Версия для печати

Новая веха в Карабахском вопросе?

Мартиросян Самвел
Карабахский вопрос становится в последнее время центральным для Армении и Азербайджана. Несмотря на то что переговорный процесс, который проходит за закрытыми дверями, не дает никаких видимых плодов, по косвенным признакам заметно, что стороны находятся под серьезным давлением посредников и принуждаются к уступкам. Российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ по карабахскому урегулированию Юрий Мерзляков недавно заявил о том, что уже есть определенный разработанный пакет решения, который в ближайшее время будет представлен сторонам конфликта. Соответственно, и в Ереване, и в Баку будут вынуждены подготавливать общество к возможности уступок.


СТОРОНЫ КОНФЛИКТА ИЩУТ ВОЗМОЖНОСТИ КОМПРОМИССА


Карабахский вопрос становится в последнее время центральным для Армении и Азербайджана. Несмотря на то что переговорный процесс, который проходит за закрытыми дверями, не дает никаких видимых плодов, по косвенным признакам заметно, что стороны находятся под серьезным давлением посредников и принуждаются к уступкам. Российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ по карабахскому урегулированию Юрий Мерзляков недавно заявил о том, что уже есть определенный разработанный пакет решения, который в ближайшее время будет представлен сторонам конфликта. Соответственно, и в Ереване, и в Баку будут вынуждены подготавливать общество к возможности уступок.
{{direct_hor}}
В Ереване впервые были официально представлены возможные уступки с армянской стороны в плане карабахской проблемы. Во время открытых парламентских слушаний министр обороны, секретарь Совета безопасности при президенте Армении Серж Саркисян впервые явно обозначил три пункта, в которых армяне могут пойти на компромиссы.

ВОЗМОЖНЫЕ УСТУПКИ СО СТОРОНЫ АРМЯН

"Мы рассматриваем в качестве принципиального компромисса воздержание Республики Армения от признания НКР, несмотря на легитимность создания Нагорно-Карабахской Республики и факт ее многолетнего непрерывного функционирования в качестве независимого демократического государства, представляя это как проявление доброй воли в целях поддержания процесса мирного урегулирования в рамках Минской группы", - заявил Серж Саркисян. Кроме того, он сообщил, что армянская сторона готова согласиться с предложением, обнародованным несколько месяцев назад председателем Парламентской ассамблеи НАТО Пьером Леллюшем, о целесообразности проведения еще одного референдума среди населения бывшей Нагорно-Карабахской области по демократическому самоопределению НКР. И, наконец, третьей уступкой, по словам министра обороны, может стать вопрос о возвращении территорий из состава так называемого пояса безопасности - семи районов Азербайджана, контролируемых армией Нагорного Карабаха. "Мы готовы путем переговоров пойти на определенные взаимные уступки при условии приобретения азербайджанской стороной твердых гарантий физической безопасности населения Карабаха, подкрепленных гарантиями авторитетных международных организаций. Армянская сторона на самом деле готова обсуждать возможности взаимных компромиссов именно в этих прагматических пределах", - сообщил Серж Саркисян. При этом он представил три фундаментальных принципа, которых придерживается армянская сторона. "Невозможность подчинения Карабаха Азербайджану, невозможность анклавного существования Нагорного Карабаха, необходимость наличия сухопутной границы с Арменией и международных гарантий для создания условий участия Нагорного Карабаха в мировых прогрессивных процессах, необходимость четких международных гарантий невозобновления войны и безопасности населения Нагорного Карабаха", - таковы, по словам Сержа Саркисяна, те пункты, где компромисс невозможен.

НЕСМОТРЯ НА ВОЗМОЖНЫЕ УСТУПКИ

Однако, несмотря на озвученную возможность уступок, которая встретила довольно неоднозначную реакцию в Армении, официальный Ереван делает активные шаги в направлении усиления обороноспособности страны. В частности, речь идет о повышении военных затрат. "ВПК" уже писал (см. №45 2004 г.) о том, что и Азербайджан, и Армения пошли на существенное повышение оборонных бюджетов в текущем году. Однако при этом расходы Еревана практически в 2,5 раза уступают Баку. В то же время Серж Саркисян на днях выступил с неожиданным заявлением о том, что Армения уже в этом году, несмотря на утвержденный бюджет, пойдет на существенное повышение оборонных расходов. "В 2005 г. мы ни на один цент не отстанем от Азербайджана в расходах на оборону, а как и откуда будут изысканы эти средства, это уже другой вопрос", - заявил министр обороны. Напомним, что, по официальным данным, Армения запланировала в бюджете около 100 млн. долл. на оборону, а Азербайджан - около 240 млн. долл. Совсем недавно была повышена зарплата армянским военнослужащим на 30 тыс. драмов (более 70 долл.). По словам министра обороны, уже есть договоренность с премьер-министром Андраником Маркаряном, согласно которой она будет повышаться ежегодно.

Серж Саркисян, коснувшись боеспособности армянской армии, заявил, что "наши Вооруженные Силы находятся в лучшем состоянии, чем у соседей по Южному Кавказу". При этом он сообщил, что сегодня ставка больше делается на модернизацию вооружения, нежели на покупку новой военной техники. "Покупка 300 новых танков обойдется в 1 млрд. долл., а обновление имеющейся техники - на порядок меньше", - отметил Серж Саркисян. Примечательно, что это заявление само по себе уже говорит о том, что Армения не собирается уступать Азербайджану ни в одном вопросе. Напомним, что по Договору об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) на 2001 г. Армения задекларировала 102 танка, в то время как Азербайджан превысил фланговые ограничения в 220 единиц, задекларировав в том же году 262 танка. Заявление Сержа Саркисяна напрямую говорит о намерении Армении и здесь не отстать от соседней республики. Правда, стоит учитывать и то, что у обеих сторон официальные данные существенно разнятся с экспертными оценками. Кроме того, речь могла идти и о модернизации тяжелой техники нагорно-карабахской армии, которая, по оценкам специалистов, существенно превосходит по численности армянскую. (Например, численность танков армии НКР оценивается в 316 единиц.)

ПОДГОТОВИТЬ ОБЩЕСТВО

Самое тяжелое на сегодняшний день в карабахском вопросе - неготовность населения Армении, Азербайджана и НКР к компромиссам. Так, проведенный на днях Армянским центром национальных и стратегических исследований опрос общественного мнения показал, что 71,9% населения страны готовы по мере своих возможностей принять участие в обороне Нагорного Карабаха в случае возобновления военных действий. (Аналогичный показатель на июль прошлого года был 67,7%.) При этом лишь 3,3% населения видят возможность существования НКР в составе Азербайджана в статусе автономной области или же при варианте так называемого единого государства (горизонтальный уровень отношений Степанакерт-Баку).

В то же время сопредседатели Минской группы ОБСЕ торопят Ереван и Баку. 15 марта в Лондоне они приняли заявление к властям Армении и Азербайджана, в котором выразили крайнюю озабоченность ростом напряженности на линии соприкосновения (см. "ВПК" №12 2005 г.). При этом в заявлении опять прозвучал намек на то, что переговорный процесс близится к разрешению, и самым серьезным тормозящим фактором является неготовность к какому-либо компромиссу населения конфликтующих республик. "В такой деликатной ситуации, когда сопредседатели МГ ОБСЕ близки к первым шагам по достижению соглашения между сторонами конфликта, посредники призывают Армению и Азербайджан в соответствии с обязательствами, взятыми в феврале 1995 г., соблюдать режим прекращения огня на линии соприкосновения и воздерживаться от любых публичных заявлений, которые могут привести к обострению конфликта. А также подготовить население обеих стран к соглашению, которое может быть достигнуто в результате переговоров и потребует взаимных компромиссов", - говорится в заявлении. Из документа следует, что в ближайшее время мы можем стать свидетелями неожиданных заявлений со стороны Еревана и Баку.

Самвел МАРТИРОСЯН
Ереван

Опубликовано в выпуске № 15 (82) за 27 апреля 2005 года

Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц