Версия для печати

Свой частник хуже иностранца

Приватизированный завод теряет заказы Минобороны
Привалов Александр

Еженедельник «ВПК» в №№ 14, 15 поднял проблему сохранения отечественного производства специальных колесных шасси и колесных тягачей (СКШТ) для МО РФ. Брянский автомобильный завод (БАЗ) пока остается единственным в России производителем серийных СКШТ военного назначения. В 90-е годы Российская Федерация не оставила себе даже единственной «золотой» акции. Сегодня БАЗ и Минский завод колесных тягачей (МЗКТ) ведут борьбу за использование своих шасси и тягачей в составе различных российских комплексов и систем ВВТ.

Еженедельник «ВПК» в №№ 14, 15 поднял проблему сохранения отечественного производства специальных колесных шасси и колесных тягачей (СКШТ) для МО РФ. Брянский автомобильный завод (БАЗ) пока остается единственным в России производителем серийных СКШТ военного назначения. В 90-е годы Российская Федерация не оставила себе даже единственной «золотой» акции. Сегодня БАЗ и Минский завод колесных тягачей (МЗКТ) ведут борьбу за использование своих шасси и тягачей в составе различных российских комплексов и систем ВВТ.

Войска воздушно-космической обороны, казалось бы, исправно получают брянские шасси. В Сухопутных войсках с ОТРК «Искандер» и в РВСН картина другая. Там применяются минские СКШТ. Сто процентов акций ОАО «МЗКТ» (VOLAT) находятся в собственности государства, а сам завод – в подчинении Государственного военно-промышленного комитета Республики Беларусь. Уже в среднесрочной перспективе государственный МЗКТ может выдавить российское частное предприятие из списка поставщиков военной автомобильной техники (ВАТ).

Битва за «Ураган-1М»

Разработка шасси для РСЗО «Ураган-1М» на Брянском автозаводе начата в конце 1995 года и продвигалась весьма активно, но без дополнительного финансирования работа была приостановлена в конце 1996-го. Одновременно создатели РСЗО рассматривали размещение боевой машины (БМ) на шасси МЗКТ-7930. В итоге специалистами Мотовилихинских заводов (город Пермь) была выполнена проработка размещения БМ на двух разных шасси. По озвученной информации, проект на шасси БАЗа имел некоторые преимущества – меньше полная масса БМ и соответственно меньшая осевая нагрузка. У изделия Брянского автозавода было еще и такое преимущество, как возможность бронирования кабины. На МЗКТ-7930 бронирование установить проблематично, так как кабина этого шасси пластмассовая.

Свой частник хуже иностранца
Коллаж Андрея Седых

Хотя в заключении комиссии, рассматривавшей проекты БМ РСЗО «Ураган-1М», обобщенный военно-технический показатель БМ на шасси БАЗа семейства «Вощина-1» был выше, чем БМ на шасси МЗКТ-7930, МО РФ выбрало последний вариант. При этом ни БАЗ, ни ОАО «Мотовилихинские заводы» повлиять на принятое решение уже не могли. Произошедшее объяснили сложнейшим положением, в котором находился БАЗ в конце 1998 года.

Однако Брянский автозавод избежал участи, постигшей КЗКТ. Выводы военных применительно к конструкции СКШТ, сделанные еще в ходе выполнения НИР «Фасет», были согласованы с мнением заводских специалистов: новое поколение СКШТ должно быть двойного применения. Это позволило бы в будущем исключить резкое падение производства в случае изменения спроса на рынке на отдельные типы машин, а также иметь возможность легко переходить на выпуск разных моделей. Статус СКШТ нового семейства как техники двойного применения был записан официально в ТТЗ на ОКР «Вощина-1». Именно это позволило БАЗу выжить в трудный период конца 90-х – начала 2000-х годов.

Работы по кабине с локальным бронированием на БАЗе возобновлены в 2000 году, разработка бронекабины начата в 2001-м. В том же году были изготовлены опытные образцы СКШТ, которые позже прошли государственные (приемочные) испытания (балластный тягач БАЗ-6306 с кабиной, на которую установлена имитация локальной бронезащиты, и шасси БАЗ-6910 с имитатором бронекабины, стекла на кабинах этих опытных образцов были бронированные). Забегая вперед, следует заметить, что несколько лет назад были проведены огневые испытания кабины малого объема с локальной защитой (6а класс по ГОСТ 50963–96). Эту кабину показали на форуме «Технологии в машиностроении-2010». Сегодня заказов на шасси с бронекабинами, увы, нет.

В 2003–2004 годах СКШТ семейства «Вощина-1» приняты на снабжение ВС РФ. На Брянском автозаводе началось серийное производство новых моделей ВАТ. Но для брянских СКШТ, как говорится, поезд уже ушел: перестраховка ГАБТУ дорого обошлась заводу. Теперь Россия пожинает горькие плоды – опытный образец БМ 9А53 из состава перспективной РСЗО «Ураган-1М» был изготовлен на иностранном шасси МЗКТ-7930.

Как следствие практически все последующие ОКР по размещению ВВТ массой 20–25 тонн по инерции (или по сложившейся традиции и кооперации) продолжали проводиться на минских шасси. Если ОКР, в том числе «Ураган-1М», будут продолжены с использованием шасси МЗКТ, то российское предприятие лишится выгодных заказов, а бюджет страны – налогов.

А что в войсках?

С РСЗО, находящимися в эксплуатации, есть проблемы. В их составе изначально использовались и СКШ Брянского автозавода. Для БМ и ТЗМ РСЗО «Ураган» еще в 1976 году в Брянске начали серийно производить СКШ 135ЛМП (буква «П» появилась в индексе потому, что заказчик шасси для БМ находится в Перми). Производство этих шасси продолжалось до 1991 года. В конце 90-х ФГУП «ГНПП «Сплав» (город Тула, головной разработчик РСЗО) предлагало провести глубокую модернизацию имевшихся в войсках СКШ 135ЛМП с заменой двухдвигательных бензиновых силовых установок на однодвигательные дизельные, с заменой кабин. Но такие работы по трудоемкости и стоимости (с учетом уровня износа техники) значительно сложнее и ненамного дешевле изготовления новых образцов СКШ семейства «Вощина-1» (при серийном производстве). Поэтому специалистами Брянского автозавода было предложено провести работы по размещению изделия на новом шасси БАЗ-69092 (колесная формула 6x6). Несколько лет назад уже имелся достаточно проработанный вариант комплектации шасси БАЗ-69092 для БМ модернизированной РСЗО «Ураган», но в металле образцы шасси не изготавливали. Работы не окончены, хотя БАЗ готов к сотрудничеству с ОАО «НПО «СПЛАВ». Кстати, о том, что есть эскизы трехосного шасси для БМ модернизированной РСЗО «Ураган», специалисты в Туле узнали лишь год назад от автора статьи и этот факт удивляет плохой координацией работ в «оборонке».

Свой частник хуже иностранца

Почему такая несогласованность? Скорее всего причин несколько. Одна из них кроется в том, что после развала военно-промышленного комплекса СССР многие предприятия «оборонки» были растащены по разным кланам. Если попытаться разобраться в ситуации, почему произошла задержка с разработками и поставками шасси для РСЗО, то следует обратить внимание на ГК «Ростех», которая сегодня является одной из самых влиятельных структур, объединивших предприятия ОПК России.

В сферу влияния Ростеха входят сотни предприятий, в том числе ОАО «НПО «СПЛАВ» и ОАО «КамАЗ» (в апреле 2009 года Ростеху официально перешло 37,8 процента акций КамАЗа, годом позже эта доля была увеличена до 49,9). В ОАО «Мотовилихинские заводы» у Ростеха также есть интересы (25 процентов акций «Мотовилихи» – у Рособоронэкспорта, который входит в Ростех, еще десять процентов принадлежат ОАО «НПО «СПЛАВ». Следует заметить, что до середины 2012 года доверенность на управление 25 процентами акций Мотовилихинских заводов была у стопроцентной «дочки» Ростеха – ОАО «Ростехнологии-Авто»).

Это и определило выбор шасси марки КамАЗ, которые либо не позволяют монтировать на них тяжелое вооружение (семейство автомобилей многоцелевого назначения «Мустанг»), либо не соответствуют ряду требований МО РФ (автомобили повышенной грузоподъемности – АПГ, которые ОАО «КамАЗ» для удобства внутренней работы называет семейством «Торнадо»). Но пока результат плачевный – дальше опытных образцов БМ облегченного «Смерча» дело не продвинулось. Возможно, будет сделана попытка предложить «Мотовилихе» шасси разрабатываемого семейства АПГ под условным названием «Торнадо-М» или разрабатываемые СКШ 8х8 с электротрансмиссией (так называемая малая «Платформа»), но реально эти шасси будут приняты на снабжение ВС РФ еще нескоро да и серийный их выпуск пока под большим вопросом.

А пока шасси 135ЛМП стремительно устаревают, имеются значительные проблемы с их эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом. Проблема стоит очень остро, и откладывать ее решение дальше уже некуда – все имеющиеся в ВС РФ СКШ 135ЛМП, а их около 1,5 тысячи единиц, выпущены более 20 лет назад, возраст многих уже старше 35 лет.

В основном для инозаказчика

Своеобразной визитной карточкой Брянского автозавода являются тягачи БАЗ-6402 в составе ПУ ЗРС С-400 «Триумф».

В 1998 году производство изделий 5П85С и 5П85Д из состава С-300ПС (самоходные ПУ на шасси МЗКТ-543М – основная и дополнительная) на ОАО «ГОЗ «Обуховский завод» было прекращено. Питерский завод освоил выпуск самоходных ПУ для ЗРС С-300ПМ2 и экспортных модификаций ЗРС ряда С-300П. Все эти ПУ смонтированы на шасси МЗКТ-543М. К сожалению, серийной самоходной ПУ ЗРС ряда С-300П, в составе которой было бы шасси российского производства, не существует до сих пор. Скорее всего от этой разработки отказались по той причине, что С-300П всех модификаций, которые имеются в войсках, будут постепенно заменяться на ЗРС С-400 «Триумф» и на новую ЗРС «Витязь-ПВО». А на экспорт можно поставлять и буксируемые ПУ – «трехсотка» и с такими средствами пользуется большим спросом. Для инозаказчиков серийно производятся седельные тягачи экспортной комплектации БАЗ-6402-013 (применяются в составе изделий 5П85ТЕ2 и 5Т58Е).

Первые опытные образцы основных средств ЗРС С-400 «Триумф» были размещены на СКШ Минского завода колесных тягачей (опытная ПУ смонтирована на СКШ МЗКТ-543М). Проблемы с созданием на БАЗе шасси грузоподъемностью 25 тонн для ОТРК «Искандер» в полной мере отразились и на отказе разработчиков ЗРС С-400 от использования СКШ семейства «Вощина-1» для монтажа радиотехнических средств ЗРС С-400 (когда шла разработка С-400, еще не были проведены типовые испытания СКШ БАЗ-6909-013, то есть не подтвердили грузоподъемность шасси 22 тонны). А что касается ПУ, то здесь разработчики сделали вынужденный шаг назад: с целью экономии выбрали буксируемый вариант с российским тягачом БАЗ-6402-015 (ПУ 5П85Т различных модификаций, ПУ 5П90ТМУ). Этот тягач также использовали в составе транспортных машин (5Т58 различных модификаций).

Однако у самоходной ПУ есть несомненные преимущества, поэтому следовало ожидать появления такой ПУ. И она под индексом 5П90С была представлена 10 июня 2011 года в подмосковных Бронницах на полигоне НИИЦ АТ 3-го ЦНИИ МО РФ министру обороны. 5П90С является инициативной разработкой ОАО «НМЗ», решение о начале ее изготовления принято более восьми лет назад. В январе 2008-го шасси БАЗ-6909-022 для этой ПУ уже было передано под монтаж. В 2011 году планировалось завершить автономные гидромеханические испытания опытного образца изделия 5П90С, но данных о том, завершены ли испытания, не поступало. Известно, что по ряду организационно-финансовых причин 5П90С до сих пор не принята головным разработчиком ЗРС С-400, поэтому ее серийное производство в настоящее время не ведется. Добавлю, что рассматривается поставка ПУ 5П90С на экспорт.

