Версия для печати

Ядерная угроза на Корейском полуострове

Летун Сергей
В конце минувшего года делегация Академии военных наук РФ приняла участие в научной конференции "Проблемы безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, на Корейском полуострове и меры по недопущению распространения оружия массового поражения", организованной Институтом оборонных исследований Республики Корея. С южнокорейской стороны в конференции приняли участие советник президента РК по национальной безопасности доктор На Вонг Иль, представители Минобороны, МИДа, руководство и ведущие научные сотрудники Института оборонных исследований во главе с доктором Хван Дон Джуном. С российской стороны - президент Академии военных наук генерал армии Махмут Гареев, первый вице-президент АВН генерал-полковник Варфоломей Коробушин, начальник Института военной истории полковник Александр Кольтюков, профессор Сергей Летун, представители российского посольства и военного атташата в Сеуле. Были обсуждены основные направления развития военно-политической обстановки в АТР, их влияние на поддержание стратегической стабильности в данном регионе мира, пути предотвращения военных конфликтов, актуальные вопросы нераспространения ядерного оружия на Корейском полуострове.

Министры обороны США и Республики Корея демонстрируют крепость союзнических отношений.
Фото Министерства обороны США


ЭТУ ПРОБЛЕМУ МОЖНО РЕШИТЬ ЛИШЬ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА И ОБЪЕДИНЕНИЯ СТРАНЫ


В конце минувшего года делегация Академии военных наук РФ приняла участие в научной конференции "Проблемы безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, на Корейском полуострове и меры по недопущению распространения оружия массового поражения", организованной Институтом оборонных исследований Республики Корея. С южнокорейской стороны в конференции приняли участие советник президента РК по национальной безопасности доктор На Вонг Иль, представители Минобороны, МИДа, руководство и ведущие научные сотрудники Института оборонных исследований во главе с доктором Хван Дон Джуном. С российской стороны - президент Академии военных наук генерал армии Махмут Гареев, первый вице-президент АВН генерал-полковник Варфоломей Коробушин, начальник Института военной истории полковник Александр Кольтюков, профессор Сергей Летун, представители российского посольства и военного атташата в Сеуле. Были обсуждены основные направления развития военно-политической обстановки в АТР, их влияние на поддержание стратегической стабильности в данном регионе мира, пути предотвращения военных конфликтов, актуальные вопросы нераспространения ядерного оружия на Корейском полуострове.
{{direct_hor}}
Свыше полувека тому назад завершилась война в Корее, продолжавшаяся три года и унесшая сотни тысяч жизней. 27 июля 1953 г. в Пханмунчжоне между КНДР и Китаем, с одной стороны, и силами ООН во главе с США, с другой, было подписано соглашение о прекращении огня. К сожалению, оно не ликвидировало "горячую точку" на Корейском полуострове, которая время от времени дает о себе знать, и бушующие здесь политические и военные страсти заставляют мировое сообщество лихорадочно и напряженно искать средства по их умиротворению. Причем в последнее время обстановка накалилась настолько, что возникла опасность возвращения к ситуации 1953 г.

ШАНТАЖ КИМ ЧЕН ИРА

В январе 2003 г. руководство КНДР заявило о выходе страны из Договора о нераспространении ядерного оружия, что не могло не вызвать негативной реакции буквально на всех континентах. Однако Пхеньян на этом не остановился. Его официальные представители и средства массовой информации стали выдвигать аргументы в пользу обладания ядерным оружием. Например, в июне 2003 г. сообщалось, что оно нужно Северной Корее для решения насущных задач народного хозяйства, поскольку позволит "многократно повысить сдерживающий потенциал Корейской народной армии", а это "даст возможность сократить обычные вооружения и направить людские и финансовые ресурсы на развитие производственного сектора экономики страны в целях повышения благосостояния народа".

Появляются утверждения, что КНДР уже обладает ядерным оружием. В частности, Пхеньян объявил о завершении переработки восьми тысяч графитовых стержней, ранее использовавшихся на атомной станции в Йонбене. Считается, что полученного при этом оружейного плутония достаточно для создания пяти-шести ядерных боеприпасов. Вместе с тем прямых доказательств наличия у КНДР ядерного оружия нет. Ведь для проверки работоспособности боезарядов и определения их боевых характеристик необходимо проводить испытания, что при существующей системе контроля скрыть невозможно (даже в том случае, если это будут подземные испытания и малой мощности).

Пхеньян, видимо, блефует, в первую очередь, стремясь приобрести статус ядерной державы. Лидеры КНДР, очевидно, полагают, что это не только позволит Северной Корее выйти из политической и экономической изоляции, в которой она оказалась, но и повысит ее роль на международной арене. Высказывается также мнение, что ядерное оружие необходимо Пхеньяну для решения своих проблем при объединении страны. Понимая, что богатый Юг может поглотить страдающий тяжелым экономическим недугом Север, имея перед глазами опыт воссоединения Германии и особенно незавидную судьбу бывших правителей ГДР, руководители КНДР постараются выторговать себе более благоприятные условия. Вместе с тем не исключено, что, наладив производство оружейного плутония, северокорейские власти рассчитывают продавать его, а вырученные средства пустить на подъем экономики.

Вероятно, официальный Пхеньян пошел ва-банк и намерен как можно дороже разменять свою ядерную программу на гарантии сохранения нынешнего положения и широкую экономическую помощь своей стране, что подтверждается условиями, на которых вроде бы КНДР готова отказаться от ядерных амбиций. Главное из них - отказ США от "враждебной политики". Для Северной Кореи это означает полную нормализацию отношений с Соединенными Штатами, американское признание существующей в КНДР системы, гарантии отказа от превентивного нападения на Северную Корею, а также обещание "не мешать ее экономическому развитию".

Вашингтон категорически отвергает подобные предложения. Однако администрация Джорджа Буша-младшего, по сути, спровоцировала Пхеньян, когда причислила КНДР к "оси зла", "странам-изгоям", с которыми можно разговаривать только с позиции силы. Расправившись с Ираком, США еще и наглядно продемонстрировали, как они будут поступать со всеми, кто не укладывается в прокрустово ложе американской политики. Вашингтон подтолкнул Пхеньян к возобновлению ядерной программы и прекращением поставок КНДР мазута для энергетических целей взамен остановки ядерного реактора в Йонбене.

Как ни печально, но многие факты говорят о том, что США заинтересованы в сохранении напряженности на Корейском полуострове ибо так осуществляется сдерживание Китая, не только сохраняются, но и укрепляются американские позиции во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе. Кампания вокруг ядерной программы КНДР способствовала значительному продвижению американских планов по созданию региональной системы ПРО, которая, как считают аналитики, нужна не столько против Пхеньяна, сколько против Пекина. К осуществлению этих планов уже удалось пристегнуть Японию, сейчас на очереди Австралия и еще несколько стран АТР.

ПУТИ РАЗРЕШЕНИЯ ДАВНЕЙ ПРОБЛЕМЫ

Ядерную и другие кризисные проблемы можно рационально решить лишь в общей системе корейского урегулирования с учетом интересов РФ, США, КНР, Японии и других стран. Объединение двух корейских государств должно носить постепенный, поэтапный характер. Учитывая исключительную сложность этой задачи, в обозримом будущем реально лишь вести разговор о мирном сосуществовании Севера и Юга Кореи. Или - в лучшем случае - о конфедеративном государстве с двумя правительствами и двумя различными общественными системами.

Представляется целесообразной разработка комплексной программы постепенного, поэтапного объединения Кореи с участием ООН, структурных организаций АТР, КНДР и РК, других заинтересованных стран. Желательно поручить создание первоначальной программы (концепции) не государственным, а общественным научным организациям с тем, чтобы ее излишне не политизировать и по возможности полнее и объективнее учесть реальное положение дел, сложившееся в обеих частях Кореи, интересы различных стран и общие интересы международного сообщества. При этом надо учесть ошибки и уроки, вытекающие из опыта Афганистана (когда правительство РФ отвернулось от правительства Наджибуллы) и объединения Германии.

Общественные и научные организации путем многократного и всестороннего обсуждения призваны подготовить концептуальную основу разработки и рассмотрения корейской проблемы на международном, государственном уровне.

Программа (концепция) решения корейской проблемы могла бы охватывать следующие важнейшие шаги:

- меры по укреплению политического доверия. Отказ от крайностей и нетерпимости идеологической конфронтации, признание статуса двух корейских государств, постепенное их сближение и, прежде всего, широкое экономическое сотрудничество. По опыту Афганистана и объединения Германии нельзя допустить поглощения одной части Кореи другой. Оба государственных образования имеют свои преимущества: КНДР - с точки зрения выражения патриотических чувств корейского народа, обеспечения независимости страны, системы образования и здравоохранения; РК - с точки зрения демократических устоев и развития рыночной экономики. Поэтому надо искать пути взаимного обогащения за счет положительных приобретений и преодоления негативных сторон. Надо трезво оценивать сложившуюся реальность. Северные и южные корейцы сейчас по существу разные по менталитету народы. Поэтому их интеграция будет весьма сложным делом, требующим больших усилий и времени. Но тем более важно когда-то начать этот процесс и стремиться, чтобы все промежуточные шаги и меры были ориентированы на эту конечную цель. Это - прежде всего всемерное развитие экономических и культурных связей между двумя частями Кореи. Заслуживает внимания предложение президента РК о создании форума по региональной безопасности и сотрудничеству в Северо-Восточной Азии с включением в него обеих Корей, США, Китая, Японии и России;

- сокращение вооружений и постепенная демилитаризация полуострова, вывод иностранных войск из Южной Кореи. До определенного периода могут осуществляться поставки (продажа) оружия в КНДР и РК, но в перспективе неизбежно настанет момент, когда США, Китай, Россия должны будут согласовать свои действия в этом направлении. Особенно это относится к недопущению распространения ядерного оружия, ракетных технологий и создания ПРО. Относительно ядерной программы КНДР были разъяснены российские позиции по вопросам сокращения и нераспространения ракетно-ядерных вооружений, ратификации ДВЗЯИ и совершенствования режима контроля за ракетными технологиями и другим вопросам обеспечения стабильности и безопасности в Азиатско-Тихоокеанской зоне.

Российскими участниками конференции подчеркивалось неуклонное стремление РФ к недопущению распространения ядерного оружия в мире, в том числе на Корейском полуострове. Урегулирования северо-корейской ядерной проблемы следует добиваться политико-дипломатическими методами, продолжая переговоры в рамках шести государств: РФ, США, КНР, Япония, КНДР, РК. Вместе с тем российские военные специалисты обратили внимание на необоснованность утверждений сотрудников корейского Института оборонных исследований относительно наличия в КНДР готового к применению ядерного оружия. Было отмечено также, что присоединение Южной Кореи к попыткам создания единой американо-японо-южнокорейской системы ПРО дестабилизирует обстановку в АТР и не пойдет на пользу процессу разрядки па Корейском полуострове.

МНЕНИЕ ЮГА

В ходе конференции с докладами и сообщениями выступили корейские ученые и эксперты в области оборонных проблем. Например, профессор Кан Бон Гу (Исследовательский центр проблем АТР Ханьянского университета) подчеркнул, что сегодня России удается эффективно сочетать гибкость и жесткость в своей политике по отношению к Корее. При этом отчетливо видны различия в подходах США и РФ, проистекающие из несовпадающих национальных интересов двух государств в этом регионе.

По мнению профессора, Россия, во-первых, исходит из того, что американо-северокорейские отношения являются двусторонними отношениями двух суверенных государств и по этой причине не считает желательным предпринимать какие-либо попытки в них вмешиваться. Москва и Вашингтон в настоящее время - стратегические партнеры. Но вместе с тем, несмотря на то, что взаимоотношения России с Северной Кореей были в течение 1990-х гг. довольно прохладными, РФ ныне держит курс на поддержание долгосрочных добрососедских и дружественных контактов с нею.

Во-вторых, Москва, как можно заметить по ее усилиям обеспечить безусловное и бессрочное действие Договора 1965 г. о нераспространении ядерного оружия, последовательно придерживается позиции по сохранению безъядерного статуса Корейского полуострова.

В-третьих, особенность позиции России заключается в том, что терроризм ею понимается как сложное наднациональное явление, угроза глобальной безопасности в целом. Поэтому РФ считает необходимым активно с США сотрудничать в борьбе с этим злом.

Такая позиция России, считает докладчик, не может не находить своего отражения в формировании подходов международного сообщества к проблемам северокорейского оружия массового поражения.

Пэк Сын Джу (начальник исследовательской лаборатории по проблеме Северной Кореи) проанализировал внутреннее положение в КНДР после так называемого "второго ядерного кризиса" и пришел к выводу, что перспективы сохранения северокорейского режима значительно ухудшились. Дело в том, что до состоявшихся в апреле 2003 г. трехсторонних переговоров политика Китая по отношению к КНДР в связи с ядерной проблемой была достаточно умеренной. Но после того, как Северная Корея заявила о возможности обладания ядерным оружием, стали заметны признаки того, что Пекин начал оказывать на Пхеньян определенное давление. А это может оказать негативное влияние на политический авторитет Ким Чен Ира.

Во-вторых, это недоверие США к КНДР. Причем оно находится на том уровне, когда его уже, как представляется, крайне трудно рассеять. Между тем позиция международного сообщества, в котором Соединенные Штаты играют ведущую роль, определенным образом способна ослабить северокорейский режим.

В-третьих, возрастающая настороженность южнокорейской общественности по отношению к Северной Корее. Перед лицом северокорейской ядерной угрозы происходит сплочение консервативных сил РК, что сдерживает активное проведение политики "солнечного тепла" и, в свою очередь, наверняка может привести к усугублению экономических трудностей Северной Кореи.

Ю Ен Ехоль (старший научный сотрудник Института оборонных исследований) подчеркнул, что не оправдались некоторые предположения о роли России как пассивного посредника на шестисторонних переговорах по северокорейской ядерной проблеме. Наоборот, РФ были выдвинуты важные предложения по обеспечению безъядерного статуса КНДР, ясно заявлено о неприятии Москвой факта обладания Северной Кореей ядерным оружием.

Вместе с тем докладчик обратил внимание на то, что некоторые российские СМИ убеждены: РФ находится вне основных тенденций переговорного процесса. Они считают, что в последующем роль Москвы может стать не столь значимой, как того ожидает руководство России. В частности, отмечается скепсис в отношении того, насколько действенными окажутся посреднические возможности правительства РФ в остром американо-северокорейском противостоянии.

Ю Ен Ехоль подчеркнул, что в понимании северокорейской ядерной проблемы у России и Республики Корея имеются определенные различия. Бесспорно, обе стороны едины в главном - в стремлении урегулировать северокорейскую ядерную проблему мирным путем. Однако вызывает разочарование чрезмерная, как представляется РК, защита Северной Кореи со стороны России.

Особо отмечалось, что в ходе предыдущего этапа развития отношений между Республикой Кореей и Россией вопросы безопасности не учитывались в полной мере, а упор делался на развитии экономического сотрудничества. Однако в нынешних условиях необходимы взаимно согласованные усилия для мирного разрешения северокорейской ядерной проблемы, а это может обернуться экономической выгодой для обеих сторон.

Итоги конференции подвели президент корейского института оборонных исследований доктор Хван Дон Джун и президент АВН генерал армии Махмут Гареев. В ходе официальных выступлений представителей южнокорейской стороны красной нитью проходило стремление оправдать стабильный и долгосрочный характер военного присутствия США на Корейском полуострове в связи со стремлением КНДР к созданию ракетно-ядерного оружия и нестабильной обстановкой в АТР в целом. Об этом свидетельствует и большой резонанс в печати в связи с заявлением командования американских войск о планах отвода передовых соединений Соединенных Штатов в глубь территории РК. По мнению южнокорейцев, это может спровоцировать удар со стороны КНДР. Высказывалось пожелание, чтобы Россия активизировала свои возможности и влияние на Пхеньян с целью прекращения разработки ядерного оружия.

Представители российской стороны, в частности, генерал-полковник Варфоломей Коробушин, подчеркивали, что проблему ядерной угрозы на Корейском полуострове можно решить лишь в общей системе преодоления корейского кризиса и объединения страны. В целом российские участники в своих выступлениях проводили мысль о необходимости культивирования в Южной Корее последовательного, неконфронтационного подхода к КНДР и вопросу объединения страны с упором на меры экономического, гуманитарного характера, активного вовлечения в процесс авторитетных региональных и субрегиональных международных экономических организаций.

По проблемным вопросам двустороннего военно-технического сотрудничества российская делегация разъяснила корейской стороне необходимость более последовательного осуществления ранее достигнутых соглашений и дальнейшего их наращивания. Президент Института оборонных исследований доктор Хван Дон Джун, который одновременно является председателем Совета оборонных предприятий РК, обратился с предложением направить в Россию группу предпринимателей, занимающихся бизнесом в оборонной сфере с целью расширения корейско-российского военно-технического сотрудничества. АВН ожидает конкретных предложений по этому вопросу.

Представители Министерства обороны РК и руководства корейского Института оборонных исследований выразили удовлетворенность научной конференцией, подчеркнули готовность продолжать военно-научные контакты с российской стороной. Достигнута договоренность о проведении очередного научного симпозиума в Москве в октябре 2004 г. На эту встречу можно было бы привлечь более широкий круг представителей от Минобороны РФ, МИДа и российских специалистов по корейской проблеме.

Сергей Летун
профессор АВН, преподаватель кафедры дальневосточных языков
Военного университета. Сеул-Москва

Опубликовано в выпуске № 1 (18) за 14 января 2004 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...