Версия для печати

Для армии и флота страны

Струговец Виталий
Прошло больше месяца с начала работы Комитета Государственной Думы по обороне. Каковы приоритеты депутатов? Что в ближайшее время будет сделано для повышения уровня социальной защиты военнослужащих? Какими представляются законодателям первоочередные шаги для развития дальнейших отношений России с блоком НАТО? На эти и другие вопросы газеты "Военно-промышленный курьер" отвечает председатель Комитета Виктор ЗАВАРЗИН.

Виктор ЗАВАРЗИН.
Фото ИТАР-ТАСС


КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО ОБОРОНЕ ОПРЕДЕЛИЛ ПРИОРИТЕТНЫЕ ЗАКОНОПРОЕКТЫ


Прошло больше месяца с начала работы Комитета Государственной Думы по обороне. Каковы приоритеты депутатов? Что в ближайшее время будет сделано для повышения уровня социальной защиты военнослужащих? Какими представляются законодателям первоочередные шаги для развития дальнейших отношений России с блоком НАТО? На эти и другие вопросы газеты "Военно-промышленный курьер" отвечает председатель Комитета Виктор ЗАВАРЗИН.
{{direct_hor}}
- Виктор Михайлович, что вы считаете приоритетным в законотворческой работе Комитета Госдумы по обороне?

- В примерную программу законопроектной деятельности Государственной Думы на весеннюю сессию по предложению комитета включены 38 законопроектов. Семь из них признаны приоритетными.

Законопроекты я бы традиционно разделил на четыре группы. Первая - законодательные инициативы в области военного строительства. Вторая - о воинской обязанности и прохождении военной службы. Третья группа - законопроекты социального плана. И четвертая группа - международная, законопроекты, связанные с ратификацией международных договоров и темой военно-технического сотрудничества с зарубежными странами.

В первой группе я бы выделил четыре законопроекта: "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" и в Федеральный закон "Об обороне", "О Вооруженных Силах Российской Федерации", "О правовом положении военных учреждений" и "Об использовании высвобождаемого военного имущества".

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

ЗАВАРЗИН Виктор Михайлович

Родился 28 ноября 1948 г. в селе Заолешенка Курской области. Окончил Орджоникидзевское высшее общевойсковое командное училище, Военную академию им. М.В. Фрунзе и Военную академию Генерального штаба ВС РФ. Служил на различных командных должностях. Был командующим Коллективными миротворческими силами СНГ в Таджикистане, главным военным представителем России в НАТО. До избрания депутатом Госдумы 4-го созыва - первый заместитель начальника Штаба по координации военного сотрудничества государств - участников СНГ. Генерал-полковник.


Первым законопроектом предусматривается предоставить исполнителю государственного оборонного заказа право использовать для выполнения госконтракта внебюджетные средства, которые впоследствии должны быть возмещены ему госзаказчиком. При этом предполагается наделить правительство РФ правом определять цели и порядок использования внебюджетных средств в интересах национальной обороны.

Необходимость законопроекта "О Вооруженных Силах Российской Федерации" зафиксирована Конституцией России. О законопроекте много говорилось и на прошедшей конференции Академии военных наук.

Законопроект этот, отмечу, примерной программой законопроектной деятельности Госдумы на весеннюю сессию назван в числе приоритетных.

Цель законопроекта "О правовом положении военных учреждений" - создание законодательной базы, определяющей правовой статус военных учреждений как юридических лиц.

Законопроект "Об использовании высвобождаемого военного имущества" также направлен на установление правоотношений, но уже в процессе высвобождения и дальнейшего использования военного имущества. Он определяет полномочия органов госвласти, власти субъектов Федерации, местного самоуправления, министерств и ведомств, где предусмотрена военная служба, а также юридических и физических лиц, участвующих в реализации, промышленной утилизации и ликвидации выведенного из эксплуатации военного имущества. Уточню, по самым предварительным подсчетам, только за 5 лет в данной сфере можно получить 1,5 млн. тонн черного металла, более 200 тысяч тонн цветного металла и около тысячи тонн драгметаллов, в том числе до 20 тонн золота и платины.

Во втором блоке я бы отметил законодательную инициативу президента России. Внесенный главой государства и уже принятый в первом чтении законопроект "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" направлен на изменение некоторых условий прохождения военной службы и отдельных положений, определяющих статус военнослужащих. Прежде всего проходящих службу по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин. Законопроект содержит изменения, прямо предусмотренные Федеральной целевой программой "Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей" на 2004-2007 годы (программа вступила в силу с 1 января 2004 года).

Что касается остальных законодательных инициатив, то они, в частности, предусматривают обязательность подготовки граждан к военной службе в гражданских образовательных учреждениях, возможность проведения призыва на военную службу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, один раз в год, право на предоставление отсрочки от призыва гражданам, имеющим жену, находящуюся в состоянии беременности 26 и более недель, или имеющим одного ребенка-инвалида с детства старше трех лет, и др.

-  Общеизвестно, что один из самых важных и тяжелых вопросов - это блок социальных проблем в армии. Что, по вашему мнению, можно предпринять на уровне законодательной и исполнительной власти для успешного решения этих вопросов?

- Работа по повышению эффективности социально-правовой защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, ветеранов и инвалидов военной службы, участников вооруженных конфликтов и боевых действий, а также членов их семей является приоритетной для Комитета Государственной Думы по обороне. Для успешного решения социальных проблем необходимо комплексное совершенствование военного блока российского законодательства.

Необходимо продолжить законодательную работу по увеличению денежного довольствия военнослужащих. Полагаю, что к 2010 году уровень денежного довольствия в абсолютном исчислении должен возрасти к уровню января 2002 года не менее чем в 4 раза. При этом денежное довольствие военнослужащих должно иметь одинаковую исходную базу.

Существующие же в настоящее время расхождения в установлении должностных окладов военнослужащих в Вооруженных Силах, силовых структурах и правительственных органах негативно влияют на мотивацию военной службы.

Требует усовершенствования система пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Работа по совершенствованию пенсионного законодательства будет продолжена с учетом возникновения новых реалий в системе денежного довольствия военнослужащих.

Первое. Будет расширен круг лиц, имеющих право на одновременное получение двух пенсий. Такое право планируется предоставить:
- родителям лиц, погибших (умерших) вследствие военной травмы в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы. Им может устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца независимо от получения другой пенсии;
- женам лиц, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Им может устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца независимо от получения другой пенсии.


Второе. Объективно необходимо и увеличение размеров пенсий по инвалидности.

Для рассмотрения на пленарном заседании ГД будет предложен законопроект, внесенный правительством России и предусматривающий, в частности, предоставление военнослужащим права на бесплатное обучение в государственных вузах и зачет в общий трудовой стаж жен военнослужащих времени, когда они находились со своим мужьями в местностях, где невозможно было устроиться на работу.

По инициативе членов Совета Федерации предлагается распространить существующее сегодня право внеконкурсного поступления в военные вузы детей погибших (умерших) военнослужащих на все государственные высшие учебные заведения.

Необходимо безотлагательное решение жилищных проблем военнослужащих. В первую очередь требуется принять дополнительные меры по увеличению ассигнований, направленных на финансирование строительства жилья. На сегодняшний день, напомню, в Вооруженных Силах почти сто тысяч семей военнослужащих не имеют собственного жилья. Убежден, действующая на сегодняшний день система обеспечения жильем военнослужащих требует кардинальных изменений. В первую очередь она не позволяет сформировать фонд служебного жилья. Например, в настоящее время Минобороны располагает 98 тысячами служебных квартир. Но в почти 70 тысячах из них проживают люди, уже утратившие связи с армией. Отселить же их из военных городков не представляется возможным, так как возможности федерального бюджета позволяют обеспечить жильем уволенных в запас военнослужащих только через 6-7 лет после увольнения, вместо положенных по закону трех месяцев.

Начиная с текущего года Минобороны перешло и к накопительной системе обеспечения жильем военнослужащих. Программа предусматривает накопление средств на счете военнослужащего с таким расчетом, чтобы при достижении 20 лет выслуги он мог приобрести жилье в размере, соответствующем социальным нормам в любом регионе страны, выбранном для постоянного проживания.

Необходимо более качественно решать вопросы социальной адаптации бывших военнослужащих. В первую очередь добиться безусловной реализации Государственной программы "Социальная адаптация военнослужащих, подлежащих увольнению из Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов и членов их семей".

Будет продолжена работа по завершению перехода к новой модели строительства и функционирования медицинской службы военной организации России. Предстоит провести оптимизацию ведомственных систем медицинского обеспечения за счет интеграции сил и средств военной медицины в интересах охраны здоровья и оказания своевременной медицинской помощи всем военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей. Система должна быть комплексной и совмещенной. Она должна строиться по территориальному принципу, когда части медицинского обеспечения обслуживают все воинские формирования, находящиеся на территории военного округа.

Военнослужащие должны проходить медицинское обеспечение и лечение в единых, а не подведомственных госпиталях, поликлиниках, санитарных частях.

В международном блоке депутатам будет предложено ратифицировать Соглашение между Россией и Узбекистаном о совместном применении Военно-воздушных сил и Войск ПВО в интересах обеспечения безопасности воздушного пространства наших государств.

В сфере военно-технического сотрудничества предлагается рассмотреть законопроект, направленный на уточнение и систематизацию понятийного аппарата, используемого в практике ВТС, а также снятие запрета на лизинг продукции военного назначения при осуществлении ВТС. Порядок последнего предлагается определить президенту страны.

- Что в практическом плане даст снятие запрета на лизинг продукции военного назначения? Как известно, соответствующий законопроект будет рассматриваться Госдумой?

- Такой законопроект действительно был. Однако в связи с необходимостью дальнейшей работы над текстом проекта федерального закона Комитет Государственной Думы третьего созыва по обороне попросил Совет Думы перенести рассмотрение законопроекта на более поздний срок. В настоящее время законопроект находится у авторов, которые хотят устранить ряд недостатков, отмеченных в официальном отзыве правительства. Однако это не касается вопроса лизинга. Правительство наоборот отметило, что законопроект в этой части - о финансовой аренде (лизинге) - "принципиальных возражений не вызывает".

Что даст это в практическом плане? Во-первых, расширится спектр услуг, предоставляемых оборонно-промышленным комплексом инозаказчикам. Во-вторых, расширится география инозаказчиков, так как есть страны, которые могут претендовать только на лизинг, а не прямую поставку продукции военного назначения. А за счет этого, в-третьих, увеличатся финансовые поступления на предприятия оборонно-промышленного комплекса.

- Что необходимо сделать, чтобы в максимально возможной степени оказать содействие укреплению Вооруженных Сил РФ, оснащению их современной техникой, повышению боеготовности?

- В современных условиях поддержание высокой боевой готовности Вооруженных Сил невозможно без постоянного совершенствования их технической оснащенности. При этом своевременное и полноценное техническое оснащение может быть обеспечено только при выполнении трех важнейших условий.

Первое - выделение необходимого объема финансовых ресурсов. Второе - повышение результативности работы оборонно-промышленного комплекса. Третье - актуализация законодательной базы в соответствии с требованиями времени.

Объем и структура финансовых ресурсов, направляемых государством на цели национальной обороны, определяются ежегодно законом "О федеральном бюджете", а также показателями государственного оборонного заказа. Именно там закладываются параметры предстоящих закупок вооружения и военной техники, объемы ремонта техники, имеющейся в войсках, а также осуществления научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию новых образцов и систем оружия.

В связи с этим в Государственной Думе четвертого созыва Комитет по обороне будет уделять самое пристальное внимание работе над проектами федеральных бюджетов. В 2004 году эта работа будет построена с учетом перенесения акцента на так называемое нулевое чтение, то есть предварительное согласование с заинтересованными министерствами и ведомствами всех составляющих структуры расходов бюджета, планируемых к выделению на цели национальной обороны.

Вторым приоритетным направлением своей работы Комитет по обороне считает предметное рассмотрение законопроектов, касающихся правового регулирования отношений по поводу гособоронзаказа, которые требуют корректировки на основе учета интересов не только силовых ведомств, но и разработчиков и производителей продукции военного назначения.

Нам предстоит решить немало проблем, в том числе по исключению из гособоронзаказа позиций, не имеющих отношения к повышению обороноспособности страны, как то: содержание системы исполнения наказаний Минюста, строительство и оборудование таможенных пропускных пунктов, прочие виды невоенного строительства.

Новому составу Комитета по обороне представляется, что Комитет должен активно участвовать в формировании законодательной базы, которая обеспечит функционирование единой федеральной системы закупок военной продукции (работ, услуг), будет способствовать полному выполнению гособоронзаказа по номенклатуре закупаемого вооружения и военной техники, а также поставит заслон на пути многочисленных корректировок показателей гособоронзаказа в течение года под фактически освоенные объемы.

То есть работы в Комитете по обороне предстоит много, и, как человек, знающий нужды армии не понаслышке, я намерен эту работу повернуть в практическое русло, сделать ее по-настоящему полезной для Вооруженных Сил России.

- Как Вы оцениваете нынешний уровень взаимодействия между РФ и НАТО?

- На сегодняшний день объективно существует набор элементов, на основе которых Россия выстраивает новую схему взаимодействия с НАТО. В конечном итоге, задача заключается в том, чтобы вывести политические отношения Россия - НАТО на такой уровень партнерства и найти такой алгоритм взаимодействия, который не уступал бы степени доверия и сотрудничества между самими членами альянса.

28 мая 2002 года на Римском саммите принята Декларация глав государств и правительств "Отношения Россия - НАТО: новое качество". В соответствии с этим документом был учрежден Совет Россия - НАТО, в рамках которого Россия и государства-члены альянса работают как равные партнеры по широкому спектру проблем.

В качестве очередного шага в направлении повышения уровня транспарентности в российско-натовских отношениях следует рассматривать и формирование в мае 2002 года Военной миссии связи НАТО в Москве.

Вместе с тем нельзя назвать наши отношения с НАТО абсолютно "безоблачными". Мы, например, не можем согласиться с позицией альянса в отношении ратификации адаптированного Договора об обычных вооруженных силах в Европе. Складывается впечатление, что в Брюсселе находятся еще силы, стремящиеся всеми способами затянуть вступление в силу Договора, который препятствует попыткам реконструировать размещение объединенных вооруженных сил НАТО в Европе, применять силовые методы в разрешении конфликтных ситуаций и в целом обеспечивает "благоприятную погоду" в Европе.

Однако мы не склонны драматизировать ситуацию и готовы к конструктивному диалогу в поисках компромиссов.

Виталий СТРУГОВЕЦ

Опубликовано в выпуске № 10 (27) за 17 марта 2004 года

Loading...
Загрузка...
Новости

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц