Версия для печати

Зона безопасности может стать полем боя

Мартиросян Самвел
Карабахское урегулирование, похоже, выходит на новый уровень. Хотя переговорный процесс между Арменией и Азербайджаном проходит в строго закрытом режиме, за последний месяц произошло несколько утечек информации, вызвавшей бурные дискуссии.


ЗАПАД ИСПОЛЬЗУЕТ КАРАБАХСКОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ ДЛЯ ПРОДВИЖЕНИЯ СВОИХ ИНТЕРЕСОВ


Карабахское урегулирование, похоже, выходит на новый уровень. Хотя переговорный процесс между Арменией и Азербайджаном проходит в строго закрытом режиме, за последний месяц произошло несколько утечек информации, вызвавшей бурные дискуссии.
{{direct_hor}}
Армянская служба радиостанции "Свобода" 11 июля сообщила, сославшись на анонимный высокопоставленный источник в дипломатических кругах, что стороны практически пришли к согласию. По данным источника, во время переговоров согласованы многие вопросы, стороны работают "над сглаживанием нескольких последних разногласий в тексте соглашения", а уже к концу этого года или началу следующего конфликт может быть разрешен.

СЛИВ ИНФОРМАЦИИ ИЛИ ДЕЗИНФОРМАЦИЯ?

Дипломат отметил, что, согласно предварительным договоренностям, в течение 10-15 лет в Нагорном Карабахе будет проведен референдум. На его основании и решится статус НКР - присоединение к Армении, независимое государство либо вхождение в состав Азербайджана. "Вариант референдума предлагался еще несколько месяцев назад, но тогда говорилось о нем и в Азербайджане, и в Нагорном Карабахе, а сейчас речь идет о референдуме, который пройдет только в НКР, - приводит "Свобода" слова дипломатического источника. - При этом Азербайджан де-факто признает статус Нагорного Карабаха, то есть его право на самоопределение. Лачин (район, соединяющий НКР с Арменией. - Прим. авт.) остается под контролем Карабаха. Что же касается азербайджанских земель, находящихся под контролем Армении, то те возвращаются Азербайджану взамен на согласие проведения референдума".

Говоря о гарантиях безопасности, собеседник "Свободы" заметил, что предполагается размещение миротворческих сил в зоне конфликта. Страны, которые будут представлены в миротворческой миссии, пока неизвестны. Есть только одно условие: миротворцы не должны представлять государств - членов Минской группы ОБСЕ по карабахскому конфликту. Это условие, передает "Свобода", удовлетворяет Армению и Азербайджан, так как Ереван выступает против участия Турции, а Баку - России. Дипломат также сообщил, что новый формат урегулирования включает в себя и армяно-турецкие отношения, в частности открытие армяно-турецкой границы. С момента подписания договора Турция откроет свою границу с Арменией, а Азербайджан разблокирует коммуникационные маршруты.

Уже 15 июля и с азербайджанской стороны выступил неназванный дипломат, сообщив агентству "АПА", что между сторонами решен вопрос зоны безопасности - 7 районов вокруг НКР, которые контролируются карабахской армией. По словам источника, армянские войска будут выведены сначала с территории пяти районов - Губадлинского, Зангиланского, Физулинского, Джебраильского и Агдамского. После того как эти территории будут переданы под контроль Азербайджана, стороны подпишут мирное соглашение. Затем армянские войска покинут Кельбаджарский и позднее Лачинский районы (они расположены между НКР и Арменией). Если же после подписания соглашения вывод войск не будет осуществлен "в соответствии с графиком", то документ автоматически теряет силу.

ПОСРЕДНИКИ ЗАПУТЫВАЮТ СИТУАЦИЮ

В то же время не менее сенсационные заявления были сделаны и сопредседателями Минской группы ОБСЕ по карабахскому урегулированию, и представителями других посреднических организаций. Так, неординарные речи прозвучали на 14-й сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ, проходившей в Вашингтоне 1-5 июля. Здесь обсуждался доклад Горана Ленмаркера, специального представителя председателя ПА ОБСЕ по карабахскому конфликту. Господин Ленмаркер подготовил резолюцию по карабахскому конфликту, в которой есть странный пункт. Парламентская ассамблея "рекомендует Азербайджану и Армении следовать по пути формирования ситуации "победа-победа", на основе имеющихся предложений, поддержанных европейскими структурами". Ясно, что добиться подобной ситуации в карабахском вопросе принципиально невозможно: любое решение приведет к поражению одной из сторон конфликта. Это знает всякий простой армянин и азербайджанец, а уж спецпредставитель по карабахскому вопросу просто обязан знать. Более того, Горан Ленмаркер призвал создать комиссию "Справедливость и примирение", которой надлежит искать историческую правду. Создание подобной комиссии способно вообще нокаутировать переговорный процесс. Посредники все эти годы пытались как раз вывести вопрос из плоскости исторической справедливости (так как количество исторических аргументов с обеих сторон в карабахском вопросе стремится к бесконечности), переведя на рельсы правовых и реально-политических аспектов.


Нагорный Карабах: пушки пока молчат. Надолго ли?
Фото ИТАР-ТАСС
Правда, эта резолюция так и не была принята. Отвергла ПА ОБСЕ и проект, представленный азербайджанской стороной. Однако господин Ленмаркер во время представления своего доклада сделал и весьма неожиданное заявление. По его мнению, лучшим способом обеспечения безопасности Нагорного Карабаха может быть его присоединение к Армении. Фактически спецпредставитель повторил тезис посла США в Армении Джона Эванса, который не так давно вызвал фурор. Напомним, посол в конце февраля на встрече с армянской диаспорой Сан-Франциско заявил: "Все признают, что Нагорный Карабах невозможно вернуть Азербайджану". Правда, после этого господин Эванс высказался в том духе, что это было его частное мнение, но камень был брошен, а круги, как видно, расходятся до сих пор.

Обратим внимание и на интервью Горана Ленмаркера азербайджанскому агентству "АзерТАдж". В нем специальный представитель председателя ПА ОБСЕ подчеркнул, что армянские силы должны освободить так называемую зону безопасности - семь азербайджанских районов вокруг Карабаха, которые контролируются карабахской армией. Таким образом, позиция международных структур заключается в разделении вопросов о статусе Карабаха и выводе армянских войск из зоны безопасности. Этот подход имеет далеко идущие цели. С одной стороны, статус Карабаха, очевидно, еще долгие годы не будет определен и останется фактором политического торга для заинтересованных сторон. С другой - более или менее быстро можно решить вопрос создания зоны безопасности. А это предполагает ввод в зону миротворческих войск. Со стороны НАТО, Европы и даже Украины уже звучат предложения по этому поводу.

Не менее загадочно повели себя сопредседатели Минской группы ОБСЕ во время визита в регион. 13 июля в Степанакерте, когда в перерыве между переговорами с президентом НКР Аркадием Гукасяном они встретились с журналистами, то делали довольно пессимистичные прогнозы. "Что касается соглашения по урегулированию нагорнокарабахского конфликта, то стороны еще очень далеки от этого", - утверждал российский сопредседатель Юрий Мерзляков. Его американский коллега Стивен Манн добавил, что по многим вопросам стороны не достигли согласия.

Однако 15 июля в Ереване сопредседателей словно подменили. Здесь Юрий Мерзляков произнес: "Стороны действительно пошли на компромисс, и появилась реальная возможность для продвижения в процессе урегулирования". А Стивен Манн и вовсе практически повторил тезисы анонимного армянского дипломата, высказанные "Свободе": "За последний год обеспечен серьезный прорыв в переговорном процессе. Есть серьезные основания надеяться, что до конца текущего года мы сможем достичь этого, однако никаких гарантий, что так оно и будет, нет... Но существуют прогресс и большая вероятность урегулирования конфликта до конца этого года". Чуть позднее, 18 июля, заместитель министра иностранных дел Азербайджана Аpаз Азимов на брифинге по итогам визита сопредседателей в Баку заявил, что шансы на урегулирование конфликта высоки как никогда.

О КАКОМ РЕФЕРЕНДУМЕ ИДЕТ РЕЧЬ?

Насколько вероятны заявления анонимных источников о возможности проведения референдума в НКР? И насколько реален вывод карабахских сил из буферной зоны?

О референдуме впервые заговорили в декабре 2004 г. на страницах французского издания "Le Figaro" глава Парламентской ассамблеи НАТО Пьер Леллуш и бывший министр иностранных дел Испании Ана Паласио. Их предложение выглядит так: "Европейцам, американцам и россиянам предстоит сообща найти компромисс, согласно которому Армения получила бы временный контроль над Карабахом, в дальнейшем статус Карабаха был бы определен на референдуме - в течение пяти или десяти лет. Минская группа ОБСЕ, работающая под председательством США, России и Франции, могла бы гарантировать достижение компромисса и способствовать проведению политики экономической помощи... Наконец, в обмен на сотрудничество с Азербайджаном в этом конфликте Запад должен завязать тесные партнерские отношения с этой страной".

Тут, правда, не совсем понятно, о каком референдуме идет речь? Если по всему Азербайджану, то ясно, что вопрос однозначно решится в пользу Баку. Если же речь идет о проведении референдума исключительно на территории Нагорного Карабаха, то и здесь вопрос практически предрешен. Даже если посредники добьются возвращения в НКР азербайджанского населения республики, которое бежало оттуда в годы войны, армяне составят подавляющее большинство. Точное количество жителей Нагорного Карабаха на сегодняшний день неизвестно. Весьма вероятно, что именно идея о референдуме подвигла власти республики провести 18-27 октября этого года первую со времени провозглашения независимости перепись населения. Согласно же последней переписи, состоявшейся еще в январе 1989 г., население НКАО (Нагорно-Карабахская автономная область в составе Азербайджанской ССР) составляло 189 085 человек, из них армян - 145 450 (76,9%), азербайджанцев - 40 632 (21,5%).

В любом случае проведение референдума позволит Западу ввести в регион миротворческие войска, обеспечив свое военное присутствие под предлогом защиты мирных договоренностей по карабахскому вопросу. А что касается вывода карабахских сил из буферной зоны, то к такому повороту событий армянский генералитет и большинство политических сил относятся отрицательно. Вывод возможен только при предоставлении НКР конкретного международного статуса. Более того, Аркадий Гукасян уже заявил, что Лачин не может быть предметом переговоров. "Это дорога, связывающая нас с внешним миром, и у нас есть серьезная аргументация, почему Лачин не может обсуждаться в контексте компромиссов. Никаких конъюнктурных перемен с нашей стороны в данном вопросе не намечается", - уверенно говорит президент НКР.

Ясно также, что пока Нагорный Карабах не станет стороной переговоров, ни одно решение, даже если на него согласятся в Ереване и Баку, не будет реализовано. Таково однозначное мнение официального Степанакерта. В сложившейся ситуации трудно представить, что стороны действительно могли придти к окончательному соглашению или даже приблизиться к нему. Но не исключено, что западные посредники просто пытаются давить на Ереван и Баку, добиваясь максимальных компромиссов.

В последние полтора года Европа и США, выступая от имени Евросоюза, Совета Европы, ПАСЕ, ОБСЕ, НАТО и прочих структур, проводят весьма заметную политику по выводу карабахского урегулирования из формата сугубо Минской группы. То есть стремятся уменьшить роль России.

ЦЕЛЬ - МАКСИМАЛЬНО ДЕЗОРИЕНТИРОВАТЬ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ

Несмотря на постоянные заверения посредников о наметившемся прорыве в урегулировании конфликта, ясно, что в ближайшее время ждать каких-либо подвижек по этому вопросу не приходится. В ноябре в Азербайджане ожидаются парламентские выборы, которые способны серьезно дестабилизировать ситуацию в стране. Здесь постоянно говорят о возможной "цветной" революции. В Армении опять же осенью предполагается провести референдум по реформе Конституции.

Отсюда вытекает, что международные посредники, представляющие интересы Запада, пытаются в данный момент максимально дезориентировать армянскую и азербайджанскую общественность, постоянно подкидывая новые предложения, по большому счету противоречащие друг другу. Подобный подход позволяет все более усиливать влияние Запада в регионе, играя на постоянном изменении социального напряжения. Всем известно, что в Армении, Азербайджане и Карабахе вопрос урегулирования давно стал главенствующим. Политические элиты накрепко привязаны к этой проблеме, поэтому не в состоянии делать на сегодняшний день серьезных отступлений от генеральной линии, укоренившейся в общественном сознании. Зато постоянные изменения форматов рассмотрения ситуации вокруг Карабаха, пересмотры подходов со стороны международных структур держат власти противоборствующих республик в состоянии напряжения, делая их уязвимыми перед лицом очередных докладов или резолюций. Но станут они от того более сговорчивыми?

Самвел МАРТИРОСЯН
Ереван

Опубликовано в выпуске № 28 (95) за 3 августа 2005 года

Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц