Версия для печати

Главный ТВД будущего

Фролов Николай
13 (26) декабря 1915 года Начальником штаба Верховного главнокомандующего генералом от инфантерии М.В. Алексеевым был подписан приказ №368 о формировании четырех отдельных легких батарей для стрельбы по воздушному флоту. Эту дату военные историки считают днем образования войск войсковой противовоздушной обороны.


ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВОЙСКОВОЙ ПВО В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ВС РФ


13 (26) декабря 1915 года Начальником штаба Верховного главнокомандующего генералом от инфантерии М.В. Алексеевым был подписан приказ №368 о формировании четырех отдельных легких батарей для стрельбы по воздушному флоту. Эту дату военные историки считают днем образования войск войсковой противовоздушной обороны.
{{direct_hor}}
ЛИЧНОЕ ДЕЛО

ФРОЛОВ Николай Алексеевич


Николай ФРОЛОВ
Фото пресс-службы Сухопутных войск
Родился 1 августа 1948 г. в селе Водяное Первомайского района Харьковской области. В 1970 г. окончил Полтавское высшее зенитное артиллерийское Краснознаменное училище им. генерала армии Н.Ф. Ватутина и был направлен в Киевский военный округ. После окончания в 1977 г. Военной академии ПВО Сухопутных войск им. Маршала Советского Союза А.М. Василевского проходил службу в Группе советских войск в Германии, в Дальневосточном военном округе. После окончания в 1990 г. Военной академии Генштаба ВС СССР был назначен на должность начальника войск ПВО Прикарпатского военного округа.

С 1993 по 2003 г. проходил службу в Военной академии ПВО ВС РФ, в 2000 г. был назначен заместителем начальника войсковой ПВО ВС РФ, а в 2003 г. возглавил Военный университет войсковой ПВО ВС РФ (теперь Военная академия войсковой ПВО ВС РФ).

В июле 2005 г. указом президента Российской Федерации назначается начальником войсковой противовоздушной обороны ВС РФ (с 2006 года - начальник войсковой ПВО).

Автор более 80 печатных научных и учебно-методических трудов, в том числе более 30 учебных пособий, под его редакцией издано 5 учебников. Кандидат военных наук, профессор, академик Академии военных наук.

Награжден орденами "Красной Звезды" и "За военные заслуги", многими медалями.


Анализ опыта военных конфликтов последних лет показывает, что войны будущего будут отличаться предельной напряженностью, носить объемный, высокоманевренный, воздушно-наземный характер с одновременным ведением взаимосвязанных операций (боевых действий) в воздушно-космическом пространстве, на суше, море, а также характеризоваться острой борьбой за захват и удержание стратегической инициативы, резкими изменениями обстановки и способов ведения военных действий. В них средствам воздушного (воздушно-космического) нападения будет отводиться решающая роль в достижении целей войны, а главным театром военных действий станет воздушно-космическое пространство, в котором противоборствующими сторонами будут решаться стратегические, оперативные и тактические задачи. Эти выводы подтверждаются положениями действующих стратегических и оперативных концепций иностранных государств по применению вооруженных сил. Анализ содержания данных концепций позволяет выделить четыре основных этапа ведения военных действий вооруженными силами иностранных государств в вооруженных конфликтах и войнах различного масштаба:

- завоевание инициативы и превосходства в информационном пространстве (по мнению военно-политического руководства ведущих иностранных государств, данный этап должен быть основным и обязательным в ходе подготовки и ведения операций любого масштаба);

- завоевание господства (превосходства) в воздушно-космическом пространстве;

- завоевание превосходства на море и суше с разгромом или существенным ослаблением группировок войск (сил) противника;

- завершающий этап, в ходе которого должен быть закреплен достигнутый успех и созданы условия для реализации поставленных политических целей.

Отработке задач завоевания господства (превосходства) в воздушно-космическом пространстве, существенного ослабления группировок войск (сил) противника и созданию условий для решения своих политических целей в ходе оперативной и боевой подготовки командованием вооруженных сил ведущих иностранных государств уделяется огромное внимание. В качестве примера можно привести целый ряд крупномасштабных учений, проведенных в последнее время за рубежом, в ходе которых основное внимание было уделено отработке участниками учений комплекса задач, связанных с подготовкой и проведением воздушной наступательной операции с целью завоевания господства в воздухе и создания условий для перехода в наступление группировок Сухопутных войск. Особое внимание уделялось вопросам применения авиации для уничтожения самолетов "противника" на аэродромах и в воздухе, подавления средств ПВО и нанесения массированных ракетно-авиационных ударов по наиболее важным объектам в глубине территории "противника".

Проведя анализ данных учений, хотелось бы акцентировать внимание на том, что боевой потенциал создаваемых в ходе учений группировок СВН вооруженных сил зарубежных стран-членов НАТО значительно может превосходить на отдельных стратегических направлениях боевой потенциал группировок войск ПВО их вероятных противников. Кроме того, на среднесрочную перспективу (до 2015 года) ожидается существенное повышение, примерно на 50-80%, боевых возможностей СВН вооруженных сил иностранных государств, что еще больше может увеличить разрыв в соотношении сил сторон не в пользу группировок войск ПВО ВС государств (коалиций государств), противостоящих США и НАТО.

В сложившихся условиях успешно решить задачу срыва воздушной наступательной операции противника и обеспечить эффективную противовоздушную оборону войск и объектов от ударов его СВН возможно только путем дальнейшего развития и строительства мощных высокоэффективных войск ПВО, в том числе и войск войсковой ПВО.


Боевая готовность - всегда постоянная.
Фото Алексея МАТВЕЕВА
В настоящее время на перспективы развития войсковой ПВО существенное влияние оказывает проводимый в Вооруженных Силах Российской Федерации эксперимент по переходу от окружного (фронтового) руководства войсками (силами) на стратегических направлениях к руководству межвидовыми региональными группировками войск (сил) региональными органами управления. Целью данных преобразований является повышение эффективности выполнения задач обеспечения военной безопасности государства путем объединения усилий разновидовых и разноведомственных сил и средств под единым руководством в регионе.

В связи с переходом к региональной системе управления функции органов управления войсковой ПВО предполагается сосредоточить на управлении боевыми действиями группировок войск ПВО общевойсковых объединений и группировок сил и средств ПВО общевойсковых соединений.

В этих условиях основными направлениями развития войсковой ПВО будут:

- совершенствование и оптимизация организационно-штатных структур соединений и воинских частей войсковой ПВО, последовательное наращивание количества воинских частей ПВО постоянной готовности;

- совершенствование технической оснащенности войск за счет модернизации существующих и поставок на вооружение новых образцов ВВТ;

- повышение уровня боевой подготовки войск;

- совершенствование системы подготовки высококвалифицированных офицерских кадров, а также младших командиров и специалистов войсковой ПВО.

В целях недопущения снижения эффективности противовоздушной обороны войск и объектов необходимо сохранить в оперативных и оперативно-тактических объединениях Сухопутных войск существующие комплекты войск войсковой ПВО, при этом сосредоточив основные усилия на перевооружении войск современными и новыми образцами ВВТ, разработке перспективных образцов ВВТ и дальнейшем совершенствовании организационных структур соединений, воинских частей и подразделений войсковой ПВО.

На среднесрочную перспективу в составе общевойсковых объединений, кроме зенитных соединений и частей типового состава, целесообразно иметь зенитные соединения, вооруженные зенитными комплексами средней дальности и дальнего действия. Основными задачами таких зенитных соединений будут воспрещение ведения противником воздушной разведки, уничтожение его СВН во всем диапазоне высот, обеспечение противоракетной обороны наиболее важных объектов общевойскового объединения от ударов ОТР и ТР.

В составе общевойсковых соединений с учетом перспектив развития СВН, особенно высокоточных авиационных средств поражения, целесообразно иметь формирование ПВО, имеющее на вооружении зенитные комплексы средней и малой дальности. Это позволит данному формированию вести борьбу с самолетами стратегической, тактической и армейской авиации, вертолетами, крылатыми ракетами, беспилотными летательными аппаратами различного назначения и авиационными средствами поражения (УР, ПРР, УАБ, УАК) в диапазоне высот от предельно малых до больших и частично в стратосфере, а также с тактическими ракетами.

Организационную структуру зенитных формирований общевойсковых частей предлагается оставить без изменения, поставив на их вооружение современные и перспективные зенитные комплексы, предназначенные для ведения борьбы с самолетами тактической и армейской авиации, вертолетами, крылатыми ракетами, беспилотными летательными аппаратами в диапазоне от предельно малых до средних высот, а также управляемыми авиационными бомбами и кассетами.

Кроме того, необходимо и целесообразно в составе регионального комплекта войск (сил) иметь мобильный резерв Регионального командования в составе 2-3 зенитных соединений (3-4 зенитных частей) войсковой ПВО.

Основными задачами, решаемыми данными соединениями (воинскими частями), будут уничтожение воздушного противника при прикрытии группировок войск и объектов, а также усиление группировок войск ПВО на угрожаемых направлениях. Зенитные соединения мобильного резерва совместно с зенитными соединениями ЗРВ ВВС должны составить основу нестратегической ПРО на стратегическом направлении и самостоятельно - на операционном направлении. Соединения (части) мобильного резерва должны иметь модульную организационную структуру, быть вооружены однотипными зенитными комплексами дальнего действия (средней дальности) или разнотипными, включая и зенитные комплексы малой дальности и ближнего действия.

Для ведения разведки воздушного противника и оповещения о нем прикрываемых войск в состав комплектов войск ПВО общевойсковых объединений должны входить радиотехнические части. При этом в их состав следует включать как подразделения радиолокационной разведки, так и подразделения радиотехнической разведки.

В целях снижения демаскирующих признаков и защиты от различных видов технических средств разведки противника в составе формирований войсковой ПВО оперативного и тактического звена необходимо иметь подразделения имитации и маскировки.

Совершенствование системы вооружения войск войсковой ПВО на среднесрочную перспективу целесообразно проводить по следующим направлениям:

- модернизация современных образцов ВВТ в ходе их капитального ремонта и эксплуатации в войсках, которая позволит приблизить их тактико-технические характеристики к современным требованиям, а также продлить сроки эксплуатации;

- разработка и создание новых образцов и комплексов вооружения и военной техники с целью компенсации слабых сторон существующего вооружения и реализации новых технических решений на основе последних достижений науки и техники.

Основой проведения модернизации будут являться совершенствование и замена на новые отдельных блоков, узлов и агрегатов образцов ВВТ, произведенных промышленностью с использованием новых технологий и достигнутых уровней научных разработок, выполненных в рамках НИР и ОКР. При этом возможно в короткие сроки при относительно небольших затратах улучшить характеристики существующего вооружения и военной техники и тем самым повысить боевые возможности соединений и частей войсковой ПВО по борьбе с современными и перспективными СВН противника.

На долгосрочную перспективу совершенствование системы вооружения войсковой ПВО необходимо осуществлять путем оснащения войск зенитными комплексами и системами, средствами разведки воздушного противника и управления войсками нового поколения, разработанными на основе последних достижений науки и техники, а также на новых физических принципах. Так, наиболее предпочтительным в долгосрочной перспективе, а при благоприятно складывающемся экономическом развитии государства и в среднесрочной перспективе, возможно, уже будет использование для поражения средств воздушного нападения противника лазерного, пучкового, электромагнитного и кинетического оружия.

Для максимальной реализации боевых возможностей перспективной системы вооружения войсковой ПВО необходимо создание единого разведывательно-информационного поля (ЕРИП), формируемого подсистемой разведывательно-информационного обеспечения системы борьбы с воздушным противником, включающей в себя разведывательно-информационные поля сил и средств объединенных в нее различных видов разведки.

Создание единого разведывательно-информационного поля возможно путем проведения следующих организационно-технических мероприятий:

- развертывание сетей постов (построение подсистем) пассивной радиотехнической, оптико-электронной и визуальной разведок на основе организации непосредственной передачи данных от соответствующих источников на комплексы средств автоматизации (КСА) пунктов управления (ПУ) войск войсковой ПВО, начиная с ПУ зенитных и радиолокационных подразделений. На указанных ПУ должны осуществляться ручной ввод и автоматизированное обновление данных и их автоматическая привязка к единой системе координат;

- оснащение постов воздушного наблюдения средствами оптико-электронной разведки, приборами измерения азимута и дальности до воздушного объекта (где необходимо);

- оснащение соединений, воинских частей и подразделений войсковой ПВО комплексами пассивной радиотехнической разведки, положительно показавшими себя при проведении практических экспериментов;

- построение многоканальной сетевой структуры сбора, обработки и распределения информации о воздушной обстановке, характеризуемой параллельной передачей данных различного уровня обобщения (по уровню ПУ - пункта сбора, обработки и распределения информации) и, следовательно, различного масштаба времени представления данных;

- реализация в разведывательно-информационных центрах всех уровней алгоритмов формирования обобщенных моделей воздушной обстановки по данным, поступающим в соизмеримых масштабах времени.

Кроме того, целесообразно развивать многопозиционную радиолокацию, которая позволит решить имеющие место проблемы с обеспечением живучести сил и средств РВП, устойчивости и непрерывности ведения разведки и, что очень важно, обеспечить обнаружение СВН действующих на малых и предельно малых высотах на требуемых рубежах. Учитывая жесткие ограничения в финансировании проектов, связанных с перевооружением рода войск, необходимо интенсивно использовать совместное применение РЛС и СРТР, стоящих на вооружении войск (после соответствующей доработки) и перспективных.

В целях эффективного функционирования подсистемы разведывательно-информационного обеспечения системы борьбы с воздушным противником и максимальной реализации боевых возможностей перспективной системы вооружения войсковой ПВО необходимо дальнейшее развитие автоматизированной системы управления (АСУ) соединениями, воинскими частями и подразделениями войсковой ПВО. Такая АСУ должна создаваться как элемент единой системы, объединяющей на общих оперативно-тактических и технических принципах все КСА пунктов управления ВВС, РЭБ, войсковой ПВО и общевойсковых КП (ПУ), иметь возможность при необходимости исключать некоторые промежуточные звенья процесса управления и обеспечивать выполнение предъявляемых к ней следующих требований:

- единство интегрированной АСУ, объединяющей все автоматизированные системы, подсистемы и комплексы, с учетом обеспечения достижения максимальной степени интеграции процессов управления войсками, разведкой, оружием, тылом и техническим обеспечением, возможности согласования усилий разнородных сил и средств по ПВО, реализация возможности управления всеми типами ЗРК (ЗРС), имеющимися на вооружении соединений, воинских частей и подразделений войсковой ПВО на основе унифицированного информационного, лингвистического и программного обеспечения;

- универсальность АСУ, обеспечивающая возможность использования системы в полном составе или частично в мирное время (в основном на учениях), при переходе с мирного на военное положение и в различных видах боевых действий;

- открытость АСУ, обеспечивающая устойчивость, адаптивность ее структуры к изменениям состава управляющих и управляемых объектов, позволяющая оперативно проводить реконфигурацию системы, а также наращивать комплексы средств автоматизации и связи (КСАС) от минимально необходимого состава для выполнения основных функций управления до полного развития системы с расширением круга решаемых задач и функциональных возможностей в условиях мирного и военного времени с максимально возможной стандартизацией и унификацией функциональных элементов АСУ, повышение степени взаимозаменяемости унифицированных КСАС различных иерархических уровней;

- комплексность автоматизации основных процессов управления, связанных с оптимальным насыщением системы оперативно-тактической и справочной информацией, своевременным сбором, обработкой, хранением, распределением и отображением информации о положении, состоянии и характере действия своих войск и противника, инженерной обстановке, проведением необходимых оперативно-тактических расчетов, принятием решения, планированием операций и боевых действий, постановкой и доведением задач до войск, управлением войсками, разведкой и комплексами быстродействующего оружия в реальном масштабе времени, внедрение новых системных и информационных технологий (систем поддержки принятия решения с использованием элементов искусственного интеллекта).

Основу АСУ соединениями, воинскими частями и подразделениями войсковой ПВО должны составить комплексы средств автоматизации и связи (КСАС), совместимые с АСУ общевойсковых объединений, соединений и частей, объединений, соединений и частей ВВС, соединений и частей РВ и А, частей и подразделений разведки, РЭБ, инженерных войск, войск РХБЗ, тылового и технического обеспечения.

Разработку и создание КСАС необходимо осуществлять на основе модульного и сетевого принципов их построения, что позволит повысить адаптационные свойства системы управления за счет возможностей создания "гибкой" структуры средств управления, способной адекватно реагировать (перестраиваться) при изменении состава сил и средств управления, а также состава средств ведения боевых действий.

Принимая во внимание направления развития вооруженных сил ведущих иностранных государств, и прежде всего их ВВС, хотелось бы отметить, что для поддержания соединений и воинских частей войсковой ПВО в постоянной готовности к отражению ударов воздушного противника по прикрываемым войскам и объектам необходимо увеличить количество частей и подразделений в их составе, содержащихся в постоянной готовности, а также привлечь их к несению боевого дежурства по охране воздушных рубежей нашего государства в единой системе ПВО. Кроме того, в целях совершенствования боевой подготовки войск ПВО и их органов управления необходимо осуществить переход от системы отдельных командно-штабных учений органов управления и тактических учений с боевой стрельбой соединений, воинских частей и подразделений войсковой ПВО к проведению учений в составе группировок войск ПВО оперативного звена, а на среднесрочную перспективу - и в составе региональных группировок войск ПВО совместно с ВВС.

Новый подход к проведению учений в составе группировок войск ПВО оправдывает себя и уже сейчас позволяет начать восстановление утраченных навыков командиров и начальников оперативного и оперативно-тактического уровней управления в организации боевых действий группировок войск ПВО общевойскового объединения и управлении ими при выполнении задач ПВО в операции.

В целях подготовки войск ПВО к высокоманевренным боевым действиям в условиях сильного огневого противодействия и радиоэлектронного подавления в ходе проведения учений необходимо продолжить исследования по выработке новых форм и способов применения войск войсковой ПВО в бою и операции.

В настоящее время ведется активная работа по созданию новых и модернизации устаревших учебно-тренировочных средств (УТС) войсковой ПВО. Это позволит обеспечить войска учебно-тренировочными средствами, функционирующими без расхода моторесурсов штатной техники, а также осуществить сопряжение УТС всех образцов зенитных ракетных систем и комплексов и создание на их базе учебно-тренировочных комплектов (комплексов).

Практическая реализация рассмотренных предложений по развитию войсковой ПВО невозможна без подготовки высококвалифицированных кадров и профессионалов своего дела.

Эту задачу успешно решает созданная 15 лет назад в Смоленске Военная академия войсковой противовоздушной обороны Вооруженных Сил Российской Федерации. В настоящее время Военная академия войсковой противовоздушной обороны Вооруженных Сил Российской Федерации является ведущим вузом в Вооруженных Силах Российской Федерации, методическим и научным центром подготовки высококвалифицированных офицеров - профессионалов своего дела, преданных Отечеству, способных управлять соединениями и частями войсковой ПВО в мирное и военное время.

В соответствии с планами научной работы ежегодно академия участвует в выполнении около 100 научно-исследовательских работ, которые направлены на развитие рода войск, совершенствование военного образования, разработку перспективных образцов вооружения и военной техники войсковой ПВО.

Я с большим уважением отношусь к своим сослуживцам и подчиненным и в первую очередь хочу поздравить с наступающим Днем войсковой ПВО офицеров командного звена, профессорско-преподавательский состав, научных сотрудников, гражданский персонал, которые составляют золотой фонд рода войск и поддерживают его авторитет на высоком уровне не только в России, но и за рубежом.

Николай ФРОЛОВ

Опубликовано в выпуске № 48 (214) за 12 декабря 2007 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...