Версия для печати

Общественное управление сквозь призму философии

Друзин Евгений

В труде доктора философских наук Александра Каньшина раскрываются современные проблемы социального управления и его духовных основ. Предложено авторское понимание познавательно-информационного, конструктивно-творческого и духовно-организационного процессов как непосредственной духовной основы социального управления. Показаны их место и роль в духовной культуре личности и других субъектов социального управления. Использован личный опыт социально-управленческой деятельности как председателя совета директоров ассоциации «МЕГАПИР» для исследователей социального управления духовной жизни и культуры общества.

Александр Каньшин. «Духовные основы социального управления». Москва, «Мегапир», 2012.

В труде доктора философских наук Александра Каньшина раскрываются современные проблемы социального управления и его духовных основ. Предложено авторское понимание познавательно-информационного, конструктивно-творческого и духовно-организационного процессов как непосредственной духовной основы социального управления. Показаны их место и роль в духовной культуре личности и других субъектов социального управления. Использован личный опыт социально-управленческой деятельности как председателя совета директоров ассоциации «МЕГАПИР» для исследователей социального управления духовной жизни и культуры общества.

«Духовные основы социального управления»

Книга начинается с того, что автор показывает важность социальных связей и их оптимизации в восхождении общества от дикости и варварства к культуре и от культуры к цивилизованности. Внимание также уделяется толкованию понятия общество как сложной и локальный социальной системы, которая в свою очередь включает многие подсистемы меньшей степени общности. Сами социальные процессы в любом обществе чрезвычайно многообразны и противоречивы. Человек может познавать их, а следовательно, и управлять ими не в равной мере всегда успешно. И способности людей в решении проблем социального управления также различны, в связи с чем автор делает вывод о необходимости постоянного совершенствования теории социального управления и подготовки специальных управленческих кадров. В настоящее время социально-управленческой деятельностью занимаются в основном специалисты других видов и сфер деятельности.

Актуальность проблемы возрастает с учетом того, что реформирование российского общества осуществляется около 15 лет. Оно противоречиво, непоследовательно и драматично. Сильное негативное воздействие на реформаторские процессы и действия властей оказывают субъективизм, некомпетентность, экономическая и политическая конъюнктурность, коррумпированность лидеров и руководителей различных уровней, существование локально-замкнутых, корыстных и соперничающих между собой имущественных и политических группировок и кланов. Результат такого «реформаторства» известен: в нашем обществе сегодня больше негативного, чем позитивного, а главное – отсутствует ясная и привлекательная для граждан перспектива социального развития.

В этих условиях можно отметить необычайную актуальность проблемы социального управления, хотя и нельзя утверждать, что она не изучается.

Книга Каньшина состоит из четырех разделов, соединенных между собой четкой логической линией. Вначале дается понятие социального управления, раскрываются его сущность, структура и предназначение. Подробно рассматривается сам термин «социальное управление» – приводятся существующие современные его толкования, проводится подробный и тщательный анализ его сущностных и содержательных составляющих. Также подчеркивается, что социальное управление постоянно меняется и развивается по субъектно-объектному составу, содержанию, способам и формам, средствам и целям, многим другим параметрам. Всякое социальное управление содержит два необходимых дихотомических процесса: с одной стороны, оно должно быть устойчивым, стабильным и предсказуемым, а с другой – способным к изменениям, восприятию нового как через эволюционность, так и на основе радикальных перестроек.

Второй раздел посвящен познавательно-информационному процессу в социальном управлении. Автор уточняет – прежде чем что-то сделать или предпринять, человек стремился познать предстоящее действие и объект, на который оказывались направленными социальная активность, его чувства и мысли. Познавательный процесс стихийно или осознанно всегда предшествует планируемой практической деятельности людей, а затем и сопровождает ее до завершения, до достижения поставленных целей и задач.

Также отмечается важная особенность познавательного процесса в социальном управлении: познает не только субъект, инициатор социального управления, но и объект, поскольку он тоже представляет собой людей. Как правило, тем, по отношению к которым предпринимаются управленческие воздействия, небезразлично, кто и с какими целями организует управленческий процесс, что за средства и методы будут при этом использоваться и т. п. Поэтому обратное, от объекта к субъекту социального управления, познавательное воздействие составляет важный и существенный компонент духовно-управленческого процесса. Незамеченным остается и информация. Это важное научное понятие употребляется также в нескольких значениях.

Что касается третьего раздела книги, то он посвящен конструктивно-творческой деятельности в социальном управлении как духовному процессу.

По мнению Александра Каньшина, основной смысл всякой управленческой деятельности заключен в обосновании и осуществлении решения субъекта управления. Это, как правило, письменный документ, в котором излагаются цели и задачи управленческого процесса, а также объект управления и исполнители управленческого решения, средства, сроки, способы управленческих действий по выполнению решения. Признается также тот факт, что практика жизнедеятельности общества может побуждать людей принимать решения, не согласующиеся с интересами и образом жизни основной части граждан. Но такое возможно лишь в редких случаях. В повседневной жизни, в том числе при смене политической власти в государстве, непопулярные решения неоправданны. Их практика может свидетельствовать об интеллектуальной некомпетентности руководителей.

И наконец, четвертый раздел включает духовно-организационные основы социального управления. Духовное сопровождение социально-управленческого процесса осуществляется на всех его этапах. Как ни банальным представляется такое утверждение по самому факту, по мыслительной деятельности участников социально-управленческих взаимодействий, но по внутренним характеристикам и проявлению оно весьма сложное и противоречивое.

Подводя итог своему труду, Каньшин приходит к выводу, что исследование духовных основ социального управления раскрывает чрезвычайную сложность, насыщенность и динамизм мыслительно-аналитической, духовно-конструирующей, планирующей, прогностической и других форм и направлений деятельности сознания субъекта управления, исполнителей, духовных связей субъекта и объекта социального управления.

Александр Николаевич Каньшин
Фото: PHOTOXPRESS

 

 

Справка «ВПК»

Александр Николаевич Каньшин – председатель совета директоров Национальной ассоциации объединений офицеров запаса Вооруженных Сил (МЕГАПИР), председатель Международного консультативного совета офицеров запаса, доктор философских наук, действительный член Академии военных наук Российской Федерации, член совета Военно-философского общества, с января 2012 года – председатель Комиссии Общественной палаты РФ по проблемам национальной безопасности и социально-экономическим условиям жизни военнослужащих, членов их семей и ветеранов, член пленума общероссийской общественной организации «Российская ассоциация содействия науке».

 

Опубликовано в выпуске № 49 (466) за 12 декабря 2012 года

Loading...
Загрузка...
Аватар пользователя роман
роман
11 декабря 2012
интересно что там Каньшин под духовностью понимает. немного зная его хочу поверить, что речь идёт о реальной духовности а не о псевдоподделке.
Аватар пользователя телезритель
телезритель
24 декабря 2012
А гр. Каньшин вместе с Общественной палатой уже предлагаеют убрать слово "клянусь" (клятва( из воинской присяги, заменив его на "обязаюсь" или "обещаю". При этом гр. К. заявляет, что присяга - это "больше нравственный документ, чем правовой и тем более не политический". Вот так вот! Вождь офицеров запаса говорит, что присяга - это так, нравственная вещица, а не документ правовой! Тогда вопрос - а за что тогда наказывать военнослужащего, если он нарушит "нравственный документ"? Ну тогда значит его надо будет просто "нравственно" пожурить, но не наказывать уголовно или по иному. То есть нарушил присягу, сбежал к врагу, предал своих - в ответ только порицание. А что - это же так, "филькина грамота"... Епрст... И редакция рецензирует еще творения такого "писателя"??? А из РПЦ ему и помощь - поддерживают эту идею, напоминая типа, что в "Евангелии" указано - не клянитесь вовсе... Все - сливайте воду!
Аватар пользователя Реалист
Реалист
24 декабря 2012
Б..ть, что Дума, что Резидент, что замполиты.
Аватар пользователя Читатель
Читатель
25 декабря 2012
Каньшину конечно же уважение. А как же? Покомандовав недолго взводом, стал полковником, был замполитом и учил армию патриотизму, а сам свалил из нее, как только начались трудности, и основал ТОРГОВЫЙ(!) дом мегапир, не знаю уж чем он там торговал, но теперь пишет про духовность, хотя книжка эта – выжимки из его же диссертации, которую по слухам, писал даже не он сам. Теперь же успешно монетизирует свои политруковские таланты на ниве патриотизма и заботе о вооруженных силах. Фу….
Аватар пользователя роман
роман
11 декабря 2012
интересно что там Каньшин под духовностью понимает. немного зная его хочу поверить, что речь идёт о реальной духовности а не о псевдоподделке.
Аватар пользователя телезритель
телезритель
24 декабря 2012
А гр. Каньшин вместе с Общественной палатой уже предлагаеют убрать слово "клянусь" (клятва( из воинской присяги, заменив его на "обязаюсь" или "обещаю". При этом гр. К. заявляет, что присяга - это "больше нравственный документ, чем правовой и тем более не политический". Вот так вот! Вождь офицеров запаса говорит, что присяга - это так, нравственная вещица, а не документ правовой! Тогда вопрос - а за что тогда наказывать военнослужащего, если он нарушит "нравственный документ"? Ну тогда значит его надо будет просто "нравственно" пожурить, но не наказывать уголовно или по иному. То есть нарушил присягу, сбежал к врагу, предал своих - в ответ только порицание. А что - это же так, "филькина грамота"... Епрст... И редакция рецензирует еще творения такого "писателя"??? А из РПЦ ему и помощь - поддерживают эту идею, напоминая типа, что в "Евангелии" указано - не клянитесь вовсе... Все - сливайте воду!
Аватар пользователя Реалист
Реалист
24 декабря 2012
Б..ть, что Дума, что Резидент, что замполиты.
Аватар пользователя Читатель
Читатель
25 декабря 2012
Каньшину конечно же уважение. А как же? Покомандовав недолго взводом, стал полковником, был замполитом и учил армию патриотизму, а сам свалил из нее, как только начались трудности, и основал ТОРГОВЫЙ(!) дом мегапир, не знаю уж чем он там торговал, но теперь пишет про духовность, хотя книжка эта – выжимки из его же диссертации, которую по слухам, писал даже не он сам. Теперь же успешно монетизирует свои политруковские таланты на ниве патриотизма и заботе о вооруженных силах. Фу….

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...