Версия для печати

С мандатом Миротворцев

Троицкий Кирилл
Юридически отправной точкой в отношениях России и Грузии является факт добровольного вхождения Грузии в состав России в 1783 году. В Георгиевской крепости по поручению Екатерины II и грузинского царя Ираклия II был подписан Георгиевский трактат. Со стороны России – командующим Кавказской линией генерал-поручиком П. С. Потемкиным, а со стороны Картли-Кахетинского царства – князьями И. К. Багратионом и Г. Р. Чавчавадзе. Ираклий II признавал протекторат России, отказываясь от самостоятельной внешней политики. Отрекся он и от вассальной зависимости от Персии и от любой внешней державы за себя и за своих потомков. Манифесты императоров Павла I и Александра I закрепили включение Грузии в состав России, при этом Абхазия входила в состав России самостоятельно, а не как часть Грузии.


ЛЕГИТИМНОСТЬ РАЗМЕЩЕНИЯ РОССИЙСКИХ ВОИНСКИХ КОНТИНГЕНТОВ НА ТЕРРИТОРИИ АБХАЗИИ И ЮЖНОЙ ОСЕТИИ ПОДТВЕРЖДАЕТ САМ ХОД ИСТОРИИ


Юридически отправной точкой в отношениях России и Грузии является факт добровольного вхождения Грузии в состав России в 1783 году. В Георгиевской крепости по поручению Екатерины II и грузинского царя Ираклия II был подписан Георгиевский трактат. Со стороны России – командующим Кавказской линией генерал-поручиком П. С. Потемкиным, а со стороны Картли-Кахетинского царства – князьями И. К. Багратионом и Г. Р. Чавчавадзе. Ираклий II признавал протекторат России, отказываясь от самостоятельной внешней политики. Отрекся он и от вассальной зависимости от Персии и от любой внешней державы за себя и за своих потомков. Манифесты императоров Павла I и Александра I закрепили включение Грузии в состав России, при этом Абхазия входила в состав России самостоятельно, а не как часть Грузии.
{{direct_hor}}

Российские миротворцы в Абхазии – залог мира и стабильности
Фото Олега ФАЛИЧЕВА
Фактически с момента подписания Георгиевского трактата грузинские царства находились в составе и под защитой Российской империи вплоть до ее распада. После начала Гражданской войны в России, которая была спровоцирована иностранной военной интервенцией, воспользовавшись слабостью устанавливающейся советской власти, грузинские националисты провозгласили 8 июня 1918 года независимость Грузинской республики.

В 1922 году была провозглашена Закавказская Федерация, а в 1924 году Грузия вошла в СССР на правах социалистической республики с включенными в ее состав автономиями, к которым относились и Абхазия, и Южная Осетия. В 1934 году волевым решением И. В. Сталина автономии были вклинены в состав Грузии и существовали в ее границах до распада СССР. Ввиду того, что механизма выхода из СССР по действующей Конституции 1977 года на тот момент не существовало, грузинское руководство, игнорируя волеизъявление абхазского и южноосетинского народов, высказанное на референдуме 1991 года, сослалось на нормы, закрепленные в «14 пунктах мира», высказанных президентом США Вильсоном в 1917 году. Признать независимую Грузию поспешили США, что было прямым нарушением принципа нерушимости границ в Европе, закрепленного в 1975 году заключительным актом Хельсинкского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Сложилась ситуация, когда от России требовали как от правопреемницы СССР соблюдения всех договоренностей, но сами страны Запада соблюдать их не желали.

После Беловежских соглашений 1991 года, которые с точки зрения международного права представляются весьма спорными (решение о ликвидации СССР было принято в нарушение волеизъявления народов, населявших Советский Союз, и прямо нарушало ранее заключенные международные договоренности о незыблемости послевоенных границ, согласованных в Ялте в 1945 году, а затем подтвержденных в Хельсинки в 1975 году), и поспешного признания странами Запада «суверенных республик» на территории бывшего СССР Грузия на правах суверенной республики вступила в СНГ, подписав договоры с Россией. В соответствии с ними на ее территории находились воинские контингенты бывшего Закавказского военного округа, перешедшие под юрисдикцию России.

Но жителей Южной Осетии и Абхазии не устраивала перспектива нахождения в составе вновь провозглашенного государства на вторых ролях. И на территории этих автономий был проведен референдум, на котором подавляющая часть жителей высказалась против нахождения в составе Грузии. Гамсахурдиа, пришедший к власти на волне национализма в Грузии, решил силой положить конец стремящимся к независимости автономиям.

В целях локализации кровопролитного конфликта в Южной Осетии в соответствии с Дагомысскими соглашениями 1992 года Россия получила статус миротворца. С этого момента на территории непризнанных автономий в соответствии с достигнутыми договоренностями находились и находятся подразделения российских миротворцев.

Но ситуация обострилась после 2004 года, когда в Грузии в результате «революции роз» к власти пришло правительство Саакашвили. С этого момента на население Южной Осетии и Абхазии стало оказываться массированное психологическое и военное давление в виде угроз и непрекращающихся военных провокаций, в которых погибали в том числе и российские миротворцы.


Интенсивная боевая подготовка – основа жизни и службы войск
Фото Олега ФАЛИЧЕВА
Население непризнанных автономий не раз обращалось к парламенту и президенту России с просьбой принятия в состав Российской Федерации. Но руководство России придерживалось основополагающих принципов международного права «o праве наций на самоопределение и территориальную целостность государства» и не считало возможным инициировать юридическую процедуру признания автономий независимыми субъектами международного права. Очень просто решился и вопрос с российским гражданством. Учитывая, что на территории автономий не действовало грузинское законодательство, многие жители Абхазии и Южной Осетии приняли российское гражданство (к 2008 году этим правом воспользовались более 80% жителей автономий, тем самым фактически став гражданами России).

К 1 января 2008 года все воинские контингенты России, находившиеся на территории Грузии, в соответствии с ранее достигнутыми договоренностями покинули ее территорию. Таким образом, на территории входивших в состав Грузии автономий не осталось воинских контингентов России, кроме миротворцев, чей мандат заканчивался 15 сентября 2008 года. Мы ушли даже из Аджарии, президент и народ которой восприняли это с недоумением.

Тем не менее 8 августа 2008 года грузинские Вооруженные Силы в нарушение достигнутых ранее договоренностей напали на Южную Осетию и атаковали российский миротворческий контингент и город Цхинвал. Принимая во внимание масштабы и характер вооруженного нападения, президент России как Верховный главнокомандующий приказал частям 58-й армии совместно с Вооруженными Силами Абхазии и Южной Осетии начать операцию по спасению российских миротворцев и жителей города Цхинвала от уничтожения. У миротворцев и Вооруженных Сил РФ, у правительства и президента России не было иного пути, чем самым решительным образом обеспечить выполнение статьи 61 Конституции, в которой черным по белому записано, что Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

Более того, это конституционное требование развито в положениях федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом». Например, пункт 5 статьи 14 этого закона гласит, что «несоблюдение иностранным государством общепризнанных принципов и норм международного права в области основных прав и свобод человека и гражданина в отношении соотечественников является достаточным основанием для принятия органами государственной власти Российской Федерации предусмотренных нормами международного права мер по защите интересов соотечественников». Таким образом, Россия выполнила свои обязательства перед соотечественниками, обеспечила свои международные миротворческие обязательства.

Россия в очередной раз доказала свою приверженность принципам всеобщей Декларации прав человека, где в статье 3 сказано, что «каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность».

12 августа боевые действия были прекращены, и Россия в соответствии с Планом урегулирования конфликта, предложенным французским президентом («План Саркози»), отвела свои войска за пределы Грузии. На территории автономий остался только миротворческий контингент, продолжавший выполнять свою задачу в соответствии с ранее достигнутыми в Дагомысе соглашениями и миротворческим мандатом. Учитывались также агрессивная позиция грузинского руководства в отношении Абхазии и Южной Осетии и неадекватная оценка конфликта в СМИ западных стран. Как и то, что мандат российского миротворческого контингента истекает 15 сентября 2008 года и иной возможности гарантировать жизнь российским гражданам, проживающим на территории Абхазии и Южной Осетии, нет.

Президент России, принимая во внимание обращение абхазского и южноосетинского народов и Государственной думы РФ, принял решение о признании Абхазии и Южной Осетии как суверенных государств. 26 августа 2008 года был обнародован Указ о признании Россией Абхазии и Южной Осетии. Сразу началась работа по закреплению двусторонних отношений на базе межгосударственного договора, включавшего также и вопросы военного сотрудничества. Напомним, что такой комплексный договор между Россией – с одной стороны и Абхазией и Южной Осетией – с другой был подписан в Москве. В соответствии с ним на территории Абхазии и Южной Осетии размещаются российские воинские контингенты для обеспечения союзнических обязательств Российской Федерации в соответствии с существующим законодательством.

Кирилл ТРОИЦКИЙ

Опубликовано в выпуске № 12 (278) за 1 апреля 2009 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц