Версия для печати

Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод»: история и современность

Сегодня бронетанковый холдинг стал поистине многофункциональным
Горинова Елена

Российский промышленный гигант – открытое акционерное общество «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» входит в сотню крупнейших военно-промышленных компаний мира. УВЗ сегодня – единственный отечественный производитель, способный серийно выпускать танки и боевые машины на их базе, и является одним из основных исполнителей федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года».

Российский промышленный гигант – открытое акционерное общество «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» входит в сотню крупнейших военно-промышленных компаний мира. УВЗ сегодня – единственный отечественный производитель, способный серийно выпускать танки и боевые машины на их базе, и является одним из основных исполнителей федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года».

На протяжении последних лет корпорация активно ведет разработку специзделий нового поколения, а в прошлом году досрочно выполнила масштабный государственный оборонный заказ и большое количество экспортных контрактов, что еще раз подтвердило: боевая техника УВЗ по-прежнему востребована в мире. Успешное выполнение ГОЗ стало возможным во многом благодаря установлению эффективных кооперационных связей между предприятиями дивизиона спецтехники УВЗ.

Сегодня научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» – это более 30 промышленных предприятий, конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов, расположенных в пяти федеральных округах России и за рубежом. Объединение их началось в 2000-х годах по инициативе нижнетагильского Уралвагонзавода, который является головным предприятием машиностроительного комплекса.

ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» было создано указом президента Российской Федерации от 31 августа 2007 года. Изначально оно задумывалось как бронетанковый холдинг. Участники, вошедшие в состав корпорации, исторически работали в тесной кооперации друг с другом. Поэтому объединение стало абсолютно оправданным шагом: логично и более эффективно, когда практически все известные разработчики бронетехники и комплектаторы с наработанным опытом действуют в рамках одной корпорации. Впоследствии развитие продолжилось. В состав корпорации вошли и продолжают входить до сих пор новые участники. Сформированы дивизионы, деление на которые можно назвать условным, потому что зачастую предприятия являются многофункциональными. На промплощадках действуют производства и гражданского, и военного назначения. Всего дивизиона четыре: железнодорожной, дорожно-строительной и сельскохозяйственной техники, техники и оборудования для добывающей промышленности и энергетики и, конечно, спецтехники. Выпуск машин военного назначения остается ведущим направлением деятельности корпорации.

Начало

Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод»: история и современность
Коллаж Андрея Седых

Сотрудничество предприятий, НИИ и КБ дивизиона спецтехники УВЗ началось задолго до 2007 года. Фактическим началом партнерских отношений и прототипом танкпрома стал созданный в 1932-м Спецмаштрест. Окончательно структура отрасли сформировалась в 1941 году, когда постановлением Совета народных комиссаров СССР был создан народный комиссариат танковой промышленности. В его состав вошли десятки как танкостроительных предприятий, так и ранее гражданских, например судоремонтные, станко- и вагоностроительные. В том числе и нижнетагильский Уралвагонзавод. Многим из них пришлось эвакуироваться на Урал и в кратчайшие сроки перестроиться на выпуск бронетанковой техники. Создание наркомата, перемещение и развертывание в восточных районах страны оборонной промышленности стали уникальной по своим масштабам и сложности операцией, аналогов которой не было в мире ни до, ни после Великой Отечественной.

13 сентября 1941 года в связи с приближением линии фронта к Харьковскому промышленному району вышло постановление СНК СССР об эвакуации Харьковского танкового завода № 183, Харьковского тракторного завода, а также Мариупольского металлургического завода на восток. В декабре на базе этих предприятий, Уралвагонзавода им. Ф. Э. Дзержинского, а также еще ряда эвакуированных производств начал свою работу Уральский танковый завод № 183, ставший одним из крупнейших оборонных комплексов страны.

Выбор УВЗ в качестве основного центра производства Т-34 не был случайным. Еще в середине 1940-го шел поиск предприятия-дублера для массового выпуска танков в военный период. Первоначально для этого предназначался Сталинградский тракторный завод, где в конце года уже началась их сборка. Однако Генеральный штаб Красной армии и Наркомат среднего машиностроения, возглавляемый будущим наркомом танковой промышленности В. А. Малышевым, настояли на определении в качестве основного дублера Уральского вагоностроительного завода. Исходили из того, что УВЗ уже располагал мощным металлургическим производством, а также сильным энергетическим хозяйством и большими площадями сборочных цехов. Все это в соответствии с проектом еще незавершенного строительства завода могло быть существенно расширено. Для создания подобных площадей в другом месте потребовалось бы не менее 8–10 лет. Конечно, на УВЗ не было механообрабатывающих и термических цехов и сильного инструментального хозяйства, однако их можно было построить в течение нескольких месяцев. Кроме того, специалисты Харьковского завода еще в начале 30-х годов ознакомились с металлургической базой УВЗ на уровне первоначального проекта, а во второй половине 30-х предприятия занимались совместным выпуском колесных пар для вагонов.

Было привезено и установлено более трех с половиной тысяч единиц оборудования, эвакуированы около 70 тысяч человек. В кратчайшие сроки, всего за два месяца производственные мощности тагильского предприятия были полностью перепрофилированы на выпуск танков. Уже 18 декабря 1941 года с первого в мире танкового конвейера сошел танк Т-34-76, а к концу года первый эшелон из 25 машин ушел на фронт.

Всего за период Великой Отечественной войны Уральский танковый завод выпустил более 25 тысяч танков Т-34-76 и Т-34-85. Практически каждый второй Т-34, принявший участие в боевых действиях, сошел с конвейера Уральского танкового завода. За три с половиной года на УТЗ было построено почти 40 процентов от того количества танков, которое вся германская промышленность создала за девять лет. Т-34 признан как союзниками, так и противником лучшим оружием Второй мировой.

С окончанием войны Уралвагонзавод вновь перестраивается на выпуск вагонов. Однако среди предприятий, выпускавших боевые машины до и во время Великой Отечественной, Уральский танковый завод продемонстрировал наибольшую эффективность. Принципы поточно-конвейерного производства предприятия как нельзя лучше подошли к технологиям массового выпуска танков. Поэтому правительственное решение о сохранении в Нижнем Тагиле танкостроения и после завершения военных действий было вполне обоснованным. Последующие танки разработаны входящим в состав корпорации Уральским конструкторским бюро транспортного машиностроения – правопреемником харьковского КБ. Т-54/55, самый массовый танк современности Т-72, знаменитый «летающий» Т-90 стали прорывом в мировом танкостроении и уникальной для своего времени разработкой. Все они, включая Т-34, до сих пор состоят на вооружении многих стран, а различные модификации Т-72 составляют основу сухопутных войск 40 государств мира. Можно сказать, что военные изделия УВЗ, стимулировав развитие отрасли, оказали огромное по своей значимости влияние на историю нашей страны, на процветание отечественной армии и развитие мирового вооружения. Всего около 100 тысяч единиц бронетехники выпущено Уралвагонзаводом за семьдесят лет – и это абсолютный рекорд в мировом танкостроении.

Сегодня в рамках ГОЗ Уралвагонзавод выполняет модернизацию танков Т-72, а особое место в ряду военной продукции головного предприятия УВЗ занимают модернизированный Т-90С – танк, являющийся следующим шагом в развитии отечественного танкостроения, и боевая машина огневой поддержки «Терминатор» – новейший образец вооружения, аналогов которому в мире нет. Впервые модернизированный Т-90С был презентован на международной выставке вооружения, военной техники и боеприпасов Russian Expo Arms 2011. Кроме того, в рамках того же салона впервые была представлена продукция предприятий дивизиона спецтехники как единого производственного комплекса.

Наследники наркомтанкпрома

Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод»: история и современность
Коллаж Андрея Седых

Во время Великой Отечественной войны еще одним производителем «тридцатьчетверок» стало другое предприятие наркомата, ныне входящее в состав корпорации УВЗ, – Омский завод танковой промышленности, сегодня – открытое акционерное общество «Конструкторское бюро транспортного машиностроения».

Конструкторское бюро транспортного машиностроения в 1942 году вместе с Ленинградским танковым заводом № 174 было эвакуировано в Омск. За годы войны выпущено семь тысяч танков. Затем, в мирное время по заказам управлений Министерства обороны специалистами КБТМ изготавливались танк Т-80, машины радиационной, химической и биологической защиты и многое другое.

В состав корпорации УВЗ ОАО «КБТМ» вошло в январе 2010 года. Сегодня это стабильное, динамично развивающееся предприятие оборонно-промышленного комплекса России, специализирующееся на выпуске продукции гражданского и оборонного значения. В рамках гособоронзаказа с головного предприятия УВЗ в Омск передана часть работ по модернизации танков Т-72, которую КБТМ успешно выполняет. Кроме того, омская площадка осуществляет ремонт по техническому состоянию танков Т-80БВ и производство и поставку в войска модернизированной транспортно-заряжающей машины ТЗМ-Т для модернизированной тяжелой огнеметной системы ТОС-1А.

Третьим предприятием Наркомата танковой промышленности и сегодня – корпорации УВЗ, где производились «тридцатьчетверки», а также тяжелые танки ИС, КВ и другие, стал Челябинский тракторный завод. Здесь было создано 13 типов новых танков и самоходных установок, шесть типов танковых дизель-моторов. Выпущено 18 тысяч танков и САУ, 48 с половиной тысяч дизель-моторов. Впервые в мировой практике танкостроения была поставлена на конвейер сборка тяжелого танка. Дизельными двигателями специального назначения ЧТЗ оснащаются все серийные танки Уралвагонзавода, в том числе Т-72 всех модификаций, Т-90А и Т-90С, а также инженерные машины БРЭМ-1, ИМР-3, самоходные гаубицы, различные колесные и гусеничные шасси. Двигатели полностью изготовлены из российских комплектующих и обладают улучшенными эксплуатационными характеристиками.

В составе корпорации – одно из старейших отечественных предприятий, которое ведет свою историю с 1817 года, – екатеринбургское ОАО «Уралтрансмаш». Сейчас это единственный завод в России, где производятся самоходные артиллерийские установки. Фундамент современного развития предприятия, как и у многих других, был заложен с началом Великой Отечественной войны, когда завод перешел на выпуск оборонной продукции. В октябре 1942 года здесь создали специальную конструкторскую группу, положившую начало Центральному конструкторскому бюро (ЦКБ) Трансмаш, ставшему в СССР и России головным КБ по созданию самоходной артиллерии дивизионно-армейского звена.

За многолетнюю историю специалистами ЦКБ разработано или модернизировано около десятка образцов военной техники. Более 20 боевых артиллерийских и инженерных изделий принято на вооружение Советской/Российской армии. Сегодня ОАО «Уралтрансмаш» является единственным отечественным предприятием по производству самоходных артиллерийских установок калибра 152 миллиметра (155 мм) – техники, широко известной и в России, и за рубежом.

Из последних разработок Уралтрансмаша – модернизированная самоходная гаубица «Мста-С». В рамках ГОЗ 2012 года екатеринбургская площадка корпорации выполняла сложнейшую задачу по ее постановке на производство и изготовлению. Кроме того, сложность этой машины вызвала необходимость проведения обучения войсковых специалистов непосредственно на предприятии. Это мероприятие было поддержано Министерством обороны России и в настоящее время организовано в соответствии с программами переподготовки.

Кроме того, в Вооруженные Силы РФ корпорацией УВЗ был поставлен такой современный образец вооружения, как подвижный разведывательный пункт ПРП-4А производства Рубцовского филиала.

ОАО «Рубцовский машиностроительный завод» занимается разработкой и производством специальных машин для военно-промышленного комплекса России. За полувековую историю завода было спроектировано и освоено изготовление более 70 видов различного класса машин и изделий. В настоящее время на РМЗ выпускается более 15 видов военной продукции, в том числе командирская боевая разведывательная машина БРМ-3К «Рысь» (на базе БМП-3), за создание и постановку на производство которой коллектив специалистов РМЗ отмечен премией Правительства РФ.

В составе УВЗ открытое акционерное общество «Научно-производственное объединение «Электромашина» из Челябинска – один из крупнейших разработчиков и производителей электрооборудования и автоматизированных систем управления специального и общепромышленного назначения в России. Разработки «Электромашины» установлены на таких известных машинах, как Т-55, БМП-1, БМП-2, Т-72, Т-80, БМП-3, Т-90А. Всего насчитывается свыше 300 изделий, которые успешно применены на бронетехнике, находящейся в эксплуатации более чем в 50 странах мира.

Очевидно, что УВЗ является прямым наследником танковой промышленности СССР. Однако сегодня дивизион спецтехники корпорации включает в себя предприятия и других высокотехнологичных отраслей военной промышленности современной России.

Новые участники

Еще одна екатеринбургская площадка корпорации – открытое акционерное общество «Завод № 9». Это ведущее предприятие оборонно-промышленного комплекса страны по созданию и производству ствольной артиллерии. Созданные заводом артиллерийские системы, кроме России и стран СНГ, стоят на вооружении более шестидесяти стран Европы, Азии, Африки и Южной Америки.

Начиная с 1942 года на Заводе № 9 создаются уникальные образцы артиллерийской техники. В годы Великой Отечественной войны он поставлял фронту буксируемые гаубицы – 122-мм орудия образца 1938-го М-30 и 152-мм орудия образца 1943-го Д-1, которые до сих пор стоят на вооружении некоторых стран. Пушками завода вооружались и самоходные установки СУ-85, СУ-100, СУ-122, ИСУ-152. Здесь была разработана артиллерия для лучших танков Второй мировой: 85-мм пушка Д-5Т для танков Т-34 и ИС-1, 122-мм пушка Д-25Т для танков ИС-2 и ИС-3.

Все послевоенные массовые отечественные бронемашины – танки Т-54, Т-55, Т-62, Т-72 и другие оснащались пушками «девятки». Основной боевой танк Российской армии Т-90С вооружен 125-мм пушками семейства Д-81 (2А46М и 2А46М1).

В ОКБ-9 также были разработаны 122-мм гаубица 2А31 и 152-мм гаубица 2А33 для первых современных отечественных самоходных гаубиц 2С1 «Гвоздика» и 2С3 «Акация», первые отечественные пушки с самодвижением 57-мм СД-57 и 85-мм СД-44. И такое всемирно известное орудие, как 122-мм гаубица Д-30 (2А18) с круговым обстрелом. Ее модификация – 122-мм гаубица Д-30А (2А18М) – одна из самых распространенных в мире. Одно из новейших изделий артиллерии Российской армии – гаубица 2А61. Кроме классических образцов ствольной артиллерии для защиты кораблей Военно-морского флота от подводных лодок и атакующих торпед на «девятке» поставлены на производство реактивные бомбометные установки РБУ-6000 (37УМ) и РБУ-1000 (38УМ).

Также новым участником корпорации является ОАО «Электромашиностроительный завод «ЛЕПСЕ» – одно из крупнейших предприятий, производящих авиационное электрооборудование. Свою историю завод ведет с 1931 года, когда в Кирове было начато строительство предприятия сугубо мирного профиля – фабрики учебных пособий. В октябре 1940-го предприятие передали в Наркомат авиационной промышленности для организации на нем производства авиационного электрооборудования. А с началом войны на территорию Кировского агрегатного завода прибыли два московских завода: имени Лепсе и имени Дзержинского. 5 ноября 1941 года было оформлено объединение трех предприятий в одно. Главной задачей в годы Великой Отечественной было серийное производство электрооборудования для пикирующего бомбардировщика Пе-2, а также выпуск магнето БСМ-14, без которого невозможно создание нового авиационного мотора. Кроме того, завод освоил изготовление корпусов ручных гранат.

Сегодня «ЛЕПСЕ» выпускает более 600 типов авиационных электроагрегатов, которые применяются на всех типах самолетов, вертолетов и на ракетно-космических объектах. Ни один российский летательный аппарат не обходится без продукции завода. Авиационная и специальная техника составляет 70 процентов от объема производства. На предприятии осуществляется полный цикл создания продукции – разработка, изготовление, испытания и сервисное обслуживание. Постоянно расширяется ассортимент товаров, осваиваются новые направления: автомобильная и медицинская техника, оборудование для атомной промышленности, нефтедобычи, железных дорог, танковой техники.

Научная база

Танкпром всегда опирался на мощнейший научно-технический задел. В состав корпорации входят известнейшие отечественные научно-исследовательские институты. В 2012 году в рамках гособоронзаказа продолжались работы по созданию научно-технического задела и выполнению этапов опытно-конструкторских работ в области перспективного вооружения. Их выполняли ОАО «ЦНИИ «Буревестник» (Нижний Новгород) – один из новых участников корпорации, головное предприятие России по артиллерийскому вооружению и ОАО «ВНИИТрансмаш» (Санкт-Петербург) – головной институт по бронетанковому вооружению, еще один наследник Танкпрома в составе УВЗ. Кроме того, в структуре корпорации санкт-петербургское ОАО «ЦНИИМ» – передовое предприятие в сфере разработки новых материалов и технологий, ОАО «Уралкриомаш» – разработчик криогенных цистерн и подвижных заправочных средств для ракет-носителей, а также многие другие известные НИИ России. Объединив под своим именем известнейших не только в России, но и за рубежом производителей изделий для военных, предприятия с богатейшими традициями в области разработки самого передового вооружения, научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» является достойным наследником Наркомата танковой промышленности, создание и деятельность которого стали беспрецедентным явлением в истории нашей страны.

Опубликовано в выпуске № 20 (488) за 29 мая 2013 года

Loading...
Загрузка...
Аватар пользователя Dana
Dana
30 мая 2013
Для ознакомления с ЕНУ им Гумилева пройдитесь по enu.kz
Аватар пользователя Иван Сибиряков
Иван Сибиряков
03 июня 2013
Мне приходилось раньше посещать этот завод и очень поражали масштабы и продукция этого предприятия.Очень рад ,что сегодня завод работает.Почему-то теплится надежда,что другие заводы России оживут и заработают и будет возвращена гармония промышленности.Ведь без промышленной гармонии нет полной жизни ни государству,ни человеку.
Аватар пользователя Dana
Dana
30 мая 2013
Для ознакомления с ЕНУ им Гумилева пройдитесь по enu.kz
Аватар пользователя Иван Сибиряков
Иван Сибиряков
03 июня 2013
Мне приходилось раньше посещать этот завод и очень поражали масштабы и продукция этого предприятия.Очень рад ,что сегодня завод работает.Почему-то теплится надежда,что другие заводы России оживут и заработают и будет возвращена гармония промышленности.Ведь без промышленной гармонии нет полной жизни ни государству,ни человеку.

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...