Версия для печати

60 лет как один МиГ

Производственный комплекс № 1 – филиал ОАО «РСК «МиГ» отметил юбилей
Друзин Евгений

Расположенный в городе Луховицы производственный комплекс российской самолетостроительной корпорации «МиГ» постепенно становится основной авиастроительной площадкой легендарной фирмы, которая в настоящий момент переживает второе рождение. Именно здесь сегодня налажено серийное производство современных истребителей, которые поступают на вооружение не только Российской армии, но и целого ряда зарубежных ВВС.

Расположенный в городе Луховицы производственный комплекс российской самолетостроительной корпорации «МиГ» постепенно становится основной авиастроительной площадкой легендарной фирмы, которая в настоящий момент переживает второе рождение. Именно здесь сегодня налажено серийное производство современных истребителей, которые поступают на вооружение не только Российской армии, но и целого ряда зарубежных ВВС.

История авиационного завода в Луховицах начинается с постановления Совета министров СССР от 11 октября 1951 года. Решение о его создании принимал лично председатель Совмина И. В. Сталин. В документе указывается необходимость отвода земель Министерству авиационной промышленности под строительство промышленных зданий и сооружений «Объекта № 3» в Луховицком районе.

С трофейных самолетов

Данное решение положило начало объединению в единое авиационное производство нескольких самостоятельных предприятий, работавших на указанной территории. В частности, речь шла об «Объекте № 3», или, как его еще называли, ЦЛИБ (Центральная летно-испытательная база), и филиале московского авиационного завода № 30, чья испытательная площадка была перебазирована в Луховицы из Жуковского. В целях развития нового производства и испытательной базы в месячный срок под аэродром выделили 2500 гектаров земли. Интересен также тот факт, что при строительстве ангаров и инфраструктуры в 1950 году были выделены металлоконструкции, демонтированные в Германии. Испытания авиационной техники начинались с трофейных самолетов.

Легендарная авиационная фирма возвращается на свои лидирующие позиции, в том числе и на мировом рынке вооружений

В 1953 году первая очередь строительства была введена в строй, а объекту присвоено наименование «Центральная летно-испытательная база». К этому моменту принимается решение о создании в Луховицах филиала Московского машиностроительного завода, впоследствии известного как «тридцатый завод».

Первая бригада рабочих прибыла на постоянную работу 15 мая 1953 года. Состояла она из мотористов, радистов, прибористов – практически все они были участниками войны. В 1955 году уже действовали шесть производственных комплексных бригад по отработке фронтовых бомбардировщиков Ил-28. Серийный выпуск самолетов этого типа составлял 96 самолетов в месяц и был прекращен в 1957 году. За все время удалось изготовить около 3000 машин. Задачей первого производственного цеха завода (№ 100) была отработка всех типов самолетов, производимых на головном заводе в Москве. Впоследствии на его базе были сформированы еще два цеха – № 39 и 101, затем № 44. Цех № 39 сегодня является структурным подразделением Летно-испытательного комплекса № 2 ЛИЦ имени А. В. Федотова ОАО «РСК «МиГ». На счету этого цеха отработка свыше двух десятков типов самолетов и их модификаций.

С 1950 по 1967 год завод проводил отработку самолетов фирмы Ильюшина. Среди них поршневой пассажирский самолет Ил-14, пассажирский Ил-18, оснащенный четырьмя турбовинтовыми двигателями, турбовинтовой самолет-разведчик авиации ВМФ Ил-38, который, кстати, до сих пор находится на вооружении.

В 1957 году здесь же была изготовлена серия из десяти Як-25 – первого отечественного реактивного истребителя, спроектированного для Войск ПВО. На данной машине установлена первая мощная РЛС для обнаружения воздушных целей. С 1959 года впервые стали подниматься в небо самолеты марки Су. Таким образом, можно сделать вывод, что в этот период завод находился в поиске собственной темы в авиастроении. В 1959 году филиал завода и ЦЛИБ сливаются и образуют филиал Московского машиностроительного завода «Знамя труда».

Только МиГи

В 1962 году завод начинает новую тему – сверхзвуковой истребитель МиГ-21. Всего здесь было построено 3203 МиГ-21 в различных модификациях и с различными типами двигателей. В дальнейшем лицензия на производство самолетов этого типа передана Индии. Темпы строительства были внушительными и составляли 30 машин в месяц.

60 лет как один МиГ
Коллаж Андрея Седых

Работа с МиГ-21 стала поворотной в судьбе всего производственного комплекса. С этого момента основным и главным направлением в его работе становится освоение и производство самолетов марки МиГ, разработанных в знаменитой конструкторской фирме А. И. Микояна.

Следующей освоенной машиной стал МиГ-23. В период с 1969 по 1984 год выпущено более четырех тысяч самолетов этого типа. Стоит напомнить, что МиГ-23 – первый отечественный сверхзвуковой истребитель с изменяемой стреловидностью крыла. Выпускался в модификациях МиГ-23П, МиГ-23Б, МиГ-23БН. Эти машины находились на вооружении свыше 20 государств мира, а в некоторых из них применяются и по сей день.

В этот период происходит не только интенсивное строительство производственных мощностей. Помимо развития новых цехов проводится активное обновление большей части оборудования и станков, впервые внедряются станки с программным управлением, совершенствуются технологии и организация труда.

Однако настоящая слава и расцвет предприятия связаны с освоением первого истребителя четвертого поколения МиГ-29, серийное производство которого начинается в 1982 году. Запуск этой новинки дал сильный толчок развитию всего завода, потому как конструкция самолета нового типа требовала освоения принципиально новых технологий производства и существенного улучшения уже имеющихся. В 1986 году истребителями МиГ-29 были вооружены многие части ВВС СССР. Этому в том числе способствовал высокий темп выпуска новых машин: ежегодно заводские цехи покидали 250–300 самолетов.

МиГ-29 без преувеличения является уникальным самолетом. Впервые поднявшись в небо более 30 лет назад, он и по сей день входит в число лучших истребителей в своем классе. Однако отлаженное массовое производство машин этого типа при ряде ошибок руководства в период всеобщего кризиса ОПК сыграло с компанией злую шутку, фактически поставив успешное предприятие на грань выживания.

Дело в том, что в эпоху глобальных перемен, связанных с крушением СССР и формированием на его территории ряда независимых государств, руководители МиГа продолжили массовое производство истребителей, невзирая на отсутствие спроса со стороны заказчиков. В результате уже построенные самолеты оказались никому не нужны. В итоге предприятие накопило огромные долги и всерьез встал вопрос о ликвидации производственной площадки в Луховицах.

Возрожденное производство

Смена руководства компании сыграла положительную роль. В первую очередь проводилась работа по корпоративному строительству, в результате которой была создана Российская самолетостроительная корпорация (РСК) «МиГ». В первые годы нового тысячелетия удалось заключить несколько экспортных контрактов, всего в период с 2000 по 2003 год было поставлено на экспорт около 45 истребителей. Активизировались работы над новыми машинами, одной из которых стал МиГ-29СМТ.

60 лет как один МиГ
Коллаж Андрея Седых

Поворотными в судьбе предприятия можно считать усилия по разработке и запуску в производство корабельной модификации МиГ-29К. Фактически именно этой машине производственный комплекс в Луховицах обязан своим вторым рождением.

20 января 2004 года подписан крупнейший в истории двусторонних отношений России и Индии контракт на модернизацию тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков». Это соглашение предусматривало поставки 28 истребителей МиГ-29К, которые должны были базироваться на его палубе. Первый полет новой машины состоялся 20 января 2007 года. После перерыва в 21 год в воздух поднялся совершенно новый, заново спроектированный и построенный самолет. Истребитель оснастили полностью цифровой системой управления, а также оптико-локационной станцией. Были значительно улучшены характеристики прицельно-навигационного комплекса, доработан двигатель. На данной машине впервые реализовали комплекс мер по снижению радиолокационной заметности. Также внедрили новую систему энергоснабжения, новую гидравлическую и топливную систему, новую кислородную систему. Ресурс планера достиг 6000 летных часов, также значительно увеличился ресурс двигателя и ряда других ответственных агрегатов. На МиГ-29К улучшена коррозионная стойкость, усилены стойки шасси, увеличена до 15 процентов доля композиционных материалов, для улучшения взлетно-посадочных характеристик изменена механизация крыла, установлена система дозаправки топливом в полете, применена новая многофункциональная многорежимная импульсно-доплеровская бортовая радиолокационная станция «Жук-МЭ».

Также проделана огромная работа по подготовке производства. 18 марта 2008 года в Летно-испытательном комплексе № 2 был поднят в воздух первый серийный МиГ-29КУБ, полный цикл сборки которого осуществлен в цехе 2380 ПК № 1. Уже в 2009 году первая партия корабельных истребителей МиГ-29К/КУБ, разработанных и построенных РСК «МиГ», была поставлена в Индию. Этому событию предшествовали успешные летные испытания, проводимые в Баренцевом море. В декабре 2011-го завершены поставки самолетов, предусмотренные контрактом от 2004 года, а предприятие приступило к сборке следующей партии истребителей корабельного базирования в соответствии с контрактом, подписанным с Индией в марте 2010 года.

В середине 2012-го МиГ-29КУБ совершил первую посадку на палубу авианосца «Викрамадитья», проходившего испытания в Баренцевом море.

В самолет было вложено все лучшее, что накопила фирма «МиГ». Корабельный истребитель вплотную приблизился по своим характеристикам к самолетам пятого поколения. Он способен не только вести воздушный бой, но и поражать надводные и наземные цели, сочетая таким образом возможности маневренного истребителя, бомбардировщика и штурмовика.

Параллельно шла успешная работа по теме МиГ-29М/М2. А 24 декабря 2010 года МиГ-29М2 впервые поднялся в воздух.

Еще одним успехом этого периода можно считать модернизацию первых шести самолетов МиГ-29, проведенную для ВВС Индии по программе МиГ-29UPG. Данное соглашение предусматривает комплексную модернизацию всего парка истребителей МиГ-29, стоящих на вооружении Индии.

Предприятие сегодня

31 мая 2013 года Производственный комплекс № 1 отметил свой 60-летний юбилей. Руководство РСК «МиГ» пригласило журналистов посетить предприятие, где представители прессы смогли своими глазами увидеть, как завод превращается в современное производство, оснащенное самым передовым оборудованием.

60 лет как один МиГ

На протяжении последних пяти лет действует программа интенсивного технологического обновления. Успешное решение поставленных задач по расширению производства и освоению выпуска самолетов МиГ-29К/КУБ, МиГ-29М/М2, МиГ-29СМТ и МиГ-29UPG потребовало кардинального перевооружения производства. Начиная с 2007 года цехи оснащаются высокопроизводительными станками с программным управлением. Их внедрение позволило в разы сократить временные затраты на изготовление деталей и элементов конструкции, что значительно повышает эффективность производства.

Стоит также отметить, что активно развивается и локально-вычислительная сеть ПК № 1, в составе которой уже сейчас больше тысячи компьютеров. К сети подключены десять серверов и свыше 800 рабочих станций. РСК «МиГ» на этом не собирается останавливаться – в бюджете уже предусмотрены немалые средства на развитие IT.

Подобное беспрецедентное техническое переоснащение связано еще и с тем, что в планах развития корпорации производственной площадке в Луховицах предстоит стать основной взамен московской. Касаясь организационных вопросов, необходимо отметить, что ведется работа по плановой реализации программы создания объединенной промышленной площадки. Ее цель – привести производственные мощности в соответствие с планами выполнения подписанных и перспективных контрактов. В рамках этой программы предусмотрена и специализация для нижегородского завода «Сокол».

Во время визита в Луховицы журналистам была предоставлена возможность увидеть своими глазами процесс сборки современных боевых самолетов. Первое, что бросается в глаза, – это возраст инженеров, рабочих и конструкторов. Поговорив с работниками предприятия, удалось выяснить, что примерно половина персонала имеет возраст от 20 до 40 лет, что является очень неплохим показателем.

В рамках посещения производственной площадки удалось побеседовать с руководителем РСК «МиГ» Сергеем Коротковым. По его словам, производственные планы компании на ближайшую перспективу связаны в первую очередь с реализацией уже заключенных контрактов на поставку самолетов как иностранным заказчикам, так и отечественным ВВС. В частности, на вооружение Российской армии уже до конца года должны поступить первые МиГ-29К, контракт на поставку 24 самолетов этого типа ВМФ России заключен в 2012 году.

С учетом драматичных событий, происходящих в настоящее время на Ближнем Востоке, было интересно узнать, как продвигается реализация контракта на поставку истребителей МиГ-29М2 cирийским ВВС. К удивлению журналистов, руководитель РСК «МиГ» не стал уходить от ответа на этот вопрос, а сообщил, что первые самолеты уже построены и проходят испытания. Вопрос об их поставке заказчику будет решать руководство России.

60 лет как один МиГ

Традиционно представителей прессы интересовала тема перспективных разработок. Отвечая на вопрос корреспондента «ВПК» о работах в этом направлении, Сергей Коротков сообщил, что РСК «МиГ», выигравшая соответствующий конкурс Минпромторга РФ, 15 мая заключила контракт на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по определению облика перспективного ударного БЛА для нужд Минобороны. В этом направлении планируется использовать весь имеющийся задел МиГа по данной теме, в первую очередь с учетом опыта работы по проекту «Скат». Напомним, что макет ударного беспилотного летательного аппарата «Скат» впервые был представлен на авиасалоне «МАКС-2007». Этот БЛА предназначен для нанесения ударов как по заранее разведанным стационарным целям, так и по мобильным наземным и морским объектам.

Помимо экскурсии по производственным цехам, программой посещения авиастроительного завода в Луховицах были предусмотрены демонстрационные полеты последних разработок отечественных авиастроителей. Перед представителями прессы и другими гостями поднялись в воздух и выполнили комплекс фигур высшего пилотажа многофункциональный истребитель Су-35С разработки «ОКБ Сухого», учебно-боевой Як-130 производства корпорации «Иркут» и самая последняя разработка РСК «МиГ» – МиГ-35.

Примечательно, что достижения своей фирмы Сергей Коротков продемонстрировал лично, заняв место второго пилота в кабине МиГ-35.

Во время прошлогоднего посещения журналистами производственной площадки МиГа в Луховицах Сергей Коротков осторожно говорил о том, что ведутся переговоры о поставках ВВС России МиГ-35. И вот в конце мая 2012 года стало известно, что переговоры находятся в завершающей стадии и уже в июне будет подписан контракт на поставку 24 самолетов МиГ-35, не исключается также вероятность того, что количество поставленных машин может достигнуть 37 единиц.

Подводя итог поездке в Луховицы, можно с уверенностью констатировать тот факт, что РСК «МиГ» удалось не только вернуть к жизни крупнейший на сегодня авиационный завод по производству истребителей в европейской части России, но и придать ему новый импульс для дальнейшего развития. Развернутое здесь серийное производство позволяет говорить о том, что у предприятия есть будущее. Это доказывают и заполненные новыми самолетами цехи, и современное технологическое оборудование, и стабильный рост заработной платы рабочих. Увеличение объемов производства и новые экспортные контракты, вернувшийся интерес к самолетам марки МиГ со стороны ВВС России – все это свидетельствует о том, что легендарная авиационная фирма возвращается на свои лидирующие позиции, в том числе и на мировом рынке вооружений.

 

Справка «ВПК»

ОАО РСК «МиГ» – российский производитель авиационной техники. Продуктовый ряд включает современные истребители-перехватчики, многофункциональные боевые самолеты, в том числе вновь разработанные истребители унифицированного семейства МиГ-29К/КУБ, МиГ-29М/М2 и новейший МиГ-35, учебно-тренировочную технику, легкие самолеты общего назначения. Конструкторы интенсивно работают над авиационной техникой нового поколения, как пилотируемой, так и беспилотной. РСК «МиГ» обладает современной проектно-конструкторской и опытно-экспериментальной базой, хорошо оснащенными производственными мощностями, эффективными финансовыми и маркетинговыми структурами, а также развитой глобальной системой технической поддержки своей продукции. Создание истребителей марки МиГ осуществляется с применением цифровых технологий на всех этапах жизненного цикла: от разработки до послепродажного обслуживания. Здесь внедрена система менеджмента качества (СМК), которая распространяется на проектирование, производство, испытания, обслуживание, надзор и ремонт продукции военного назначения. СМК базируется на международных стандартах системы менеджмента качества серии ИСО 9000. Самолеты марки МиГ составляют основу истребительной авиации Вооруженных Сил России.

 

Еженедельник «Военно-промышленный курьер» поздравляет весь коллектив ПК № 1 РСК «МиГ» с 60-летним юбилеем и желает всегда добиваться выдающихся результатов.

Опубликовано в выпуске № 22 (490) за 12 июня 2013 года

Loading...
Загрузка...
Аватар пользователя Иван Сибиряков
Иван Сибиряков
11 июня 2013
Остается с гордостью поздравить весь работающий и летный персонал с Юбилеем и пожелать всем крепкого здоровья,творческих побед,высокого,сверхзвукового полета инженерной мысли и мирного неба.Мы всегда будем благодарны Вам и гордиться Вами.
Аватар пользователя HZ66
HZ66
11 июня 2013
Спасибо индусам!
Аватар пользователя Иван Сибиряков
Иван Сибиряков
13 июня 2013
Но не америкосам же!
Аватар пользователя Сергей Петропавловский
Сергей Петропавловский
13 июня 2013
Пусть готовятся принять весь комплекс ЛИИ. При таких темпах застраивания г. Раменское и г.Жуковский негде будет летать при испытаниях. Поздравляю!
Аватар пользователя Иван Сибиряков
Иван Сибиряков
13 июня 2013
При проведении всесоюзного референдума о сохранении СССР 17 марта 1991 года г.Жуковский, как один, проголосовал против сохранения Союза.Поражает не результат голосования,а то что советская элита(летчики,инженеры авиапрома и др.)пожелали гибели своему государству.Не это ли сейчас ударило бумерангом по ним,а в целом, по всем нам? И сделаны выводы?
Аватар пользователя Сергею
Сергею
13 июня 2013
За либерально-геноцидные реформы голосовали все наукограды. Жуковский не исключение. Дело в том, что перекос в техническом образовании наших ученых привел к тому, что они с радостью велись на любые профессиональные разводки, подобно малым детям. Недостаточное знание собственной истории, культуры и искаженные представления о окружающем мире и странах привели к тому, что совок возненавидели те, кто больше всего от него получал.
Аватар пользователя Иван Сибиряков
Иван Сибиряков
14 июня 2013
Сергею.О каком перекосе в техническом образовании Вы ведете речь,уважаемый коллега? Горбачевская пропаганда о "реформировании Союза"как тля покрыла сознание народа,разъедая волю и сопротивляемость к опасности,исходящая от "реформаторов"и "демократов" всех мастей.Ведь нормальному человеку и в голову не могло прийти,что в ЦК и в высших органах власти сидят перерожденцы-изменники,"желудочники"и крохоборы.Эти люди начисто лишены морали и сегодня они,разбогатев,хотят лишить нас территории-нашей России.
Аватар пользователя Ивану
Ивану
15 июня 2013
О самом что ни на есть обыкновенном. НЕдостаток гуманитарного образования стал причиной того, что лучшие умы с легкостью уверовали в "Горбачевскую пропаганду о "реформировании Союза" и вообщем все то что вы написали. А если бы лучше знали историю своей страны, то одно западное "одобрямс" уже бы насторожило.
Аватар пользователя maksim
maksim
15 июня 2013
Без самолета следующего поколения это "второе рождение" только отсрочит закат. Нужен новый истребитель на смену 29-му и его модернизациям!
Аватар пользователя tech
tech
17 июня 2013
МиГ просто обязан стать головным исолнителем работ о созданию облегченного истребителя следующего поколения. Думаю нет смысла повторять f-35, нужно смотреть на 6-е поколение.
Аватар пользователя Иван Сибиряков
Иван Сибиряков
17 июня 2013
Сергею.С Вашими доводами согласен.Чуть позже, в 94-м, я встречался с ИТР и рабочими ЦАГИ.Совсем другой настрой и разговор по-настоящему деловой,но было уже поздно.Либеральный развал ВПК и Прома шел полным ходом и люди вполне осознали весь обман.Сегодня,как мне кажется,вектор-минус меняется на плюс.Россия берет курс на восстановление былой мощи,иначе нам погибель.
Аватар пользователя Иван Сибиряков
Иван Сибиряков
11 июня 2013
Остается с гордостью поздравить весь работающий и летный персонал с Юбилеем и пожелать всем крепкого здоровья,творческих побед,высокого,сверхзвукового полета инженерной мысли и мирного неба.Мы всегда будем благодарны Вам и гордиться Вами.
Аватар пользователя HZ66
HZ66
11 июня 2013
Спасибо индусам!
Аватар пользователя Иван Сибиряков
Иван Сибиряков
13 июня 2013
Но не америкосам же!
Аватар пользователя Сергей Петропавловский
Сергей Петропавловский
13 июня 2013
Пусть готовятся принять весь комплекс ЛИИ. При таких темпах застраивания г. Раменское и г.Жуковский негде будет летать при испытаниях. Поздравляю!
Аватар пользователя Иван Сибиряков
Иван Сибиряков
13 июня 2013
При проведении всесоюзного референдума о сохранении СССР 17 марта 1991 года г.Жуковский, как один, проголосовал против сохранения Союза.Поражает не результат голосования,а то что советская элита(летчики,инженеры авиапрома и др.)пожелали гибели своему государству.Не это ли сейчас ударило бумерангом по ним,а в целом, по всем нам? И сделаны выводы?
Аватар пользователя Сергею
Сергею
13 июня 2013
За либерально-геноцидные реформы голосовали все наукограды. Жуковский не исключение. Дело в том, что перекос в техническом образовании наших ученых привел к тому, что они с радостью велись на любые профессиональные разводки, подобно малым детям. Недостаточное знание собственной истории, культуры и искаженные представления о окружающем мире и странах привели к тому, что совок возненавидели те, кто больше всего от него получал.
Аватар пользователя Иван Сибиряков
Иван Сибиряков
14 июня 2013
Сергею.О каком перекосе в техническом образовании Вы ведете речь,уважаемый коллега? Горбачевская пропаганда о "реформировании Союза"как тля покрыла сознание народа,разъедая волю и сопротивляемость к опасности,исходящая от "реформаторов"и "демократов" всех мастей.Ведь нормальному человеку и в голову не могло прийти,что в ЦК и в высших органах власти сидят перерожденцы-изменники,"желудочники"и крохоборы.Эти люди начисто лишены морали и сегодня они,разбогатев,хотят лишить нас территории-нашей России.
Аватар пользователя Ивану
Ивану
15 июня 2013
О самом что ни на есть обыкновенном. НЕдостаток гуманитарного образования стал причиной того, что лучшие умы с легкостью уверовали в "Горбачевскую пропаганду о "реформировании Союза" и вообщем все то что вы написали. А если бы лучше знали историю своей страны, то одно западное "одобрямс" уже бы насторожило.
Аватар пользователя maksim
maksim
15 июня 2013
Без самолета следующего поколения это "второе рождение" только отсрочит закат. Нужен новый истребитель на смену 29-му и его модернизациям!
Аватар пользователя tech
tech
17 июня 2013
МиГ просто обязан стать головным исолнителем работ о созданию облегченного истребителя следующего поколения. Думаю нет смысла повторять f-35, нужно смотреть на 6-е поколение.
Аватар пользователя Иван Сибиряков
Иван Сибиряков
17 июня 2013
Сергею.С Вашими доводами согласен.Чуть позже, в 94-м, я встречался с ИТР и рабочими ЦАГИ.Совсем другой настрой и разговор по-настоящему деловой,но было уже поздно.Либеральный развал ВПК и Прома шел полным ходом и люди вполне осознали весь обман.Сегодня,как мне кажется,вектор-минус меняется на плюс.Россия берет курс на восстановление былой мощи,иначе нам погибель.

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...