Одновременно петербургское ОАО «Конструкторское бюро специального машиностроения» (ОАО «КБСМ») вело разработку ПУ на шасси МЗКТ-7930 (известные индексы ПУ – 51П6А и 51П6М). По имеющимся у автора данным, к настоящему моменту изготовлены два опытных образца, один из которых был показан в ноябре прошлого года заместителю председателя правительства РФ Дмитрию Рогозину в ходе посещения им ОАО «ГОЗ «Обуховский завод». ПУ 51П6А и 51П6М предназначены для ЗРС С-400. Просачиваются сведения, что планировались работы по переводу указанных ПУ на шасси БАЗа. Однако возникает вопрос: почему сразу не взяли под монтаж ПУ брянские шасси?

Ведь для того чтобы «пересадить» ПУ на другое шасси, необходимо также провести испытания, а это дополнительные расходы и немалые. Тем временем, судя по официальной информации, которую распространили ОАО «ГСКБ «Алмаз-Антей» и пресс-служба МО РФ касательно поставок четвертого и пятого полковых комплектов ЗРС С-400, в войска начали поступать самоходные ПУ на морально устаревших шасси МЗКТ-543М.

Туманные перспективы

По другим ЗРС, включая С-500, «Витязь-ПВО», «Морфей», информация весьма противоречива. Достоверно известно лишь о том, что 8 июня 2012 года на БАЗе был изготовлен опытный образец шасси БАЗ-6909-023, которое предназначено для размещения средств ПУ 50П6 системы «Витязь-ПВО». Опытный образец шасси БАЗ-6909-023 находится на ОАО «ГОЗ «Обуховский завод».

В процессе проработки вариантов шасси для размещения перспективных изделий ЗРС на БАЗе рассматривали варианты пятиосных шасси с кабинами увеличенного объема. 10 июня 2011 года ЗАО «БЗКТ-Алмаз-Антей» продемонстрировало на своем стенде габаритную схему одной из таких эскизных проработок – шасси под обозначением БАЗ-69096 в составе пусковой установки с условным обозначением 77П6 из состава ЗРС «Триумфатор-М». Масла в огонь подлил опытный образец полноприводного пятиосного СКШ БАЗ-69096-013, показанный публично на том же демонстрационном мероприятии в Бронницах. Замечу, что в 2009 году МЗКТ на выставке Milex 2009 предъявил свой вариант пятиосного шасси МЗКТ-79292 (колесная формула 10х10.1), которое было предназначено для монтажа унифицированной телескопической вышки для подъема антенн и радарных систем ВВО из состава ЗРС С-400 (в ЗРС ряда С-300П для перевозки вышек используется полуприцеп и седельный тягач). Однако от применения МЗКТ-79292 было решено отказаться, новых сведений о предназначении и использовании этого СКШ не поступало.

В первые дни апреля стала поступать информация о том, что в Минске подписано соглашение о намерении продажи контрольного пакета акций ОАО «МЗКТ» российскому предприятию, входящему в ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей», – ОАО «НМЗ». Следует заметить: ОАО «НМЗ» специализируется на изготовлении буксируемых ПУ. Данных о том, что до работ по 5П90С когда-либо в Нижнем Новгороде занимались самоходными ПУ, нет. Традиционно разработку самоходных ПУ для ЗРС выполняло ОАО «КБСМ», выпуск осуществляло ОАО «ГОЗ «Обуховский завод». Однако уже в 2011-м ОАО «НМЗ» вело технологическую подготовку производства для изготовления самоходных ПУ 5П85СМ2-01 и 51П6А, которые монтируются на шасси МЗКТ. Проиграет ли БАЗ и этот раунд конкурентной борьбы?

Александр Привалов,
главный редактор «Автомобильного каталога»

Опубликовано в выпуске № 16 (484) за 24 апреля 2013 года

 

 

Вниманию читателей «ВПК»

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц