Версия для печати

Труженики неба

Дрик Владимир
Идея использования авиации для перевозки войск и военных грузов, в том числе в тыл противника, родилась и впервые была претворена на практике еще в годы Первой мировой войны. В марте 1931 г. командование Красной Армии приняло решение о создании в Ленинградском военном округе опытного воздухо-десантного отряда из 12 бомбардировщиков ТБ-1 и 10 самолетов-разведчиков Р-5. Дата завершения его формирования 1 июня 1931 г. утверждена как День создания военно-транспортной авиации.

Генерал-лейтенант Виктор Денисов.
Фото Владимира ДРИКА


НА ВОПРОСЫ "ВПК" ОТВЕЧАЕТ КОМАНДУЮЩИЙ 61-й ВОЗДУШНОЙ АРМИЕЙ ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТ ВИКТОР ДЕНИСОВ


Идея использования авиации для перевозки войск и военных грузов, в том числе в тыл противника, родилась и впервые была претворена на практике еще в годы Первой мировой войны. В марте 1931 г. командование Красной Армии приняло решение о создании в Ленинградском военном округе опытного воздухо-десантного отряда из 12 бомбардировщиков ТБ-1 и 10 самолетов-разведчиков Р-5. Дата завершения его формирования 1 июня 1931 г. утверждена как День создания военно-транспортной авиации.
{{direct_hor}}
ЛИЧНОЕ ДЕЛО

ДЕНИСОВ Виктор Федорович

Родился 14 июня 1948 г. в селе Васильевка, Ставропольского района, Куйбышевской (ныне Самарской) области. Окончил Балашовское высшее военное авиационное училище летчиков (1970 г., с золотой медалью), Военно-воздушную академию имени Ю.А. Гагарина (1980 г., с золотой медалью) и Военную академию Генерального штаба ВС РФ (1993 г.). Прошел все ступени военной карьеры. В 1983 г. был назначен командиром военно-транспортного авиационного полка. В период с 1985-го по 1989 г. неоднократно выполнял боевые полеты в Афганистан. С 1987 г. по 1991 г. командовал военно-транспортной авиационной дивизией. Участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В 1993 г. был назначен заместителем, а в 1997 г. - первым заместителем командующего ВТА. С 1999 г. - командующий военно-транспортной авиацией. Заслуженный военный летчик РФ, военный летчик-снайпер. Почетный работник транспорта РФ. Награжден орденами Красной звезды, "За службу Родине в ВС" III степени, "За военные заслуги", "Дружба" и многими медалями. За годы службы налетал на различных типах самолетов более 5,5 тыс. часов.


- Виктор Федорович, о военно-транспортной авиации у нас, к сожалению, говорят и пишут очень мало. Неужели она не заслужила большего внимания к себе со стороны журналистов, кинематографистов, литераторов?

- Конечно, заслужила. Вспомним хотя бы не столь давнее прошлое. Во время боевых действий в Афганистане военно-транспортная авиация являлась основным, а нередко и единственным средством сообщения с Большой Землей. Всего экипажи ВТА выполнили тогда почти 27 тыс. самолеторейсов и перевезли свыше 880 тыс. тонн различных грузов. За проявленные летное мастерство, мужество и отвагу более 1700 наших офицеров, прапорщиков, сержантов и солдат получили государственные награды, а полковнику Евгению Зеленову и полковнику Анатолию Копыркину было присвоено звание Героя Российской Федерации.

Велика роль ВТА в обеспечении и снабжении войск в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе.

Самолеты военно-транспортной авиации вылетали и в районы стихийных бедствий, экологических и техногенных катастроф, причем не только на территории нашей страны. В 1948 году ВТА участвовала в оказании помощи населению Ашхабада, в 1966-м - Ташкента, пострадавших от землетрясений. В 1970 году наши пилоты пришли на помощь Перу, где также произошло страшное землетрясение, и Бангладеш, пострадавшему от наводнения. В 1986 году ВТА пришлось принять участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а в декабре 1988 - январе 1989 годов - практически всем составом - последствий землетрясения в Армении.

Начиная с 1957-го и по 1994 год экипажи военно-транспортной авиации обеспечивали запуски искусственных спутников земли и пилотируемых космических аппаратов. На протяжении многих лет ВТА содействовала работе различных ведомств по изучению высокоширотных областей Арктики и их практическому освоению.

Экипажи ВТА были участниками воздушных парадов, авиационных праздников и выставок; сопровождали пилотажные группы на международные авиационные салоны в Ле-Бурже, Фарнборо, Абу-Даби, Куала-Лумпуре, Берлине, Канаде, в другие города и страны; обеспечивали визиты высших должностных лиц государства, в том числе президента Российской Федерации.

Неоценим вклад военно-транспортной авиации в решение экономических задач страны. Например, только в период с 1966-го по 1971 год экипажами ВТА было выполнено 3200 самолеторейсов и перевезено 30 тыс. тонн различных грузов для нефтяных, газовых и алмазных месторождений Севера. В марте - апреле 1996 года наши Ан-124 с ледового аэродрома в Якутии вывезли значительное количество руды цветных и редкоземельных металлов. К одной из постоянных задач ВТА относится перевозка промышленных товаров и продовольствия из южных регионов страны и зарубежья в удаленные военные гарнизоны и населенные пункты Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Ныне ВТА России используется не только Вооруженными Силами РФ, но и для переброски воинских контингентов, боевой техники, вооружения миротворческих сил, войск ООН в районы межнациональных конфликтов.

- Что вы можете рассказать о нынешнем уровне боевой подготовки ВТА?

- Успешно проведено в марте командно-штабное учение под руководством главнокомандующего ВВС с практическим обозначением действий. Оно стало главным итогом первого полугодия боевой учебы, показало, что пункты и органы управления, средства связи, автоматизации, летный, технический состав, специалисты тыла военно-транспортной авиации готовы выполнить любую задачу по предназначению, способны действовать четко и слаженно в самых сложных условиях.

- Какие проблемы вас как командующего военно-транспортной авиацией волнуют больше всего?

- Основная проблема сегодня - снижающаяся укомплектованность авиаполков офицерами и прапорщиками. За последние пять лет уменьшение составило 6-8%. Мы теряем профессионалов, а всему виной - нерешенные социально-бытовые проблемы. Мне, как командующему ВТА, горько слышать от лучших наших летчиков, что они найдут себе высокооплачиваемую работу вне авиации.

Безусловно, существует и ряд других проблем, среди которых наиболее ощутимая - выработка ресурса авиационной техники. А ведь хотелось бы давать больший налет экипажам, ускорить процесс модернизации самолетного парка. Хотя, замечу, по основным типам машин исправность примерно на 20% выше, чем это определено нормативными требованиями, установленными Генеральным штабом и Минобороны. Мы не собираемся соглашаться с минимальным уровнем.

- Что предпринимается командованием ВТА для модернизации существующих самолетов?

- Меня сейчас очень заботит сохранение и модернизация существующего парка Ил-76. Новые типы самолетов, к сожалению, давно не поступают в части, и чтобы сохранить то, что у нас имеется сейчас, летать без ограничений пространства, нужно доводить машины до требуемых критериев.

Какое-то время модернизация шла за счет внебюджетных средств, полученных от платных перевозок. Благодаря им на ряде Ил-76 и Ан-124 были установлены системы предупреждения от столкновений (TKAS) и спутниковой навигации, высотомеры для сокращенного эшелонирования.

Положительным моментом для нас стало указание главнокомандующего Военно-воздушными силами генерала армии Михайлова Управлению вооружения ВВС - планировать и выделять бюджетные средства на нужды ВТА. Так, два Ил-76 МД уже стоят на Воронежском заводе для глубокой модернизации и замены двигателей на новые ПС-90.

Пришли несколько модернизированных двигателей для "Русланов", получено распоряжение об отправке на завод для доработки еще нескольких Д-18.

Все это говорит о том, что мы не будем ограничены в полетах границами России.

- На ваш взгляд, какой будет иметь облик ВТА будущего? В каких самолетах она нуждается сегодня?

- Сейчас существуют четыре класса военно-транспортных самолетов. Первый - это Ан-24, Ан-26, второй - Ан-12 - средний транспортный, третий - Ил-76 МД - тяжелый, четвертый - Ан-22, Ан-124 - стратегические самолеты. На мой взгляд, в российской истории авиастроения произойдет переход к трем классам: легкий, средний, тяжелый.

Недавно проходил конкурс по легкому транспортному самолету, и его выиграл Ил-112. Он имеет уже грузоподъемность не 4 тонны, а до 6 тонн.

Ил-76МФ с взлетным весом 190-210 тонн и новыми двигателями ПС-90 станет машиной тяжелого класса. По своим возможностям, характеристикам он пересекает границу группы стратегических самолетов. Ил-76МФ удовлетворит наши требования и требования государственной службы гражданской авиации. Он будет иметь: больший ресурс, тяговооруженность, меньший расход топлива, пониженную шумность, хорошую авионику и средства обеспечения безопасности полетов.

Идет разработка технического задания на средний транспортный самолет. Мы нуждаемся в надежных и экономичных машинах.

- Расскажите, пожалуйста, подробнее о перспективах Ил-76МФ? Когда он будет эксплуатироваться в военно-транспортной авиации?

- Да, Ил-76МФ планируется эксплуатировать в ВТА. Принято решение о выпуске его на Воронежском заводе. У него, в частности, на 100 кубометров увеличена грузовая кабина, значительно возросла тяговооруженность, уменьшен расход топлива. По моему, КБ Ильюшина приняло правильное решение не увлекаться разработкой новых самолетов, а на базе существующего сделать еще более хорошую машину, проведя глубокую модернизацию. Ведь планер Ил-76 не имеет аэродинамических недостатков: отличное крыло, прекрасная компоновочная система. Но у этой машины несколько повышенный расход топлива, была слабость по шасси, двигатель не соответствовал современным требованиям. Разработчики устранили недостатки. Недавно усовершенствованный самолет пролетел на дальность 6200 километров с грузом 40 тонн, я считаю это хорошим показателем. У ВТА Ил-76 МФ появится, но чуть позже.

- Какая участь уготована самолету Ан-22 "Антей"?

- Этот самолет уникален, его аналогов в мире еще не появилось. Нишу, которую он занимает, пока никто не закрыл. Объем грузовой кабины Ан-22 достаточен для перевозки Су-27, вертолетов. Ил-76 на это пока не способен. Во взаимодействии со Ступинским заводом мы разрешили проблему по винтам. Нам удалось сохранить подразделение этих машин. Довели исправность штатной техники до 100%.

Самолет Ан-22 я вижу в строю нашей авиации еще долгие годы.

- Насколько востребован сегодня тяжелый стратегический самолет Ан-124 "Руслан"? Каковы его перспективы на существование и реализацию своих возможностей?

- Учитывая геополитическое положение России, ее протяженность, опасности, которые существуют сегодня в мире, Ан-124 очень нужен. Аналогов этому самолету в мире тоже нет. "Руслан" по ряду характеристик превосходит американский С-5 в два раза. К примеру, в грузовую кабину Ан-124 можно загрузить 12 БТР с расчетами. В настоящее время "Антеи" выполняют перевозки для ООН, НАТО проводит консультации по использованию Ан-124. То есть он востребован.

К сожалению, у ВТА существуют ограничения на его эксплуатацию, а чтобы их снять, необходимо решение правительства страны. У коммерческих организаций на этот тип самолета заявок на перевозки больше, чем возможностей по их выполнению.

- В конце мая в Пскове прошла летно-техническая конференция, посвященная 30-летию поступления в эксплуатацию ВТА первого самолета Ил-76. Что вы скажете по поводу этого мероприятия?

- Да, в июне этого года исполнилось 30 лет как первый самолет КБ "Ильюшина" Ил-76 поступил на эксплуатацию в части военно-транспортной авиации.

Мероприятие в Пскове проводилось командованием ВТА совместно с ветеранской организацией "Труженики неба". На конференции присутствовали генеральный конструктор КБ Ильюшина Генрих Васильевич Новожилов, заместитель генерального конструктора Николай Дмитриевич Таликов, генерал-полковник авиации Георгий Николаевич Пакилев, генерал-полковник авиации Вячеслав Васильевич Ефанов, первый заместитель командующего ВТА генерал-лейтенант авиации Михаил Павлович Заика, а также ветераны авиаполка, где первыми начали эксплуатировать Ил-76. Конференция проходила в присутствии летно-технического состава военно-транспортного авиаполка, эксплуатирующего этот самолет сегодня. Было вручено около 40 медалей Министерства обороны.

С появлением Ил-76 военно-транспортная авиация существенно расширила свои возможности. В лучшие времена в ВТА насчитывалось более 450 Ил-76. Всего же их было выпущено около 1000, различных модификаций, среди них топливозаправщики Ил-78, самолеты дальнего радиолокационного обнаружения. Ил-76 ныне эксплуатируется не только в наших частях. Несколько машин мы передали в МЧС, МВД.

В настоящее время Ил-76, стоящие на вооружении подвергаются глубочайшей модернизации, это позволит использовать их ВТА на всей территории Земного шара без ограничений.

Владимир ДРИК

Опубликовано в выпуске № 32 (49) за 25 августа 2004 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...