Версия для печати

Возрождение Ил-76МД-М

Ил-76 совершил свой первый полет 45 лет назад и стал самым массовым самолетом Военно-транспортной авиации – до 2000 года было построено 950 транспортников знаменитой «ильюшинской» марки.

И сейчас на вооружении ВКС находится 120 таких машин (около 100 на хранении). «Старичку» подарили вторую жизнь – за счет глубокой модернизации. Каждая из крылатых машин после обновления пролетает еще лишних 15 лет. 

Этот самолет стал своеобразным символом ВДВ – одно из его предназначений заключается именно в десантировании парашютистов и боевой техники. Ил-76 впервые появился в кадрах художественного фильма «В зоне особого внимания» во время массового десантирования, когда парашютисты прыгали «по боевому» – через рампу. Уже позже, в Афганистане, «горбатый», как прозвали его советские воины за характерный изгиб корпуса, перевез сотни тонн боеприпасов и продовольствия для ОКСВА (Ограниченный контингент советских войск в Афганистане). «Засветился» он еще позже в кинофильме «Кандагар». 

В общем узнаваемый самолет, добросовестный трудяга и небесный пахарь, который списывать в запас еще рано, а вот обновить и продлить его век как раз вовремя. Первые модернизированные Ил-76МД-М уже вышли на уровень госиспытаний, и реконструкция этих самолетов теперь будет поставлена на поток. 

«Ил-76 стал основным самолетом для ВДВ, – говорит председатель комитета Госдумы по обороне, экс-командующий Воздушно-десантными войсками генерал-полковник Владимир Шаманов. – Мне лично довелось совершить из него не один десяток прыжков. Хороший самолет, опытные пилоты умудряются удерживать его на скорости в двести километров при десантировании, что уменьшает силу динамического удара при раскрытии парашюта. Кто прыгал, знает, о чем речь. Сейчас Минобороны получает новые транспортные самолеты с индексом Ил-76МД-90А, или как их еще именуют Ил-476, производимых на Ульяновском авиазаводе, до 2020 года их должны выпустить в количестве 39 единиц. Но и стоящие на вооружении Ил-76МД еще способны послужить после соответствующей модернизации. Фактически это будут новые самолеты – с более мощными техническими характеристиками, срок эксплуатации которых серьезно увеличится». 

Ил-76МД-М – проект модернизации самолетов типа Ил-76МД, разработанный ОАО «Ил», согласно тактико-техническому заданию, утвержденному Воздушно-космическими силами МО РФ в целях модернизации парка имеющихся на вооружении тяжелых военно-транспортных самолетов Ил-76МД. 

На первый взгляд, внешних отличий от серийных Ил-76 у модернизированного самолета практически и не видно. За исключением обтекателей, новых систем и оборудования, дополнительных панелей и антенн, которые расположены по его фюзеляжу. Конструкторы так же внесли ряд важных дополнений и новых систем, которые значительно улучшили эксплуатационные характеристики машины. Установленная в носовой части кабины оптико-электронная визирная система позволяет наблюдать за площадками десантирования, за любыми объектами, как в инфракрасном диапазоне, так и в оптическом диапазоне. 

На Ил-76МД-М установлена спутниковая система навигации, которая соотвествует всем требованиям и правилам полетов на российских и зарубежных воздушных трассах. Установлено и новое оборудование: новый пилотажно-навигационный комплекс и системы, которые позволяют качественно улучшить характеристики самолета при выполнении транспортных и боевых полетов при обеспечении перевозок войск и военной техники. Ил-76МД-М – самолет транспортный, однако в «военном исполнении» способен нести и бомбовую нагрузку, которая на практике, правда, никогда не использовалась. В старом варианте на самолете в хвостовой части существует и кабина для стрелка, оснащенная авиационной пушкой. В современном бою ее эффективность весьма сомнительна, поэтому в модернизированном Иле она отсутствует. Зато самолет оснащен комплексами активной и пассивной защиты от всех средств поражения противника, в том числе и тепловые ловушки, а также ряд совершенно новых систем. 

Основной целью модернизации стояла задача продления срока эксплуатации строевым серийным Ил-76, которые сейчас находятся на вооружении в частях и выполняют самые различные задачи, как в России, так и за ее пределами. Цель этой работы была не в кардинальном улучшении летных характеристик, которые остаются достаточно высокими, а в замене некоторых узлов и оборудования, которое на сегодняшний день уже не выпускается российской промышленностью. Эта работа была выполнена, и самолет с новым оборудованием сегодня позволяет решать как боевые, так и транспортные задачи на новом уровне качества. Была достигнута высокая точность самолетовождения и улучшение качества радиооборудования и ведения связи в полете. 

«Это уникальная машина, конкуренцию которой в ближайшие годы вряд ли сможет составить любой другой самолет, – считает авиационный эксперт, пилот Владимир Таланов. – Модернизация, конечно, пойдет ему на пользу, современная начинка только улучшит и без того качественные характеристики. Ил-76МД-М сохранил мощную механизацию крыла и многоколесное шасси с высокоэффективной системой торможения, что позволяет осуществлять взлет и посадку на грунтовые полосы. 

Самолет имеет герметизированную грузовую кабину и грузовую рампу для обеспечения удобства погрузки-разгрузки и парашютного десантирования личного состава и перевозимых грузов. Модернизация коснулась пилотажно-навигационного, радиосвязного, десантно-транспортного, светотехнического и бытового оборудования, средств обороны. Все это позволяет увеличить срок эксплуатации самолета на 10-15 лет без потери качества и его характеристик». 

Всего планируется в ближайшие три года модернизировать более 40 самолетов Ил-76МД до индекса «М». Параллельно будут наращиваться мощности по производству новых Ил-76МД-90А на Ульяновском авиапредприятии «Авиастар СП», сообщает портал tv-zvezda.ru.

 

Аватар пользователя HZ66
HZ66
07 января 2017
«Это уникальная машина, конкуренцию которой в ближайшие годы вряд ли сможет составить любой другой самолет", но почему-то, практически нет заказов от зарубежных партнеров.
Аватар пользователя надякин
надякин
07 января 2017
950 выпущено -220 осталось,экипажей еще меньше! за 3-4 года вы востановили ВТА? ВВС? ВМФ? не смешите мои "поковы"!!!
Аватар пользователя Вvадимир
Вvадимир
08 января 2017
А что,действительно,"примерить" крыло от Ту-95 к Ил-76!? Тяга винтовентиляторов СВ-27, которые сделали для Ан-70 как раз на 12тонн как и тяга Д30КП. И там(Ту-95) и там (Ил-76) по четыре мотора, и тот и другой взлётной массой под 180-200тонн,но только "жрать" горючку винтовентилятры будут на 1/2-1/3 меньше.
Аватар пользователя Антрополог
Антрополог
08 января 2017
HZ66, 17:02, 7 января, 2017, - Страна скоро погибнет ради твоих "зарубежных партнёров". В этом году исполнится 100 лет пассивной стойке "в ожидании партнёра-Интернационала".
Аватар пользователя ВоенСец
ВоенСец
08 января 2017
надякину - В том,что осталось 220 машин - нет ничего удивительного. Самолёт совершил первый полёт в 1971 году, производился до 2000 года, т.е. практически 30 лет. Естественно, срок службы первых выпущенных истёк. Кстати, из почти 1000 построенных машин более 100 поставлены за рубеж....
Аватар пользователя ББД
ББД
08 января 2017
Для несведущих: 2 дивизии ВТА остались на Украине, полк заправщиков на Ил-78 - вот уже более 200 машин не в России. Плюс дивизия ВТА в Беларуси. К тому же в число выпущенных включаются самолеты Ил-76М, Ил-76Т, которые уже давно списаны с эксплуатации. Еще 100 поставлена за рубеж. Так что цифра в 220 машин очень даже внушительная. А почему его не пускают за рубеж - а кто потерпит конкурента. Вот и придумывают всякого рода "ограничения", вроде систем TCAS и GPS (предупреждения об опасном сближении с землей и другими самолетами), хотя их функции выполняет установленная на Иле САУ-1Т-2Б. И зарубежные авиационные власти требуют мол получите соответствующий сертификат от разработчикоы их систем на соответствие. Да кто же его даст конкуренту! Опять же шумы движков Д-30КП2. Транспортники в подавляющем большинстве случаев садятся на военные аэродромы, а там такого ограничения нет. НО... опять конкуренция, и защита национальных перевозчиков. Кстати, "Волга-Днепр" на Ил-76ТД-90ВД с движками ПС-90 не имеет таких ограничений по шуму и допускается на все аэродромы
Аватар пользователя иван
иван
08 января 2017
до 2010 в узбекистане мелкосирийно в ташкенте для ввс россий и каитая в 2013 перенесли сборку в ульяновск в 2015 задел недостроеные перевезли наземным транспортом через казахстан
Аватар пользователя ББД
ББД
08 января 2017
Всем, так сказать "экспертам". На момент распада СССР самолеты имелись в 2-х дивизиях на территории Украины. Плюс полк заправщиков на Ил-78. Итого получается более 200 машин. Там они и остались (на Украине). Постепенно дойдя до состояния металлолома. Также дивизия была В Белоруссии. Еще несколько десятков машин. Плюс доставшиеся остальным бывшим республикам. Кроме того, в количество выпущенных входят также Ил-76М и Ил-76Т, списанных еще при СССР.Опять же порядка сотни машин было поставлено на экспорт. Так что на территории собственно России к моменту распада Союза было порядка 250-270 машин,если не меньше. А от "зарубежных партнеров" нет заказов на перевозки Илами по той простой причине, что там принимаются всевозможные меры по защите национальных перевозчиков. К примеру, выставляются претензии по необорудованию Илов системами TCAS и GPS (предупреждения об опасном сближении с землей и другими самолетами). Но ведь эти функции прекрасно выполняет установленная на Илах САУ-1Т-2Б. Хорошо, соглашаются "партнеры", но пусть разработчик нашей аппаратуры это подтвердит, так сказать выдаст вам соответствующий сертификат. Ага сейчас, он это сделает для конкурента, ну-ну. Установим ихнюю аппаратуру - придиеутся к шуму двигателей Д-30КП2. Но ведь транспортники большей частью садятся на военные аэродромы, на которые ограничения по шуму не распространяются. Хорошо, вот "Волга-Днепр" ремоторизировала самолеты, двигатели ПС-90 уже удовлетворяют по шуму. Но ведь теперь можно выдвинуть требования по количеству огнетушителей (к примеру) в грузовом отсеке или еще к чему. И процесс будет бесконечен
Аватар пользователя milstar
milstar
09 января 2017
в рампу прыгал ...хороший самолет связь ,рлс необходимо заменить если есть возможности -то двигатели тоже
Аватар пользователя HZ66
HZ66
09 января 2017
Антрополог: Страна скоро погибнет ради твоих "зарубежных партнёров". В этом году исполнится 100 лет пассивной стойке "в ожидании партнёра-Интернационала". Вы видим как процветают без союзников сев. кореи и прочие венесуэлы.
Аватар пользователя gjgjd
gjgjd
17 июня 2017
"В старом варианте на самолете в хвостовой части существует и кабина для стрелка, оснащенная авиационной пушкой. В современном бою ее эффективность весьма сомнительна"- США, сомневались в эффективности пушечного вооружения и жестоко за это поплатились! Видимо в основе сокращения пушечного вооружения лежит примитивная экономия!
Аватар пользователя HZ66
HZ66
07 января 2017
«Это уникальная машина, конкуренцию которой в ближайшие годы вряд ли сможет составить любой другой самолет", но почему-то, практически нет заказов от зарубежных партнеров.
Аватар пользователя надякин
надякин
07 января 2017
950 выпущено -220 осталось,экипажей еще меньше! за 3-4 года вы востановили ВТА? ВВС? ВМФ? не смешите мои "поковы"!!!
Аватар пользователя Вvадимир
Вvадимир
08 января 2017
А что,действительно,"примерить" крыло от Ту-95 к Ил-76!? Тяга винтовентиляторов СВ-27, которые сделали для Ан-70 как раз на 12тонн как и тяга Д30КП. И там(Ту-95) и там (Ил-76) по четыре мотора, и тот и другой взлётной массой под 180-200тонн,но только "жрать" горючку винтовентилятры будут на 1/2-1/3 меньше.
Аватар пользователя Антрополог
Антрополог
08 января 2017
HZ66, 17:02, 7 января, 2017, - Страна скоро погибнет ради твоих "зарубежных партнёров". В этом году исполнится 100 лет пассивной стойке "в ожидании партнёра-Интернационала".
Аватар пользователя ВоенСец
ВоенСец
08 января 2017
надякину - В том,что осталось 220 машин - нет ничего удивительного. Самолёт совершил первый полёт в 1971 году, производился до 2000 года, т.е. практически 30 лет. Естественно, срок службы первых выпущенных истёк. Кстати, из почти 1000 построенных машин более 100 поставлены за рубеж....
Аватар пользователя ББД
ББД
08 января 2017
Для несведущих: 2 дивизии ВТА остались на Украине, полк заправщиков на Ил-78 - вот уже более 200 машин не в России. Плюс дивизия ВТА в Беларуси. К тому же в число выпущенных включаются самолеты Ил-76М, Ил-76Т, которые уже давно списаны с эксплуатации. Еще 100 поставлена за рубеж. Так что цифра в 220 машин очень даже внушительная. А почему его не пускают за рубеж - а кто потерпит конкурента. Вот и придумывают всякого рода "ограничения", вроде систем TCAS и GPS (предупреждения об опасном сближении с землей и другими самолетами), хотя их функции выполняет установленная на Иле САУ-1Т-2Б. И зарубежные авиационные власти требуют мол получите соответствующий сертификат от разработчикоы их систем на соответствие. Да кто же его даст конкуренту! Опять же шумы движков Д-30КП2. Транспортники в подавляющем большинстве случаев садятся на военные аэродромы, а там такого ограничения нет. НО... опять конкуренция, и защита национальных перевозчиков. Кстати, "Волга-Днепр" на Ил-76ТД-90ВД с движками ПС-90 не имеет таких ограничений по шуму и допускается на все аэродромы
Аватар пользователя иван
иван
08 января 2017
до 2010 в узбекистане мелкосирийно в ташкенте для ввс россий и каитая в 2013 перенесли сборку в ульяновск в 2015 задел недостроеные перевезли наземным транспортом через казахстан
Аватар пользователя ББД
ББД
08 января 2017
Всем, так сказать "экспертам". На момент распада СССР самолеты имелись в 2-х дивизиях на территории Украины. Плюс полк заправщиков на Ил-78. Итого получается более 200 машин. Там они и остались (на Украине). Постепенно дойдя до состояния металлолома. Также дивизия была В Белоруссии. Еще несколько десятков машин. Плюс доставшиеся остальным бывшим республикам. Кроме того, в количество выпущенных входят также Ил-76М и Ил-76Т, списанных еще при СССР.Опять же порядка сотни машин было поставлено на экспорт. Так что на территории собственно России к моменту распада Союза было порядка 250-270 машин,если не меньше. А от "зарубежных партнеров" нет заказов на перевозки Илами по той простой причине, что там принимаются всевозможные меры по защите национальных перевозчиков. К примеру, выставляются претензии по необорудованию Илов системами TCAS и GPS (предупреждения об опасном сближении с землей и другими самолетами). Но ведь эти функции прекрасно выполняет установленная на Илах САУ-1Т-2Б. Хорошо, соглашаются "партнеры", но пусть разработчик нашей аппаратуры это подтвердит, так сказать выдаст вам соответствующий сертификат. Ага сейчас, он это сделает для конкурента, ну-ну. Установим ихнюю аппаратуру - придиеутся к шуму двигателей Д-30КП2. Но ведь транспортники большей частью садятся на военные аэродромы, на которые ограничения по шуму не распространяются. Хорошо, вот "Волга-Днепр" ремоторизировала самолеты, двигатели ПС-90 уже удовлетворяют по шуму. Но ведь теперь можно выдвинуть требования по количеству огнетушителей (к примеру) в грузовом отсеке или еще к чему. И процесс будет бесконечен
Аватар пользователя milstar
milstar
09 января 2017
в рампу прыгал ...хороший самолет связь ,рлс необходимо заменить если есть возможности -то двигатели тоже
Аватар пользователя HZ66
HZ66
09 января 2017
Антрополог: Страна скоро погибнет ради твоих "зарубежных партнёров". В этом году исполнится 100 лет пассивной стойке "в ожидании партнёра-Интернационала". Вы видим как процветают без союзников сев. кореи и прочие венесуэлы.
Аватар пользователя gjgjd
gjgjd
17 июня 2017
"В старом варианте на самолете в хвостовой части существует и кабина для стрелка, оснащенная авиационной пушкой. В современном бою ее эффективность весьма сомнительна"- США, сомневались в эффективности пушечного вооружения и жестоко за это поплатились! Видимо в основе сокращения пушечного вооружения лежит примитивная экономия!
 

 

 

Вниманию читателей «ВПК»
Кулинченко Вадим
Купинов Максим
Стригунов Константин
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц