Версия для печати

Нам нужен легкий истребитель

Двухкомпонентный состав фронтовой авиации не игра в слова, а насущная необходимость
Горчица Геннадий

К числу важных проблемных вопросов, требующих первоочередного рассмотрения научной общественностью и принятия соответствующих решений, прежде всего относится обоснование рационального облика родов авиации (оперативно-тактической, дальней, военно-транспортной, армейской). Это особенно актуально на перспективу до 2025 года, то есть на период действия очередной ГПВ и далее.

К числу важных проблемных вопросов, требующих первоочередного рассмотрения научной общественностью и принятия соответствующих решений, прежде всего относится обоснование рационального облика родов авиации (оперативно-тактической, дальней, военно-транспортной, армейской). Это особенно актуально на перспективу до 2025 года, то есть на период действия очередной ГПВ и далее.

Детальному научному анализу должны быть подвергнуты не только обобщенные количественно-качественные характеристики каждого отдельного авиационного комплекса, достижимые в рассматриваемой перспективе, но и возможные варианты формирования облика каждого комплекса с учетом его места в системе военного строительства в целом, в реализации долгосрочной государственной политики во всех ее аспектах (экономика, геополитика). Выделим ключевые проблемные вопросы: облик перспективного легкого истребителя и его место в составе фронтовой авиации (ПАК ФА), облик перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА) с учетом развития всего парка тяжелых самолетов, в том числе и морской авиации, роль и место перспективного самолета-штурмовика с учетом бурного развития высокоскоростных вертолетов и огневых комплексов СВ, концепция перспективной подсистемы БЛА и ее место в системе военной авиации.

Анализ задач

Для определения облика перспективного легкого истребителя важнейшим является термин «размерность». Действующими нормативно-техническими документами классификация боевых самолетов по массе не предусматривается. Однако ее отсутствие существенно затрудняет проведение различного рода исследований, организацию проектных работ, принятие важных решений, имеющих общегосударственный и даже международный уровень. Комплексный подход к обоснованию рационального парка самолетов различных родов авиации потребовал нового подхода и к классификации комплексов истребительного парка. Тщательный анализ задач истребительной авиации в операциях и боевых действиях на различных ТВД и стоимостных показателей группировок привел к выводу о целесообразности разделения фронтовых истребителей на легкие и тяжелые. При головной роли 30-го ЦНИИ МО были обоснованы ТТТ на каждый из выбранных классов истребителей, в соответствии с которыми на легкий истребитель возлагались задачи завоевания господства в воздухе в основном путем прикрытия войск и объектов фронта, а на тяжелый – обеспечение прикрытия ударных группировок ВВС над территорией противника на всю глубину действий и решение задач ПВО.

При нормальном развитии ситуации в мире и состоянии экономики суммарный парк фронтовых истребителей нашей страны должен составить около тысячи самолетов

При такой концепции легкий истребитель должен был применяться преимущественно в условиях информационной поддержки с земли и иметь соответствующий радиус действий, а тяжелый – действовать вне поля наземных информационно-управляющих систем. В полном соответствии с указанными концептуальными положениями формировались требования к бортовому оборудованию и составу средств поражения авиационных комплексов. Численный состав каждого класса истребителей в общей группировке фронтовых истребителей имел соотношение 1:2, то есть около 1/3 тяжелых истребителей и 2/3 легких.

Принятая в нашей стране классификация парка истребителей четвертого поколения имела аналог в виде американских истребителей F-15 и F-16, хотя бортовое вооружение F-16А изначально не включало управляемые ракеты (УР) класса «воздух-воздух» средней дальности и, следовательно, не обеспечивалось ведение дальнего воздушного боя, а маневренные характеристики самолета не позволяли вести ближний маневренный бой. В то же время состав оружия класса «воздух-поверхность» включал весьма широкую номенклатуру. В результате F-16А по нашей классификации в большей степени относился к истребителям-бомбардировщикам.

Из числа зарубежных истребителей пятого поколения в настоящее время к тяжелым с полным основанием относится F-22. Самолет же F-35, разрабатываемый на замену F-16, имеет несколько вариантов модификации и с большой осторожностью может рассматриваться в качестве легкого истребителя. Сказанное выше несет весьма заметную смысловую нагрузку при сравнительных оценках различных вариантов авиационных комплексов. Так, например, наш истребитель пятого поколения ПАК ФА допустимо сравнивать с его зарубежным аналогом F-22, а не с F-35.

Об определениях

Отсутствие единого подхода к понятию размерности значительно затрудняет получение адекватных оценок в потребительских свойствах АК как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Переход к анализу исторических аспектов размерности современного парка истребителей требует рассмотрения терминов (понятий) «многофункциональный авиационный комплекс» (МФАК), «АК пятого поколения» и «размерность АК». В Военном энциклопедическом словаре дается следующее определение МФАК: самолет, способный решать несколько отличающихся друг от друга задач, – поражение наземных (надводных целей), ведение воздушного боя и воздушной разведки.

Нам нужен легкий истребитель

Как видно из определения, понятие «МФАК» относится только к ЛА без летчика (экипажа). Это очень важно, ибо трудно себе представить летчика даже очень высокого класса, способного с одинаковым успехом вести современный высокоманевренный воздушный бой да еще и в составе тактической группы и одновременно владеющего навыками поиска, обнаружения цели, противозенитного маневрирования, прицеливания и нанесения удара по замаскированным целям с применением авиационных пушек, неуправляемых ракет ближней, средней и большой дальности, авиационных бомб, разовых бомбовых кассет.

Однозначно соглашаясь с приведенным в словаре определением МФАК, можем сразу же констатировать тот факт, что абсолютное большинство разрабатываемых в мире фронтовых (тактических) истребителей создавались как многофункциональные, а разработка узкоспециализированных практически не производилась. Основными причинами этого явилась, с одной стороны, достаточно широкая общность требований по характеристикам прочности, тяговооруженности, бортовому оборудованию общего назначения и стремление к снижению затрат на создание АК заданного класса, решающего широкий круг задач, – с другой. Так, например, бортовое оборудование всех современных разрабатываемых или модернизируемых МФАК имеет в своем составе многофункциональную РЛС и оптико-электронную обзорно-прицельную систему, в которую обычно входят телевизионная система, лазерный дальномер-целеуказатель и пеленгатор лазерного пятна, обеспечивающие применение АК как по воздушным целям, так и по наземным (надводным) объектам. Вооружение МФАК близко по составу и отличается, как правило, только количеством авиационных средств поражения (АСП) и их общей массой. В состав комплекса вооружения обычно входят УР класса «воздух-воздух» малой и средней дальности пуска, УР класса «воздух-поверхность» общего назначения, УР класса «воздух-корабль» и «воздух-РЛС», а также авиационные бомбы, в том числе и корректируемые. Общим является также оснащение АК средствами радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и связи.

Термин «истребитель пятого поколения» появился в середине 90-х годов и скорее всего в связи с развертыванием работ над новым поколением бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) истребителей, в том числе таких, как F-22, F-35, ПАК ФА. На сегодня под истребителем пятого поколения чаще всего понимается самолет, сочетающий в себе реализацию технологии «Стелс», сверхзвуковую крейсерскую скорость и сверхманевренность, а также интегральную структуру БРЭО модульного типа с открытой архитектурой, предполагающую комплексирование (слияние) данных от различных датчиков и являющуюся элементом глобальной информационно-боевой системы.

Под термином «размерность» принято понимать нормальную взлетную массу самолета, то есть массу, при которой обеспечивается выполнение требований его основных ТТХ. В качестве дополнительных показателей размерности зачастую используют массу пустого самолета и массу боевой нагрузки. В работах 30-го ЦНИИ МО, выполненных в конце 60-х – начале 70-х годов, было предложено все боевые самолеты условно разделить по нормальной взлетной массе (G0) на четыре группы: сверхлегкие (G0 ≤ 10 тонн), легкие (от 10 до 17,5), средние (от 17,5 до 23) и тяжелые (больше 23).

Указанный подход к весовой классификации боевых самолетов фронтовой (тактической) авиации по массе носит в целом механистический характер. Он базируется на рассмотрении всего множества самолетов, имеющих различное предназначение (истребители, ударные, штурмовики, учебно-тренировочные), построенных в разных странах в разное время. Этим, в частности, можно объяснить широкий диапазон изменения размерности в каждом весовом классе. Рассмотрение этого вопроса применительно к конкретному парку истребителей требует учета ряда важных дополнительных факторов. К числу последних в первую очередь относится целевая направленность анализа и учет мировых тенденций в развитии боевых возможностей перспективных МФАК того или иного весового класса.

С этих позиций сверхлегкий класс следует исключить из дальнейшего рассмотрения, так как к нему относятся прежде всего боевые АК, создаваемые на базе учебно-тренировочных самолетов, и их вряд ли можно считать перспективными истребителями даже с учетом того, что они способны вести ближний воздушный бой. При уменьшении массы истребителя менее десяти тонн невозможно достичь уровня эффективности, позволяющего ему противостоять в воздушных боях вероятным противникам. С этих же позиций вполне допустимо объединение среднего и тяжелого классов в один тяжелый класс. В пользу такого объединения говорит отсутствие у среднего класса отличий принципиального характера, обусловливающих выделение их в самостоятельный класс. Так, например, они практически не отличаются по маневренности, а по дальности полета и составу вооружения тяжелый истребитель, как правило, превосходит средний.

Проведенный анализ свидетельствует о допустимости применения следующей классификации, установившейся для четвертого поколения при определении размерности перспективных боевых истребителей. Легкий класс – нормальная взлетная масса до 18 тонн («Мираж-2000», «Рафаль», F-16С, ЕЕ 2000, F-35А, российские варианты Миг-29). Тяжелый – нормальная взлетная масса свыше 18 тонн («Торнадо», F/A-18C/D, F-35С, F-15, E/I, F-14D, F-22, российские варианты МиГ-31, Су-27 и Су-30). Предлагаемое разграничение учитывает важнейшие факторы по областям боевого применения, зонам, задачам и условиям информационного обеспечения и позволяет подчеркнуть необходимость рассмотрения двухкомпонентного парка фронтовых истребителей как с позиций потребностей страны, так и с позиций места наших боевых машин на мировом рынке с учетом реальности существования истребителей пятого поколения.

Предложения

Вернемся к обоснованному двухкомпонентному парку истребителей и соотношению количества тяжелых к легким 1:2. Военная целесообразность обусловлена реальными потребностями в парке (количестве) потребителей и затратами на содержание.

Если ограничиться общесистемными соображениями, то вряд ли у кого-либо вызовет возражение утверждение о том, что суммарный парк фронтовых истребителей нашей страны должен составить около тысячи самолетов (при нормальном развитии ситуации в мире и состоянии экономики страны). При этом на каждое из трех стратегических направлений придется около трехсот самолетов. Думается, что это весьма приемлемая цифра для приблизительных расчетов. А если учесть, что протяженность наших границ составляет свыше 60 тысяч километров, то 60 истребителей на тысячу километров совсем скромная цифра.

Тысячу истребителей в составе ВВС России можно считать минимально необходимым (целесообразным) также из соображений внутренних потребностей. Имеются в виду поддержание подготовленного летного и технического состава, содержание учебных заведений, обеспечивающих непрерывное поступление личного состава в строевые части, поддержание всей инфраструктуры боевой подготовки и всестороннего обеспечения.

Значительный интерес представляет анализ результатов сравнительной оценки эффективности различных типов истребителей зарубежного производства при решении ими одной из важнейших задач – уничтожения системы ПВО вероятного противника. Оценки получены фирмами IABG (Германия) и DRA (Великобритания) на основе имитационного моделирования, оценки эффективности ведения воздушного боя проведены корпорацией RAND (США). Основным (комплексным) показателем эффективности явилась стоимость самолетного парка, способного решить поставленную задачу, которая является произведением стоимости базового варианта рассматриваемых носителей и их боевого снаряжения без затрат на материально-техническое обслуживание, обучение летного состава, и потребного количества самолетов для уничтожения системы ПВО противника.

Полученные результаты достаточно убедительно подтверждают тот факт, что легкий истребитель типа «Рафаль», «Еврофайтер», обладающий высокой боевой эффективностью, с полным основанием может занять свое достойное место в составе любой группировки.

С позиций военной целесообразности рациональное соотношение легких и тяжелых истребителей вряд ли существенно изменится по сравнению с цифрами, относящимися к четвертому поколению, а если они возможны, то только в сторону легких. Два положения говорят в пользу такой гипотезы. Первое – исходя из положений нашей Военной доктрины не вытекает необходимость сопровождения больших масс бомбардировочной авиации на глубину до 2000 километров в условиях мощной ПВО противника. Мы не собираемся воевать одновременно со всем миром. Второе – прикрытие с воздуха войск от воздушного противника в пограничных районах с помощью истребителей большого радиуса действия из глубины своей территории никогда не было и не будет рациональным как с точки зрения подлетного времени и расхода топлива, так и с точки зрения организации боевых действий и управления действующими силами авиации.

Одна из самых сложных и ответственных задач в области ПВО – взаимодействие наземных и воздушных сил – должна выполняться на каждом конкретном направлении четко ориентированным составом сил. В настоящее время даже поредевшая сеть аэродромов нашей страны позволяет успешно решать задачи базирования необходимого числа легких истребителей на основных направлениях. Там же, где эта проблема является острой (районы Арктики), ведущую роль действительно должны играть тяжелые истребители – сегодня это МиГ-31, в перспективе – ПАК ФА.

С позиций экономики (сокращения затрат на создание и содержание парка легких и тяжелых истребителей) аргументы опять же только в пользу легкого. Известны оценки стоимости одного килограмма современных истребителей Су-27 и МиГ-29 – от 3,5 до 4,5 тысячи долларов, F-22 – 10 тысяч долларов США. Думается, что у нашего ПАК ФА эти цифры не меньше, поэтому для простоты рассуждений примем за основу 10 тысяч долларов за один килограмм массы снаряженного самолета-истребителя с полным комплексом вооружения. Тогда получим очень простые, но весьма убедительные показатели. Стоимость закупки парка из тысячи тяжелых истребителей, средняя масса которых 25–30 тонн, составит в среднем 275 миллиардов долларов, для легких со средней массой 17–18 тонн – в среднем 175 миллиардов, закупки смешанного парка в пропорции 1:2 – 210 миллиардов. Таким образом, экономия только на закупке составляет 65 миллиардов долларов или 30 процентов. Если учесть тот факт, что один час полета тяжелого истребителя сегодня обходится в полтора раза дороже легкого, а средний налет летчика второго класса не может быть ниже 130–150 часов в год, то вполне объяснимо, что стоимость годовой эксплуатации АК также пропорциональна весу ЛА. Экономия за счет эксплуатации смешанного парка за жизненный цикл АК (30 лет) – 25–30 процентов. По абсолютным цифрам это весьма внушительная сумма.

По своим боевым возможностям рассматриваемые классы истребителей различаются все меньше и меньше. Этому в значительной степени способствуют стремительные темпы миниатюризации радиоэлектронного оборудования как самолета, так и средств поражения. В то же время задача достижения таких показателей, характеризующих перспективный истребитель, как сверхманевренность, сверхзвуковая крейсерская скорость и малая заметность, на легком истребителе решается с меньшими затратами, чем на тяжелом. Достаточно здесь вспомнить о проблеме двигателя.

Анализ целесообразности создания легкого истребителя для внешнего рынка также связан в первую очередь со стоимостью АК. Абсолютное большинство покупателей из числа относительно небольших стран (и по территории, и по экономике) уже в настоящее время стремятся приобрести в первую очередь АК легкого класса. В ближайшей перспективе эта тенденция только усилится. В кругу таких стран находятся как наши партнеры по СНГ, так и другие традиционные покупатели. Объясняется это стоимостью закупки и эксплуатации, а также военной целесообразностью. Именно с этих позиций наши МиГи получили такое широкое распространение и именно с учетом этих позиций основные производители авиационной техники (США, Китай, Бразилия, Южная Корея, Турция) в рамках программ пятого поколения сегодня интенсивно разрабатывают АК легкого класса.

Сегодня пропорция истребителей двух классов по численности и затратам на развитие составляет 2:1, то есть два тяжелых на один легкий. Перекос в развитии нашей истребительной авиации очевиден. Основная причина – в явном игнорировании научного подхода к формированию важных концептуальных аспектов обоснования систем вооружения любого вида (рода). Период бурного роста числа различного рода скороспелых концепций при одновременной ликвидации головной роли научно-исследовательских организаций МО и ОПК закончился. Было бы правильным вспомнить достижения отечественной военной науки периода формирования четвертого поколения авиационных комплексов, когда решения по количественному и качественному составу парка фронтовых истребителей явились не только рациональными, но и уникальными. Рациональность, в частности, заключалась в обосновании парка, способного решать весь объем задач, возлагаемых на фронтовую истребительную авиацию, при минимальных расходах на ее создание и содержание, а уникальность – в закреплении двух школ создания эффективной авиационной техники мирового уровня на конкурентной основе.

В результате сегодня вряд ли найдется хоть одно государство в мире, которое незнакомо с нашими брендами – Су и МиГ. Справедливости ради необходимо отметить, что с брендом МиГ, как правило, в большей степени знакомы государства с относительно небольшой территорией и ограниченными экономическими возможностями. И это вполне понятно с позиций целесообразности расходов на обеспечение безопасности страны с учетом геополитических и экономических факторов. Такое понимание подарило нам неоценимую возможность присутствия в десятках стран мира. С брендом Су знакомы, как правило, более крупные государства. Нет смысла сравнивать важность или ценность этих мировых брендов, ибо и тот, и другой является нашим национальным достоянием и ими надо дорожить.

Геннадий Горчица,
первый вице-президент РАРАН, доктор военных наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РФ

Опубликовано в выпуске № 26 (494) за 10 июля 2013 года

Loading...
Загрузка...
Аватар пользователя Александр Попов
Александр Попов
10 июля 2013
Конечно, нужна система авиации, где распределены роли и задания. В связи с этим хотелось бы обратить внимание на отсутствие у нас перспектив скоростного вертолета. Классический скоростной вертолет вероятнее всего это ни что иное как Конвертоплан — летательный аппарат с поворотными винтами. Американцы разрабатывают новую версию, отличную от Bell V-22 Osprey тем, что поворачиваться будет не весь агрегат: двигатели, редукторы и винты, а лишь винты. Однако недостаток такой системы 1) в сложном карданном или шрусовом соединении поворачиваемого вала винтов. 2) В том, что не используется торможение поворотом крыла, при переходе к режиму посадки. Для разработок Российского конвертоплана нужно выбрать следующее размещение узлов: 1) Турбовинтовые двигатели с редукторами лучше жестко разместить возле самого корпуса, например как у Су-24 расположены турбореактивные. Так как и американцы вынуждены были вспомнить о гироскопическом сопротивлении повороту вращающихся деталей и о гиростабилизирующей роли ротора двигателя И ИМЕННО ПОЭТОМУ поворачивать в новой модели решили только сами винты и это разумеется ПРАВИЛЬНО. 2) Крылья в нашей модели нужно сделать поворотными, чтобы ими можно было активно тормозить, а в крыльях соответственно разместить вал – все механизмы транспортировки крутящего момента от редуктора до жестко расположенных в крыльях винтов. Т.о. во время взлета/посадки крыло встает вертикально и винты тянут вертикально вверх. Затем крыло медленно поворачивается вместе с винтами к положению горизонтального полета… 3) винты нельзя делать слишком малого размера, иначе устойчивость во время посадки будет крайне низкой. Чтобы уменьшить это ограничение и сохранить стабилизирующую функцию хвостового оперения на малых скоростях и при посадке можно вмонтировать горизонтально расположенный реверсивный вентилятор, встроенный в горизонтальное хвостовое оперение, своего рода фенестрон, тогда при взлете/посадке будет три точки опоры и повышенная устойчивость.
Аватар пользователя kent
kent
11 июля 2013
Красиво звучит: "Нам нужен..." Сейчас начнётся толкотня и возня по его созданию. Потом сделают 6 штук для себя. Остальное-на экспорт. Аллес гут
Аватар пользователя Солониковед
Солониковед
11 июля 2013
Та не, просто лохотрон супер джетом закончился, нужна новая дурка, вот погосяновцы и гоношатся... нам нужен! Нам нужен 37-ой год.
Аватар пользователя Солониковед
Солониковед
11 июля 2013
Как жаль, опять не удались: коррекция по радиоконтрастному РЛ-изображению местности, система плазмообразования защиты от РЛ-обнаружения и собственно процесс старта КР. А вот раньше, бывало, великий организатор Челомей, почти 10 лет, невозбранно копировал Фау-1, что так же не удалось. За что кровавый тиран, вышеб великаго гения со словами : " Вы аферист", на преподовательскую должность в бауманку. Зато скока бабла спулили коту под хвост, когда русские деревни в землянках жили. Кстати, а куда делись материалы по работам над МЕТЕОРИТом? Уж не в ГосДеп ли опять? Как было это и с Уфимцевым (стелс) и с Пентковским (пентиум).
Аватар пользователя ken
ken
12 июля 2013
Базар о чём угодно, только не о теме.
Аватар пользователя Прохожий
Прохожий
12 июля 2013
Объясните мне, далекому от армии человеку. С вступлением в строй ВВС США самолетов F-117 и В-2, все наши (безусловно уважаемые) военные эксперты в один голос кричали, что технология "Стэлс" - это липа, фуфло и не стоит никакого внимания обращать на подобное. Сейчас эта технология опять таки всеми "военными экспертами" указывается как непременное условие ее наличия в самолете 5-го поколения. Что это означает, неужели уровень компетенции "военных экспертов"?
Аватар пользователя Cолониковед
Cолониковед
12 июля 2013
Нет, дело не в этом. А в том что без слива уравнений Уфимцева и самого ученого в США, никакой бы стелс в Америке не полетел бы никуда. Но метод решения дифракций на произвольных телах был слит и стелс полетел. И нужно было как то прикрывать, берговскую шарагу НИИ-108, вот и поднялся вой о профанации и рассуждения что стелс не возможен, это просто операция прикрытия, для разворовывания конкурентных преимуществ СССР. Кстати, в это же примерно время, акадэмики подняли не менее страшный вой, о космическом бомбардировщике спейс-шатл, который де может "нырнуть" на 80км, скинуть А-бомбу на МСК и вернуться в космос. Особенно усердствовал велихов... тоже знаете ли, "купился" на американскую рекламу, в пользу разорения СССР. А вот теперь им легкий истребок стал потребен.
Аватар пользователя Dante
Dante
12 июля 2013
Прохожий, а кого вы считаете "военными экспертами", акадэмиков геополитических проблЭм, журналистов или городских сумасшедших типа двух отписавшихся выше местных дурачков? Что касается технологий малозаметности, то во-первых F-117 снят с вооружения, а B-2 был построен малой серией по 2млрд за штуку и при этом до сих пор не достиг того состояния готовности, которое предполагалось в конце 80х, что в целом свидетельствует о не соответствии параметрам цена/качество. То есть строить аналоги у нас было бы вредительством. Во-вторых с чего вы взяли, что в СССР технологиями снижения заметности не занимались? Занимались и ещё как, например, самый банальный Миг-21 имел (да и до сих пор остаётся) самолётом с рекордно низкой, для своего времени, фронтальной (с носа) ЭПР, и это безо всяких композитов и радиопоглощающих покрытий. В-третьих на ваш вопрос, почему для комплекса пятого поколения закладываются пониженные характеристики заметности как радиолокационном, так и в инфракрасном, так и в видимом диапазоне, можно ответить так, а потому, что технологии достигли того уровня развития при котором нет необходимости жертвовать другими характеристиками ЛА в угоду малозаметности. Просто надо понимать, что любой летательный аппарат - это набор компромиссов.
Аватар пользователя Dante
Dante
12 июля 2013
У слоника прогресс, школьный учебник физики до сих пор не осилил, но хоть фамилию учёного с 8 попытки правильно написал. Молодец слоник, можешь взять с полки пирожок, протереть и положить на место.:)
Аватар пользователя strannick
strannick
12 июля 2013
ПРОХОЖЕМУ. Уважаемый коллега, любая маскировка, в том числе и методика STEALTH, СНИЖАЕТ, но не УНИЧТОЖАЕТ демаскирующие признаки. Иначе говоря, надо больше истратить боеприпасов, чтобы попасть в маскирующуюся цель, и это само по себе уже много значит. А лопотание о "самолётах-невидимках" следует числить по разряду бреда бандерлогов-журналистов.
Аватар пользователя Dante
Dante
12 июля 2013
strannick, к слову говоря, уважаемый коллега, слово stealth - это маркетинговая хрень, которая без контекста бесполезна чуть более чем совсем.
Аватар пользователя Гость
Гость
12 июля 2013
"технологии достигли того уровня развития при котором нет необходимости жертвовать другими характеристиками ЛА...." (с) - безусловно так и есть, любые новые технологии не рождаются сразу и в совершенном состоянии. Вчера сот телефон был размером с кирпич и столько же весил, сегодня их 5 шт на ладошке помещается. просто иногда поражает та склонность людей, несомненно заслуженных, обхаять все новое, тем более появляющееся не "у нас", а потом слышать от этих же людей о нашем безнадежном отставании, когда эти технологии развились до того состояния, что перестали быть обузой основным характеристикам предмета. А вообще, может пилотируемые боевые ЛА достигли того предела и дальнейшее их совершенствование - пустая трата сил и ресурсов? позавчера дрон на палубу "Дж Буша" сел..
Аватар пользователя ken
ken
13 июля 2013
Такое ощущуние, что нахожусь в компании пиз...болов, которым по барабану реальная ситуация. Самолетов и 4-го поколения нет в достатке. Авиация будет работать 3-4 часа. О чём тогда говорить. Оружия должно быть много и разного: дешевого и дорогого, точного и массового.
Аватар пользователя Солониковед
Солониковед
13 июля 2013
Мдя... сильна российская армия, но авиация и связь, её погубят. Как погубит отсутствие государственной (народной) идеологии, идеологии народного возрождения, всяческого рода бредни о модернизации тушек 22-ых и мигов 31-ых. Одно приятно, бабла распилится много и многие великие организаторы, будут награждены правительственными наградами, за огромный вклад в обороноспособность Российских вооружённых сил. Жаль только войну проиграем, как недавно прозрел это Д. Рогозин.
Аватар пользователя ken
ken
14 июля 2013
Дорогой mistar. Вы заколебали всех своей осведомлённостью. Однако прекрасно понимаете, что если у такой страны количество боевых самолётов составляет десятки, сотни штук, то разговаривать не о чем. Продаём оружие вероятным противникам, кормя наших оружейных баронов.
Аватар пользователя Лео
Лео
14 июля 2013
Киборг milstar опять вернулся. Надо послать его в космос, пусть летит "осколок погибшей цивилизации". Говорящий, но не мыслящий военный робот. Хотя, внеземные роботы могут задать справедливый вопрос: "Почему цифра 800 миллиардов не изменяется? Сообщите актуальную информацию! Сообщите актуальную информацию! Сообщите актуальную информацию! Сообщите актуальную информацию!"
Аватар пользователя влад
влад
14 июля 2013
Если ограничиться общесистемными соображениями, то вряд ли у кого-либо вызовет возражение утверждение о том, что суммарный парк фронтовых истребителей нашей страны должен составить около тысячи самолетов (при нормальном развитии ситуации в мире и состоянии экономики страны). При этом на каждое из трех стратегических направлений придется около трехсот самолетов. Думается, что это весьма приемлемая цифра для приблизительных расчетов. А если учесть, что протяженность наших границ составляет свыше 60 тысяч километров, то 60 истребителей на тысячу километров совсем скромная цифра. Если не ошибаюсь,1000 самолётов на 60000 км границ соответствует 1 самолёту на 60 км границы. Какие 60 истребителей на1000 км?
Аватар пользователя Лео
Лео
15 июля 2013
Сумасшедший киборг вырвался на волю! Гитлер капут. Гитлер капут. Гитлер капут. Гитлер капут.
Аватар пользователя Strannik 0059
Strannik 0059
16 июля 2013
Milstarу на его комменты. Кто бы Вы ни были человек(коллектив людей) или киборг,но честное слово - БРАВО!!!...
Аватар пользователя боря соколова
боря соколова
16 июля 2013
milstar- канадец из" сделаноунас" привет ты и тут троллишь его там кличут- миг 1,42 не троль а больше плиззз
Аватар пользователя Гость
Гость
16 июля 2013
Из беседы И. В. Сталина с А. М. Коллонтай: Многие дела нашей партии и народа будут извращены и оплеваны прежде всего за рубежом, да и в нашей стране тоже. Сионизм, рвущийся к мировому господству, будет жестоко мстить нам за наши успехи и достижения. ---------------------- Он все еще рассматривает Россию как варварскую страну, как сырьевой придаток И мое имя тоже будет оболгано, оклеветано. Мне припишут множество злодеяний. Мировой сионизм всеми силами будет стремиться уничтожить наш Союз, чтобы Россия больше никогда не могла подняться. Сила СССР - в дружбе народов. Острие борьбы будет направлено прежде всего на разрыв этой дружбы, на отрыв окраин от России. СИОНИЗМ ТАЙНОЕ И ЯВНОЕ часть 1 Содержание: Часть I - "Их идеи" Часть II - "Их дела" Часть III - "Их предательство" Часть IV - "Их деньги" Часть V - "Их ненависть к социализму"
Аватар пользователя НАШ ВРАГ АНГЛИЯ И ЕЕ КОЛОНИИ
НАШ ВРАГ АНГЛИЯ И ЕЕ КОЛОНИИ
17 июля 2013
СКРЫТЫЙ ТЫ СИОНИСТ- АНГЛИЯ СОЗДАЛА ФАШИЗМ ТЕРРОРИЗМ И ГЕНОЦИД- СИОНИЗМ ЛИШЬ ПОВОД
Аватар пользователя Прохожий
Прохожий
18 июля 2013
Интересно, существует ли такое изделие у врачей как "смирительные перчатки"?
Аватар пользователя Лео
Лео
18 июля 2013
Что бы сказал унитаз, если бы умел говорить и мыслить? Он бы сказал: "Опять эта ж..па"
Аватар пользователя Александр Попов
Александр Попов
10 июля 2013
Конечно, нужна система авиации, где распределены роли и задания. В связи с этим хотелось бы обратить внимание на отсутствие у нас перспектив скоростного вертолета. Классический скоростной вертолет вероятнее всего это ни что иное как Конвертоплан — летательный аппарат с поворотными винтами. Американцы разрабатывают новую версию, отличную от Bell V-22 Osprey тем, что поворачиваться будет не весь агрегат: двигатели, редукторы и винты, а лишь винты. Однако недостаток такой системы 1) в сложном карданном или шрусовом соединении поворачиваемого вала винтов. 2) В том, что не используется торможение поворотом крыла, при переходе к режиму посадки. Для разработок Российского конвертоплана нужно выбрать следующее размещение узлов: 1) Турбовинтовые двигатели с редукторами лучше жестко разместить возле самого корпуса, например как у Су-24 расположены турбореактивные. Так как и американцы вынуждены были вспомнить о гироскопическом сопротивлении повороту вращающихся деталей и о гиростабилизирующей роли ротора двигателя И ИМЕННО ПОЭТОМУ поворачивать в новой модели решили только сами винты и это разумеется ПРАВИЛЬНО. 2) Крылья в нашей модели нужно сделать поворотными, чтобы ими можно было активно тормозить, а в крыльях соответственно разместить вал – все механизмы транспортировки крутящего момента от редуктора до жестко расположенных в крыльях винтов. Т.о. во время взлета/посадки крыло встает вертикально и винты тянут вертикально вверх. Затем крыло медленно поворачивается вместе с винтами к положению горизонтального полета… 3) винты нельзя делать слишком малого размера, иначе устойчивость во время посадки будет крайне низкой. Чтобы уменьшить это ограничение и сохранить стабилизирующую функцию хвостового оперения на малых скоростях и при посадке можно вмонтировать горизонтально расположенный реверсивный вентилятор, встроенный в горизонтальное хвостовое оперение, своего рода фенестрон, тогда при взлете/посадке будет три точки опоры и повышенная устойчивость.
Аватар пользователя kent
kent
11 июля 2013
Красиво звучит: "Нам нужен..." Сейчас начнётся толкотня и возня по его созданию. Потом сделают 6 штук для себя. Остальное-на экспорт. Аллес гут
Аватар пользователя Солониковед
Солониковед
11 июля 2013
Та не, просто лохотрон супер джетом закончился, нужна новая дурка, вот погосяновцы и гоношатся... нам нужен! Нам нужен 37-ой год.
Аватар пользователя Солониковед
Солониковед
11 июля 2013
Как жаль, опять не удались: коррекция по радиоконтрастному РЛ-изображению местности, система плазмообразования защиты от РЛ-обнаружения и собственно процесс старта КР. А вот раньше, бывало, великий организатор Челомей, почти 10 лет, невозбранно копировал Фау-1, что так же не удалось. За что кровавый тиран, вышеб великаго гения со словами : " Вы аферист", на преподовательскую должность в бауманку. Зато скока бабла спулили коту под хвост, когда русские деревни в землянках жили. Кстати, а куда делись материалы по работам над МЕТЕОРИТом? Уж не в ГосДеп ли опять? Как было это и с Уфимцевым (стелс) и с Пентковским (пентиум).
Аватар пользователя ken
ken
12 июля 2013
Базар о чём угодно, только не о теме.
Аватар пользователя Прохожий
Прохожий
12 июля 2013
Объясните мне, далекому от армии человеку. С вступлением в строй ВВС США самолетов F-117 и В-2, все наши (безусловно уважаемые) военные эксперты в один голос кричали, что технология "Стэлс" - это липа, фуфло и не стоит никакого внимания обращать на подобное. Сейчас эта технология опять таки всеми "военными экспертами" указывается как непременное условие ее наличия в самолете 5-го поколения. Что это означает, неужели уровень компетенции "военных экспертов"?
Аватар пользователя Cолониковед
Cолониковед
12 июля 2013
Нет, дело не в этом. А в том что без слива уравнений Уфимцева и самого ученого в США, никакой бы стелс в Америке не полетел бы никуда. Но метод решения дифракций на произвольных телах был слит и стелс полетел. И нужно было как то прикрывать, берговскую шарагу НИИ-108, вот и поднялся вой о профанации и рассуждения что стелс не возможен, это просто операция прикрытия, для разворовывания конкурентных преимуществ СССР. Кстати, в это же примерно время, акадэмики подняли не менее страшный вой, о космическом бомбардировщике спейс-шатл, который де может "нырнуть" на 80км, скинуть А-бомбу на МСК и вернуться в космос. Особенно усердствовал велихов... тоже знаете ли, "купился" на американскую рекламу, в пользу разорения СССР. А вот теперь им легкий истребок стал потребен.
Аватар пользователя Dante
Dante
12 июля 2013
Прохожий, а кого вы считаете "военными экспертами", акадэмиков геополитических проблЭм, журналистов или городских сумасшедших типа двух отписавшихся выше местных дурачков? Что касается технологий малозаметности, то во-первых F-117 снят с вооружения, а B-2 был построен малой серией по 2млрд за штуку и при этом до сих пор не достиг того состояния готовности, которое предполагалось в конце 80х, что в целом свидетельствует о не соответствии параметрам цена/качество. То есть строить аналоги у нас было бы вредительством. Во-вторых с чего вы взяли, что в СССР технологиями снижения заметности не занимались? Занимались и ещё как, например, самый банальный Миг-21 имел (да и до сих пор остаётся) самолётом с рекордно низкой, для своего времени, фронтальной (с носа) ЭПР, и это безо всяких композитов и радиопоглощающих покрытий. В-третьих на ваш вопрос, почему для комплекса пятого поколения закладываются пониженные характеристики заметности как радиолокационном, так и в инфракрасном, так и в видимом диапазоне, можно ответить так, а потому, что технологии достигли того уровня развития при котором нет необходимости жертвовать другими характеристиками ЛА в угоду малозаметности. Просто надо понимать, что любой летательный аппарат - это набор компромиссов.
Аватар пользователя Dante
Dante
12 июля 2013
У слоника прогресс, школьный учебник физики до сих пор не осилил, но хоть фамилию учёного с 8 попытки правильно написал. Молодец слоник, можешь взять с полки пирожок, протереть и положить на место.:)
Аватар пользователя strannick
strannick
12 июля 2013
ПРОХОЖЕМУ. Уважаемый коллега, любая маскировка, в том числе и методика STEALTH, СНИЖАЕТ, но не УНИЧТОЖАЕТ демаскирующие признаки. Иначе говоря, надо больше истратить боеприпасов, чтобы попасть в маскирующуюся цель, и это само по себе уже много значит. А лопотание о "самолётах-невидимках" следует числить по разряду бреда бандерлогов-журналистов.
Аватар пользователя Dante
Dante
12 июля 2013
strannick, к слову говоря, уважаемый коллега, слово stealth - это маркетинговая хрень, которая без контекста бесполезна чуть более чем совсем.
Аватар пользователя Гость
Гость
12 июля 2013
"технологии достигли того уровня развития при котором нет необходимости жертвовать другими характеристиками ЛА...." (с) - безусловно так и есть, любые новые технологии не рождаются сразу и в совершенном состоянии. Вчера сот телефон был размером с кирпич и столько же весил, сегодня их 5 шт на ладошке помещается. просто иногда поражает та склонность людей, несомненно заслуженных, обхаять все новое, тем более появляющееся не "у нас", а потом слышать от этих же людей о нашем безнадежном отставании, когда эти технологии развились до того состояния, что перестали быть обузой основным характеристикам предмета. А вообще, может пилотируемые боевые ЛА достигли того предела и дальнейшее их совершенствование - пустая трата сил и ресурсов? позавчера дрон на палубу "Дж Буша" сел..
Аватар пользователя ken
ken
13 июля 2013
Такое ощущуние, что нахожусь в компании пиз...болов, которым по барабану реальная ситуация. Самолетов и 4-го поколения нет в достатке. Авиация будет работать 3-4 часа. О чём тогда говорить. Оружия должно быть много и разного: дешевого и дорогого, точного и массового.
Аватар пользователя Солониковед
Солониковед
13 июля 2013
Мдя... сильна российская армия, но авиация и связь, её погубят. Как погубит отсутствие государственной (народной) идеологии, идеологии народного возрождения, всяческого рода бредни о модернизации тушек 22-ых и мигов 31-ых. Одно приятно, бабла распилится много и многие великие организаторы, будут награждены правительственными наградами, за огромный вклад в обороноспособность Российских вооружённых сил. Жаль только войну проиграем, как недавно прозрел это Д. Рогозин.
Аватар пользователя ken
ken
14 июля 2013
Дорогой mistar. Вы заколебали всех своей осведомлённостью. Однако прекрасно понимаете, что если у такой страны количество боевых самолётов составляет десятки, сотни штук, то разговаривать не о чем. Продаём оружие вероятным противникам, кормя наших оружейных баронов.
Аватар пользователя Лео
Лео
14 июля 2013
Киборг milstar опять вернулся. Надо послать его в космос, пусть летит "осколок погибшей цивилизации". Говорящий, но не мыслящий военный робот. Хотя, внеземные роботы могут задать справедливый вопрос: "Почему цифра 800 миллиардов не изменяется? Сообщите актуальную информацию! Сообщите актуальную информацию! Сообщите актуальную информацию! Сообщите актуальную информацию!"
Аватар пользователя влад
влад
14 июля 2013
Если ограничиться общесистемными соображениями, то вряд ли у кого-либо вызовет возражение утверждение о том, что суммарный парк фронтовых истребителей нашей страны должен составить около тысячи самолетов (при нормальном развитии ситуации в мире и состоянии экономики страны). При этом на каждое из трех стратегических направлений придется около трехсот самолетов. Думается, что это весьма приемлемая цифра для приблизительных расчетов. А если учесть, что протяженность наших границ составляет свыше 60 тысяч километров, то 60 истребителей на тысячу километров совсем скромная цифра. Если не ошибаюсь,1000 самолётов на 60000 км границ соответствует 1 самолёту на 60 км границы. Какие 60 истребителей на1000 км?
Аватар пользователя Лео
Лео
15 июля 2013
Сумасшедший киборг вырвался на волю! Гитлер капут. Гитлер капут. Гитлер капут. Гитлер капут.
Аватар пользователя Strannik 0059
Strannik 0059
16 июля 2013
Milstarу на его комменты. Кто бы Вы ни были человек(коллектив людей) или киборг,но честное слово - БРАВО!!!...
Аватар пользователя боря соколова
боря соколова
16 июля 2013
milstar- канадец из" сделаноунас" привет ты и тут троллишь его там кличут- миг 1,42 не троль а больше плиззз
Аватар пользователя Гость
Гость
16 июля 2013
Из беседы И. В. Сталина с А. М. Коллонтай: Многие дела нашей партии и народа будут извращены и оплеваны прежде всего за рубежом, да и в нашей стране тоже. Сионизм, рвущийся к мировому господству, будет жестоко мстить нам за наши успехи и достижения. ---------------------- Он все еще рассматривает Россию как варварскую страну, как сырьевой придаток И мое имя тоже будет оболгано, оклеветано. Мне припишут множество злодеяний. Мировой сионизм всеми силами будет стремиться уничтожить наш Союз, чтобы Россия больше никогда не могла подняться. Сила СССР - в дружбе народов. Острие борьбы будет направлено прежде всего на разрыв этой дружбы, на отрыв окраин от России. СИОНИЗМ ТАЙНОЕ И ЯВНОЕ часть 1 Содержание: Часть I - "Их идеи" Часть II - "Их дела" Часть III - "Их предательство" Часть IV - "Их деньги" Часть V - "Их ненависть к социализму"
Аватар пользователя НАШ ВРАГ АНГЛИЯ И ЕЕ КОЛОНИИ
НАШ ВРАГ АНГЛИЯ И ЕЕ КОЛОНИИ
17 июля 2013
СКРЫТЫЙ ТЫ СИОНИСТ- АНГЛИЯ СОЗДАЛА ФАШИЗМ ТЕРРОРИЗМ И ГЕНОЦИД- СИОНИЗМ ЛИШЬ ПОВОД
Аватар пользователя Прохожий
Прохожий
18 июля 2013
Интересно, существует ли такое изделие у врачей как "смирительные перчатки"?
Аватар пользователя Лео
Лео
18 июля 2013
Что бы сказал унитаз, если бы умел говорить и мыслить? Он бы сказал: "Опять эта ж..па"

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...