Версия для печати

Теперь дело за политиками

Никитин Александр
Вот уже долгие годы остается открытым вопрос о статусе Приднестровской Молдавской Республики. Переговорный процесс между Кишиневом и Тирасполем то достигает пика доверительных отношений, то прекращается вовсе. Одно в регионе остается неизменным - уже более 14 лет российские миротворцы в составе Совместных миротворческих сил делают все, чтобы не допустить нового кровопролития. Какова сейчас там обстановка? Это прежде всего интересовало корреспондента "ВПК" в беседе со старшим военным начальником воинского контингента Миротворческих сил РФ в Приднестровском регионе Республики Молдова полковником Анатолием ЗВЕРЕВЫМ.


МИРОТВОРЦЫ СОЗДАЛИ ВСЕ УСЛОВИЯ, ЧТОБЫ НЕ ДОПУСТИТЬ КРОВОПРОЛИТИЯ


Вот уже долгие годы остается открытым вопрос о статусе Приднестровской Молдавской Республики. Переговорный процесс между Кишиневом и Тирасполем то достигает пика доверительных отношений, то прекращается вовсе. Одно в регионе остается неизменным - уже более 14 лет российские миротворцы в составе Совместных миротворческих сил делают все, чтобы не допустить нового кровопролития. Какова сейчас там обстановка? Это прежде всего интересовало корреспондента "ВПК" в беседе со старшим военным начальником воинского контингента Миротворческих сил РФ в Приднестровском регионе Республики Молдова полковником Анатолием ЗВЕРЕВЫМ.
{{direct_hor}}
ЛИЧНОЕ ДЕЛО

ЗВЕРЕВ Анатолий Лаврентьевич


Старший военный начальник воинского контингента Миротворческих сил РФ Анатолий ЗВЕРЕВ
Родился 2 апреля 1953 г. в деревне Киреевская Козельского района Калужской области. Окончил Коломенское высшее военное артиллерийское командное училище, Военную артиллерийскую академию им. М.И. Калинина. Военную службу проходил в Дальневосточном и Московском военных округах. В должности старшего военного начальника воинского контингента Миротворческих сил РФ - с декабря 2001 г.


- Анатолий Лаврентьевич, какова на сегодняшний день ситуация в зоне безопасности?

- Общая обстановка сейчас в зоне безопасности, я бы сказал, стабильно напряженная. Хотя и без особых военно-политических изменений. Вооруженные силы противоборствующих сторон в прежнем составе. Не замечено перемещения групп с оружием. Усилиями совместных миротворческих сил созданы все необходимые условия, для того чтобы политики нашли мирное решение этого конфликта - политическими средствами за столом переговоров. Я, как человек военный, другой альтернативы не вижу. Много раздается голосов в поддержку, я считаю, мифа о необходимости смены формата миротворческой операции. Пользуясь критериями оценки, могу сказать, что данная операция проводится эффективно. Судите сами: у нас отсутствуют стрельба в зоне безопасности, гуманитарные катастрофы, нет моментов, связанных с изгнанием мирного населения со своих исторических мест проживания. Вот это основные критерии оценки, которые существуют в рамках международных организаций. Поэтому я не вижу необходимости смены формата миротворческой операции. Здесь регион, который исторически определил мирное проживание и граждан Молдовы, и русских, и украинцев. Бывшее историческое прошлое в рамках Советского Союза, когда Молдова была одной из союзных республик, общий язык (русский язык) - важные факторы для нахождения согласия и взаимопонимания между сторонами.

Наши главные задачи на протяжении многих лет одни и те же: удержание мира, поддержание правопорядка в Приднестровском регионе Республики Молдова, изъятие оружия, воспрещение ввоза оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, имущества, которое может быть использовано сторонами в военных целях, а также наркотических веществ.

Российский миротворческий комитет выполняет задачи на основе соглашений и инструкций, которые разработаны Объединенным военным командованием. Общее руководство миротворческой операцией осуществляет Объединенная контрольная комиссия. Это своего рода межгосударственный политический орган, который занимается вопросами политического урегулирования и возглавляет миротворческую операцию. Мы, поддерживая мир и правопорядок, создаем необходимые условия, чтобы политики одной и второй стороны могли найти правильные политические решения по политическому урегулированию этого вялотекущего конфликта.


Уже 14 лет здесь несут службу российские миротворцы.
Фото Алексея МУХИНА
- Считаете ли вы, что России необходимо увеличить численность миротворческого контингента?

- Если исходить из необходимости уменьшить физические нагрузки на личный состав, то да. Потому что личный состав несет службу в две смены: одна смена стоит, другая отдыхает. То есть у них реально большие физические нагрузки. А в целом это должно быть решение политического руководства. Я, как командир, обязан заботиться о своих подчиненных. Поэтому я бы поддерживал любые предложения по увеличению численности миротворческого контингента. Тогда бы это снизило физические и моральные нагрузки на моих подчиненных.

- А что бы вы могли ответить на обвинения в адрес нашего воинского контингента в утечке оружия и боеприпасов с российских складов в Приднестровье?

- Вообще-то в задачи вверенного мне миротворческого контингента не входит охрана складов в населенном пункте Колбасна. Этим занимается Оперативная группировка российских войск в Приднестровском регионе Республики Молдова. Но я со всей ответственностью могу заявить, что с российских складов ничего не пропадало. Недавно, кстати, делегация послов ОБСЕ посетила эти хранилища и убедилась в том, что они действительно надежно охраняются.

- Как обеспечивалась безопасность президентских выборов в Приднестровье, прошедших 10 декабря?

- Безопасность выборов президента, как и иных, обеспечивается администрацией приднестровской стороны. Наша задача - выполнение своих обязанностей в том режиме, какой есть в настоящий момент. Единственное, что мы делаем в таких ситуациях - усиливаем внимание, повышаем бдительность. Мы пытаемся делать все, чтобы пресечь любые провокационные действия вблизи совместных постов миротворческих сил, контрольно-пропускных пунктов, военных комендатур в зоне безопасности. То есть наша деятельность была направлена на предупреждение конфликтных ситуаций, а также попыток спровоцировать население на массовые выступления, гражданское неповиновение. В остальном - это компетенция тех, кто проводит выборы.

СПРАВКА "ВПК"

В соответствии с Соглашением о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова, подписанном 21 июля 1992 г. в Москве президентами Российской Федерации и Республики Молдова, основной задачей Совместных миротворческих сил стало восстановление мира и поддержание правопорядка в зоне вооруженного конфликта, а также создание предпосылок для разрешения конфликтных ситуаций мирным политическим путем.

Полномочия Совместных миротворческих сил в зоне безопасности с установленными координатами были определены протоколом №3 заседания Объединенной контрольной комиссии от 29 июля 1992 г. Контроль за соблюдением режима безопасности в зоне урегулирования вооруженного конфликта и сбором информации о фактах нарушения конфликтующими сторонами принятых договоренностей по поддержанию мира и правопорядка был возложен на группы военных наблюдателей от каждой из сторон.

Для выполнения поставленных задач Совместные миротворческие силы с 17 ноября 1998 г. имеют:

- от Российской Федерации - управление воинским контингентом от РФ и отдельный мотострелковый батальон;

- от Республики Молдова - управление воинским контингентом от РМ, два отдельных пехотных батальона и одну отдельную пехотную роту;

- от Приднестровья - управление воинским контингентом от ПМР и три мотострелковых батальона;

- от Украины - 53-ю группу военных наблюдателей.

Воинские контингенты Совместных миротворческих сил выполняют задачи несения службы на односторонних, совместных двусторонних и трехсторонних постах путем наблюдения, контроля, досмотра и пропуска транспортных средств, грузов и лиц, въезжающих (входящих) в зону безопасности и выезжающих (выходящих) из нее.


Александр НИКИТИН

Опубликовано в выпуске № 49 (165) за 20 декабря 2006 года

Loading...
Загрузка...
Новости

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц