет.

Кроме того, добавил специалист, машина получилась не очень привлекательной по критерию «эффективность — стоимость». И будет ли она конкурентоспособна — отдельный большой вопрос.

При этом МиГ-35 — во многом экспортно ориентированный проект. Он уже участвовал в индийском тендере MMRCA, но выбыл оттуда в 2011 году из-за несоответствия некоторых характеристик ранее заявленным. Например, радар в ходе испытаний не смог обнаружить цель на дистанции, заявленной в тендере, а двигатели РД-33МК не показали необходимую для выполнения задания тягу. Россия тогда потерпела весьма чувствительное поражение в области экспорта вооружений и военной техники. Цена вопроса — поставка в Индию 126 боевых машин на общую сумму свыше $10 млрд.

До конца неясен пока и исход египетского контракта на поставку МиГ-35. С деньгами у Каира сейчас трудности. Ранее подобные контракты Египту помогала оплачивать Саудовская Аравия, но будет ли она платить в будущем, большой вопрос. А без этого контракта перспективы МиГ-35 на зарубежных рынках достаточно туманны.

Внешне МиГ-35 похож на МиГ-29. Ранее он и был известен как МиГ-29ОВТ.

Аббревиатура ОВТ обозначает отклоняемый вектор тяги. Двигатель с такой функцией дает возможность истребителю резко менять направление движения в воздухе, давая важное преимущество в ближнем бою. Кроме того, самолет может нести оружие на девяти внешних узлах подвески, что увеличило взлетный вес боевой машины на треть по сравнению с предшественником.

Помимо двигателей «МиГ» получил множество других новых решений, что на самом деле позволило говорить о создании качественно нового самолета.

Важное отличие МиГ-35 от МиГ-29 — это наличие РЛС «Жук-А» с активной фазированной антенной решеткой, которая обеспечивает сопровождение 30 воздушных целей, одновременную атаку до 6 воздушных и наземных целей на дальностях до 130 км, а также новые системы управления двигателями и пониженная радиолокационная заметность.

МиГ-35 предназначен для завоевания господства в воздухе и нанесения эффективных ударов высокоточным оружием по наземным и надводным целям, из-за пределов зоны ПВО противника. Кабина летчиков оснащена современными дисплеями и системой индикации на лобовом стекле, а также полностью адаптирована для работы ночью.

Нормальная взлетная масса боевой машины составляет 17 500 кг, максимальная — 23 500 кг, боевая нагрузка – 6500 кг. Продолжительность полета — 2,2 часа.

Перехватчик МиГ-35 начал создаваться в 2000-х годах. Первая выкатка истребителя состоялась в январе 2007 года. А к 2010 году в строй поступили три прототипа, которые участвовали в различных авиавыставках и проходили испытания.

Еще в 2011 году появилась информация, что развертывание производства новейшего легкого истребителя МиГ-35 оказалось под вопросом из-за высокой стоимости (цена одной машины приближалась к миллиарду рублей). Руководство ВВС тогда склонилось к более дешевому варианту — модернизации существующего парка Миг-29.

Помимо всего прочего, когда в начале 2000-х годов встал вопрос о замене устаревающих МиГ-29 на перспективные МиГ-35, ОКБ Сухого, которое специализировалось на тяжелых истребителях, стало активно продвигать идею о том, что их новый самолет во всех отношениях будет предпочтительнее легкого фронтового истребителя.

Обычно доля легких истребителей во фронтовой авиации составляет примерно две трети от общего количества самолетов. Такая формула была выведена с учетом в том числе экономических критериев. Производство и эксплуатация легких истребителей существенно дешевле. И их боевые потери значительно легче восполнять.

В ВКС России сложилась прямо противоположная картина: легкие фронтовые истребители МиГ-29 различных модификаций составляют всего одну треть общего парка самолетов, а доминируют тяжелые самолеты семейства «Су».

Слабыми сторонами МиГ-35 стали его высокая цена и особенно высокая стоимость эксплуатации, которые сводят к нулю многие другие преимущества этой машины. Кроме того, боевые возможности самолета существенно уступают по тактико-техническими характеристикам Су-30СМ и Су-35С. Именно по этим причинам до самого последнего времени ВКС не спешили заказывать новый самолет. Дополнительно усложнит судьбу МиГ-35 его малая серийность.

Наконец, потенциальный покупатель может переплатить сравнительно немного и приобрести тяжелый истребитель типа Су-30СМ (или Су-35С). Такие примеры уже известны.

Казахстан закупил четыре истребителя Су-30СМ, хотя наряду с этим рассматривалась закупка и легких фронтовых машин «МиГ».

Это были первые поставки таких самолетов за рубеж, раньше Су-30СМ состояли на вооружении только российских ВВС. Всего в Казахстан до 2020 года может быть поставлено до 36 самолетов Су-30МС. Казахстанские пилоты и техники уже прошли курс обучения эксплуатации таких машин на Иркутском авиазаводе.

Кроме того, собеседник «Газеты.Ru» в авиаотрасли заверил, что в государственных испытаниях будет участвовать образец МиГ-35 с более старыми РЛС щелевого типа, что лишает самолет многих задуманных преимуществ и серьезно подрывает перспективы его экспорта на актуальные рынки.

С другой стороны, реального современного и высокотехнологичного легкого фронтового истребителя для ведения сетецентрических боевых действий в нашей стране пока нет, объясняет заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.  «И строить всю политику в сфере истребительной авиации только, на основе машин тяжелого класса, было бы неправильным», — говорит эксперт. — Кроме того, многим нашим союзникам и потенциальным покупателям объективно, в силу небольших размеров национальной территории, не нужны тяжелые и дорогие в эксплуатации истребители, а требуются именно легкие фронтовые машины со сравнительно небольшой дальностью полета».

Нравится

Loading...
Комментарии
В стоимости самолёты наибольший вес занимает не сам самолёт, а его начинка. Если электронщики, хотя бы за счёт серийности удешевят РЛС «Жук-А», то и цена самолёта упадёт. Так же и с двигателями. Может стоит увеличить выпуск эффективных РЛС и уменьшить стоимость, чем распылять деньги на различные, менее эффективные. А самолёты нужны различные. У каждого свой коридор работы.
Новейший самолет может называться только тот, который разработан и создан с нуля!!! Таким в России может считаться Т-50! А такие самолеты как СУ-35(а точнее СУ-27)и МИГ-35(а точнее МИГ-29), можно называть модернизированный или глубокой модернизации!!! Что кстати и делмют американцы с F-16, F-18, F-15, просто добавляют буквы. И не морочат ни кому голову якобы новейшими самолетами!!!
Американцы себе уже 15 лет голову морочат с Ф-35. Вбухали полтора триллиона долларов, а теперь Трамп обещает, как только станет президентом, вернуться к производству старых проверенных Ф-18 Супер Хорнет.
Соревнование в ++++ это бизнес, а не технический и военный прогресс. Поэтому принципиально новые идеи не реализуются, а идёт вылизывание идей середины прошлого века. А страдает, в первую очередь - оборона страны.
Сергей,F-35 c 2015 г.уже состоит на вооружении КМП, а в прошедшего - ВВС.
Наверное, Раджапов Э. прав. И РЛС «Жук-А» нужно тиражировать.
Модернизация старых самолётов, - только временная затычкам дыр в повышающихся требованиях для авиации. "Подтянуть" новыми прибомбасами отживающую свой век модель 3 - 4 поколения, не самая правильная тактика... Делать упор на Т-50 и прочих 5 поколения и сразу в беспилотном варианте, только так можно стать первым на данном отрезке...Американцы сделали Ф-22 и Ф-35 и поставляют всем, даже датчанам и итальянцам, у нас о сотнях пятого поколения Ф-22 не очень говорят, слишком неприглядная картинка с нашими ВКС получается.
строить всю политику в сфере истребительной авиации только, на основе машин тяжелого класса, было бы неправильным... как это не правильным, что за болтовня! Именно под дудку двух двигательных машин, пилили дегкие Су-17м-х, МиГ-23 и МиГ-27, а потом кинули микояновскую фирму и слили всё бабло Погосяну. Строить всю политику в сфере истребительной авиации, на основе полной безнаказанности, вот что неправильно.
Производство ракетных комплексов «Ярс», московского института теплотехники (МИТ), находится под угрозой срыва, поскольку из-за тяжелой экономической ситуации и проблем с кредиторами, Подольский электромеханический завод не может поставить необходимое оборудование. Отмечается, что невзирая на заведённую финансистами, программу Ярс в болото, неунывающие сотрудники МИТ, уже кого то попросили на Ковровском электромеханическом заводе, запустить производство необходимого оборудования, на что может понадобиться 1,5 года... а там как пойдёт.
Добавить комментарий
Фото неделиФотоархив HD
Церемония награждение лауреатов премии «Щит и меч Отечества» (21 декабря 2016 г., дом Пашкова)

 

 

Константин Чуприн
Вниманию читателей «ВПК»
  • Обсуждаемое
  • Читаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц

Статьи