Версия для печати

Если закон несовершенен

Витебский Виталий
Важнейшую роль в повышении эффективности функционирования создаваемых интегрированных структур в оборонной промышленности играют инвестиции. Собственно, привлечение инвестиций как отечественных, так и иностранных является одной из главнейших целей создания таких структур.


УЧАСТИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ В РЕФОРМИРОВАНИИ РОССИЙСКОГО ОПК СТАВИТСЯ ПОД ВОПРОС


Важнейшую роль в повышении эффективности функционирования создаваемых интегрированных структур в оборонной промышленности играют инвестиции. Собственно, привлечение инвестиций как отечественных, так и иностранных является одной из главнейших целей создания таких структур.
{{direct_hor}}
По сообщению главы Центробанка России С. Игнатьева, за 10 месяцев 2003 г. общий объем иностранных инвестиций в экономику России вырос по сравнению с аналогичным периодом 2002 г. в 1,6 раза. Поэтому вопрос использования иностранных инвестиций представляет особый интерес.

Участие иностранного капитала в реформировании российской оборонной промышленности носит двоякий характер.

С одной стороны, такое участие необходимо и полезно как источник средств для модернизации и источник новых технических и технологических достижений, без которых немыслимо современное конкурентноспособное производство. С другой стороны, в ряде случаев участие иностранного капитала может преследовать цель ликвидации российского конкурента на внутреннем и мировом рынках. Реализация такой стратегии может принести не только экономические потери, но и серьезный урон обороноспособности страны. Поэтому к решению вопросов участия иностранных юридических и аффилированных с ними лиц в капитале оборонных акционерных обществ следует подходить только после детального изучения конкретной ситуации вокруг соответствующего открытого акционерного общества (ОАО).

Законодательное ограничение на участие иностранного капитала в ОАО ОПК установлено только в статье 12 "Создание авиационной организации" Федерального закона от 8 января 1998 г. № 10-ФЗ "О государственном регулировании развития авиации": "Создание на территории Российской Федерации авиационной организации с участием иностранного капитала, осуществляющей деятельность по разработке, производству, испытаниям, ремонту и (или) утилизации авиационной техники, допускается при условиях, если доля участия иностранного капитала составляет менее чем двадцать пять процентов уставного капитала авиационной организации и ее руководитель и входящие в органы управления такой организации лица являются гражданами Российской Федерации".

В данной формулировке присутствуют, как минимум, пять недостатков:
1. Ничего не сказано об аффилированных лицах. А без этого весь запрет утрачивает серьезный смысл.
2. Запрет на участие иностранных граждан в органах управления организации с инвестициями этих граждан противоречит не только мировому корпоративному праву, но и Гражданскому кодексу Российской Федерации и Федеральному закону "Об акционерных обществах", провозглашающим равенство всех акционеров.
3. Норма "менее чем 25 процентов" в ряде практических случаев является чересчур жесткой для создания возможностей по реализации совместных проектов.
4. Из формулировки Закона неясно, относится ли она к ранее созданным авиационным организациям. Вроде бы не относится, но реально ею пользовался Росавиакосмос при угрозе лишения лицензии ОАО "Авиадвигатель" в случае превышения 25% доли уставного капитала, принадлежащей компании Pratt and Whitney и аффилированным с ней лицам.
5. Отсутствует механизм реализации установленного ограничения, контроля и ответственности за несоблюдение установленного требования.


2 апреля 2004 г. Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании развития авиации", предложенный депутатом Н.Н. Гончаром. Законопроект предлагает изложить статью 12 в следующей редакции: Участие иностранных юридических и физических лиц, а также их аффилированных лиц в авиационной организации Российской Федерации, осуществляющей деятельность по разработке, производству, испытаниям, ремонту и (или) утилизации авиационной техники, допускается в объеме менее чем 25 процентов уставного капитала авиационной организации, при этом ее руководитель является гражданином Российской Федерации.

Для авиационной организации, создаваемой на территории Российской Федерации для реализации инвестиционных проектов в области разработки, производства, испытаний, ремонта и (или) утилизации авиационной техники с привлечением иностранных инвестиций, допускается участие иностранных инвесторов в объеме до 49 процентов ее уставного капитала, при этом руководитель организации является гражданином Российской Федерации".

Таким образом, предлагаемый законопроект устраняет четыре из отмеченных выше недостатков:
1. В новые формулировки включены наряду с иностранными юридическими и физическими лицами их аффилированные лица.
2. Запрет на участие иностранных граждан в органах управления авиационных организаций снимается и сохраняется только для должности руководителя организации.
3. Норма "менее чем 25 процентов" сохраняется для авиационной организации, уже осуществляющей свою деятельность на территории Российской Федерации. Для вновь создаваемых авиационных организаций с привлечением иностранных инвестиций эта норма поднимается до 49 процентов уставного капитала.
4. Как уже отмечено, законопроект устанавливает две различные нормы: для существующих организаций и для создаваемых вновь.


Вместе с тем механизмы реализации и контроля вновь не прописаны, хотя потребность в них резко возросла из-за четкого придания формулировке "обратной силы" - она теперь однозначно распространяется на ранее возникшие отношения.

По данным ОАО "ЭКОС", по состоянию на 1 декабря 2003 г. иностранные юридические и физические лица или их аффилированные структуры суммарно владеют более 10% обыкновенных акций минимум в 45 АО ОПК. (Необходимо отметить, что по состоянию на 1999 г. пакетами, превышающими 10% голосующих акций, иностранцы обладали в 16 АО.). Наибольшей популярностью пользовались акции АО авиационной промышленности (21 АО), о чем свидетельствует следующий факт. Пакеты, превышающие размер блокирующего, находятся в собственности иностранных юридических или аффилированных с ними лиц в 22 АО ОПК, в том числе в 12 АО авиационной промышленности.

Непосредственно иностранные участники акционерных обществ авиационной промышленности имеют блокирующие пакеты только в трех обществах: ОАО "АНТК им. Туполева", Саратовское ОАО "Сигнал" и ЗАО "Евромиль".

С участием аффилированных лиц пакеты акций у иностранцев превышают блокирующие еще в девяти обществах: ОАО "НПО "Иркут", ОАО "Ульяновский авиационный промышленный комплекс "Авиастар", ОАО "ВИЛС", ОАО "Первый Московский приборостроительный завод им. В.А.Казакова", Нижегородское ОАО "Гидромаш", ОАО "Авиадвигатель", ОАО "Пермский моторный завод", ОАО "Казанское опытно-конструкторское бюро "Сокол" и ОАО "Ступинская металлургическая компания".

Наиболее ярким примером такого аффилированного юридического лица является ЗАО "Технологии моторов", вокруг которого в последнее время разгорелся скандал в связи с событиями в ОАО "Ступинская металлургическая компания".

ЗАО "Технологии моторов" учреждено РАО "Газпром" (49% акций), ОАО "АХК "Туполев" (5% акций) и зарегистрированной в Лихтенштейне фирмой General Aviation A.G. (46% акций). Руководителем ЗАО является Саво Куюнджич, не имеющий российского гражданства. ЗАО имеет пакеты акций в шести ОАО ОПК: ОАО "ВИЛС" - 51%; ОАО "Авиадвигатель" - 25% (объявлено о продаже 22% из них - ОАО "НПО "Сатурн"); ОАО "Пермский моторный завод" - 3%; ОАО "Корпорация "Компомаш" - 13%; ОАО "НПО "Композит" - 51% и ОАО "Ступинская металлургическая компания" - около 40% акций. Из состава пакетов видна направленность деятельности ЗАО - контроль над разработками и производством ключевых и новых материалов для авиационно-космической промышленности.

По некоторым данным, деятельность ЗАО "Технологии моторов" наносит ущерб обороноспособности страны. Очевидно, что государство через обладателей контрольного пакета акций ЗАО - РАО "Газпром" и ОАО "АХК "Туполев" - должно принять необходимые меры по предотвращению подобной деятельности, если она в действительности имеет место. Такие указания государство обязано дать своим представителям в соответствующих открытых акционерных обществах.

Приведенные данные показывают, что букве действующего Закона не соответствует положение только в ЗАО "Евромиль", созданном в период, когда Закон уже был принят. Принятие законопроекта, внесенного депутатом Н.Н. Гончаром, внесет юридическую определенность, узаконит ЗАО "Евромиль", но создаст целый ряд проблем, прежде всего у 11 организаций, ситуация на которых не будет соответствовать новым требованиям. Если установить общее ограничение на уровне 49% (предложение руководителя Федерального агентства по промышленности Б.С. Алешина), то такой формулировке не будут соответствовать только три ОАО: ОАО "ВИЛС", Саратовское ОАО "Сигнал" и ОАО "Казанское опытно-конструкторское бюро "Сокол".

В любом случае в законе должна быть статья, определяющая порядок приведения распределения акций к установленному новым законом и источники финансирования этой работы, учитывая, например, факт размещения акций ОАО "НПК "Иркут" на мировых фондовых рынках. Хотя даже одного ОАО "ВИЛС" достаточно, чтобы такой порядок оговорить. Возможно, что ситуацию не удастся исправить до принятия закона о национализации.

Вообще, круг акционерных обществ, на который будут распространяться подобные ограничения, нуждается в изменении. Это должны быть не акционерные общества, занимающиеся авиационной деятельностью, а скорей всего, стратегические акционерные общества по перечню, утверждаемому президентом Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества".

Кроме того, необходимо внести изменения в федеральные законы "Об акционерных обществах" и "О рынке ценных бумаг" с целью создания механизма реализации установленных ограничений. Суть этого механизма состоит в том, чтобы специализированные регистраторы (депозитарии) осуществляли отдельное ведение реестров владельцев ценных (именных) бумаг акционерных обществ, для которых законодательно установлены ограничения на участие в их акционерном капитале иностранных юридических и аффилированных с ними лиц, а также контроль за соблюдением этих ограничений. При этом должны проводиться заблаговременное информирование потенциальных участников сделок купли-продажи акций о состоянии с реализацией имеющихся ограничений и регистрация (или отказ в регистрации) подобной сделки в соответствии с данным предупреждением.

Все эти предложения могут быть реализованы в новом федеральном законе "О государственном регулировании обращения акций стратегических акционерных обществ" Оспаривать положительные моменты, связанные с участием иностранных инвесторов в капитале ОАО ОПК, нет необходимости. Перечень совместных работ, ведущихся с иностранными инвесторами только в авиакосмической промышленности, составляет около 20 позиций. Понятно, что по ходу реализации и в результате осуществления этих проектов неизбежно возникнет вопрос об иностранном участии в капитале российских оборонных акционерных обществ. И нужно быть готовыми решать его обоснованно, в интересах всех участников проектов, тем более, что среди иностранных участников теперь находятся и наши украинские коллеги и бывшие соратники по многим разработкам.

Виталий ВИТЕБСКИЙ
начальник отдела Государственного фонда конверсии,
кандидат экономических наук

Опубликовано в выпуске № 35 (52) за 15 сентября 2004 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц