Версия для печати

Под разговоры о мире

Мартиросян Самвел
Несмотря на периодически звучащие в Ереване и Баку заявления о необходимости решать карабахский вопрос только мирным путем, Армения и Азербайджан продолжают наращивать расходы на оборону. При этом ведущие мировые державы, заинтересованные в усилении своего влияния в Закавказье, также прямо или косвенно поддерживают милитаристские тенденции в этом регионе.


ИДЕТ УСКОРЕННАЯ МИЛИТАРИЗАЦИЯ ЮЖНОГО КАВКАЗА


Несмотря на периодически звучащие в Ереване и Баку заявления о необходимости решать карабахский вопрос только мирным путем, Армения и Азербайджан продолжают наращивать расходы на оборону. При этом ведущие мировые державы, заинтересованные в усилении своего влияния в Закавказье, также прямо или косвенно поддерживают милитаристские тенденции в этом регионе.
{{direct_hor}}

Армия Нагорного Карабаха - одна из самых боеспособных в регионе.
Фото ИТАР-ТАСС
На днях практически одновременно из Еревана и Баку поступили сообщения об увеличении в будущем году бюджетов силовых структур. По словам замминистра финансов и экономики Армении Павла Сафаряна, в 2005 г. Министерство обороны республики получит 46,042 млрд. драмов, или порядка 91 млн. долл., что примерно на 10% больше, чем в 2004 г. (около 83 млн. долл.), Служба национальной безопасности - 12,5 млн. долл. (против 11,2 млн. долл. в 2004 г.), полиция - до 19,8 млн. долл. (в нынешнем году - 18,5 млн. долл.).

Куда значительнее подобные затраты у Азербайджана. Как сообщил министр финансов АР Авез Алекберов, согласно проекту государственного бюджета-2005 предусмотрено ассигновать на нужды военного ведомства более 1 трлн. 200 млрд. манатов, то есть около 240 млн. долл., что превысит аналогичный показатель этого года на треть.

Таким образом, оборонные расходы Азербайджана практически в три раза больше, чем у Армении. Однако здесь надо также учитывать несколько других факторов. Во-первых, и Баку, и Ереван дают своим военным отнюдь не столько денег, сколько показывается в официальных документах. Хотя мнения экспертов на сей счет и разнятся, однако в целом все же можно утверждать: фактическое финансирование вооруженных сил в обеих странах в полтора-два раза выше называемых государственными мужами цифр. Вдобавок нет точных данных о том, сколько тратит на оборону Нагорно-Карабахская Республика. Здесь стоит только отметить, что по количеству бронетехники НКР превосходит Армению и практически не уступает по многим показателям Азербайджану.

Кроме того, и Ереван, и Баку смогут приплюсовать к своим оборонным бюджетам еще по 8,75 млн. долл. В такие суммы обойдется в следующем году правительству США оказание военной помощи своим закавказским партнерам. По проекту, представленному администрацией Буша, вначале предполагалось выделить Армении чуть более 2 млн. долл., а Азербайджану - в 4 раза больше. Однако под давлением Конгресса, потребовавшего паритетного финансирования обеих стран, ассигнования уравняли.

Россия в свою очередь начала продавать странам-членам ОДКБ вооружения по внутренним ценам. Армения не замедлила этим воспользоваться. Уже в конце мая вместе с министром обороны РФ в Ереван прибыли два Ил-76. "Они закуплены по внутренним ценам, эти механизмы работают. Армения смогла приобрести два хороших военно-транспортных самолета", - отметил Сергей Иванов.

Между тем милитаризация Азербайджана и Армении проходит на фоне проблемы Нагорного Карабаха, которая стараниями Баку обостряется. Год назад пришел к власти Ильхам Алиев. Основным тезисом его предвыборных речей были угрозы решить карабахский вопрос силой, если Ереван и Степанакерт не образумятся. Уже став президентом, Алиев-младший не пошел на попятную. В конце мая 2004 г. он говорил о намерении приложить максимальные усилия для реформирования азербайджанской армии. Выступая на церемонии открытия воинской части в Нахичевани, президент АР заявил, что расходы на оборону страны растут ежегодно и "эта политика будет продолжаться по мере укрепления экономического потенциала Азербайджана".

Последним ходом официального Баку в "карабахской партии" стало проталкивание в повестку дня Генеральной Ассамблеи ООН пункта "О положении на оккупированных территориях Азербайджана", в котором Армения фактически рассматривается в качестве агрессора. В Генеральном комитете, формирующем повестку дня ГА, эта "инициатива" была поддержана 9 голосами "за" при 14 воздержавшихся, против не выступил никто. И сама Генеральная Ассамблея (42 страны "за", 99 - воздержались) принимает решение рассмотреть вопрос. Опять же пожелавших выступить против не нашлось.

Примечательно, что антиармянский демарш поддержал Казахстан, который является партнером Еревана по ОДКБ. Более того, Россия и США, сопредседательствующие в Минской группе, не голосовали против данного пункта, несмотря на его, мягко говоря, неконструктивность. И вместе с тем представители Москвы и Вашингтона сразу же высказались против переноса карабахского вопроса в рамки ООН. МИД РФ выступил с заявлением, в котором выразил сомнения относительно шага Азербайджана. "Россия при голосовании воздержалась, как и другие сопредседатели Минской группы ОБСЕ. Считаем, что инициатива о параллельном с ОБСЕ рассмотрении данного вопроса на Генассамблее ООН едва ли может оказать благоприятное воздействие на переговорный процесс. Кстати, результаты голосования свидетельствуют о том, что аналогичной позиции придерживается большинство членов мирового сообщества", - такова позиция Кремля.

Впрочем, и американский посол в Баку Рино Харниш заявил о том, что США не одобряют поступок Азербайджана. "Официальный Вашингтон не поддерживает идею обсуждения вопросов относительно оккупированных территорий Азербайджана на Генеральной Ассамблее ООН", - заявил дипломат. Он подчеркнул, что Соединенные Штаты выступают против выдвижения новых идей и видят успешное решение карабахской проблемы в частых мирных переговорах между сторонами.

Для Баку же перенос на трибуну ООН карабахского вопроса весьма выгоден, так как, кроме всего прочего, дает возможность отвести внимание от одного из краеугольных вопросов урегулирования конфликта - участия НКР в переговорном процессе. В последнее время российский сопредседатель Минской группы Юрий Мерзляков склонялся к привлечению НКР к переговорам в качестве третьей стороны, что в Баку не приемлют.

Замысел Азербайджана очевиден. В случае, если пункт об оккупированных территориях будет принят Генеральной Ассамблеей, Баку развяжет себе руки для начала широкомасштабной военной операции против Нагорно-Карабахской Республики. Фактически вступление в силу резолюции приведет к тому, что переговорный процесс, идущий под эгидой Минской группы ОБСЕ, потеряет свою актуальность и рычаги по решению карабахского вопроса перейдут в руки военных.

Самвел МАРТИРОСЯН
Ереван

Опубликовано в выпуске № 45 (62) за 24 ноября 2004 года

Loading...
Загрузка...
Новости

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц