Версия для печати

Определить стратегию развития

Алифанов Олег
В современных социально-экономических условиях укрепление России, ее стабильное развитие, повышение безопасности и обороноспособности, рост благосостояния населения могут быть обеспечены лишь на базе создания инновационной экономики, основанной на научных достижениях и высокоэффективных технологиях.

Олег Алифанов
Фото МАИ


ОБОРОНОСПОСОБНОСТЬ СТРАНЫ МОЖНО ОБЕСПЕЧИТЬ ЛИШЬ НА БАЗЕ СОЗДАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ


В современных социально-экономических условиях укрепление России, ее стабильное развитие, повышение безопасности и обороноспособности, рост благосостояния населения могут быть обеспечены лишь на базе создания инновационной экономики, основанной на научных достижениях и высокоэффективных технологиях.
{{direct_hor}}
Но чтобы после 15-летнего застоя в научно-техническом секторе экономики встать, наконец-то, на рельсы инновационного развития, нужно определить стратегию развития в области высоких технологий и в частности - четко определить, какие отрасли экономики будут играть роль ведущих. Необходимо выбрать для концентрации усилий те отрасли промышленности и науки, где производится продукция мирового уровня, а имеющиеся технологические достижения могут дать мощный толчок другим отраслям, в том числе - и в результате конверсионных процессов.

В России к числу подобных "локомотивов" вполне естественно относятся такие стратегически важные отрасли, как авиационная и ракетно-космическая. Несмотря на 13 трудных лет, здесь продолжается создание высокотехнологичных объектов гражданского, военного и двойного назначения и сохраняется высокая конкурентоспособность на международных рынках. Эти отрасли работают в тесной кооперации со многими другими - общим машиностроением, металлургией, радиоэлектроникой, химической технологией: Высокая наукоемкость авиационной и ракетно-космической техники стимулирует изобретения и открытия, оказывает сильнейшее положительное влияние на прогресс в различных фундаментальных и прикладных исследованиях, в частности, в области математики, физики, астрономии, химии, механики, материаловедения. Таким образом, развитие авиационной и ракетно-космической отраслей - это прекрасный полигон для отработки инновационных проектов национального масштаба.

И все было бы хорошо, если бы не ряд серьезнейших проблем, которые имеют место, как в экономике в целом, так в частности в авиационной и ракетно-космической технике.

Пожалуй, главная болевая точка - это кадры. Сегодня на предприятиях и в организациях отрасли практически отсутствует дееспособная, профессионально подготовленная молодежь, происходит всеобщее старение сотрудников всех категорий. Проблема с кадрами промышленности и довольно туманные перспективы ее глобального решения на государственном уровне привели к возникновению одной из главных угроз безопасности этой критичной для страны сферы деятельности, а фактически - к угрозе национальной безопасности.

Мы стоим перед вполне реальной угрозой утраты способности эффективно готовить необходимые инженерные кадры по многим оборонным направлениям и специальностям даже в ведущих вузах страны. Причем здесь ситуация, по моему мнению, еще более критична. Тому есть две основные причины.

Первая - это фактическая ликвидация или предельное ослабление традиционных для отечественной системы инженерного образования связей между техническими вузами и промышленными предприятиями. Отдельные положительные примеры сохранения и развития этих связей являются исключением из общего состояния и только подтверждают правило.

Вторая, наиболее серьезная причина - это еще более быстрое, чем в промышленности, старение профессорско-преподавательского состава, в особенности на специальных выпускающих кафедрах, где средний возраст близок или уже перевалил пенсионный и продолжает расти. Условия в большинстве вузов, особенно в таких мегаполисах, как Москва и Санкт-Петербург, таковы, что, по сути дела, "сапожник остается без сапог". У перспективных выпускников наших вузов отсутствует стимул оставаться на кафедрах для дальнейшей работы. Таким образом, скудная зарплата преподавателей лишает нас молодой смены, даже несмотря на возможность обучения в аспирантуре и подготовки диссертаций. Есть примеры специальных кафедр, где уже сегодня не хватает преподавателей - а ведь именно здесь сосредоточен основной научный и педагогический потенциал российской высшей школы.

Нарушена отработанная многими десятилетиями и бывшая в свое время совершенно естественной преемственность научных и научно-педагогических школ. Вырастить, к примеру, преподавателя - специалиста в области проектирования и конструирования летательных аппаратов или технологии их производства и испытаний можно только при наличии соответствующей научно-педагогической школы, где опытные преподаватели, профессора передают свои знания молодым, ведутся научные и опытно-конструкторские работы при активном взаимодействии с проектными, конструкторскими, технологическими и другими школами в промышленности.

А что мы имеем сейчас? Молодежи на кафедрах явно недостаточно, ветераны уходят - подчас в мир иной, - унося свои знания, опыт, педагогическое мастерство. Передавать все это некому, поскольку молодой поросли рядом с ними нет. А ведь умирающие научные и тем более научно-педагогические школы возродить будет весьма трудно, а подчас и невозможно.

КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ

Именно сейчас, когда речь идет о насущно необходимом для страны инновационном рывке, трудно переоценить потребность в квалифицированных молодых инженерных кадрах, без которых невозможно создавать наукоемкие, высокоэффективные, конкурентоспособные технические системы, в том числе в оборонной промышленности, невозможно перейти к экономике, основанной на знаниях и высоких технологиях. И нужно очень торопиться - время, к сожалению, не ждет.

Конкурентоспособность продукции, особенно наукоемкой высокотехнологичной продукции оборонно-промышленного комплекса, обусловливается ее продвинутостью по технико-экономическим показателям, ее новизной, качеством, эффективностью и надежностью. Поэтому в первую очередь конкурентоспособность зависит от уровня подготовки научных и инженерных работников, от их ответственности, заинтересованности в результатах. Надежность и качество техники - это, образно говоря, надежность и качество ее создателей - от руководителей предприятия до рабочих. Давайте вспомним, как создавалась отечественная ракетно-космическая техника, первые баллистические ракеты, первые ракеты-носители, первые космические аппараты, то есть та весьма наукоемкая продукция, многие образцы которой в модернизированном виде до сих пор используются и имеют мировой приоритет. Например, ракеты-носители "Союз" и "Протон", прототипы которых запускаются, соответственно, с конца 50-х и с середины 60-х гг., до сих пор являются самыми надежными в мире и имеют прекрасные технико-экономические характеристики.

Необходимо отметить исключительную роль руководителей предприятий, в первую очередь, генеральных и главных конструкторов - академиков С.П. Королева, В.Н. Челомея, В.П. Мишина, В.П. Глушко и многих других выдающихся ученых и инженеров нашей страны. Что их отличало: во-первых, когда они заняли свои высокие руководящие посты - все они были достаточно молодыми, энергичными и весьма инициативными; во-вторых, они получили полноценное инженерное образование, в частности, в таких вузах как МАИ и Бауманское училище; в-третьих, они уже имели опыт работы в других организациях и показали себя как весьма перспективные и ответственные специалисты и организаторы, восприимчивые к новой технике. Они сумели создать на своих предприятиях работоспособные, уникальные коллективы, где средний возраст работников не превышал 30 лет. При этом коллективы фирм постоянно динамически обновлялись за счет выпускников оборонных вузов, которых готовили по соответствующим специальностям в рамках традиционно эффективной системы инженерного образования в нашей стране. А ведь 30 лет - возраст творчества, энергии, инициативы:

Как в нашей стране, так и за рубежом неоднократно отмечалось, что успехи в создании техники мирового уровня напрямую зависят от правильной организации образования в стране, определяются его высоким уровнем и опережающим характером. Приведу несколько исторических примеров, связанных лишь с авиационной техникой и только с историей Московского авиационного института.

Реактивная авиационная техника в СССР стала разрабатываться в военные годы, а первое распределение молодого специалиста, подготовленного по заказу промышленности по реактивным двигателям, произошло (задумайтесь!) в 1933 г. В 1944 г. выходит постановление правительства о создании реактивных самолетов и радиолокационных систем, и в этом же году замнаркома авиапромышленности В.И. Тарасов проводит совещание в МАИ по подготовке кадров в этих новейших областях техники. Первые же выпуски специалистов - реактивщиков и радиолокаторщиков, подготовленных в МАИ целевым образом, состоялись уже в 1945-1946 гг. министру высшего образования Кафтанову было дано поручение довести к концу 1946 г. выпуск таких молодых инженеров до 300 человек. Как мы видим, в то время опережающей подготовке специалистов аэрокосмического профиля уделялось особое внимание.

Аналогичной была и ситуация в других сферах оборонно-промышленного комплекса. В постановлениях правительства по созданию новой техники обычно присутствовал раздел по кадровому обеспечению всего жизненного цикла изделий. К сожалению, от этой полезной и важной практики давно отошли, но к ней надо вернуться. Многие из нас надеялись на постановление правительства РФ о целевой адресной подготовке специалистов по оборонным специальностям, принятое в 2001 г., в приложении к которому был утвержден план первоочередных мероприятий. Однако реализация постановления была фактически свернута, даже не начавшись, и оно разделило бесславную судьбу многих других решений по целевой подготовке кадров и образованию в целом.

НОРМАТИВНАЯ БАЗА ХРОМАЕТ

Еще одно обстоятельство, которое всех нас сильно беспокоит, касается нормативно-правовой базы взаимодействия вузов и предприятий, явно не соответствующей сложившимся условиям в экономике страны, а зачастую просто противоречивой. Например, система распределения студентов после окончания вузов давно отменена, а других эффективно действующих норм, а еще лучше - механизмов стимулирования, закрепляющих молодых специалистов на предприятиях, до сих пор нет.

В декабре 2001 г. состоялось расширенное заседание Президиума НТС Российского авиационно-космического агентства, посвященное кадровой политике, а в феврале этого года в Росавиакосмосе с участием Минобразования и Минпромнауки было проведено межведомственное совещание по вопросам подготовки кадров в области современных информационных технологий. На этих совещаниях было высказано много весьма полезных предложений, состоялся конструктивный обмен мнениями и опытом в подготовке кадров для промышленности и их закреплении на предприятиях, были приняты обстоятельные решения. По итогам совещания 2001 г. была разработана соответствующая программа мероприятий по кадровой политике на предприятиях авиационной и ракетно-космической промышленности.

Ранее по заданию руководства Росавиакосмоса с участием ведущих вузов страны и целого ряда предприятий отрасли, общественных организаций, учебных заведений, Министерства труда и Российской Академии космонавтики им. К.Э. Циолковского была создана Национальная программа авиакосмического образования. Это солидный документ, представляющий собой хорошую методологическую основу для повышения качества образования и решения кадровых проблем отрасли. На основе этой программы по заданию Минобразования РФ был разработан проект Федерально-региональной программы аэрокосмического образования. В рамках Федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" создана концептуальная модель системы кадрового обеспечения ОПК. Во всех этих документах отмечается, что важнейшую роль в изменении весьма тревожного положения с кадрами должна сыграть государственная политика. При этом необходимы экстренные, если не чрезвычайные меры.

Пока же серьезных шагов для коренного изменения кадровой ситуации не видно. Намеченные модернизации в образовании, по мнению большинства профессионалов, работающих в вузах и на промышленных предприятиях, не только не решат данную проблему, но могут способствовать еще большему ухудшению отечественной системы подготовки инженерных кадров. В частности, вовлечение России в так называемый Болонский процесс при жестком выполнении условий этой декларации может стать просто губительным для оборонных вузов. Очень хотелось бы надеяться, что руководство нового Министерства образования и науки не допустит тех реформ, которые нанесли бы непоправимый вред высшему техническому образованию в стране.

Где же выход в этих условиях, когда наблюдается острейший дефицит кадров и существенное недофинансирование как государственных предприятий, так и государственных оборонных вузов, а радужных перспектив централизованного, всеобщего и радикального решения этих проблем не видно - планируются лишь некоторые сомнительные полумеры.

Частично снять остроту проблемы можно, на наш взгляд, решив следующие вопросы.

Во-первых, необходимо определить наиболее приоритетные для промышленности области и направления подготовки специалистов. В глобальном масштабе эти направления, по сути, известны - они должны обеспечить реализацию утвержденных в 2002 г. приоритетных направлений научно-технического развития. И уже в рамках этих направлений нужно определить приоритетные задачи в подготовке специалистов, решение которых наиболее актуально для успешной работы предприятий, и сосредоточиться на их решении.

Во-вторых, для решения этих приоритетных задач необходимо разумно объединить потенциалы, усилия и материальные ресурсы ведущих технических вузов и промышленных предприятий на четкой организационной основе. Сейчас инженерные вузы и предприятия оказались в одной лодке и, чтобы она не потеряла "остойчивость", нужно оказывать друг другу необходимую поддержку, не ожидая решений высоких инстанций, которые явно запаздывают.

Наконец, третье необходимое условие - это целевая государственная финансовая поддержка, которая при таком подходе к делу не будет излишне накладной для бюджета соответствующих министерств и ведомств.

Формой организации подобного взаимодействия вузов, предприятий и государственных структур могут послужить учебно-научно-инновационные комплексы. Основанием для их создания служат, в частности, следующие документы:

- постановление правительства РФ от 24 января 2001 г. № 53 "О мерах по повышению эффективности использования научно-образовательного потенциала высшей школы в интересах оборонно-промышленного комплекса РФ";

- постановление правительства от 17 сентября 2001 г. № 676 "Об университетских комплексах";

- решение коллегий Минобразования и Минпромнауки от 23 апреля 2002 г. № 9-1/ПК 7р "О подготовке кадров для науки, высоких технологий и развития научного потенциала высшей школы";

- решение Президиума НТС Росавиакосмоса от июня 2001 г. "О подготовке в высших, средних специальных учебных заведениях и средних профессионально-технических училищах кадров для авиационной и ракетно-космической промышленности и порядке их закрепления на предприятиях";

- отраслевая комплексная программа по совершенствованию работы с кадрами на предприятиях и в организациях Росавиакосмоса до 2005 г.;

- решение межведомственного совещания Министерства образования РФ, Министерства науки, промышленности и технологий РФ и Российского авиационно-космического агентства, проведенного в Росавиакосмосе в феврале 2004 г., по проблеме подготовки кадров в области информационных технологий для предприятий авиационной и ракетно-космической отраслей промышленности.

После детальной проработки этого вопроса четыре московских вуза - МАИ, МГУ, МГТУ им. Баумана, МАТИ и Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства совместно с Росавиакосмосом и рядом авиационных и ракетно-космических предприятий и организаций выступили с инициативой создания Российского учебно-научно-инновационного комплекса авиакосмической промышленности, сокращенно РУНИКАП. При поддержке Минобразования и Минпромнауки последовало решения председателя правительства РФ от 11 августа 2003 г., в соответствии с которыми данный комплекс и был создан с общей целью реализации государственной политики в аэрокосмическом образовании.

По нашему мнению, в подобных комплексах можно наиболее рационально осуществить интеграцию и совместное использование интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов для обеспечения кадрового и учебно-научного сопровождения оборонных и международных программ и проектов. Основной инструмент для этого - создание при ведущих промышленных предприятиях и ведущих аэрокосмических вузах специализированных центров коллективного пользования, в которых будет организована целевая направленная контрактная подготовка специально отобранных студентов вузов, а также работников, направляемых предприятиями для переподготовки и повышения квалификации в областях знаний и технологий, наиболее актуальных для промышленности.

Такие комплексы должны улучшить взаимодействие вузов и предприятий, помочь решить ряд проблем в подготовке высококвалифицированных специалистов, которые могут и должны решаться совместно вузами и промышленностью, не требуя существенных, "стратегических" изменений государственной политики и практики финансирования и управления высшим образованием.

Сегодня на входе в вуз мы имеем некоторого "осредненного абитуриента", качество подготовки которого в школе оставляет желать много лучшего. Более того, несмотря на некоторое улучшение ситуации в последние годы, на основные для промышленности направления подготовки, включая "Авиастроение", "Ракетостроение и космонавтика", "Двигатели летательных аппаратов", "Испытание и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники" идут учиться далеко не всегда наиболее мотивированные и зачастую не самые способные молодые люди. В общем, среднее качество потока абитуриентов при поступлении на технические специальности можно оценить только на удовлетворительно. Будем откровенны - по известным причинам, эффективность и качество работы и некоего обобщенного преподавателя вуза также понизились. Это связано, в частности, со старением преподавательского контингента и отсутствием в должном количестве молодых, инициативных, легко адаптирующихся к новым условиям преподавателей. Мы обычно черпали их из числа талантливых сотрудников кафедр, а сегодня этот слой практически исчез.

Вторая причина определенного снижения качества преподавательского труда - это отсутствие договорных научно-исследовательских работ, которые ранее служили основным средством поддержания высокого научно-технического уровня преподавателя. Сегодня востребованность научного потенциала преподавателей и сотрудников вузов в области прикладных разработок менее 25%, причем на хозрасчетные НИР с предприятиями из этих 25% приходится самая малая толика.

Отвлекает многих преподавателей и необходимость заработков на стороне, поскольку преподавательская зарплата оскорбительно низка.

Этот перечень можно было бы продолжить. Но самое главное, повторю, в том, что нет преемственности на выпускающих кафедрах, нет притока молодых свежих научных и преподавательских сил.

Не до конца системные и излишние, с нашей точки зрения, унификация и стандартизация учебных планов подготовки молодых специалистов в аэрокосмических вузах, которые осуществлялись в последние годы по новым нормам Министерства образования РФ, также идут во вред качеству подготовки специалистов. Значительно уменьшились возможности кафедр по привлечению преподавателей - совместителей и "почасовиков" из числа ведущих сотрудников предприятий, что всегда было важным фактором взаимосвязи вуза и предприятий.

Базовые практики студентов подчас проводятся в весьма усеченном или даже условном виде, стажировки преподавателей на предприятиях практически отсутствуют. Учебно-лабораторная и научно-исследовательская база в вузах на протяжении последнего десятилетия развивалась крайне слабо, если вообще не деградировала. Явно нарушались многие фундаментальные принципы отечественной инженерной школы, в том числе - обучение через научные исследования и углубленную профессионально-практическую подготовку.

Итак, ситуация в инженерном, в частности, аэрокосмическом образовании далека от идеальной. Вузы не всегда находятся на передовых научно-технических позициях и не могут в должной мере обеспечить принцип опережающего обучения.

КЛЮЧ К РЕШЕНИЮ - НЕПРЕРЫВНОСТЬ

Решение этой проблемы видится в создании отраслевой системы непрерывного образования как основы кадрового сопровождения деятельности предприятий отрасли. Одной из особенностей этой системы является контрактная форма целевой подготовки для элитной части студентов вузов. Отбор таких студентов будет происходить по достаточно очевидным критериям - это готовность работать в отрасли, высокая обучаемость, творческие способности к соответствующей инженерной работе. Обучение в этой системе должно иметь элитарный характер и вестись с привлечением лучших преподавателей, как из вузов, так и с предприятий. На самом современном уровне должно быть учебно-лабораторное, информационное и научно-техническое оборудование.

При этом элитарность, по сути, штучный, индивидуальный характер целевой профессиональной подготовки, должна быть в дальнейшем поддержана соответствующей зарплатой и созданием условий для карьерного роста. Необходимо максимально использовать высококачественное образование в одной из ключевых, стратегических областей экономики как инструмент закрепления специалистов на предприятии.

Жизнеспособность такой отраслевой системы непрерывного образования будет определяться тремя необходимыми условиями.

Первое условие - это участие ведущих вузов через своих достойных студентов как объекта целевой подготовки; через методический опыт, учебную базу и высококвалифицированных преподавателей.

Второе условие - это участие предприятий с их практическим опытом, современным оборудованием, квалифицированными специалистами, перспективами карьерного роста выпускников и возможностями по вложению определенных средств в систему подготовки кадров и повышение квалификации. Следует сказать, что большинство руководителей крупных предприятий осознало необходимость инвестирования средств в обучение своего будущего и настоящего персонала.

Наконец, третье необходимое условие - это государственная поддержка через заинтересованные министерства и ведомства. Такая поддержка вполне логична, поскольку дополнительная целевая подготовка подобных специалистов - это решение, по сути, государственной задачи обеспечения конкурентоспособности отечественной наукоемкой продукции на мировом рынке, а также задач, связанных с безопасностью и обороноспособностью страны.

В зависимости от направлений, специальностей и специализаций для целевой подготовки студентов, для повышения квалификации и переподготовки кадров из промышленности должны быть разработаны гибкие учебные планы и программы различного содержания и длительности. Они должны быть увязаны с общими учебными планами обучения в вузе, могут быть реализованы по разным формам, например, при обучении по индивидуальным графикам. Эти планы и программы должны быть насыщены специально разработанными курсами лекций и циклами практических занятий, необходимыми учебными и учебно-методическими пособиями, в том числе электронными, раздаточным материалом, реальными и виртуальными лабораторными работами, системами самоконтроля и тестирования.

Как уже отмечалось, для подготовки и переподготовки кадров по тому или иному жизненно важному для предприятий направлению на ведущих предприятиях и в ведущих вузах создаются специализированные центры коллективного пользования, которые должны быть оборудованы по последнему слову науки и техники, включая самые продвинутые компьютерные классы, компьютерные сети, электронные библиотеки и т.д. В таких центрах, где создана соответствующая гибкая информационно-образовательная среда, осуществляются целевая подготовка отобранных из вузов лучших студентов, подготовка и повышение квалификации работников промышленности. Занятия в них ведут лучшие преподаватели и специалисты. Переподготовку и повышение квалификации нужно будет проводить в краткие сроки и, в основном, без отрыва от производства.

В этой системе обучения организационные функции берет на себя РУНИКАП. На Совете РУНИКАПа было принято решение по созданию первоочередных центров коллективного пользования. В настоящее время они создаются при ГКНПЦ им. М.В. Хруничева - центр по комплексной автоматизации проектирования и подготовки производства; в Федеральном научно-производственном центре ММПП "Салют" - центр в области производственного оборудования с ЧПУ; в ЦИАМе - центр в области быстрого прототипирования.

В настоящее время Учебно-научно-инновационный комплекс приступил к организации учебного процесса, выполнению соответствующей методической работы, проработке нормативной базы, созданию информационно-образовательной среды.

Такие комплексы, как РУНИКАП, могут решать важный круг вопросов по совершенствованию технического образования, будут способствовать переходу к опережающему обучению инженерной элиты - основной движущей силы в инновационном развитии страны.

Олег АЛИФАНОВ
член-корреспондент РАН, декан аэрокосмического факультета МАИ, вице-президент Российского учебно-научно-инновационного комплекса авиакосмической промышленности, вице-президент Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского

Опубликовано в выпуске № 47 (64) за 8 декабря 2004 года

Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц