Версия для печати

«Буцефал» стал сильнее

Создан опытный экземпляр БТР-4МВ
Башаров Александр

Еженедельник «Военно-промышленный курьер» уже обращался к теме разработки Харьковским конструкторским бюро по машиностроению имени А. А. Морозова (ХКБМ) перспективного бронетранспортера БТР-4 «Буцефал». Сегодня публикуем материалы по очередной модификации, получившей усиленную защиту.

Еженедельник «Военно-промышленный курьер» в №33 за 2012 год уже обращался к теме разработки Харьковским конструкторским бюро по машиностроению имени А. А. Морозова (ХКБМ) перспективного бронетранспортера БТР-4 «Буцефал». Сегодня публикуем материалы по очередной модификации, получившей усиленную защиту.

Специально для «ВПК» была предоставлена более подробная информация по последнему варианту БТР. Официальная презентация запланирована на выставке IDEX-2013, которая будет проводиться с 17 по 21 февраля в выставочном комплексе Abu Dhabi National Exhibition Centre (ADNEC) в ОАЭ.

Основные отличия

Первое, что бросается в глаза, у модификации «МВ» изменена конфигурация корпуса в носовой части. Теперь она полностью закрыта броневой сталью. Отсутствуют бронестекла и боковые двери. Посадка водителя и командира осуществляется через отдельные люки. Командирский находится справа по ходу движения от водительского. В кормовой части установлена аппарель, которая позволяет не только увеличить скорость посадки и высадки десанта, но и использовать БТР в качестве перевозчика крупногабаритных грузов, таких как дополнительные боекомплекты и запчасти. В аппарели имеется дополнительная дверь, так что десант может покидать машину и без опускания грузовой площадки. Но основным отличием бронетранспортера БТР-4МВ от предыдущих моделей семейства является наличие в базовом исполнении баллистической защиты по стандарту STANAG 4569 Level 3. Броня выдерживает попадание пули 7,62х54 на дальности 30 метров при скорости 854 метра в секунду. В лобовой проекции защита соответствует уровню «3+» и выдерживает попадание пули 12,7х99 на дальности 30 метров при скорости 914 метров в секунду. Кроме того, она усиливается за счет увеличенного угла наклона лобового листа, толщина бронирования при этом не менялась. Последнее позволило выдержать центровку машины на уровне БТР-4.

«Буцефал» стал сильнее

Имеется возможность устанавливать дополнительные виды защиты (в том числе керамическую и динамическую) с обеспечением четвертого и пятого уровней в соответствии со стандартами НАТО. Согласно STANAG 4569 Level 4 противопульная защита выдерживает попадание пули калибра 14,5x114 на 200 метров при скорости пули 911 метров в секунду. Защита пятого уровня этого стандарта держит попадание снарядов 25–30-мм пушек на дальности свыше 500 метров.

По мнению ряда экспертов, противоминная защита остается недостаточной. Она соответствует уровню «3а» (под любым колесом) и «3b» (под днищем). Обеспечиваетcя защита при подрыве противотанковой мины фугасного действия с массой заряда восемь килограммов взрывчатого вещества. Это данные с испытаний, проводимых МО ВСУ перед принятием машины на вооружение.

Назначение

Машина используется для транспортировки личного состава мотострелковых подразделений и их огневой поддержки. Оснащаемые подразделения должны быть способны вести боевые действия в различных климатических и тактических условиях, в том числе в случае применения противником оружия массового поражения, днем, ночью, на дорогах с различным покрытием и при полном бездорожье. Диапазон рабочих температур окружающего воздуха от -40 до +55 градусов по Цельсию.

Амфибийные возможности позволяют преодолевать водные препятствия вплавь при волнении до трех баллов. БТР-4МВ могут использовать подразделения морской пехоты. C усилением бронирования до четвертого и пятого уровней амфибийность машины теряется в связи с увеличением боевой массы. Габариты машины позволяют перевозить ее железнодорожным транспортом и самолетами военно-транспортной авиации соответствующей грузоподъемности, а также осуществлять движение по дорогам общего пользования без сопровождения.

Компоновка

Бронетранспортер имеет колесную формулу 8х8. Отделение управления находится в носовой части, моторно-трансмиссионное – в средней, совмещенное десантно-боевое – в корме.

В отделении управления располагаются рабочие места водителя и командира, а также органы управления. На крыше – люки над рабочими местами. Водительский люк-лаз оборудован перископическими приборами наблюдения (ПН). Вместо центрального ПН может устанавливаться прибор ночного видения. Водитель способен управлять БТР с приоткрытым люком. В лобовом листе, напротив места командира, располагается шахта люка с блоками приборов наблюдения. Органы управления остались аналогичными базовой модели.

В моторно-трансмиссионном отделении (МТО) устанавливается двигатель с автоматической гидромеханической трансмиссией и раздаточной коробкой, а также другими подсистемами. Между правым бортом и перегородкой МТО имеется лаз из отделения управления в десантно-боевое, позволяющее покидать БТР командиру и водителю через кормовую дверь в экстренных ситуациях. Могут устанавливаться двигатели мощностью 480–600 лошадиных сил (по желанию заказчика – 3ТД, Deutz, Iveco или другие). При установке двухтактного дизеля 3ТД производства Завода имени Малышева и разработки Харьковского конструкторского бюро по двигателестроению (ХКБД) применяется крыша МТО с инжекционной системой охлаждения и выхлопом на левый борт. При выборе импортных четырехтактных двигателей система охлаждения вентиляторная с выходом глушителя на правый борт. Мощность силовой установки позволяет развивать скорость 110 километров в час (на плаву 10). На представленном образце использован двигатель Deutz с вентиляторной системой охлаждения.

В десантно-боевом отделении есть аппарель с автоматической системой открытия и закрытия, а также с вмонтированной кормовой дверью для аварийного покидания машины. На крыше десантного отделения имеются верхние люки. В бортах сделаны бойницы, закрывающиеся бронированными крышками, для ведения стрельбы из личного стрелкового оружия. В верхних люках также имеется бойница. Индивидуальные сиденья десантников крепятся к крыше десантного отсека и могут располагаться вдоль бортов напротив друг друга или по центру машины в сторону бортов. Места быстросъемные, позволяют проводить трансформацию десантного отсека под различные задачи, в том числе для перевозки грузов. В боевом отделении установлен башенный боевой модуль (ББМ) «Парус» разработки ХКБМ. Возможна установка модулей других производителей.

Боевой модуль БМ-7 «Парус»

Разрабатывался как дальнейшее развитие ББМ «Штурм». Была поставлена задача уменьшить время зарядки ленточного питания пушки и увеличить боекомплект, а также максимально уменьшить габариты модуля в боевом отделении. Состав вооружения идентичен базовому варианту («Штурм»), но боекомплект 30-мм пушки увеличен до 300 снарядов. «Парус» является дистанционно управляемым. Основные достоинства в том, что он не занимает места внутри корпуса, а также есть возможность полностью осуществлять все операции обслуживания изнутри машины, не покидая корпуса. Модуль оснащен оптико-телевизионным прицельным комплексом и панорамным прибором наблюдения командира, наведение выполняется наводчиком или командиром с помощью СУО «Трек-М».

Модуль вооружения является автономным. Управляется как наводчиком, так и командиром с помощью электромеханических приводов. Наблюдение и прицеливание выполняются с использованием оптико-электронных (низкоуровневых телевизионных) приборов. Командир имеет отдельное панорамное устройство наблюдения, поиска цели и целеуказания «Панорама-2П» и пульт для дублированного управления вооружением через прицельные приборы наводчика. Панорамная камера с возможностью подъема на высоту до 0,5 метра над башней и круговым обзором используется командиром для целеуказания наводчику.

Приводной механизм размещается внутри башни боевого модуля. Оптико-электронный модуль панорамного прибора (ОЭМ ПП) установлен в углублении на башне боевого модуля на пластине приводного механизма. «Парус» может оснащаться системой постановки завес «Линкей».

Оценка проекта

Штатный экипаж БТР-4МВ состоит из двух-трех человек: водителя и командира-оператора ББМ или водителя, командира и оператора, а также от шести до восьми мотострелков в зависимости от установленного боевого модуля. Бронетранспортер способен вплавь форсировать водные преграды. В этом случае приводится в движение двумя водометными движителями, установленными в кормовой части корпуса по бортам. Для преодоления водной преграды водитель, не выходя из бронетранспортера, активирует водоотражательный щиток и включает водооткачивающие насосы.

Рулевое управление оснащено гидроусилителем руля. Для повышения маневренности четыре передних колеса выполнены рулевыми. Бронетранспортер оборудован централизованной системой регулировки давления в шинах, что дает возможность водителю быстро менять давление для преодоления трудных участков бездорожья. Также на БТР-4МВ установлены автоматическое противопожарное оборудование в моторно-трансмиссионном отделении и система кондиционирования воздуха. Изнутри отделение управления и боевое обшиты кевларом, предотвращающим ранение солдат от сколов брони. Подобная компоновка помогает быстро трансформировать боевое и десантное отделения без изменения компоновочных решений по силовой установке и трансмиссии. Это позволяет иметь широкое семейство машин.

Давать оценку семейства БТР-4 и, в частности, модификации «МВ» в настоящее время рано, так как в последнем случае создан только опытный экземпляр, которому предстоит пройти полный цикл испытаний. Но потенциал, заложенный в проект, пока не полностью исчерпан, а локальные доработки позволяют в кратчайшее время получать новую модель бронетранспортера с минимальными затратами по производству, но с повышением тактико-технических характеристик. Опыт, полученный харьковскими конструкторами, может быть востребован и в РФ, в том числе для организации тендеров с привлечением альтернативных разработчиков бронетехники.

Александр Башаров,
независимый обозреватель

Опубликовано в выпуске № 4 (472) за 30 января 2013 года

Аватар пользователя Алексей
Алексей
30 января 2013
Автору респект! Хороший и добротный анализ. В принципе ничего нового сказано не было. Тем, кто интересуется развитием современной бронетехники, эти факты достаточно хорошо известны, однако в статье они систематизированы, не перевраны и выложены на блюдечке.
Аватар пользователя Дилетант
Дилетант
30 января 2013
Судя по фотографиям на сайте А. Тарасенко, данное вундер-ваффе собирается на коленке (в гараже). Был бы только рад, если бы ХКБМ показал Курганмашзаводу пример современной организации производства, роботизированный конвейер и т.п. Хотелось бы увидеть фотоматериалы, иллюстрирующие kmw-шные или рейнметалловские организацию производства и материальную часть.
Аватар пользователя Алексей
Алексей
30 января 2013
Ув. Дилетант, БТР-4МВ изготовлялся в ХКБМ. О каком производстве и роботизированном конвейере может быть идти речь в КБ? Мне кажется Ви несколько путаете грешное с праведным. Тем более, машина не производилась с нуля, а была переделан из имеющегося в наличии у ХКБМ БТР-4В.
Аватар пользователя d
d
30 января 2013
Анализ по сути никакой, много ошибок и неточностей: БТР-4Е и БТР-4МВ СУО «Трек-М» там нет, там другое СУО собственной разработки ХКБМ, панорама тоже другая, БТР-4Е именуется не «Буцефал» и.т.д Делитанту: ты на опытных базах часто бываешь? Ты на СТО зайди, даже на фирменное, много нового узнаешь. Роботизированный конвейер на не массовом производстве - ваша фантастика.
Аватар пользователя Дилетант
Дилетант
30 января 2013
Это понятно, но КБ не должно же напоминать гараж. По второй части (европейцы, американцы) есть что сказать?
Аватар пользователя d
d
31 января 2013
Гараж оно и не напоминает, посмотри день открытых дверей ХКБМ 2012г, БТР красят также как и на СТО из пульверизаторовв окрасочноу камере. В случае с БТР 4МВ, кисточками его докрашивалии и домарафетивали. Фото были сделаны за несколько часов до отправки БТРа.... По второй части (европейцы, американцы)- ихние изделия значительно дороже при той же боевой эффективности украинских и российских аналогов. ХКБМ на само окупаемости, что зарабатывает то и вкладывает в производство!!! ХКБМ имеет сертификат ISO 9000
Аватар пользователя Алексей
Алексей
31 января 2013
Ув. d я бы не был столь придирчив к автору. То, что есть ошибки, это понятно. Там, так же, внутренняя отделка не кевларовая, а выполненная из многослойных полимерных композиционных пластин армированных стекловолокном высокой прочности, производства ГП КТБ "Судокомпозит". Да и как называется "Ладья" или "Буцефал", это думаю не столь важно. К слову, что там не так с СУО и панорамой. На первых БТР-4Е стоял именно "Терек М" и "Панорама 2П" Просветите нас, что там сейчас, если конечно в курсе.
Аватар пользователя Дилетант
Дилетант
31 января 2013
Спасибо за интересные ответы, но напомню, что ISO 9000 и тп сертифицирует не качество, а требования к менеджменту. Подмена понятий.
Аватар пользователя Славик
Славик
20 мая 2013
Сейчас вместо "Терек М" стоит "Аркан"
Аватар пользователя Славик
Славик
20 мая 2013
Сейчас вместо "Терек М" стоит "Аркан"
Аватар пользователя Бахмут
Бахмут
04 июля 2013
А какая ещё самая интересная байка про БТР-4МВ?
Аватар пользователя гость
гость
03 ноября 2013
азачем роботозирований конвеер они только в росии есть и сша америка понятно она сейчась всюда воююєт а росия разве только китай становится супер державой
Аватар пользователя Алексей
Алексей
30 января 2013
Автору респект! Хороший и добротный анализ. В принципе ничего нового сказано не было. Тем, кто интересуется развитием современной бронетехники, эти факты достаточно хорошо известны, однако в статье они систематизированы, не перевраны и выложены на блюдечке.
Аватар пользователя Дилетант
Дилетант
30 января 2013
Судя по фотографиям на сайте А. Тарасенко, данное вундер-ваффе собирается на коленке (в гараже). Был бы только рад, если бы ХКБМ показал Курганмашзаводу пример современной организации производства, роботизированный конвейер и т.п. Хотелось бы увидеть фотоматериалы, иллюстрирующие kmw-шные или рейнметалловские организацию производства и материальную часть.
Аватар пользователя Алексей
Алексей
30 января 2013
Ув. Дилетант, БТР-4МВ изготовлялся в ХКБМ. О каком производстве и роботизированном конвейере может быть идти речь в КБ? Мне кажется Ви несколько путаете грешное с праведным. Тем более, машина не производилась с нуля, а была переделан из имеющегося в наличии у ХКБМ БТР-4В.
Аватар пользователя d
d
30 января 2013
Анализ по сути никакой, много ошибок и неточностей: БТР-4Е и БТР-4МВ СУО «Трек-М» там нет, там другое СУО собственной разработки ХКБМ, панорама тоже другая, БТР-4Е именуется не «Буцефал» и.т.д Делитанту: ты на опытных базах часто бываешь? Ты на СТО зайди, даже на фирменное, много нового узнаешь. Роботизированный конвейер на не массовом производстве - ваша фантастика.
Аватар пользователя Дилетант
Дилетант
30 января 2013
Это понятно, но КБ не должно же напоминать гараж. По второй части (европейцы, американцы) есть что сказать?
Аватар пользователя d
d
31 января 2013
Гараж оно и не напоминает, посмотри день открытых дверей ХКБМ 2012г, БТР красят также как и на СТО из пульверизаторовв окрасочноу камере. В случае с БТР 4МВ, кисточками его докрашивалии и домарафетивали. Фото были сделаны за несколько часов до отправки БТРа.... По второй части (европейцы, американцы)- ихние изделия значительно дороже при той же боевой эффективности украинских и российских аналогов. ХКБМ на само окупаемости, что зарабатывает то и вкладывает в производство!!! ХКБМ имеет сертификат ISO 9000
Аватар пользователя Алексей
Алексей
31 января 2013
Ув. d я бы не был столь придирчив к автору. То, что есть ошибки, это понятно. Там, так же, внутренняя отделка не кевларовая, а выполненная из многослойных полимерных композиционных пластин армированных стекловолокном высокой прочности, производства ГП КТБ "Судокомпозит". Да и как называется "Ладья" или "Буцефал", это думаю не столь важно. К слову, что там не так с СУО и панорамой. На первых БТР-4Е стоял именно "Терек М" и "Панорама 2П" Просветите нас, что там сейчас, если конечно в курсе.
Аватар пользователя Дилетант
Дилетант
31 января 2013
Спасибо за интересные ответы, но напомню, что ISO 9000 и тп сертифицирует не качество, а требования к менеджменту. Подмена понятий.
Аватар пользователя Славик
Славик
20 мая 2013
Сейчас вместо "Терек М" стоит "Аркан"
Аватар пользователя Славик
Славик
20 мая 2013
Сейчас вместо "Терек М" стоит "Аркан"
Аватар пользователя Бахмут
Бахмут
04 июля 2013
А какая ещё самая интересная байка про БТР-4МВ?
Аватар пользователя гость
гость
03 ноября 2013
азачем роботозирований конвеер они только в росии есть и сша америка понятно она сейчась всюда воююєт а росия разве только китай становится супер державой

 

 

Вниманию читателей «ВПК»

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц