Версия для печати

Необходим банк данных по перспективным офицерам

Уссурийский Никита
Одно из приоритетных направлений деятельности ФСБ России - формирование качественно новой системы построения защиты и охраны государственной границы РФ. И многое здесь зависит от подготовки кадров. Что сегодня делается для решения этой важной государственной задачи? Об этом корреспондент "ВПК" беседует с заместителем руководителя Пограничной службы ФСБ России генерал-лейтенантом Геннадием СИМУХИНЫМ.


ГЛАВНЫЙ КОМПОНЕНТ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ И ОХРАНЫ ГРАНИЦЫ - ЛЮДИ


Одно из приоритетных направлений деятельности ФСБ России - формирование качественно новой системы построения защиты и охраны государственной границы РФ. И многое здесь зависит от подготовки кадров. Что сегодня делается для решения этой важной государственной задачи? Об этом корреспондент "ВПК" беседует с заместителем руководителя Пограничной службы ФСБ России генерал-лейтенантом Геннадием СИМУХИНЫМ.
{{direct_hor}}
ЛИЧНОЕ ДЕЛО

СИМУХИН Геннадий Семенович


Заместитель руководителя Пограничной службы ФСБ России Геннадий СИМУХИН
Фотоархив ''ВПК''
Окончил в 1974 г. Высшее пограничное командное училище КГБ при СМ СССР, в 1982 г. - Военную академию им. М.В. Фрунзе, в 1995 г. - Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил РФ. Кандидат педагогических наук. Награжден медалями "За отличие в охране государственной границы СССР" (1979 г.), "За боевые заслуги" (1985 г.), орденами Красной Звезды (1989 г.), Почета (1999 г.). В 2003-2006 гг. - начальник Московского пограничного института. С 2006 г. - заместитель руководителя Пограничной службы ФСБ России.


- Какими приоритетами руководствуются в Пограничной службе при формировании кадрового потенциала?

- На современном этапе одним из главных приоритетов кадровой политики Пограничной службы является переход к комплектованию пограничных органов военнослужащими, проходящими службу на профессиональной основе. В осенний призыв пограничные органы в последний раз принимают в свои ряды военнослужащих по призыву. Это, естественно, повлечет за собой необходимость оперативного решения целого ряда проблем. Не позднее чем к весне 2007 года необходимо будет ликвидировать некомплект, который образуется в подразделениях границы и на кораблях береговой охраны с уходом в запас военнослужащих по призыву. А это не такая простая задача.

Известно, что абы кто на границе не нужен. Необходимы прежде всего люди, отвечающие целому ряду личностных требований: высокой нравственности, силе духа, мужеству, физической подготовленности. Для этого в короткие сроки необходимо создать ведомственную систему профессионально-психологического отбора кандидатов для службы в пограничных органах на профессиональной основе при поступлении их в пограничные учебные центры. Я не оговорился: именно в пограничные учебные центры - на границе сегодня нужны высококвалифицированные специалисты своего дела. Создаваемая в настоящее время система охраны государственной границы, внедряемые новые формы и методы оперативно-служебной деятельности, поступающее современное вооружение, военная и специальная техника охраны границы, новые информационные технологии в управлении силами и средствами требуют не "автоматического" перевода системы комплектования со "службы по призыву" на "службу по контракту", а предварительной серьезной профессиональной подготовки в пограничных учебных центрах. Тем более что практически через год-полтора этого "источника" - призывников - для набора по контракту не будет. И мы будем набирать кандидатов для службы на профессиональной основе из числа военнослужащих запаса, которые проходили службу в различных видах Вооруженных Сил и родах войск. Это означает, что уже сегодня мы должны создать принципиально новую систему организации непрерывной подготовки кадров.

Поэтому необходимо уже сейчас начать готовить кандидатов для зачисления на службу в пограничных органах на профессиональной основе на должности, замещаемые солдатами (матросами), сержантами (старшинами) и прапорщиками (мичманами). И осуществлять подготовку на базе оптимизированной по региональному принципу сети пограничных учебных центров с максимальной опорой на возможности образовательных учреждений ФСБ России. Эта задача предваряет прежде всего большую работу по разработке соответствующих квалификационных требований к уровню профессиональной подготовки кандидатов. В последующем в интересах поступающих на службу в пограничные органы кандидатов мы планируем перейти (по мере получения пограничными учебными центрами соответствующих лицензий) к подготовке в них и специалистов с начальным и средним профессиональным образованием. Это значит, что наряду с подготовкой по специальности младшего сотрудника пограничных органов ФСБ России курсанты пограничных учебных центров будут получать специальности, важные для социально-экономической сферы государства.

Ну и, конечно, руководство ФСБ России уделяет много внимания созданию комфортных социально-бытовых условий, способствующих привлечению кандидатов для службы в пограничных органах на профессиональной основе. Только в рамках Федеральной целевой программы "Государственная граница Российской Федерации (2003-2010 годы)" должно быть спроектировано, построено и введено в эксплуатацию на новых, необустроенных участках границы более 1000 объектов пограничной инфраструктуры, в том числе боле 100 современных пунктов пропуска через государственную границу, более 600 тыс. квадратных метров служебного жилья. При этом при определении мест дислокации новых объектов и при разработке технических заданий на их проектирование и строительство учитываются потребности трудоустройства жен военнослужащих, наличие дошкольных и школьных учреждений для детей. Согласитесь, что условия службы - весьма важный компонент в пограничной деятельности.

Кстати, такие же требования мы учитываем и при оптимизации действующих учебных центров. Уже в 2007 году - по мере окончания подготовки призывного контингента 2006 года и выхода возможностей системы пограничных учебных центров на уровень полного обеспечения потребностей пограничных органов в сотрудниках всех специальностей и специализаций на профессиональной основе - начнется поэтапное сокращение (с учетом максимального использования возможностей образовательных учреждений ФСБ России) утративших свое значение учебных центров пограничных управлений (служб) в регионах. При этом в первую очередь будут сокращаться те учебные центры, где отсутствуют нормальные социально-бытовые условия для людей и учебная материально-техническая база не соответствует современным требованиям.

Необходимо отметить, что эта проблема не может быть в полной мере решена в короткие сроки, хотя уже в 2007 году вступит в силу контрактный способ комплектования. Профессиональная подготовка кадров будет оставаться одной из главных проблем Пограничной службы ФСБ России и на среднесрочную, и даже на дальнюю перспективу.

- Среди активно реализуемых сейчас в стране национальных проектов есть непосредственно связанный с образованием. В какой мере это влияет на совершенствование системы профессионального образования пограничников?

- В 90-е годы заметно проявился процесс снижения качества образования. Процесс этот носил плавный, "эволюционный" характер, что в конечном итоге привело к значительному падению образовательного уровня (особенно школьников). По результатам международных исследований 1997 года, ставивших своей целью сравнение грамотности выпускников средних школ в области математики и естествознания, Россия оказалась на третьем месте снизу среди стран мира. На более низком уровне оказались школьники Южной Африки и Кипра. И только учащиеся специализированных школ России вошли в первую тройку стран наряду со Швецией и Норвегией. К сожалению, такие школы составляют у нас всего лишь 4% от общего числа средних школ.

В 1992 году был принят Федеральный закон "Об образовании". Вы знаете, что в соответствии с ним обязательное общее среднее образование было заменено девятилетним. По моему глубокому убеждению, это отбросило нас назад на десятилетия, а последствия начинают сказываться уже сейчас. Я могу это оценивать как бывший руководитель института. Выпускники средних школ на вступительных экзаменах на трех-четырех страницах текста сочинения делали от 20 до 60 ошибок. А значительная часть приходящих в институт военнослужащих по призыву была практически полуграмотной, ничем не интересующейся, ничего не читающей и, что самое страшное, ни к чему в жизни не стремящейся.

Но если вузы еще все-таки продолжали готовить специалистов с высшим профессиональным образованием, то образовательные учреждения, призванные готовить высококвалифицированных рабочих (ПТУ) практически "приказали долго жить". И то что сегодня в качестве приоритетов в России реализуется национальный проект повышения качества образования и эффективного управления им, говорит о серьезном (убежден, что бесповоротном) оздоровлении общества и государства, эффективном росте экономики, понимании и утверждении руководством страны геополитической и геостратегической роли России на мировой арене.

Адекватное понимание сложившейся ситуации в сфере образования позволяет нам дать ясную оценку проводимых государством в настоящее время преобразований. Мы работаем в этом направлении в едином правовом поле федерального уровня, однако, учитывая специфику и масштабность преобразований, проводимых в стране в сфере обеспечения пограничной безопасности, перед нами встала проблема создания системы непрерывного профессионального образования, которая гарантированно обеспечивала бы необходимый объем и уровень подготовки сотрудников.

Критериями этой системы, на наш взгляд, являются количество времени, необходимое выпускнику для адаптации при вступлении в должность в соответствии с избранной специальностью; способность реализовать профессиональное призвание и быстро адаптироваться как к решению неожиданных задач, так и к "врастанию" в смежные (родственные) специальности; устойчивость мотивации выпускника к дальнейшей службе в сложных условиях.

Решение этих задач осложняется наличием следующих факторов:

1. Межвузовский период службы выпускников пограничных институтов до поступления в вузы более высокого уровня не обеспечивает непрерывности профессиональной подготовки.

2. Отсутствие новой системы воспитания, которая не только могла бы совершенствовать нравственные качества будущих офицеров-пограничников, но и даже исправлять "человеческий брак", допущенный семьей, средней школой, обществом. Здесь отягчающим обстоятельством является имеющийся разрыв между системами образования и воспитания (старая система воспитания разрушена, новая еще в полной мере не создана).

3. Неготовность пока еще значительной части профессорско-преподавательского состава вузов пограничного профиля к эффективной работе в новых условиях и по новым программам. Это касается не только отсутствия новой техники, информационной базы по инновациям в своем предмете, но и неумения и нежелания овладевать новыми технологиями обучения и перехода на адаптивные методы преподавания.

4. В сознание курсантов вузов пограничного профиля не закладывается "вирус" недовольства своими знаниями и желания постоянно их пополнять.

Для решения этих проблем мы считаем необходимым к сложившемуся традиционному подходу оценки качества подготовки специалиста пограничных органов ФСБ России выработать и добавить готовность профессионального противостояния новым вызовам безопасности, имеющим трансграничный характер; выработать требования к выпускнику для решения новых профессиональных задач и к преподавателям в целях подготовки такого специалиста; разработать новую систему оценки уровня подготовки специалиста взамен старой, заведомо непригодной и ориентировать курсантов на объективную оценку своих профессиональных и нравственных качеств; разработать новую систему эффективных диагностических оценок уровня профессиональной культуры специалиста и его нравственных характеристик (мотивационных установок), возможной инвариантной коррекции его личностных характеристик (мотивационных установок); спроектировать образцовую модель профессиональной карьеры, чтобы выпускники вузов могли легко переходить от учебы к оперативно-служебной и оперативно-боевой деятельности и от них - к обучению на высшем уровне; пополнить Пограничную службу специалистами нового качественного состояния, прошедшими созданную в ФСБ России адаптационную систему профессионального отбора, которая бы позволяла постоянно совершенствовать профессиональные и нравственные качества выпускников; определить в качестве приоритетной систему действующей кадровой службы, специалисты которой могли бы объективно оценить профессиональные способности выпускников и использовать их там, где они способны наилучшим образом проявить себя; создать специальные "мозговые центры" при вузах пограничного профиля, которые бы на постоянной основе осуществляли поиск и разработку новых методик в области образования и воспитания, проверку учебных планов, программ, учебников на предмет устарелости и соответствия современным требованиям.

Необходимость проведения указанных мероприятий очевидна: по сути, сложилась объективная ситуация, когда их совокупность превратилась в повелительный императив преобразований в Пограничной службе ФСБ России. Для создания и реализации такой концептуальной модели профессионального образования ФСБ России требуется осуществить в первую очередь следующие организационные мероприятия:

- Установленным порядком внести изменения и дополнения в законы РФ "Об образовании", "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Вносимые изменения должны отразить: государственную политику и принципы ее реализации в области военного образования и профессионального образования спецслужб; государственный заказ на подготовку специалистов; специальный статус и отдельные регламентации деятельности образовательных учреждений спецслужб, которые позволили бы с опорой на Государственный образовательный стандарт профилировать до 70% учебных дисциплин; четкое разграничение полномочий между органами государственной власти и ведомственными органами управления образованием; виды, формы, сроки и порядок заключения контрактов с абитуриентами в вузах спецслужб и ответственность обучаемых за их нарушения.

- Разработать государственные (специальные) образовательные стандарты высшего и среднего профессионального образования спецслужб с определением в них целого ряда дополнительных требований как регулятора системы управления качеством подготовки специалистов. Разработать государственные (специальные) образовательные стандарты дополнительного профессионального образования как требования к подготовительной ступени повышения в должности. Развивать заочную форму образования, дистанционное обучение и экстернат. Создать банк данных по наиболее перспективным офицерам. Пограничной службе следует переработать нормативно-правовую базу в сфере профессиональной подготовки и профессиональной учебы (особенно подготовки органов управления) пограничных кадров.

- Разработать возможные модели оперативно-служебной деятельности профессиональной карьеры офицера, прапорщика и военнослужащего контрактной службы. Активизировать развертывание научных подразделений в составе вузов пограничного профиля в целях проведения научных исследований по вопросам пограничной деятельности. Придать опережающий характер профессиональной подготовке преподавателей и офицеров-воспитателей к использованию современных информационных и телекоммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности.

Следует особо подчеркнуть, что любые преобразования в пограничной службе должны начинаться с преобразований в системе подготовки кадров. Если мы хотим достичь высокой эффективности в охране государственной границы, в борьбе в трансграничной преступностью и терроризмом, то должны начать с обучения курсантов новым формам, способам и приемам действий, с изучения ими новых и перспективных технических средств.

- Национальные проекты предполагают и соответствующее увеличение федерального финансирования ключевых для жизни и безопасности государства направлений, в том числе образования. Насколько это затронуло структуры Пограничной службы?

- Решением Совета безопасности РФ от 30 сентября 2003 года "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации в пограничной сфере" задача поэтапного строительства и развития Пограничной службы названа одной из приоритетных в обеспечении безопасности государства. В соответствии с решением Совета безопасности РФ принята Федеральная целевая программа "Государственная граница Российской Федерации (2003-2010 годы)". Это важный документ, определяющий перспективы развития пограничных органов, обустройства государственной границы, создания необходимых условий для создания качественно нового облика всей системы обеспечения пограничной безопасности государства. Кроме этого, серьезным национальным проектом стала в эти годы Федеральная целевая программа перехода на контрактный способ комплектования в Вооруженных Силах и других силовых структурах, в том числе в Пограничной службе ФСБ России. В рамках реализации этих программ в основном затронуты и интересы профессиональной подготовки. Предусмотрены реконструкция и строительство объектов пограничных учебных центров, в которых будет осуществляться профессиональная подготовка военнослужащих и кандидатов из запаса Вооруженных Сил и других силовых структур, изъявивших желание служить в пограничных органах на профессиональной основе. Кроме того, в настоящее время на базе некоторых учебных центров осуществляется подготовка курсантов пограничных институтов ФСБ России (учебные стрельбы, полевая выучка и т.д.).

Программой вооружения Пограничной службы на период до 2015 года в рамках ежегодно формируемого государственного оборонного заказа предусмотрены приоритетные разработки и первоочередные закупки необходимых для высших учебных заведений и учебных центров современных образцов (систем, комплексов) вооружения, военной и специальной техники. Выделение государством целевым назначением финансовых средств для развития учебных центров позволило ведомству сконцентрировать значительную часть средств и в интересах вузов ФСБ России пограничного профиля. Разрабатываются генеральные планы развития высших учебных заведений. Идет строительство учебных корпусов и общежитий, совершенствуется материально-техническая база.

Конечно, если бы в рамках национального проекта увидела свет Федеральная целевая программа "Военные вузы и вузы специальных служб России", это был бы прорыв, это было бы основательное будущее перспективных силовых структур России.

- Какие главные задачи, на ваш взгляд, должны стоять перед теми, кто учит и стремится воспитать в молодых ребятах "дух пограничника"? Можно ли это в принципе воспитать или должны быть особые природные качества?

- В конце ХХ-начале ХХI века российское общество, ввергнутое сначала в "перестройку", затем в "радикальные реформы", постоянно испытывало моральные девиации и дефицит не столько социальных, экономических и политических, сколько нравственных ориентиров, ценностей и образцов поведения, что привело к глубокому духовному кризису общества.

Опыт сложных и смутных периодов отечественной истории показывает, что, когда в государстве утрачивалось общенациональное и личностное осознание национальных интересов и ценностей, оно попадало в полосу "социальных штормов", испытаний, а у многих людей (особенно молодого поколения) происходило разрушение личностных качеств. Сегодня опыт набора кандидатов в военно-учебные заведения показывает: уровень образования и нравственные качества абитуриентов в значительной степени не отвечают требованиям высшей военной школы. Кризисные явления наложили свою печать на нравственные ценности и мировоззрение абитуриентов.

В связи с переходом от авторитарного к демократическому обществу Министерство образования и науки Российской Федерации должно было еще в середине 90-х годов разработать новую систему образования и воспитания, этого, к сожалению, до сих пор не сделано. Поэтому главная задача, которая стоит перед теми, кто учит будущих профессионалов спецслужбы, - воспитание личности.

Самое главное в рассматриваемой проблеме - в военном образовании и образовании спецслужб пришло время сместить приоритеты в парадигме воспитания личности, поставив на первый план воспитание "этики характера" (принципиальность, честность, мужество, воля и т.д.), а уже затем должно идти воспитание "этики личности" (развитие личности, обучение навыкам общения и т.д.). Это принципиально важно.

- Вы обладаете большим педагогическим опытом, возглавляли в течение ряда лет Московский пограничный институт ФСБ России... Поэтому интересно ваше мнение по такому вопросу: насколько активно идет сегодня современный молодой человек в вашу профессию?

- Наверное, удача России и успех ее возрождения, несмотря на тот кризис, что мы пережили, будут в том, что одной из национальных черт характера нашего народа (хочется верить, что большей его части) является внутренняя сила человека. А это - стремление к ответственности и одновременно к риску, служению Отечеству, а также отсутствие страха перед трудностями. Поэтому, вы знаете, идут, идут молодые люди в пограничники - и юноши, и девушки. С огромной самоотдачей учатся и впоследствии служат. Не было ни одного года, чтобы отсутствовал конкурс в Московский пограничный институт. И не потому, что обучение ведется с опорой на государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности "Юриспруденция", а потому, что получают прекрасное образование, профессию, которой можно гордиться, гарантии по службе. За годы учебы у них вырабатывается ответственность за обеспечение безопасности нашей великой Родины.

Никита УССУРИЙСКИЙ

Опубликовано в выпуске № 48 (164) за 13 декабря 2006 года

Loading...
Загрузка...
Аватар пользователя Скородумова Евгения (Мантюкова)
Скородумова Евгения (Мантюкова)
24 января 2012
Я, Скородумова Евгения Александровна (Мантюкова)ищу сводного брата моей мамы Симухиной Нины Семеновны. Мне нужна его помощь, даже может быть будет достаточно его совета: У меня два сына, оба учаться в Нижегородском военном училище,учаться хорошо,старший Дмитрий закончил в Костроме кадетку с медалью.Сейчас старший учиться на 5-м курсе, а младший на 4-м курсе.Дети, это самое дорогое в моей жизни. В конце января Дмитрий уезжает на стажировку во Владикавказ.Я оставлю свой мобильный номер телефона: 89203951604, если уж Геннадий Алексеевич помогал чужим,может быть с вашей помощью я смогу его найти и пообщаться.С уважением к вашей редакции Скородумова Е.А.
Аватар пользователя иван
иван
10 февраля 2012
Геннадий Семенович Рад видеть Вас живым и здоровым. Генеральская форма Вам к лицу.Напишу ребятам что наш командир добился высоких звезд.
Аватар пользователя Скородумова Евгения (Мантюкова)
Скородумова Евгения (Мантюкова)
24 января 2012
Я, Скородумова Евгения Александровна (Мантюкова)ищу сводного брата моей мамы Симухиной Нины Семеновны. Мне нужна его помощь, даже может быть будет достаточно его совета: У меня два сына, оба учаться в Нижегородском военном училище,учаться хорошо,старший Дмитрий закончил в Костроме кадетку с медалью.Сейчас старший учиться на 5-м курсе, а младший на 4-м курсе.Дети, это самое дорогое в моей жизни. В конце января Дмитрий уезжает на стажировку во Владикавказ.Я оставлю свой мобильный номер телефона: 89203951604, если уж Геннадий Алексеевич помогал чужим,может быть с вашей помощью я смогу его найти и пообщаться.С уважением к вашей редакции Скородумова Е.А.
Аватар пользователя иван
иван
10 февраля 2012
Геннадий Семенович Рад видеть Вас живым и здоровым. Генеральская форма Вам к лицу.Напишу ребятам что наш командир добился высоких звезд.
Новости

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц