Версия для печати

На страже интересов содружества

Фаличев Олег
10 февраля исполняется ровно 10 лет со дня образования Объединенной системы ПВО СНГ. Как и при каких обстоятельствах создавалась эта система? Насколько надежной и необходимой показала она себя? Есть ли у нее перспективы? В канун праздника наши корреспонденты встретились с заместителем главнокомандующего ВВС по вопросам Объединенной системы ПВО государств-участников СНГ генерал-лейтенантом Айтечем Бижевым и попросили его ответить на эти и другие вопросы.

Генерал-лейтенант Айтеч Бижев


ЗА ДЕСЯТЬ ЛЕТ ОБЪЕДИНЕННАЯ СИСТЕМА ПВО СНГ ДОКАЗАЛА СВОЮ НАДЕЖНОСТЬ


10 февраля исполняется ровно 10 лет со дня образования Объединенной системы ПВО СНГ. Как и при каких обстоятельствах создавалась эта система? Насколько надежной и необходимой показала она себя? Есть ли у нее перспективы? В канун праздника наши корреспонденты встретились с заместителем главнокомандующего ВВС по вопросам Объединенной системы ПВО государств-участников СНГ генерал-лейтенантом Айтечем Бижевым и попросили его ответить на эти и другие вопросы.
{{direct_hor}}
ЛИЧНОЕ ДЕЛО

БИЖЕВ Айтеч Магомедович

Родился 5 октября 1950 г. в ауле Кошехабль Адыгейской автономной области Краснодарского края. Окончил Вильнюсское радиотехническое училище Войск ПВО (1971 г.), Военную командную академию Войск ПВО (1977 г.), Военную академию Генерального штаба (1993 г.) Прошел все командно-штабные должности полкового и дивизионного звена. Был первым заместителем командующего армией ПВО особого назначения, заместителем начальника Главного штаба войск ПВО. После объединения ВВС и ПВО занимал должности заместителя и первого заместителя начальника Главного штаба ВВС. 19 июня 2003 г. Указом президента РФ назначен заместителем главнокомандующего ВВС по вопросам Объединенной системы ПВО государств-участников СНГ. Награжден двумя орденами и медалями. Женат, имеет 2 детей.


- Айтеч Магомедович, для чего создавалась и что представляет в настоящее время Объединенная система ПВО СНГ?

- Я хотел бы подчеркнуть, что Объединенная система ПВО стран-участниц Содружества независимых государств (ОС ПВО СНГ) сегодня действует реально. 10 февраля 1995 года главы десяти государств - Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины - подписали соответствующее соглашение. Срок действия его не ограничен. Кроме того, оно открыто для других стран.

ОС ПВО создана для охраны воздушных границ государств-участников Содружества, осуществления совместного контроля за порядком использования воздушного пространства, оповещения о воздушно-космической обстановке, предупреждения о ракетном и воздушном нападении, ведения согласованных действий ПВО по отражению воздушного нападения и выполнения ряда других задач. В ее состав вошли несколько десятков зенитных ракетных частей, имеющих на вооружении ЗРК "Оса", "Бук", С-125, С-75, С-200 и С-300 различных модификаций. А также части истребительной авиации (МиГ-23, МиГ-29, МиГ-31, Су-27), части и подразделения радиотехнических войск и РЭБ.

10 февраля 2005 года в Москве пройдут торжественные мероприятия, посвященные этому событию. В рамках празднования планируется посетить КП соединения ПВО, оснащенного самой современной АСУ, провести двухстепенную тренировку с взаимодействием сил ВВС и ПВО Украины и Белоруссии.

- Каковы условия сотрудничества государств-участниц ОС ПВО Содружества? С кем вы, например, держите постоянную связь и обмениваетесь информацией о воздушной обстановке, осуществляете военно-техническое сотрудничество?

- Одним из важнейших условий функционирования Объединенной системы ПВО остается взаимный обмен информацией о воздушной обстановке между органами управления государств-участников. Сегодня такой обмен осуществляется между ЦКП ВВС Российской Федерации, ЦКП ВВС и войск ПВО Республики Беларусь, ЦКП Сил воздушной обороны Республики Казахстан, командным пунктом войск ПВО Украины и командным пунктом войск ПВО и ВВС Республики Узбекистан. На командных пунктах ПВО (ВВС и ПВО) остальных стран взаимодействие осуществляется в неавтоматизированном режиме.

Что касается ВТС, то с нашей стороны оно организуется и ведется в соответствии с Указом президента РФ от 1 декабря 2000 года №1953. В нем, в частности, предусмотрены поставки продукции военного назначения для проведения ремонта и поддержания в боеготовом состоянии техники и вооружения ПВО СНГ, проведение капитального ремонта этой техники и вооружения на предприятиях РФ, в том числе ремонтно-восстановительных работ в местах постоянной дислокации с выездом бригад специалистов, а также другие направления сотрудничества.

Однако повседневная жизнь показала, что нередко дальнейшему развитию сотрудничества мешают некоторые правовые акты Российской Федерации, не отвечающие требованиям дня. Например, изменения нормативной базы сотрудничества, произошедшие в начале текущего десятилетия, вопреки ожиданиям, снизили оперативность и динамичность решения вышеназванных задач.

- Каким вам видится выход из сложившегося положения?

- Да, правовые барьеры и бюрократические проволочки, случается, снижают эффективность и привлекательность оказываемых российскими предприятиями услуг своим партнерам. Поэтому в настоящее время Координационный комитет по вопросам ПВО добивается устранения нестыковок и преград, ищет способы оперативного выполнения заявок на проведение работ в интересах ОС ПВО СНГ. Для совершенствования нормативно-правовой базы мы разработали и направили в Федеральную службу по ВТС соответствующие предложения. Если они будут приняты и реализованы, положение, несомненно, улучшится.

- Важным шагом в развитии ОС ПВО стала организация совместного боевого дежурства. Что показал опыт его несения?

- Как известно, первыми к нему были привлечены силы и средства ПВО Республики Беларусь и России. Позже к ним присоединились Казахстан и Киргизия. В марте 2000 года их дежурные силы приступили к охране воздушного пространства. А сегодня совместное боевое дежурство уже несут части и подразделения ПВО Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Узбекистана. Это позволяет повысить контроль и надежность охраны воздушных границ, снизить напряженность в работе дежурных сил, уменьшить затраты, а также сократить количество привлекаемых радиолокационных подразделений ВВС РФ.

- Какими документами регламентируется деятельность ОС ПВО СНГ? Кем и как осуществляется ее финансирование?

- Создание, функционирование и развитие системы регламентируется, прежде всего, Соглашением о создании Объединенной системы ПВО стран-участников Содружества. А также Концепцией охраны воздушного пространства СНГ и Положением об основных направлениях реализации данной концепции. Наконец, Планом взаимодействия сил и средств ОС ПВО.

Финансирование осуществляется в соответствии с Положением о ежегодном финансовом планировании, финансировании создания, восстановления и совершенствования ОС ПВО, утвержденным решением Совета глав правительств Содружества 12 апреля 1996 года. Основанием для этого служит и ежегодный план ассигнований, утверждаемый Советом глав правительств. Он предусматривает выделение ассигнований на создание и совершенствование систем ПВО, обеспечение совместных мероприятий, разработку и реализацию общих программ по совершенствованию ОС ПВО.

Денежные средства перечисляются из бюджетов государств-участников соглашения на текущий счет Координационного комитета в Центральном банке РФ. Уполномоченным распорядителем средств является председатель Координационного комитета по вопросам ПВО - главнокомандующий ВВС Российской Федерации. Финансирование же собственных частей, а также работ по реализации основных направлений совершенствования национальной противовоздушной обороны осуществляется самостоятельно каждым государством.

- Каковы перспективы сотрудничества стран-участников?

- Решением Совета глав правительств от 20 июня 2000 года утвержден пакет общих программ создания и развития ОС ПВО. Их реализация позволяет сохранить и усовершенствовать национальную ПВО в соответствии с потребностями каждого государства. Одно из основных направлений - создание региональных межгосударственных систем противовоздушной обороны. В перспективе предусматривается создание подобных систем в Восточно-Европейском, Центрально-Азиатском и Кавказском регионах.

В настоящее время уже согласован пакет документов по единой региональной системе ПВО Республики Беларусь и Российской Федерации. Это имеет важное стратегическое значение, поскольку она станет не только фактором сдерживания попыток силового давления извне, но и послужит углублению взаимовыгодного сотрудничества двух стран.

Еще один важный практический шаг - совместные мероприятия оперативной и боевой подготовки. Начиная с 1995 года, практически ежегодно проводятся командно-штабные тренировки с органами боевого управления и дежурными силами ПВО в реально обозначенной воздушной обстановке. Всего за истекшие годы их проведено свыше 20. В них, как правило, участвуют оперативные группы командующих объединениями ВВС РФ и командующих войсками ПВО (ВВС и ПВО, Сил воздушной обороны) государств-участников СНГ. В ходе тренировок отрабатываются вопросы взаимодействия органов управления и дежурных сил ОС ПВО при работе с нарушителями госграниц и порядка использования воздушного пространства, с воздушными террористами, а также при оказании помощи воздушным судам, попавшим в нештатную ситуацию.

Не так давно были успешно отработаны вопросы взаимного маневра экипажей истребительной авиации ВВС РФ, Белоруссии и Казахстана на аэродромы взаимодействия в целях наращивания сил ПВО, а также использования самолета радиолокационного дозора и наведения для наращивания радиолокационного поля на нужном направлении.

- Вы ничего не сказали о совместных учениях с боевой стрельбой.

- Такие учения под названием "Боевое содружество" проводятся пока на российских полигонах. С 1995 года в них принимают участие соединения и части ПВО Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Украины. Так, за прошедшие годы для проведения боевых стрельб привлекались около 70 зенитных ракетных дивизионов, до 60 экипажей истребительной, штурмовой и бомбардировочной авиации, десятки подразделений РТВ.

В этом году условия работы расчетов будут несколько усложнены. Это коснется как помеховой обстановки, так и мишенной. Расчетам придется из походного положения приводиться в наивысшую степень готовности и выполнять практические пуски ракет. Заявки на участие уже подали Армения, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Казахстан, Республика Беларусь.

Также наши расчеты, возможно, выедут на полигон Балхаш в Казахстане, чтобы провести испытания ЗРС "Триумф", причем на полную мощность. Благо возможности этого полигона не ограничены. А в апреле планируется проведение командно-штабной тренировки уже с нашего ЦКП. Особенность этого мероприятия в том, что на нем впервые будут использованы самолеты стратегической авиации в качестве контрольных целей.

- Если можно, Айтеч Магомедович, расскажите о задачах и работе уже упоминавшегося вами координирующего органа?

- Координационный комитет по вопросам противовоздушной обороны при Совете министров обороны государств - участников СНГ создан 19 апреля 1995 года для согласования усилий по совершенствованию ОС ПВО, координации действий войск и сил, рассмотрения предложений по строительству и совершенствованию системы. Председатель - главнокомандующий ВВС Российской Федерации, а членами являются командующие войсками ПВО (ВВС и ПВО, сил воздушной обороны) государств-участников СНГ, другие должностные лица.

Основная цель работы органа - реализация мероприятий по созданию инвариантной системы, обеспечивающей гарантированное предотвращение угроз безнаказанного нарушения государственных границ стран Содружества в воздушном пространстве.

- И все же, какой, на ваш взгляд, положительный опыт накоплен за годы существования Объединенной системы? Есть ли проблемы?

- За 10 лет существования ОС ПВО СНГ удалось, во-первых, восстановить систему взаимного обмена информацией о воздушной обстановке между органами боевого управления государств-участников, нарушенную после распада СССР. Во-вторых, создать структуру дежурных сил и наладить несение ими совместного боевого дежурства. В-третьих, организовать и непрерывно совершенствовать процесс совместной оперативной и боевой подготовки войск (сил) ПВО.

В настоящее время из 10 стран, главы которых подписали соглашение об ОС ПВО СНГ, наиболее активно и многосторонне сотрудничают Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. Они являются партнерами по Договору о коллективной безопасности, подписанному 15 мая 1992 года. Кроме того, на двусторонней основе осуществляется сотрудничество с Украиной и Узбекистаном. К сожалению, начиная с 1997 года, от участия в реализации каких-либо программ в рамках Объединенной системы ПВО воздерживаются Грузия и Туркмения.

- У нас в войсках ПВО давно уже эффективно работает АСУ, есть система сопряжения одной апаратуры с другой. А как у наших коллег по ОС ПВО? Ведь там техническая база другая. Как осуществляется взаимосвязь?

- Их АСУ сопрягаются с нашими и сейчас. Но в перспективе мы выстраиваем такую систему, которая позволит из единого центра координировать заказы и ремонт вооружения. Наше управление ПВО СНГ, например, занимается этими вопросами. Естественно, приходится вникать в них и мне, как заместителю председателя координационного комитета по вопросам ПВО СНГ при Совете министров обороны. Держит на контроле эти вопросы и главнокомандующий ВВС, председатель координационного комитета генерал армии Владимир Михайлов. Координация нужна и для выработки единых стандартов радиолокационного, зенитно-ракетного, истребительно-авиационного вооружения.

- Задача ПВО СНГ заключается только в предупреждении или и в отражении нападения противника?

- И в предупреждении, и в отражении в случае нарушения государственной границы стран СНГ.

- А если будет нарушена граница какой-либо из стран-участниц ОС ПВО СНГ, Россия будет участвовать в ее защите?

- Да, будет. После поступления соответствующего доклада на ЦКП и принятия соответствующего решения.

- Нет ли между участниками языкового барьера? На каком языке подаются команды?

- Нет, мы не испытываем в этом трудностей и разговариваем на одном языке. Ведь все мы когда-то учились в одних вузах. Да и сейчас базовой является наша система подготовки специалистов ОС ПВО СНГ.

Олег ФАЛИЧЕВ, Владимир ДРИК

Опубликовано в выпуске № 5 (72) за 9 февраля 2005 года

 

 

Вниманию читателей «ВПК»

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц