Версия для печати

Резолюция раздора

Мартиросян Самвел
Резолюция Парламентской ассамблеи Совета Европы по Нагорному Карабаху, о которой так много и долго говорили в Армении и Азербайджане, была наконец-то принята в конце января. Материал сначала готовил первый докладчик по НК Терри Дэвис, впоследствии ставший генеральным секретарем Совета Европы. У него эстафету принял британский парламентарий Дэвид Аткинсон. Он и представил доклад на суд европарламентариев. Их вердикт оказался весьма неоднозначным и порождает больше вопросов, нежели ответов.

Не полагаясь на миротворцев из ПАСЕ, армия Нагорного Карабаха укрепляет оборонительные сооружения на передовой.
Фото ИТАР-ТАСС


ЕВРОПА ВКЛИНИВАЕТСЯ В НАГОРНЫЙ КАРАБАХ


Резолюция Парламентской ассамблеи Совета Европы по Нагорному Карабаху, о которой так много и долго говорили в Армении и Азербайджане, была наконец-то принята в конце января. Материал сначала готовил первый докладчик по НК Терри Дэвис, впоследствии ставший генеральным секретарем Совета Европы. У него эстафету принял британский парламентарий Дэвид Аткинсон. Он и представил доклад на суд европарламентариев. Их вердикт оказался весьма неоднозначным и порождает больше вопросов, нежели ответов.
{{direct_hor}}
Документ и последовавшие комментарии самого Аткинсона вызвали противоречивую реакцию и в Ереване, и в Степанакерте, и в Баку. Некоторые пункты доклада оказались не в пользу армян. Так, использованы формулировки об "оккупации значительной части территории Азербайджана" - речь идет о семи районах, занятых карабахской армией и превращенных в неприступную буферную зону.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ У КАЖДОГО СВОИ

Кроме того, в докладе говорится и о "контроле сепаратистских сил над нагорно-карабахским регионом". Армянской делегации так и не удалось добиться внесения в этот пункт поправки, согласно которой формулировка "сепаратистские силы" была бы заменена на "силы, стремящиеся к независимости". Причем вокруг данного пункта впоследствии разразился скандал. Вице-спикер армянского парламента Тигран Торосян и член французской делегации в ПАСЕ Франсуа Рошлуа выступили с протестом по поводу поведения председательствующего в Политическом комитете ассамблеи представителя турецкой делегации Абдулы Гядыр Атеша. Во время заседания ПАСЕ Атеш заявил, что Политический комитет якобы отклонил предложение армянской стороны по замене формулировки, в то время как в действительности все было наоборот. По мнению протестующих парламентариев, именно из-за инсинуаций турецкого депутата, дезинформировавшего ПАСЕ, эта поправка не была включена в окончательный вариант резолюции по Нагорному Карабаху.

К негативным для армян формулировкам в докладе можно отнести упоминание об азербайджанской общине Нагорно-Карабахской Республики. Президент НКР Аркадий Гукасян указан на одном уровне с руководителем общины азербайджанцев, проживавших в Карабахе до войны. Однако в том же пункте Аткинсон призывает Ильхама Алиева вступить в переговоры с властями НКР.

Кстати, позднее, во время интервью телекомпании ВВС, Дэвид Аткинсон заявил, что "переговоры не приносят результата потому, что за все эти годы не было реальных контактов между азербайджанскими властями и представителями Нагорного Карабаха". Далее он подытожил: "Мы бы только хотели, чтобы этот диалог был начат без каких-либо предварительных условий". Эти слова Аткинсона вызвали бурную реакцию в азербайджанской прессе и были восприняты, как откровенно проармянский ход.

Фактически этим предложением ПАСЕ принуждает Азербайджан двигаться в самом невыгодном для него направлении. Все последние годы политика официального Баку была направлена на выдавливание карабахской стороны из переговорного процесса: ведь найти рычагов политического и экономического давления на Ереван можно куда больше, чем на Степанакерт. И теперь Баку, желая получить дивиденды из выгодных для себя пунктов доклада, вынужден будет идти и на совершенно неприемлемые для себя прямые встречи с лидерами НКР. Чего в принципе и добивается Ереван, пытаясь предоставить карабахцам возможность самим разбираться с Баку.

ОПЯТЬ ЗАПАХЛО ВОЙНОЙ

А какова реакция на документ ПАСЕ политической элиты Еревана?

Пресс-секретарь МИДа Армении Гамлет Гаспарян поспешил сразу же заверить общественность страны, что не произошло ничего из ряда вон выходящего. По его словам, резолюция носит не обязывающий характер, а консультационный и декларативный. "Переговоры будут продолжены в рамках Минской группы ОБСЕ. Считаем, что положительные и отрицательные стороны резолюции не могут повлиять на сам переговорный процесс", - отметил Гаспарян.

Глава армянской делегации в ПАСЕ вице-спикер Национального собрания Армении Тигран Торосян считает, что документ имеет "очень позитивное" значение для его страны. "Мы получили удачную резолюцию", - заявил он, выступая по республиканскому общественному телевидению. Торосян сообщил, что армянская сторона умышленно во время обсуждений не акцентировала внимания на пункте, согласно которому отделение НКР от Азербайджана и ее суверенитет могут быть достигнуты лишь в результате мирного и правового процесса, основанного на демократической поддержке жителей данной территории. По мнению Торосяна, этот пункт позволит армянской стороне развить успех в переговорном процессе.

Однако соратники Торосяна по правящей коалиции думают иначе. Представитель партии "Дашнакцутюн" член парламентской делегации Армении в ПАСЕ Армен Рустамян заявил, что принятый документ развязывает Азербайджану руки даже для возобновления военных действий. "Уверен, что очень скоро Баку предъявит ультиматумы, причем не только армянской стороне, но и международному сообществу, поскольку с принятием сегодняшней резолюции у Азербайджана появляется юридическое право начинать процесс получения освобожденных армянской стороной территорий", - заявил Армен Рустамян в интервью радиостанции "Свобода".

Но о возможности новой военной кампании заговорили и в Баку. Президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что "Азербайджан никогда не смирится с потерей территорий и вернет их любой ценой. Мирным путем или не мирным путем - этот вопрос будет зависеть от хода переговоров, а также от других факторов".

Примечательно, что, несмотря на постоянные заверения азербайджанской стороны о готовности армии страны выполнить приказ о взятии Карабаха, после принятия резолюции ПАСЕ в Баку утверждают, что военные действия в ближайшее время постарается развязать именно Армения. "После того, как в ПАСЕ была принята резолюция, отражающая интересы нашей страны, по всей линии границы Азербайджана с Арменией возможны регулярные провокации со стороны противника", - заявил глава пресс-службы Министерства обороны Азербайджана полковник Рамиз Меликов.

При этом, несмотря на ожидание какого-либо подвоха от армян, представитель азербайджанского военного ведомства не преминул выдвинуть Армении довольно необычный ультиматум, никак не увязанный ни с историческими, ни с современными реалиями: "Еще раз заявляю: если армяне по собственной воле не освободят оккупированные земли Азербайджана, тогда на повестку будет поставлен вопрос об исторических азербайджанских землях - Эриванском ханстве и других территориях, на которых ныне расположена Армения".

Азербайджанское экспертное сообщество на страницах бакинской газеты "Зеркало" также оценило вероятность новой войны как довольно высокую.

"На мой взгляд, сегодня перспектива возобновления боевых действий невелика. Однако следует учесть, что Ильхам Алиев не тот человек, который действует в рамках одной определенной концепции. С этой точки зрения можно все ожидать, в т.ч. и военные действия", - прокомментировал ситуацию политолог Зардушт Ализаде.

По мнению экс-министра иностранных дел Азербайджана Тофика Зульфугарова, "если переговоры окажутся безрезультатными и выяснится, что армяне тем или иным путем тянут время, рост напряженности в регионе, начало военных операций неизбежны". Полковник-лейтенант запаса Узеир Джафаров высказался в том духе, что Азербайджан может добиться превосходства над Арменией, если сегодня будут начаты военные действия. "Но армяне, как и в первую военную кампанию, снова надеются на российскую помощь. Располагающаяся там 102-я база России является для Армении гарантом безопасности... Я не верю, что в 2005-2006 гг. здесь будут осуществлены военные операции. Между тем я не очень верю и в возвращение оккупированных территорий мирным путем. Вряд ли армяне пойдут на это", - отметил Узеир Джафаров.

В самом Нагорном Карабахе в ответ выступил министр обороны НКР Сейран Оганян. По его словам, в 2004 г. был зафиксирован беспрецедентный прогресс в укреплении передней линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана. Министр сообщил, что проделан огромный объем работы по укреплению оборонительных и инженерных сооружений на передовой, что позволит пресечь любые попытки продвижения неприятеля вперед. При этом особое внимание при обучении личного состава карабахской армии в 2005 г. будет уделяться тактике принятия первого боя.

По словам Сейрана Оганяна, милитаристские заявления официального Баку вызывают определенную озабоченность в Степанакерте, так как в Карабахе намерены добиваться мирного разрешения конфликта. "Однако баланс сил в регионе сохраняется, и просто так решить что-либо силой Азербайджану не удастся", - подчеркнул министр.

НАЧАЛО НОВОЙ ИГРЫ?

Доклад Аткинсона оказался весьма симптоматичным не только в плане углубления кризиса между Ереваном, Степанакертом и Баку. Принятая в ПАСЕ резолюция однозначно говорит о том, что Европа намерена вклиниться в карабахский процесс. Доклад можно истолковать как прямое торпедирование деятельности Минской группы ОБСЕ по карабахскому урегулированию, в которой основной тон задают США и Россия. И в то время как сопредседатели Минской группы с большим трудом вновь налаживают переговоры между президентами Армении и Азербайджана, которые надолго прервались после продолжительной болезни и кончины Гейдара Алиева, в Страсбурге принимают документ, который может пустить под откос хрупкое равновесие. При этом европейцам удалось ударить по самым болевым точкам обеих сторон конфликта, заставляя их и переходить в глубокую оборону, и предпринимать необдуманные наступательные шаги.

О том, что резолюция носит, мягко говоря, необъективный характер и продиктована исключительно политическим заказом, говорит и резкое изменение мнения самого Аткинсона относительно карабахского конфликта. Будучи во время войны в Степанакерте, он выступил с весьма прочувствованной речью, в которой обвинил Азербайджан в развязывании боевых действий.

"То, что я увидел, выше моих представлений. Здесь - настоящая война, которая каждый день отнимает многочисленные человеческие жизни. Очевидно, что развязал эту войну Азербайджан... Я считаю, что карабахцы имеют право самостоятельно распоряжаться своей судьбой, прокладывая себе будущее. Наша организация и я лично сделаем все, чтобы карабахские армяне жили на своей земле свободно, полноправной жизнью", - так говорил тогда Аткинсон. Теперь же в интервью ВВС, касаясь парадоксального противоречия между принципом самоопределения наций и территориальной целостностью, автор резолюции ПАСЕ категорически отверг права населения Карабаха. "Очевидно, что азербайджанские власти никогда не согласятся с требованием Карабаха о независимости. Совет Европы, как и другие международные организации, не может признать независимость Нагорного Карабаха. Поэтому принцип "права наций на самоопределение" в случае с Карабахом не может быть применен", - вынес свой вердикт евродокладчик.

Отметим, что в Ереване углядели в нынешних трудах Аткинсона и экономическую составляющую. По словам вице-спикера Национального собрания Армении Ваана Ованисяна, "доклад англичан попахивает нефтью".

Кое-кто в Европе, видимо, надеется на то, что, вмешавшись в карабахский конфликт, удастся ухватиться за Южный Кавказ, где сейчас идет попытка провести геополитический передел. В Старом Свете ныне постоянно слышны речи, в которых утверждается, что этот регион является стратегическим для ЕС. В самом докладе ПАСЕ, в его рекомендательной части, содержится пункт, который ясно дает понять, какие далеко идущие цели ставят в Страсбурге сторонники экспансионистского курса. В частности, в упомянутом документе присутствует следующая формулировка: "Мирное сосуществование двух этнических групп в начальной стадии потребует высокого уровня безопасности и присутствия полиции. По мнению докладчика, это будет требовать международного присутствия, принимая во внимание опыт таких усилий в других частях Европы". Если учесть, что за 2 месяца до принятия резолюции ПАСЕ министры обороны стран Евросоюза подписали соглашение о формировании собственных сил быстрого реагирования, то становится понятно, о каких миротворцах говорит Аткинсон.

Не исключено также (учитывая тот факт, что доклад в ПАСЕ проталкивали англичане), что намечаются скоординированные с Вашингтоном действия, направленные на вытеснение Москвы из переговорного процесса. Подобный ход событий позволит Западу принудить стороны конфликта к быстрому и механическому решению вопроса и продолжить дальнейшее проникновение в Закавказье.

Самвел МАРТИРОСЯН
Ереван

Опубликовано в выпуске № 5 (72) за 9 февраля 2005 года

Loading...
Загрузка...
Новости

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц