Версия для печати

Борьба за информационное господство

Пафнутьев Петр
Как считают военные теоретики США, победы в вооруженных конфликтах XXI в. будут достигаться не только за счет военно-экономического превосходства. Война против Ирака в очередной раз подтвердила особое место информационных и психологических операций в обеспечении успеха американо-британских войск на всех этапах боевых действий.


Фото Госдепартамента США


США СТРЕМЯТСЯ ДЕРЖАТЬ ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ ПОСЛЕВОЕННОГО ИРАКА ПОД КОНТРОЛЕМ


Как считают военные теоретики США, победы в вооруженных конфликтах XXI в. будут достигаться не только за счет военно-экономического превосходства. Война против Ирака в очередной раз подтвердила особое место информационных и психологических операций в обеспечении успеха американо-британских войск на всех этапах боевых действий.
{{direct_hor}}
Основные положения концепции информационной войны применительно к Вооруженным Силам были сформулированы в уставе Сухопутных войск США FM 3-13 "Информационные операции" (ноябрь 2003 г.). В документах Объединенного комитета начальников штабов "Единая перспектива 2020" указывалось, что "главной чертой вооруженной борьбы в XXI в. будет ее перенос в сферу информационного противоборства, а достижение информационного превосходства станет обязательным условием победы над любым противником".

УРОВЕНЬ - СТРАТЕГИЧЕСКИЙ

В настоящее время за организацию и ведение психологических операций (ПсО) в ВС США отвечает Объединенное командование специальных операций, основным компонентом которого является Командование специальных операций Сухопутных войск (КСОСВ) в Форт-Брэгг (штат Северная Каролина). В КСОСВ имеется командование связи с гражданской администрацией (СГА) и психологическими операциями (КСГАПсО), которому подчинены регулярные части и подразделения ПсО и СГА.

Основное регулярное формирование психологических операций Сухопутных войск и одновременно ядро всей структуры ПсО ВС США - 4-я группа психологических операций (воздушно-десантная), состоящая из штаба, штабной роты и шести батальонов: четырех региональных (в зависимости от зоны ответственности), 9-го батальона тактических психологических операций и 3-го батальона подготовки и распространения материалов ПсО. Общая численность личного состава группы - 1145 человек.

Психологические операции являются составной частью информационных операций и проводимого госдепартаментом США международного общественного информирования. Характерной особенностью данных мероприятий является то, что они организуются и проводятся не только во время региональных конфликтов различной интенсивности, но и в период, предшествующий им, а также после окончания боевых действий. Кампания в Ираке существенным образом повлияла на взгляды американских специалистов относительно роли ПсО в современной войне. Так, в доктрину ОКНШ по проведению психологических операций JP 3-53 были внесены изменения, в соответствии с которыми теперь Вооруженные Силы обладают полномочиями по проведению ПсО не только на оперативном и тактическом, но и на стратегическом, уровнях. Сам новый термин "стратегические психологические операции" определяется как международная информационная деятельность органов государственного и военного управления США и в мирное время, и на всех этапах военного конфликта. Ее цель - оказание влияния на взгляды, восприятие и поведение зарубежных аудиторий в интересах Соединенных Штатов. Стратегические ПсО осуществляются преимущественно за пределами зоны боевых действий. В новой редакции доктрины психологических операций оговаривается, что военные ПсО, обладающие стратегическим влиянием, должны быть скоординированы с соответствующими усилиями, предпринимаемыми на государственном уровне.

ДО И ПОСЛЕ

Как считает руководство Пентагона, важное значение в информационно-психологическом обеспечении боевых действий имеет организация работы СМИ в районе конфликта. Вместе с тем, по мнению американских специалистов, в период послевоенного урегулирования одну из ключевых ролей играет борьба "за сердца и умы" местного населения на оккупированной территории. Исходя из этого, вопрос о формировании информационной обстановки и создании соответствующей инфраструктуры в Ираке после свержения Хусейна рассматривался командованием антисаддамовской коалиции задолго до начала военной кампании.


Жителям оккупированных территорий - американскую пропагандистскую продукцию.
Фото МО США
В период подготовки к вторжению в Ирак американскими информационными структурами было организовано радио- и телевещание на войска и население этой страны. В частности, в 2002-2003 гг. США организовали работу целого ряда "нелегальных" радиостанций, откуда смогли выходить в эфир различные иракские оппозиционные группировки. До начала боевых действий пропаганду на Ирак вели порядка 27 радиостанций, представляющих политические интересы своих американских спонсоров.

Специалисты психологических операций ВС США рассчитывали после войны использовать в своих целях также информационную инфраструктуру Ирака, созданную во время правления Саддама Хусейна. Поэтому она, вопреки ожиданиям, не подвергалась массированным бомбардировкам. Лишь после нескольких довольно успешных пропагандистских акций Министерства информации Ирака были нанесены авиаудары по зданию телецентра в Багдаде. Примечательно, что США впервые применили в Ираке "электромагнитную бомбу", дабы осуществить "временное отключение" телевидения Ирака, а не уничтожить его напрочь.

Надо сказать, что телерадиовещание Ирака понесло немалые потери еще в 1991 г., в ходе операции "Буря в пустыне". В течение последующих десяти лет часть разрушенных объектов была восстановлена. Однако информационная инфраструктура так и не достигла уровня 1990 г., главным образом, из-за введенных экономических санкций, которые прямо запрещали западным производителям теле- и радиовещательной техники поставлять свою продукцию режиму Саддама Хусейна.

К марту 2003 г. в Ираке имелось два государственных телеканала, несколько официальных радиостанций и около десятка газет, отражающих точку зрения правящей партии "Баас". Основным источником информирования населения являлось радио ввиду относительной дешевизны и оперативности получения информации. Иракцы имели возможность слушать и выпуски новостей, транслируемые и зарубежными радиостанциями. Наибольшей популярностью среди них пользовались "Би-би-си" и французское "Радио Монте-Карло", которое даже было избрано премьер-министром Великобритании Т. Блэром в качестве "средства общения с народом Ирака". Среди национальных радиостанций самыми "слушаемыми" были "Радио Багдада", "Эль-Шабаб" и "Савт-эль-Джамахирия". Именно они использовались правящим тогда режимом в качестве средств поднятия волны патриотических настроений и сопротивления агрессии. До войны в Ираке насчитывалось всего около 15 тыс. компьютеров с доступом в Интернет, однако все они находились под контролем партии "Баас".

После окончания боев в апреле 2003 г. в радиоэфире Ирака появилось около 20 новых FM-станций, передающих новостные, спортивные и музыкальные программы на арабском языке. Кроме того, в стране продолжили вещание "Би-би-си" и "Радио Свобода - Радио Свободный Ирак". Правда, спустя три месяца после завершения войны правозащитная организация "Репортеры без границ" провела исследование состояния СМИ в оккупированном Ираке и пришла к выводу, что "иракское население с крайним недоверием относится к работе средств массовой информации".

Неудивительно, что и военно-политическое руководство США, и Временный управляющий совет Ирака приложили огромные усилия для воздействия на сознание иракцев. Как отметил в феврале 2004 г. госсекретарь К. Пауэлл (на снимке), Вашингтон "серьезно работает над восстановлением в Ираке радио и телевидения, которые будут вести вещание, чтобы донести до иракцев миротворческие цели США".

ПОКА УСПЕХИ СОМНИТЕЛЬНЫЕ

И еще один весьма примечательный факт. За два месяца до начала боевых действий, в январе 2003 г., Пентагон поручил разработку телекоммуникационной сети в послевоенном Ираке компании Science Applications International Corporation (SAIC). Она, в свою очередь, сформировала специальную группу, в которую вошли пять этнических иракцев, проживающих в США. Задачей группы являлось создание и организация работы информационных структур Ирака в послевоенный период в интересах оккупационных войск. Компания SAIC - крупнейший партнер Агентства национальной безопасности и ЦРУ США. Но и она, считает большинство экспертов, не смогла в течение года после окончания войны обеспечить профессиональную работу иракского телевидения. Причина? Чересчур "американская" эфирная сетка и неспособность конкурировать с арабскими спутниковыми телеканалами. Многие критики сходятся во мнении, что SAIC вообще не имела опыта организации теле- и радиовещания.

Скроенная SAIC при финансовой поддержке Пентагона информационная структура получила название "Иракская медиасеть" (Iraqi Media Network). В первое время передатчик телерадиокомпании находился в Кувейте, а вещание велось на южные районы Ирака. Радиопередачи "Иракской медиасети" впервые вышли в эфир 10 апреля 2003 г., а телевещание началось 13 мая. Передачи выходили по 2 часа в сутки с 30-минутными вечерними новостями с переходом в дальнейшем на круглосуточное вещание. Штат информагентства составляет 10 журналистов и 50 технических и других специалистов. Теле- и радиопередачи выходят в эфир ежедневно в течение 12 часов. По некоторым данным, телерадиокомпания "Иракская медиасеть" охватывает вещанием две трети населения Ирака, являясь, по сути, пропагандистским рупором коллаборационистов.

В настоящее время принято решение о работе "Иракской медиасети" в составе двух телевизионных каналов (один из них будет транслировать исключительно выпуски новостей) и двух радиостанций (одна из них также будет только новостной). Кроме того, название "Иракская медиасеть" было изменено на "Аль-Иракия" (Al-Iraqiya Network). Но и это не помогло. Согласно опросам общественного мнения в крупнейших иракских городах Басре и Багдаде, канал "Аль-Иракия" не пользуется популярностью среди местного населения, причиной чего, в первую очередь, называется пропагандистский характер подачи новостей. По данным опроса, каждый четвертый иракец отдает предпочтение арабским спутниковым телеканалам "Аль-Джазира" и "Аль-Арабия", лишь каждый десятый смотрит передачи "Аль-Иракии".

Помимо организации работы "Иракской медиасети" оккупационные войска прилагали немало усилий по созданию "частных" телеканалов в городах Ирака. Этой работой занимались специалисты психологических операций ВС США и Великобритании. Так, 22 октября 2003 г. агентство "Ассошиэйтед пресс" сообщило, что в родном городе Хусейна Тикрите, в котором с момента окончания боевых действий отсутствовали даже печатные СМИ, военнослужащие ВС США "занимаются восстановлением городской информационной инфраструктуры". Руководство подразделением состоявшего из 4 военнослужащих и призванного наладить работу телевидения, радио и печатных СМИ Тикрита, было возложено на офицера штаба 4-й пехотной дивизии ВС США майора Дж. Кокса. На базе Тикритского университета данное подразделение организовало выход в эфир телерадиостанции, а также наладило ретрансляцию телерадиоперадач "Иракской медиасети" на территорию всей иракской провинции Салах-эд-Дин. "Ассошиэйтед пресс" также сообщило, что в Тикрите Вооруженными Силами США начато распространение трех еженедельных газет, тираж которых выпускается в Багдаде ввиду отсутствия действующих типографий в городе Тикрит. В городе Мосул коалиционные силы курируют деятельность телеканала "Мосул TV", который в сообщении информагентства "Аль-Арабия" был назван "первой телестанцией Ирака, вышедшей в эфир с момента падения режима Хусейна". Также под руководством подразделений ПсО коалиционных сил с 23 апреля 2003 г. телевидение начало работу в городе Киркук.

Военно-политическое руководство США осознает, что огромное влияние на формирование обстановки в Ираке имеет позиция стран Ближнего Востока, уровень антиамериканских настроений в которых традиционно высок. По мнению американских экспертов, во многом это связано с тем, как освещаются международными СМИ события в Ираке. В целях информирования аудитории арабских стран "о миротворческих целях присутствия американских войск в регионе" с конца февраля 2004 г. начато вещание нового американского информационного спутникового канала на арабском языке "Аль-Хурра" ("Свобода").

Новый канал, на работу которого Конгресс США выделил десятки миллионов долларов, призван поднять авторитет Америки в регионе. Согласно планам администрации США, "Аль-Хурра" должен утвердиться в качестве альтернативы каналам "Аль-Джазира" и "Аль-Арабия". "Аль-Хурра" будет "противодействовать гнусной пропаганде, заполонившей эфир мусульманского мира", - заявил Дж. Буш. - Он будет рассказывать населению правду о ценностях и политике Соединенных Штатов". В качестве средства пропаганды или контрпропаганды телеканал "Аль-Хурра" призван помогать в войне с терроризмом, которая, как убежден американский президент, "является и войной информационной". В интервью агентству "Франс-пресс" К. Томлинсон, президент федерального агентства, которому поручено курировать новый канал, высказался менее амбициозно. По его словам, "Аль-Хурра" "откроет новые перспективы для зрителей Ближнего Востока, что создаст обстановку более полного культурного взаимопонимания и взаимного уважения".

Хотя новый канал, вещающий из Вашингтона, - плод усилий администрации Буша, он претендует на проведение совершенно самостоятельной линии. Канал располагает крупными средствами. Его бюджет на первый год вещания составляет 62 млн. долл. На нем работает около 200 сотрудников, в большинстве своем арабов или людей, говорящих по-арабски. Имеются отделения в Дубае, Аммане и Багдаде. Приоритет отдается политическим новостям, однако не остаются без внимания и спорт, наука, медицина и даже мода. Пока трудно спрогнозировать, каким влиянием будет пользоваться "Аль-Хурра", но очевидно, что новый проект свидетельствует о целенаправленном информационном проникновении США в регион. Хотя, по мнению ряда аналитиков, существует вероятность того, что работа телеканала может привести к обратному эффекту и усилить антиамериканские настроения в регионе.

Несмотря на официальное отсутствие цензуры в информационном пространстве Ирака, командование коалиционными войсками вправе наложить штраф около 1000 долл. на любое иракское средство массовой информации, в котором пропагандируется насилие, высказывается поддержка партии "Баас" или содержатся призывы к ведению боевых действий против оккупантов. В коалиционных войсках создана специальная структура, в задачи которой входит отслеживание информационной направленности местных иракских СМИ. Многие статьи переводятся и ежедневно докладываются командованию в виде информационных бюллетеней.

Деятельность некоторых арабских телеканалов, по мнению Пентагона, оказывала дестабилизирующее воздействие на ситуацию в Ираке, в результате чего 24 ноября 2003 г. была прекращена трансляция телеканала "Аль-Арабия". Он был обвинен в "подстрекательстве к убийству", после того, как показал пленку с Саддамом Хусейном, призывающим к атакам на членов временного правительства Ирака.

За призывы к насилию в отношении солдат оккупационных войск 28 марта 2004 г. была закрыта шиитская газета "Al-Hawza". Она издавалась сторонниками радикального шиитского священнослужителя Моктады ас-Садра, одного из идеологов антиамериканского движения в Ираке. В арабоязычной листовке, которая распространялась американскими военнослужащими, говорилось, что газета "вводит читателей в заблуждение" и "представляет реальную угрозу коалиционным войскам и иракцам, работающим на коалицию".

9 декабря 2003 г. Временный управляющий совет Ирака (ВУСИ) принял решение о создании Правительственной корпорации информации. В задачи новой организации входит контроль за деятельностью печатных и электронных СМИ страны, выдача лицензий на выпуск новых изданий и открытие радио- и телестанций, основание правительственного агентства новостей, радиостанции и телевидения. Корпорации также поручено трудоустроить сотрудников распущенного после свержения баасистского режима Министерства информации Ирака. В начале 2004 г. Временным управляющим советом Ирака был объявлен тендер за контроль над информационной сетью Ирака, в котором приняли участие около 30 иностранных информационных компаний. В итоге Пентагон передал 96-миллионный контракт на восстановление телерадиокомпании Ирака "Аль-Иракия" американской фирме - производителю телевизионного оборудования - Harris Corporation. Компания получила право управлять эфирными средствами массовой информации Ирака в течение ближайшего года. Кроме того, в управление Harris Corporation была передана и центральная иракская газета "Ас-Сабах".

Таким образом, США и их союзники реализуют в Ираке план по созданию подконтрольной информационной инфраструктуры как на стратегическом, так и на оперативно-тактическом уровнях в интересах обеспечения своего военного присутствия. Восстановление телевидения, радио и мобильной сети в Ираке и появление новых спутниковых каналов, как рассчитывают американцы, позволит им воздействовать на аудиторию Ирака и стран Ближнего Востока с целью формирования выгодного им общественного мнения, а также усилить эффект информационно-психологического воздействия на международное сообщество. При этом просматривается стремление США к информационному доминированию в освещении действий американских войск в регионе путем снабжения подконтрольных СМИ жестко регламентированной информацией.

Петр ПАФНУТЬЕВ

Опубликовано в выпуске № 29 (46) за 4 августа 2004 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц