Версия для печати

Видеть перспективу

Захаревич Анатолий
Радиолокационная система управления (РЛСУ) "Барс", разработанная НИИ приборостроения им. В.В. Тихомирова по заказу Корпорации "Аэрокосмическое оборудование", - этапная работа по созданию интегрированного радиотехнического комплекса для многофункционального боевого самолета пятого поколения. В 2003 г. Корпорация выиграла тендер Минобороны России на участие в этом крупнейшем проекте российского ОПК и планирует вложить в опытно-конструкторские работы по нему более 160 млн. долл. собственных средств.

В настоящее время РЛСУ "Барс" не имеет аналогов в мире.
Фото пресс-службы Корпорации ''Аэрокосмическое оборудование''


РЛСУ ''БАРС'' - ОЧЕРЕДНОЙ ШАГ НА ПУТИ К СОЗДАНИЮ ИСТРЕБИТЕЛЯ ПЯТОГО ПОКОЛЕНИЯ


Радиолокационная система управления (РЛСУ) "Барс", разработанная НИИ приборостроения им. В.В. Тихомирова по заказу Корпорации "Аэрокосмическое оборудование", - этапная работа по созданию интегрированного радиотехнического комплекса для многофункционального боевого самолета пятого поколения. В 2003 г. Корпорация выиграла тендер Минобороны России на участие в этом крупнейшем проекте российского ОПК и планирует вложить в опытно-конструкторские работы по нему более 160 млн. долл. собственных средств.
{{direct_hor}}
ОАО "Научно-исследовательский институт приборостроения им. В.В. Тихомирова" имеет огромный опыт по созданию ФАР. Работы в этой области радиолокации ведутся в институте с начала 1970-х гг. Уже в начале 80-х гг. созданной в НИИП системой "Заслон" с неподвижной ФАР был оснащен самолет МиГ-31.

Следует отметить, что в бортовых радиолокационных станциях (БРЛС) с неподвижными ФАР наблюдается снижение потенциальных характеристик при больших углах (более 40 градусов) отклонения луча диаграммы направленности (ДН) от оси антенны. Дальнейшие работы по совершенствованию антенной техники привели к созданию подвижной ФАР для РЛСУ "Барс", которая не только освободилась от недостатков неподвижной ФАР, но и приобрела ряд новых возможностей.

РЛСУ "Барс" стала новой освоенной ступенью в отечественной и мировой радиолокации и относится к так называемому поколению 4++. Она имеет ощутимые преимущества по сравнению с предыдущим поколением, к которому можно отнести, в частности, РЛСУ "Жук-МЭ" и др.

Новая бортовая радиолокационная станция имеет подвижную фазированную антенную решетку (ФАР) с электронным сканированием, что позволяет практически мгновенно перемещать луч ДН антенны в любую точку пространства и в зависимости от целевой обстановки гибко варьировать скорость перемещения луча и время его нахождения на каждой угловой позиции при обзоре воздушного пространства и подстилающей поверхности, а также формировать ДН антенны необходимой конфигурации в зависимости от решаемых задач. Таким образом, ФАР обладает неоспоримыми преимуществами перед зеркальными антеннами и щелевыми антенными решетками.

Рассмотрев режимы работы РЛСУ и решаемые ей задачи, можно сделать вывод, что РЛСУ "Барс" в настоящее время не имеет аналогов в мире.

Самолет, оснащенный БРЛС "Барс", получает возможность с большой скоростью просматривать воздушное пространство, одновременно сопровождая до 15-ти объектов и реализовывая атаку до 4-х целей, находящихся в любой точке зоны обзора (в телесном угле 800), и при этом осуществлять поиск новых целей. Данный режим позволяет в случае необходимости (при появлении наиболее опасной цели) изменить атакуемую цель. Для примера, в БРЛС с щелевой антенной решеткой (ЩАР) такой режим можно реализовать только в упрощенном варианте - без сохранения обзора пространства и при условии расположения целей в узкой зоне 200 кв. градусов (например, в зоне 400 по азимуту и 50 по углу места).

БРЛС "Барс" также позволяет использовать совмещенный режим, т.е. одновременно работать и по воздушным и по наземным целям (тогда как в БРЛС предыдущего поколения это практически невозможно). Причем этот режим реализован в двух вариантах: режим сопровождения наземной цели с сохранением обзора пространства по воздушным целям и режим сопровождения одной наземной цели с одновременным обстрелом воздушной цели в дальнем бою.

Кроме перечисленных выше режимов, РЛСУ "Барс" обеспечивает:

В режиме работы по воздушным целям:

- поиск целей по скорости;
- поиск целей с измерением и изменением дальности;
- обзор воздушного пространства в зоне +70 градусов по азимуту и +40 градусов по углу места;
- подсвет целей и передачу команд радиокоррекции для управления ракетным вооружением;
- сопровождение постановщика помех;
- определение типа воздушных целей. При включении этого режима РЛСУ "Барс" по параметрам отраженного от цели сигнала определяет тип обнаруженной воздушной цели: "большая цель", "средняя цель", "малая цель", "групповая цель", транспортный самолет, вертолет, реактивный самолет. При введении в базу данных спектральных характеристик конкретных самолетов данный режим позволит определить тип самолета, например, F-14, F-18 и т.д.;
- определение характеристик групповой цели в режиме сопровождения с сохранением обзора. Данный режим позволяет более эффективно применить управляемое ракетное вооружение при атаке групповой цели;
- поиск, захват и сопровождение визуально видимой воздушной цели в ближнем маневренном бою.


В режиме работы по наземным целям:

- картографирование поверхности в режиме реального луча;
- картографирование поверхности в режиме доплеровского обужения луча;
- картографирование поверхности в режиме синтезирования апертуры;
- селекцию наземных движущихся целей;
- измерение координат и сопровождение до двух наземных целей;
- решение задачи групповых действий при атаке наземных целей.


В режиме работы по морским целям:

- дальнее обнаружение крупноразмерных морских целей;
- обзор морской поверхности и обнаружение морских целей;
- селекцию морских движущихся целей;
- измерение координат и сопровождение до двух морских целей, движущихся или неподвижных.


Технические решения, заложенные в РЛСУ "Барс", делают возможным создание ее модификаций для различных видов самолетов. Так, РЛСУ "Барс-29" для самолета МиГ-29 на 80%-90% аппаратурно унифицирована с РЛСУ "Барс" самолета Су-30МКИ, причем три неунифицированных блока (антенный блок, СВЧ приемник, задающий генератор) изготавливаются на единой технологии с аналогичными блоками РЛСУ "Барс". Унификация РЛСУ "Барс-29" и РЛСУ "Барс" в области программно-математического обеспечения - более 90%. Небольшое расхождение ПМО обусловлено различием в сопрягаемом бортовом оборудовании самолетов. Такая унификация позволяет соответственно унифицировать обучение летного состава, системы обслуживания РЛСУ и состав средств наземной подготовки.

Летные испытания РЛСУ "Барс" с версиями программно-математического обеспечения (ПМО) МК-1 и МК-2 в составе экспортно-ориентированного самолета Су-30МКИ прошли в 2002-2003 гг. В данных версиях ПМО реализована большая часть перечисленных выше режимов. Испытания РЛСУ "Барс" с окончательной версией ПМО МК-3 завершаются в этом году.

С учетом расширения военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами (прежде всего, с Индией), важной особенностью РЛСУ "Барс" является возможность использования в ней компонентов иностранного производства. В частности, возможно применение вычислительной техники, произведенной в странах-потребителях.

Элементная база, операционная система и прикладное ПО РЛСУ "Барс" полностью совместимы с западными стандартами, что позволяет производить их модернизацию, не меняя логики работы РЛСУ. Вычислительная техника БЦВМ и ППС РЛСУ "Барс" выполнена в конструктиве западных военных стандартов (Compact-Pci). Все это дает РЛСУ "Барс" существенные преимущества перед разработками конкурентов Корпорации "Аэрокосмическое оборудование", а также повышает конкурентоспособность российской авиационной техники в целом.

Анатолий ЗАХАРЕВИЧ
первый заместитель генерального директора - технический директор
ОАО "Корпорация "Аэрокосмическое оборудование"

Николай КОСТРОВ
заместитель директора Научно-технического центра
ОАО "Корпорация "Аэрокосмическое оборудование"

Опубликовано в выпуске № 11 (28) за 24 марта 2004 года

Loading...
Загрузка...
Новости

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц