Версия для печати

«Варяг» в Китае. Взгляд с Украины

С 2020 года России придется догонять не только США
Бабич Валерий Новичков Николай

ВМФ НОАК последовательно реализует программу создания авианесущих сил, передав 25 сентября этого года в состав флота первый авианосец «Ляонин» (Liaoning) с бортовым номером 16. Авианосец создан на основе тяжелого авианесущего крейсера (ТАВКР) «Варяг», построенного на Черноморском судостроительном заводе (ЧСЗ) в украинском Николаеве. Свое мнение о китайской программе строительства авианосцев изложил известный украинский кораблестроитель, бывший начальник конструкторского бюро по авианесущим кораблям в отделе главного конструктора ЧСЗ Валерий Бабич.

ВМФ НОАК последовательно реализует программу создания авианесущих сил, передав 25 сентября этого года в состав флота первый авианосец «Ляонин» (Liaoning) с бортовым номером 16. Авианосец создан на основе тяжелого авианесущего крейсера (ТАВКР) «Варяг», построенного на Черноморском судостроительном заводе (ЧСЗ) в украинском Николаеве.

Свое мнение о китайской программе строительства авианосцев изложил известный украинский кораблестроитель, бывший начальник конструкторского бюро по авианесущим кораблям в отделе главного конструктора ЧСЗ Валерий Бабич.

– Какое впечатление произвело на вас известие о вводе в строй авианосца «Ляонин»?

– В церемонии передачи корабля флоту и первом подъеме военно-морского флага приняли участие генеральный секретарь ЦК КПК, председатель КНР Ху Цзиньтао, премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао и другие партийные и государственные деятели страны. Это еще раз подчеркивает важность реализуемой программы создания авианосцев и показывает, какое значение придает этому кораблю военно-политическое руководство КНР. В США авианосцы тоже передаются флоту в присутствии президента. А вот при передаче наших авианесущих кораблей Военно-морскому флоту СССР руководители такого уровня никогда не присутствовали.

– Является ли китайский «Ляонин» полноценным авианосцем?

«Варяг» в Китае. Взгляд с Украины

– В настоящее время это учебный корабль, наличие которого поможет подготовить летчиков палубной авиации и специалистов по техническому обслуживанию самолетов, а также многому научить конструкторов и судостроителей национальной промышленности.

Но это не просто учебный корабль, а беспрецедентный натурный полигон, который могла построить только такая богатая и далеко смотрящая вперед страна, как Китай. На нем будут ставиться и отрабатываться задачи, необходимые для создания следующих авианосцев. Мы еще увидим, как быстро и качественно начнет наращивать Поднебесная свой авианосный флот. И поможет ей в этом наш «Варяг», который не нужен был ни Украине, ни России и который с такой пользой для себя приобрел за 20 миллионов долларов Китай.

Кроме того, в КНР построен наземный полигон для испытания корабельной авиации и обучения летчиков типа НИТКА (наземный испытательно-тренировочный комплекс авиации) в Крыму. А вообще-то название по документации было НИУТК – наземный испытательный и учебно-тренировочный комплекс, который вскоре стали называть для удобства просто НИТКА, поскольку все его составляющие – катапульты и посадочные блоки были вытянуты в «нитку» в сторону моря. НИУТК никогда в обиходе не называли.

Создание своего авианосца обошлось Китаю гораздо дешевле по сравнению с затратами на постройку таких кораблей в США. Стоимость последнего американского авианосца «Джордж У. Буш» достигла 6,2 миллиарда долларов, а американского авианосца нового поколения «Джеральд Р. Форд», сдача которого ВМС США намечена на 2015 год, оценивается уже в 8,1 миллиарда, не считая 2,4 миллиарда на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) при проектировании. В то же время стоимость «Варяга» в случае его достройки была бы по нынешним ценам порядка 3,5 миллиарда долларов.

Время показало, что несмотря на все трудности, с которыми покупался, а потом доставлялся «Варяг», игра стоила свеч. Китайцы – хорошие бизнесмены. Когда теперь мы слышим удивленные возгласы: а почему это вдруг китайцы вводят в строй наш авианосец, могу сказать следующее: «Да потому, что они оказались гораздо умнее».

– Как вводился в строй этот авианосец?

– В августе 2011 года корабль вышел на неделю на испытания. Китайские военные сообщили, что цель выхода – проверка главной энергетической установки (ГЭУ). Потом в декабре 2011-го и в 2012-м было выполнено еще несколько выходов в море. Первоначально предполагалось принять корабль на вооружение в конце 2012-го, но жизнь внесла коррективы. Принятие авианосца на вооружение состоялось 25 сентября 2012 года на фоне обострения территориального спора Пекина и Токио за острова Сенкаку (китайское название – Дяоюйдао), которые Япония и Китай считают своими. Возможно, досрочная передача авианосца военно-морским силам – политическое решение, связанное с этим конфликтом. Кроме того, авианосец был введен в строй накануне главного государственного праздника Китая – годовщины образования КНР, которая отмечается 1 октября.

Для окончательного ввода в строй китайского авианосца «Ляонин» потребуется провести полноценные испытания, в том числе ГЭУ на полном ходу, который составляет около 30 узлов при суммарной мощности четырех турбин 200 тысяч лошадиных сил. Авианосец должен идти на полном ходу не менее трех суток, и это весьма сложная задача. У нас за этим строго следили военпреды. При любой остановке корабля все нужно было начинать сначала.

В CCCР на заводские ходовые и государственные испытания таких кораблей вместе с последующей ревизией механизмов, окончательной окраской и контрольным выходом в море уходил один год. Столько же уйдет и у Китая. Думаю, китайцы трезво оценивают ситуацию, так как из морского ведомства Поднебесной приходят сообщения, что на приведение в полную боевую готовность авианосцу понадобится еще три года. Не исключено, что «Ляонин» будет в конце концов введен в строй как полноценный авианосец. Никаких технических препятствий этому нет.

Поднебесная планирует до 2020 года создать до четырех авианосных ударных групп (АУГ), во главе каждой должен находиться один ударный авианосец. Флот сопровождения для АУГ уже строится.

– С какими трудностями столкнулся Китай при вводе в строй авианосца?

«Варяг» в Китае. Взгляд с Украины

– Большую сложность представляет ввод в строй ГЭУ и системы главного пара, трубопроводы которой работают под огромным давлением 64 кг/см2 при температуре 470 градусов по Цельсию. Известно, что на наших кораблях слабым звеном являлись котлы. Это сердце корабля так же, как на американских авианосцах атомные реакторы. Котлы КВГ-4, вырабатывающие по 115 тонн пара высоких параметров в час, – уникальные по своим характеристикам агрегаты, но в то же время очень сложные в обслуживании, требующие постоянного надзора за работой автоматики. Моряки с трудом с этим справлялись. После схода с корабля заводской команды были случаи полного прекращения кораблем хода. Китайцы это знали. Пока «Варяг» стоял в Даляне, они сняли один котел и отвезли его на завод в Харбин, где тщательно изучили и провели всесторонние испытания. Вполне вероятно, что они довели котлы до нужной кондиции и усовершенствовали автоматику. Впрочем, испытания и дальнейшая эксплуатация авианосца это покажут. Россияне до сих пор так и не смогли это сделать, о чем свидетельствует срыв испытаний индийского авианосца «Викрамадитья», который переоборудуется на северодвинском Севмаше из четвертого нашего ТАВКР «Адмирал Горшков». По сообщениям из России, на этом корабле при развитии авианосцем полного хода вышли из строя семь котлов из восьми.

Наибольшую трудность для китайских кораблестроителей представляет ввод в действие авиационно-технического комплекса корабля, в состав которого входят аэрофинишеры, система оптической посадки, радиотехническая система управления полетами, система заправки авиационным топливом, система энергоснабжения самолетов и вертолетов, подъемники летательных аппаратов, газоотбойные щиты, устройства удержания самолета перед стартом при выходе двигателей на полные обороты. Необходима установка оборудования и систем для проведения регламентных работ авиационной техники и многое другое. Важнейшими на таком корабле, где хранится большое количество легковоспламеняющегося авиационного топлива, являются противопожарные системы. Нужно обеспечить также безопасное хранение боезапаса и быструю его доставку на полетную палубу из глубины авиационных погребов. После решения этих задач Китай вплотную подойдет к созданию своего авианосного флота.

– Каким должно было быть авиационное вооружение этого корабля?

– «Варяг» создавался для базирования на нем истребителей Су-27К (Су-33), МиГ-29К и сверхзвукового многоцелевого истребителя вертикального/короткого взлета и посадки Як-141. Когда корабль строился в 1985–1991 годах, Су-27К и МиГ-29К превосходили по своим тактико-техническим элементам палубные истребители ВМС США F-14D «Томкэт» и F/A-18C «Хорнет». А Як-141 вообще обогнал американский самолет короткого взлета и вертикальной посадки F-35B как минимум на 20 лет. Як-141 совершил первые посадки на ТАКР «Адмирал Горшков» в 1991 году, а аналогичный самолет F-35B в США до сих пор не могут принять на вооружение. Кроме того, на корабле должны были размещаться самолеты радиолокационного дозора и наведения Як-44 РЛДН и целое семейство вертолетов фирмы «Камов» – противолодочные Ка-27, десантные Ка-29, спасательные Ка-27ПС и радиолокационного дозора Ка-31 РЛД. Всего на корабле должно базироваться 52 летательных аппарата.

– Почему на «Адмирале Кузнецове» остались только истребители Су-33?

– Су-27К, получивший после принятия на вооружение обозначение Су-33, и МиГ-29К – разные самолеты по своим возможностям. Первый находится в воздухе в два раза дольше и берет больше боезапаса, чем МиГ-29К. Но он и дороже в 2,5 раза. С другой стороны, самолет МиГ-29К в полтора раза меньше по размерам, значит, их разместить на корабле можно больше. Кроме того, МиГ-29К более маневренный в бою и имел прекрасную радиоэлектронную систему управления вооружением не только для ракет «воздух-воздух», но и для ракет «воздух-поверхность», то есть мог использоваться как штурмовик для уничтожения кораблей и наземных целей. Оба самолета хороши. Поэтому на «Варяге» планировалось размещение трех типов истребителей – Су-27К и МиГ-29К, дополнявших друг друга, а также истребителя Як-141. Строительство МиГ-29К и Як-141 прекратили из-за остановки финансирования при распаде Советского Союза. Сейчас истребитель МиГ-29К возрожден для индийского авианосца «Викрамадитья». Безусловно, и Як-141 будет востребован в случае возрождения российского авианосного флота, в частности он мог бы быть использован уже в ближайшей перспективе на вертолетоносцах типа «Мистраль».

– Сможет ли Китай обеспечить летательными аппаратами свой новый авианосец?

– На базе самолета Су-27 сейчас создается палубный истребитель, который будет отвечать самым современным требованиям. В 90-х годах XX века Китай купил в России партию сухопутных истребителей Су-27 и лицензию на их изготовление. Производство самолетов Су-27 (китайское обозначение J-11) организовано на авиационном заводе недалеко от Харбина. Я видел J-11B на выставке в Харбине в 2006 году и на меня это произвело сильное впечатление. Никогда не мог подумать, что КНР в короткие сроки сможет создать и освоить изготовление собственной версии одного из лучших наших истребителей. Сейчас на основе этого самолета Китай создает палубный истребитель J-15, который по своим ТТХ будет напоминать российский истребитель Су-27К, а может, и превосходить его. Ведь со времени создания Су-27К прошло более 20 лет, а техника на месте не стоит. Нужно отметить, что и Украина помогла Поднебесной, продав ей опытный экземпляр самолета Су-27К советских времен, находившийся в Крыму на полигоне с комплексом НИТКА. Самолеты J-15 и составят основу авиационного крыла авианосца «Ляонин» и двух последующих кораблей, которые строятся сейчас. Второй и третий авианосцы, похожие на наши «Адмирал Кузнецов» и «Варяг», планируется сдать ВМС в 2015 и 2017 годах. На этих кораблях будет базироваться и китайский вертолет дальнего радиолокационного дозора Z-8 AEW.

Чтобы сделать полноценный авианосец, для управления корабельной авиацией и наведения ее на цели обязательно должен быть спроектирован и построен самолет радиолокационного дозора и наведения типа нашего Як-44 РЛДН или американского Е-2С/D «Хоукай». Это наиболее сложная задача для корабля, не имеющего катапульты, ведь этот самолет довольно тяжелый. Мы в свое время так ее и не решили.

– Какие различия между пятым николаевским авианосцем «Адмирал Кузнецов», который сейчас в составе Северного флота России, и шестым – «Варягом»?

– Авианосцы «Адмирал Кузнецов» и «Варяг» строились по одному проекту – 11435, однако на последнем решили заменить РЛС дальнего обнаружения «Марс-Пассат» и «Фрегат-МА» на новый радиолокационный комплекс «Форум». Одновременно было решено установить и новый комплекс радиоэлектронной борьбы ТК-146 – «Созвездие-БР» взамен аналогичного комплекса «Кантата-11435», установленного на «Адмирале Кузнецове». Замена этих двух больших радиоэлектронных систем привела к изменению конфигурации надстройки корабля и полной переделке свыше 140 помещений. Эту работу до конца 1991 года ЧСЗ успел выполнить. Поэтому «Адмирал Кузнецов» и «Варяг» имеют некоторые архитектурные различия.

– Когда было остановлено строительство «Варяга»?

– Строительство «Варяга» остановлено в начале 1992 года при готовности 67,7 процента, а готовность авиационного комплекса составляла порядка 80. На временном электроснабжении уже работали авиационные подъемники и лифты авиационного боезапаса, были смонтированы аэрофинишеры, система авиационного топлива, система транспортировки самолетов и вертолетов в ангаре. На корабле был окончен монтаж машинно-котельных отделений, а состояние энергетических отсеков позволяло принимать электропитание, начинать проворачивать механизмы и проводить швартовные испытания. Сдача корабля ВМФ планировалась в 1993 году. Однако в начале 1992-го прекратилось финансирование строительства со стороны ВМФ России. Корабль отбуксировали к новой причальной стенке, которую специально построили для седьмого авианосца – атомного «Ульяновска», поставили охрану и он остался там на долгие годы в ожидании своей участи. Приезжали много покупателей, но самым настойчивым оказался Китай, которому и продали «Варяг». Продажа такого корабля – очень сложный процесс, поскольку это военная продукция и на тот момент корабль содержал в себе много секретной информации. Нужно было убедить правительство Украины, а также Россию, что с корабля перед продажей будет снято все секретное оборудование.

– Какова история продажи «Варяга»?

– Это отдельная большая тема, почти детектив. Лучше всех ее знает Иван Иосифович Винник, в прошлом главный строитель авианосцев, а когда продавался «Варяг» – заместитель генерального директора ЧСЗ. Он принимал китайские делегации, а потом неоднократно летал на «Варяг» в Далянь. Стоимость авианосца как металлолома по мировым ценам была около пяти миллионов долларов. Китай заплатил, как я уже говорил, 20 миллионов и выиграл тендер. Однако уже в то время было понятно, что корабль покупается не как металлолом или казино, а как будущий авианосец.

– Какое участие принимал Черноморский завод в восстановлении корабля?

– «Варяг» прибыл в Далянь 3 марта 2002 года с тремя представителями ЧСЗ на борту, которые сопровождали корабль весь период буксировки. В течение трех лет на корабле не выполнялось никаких работ. Шло тщательное изучение его конструкции и подготовка производства. В апреле-мае 2005-го корабль прошел докование в сухом доке, подтвердив прекрасное состояние корпусной стали. Этому способствовали качественное лакокрасочное покрытие подводной части и меры, выполненные на Черноморском заводе по предотвращению электрохимической коррозии корпуса. Во время докования наружный борт был очищен и покрашен по полной схеме, применяющейся в китайских ВМС. Все днищевые и примыкающие к бортам цистерны зачищены и загрунтованы. Окрашены надстройка и верхняя палуба. Лакокрасочное покрытие цистерн питьевой воды, выполненное на ЧСЗ, оказалось такого высокого качества, что никаких дополнительных работ по его восстановлению не потребовалось. Несмотря на то, что с момента окончания работ на корабле в 1991 году прошло 15 лет, большая часть внутренних помещений имела такой вид, будто их только что загрунтовали, и в новой покраске не было необходимости. Доковый ремонт сделан основательно и быстро. Работа выполнялась круглосуточно, все бригады имели радиофицированное управление, а организация их действий на громадных подднищевых пространствах была безупречной.

Проведенное в октябре 2005 года «кренование» показало, что важнейшая для корабля характеристика – остойчивость находится в норме. Китайцы продемонстрировали, что могут совладать со сложнейшим военным кораблем, каковым является авианосец. В доковании участвовала небольшая группа из шести представителей Черноморского завода. Затем доступ украинским специалистам на «Варяг» был закрыт и после 2005 года они там не появлялись. Все работы Поднебесная выполняла самостоятельно. Корабль является военным объектом, а свои секреты КНР хранит так же, как это мы делали в Советском Союзе.

– Жалеете ли вы, что не смогли закончить строительство этого корабля?

– Конечно, мы жалеем, что не достроили «Варяг». Но в целом хорошо, что авианосец не разрезан, как это произошло с «Ульяновском». В Китае находятся три наших авианесущих корабля – «Киев», «Минск» и «Варяг», и я доволен, что они не разделаны на металлолом, а демонстрируют достижения нашего судостроения в годы его наибольшего расцвета.

– Какие особенности имеют авианосцы «Адмирал Кузнецов» и «Варяг» по сравнению с американскими?

– Авианосцы США – корабли более высокого класса и располагают более мощной авиационной группой, насчитывающей до 80 самолетов. Кроме того, на них ядерная силовая установка, что обеспечивает им практически неограниченный район плавания. На «Кузнецове» и «Варяге» устанавливался комплекс крылатых противокорабельных ракет (ПКР) «Гранит», способных поражать цели на расстоянии свыше 500 километров со скоростью М=2,5, то есть более 3000 километров в час. В 90-е годы это было грозное оружие и американцы его боялись, Но в целом размещение ракетного вооружения на наших авианесущих кораблях снижало их возможности как авианосцев. Не было на наших авианосцах и катапульт для взлета самолетов, и это тоже ограничивало их возможности. Катапульты должны были установить на седьмом авианосце – атомном «Ульяновске».

– С какими трудностями встретился ЧСЗ при строительстве «Ульяновска»?

– Мы шли в создании авианосцев своим путем, и наши сверхнасыщенные вооружением тяжелые авианесущие крейсеры, безусловно, представляли угрозу для потенциального противника и являлись предметом серьезного анализа со стороны военных специалистов стран НАТО. Нам оставался только шаг, чтобы сделать эти корабли атомными. Всего остального на них было вдоволь.

Общая мощность четырехвальной ядерной энергетической установки достигла на «Ульяновске» 280 тысяч лошадиных сил (4х70 тысяч) – больше, чем на американских атомных авианосцах типа «Нимиц», у которых мощность ядерной ГЭУ составляет 260 тысяч лошадиных сил. В 1990–1991 годах ЧСЗ получил от предприятий России корпуса реакторов, парогенераторов, трубные системы, насосы, фильтры и приступил к монтажу атомной паропроизводящей установки. Один блок успели сварить, второй собрали и подготовили под сварку. То, с какой легкостью шли работы по «Ульяновску» на Черноморском заводе, говорит о том, что мы были готовы к созданию такого типа кораблей гораздо раньше. На момент прекращения строительства на нулевом стапеле стоял почти готовый корпус «Ульяновска» с главными механизмами. С созданием этого корабля мы выходили на уровень, достигнутый американскими кораблестроителями.

«Варяг» должны были передать флоту в 1993 году, а следующий – атомный авианосец «Ульяновск» – в 1996-м. Черноморский завод готовился к резке металла для второго атомного авианосца проекта 11437 (заказа 108, пока еще без наименования), который должны были заложить сразу после спуска «Ульяновска» в 1992 году. Таким образом, если бы были выполнены намечавшиеся планы строительства авианосцев с периодичностью сдачи флоту одного корабля каждые три года, то к 2010-му могли быть построены и переданы ВМФ ТАКР «Варяг» и пять атомных авианосцев типа «Ульяновск». И еще три находились бы в постройке.

Наступившие в период перестройки социальный и экономический катаклизмы разрушили эти планы. Если когда-либо придется начинать сначала, то потребуется затратить немало сил, средств и времени на достижение того технического и интеллектуального рубежа, на котором мы уже находились. Специалисты ведущих стран мира относят проектирование и строительство атомных авианосцев к разряду уникальных технологий, и мы такими технологиями к концу 80-х годов XX века уже владели.

– Как вы думаете, какие авианосцы будет строить Россия в будущем?

Новый российский авианосец будет построен на техническом уровне самых лучших кораблей XXI века

– Россия собирается возобновить строительство авианосцев с 2020 года. Опять станут догонять, но теперь уже и Китай. В российской прессе сообщается, что новый авианосец будет похож по размерам на ныне действующий «Адмирал Кузнецов», но, конечно, выполненный на более высоком уровне. Проектированием кораблей такого класса занималось одно из крупнейших наших конструкторских бюро – Невское ПКБ в Ленинграде, которое работало в непрерывной и прочной связке с ЧСЗ в Николаеве на протяжении 70 лет. Все 20 лет со времени прекращения строительства авианесущих кораблей НПКБ продолжало их проектирование и совершенствование. Думаю, что новый российский авианосец будет построен на техническом уровне самых лучших кораблей XXI века.

– Что можно сказать о дальнейшей судьбе украинского кораблестроения?

– Состояние отрасли самым непосредственным образом зависит от сотрудничества с Россией. Южные судостроительные заводы всегда играли большую роль в создании Военно-морского флота царской России, а потом и Советского Союза. Во времена СССР на Украине производилось около 40 процентов кораблей для ВМФ, не считая, конечно, атомных подводных лодок, производство которых было сосредоточено в России.

На мой взгляд, России сейчас не хватает производственных мощностей для возрождения своего ВМФ, в то время как на Украине семь больших судостроительных заводов. ЧСЗ в Николаеве – строитель линкоров, крейсеров, подводных лодок и авианосцев – самый большой из них.

Николаевские судостроительные заводы имеют огромный технический потенциал, а кадры для них готовятся здесь же, в одном из наших лучших учебных заведений – Национальном университете кораблестроения имени адмирала Макарова, который с 1930 по 1994 год был известен как легендарный Николаевский кораблестроительный институт. Николаевские судостроительные заводы исторически и технологически формировались для создания кораблей, насыщенных сложной военной техникой. Именно в этом направлении они смогут наилучшим образом проявить себя в дальнейшем. Думаю, что будущее нашего кораблестроения – в тесном сотрудничестве с Россией.

Беседовал Николай Новичков,
главный редактор агентства АРМС-ТАСС

Опубликовано в выпуске № 45 (462) за 14 ноября 2012 года

Loading...
Загрузка...
Аватар пользователя HZ66
HZ66
13 ноября 2012
1) Получает - "недоавианосец" стоит только в два раза меньше настоящего авианосца. Зачем строить такие? 2) С какого бодуна Як-141 и F-35 стали аналогичными? Принципиально разные самолеты. 3) "Первый (Су-33) находится в воздухе в два раза дольше и берет больше боезапаса", только если они взлетает с наземного аэродрома.
Аватар пользователя читатель
читатель
13 ноября 2012
"Состояние отрасли самым непосредственным образом зависит от сотрудничества с Россией" - вот суть и соль "украинского кораблестроения" в одном предложении. Все держалось на гигантских советских оборонных заказах, куда вливались умопомрачительные деньжищи, которые никто не считал. Как только они исчезли, "легендарные" заводы сразу остановились, тысячи работяг остались не у дел, и выяснилось, что "огромный технический потенциал" нахрен никому не нужен. И вот гении судостроения сладко ностальгируют по советским временам, когда они еще немножко, почти, вот-вот, чуть-чуть и "выходили на уровень достигнутый американскими кораблестроителями"...
Аватар пользователя АНС
АНС
14 ноября 2012
Не хорошо обижать автора, он ведь всего исполнитель. Дело в том, что КБ ЧСЗ всего лишь вело заказы, а проектировало все это добро Невское ПКБ. И к реконструкции завода он тоже не имеет никакого отношения. А ностальгирует, так это очень хорошо.Человек прекрасно понимет, что потеряли. Почитайте его книги на эту тему. Гордость за вложенный труд и боль за утраченное. Лично знаю его и деректора ЧСЗ Макарова/ царство ему небесное /. Таких уже не делают. Валом производятся жлобы и дебилы. И не нужно ерничать,он не виноват в том, что у нас получалось.Помните, при совке, был знак качества, напоминающий по расположению пропорции леонардовского человека. Так вот растопыренные руки его выражали отчетливую мысль - лучше не можем. А статья - напоминание нам// пршу прощение / мудакам, как нужно бережно относится к уже практически сделанному. Тем более актуально сейчас, когда вновь пошли вопли о строительстве авианосца для собственных нужд.Боюсь только, что скоро все затихнет. Ведь у нас все волнами - поорали и забыли. А китайцы молодцы - все на нем попрбуют, все отработают. А новый авианосец мы им уже давно спроектировали. Как говорится - флаг им в руки.
Аватар пользователя Alex27As
Alex27As
14 ноября 2012
Ладненько, не тушуйтесь так, мужики. Еврюшки уже китайцам придумывают ошейник на одно место, так что неизвестно что им там удастся построить.
Аватар пользователя Вася
Вася
14 ноября 2012
Понятно, чот автор даленк от ВПК, путает одно с другим, другое дело, кто сказал что третья мировая будет проводиться с помощью авианосцев? И я давно защитил кандитатскую каким образом уничтажается авиносная группировка...
Аватар пользователя АНС
АНС
14 ноября 2012
НУ да. Они нас кулаком по морде, а мы их газеткой, газеткой...
Аватар пользователя читатель
читатель
14 ноября 2012
уважаемый АНС, не было у меня цели обижать автора, но уж больно сладко он говорит. "Беспрецедентный натурный полигон" который "только китайцы" могли построить. Ну, учебные, опытные авианесущие корабли существуют уже сотню лет, а построили корабль все-таки не китайцы, а СССР (НЕ Украина, а СССР!). С ценой тоже не все гладко - купили китайцы большое железное корыто, о цене доводки нам никогда правды не скажут, а сравнивать цену "Ляонина" и "Нимица" некорректно - слишком они разные. И про аналогию Як-141 и Ф-35, "легкость" с которой строился "Ульяновск", технологического паритета с американцами, радужные перспективы "украинского" судостроения, и т.д., и т.п. Да, достижения были, я не отрицаю, в условиях полной изоляции от остального цивилизованного мира - очень большие достижения, но палку перегибать не стоит.
Аватар пользователя АНС
АНС
14 ноября 2012
Всяк кулик свое болото хвалит.
Аватар пользователя Наблюдатель издалека
Наблюдатель издалека
14 ноября 2012
Кто подскажет, как переводится "Ляонин" китайского?
Аватар пользователя читатель
читатель
14 ноября 2012
"Ляонин" - это название одной из провинций на северо-востоке Китая.
Аватар пользователя Наблюдатель издалека
Наблюдатель издалека
14 ноября 2012
Спасибо за подсказку.
Аватар пользователя Гость
Гость
15 ноября 2012
Надо было достраивать авианосцы и предлагать их на мировой рынок. Американцы бы сами их выкупали у нас лищ бы никому не достались :)
Аватар пользователя Сергей
Сергей
15 ноября 2012
На самом деле это интервью какое-то "девчачье". Проблема у Китая гораздо глубже. Китай - одна из немногих исключительно сильных континентальных держав в геополитике. Сразу извиняюсь перед теми, кто не понимает что такое ГЕОПОЛИТИКА. НИКОГДА!!!!! КИТАЙ не вел вооруженную борьбу на море. Никогда! Сейчас Китаю, чтобы не что-то там демонстрировать, а просто кормить свой полуторамиллиардный РОТ надо измениться ГЕОПОЛИТИЧЕСКИ. Это беспрецедентный случай в истории. Китай понял, что он сейчас становится глубоко зависимым от ситуации на МОРЕ. Китай понял, без новых площадей (а это "ничьи" пространства) без путей сообщения "через море", при таком ГРОМАДНОМ аппетите ЭКОНОМИКИ и главное выживания. Следующий этап их выживания - ВОЙНА. А это кому-то надо? Только наше блядская элита думает, что войны - это субъективно. ВОЙНЫ ВСЕГДА ОБЪЕКТИВНЫ!
Аватар пользователя Сергей
Сергей
15 ноября 2012
Для того, чтобы измениться ГЕОПОЛИТИЧЕСКИ, надо много учиться. Китайский народ, поняв, что их нация СТАРЕЮЩАЯ, никогда и еще РАЗ НИКОГДА не изобретет порох, бумагу, не построит ВЕЛИКУЮ СТЕНУ, никогда, РЕШИЛа ДОГНАТЬ СВОИМ СТАРАНИЕМ и трудолюбием и еще.... способностью подчиняться сильным людям их нации! И они пошли вперед. Надо воробьев захерачить, запросто и все вместе. Надо в Мао поверить, запросто. Надо пуховики - получите. Надо авто для мира - вот они Надо стать моряками - станут. А вот дальше.... . Если другие скажут: да вы молодцы, будьте лидерами человечества, как раньше, то выживут. Но, куда они нас приведут? У же не только обыватели, но и СМИ и даже лидеры наций: Китай-великая держава! А ВЫ ЛИЧНО КИТАЙСКИЕ ТОВАРЫ ПОКУПАЕТЕ? Я ВОТ БРЕЗГУЮ. Ну и хрен бы с ними, но только вот на их месте, я бы на север двинул. Там, на север заманчиво и сыто и никому не нужно все. В Москве окопались, котеджи построили, на мерсах ездят, баб уже и на работу привели, гниют и скоро сопьются. Даже Министром обороны дилетанта убогого назначают, ничего не боятся. Вот слабость и пустота там. А еще Великий китайский полководец сказал: ПУСТОТА, ОБЪЕКТИВНО, ДОЛЖНА БЫТЬ ЗАПОЛНЕНА. Сунь-Цзы. Я его наизусть выучил.
Аватар пользователя Сергей
Сергей
15 ноября 2012
Глядеть на Китай не с Украины, А из столицы России надо. Кстати, девки наши дальневосточные на китайцев с маленькими пенисами уже с вожделением смотрят - а это сигнал.
Аватар пользователя Наблюдатель издалека
Наблюдатель издалека
15 ноября 2012
Сергею на пост 20.59 сег.: При всём уважении к кор.составу, Вашему воинскому званию, и, вероятно, действительно немаленькой должности в российском воен. вед-ве, в истории Китая Вы не сильны. Китай как раз однажды УЖЕ БЫЛ великой морской державой, более того, китайский флот БЫЛ, вероятно, сильнейшим, и, во всяком случае, самым большим во всём мире. Только было это оч-чень давно, конкретно, в средние века, в XIV-XV вв. Тогдашние китайские корабли были САМЫМИ БОЛЬШИМИ в мире, и было их у китайцев больше, чем у любой другой страны мира. Огромный китайский флот ходил в Индийский океан, наводить там свои порядки. А вот потом китайцы отстали от Европы и в конструкциях кораблей, и в объёмах кораблестроения, и пока что в передовые морские державы не выбились. НО: своя славная история войны на море у Китая ЕСТЬ! Не забывайте также, что китайцы изобрели не только бумагу и порох, но и компАс! Другое дело, что в современных условиях, если китайцы решат резко укрепить морскую мощь, они сразу же вступят в прямую конфронтацию с Западом, а Запад это не только НАТО, но и Австралия с Новой Зеландией, и Япония, и Южная Корея, и Сингапур, и Индия тоже Запад. Так что, как Вы правильно заметили, Китаю гораздо разумнее обратить взор на север, на безкрайние просторы России, почти незаселённые, и богатые полезными ископаемыми. Правда, пока Р.Ф. остаётся единым государством с мощными СЯС, вряд ли китайцы решатся на открытое вооружённое нападение. Но: они очевидно будут прилагать значительные усилия по разложению России изнутри, имея конечной целью распад Р.Ф. на множество мелких государств. И если этот сценарий реализуется, вооружённый захват бывших российских территорий в Сибири и на Дальнем Востоке объективно неизбежен.
Аватар пользователя АНС
АНС
16 ноября 2012
Да я уже писал, что нас за Уралом осталось 17 миллионов, а китайцев у нс уже 3 миллиона, и это только официально. На самом деле больше. Еще чуть - чуть, и они просто сменят власть, и все. Им и вовать не нужно. Они уже здесь. Идет ползучая экспансия, а вы все о какой то стратегии....
Аватар пользователя Александр
Александр
16 ноября 2012
Хочу высказать свон мнение по поводу советских авианосцев и судостроительных заводах, я некоторое время работал на ЧСЗ. Сейчас очень неприятно слышать сарказм некоторых авторов про "недоавианосцы". Дело в том, что советская и американская концепции довольно сильно различались. Если америкосы рассматривали авианосец, как плавучий аэродром, то наши авианесущие корабли были полноценными самостоятельными бойцами, способные доставить серьезные проблемы и вражеским подлодкам и надводным кораблям и морской авиации. Это действительно грозные суда с отличными мореходными качествами и самой современной начинкой. Распад Союза больно ударил как по Российскому так и по Украинскому судостроению. Еще со времен Потемкина на юге Украины были сосредоточены самые мощные судостроительные заводы, под них затачивалась огромная часть оборонки, включая науку и смежные производства. Сегодня я не понимаю тех людей, которые радуются, что два народа-близнеца из-за политического мазохизма тонкой прослойки некоторых деятелей, потеряли то, что нарабатывалось десятилетиями. Жаль труд многих поколений судостроителей, которые создавали действительно высококлассные корабли. В итоге и Россия и Украина в этом секторе оказались отброшенными на полвека назад
Аватар пользователя Сергей
Сергей
16 ноября 2012
Наблюдатель издалека. Однако! Выбранный Вами критерий "количество больших кораблей" и его показатель "большое их количество" не является признанным в ГЕОПОЛИТИКЕ определителем "морской державности". Это, честно, не я придумал. Самые большие транспорта сейчас и их огромное количество в Либерии. Или государства Либерия и Панама не считаются? В СССР тоже много много кораблей было. Но от этого мы же не стали считаться "морской державой". Только Дмитрий Анатольевич не авторитет в ГЕОПОЛИТИКЕ, нет фамилии ученых в этой области с фамилией Медведев в этом списке.
Аватар пользователя Наблюдатель издалека
Наблюдатель издалека
16 ноября 2012
Сергею на пост 11:50 сег. Я в комменте забыл добавить слово "военные" перед "корабли", хотя в средние века конструкции военных и торговых кораблей не так сильно различались, как сейчас. В то время определяющими были водоизмещение и размерения корпуса: чем больше корабль, тем больше на нём можно разместить пушек и солдат абордажной команды, тем больше мощь залпа, а значит и общая мощь в бою. По тогдашним меркам, и европейским, и арабским, те китайские военные корабли были ОГРОМНЫМИ, корабли схожего водоизмещения и размеров в Европе начали строить лишь в XVII веке. Но всё это было очень давно.
Аватар пользователя Сергей
Сергей
16 ноября 2012
Наблюдателю издалека. Я знал, что Вы ответите вот так, с прилагательным "ВОЕННЫЕ". Но я же написал, что мы имели очень много ВОЕННЫХ кораблей в 80-е годы, но не стали МОРСКОЙ ДЕРЖАВОЙ. Пока нам это и не надо, в море идти. А китайцам надо, иначе вымрут. Их путь - копирование и завал рынка МАССОЙ, эту страну не спасет, эта нация вымрет, при чем массово. Поэтому они и ищут способы выжить. Какие я написал, или в море, или на войну. Промежуточно, и для всего мира надо так как они делают, сбивают цену, мыслимо и немыслимо нарушая все цивилизованные законы человечества. Но смысл один: за территории богатыми ресурсами им идти надо. Поэтому я прав. Еще есть вопросы про Китай? Про корабли с большим водоизмещением я тоже знаю. Но Вы ведь не сделали вывод из Ваших измышлений. Примерно он должен был бы быть следующим: Китай в ......веке выжил только благодаря своим походам в Индийский океан. Это измышление не соответствует действительности, не имеет под собой никакой истории, ну это примерно, так: Египет имеет связь с инопланетянами, потому что у них пирамиды. Конечно, я изучу, то , что Вы написали, но история не подтверждает этого, Извините.
Аватар пользователя Александр
Александр
16 ноября 2012
Вы ошибаетесь в оценке комментариев, как мне кажется. Радости по поводу российско-украинских расхождений не испытывает никто. А язвительные комментарии появляются потому, что автор статьи повсеместно упоминает "украинское судостроение", "наш "Варяг'" и т.д. "Варяг" был построен в СССР, а *НЕ* на Украине. Построен по питерским проектам на деньги всей страны. Украинское, именно УКРАИНСКОЕ судостроение без гигантских СОВЕТСКИХ военных заказов - это то, что мы видим сегодня. Буксиры, траулеры, ремонт старых кораблей. Когда украинские националисты начнут называть вещи своими именами, прекратятся обидные комментарии.
Аватар пользователя читатель
читатель
16 ноября 2012
последний пост - мой, адресован Александру. Не там вписал имя...
Аватар пользователя HZ66
HZ66
17 ноября 2012
Александр. Вы правильно указали "Дело в том, что советская и американская концепции довольно сильно различались ..." Только не объяснили почему различались. А различались потому, что у СССР не было сопоставимых по характеристикам самолетов для авианосцев. Иначе зачем из авианосца делать очередной ракетный крейсер. Самое эффективное оружие авианосца это его самолеты. Позже и у СССР появились самолеты, да вот авианосца для них как не было так и нет.
Аватар пользователя ffke653
ffke653
18 ноября 2012
Добавлю к комментарию "наблюдателя из далека" к Сергею - "При всём уважении к кор.составу, Вашему воинскому званию, и, вероятно, действительно немаленькой должности в российском воен. вед-ве, в истории Китая Вы не сильны". Вы, Сергей, отчего-то очень предвзято относитесь к Китаю и из всех сценариев его развития предлагаете к рассмотрению какие-то утрированно недостоверные. Причём Вы даже не смотрите на реальную внешнеэкономическую политику Китая, иначе бы Вы не написали очевидной неправды. И США и Зап. Европа и Япония очень обеспокоены именно экономическими очень успешными методами контроля Китаем сырьевых ресурсов по всему миру. Статьями по этому по воду просто переполнены их издания посвящённые экономическому развитию Китая. Китай уже фактически превратился в технологического и промышленного лидера по целому ряду направлений. И ему нет нужды что-то захватывать. Как и Япония он может покупать недостающие ресурсы, пользуясь тем, что продаёт во вне конечную продукцию. Вам стоит съездить в Китай - будете просто потрясены, как и все наши соотечественники, приехавшие в Китай впервые. Вся страна - просто на глазах стремительно превращается в Японию и Сингапур. Уже сейчас у них 60 % городского населения, а десять лет назад было меньше 20 %. А через десять лет уже будет более 85 %. И это не наши допотопные города, включая и Москву, а именно хай-тек, как в Сингапуре и Японии. Да и сырьё в Китае есть практически всё, за исключением нефти-газа и железной руды. Только лет через десять им уже и нефти-газа им нужно будет очень мало. ВИЭ они развивают и производят быстрее всех в мире. С уважением
Аватар пользователя Сергей М
Сергей М
19 ноября 2012
В свое время мы для КНР построили 3 эсминца 956 пр. -паросиловых. Теперь паросиловой АВ. По поводу ЭМ никаких нареканий в части ГЭУ в прессе не было. Наши 956 - стоят у стены. А в чем проблемы? В водоподготовке, деаэрации и тех веществах, которые это обеспечивают - ионитных фильтрах и шихты. Или мы на экспорт ставим трубные системы высоконапорных котлов из более качественной стали.Или обеспечиваем полностью химподготовку воды. Ну, это в прошлом. Про индусский АВ - смех сквозь слезы. Его испытания. У котлов простейшая по "бочке" автоматика - это поплавковый верхний и нижний уровень заполнения водой, верхняя и нижняя продувка от солей и шлама через каждые х-минут и предохранительный клапан. Сложнее автоматика топки. Неясно, почему целый год кирпичи шамотные в топках и сопутствующие элементы на АВ нужно менять? Откаты? Или там все серьезнее?
Аватар пользователя незнайка
незнайка
25 ноября 2012
приежайте и посмотрите на заводы ,что от них осталось,как и специалистов.
Аватар пользователя гость
гость
26 ноября 2012
у китая єсть одна проблема ето тайвань нерешив єє он никогда не начнет агресивной политики проти соседей
Аватар пользователя Stena
Stena
12 марта 2013
Экономически Тайвань давно уже - часть Китая. Поэтому никаких конфронтаций по этому поводу с Западом не будет. Непонятно другое - зачем продавать Китаю, Венесуэле и другим странам оружие, если денег кредитных фиг получишь? Возможно ошибаюсь, но проблема у нас со стратегией! Не могу понять прощение долгов и поставку продукции неплатежеспособным странам ...
Аватар пользователя HZ66
HZ66
13 ноября 2012
1) Получает - "недоавианосец" стоит только в два раза меньше настоящего авианосца. Зачем строить такие? 2) С какого бодуна Як-141 и F-35 стали аналогичными? Принципиально разные самолеты. 3) "Первый (Су-33) находится в воздухе в два раза дольше и берет больше боезапаса", только если они взлетает с наземного аэродрома.
Аватар пользователя читатель
читатель
13 ноября 2012
"Состояние отрасли самым непосредственным образом зависит от сотрудничества с Россией" - вот суть и соль "украинского кораблестроения" в одном предложении. Все держалось на гигантских советских оборонных заказах, куда вливались умопомрачительные деньжищи, которые никто не считал. Как только они исчезли, "легендарные" заводы сразу остановились, тысячи работяг остались не у дел, и выяснилось, что "огромный технический потенциал" нахрен никому не нужен. И вот гении судостроения сладко ностальгируют по советским временам, когда они еще немножко, почти, вот-вот, чуть-чуть и "выходили на уровень достигнутый американскими кораблестроителями"...
Аватар пользователя АНС
АНС
14 ноября 2012
Не хорошо обижать автора, он ведь всего исполнитель. Дело в том, что КБ ЧСЗ всего лишь вело заказы, а проектировало все это добро Невское ПКБ. И к реконструкции завода он тоже не имеет никакого отношения. А ностальгирует, так это очень хорошо.Человек прекрасно понимет, что потеряли. Почитайте его книги на эту тему. Гордость за вложенный труд и боль за утраченное. Лично знаю его и деректора ЧСЗ Макарова/ царство ему небесное /. Таких уже не делают. Валом производятся жлобы и дебилы. И не нужно ерничать,он не виноват в том, что у нас получалось.Помните, при совке, был знак качества, напоминающий по расположению пропорции леонардовского человека. Так вот растопыренные руки его выражали отчетливую мысль - лучше не можем. А статья - напоминание нам// пршу прощение / мудакам, как нужно бережно относится к уже практически сделанному. Тем более актуально сейчас, когда вновь пошли вопли о строительстве авианосца для собственных нужд.Боюсь только, что скоро все затихнет. Ведь у нас все волнами - поорали и забыли. А китайцы молодцы - все на нем попрбуют, все отработают. А новый авианосец мы им уже давно спроектировали. Как говорится - флаг им в руки.
Аватар пользователя Alex27As
Alex27As
14 ноября 2012
Ладненько, не тушуйтесь так, мужики. Еврюшки уже китайцам придумывают ошейник на одно место, так что неизвестно что им там удастся построить.
Аватар пользователя Вася
Вася
14 ноября 2012
Понятно, чот автор даленк от ВПК, путает одно с другим, другое дело, кто сказал что третья мировая будет проводиться с помощью авианосцев? И я давно защитил кандитатскую каким образом уничтажается авиносная группировка...
Аватар пользователя АНС
АНС
14 ноября 2012
НУ да. Они нас кулаком по морде, а мы их газеткой, газеткой...
Аватар пользователя читатель
читатель
14 ноября 2012
уважаемый АНС, не было у меня цели обижать автора, но уж больно сладко он говорит. "Беспрецедентный натурный полигон" который "только китайцы" могли построить. Ну, учебные, опытные авианесущие корабли существуют уже сотню лет, а построили корабль все-таки не китайцы, а СССР (НЕ Украина, а СССР!). С ценой тоже не все гладко - купили китайцы большое железное корыто, о цене доводки нам никогда правды не скажут, а сравнивать цену "Ляонина" и "Нимица" некорректно - слишком они разные. И про аналогию Як-141 и Ф-35, "легкость" с которой строился "Ульяновск", технологического паритета с американцами, радужные перспективы "украинского" судостроения, и т.д., и т.п. Да, достижения были, я не отрицаю, в условиях полной изоляции от остального цивилизованного мира - очень большие достижения, но палку перегибать не стоит.
Аватар пользователя АНС
АНС
14 ноября 2012
Всяк кулик свое болото хвалит.
Аватар пользователя Наблюдатель издалека
Наблюдатель издалека
14 ноября 2012
Кто подскажет, как переводится "Ляонин" китайского?
Аватар пользователя читатель
читатель
14 ноября 2012
"Ляонин" - это название одной из провинций на северо-востоке Китая.
Аватар пользователя Наблюдатель издалека
Наблюдатель издалека
14 ноября 2012
Спасибо за подсказку.
Аватар пользователя Гость
Гость
15 ноября 2012
Надо было достраивать авианосцы и предлагать их на мировой рынок. Американцы бы сами их выкупали у нас лищ бы никому не достались :)
Аватар пользователя Сергей
Сергей
15 ноября 2012
На самом деле это интервью какое-то "девчачье". Проблема у Китая гораздо глубже. Китай - одна из немногих исключительно сильных континентальных держав в геополитике. Сразу извиняюсь перед теми, кто не понимает что такое ГЕОПОЛИТИКА. НИКОГДА!!!!! КИТАЙ не вел вооруженную борьбу на море. Никогда! Сейчас Китаю, чтобы не что-то там демонстрировать, а просто кормить свой полуторамиллиардный РОТ надо измениться ГЕОПОЛИТИЧЕСКИ. Это беспрецедентный случай в истории. Китай понял, что он сейчас становится глубоко зависимым от ситуации на МОРЕ. Китай понял, без новых площадей (а это "ничьи" пространства) без путей сообщения "через море", при таком ГРОМАДНОМ аппетите ЭКОНОМИКИ и главное выживания. Следующий этап их выживания - ВОЙНА. А это кому-то надо? Только наше блядская элита думает, что войны - это субъективно. ВОЙНЫ ВСЕГДА ОБЪЕКТИВНЫ!
Аватар пользователя Сергей
Сергей
15 ноября 2012
Для того, чтобы измениться ГЕОПОЛИТИЧЕСКИ, надо много учиться. Китайский народ, поняв, что их нация СТАРЕЮЩАЯ, никогда и еще РАЗ НИКОГДА не изобретет порох, бумагу, не построит ВЕЛИКУЮ СТЕНУ, никогда, РЕШИЛа ДОГНАТЬ СВОИМ СТАРАНИЕМ и трудолюбием и еще.... способностью подчиняться сильным людям их нации! И они пошли вперед. Надо воробьев захерачить, запросто и все вместе. Надо в Мао поверить, запросто. Надо пуховики - получите. Надо авто для мира - вот они Надо стать моряками - станут. А вот дальше.... . Если другие скажут: да вы молодцы, будьте лидерами человечества, как раньше, то выживут. Но, куда они нас приведут? У же не только обыватели, но и СМИ и даже лидеры наций: Китай-великая держава! А ВЫ ЛИЧНО КИТАЙСКИЕ ТОВАРЫ ПОКУПАЕТЕ? Я ВОТ БРЕЗГУЮ. Ну и хрен бы с ними, но только вот на их месте, я бы на север двинул. Там, на север заманчиво и сыто и никому не нужно все. В Москве окопались, котеджи построили, на мерсах ездят, баб уже и на работу привели, гниют и скоро сопьются. Даже Министром обороны дилетанта убогого назначают, ничего не боятся. Вот слабость и пустота там. А еще Великий китайский полководец сказал: ПУСТОТА, ОБЪЕКТИВНО, ДОЛЖНА БЫТЬ ЗАПОЛНЕНА. Сунь-Цзы. Я его наизусть выучил.
Аватар пользователя Сергей
Сергей
15 ноября 2012
Глядеть на Китай не с Украины, А из столицы России надо. Кстати, девки наши дальневосточные на китайцев с маленькими пенисами уже с вожделением смотрят - а это сигнал.
Аватар пользователя Наблюдатель издалека
Наблюдатель издалека
15 ноября 2012
Сергею на пост 20.59 сег.: При всём уважении к кор.составу, Вашему воинскому званию, и, вероятно, действительно немаленькой должности в российском воен. вед-ве, в истории Китая Вы не сильны. Китай как раз однажды УЖЕ БЫЛ великой морской державой, более того, китайский флот БЫЛ, вероятно, сильнейшим, и, во всяком случае, самым большим во всём мире. Только было это оч-чень давно, конкретно, в средние века, в XIV-XV вв. Тогдашние китайские корабли были САМЫМИ БОЛЬШИМИ в мире, и было их у китайцев больше, чем у любой другой страны мира. Огромный китайский флот ходил в Индийский океан, наводить там свои порядки. А вот потом китайцы отстали от Европы и в конструкциях кораблей, и в объёмах кораблестроения, и пока что в передовые морские державы не выбились. НО: своя славная история войны на море у Китая ЕСТЬ! Не забывайте также, что китайцы изобрели не только бумагу и порох, но и компАс! Другое дело, что в современных условиях, если китайцы решат резко укрепить морскую мощь, они сразу же вступят в прямую конфронтацию с Западом, а Запад это не только НАТО, но и Австралия с Новой Зеландией, и Япония, и Южная Корея, и Сингапур, и Индия тоже Запад. Так что, как Вы правильно заметили, Китаю гораздо разумнее обратить взор на север, на безкрайние просторы России, почти незаселённые, и богатые полезными ископаемыми. Правда, пока Р.Ф. остаётся единым государством с мощными СЯС, вряд ли китайцы решатся на открытое вооружённое нападение. Но: они очевидно будут прилагать значительные усилия по разложению России изнутри, имея конечной целью распад Р.Ф. на множество мелких государств. И если этот сценарий реализуется, вооружённый захват бывших российских территорий в Сибири и на Дальнем Востоке объективно неизбежен.
Аватар пользователя АНС
АНС
16 ноября 2012
Да я уже писал, что нас за Уралом осталось 17 миллионов, а китайцев у нс уже 3 миллиона, и это только официально. На самом деле больше. Еще чуть - чуть, и они просто сменят власть, и все. Им и вовать не нужно. Они уже здесь. Идет ползучая экспансия, а вы все о какой то стратегии....
Аватар пользователя Александр
Александр
16 ноября 2012
Хочу высказать свон мнение по поводу советских авианосцев и судостроительных заводах, я некоторое время работал на ЧСЗ. Сейчас очень неприятно слышать сарказм некоторых авторов про "недоавианосцы". Дело в том, что советская и американская концепции довольно сильно различались. Если америкосы рассматривали авианосец, как плавучий аэродром, то наши авианесущие корабли были полноценными самостоятельными бойцами, способные доставить серьезные проблемы и вражеским подлодкам и надводным кораблям и морской авиации. Это действительно грозные суда с отличными мореходными качествами и самой современной начинкой. Распад Союза больно ударил как по Российскому так и по Украинскому судостроению. Еще со времен Потемкина на юге Украины были сосредоточены самые мощные судостроительные заводы, под них затачивалась огромная часть оборонки, включая науку и смежные производства. Сегодня я не понимаю тех людей, которые радуются, что два народа-близнеца из-за политического мазохизма тонкой прослойки некоторых деятелей, потеряли то, что нарабатывалось десятилетиями. Жаль труд многих поколений судостроителей, которые создавали действительно высококлассные корабли. В итоге и Россия и Украина в этом секторе оказались отброшенными на полвека назад
Аватар пользователя Сергей
Сергей
16 ноября 2012
Наблюдатель издалека. Однако! Выбранный Вами критерий "количество больших кораблей" и его показатель "большое их количество" не является признанным в ГЕОПОЛИТИКЕ определителем "морской державности". Это, честно, не я придумал. Самые большие транспорта сейчас и их огромное количество в Либерии. Или государства Либерия и Панама не считаются? В СССР тоже много много кораблей было. Но от этого мы же не стали считаться "морской державой". Только Дмитрий Анатольевич не авторитет в ГЕОПОЛИТИКЕ, нет фамилии ученых в этой области с фамилией Медведев в этом списке.
Аватар пользователя Наблюдатель издалека
Наблюдатель издалека
16 ноября 2012
Сергею на пост 11:50 сег. Я в комменте забыл добавить слово "военные" перед "корабли", хотя в средние века конструкции военных и торговых кораблей не так сильно различались, как сейчас. В то время определяющими были водоизмещение и размерения корпуса: чем больше корабль, тем больше на нём можно разместить пушек и солдат абордажной команды, тем больше мощь залпа, а значит и общая мощь в бою. По тогдашним меркам, и европейским, и арабским, те китайские военные корабли были ОГРОМНЫМИ, корабли схожего водоизмещения и размеров в Европе начали строить лишь в XVII веке. Но всё это было очень давно.
Аватар пользователя Сергей
Сергей
16 ноября 2012
Наблюдателю издалека. Я знал, что Вы ответите вот так, с прилагательным "ВОЕННЫЕ". Но я же написал, что мы имели очень много ВОЕННЫХ кораблей в 80-е годы, но не стали МОРСКОЙ ДЕРЖАВОЙ. Пока нам это и не надо, в море идти. А китайцам надо, иначе вымрут. Их путь - копирование и завал рынка МАССОЙ, эту страну не спасет, эта нация вымрет, при чем массово. Поэтому они и ищут способы выжить. Какие я написал, или в море, или на войну. Промежуточно, и для всего мира надо так как они делают, сбивают цену, мыслимо и немыслимо нарушая все цивилизованные законы человечества. Но смысл один: за территории богатыми ресурсами им идти надо. Поэтому я прав. Еще есть вопросы про Китай? Про корабли с большим водоизмещением я тоже знаю. Но Вы ведь не сделали вывод из Ваших измышлений. Примерно он должен был бы быть следующим: Китай в ......веке выжил только благодаря своим походам в Индийский океан. Это измышление не соответствует действительности, не имеет под собой никакой истории, ну это примерно, так: Египет имеет связь с инопланетянами, потому что у них пирамиды. Конечно, я изучу, то , что Вы написали, но история не подтверждает этого, Извините.
Аватар пользователя Александр
Александр
16 ноября 2012
Вы ошибаетесь в оценке комментариев, как мне кажется. Радости по поводу российско-украинских расхождений не испытывает никто. А язвительные комментарии появляются потому, что автор статьи повсеместно упоминает "украинское судостроение", "наш "Варяг'" и т.д. "Варяг" был построен в СССР, а *НЕ* на Украине. Построен по питерским проектам на деньги всей страны. Украинское, именно УКРАИНСКОЕ судостроение без гигантских СОВЕТСКИХ военных заказов - это то, что мы видим сегодня. Буксиры, траулеры, ремонт старых кораблей. Когда украинские националисты начнут называть вещи своими именами, прекратятся обидные комментарии.
Аватар пользователя читатель
читатель
16 ноября 2012
последний пост - мой, адресован Александру. Не там вписал имя...
Аватар пользователя HZ66
HZ66
17 ноября 2012
Александр. Вы правильно указали "Дело в том, что советская и американская концепции довольно сильно различались ..." Только не объяснили почему различались. А различались потому, что у СССР не было сопоставимых по характеристикам самолетов для авианосцев. Иначе зачем из авианосца делать очередной ракетный крейсер. Самое эффективное оружие авианосца это его самолеты. Позже и у СССР появились самолеты, да вот авианосца для них как не было так и нет.
Аватар пользователя ffke653
ffke653
18 ноября 2012
Добавлю к комментарию "наблюдателя из далека" к Сергею - "При всём уважении к кор.составу, Вашему воинскому званию, и, вероятно, действительно немаленькой должности в российском воен. вед-ве, в истории Китая Вы не сильны". Вы, Сергей, отчего-то очень предвзято относитесь к Китаю и из всех сценариев его развития предлагаете к рассмотрению какие-то утрированно недостоверные. Причём Вы даже не смотрите на реальную внешнеэкономическую политику Китая, иначе бы Вы не написали очевидной неправды. И США и Зап. Европа и Япония очень обеспокоены именно экономическими очень успешными методами контроля Китаем сырьевых ресурсов по всему миру. Статьями по этому по воду просто переполнены их издания посвящённые экономическому развитию Китая. Китай уже фактически превратился в технологического и промышленного лидера по целому ряду направлений. И ему нет нужды что-то захватывать. Как и Япония он может покупать недостающие ресурсы, пользуясь тем, что продаёт во вне конечную продукцию. Вам стоит съездить в Китай - будете просто потрясены, как и все наши соотечественники, приехавшие в Китай впервые. Вся страна - просто на глазах стремительно превращается в Японию и Сингапур. Уже сейчас у них 60 % городского населения, а десять лет назад было меньше 20 %. А через десять лет уже будет более 85 %. И это не наши допотопные города, включая и Москву, а именно хай-тек, как в Сингапуре и Японии. Да и сырьё в Китае есть практически всё, за исключением нефти-газа и железной руды. Только лет через десять им уже и нефти-газа им нужно будет очень мало. ВИЭ они развивают и производят быстрее всех в мире. С уважением
Аватар пользователя Сергей М
Сергей М
19 ноября 2012
В свое время мы для КНР построили 3 эсминца 956 пр. -паросиловых. Теперь паросиловой АВ. По поводу ЭМ никаких нареканий в части ГЭУ в прессе не было. Наши 956 - стоят у стены. А в чем проблемы? В водоподготовке, деаэрации и тех веществах, которые это обеспечивают - ионитных фильтрах и шихты. Или мы на экспорт ставим трубные системы высоконапорных котлов из более качественной стали.Или обеспечиваем полностью химподготовку воды. Ну, это в прошлом. Про индусский АВ - смех сквозь слезы. Его испытания. У котлов простейшая по "бочке" автоматика - это поплавковый верхний и нижний уровень заполнения водой, верхняя и нижняя продувка от солей и шлама через каждые х-минут и предохранительный клапан. Сложнее автоматика топки. Неясно, почему целый год кирпичи шамотные в топках и сопутствующие элементы на АВ нужно менять? Откаты? Или там все серьезнее?
Аватар пользователя незнайка
незнайка
25 ноября 2012
приежайте и посмотрите на заводы ,что от них осталось,как и специалистов.
Аватар пользователя гость
гость
26 ноября 2012
у китая єсть одна проблема ето тайвань нерешив єє он никогда не начнет агресивной политики проти соседей
Аватар пользователя Stena
Stena
12 марта 2013
Экономически Тайвань давно уже - часть Китая. Поэтому никаких конфронтаций по этому поводу с Западом не будет. Непонятно другое - зачем продавать Китаю, Венесуэле и другим странам оружие, если денег кредитных фиг получишь? Возможно ошибаюсь, но проблема у нас со стратегией! Не могу понять прощение долгов и поставку продукции неплатежеспособным странам ...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...