Версия для печати

Сколько стоит военная наука

Фундаментальные исследования МО США: разнообразие, учет мнений заказчика, адаптивность
Корчак Владимир Тужиков Евгений Бочаров Леонид

По статье федерального бюджета США «Национальная оборона» проходят средства на осуществление военных функций Министерства обороны и других ведомств, и прежде всего Министерства энергетики – на деятельность, связанную с ядерным оружием и ядерными энергетическими установками военного назначения. Проанализируем структуру и объем средств бюджетных полномочий, выделенных американскому военному ведомству для реализации программ фундаментальных исследований (ФИ) в 2013 финансовом году.

По статье федерального бюджета США «Национальная оборона» проходят средства на осуществление военных функций Министерства обороны и других ведомств, и прежде всего Министерства энергетики – на деятельность, связанную с ядерным оружием и ядерными энергетическими установками военного назначения. Проанализируем структуру и объем средств бюджетных полномочий, выделенных американскому военному ведомству для реализации программ фундаментальных исследований (ФИ) в 2013 финансовом году.

Основным показателем, определяющим объемы государственного финансирования в США, являются бюджетные полномочия (Budget Authority). Они характеризуют законодательно утвержденный объем средств, которые соответствующие государственные ведомства имеют право истребовать из бюджета для обеспечения своих финансовых обязательств (Obligations), возникающих при заключении контрактов на приобретение товаров и услуг и найм персонала. Процесс рассмотрения и утверждения проекта бюджета конгрессом США включает несколько стадий.

В законопроекте о правительственной программе расходов (Authorization Bill) принимается общее решение о выделении средств на осуществление каждой программы и предварительно определяется объем ее финансирования (Authorizations). На этой основе при рассмотрении законопроекта об ассигнованиях принимаются решения о выделении финансовых средств на осуществление программ (Appropriations) и устанавливаются объем и структура правительственных бюджетных полномочий, на основании которых определяется сумма финансовых средств, которые могут быть реально израсходованы (Outlays). Как правило, 70–85 процентов расходов производится за счет бюджетных полномочий, утвержденных на данный финансовый год, а оставшаяся часть – за счет бюджетных полномочий прошлых лет. Этим объясняется факт несовпадения ассигнованных и израсходованных средств в конкретном финансовом году. Далее для 2013 финансового года будут представлены объемы средств бюджетных полномочий, выделенных военному ведомству США для реализации программ НИОКР.

Категории работ

Традиционная бюджетная разбивка расходов на национальную оборону США включает следующие разделы: обеспечение личного состава, эксплуатация и ремонт ВВТ, закупки ВВТ, НИОКР, военное строительство, строительство жилья и помощь домовладельцам.

Сколько стоит военная наука

В соответствии с бюджетной классификацией программы НИОКР МО США подразделяются на следующие категории – бюджетные активности (Budget Activity – BA): ФИ (BA1), прикладные исследования (BA2), технологические разработки (BA3), разработка прототипов серийных образцов ВВСТ и их подсистем (BA4), испытания ВВТ, ОКР и технологические работы в интересах подготовки к промышленному производству серийного образца (BA5), планирование развития, сопровождение программ НИОКР, общие проблемы совершенствования ВВТ, материально-техническое обеспечение НИОКР, стандартизация и унификация, реализация программ по сотрудничеству с малым бизнесом – SBIR (BA6), модернизация ВВТ, ограниченное производство новых видов ВВТ и опытная эксплуатация (BA7). Категории BA4, BA5, BA7 тесно увязаны с этапами программ приобретения объектов ВВТ.

Общий объем запланированных ассигнований на реализацию программ НИОКР МО США в 2013 финансовом году – 72,998 миллиарда долларов. Распределение этих средств осуществляется по категориям НИОКР (BA1–ВА7), по одиннадцати программам развития ВС США (от стратегических сил до секретных программ), а также по категории программ дополнительного финансирования (ВА20). Работы BA1, BA2, BA3 составляют одну общую категорию «Исследования и технологические разработки» (Research and Technology).

BA1. Исследования, направленные на расширение знаний о фундаментальных аспектах явлений и наблюдаемых фактов и не ориентированные на решение конкретной прикладной научно-технической задачи в области разработки ВВТ. Практическая направленность научных проектов (программных элементов) этой категории работ предполагает решение задач, предшествующих начальному этапу Программы приобретения (Program Acquisition) военной продукции (создание нового образца ВВТ или модернизация существующего), – «Анализ возможных решений» (Materiel Solution Analysis Phase).

BA2. Систематические исследования, направленные на расширение знаний и представлений, необходимых для определения способа, посредством которого может быть решена научно-практическая задача. Данная категория работ обеспечивает непрерывное расширение и применение знаний для разработки новых полезных материалов, устройств, систем, методов или процессов их создания. Элементы программ прикладных исследований направлены на решение задач, предшествующих начальному этапу (Materiel Solution Analysis Phase) Программы приобретения либо входящих в него.

BA3. Проекты (программы) технологических разработок ориентированы на решение задач, связанных с удовлетворением конкретных военных нужд (потребностей), сформулированных КНШ. Эта категория НИОКР включает разработки компонентной базы, элементов подсистем и систем, а также создание технологий их интеграции в опытные и/или макетные образцы ВВТ в интересах проведения экспериментальных исследований в лабораторных условиях и/или натурных испытаний. Результаты выполнения таких разработок должны позволить оценить практическую реализуемость и полезность технологии при создании макетного образца ВВТ, возможность и предельные сроки промышленного освоения технологий для производства серийных образцов ВВТ, ориентировочные затраты, связанные с дальнейшей реализацией второго этапа Программы приобретения – «Этап ОКР по созданию прототипа образца военной продукции» (Technology Development Phase). Ежегодно на проведение работ BA1, BA2 и BA3 выделяется около 16–17 процентов от общего объема средств на НИОКР МО США. В 2013 финансовом году – 11,861 миллиарда долларов.

Общее руководство рассмотренными программами осуществляет помощник министра обороны по НИОКР (ПМО по НИОКР) – Assistant of Secretary Defense of Research and Engineering (ASD R&E), который непосредственно подчинен заместителю министра обороны по разработкам, приобретениям и МТО (Under Secretary Defense of the Acquisition Technology and Logistics – USD AT&L) и его помощнику по приобретениям и технологиям (DUSD A&T). ПМО по НИОКР несет непосредственную ответственность за подготовку и реализацию программ работ только бюджетных категорий BA1–BA4. В его аппарате за планирование и управление программами фундаментальных и прикладных исследований отвечает заместитель ПМО по исследованиям (DASD-R).

Основные программы

За последние пять лет ежегодная доля расходов на проведение ФИ в общем объеме средств на НИОКР МО США выросла с двух до 2,8 процента. В 2013 финансовом году – 2 116,874 миллиона долларов (2,9 процента). Главными целями выполнения программ ФИ МО США являются получение новых знаний и их интерпретация в интересах формирования научного задела для будущих оборонных технологий, подготовка ученых и инженеров в ключевых для оборонных нужд дисциплинах и специальностях, поддержка научно-исследовательской инфраструктуры в интересах обеспечения непрерывного роста результативности (эффективности) проводимых работ. Заказчики проектов – виды ВС, Управление перспективных исследований и разработок (DARPA), Аппарат министра обороны (Office of the Secretary of Defense – OSD), Управление программ защиты химической и биологической защиты и Управление по снижению опасности (DTRA).

Рис. 1
Сколько стоит военная наука
Увеличить

Виды ВС США (Армия, ВВС и ВМС) имеют несколько различающиеся организационные структуры, осуществляющие управление программами ФИ (планирование, заказ, контроль за ходом исполнения). Общей особенностью этих видовых организационных структур является наличие в них управлений научных исследований (Army Research Office – ARO, Air Force Office of Science Research – AFOSR, Office of Naval Research – ONR). Исполнители программ – университеты, институты и НИО, входящие в систему высшего образования США (50–55 процентов от общего объема средств на фундаментальные исследования МО США), НИО предприятий промышленности, НИО МО США, другие некоммерческие организации и организации малого бизнеса.

В 2013 финансовом году работы категории BA1 представлены следующими десятью программами.

1. «Оборонные исследования по областям наук» (Defense Research Sciences – DRS). Самая большая программа ФИ, в рамках которой объединяются работы, выполняемые в рамках видовых программных элементов № 0601102A (Министерство армии), № 0601153N (Министерство ВМС), № 0601102F (Министерство ВВС), № 0601101E (DARPA). Общий объем финансирования по программе DRS в 2013 финансовом году должен составить около 1 363,088 миллиона долларов (64 процента от бюджета ФИ).

2. «Университетская исследовательская инициатива» (University Research Initiative – URI). До 2004 финансового года содержание программы URI определялось только одним программным элементом (PE № 0601103D8Z), формируемым OSD. Позже она объединила проекты работ видов ВС (PE № 0601103F – ВВС, PE № 0601103N – ВМС, PE № 0601103A – Армия). На реализацию URI в 2013 финансовом году запланировано выделить 335,829 миллиона долларов (15,86 процента от бюджета ФИ). Задачи, решаемые программой URI, позволяют сконцентрировать усилия высококвалифицированных ученых из университетских и академических заведений на решении фундаментальных проблем в интересах военного ведомства, повысить качество подготовки молодых специалистов и сформировать определенную научную базу и направленность в соответствии с долгосрочными потребностями военного ведомства.

3. «Исследования, проводимые университетами в кооперации с предприятиями промышленности» (University and Industry Research Centers – UIRC). Формируется на основе работ, предусмотренных бюджетным программным элементом Армии США PE № 0601104A. В 2013 финансовом году объем средств, выделяемых на программу UIRC, должен составить 123,045 миллиона долларов. Эта программа ориентирована на целевое финансирование проектов ФИ, проводимых организациями, обладающими организационно-правовыми статусами CTA, CoE, UARC.

Объединенный (научно-промышленный) технологический альянс (Collaborative Technology Alliance – CTA) – организационная структура, основанная на объединении ведущих предприятий промышленности с научно-исследовательскими организациями университетов. Проекты исследований организаций типа CTA ориентированы на проведение работ в рамках следующих направлений: технологии микросистемной техники, вычислительные сети, робототехника и нейроэргономика. Продолжительность проекта фундаментальных исследований по контракту с организацией CTA составляет пять – восемь лет при объеме ежегодного финансирования пять – восемь миллионов долларов.

Центр передового опыта, созданный при университете (University Center of Excellence – CoE). В США статус CoE имеют узкоспециализированные организации с определенной организационной структурой, позиционирующие себя в специфическом направлении отдельного вида деятельности (образовательной, исследовательской, финансовой, снабженческой, закупочной) как передовые. Университетские центры передового опыта в рамках программы UIRC Армии США проводят исследования по информатике, материаловедению, автомобильному двигателестроению и вертолетостроению.

Рис. 2
Сколько стоит военная наука

 Исследовательский центр при университете (University Affiliated Research Center – UARC). Всего МО США было создано 13 исследовательских центров, получивших аккредитацию и указанный статус при высших учебных заведениях. Из них в подчинении Армии США находится четыре центра UARC. Продолжительность выполнения работ по контрактам с UARC составляет пять – восемь лет при ежегодном объеме финансирования пять – десять миллионов долларов. В программу UIRC Армии США также входят программы поддержки научных работ преподавателей и студентов из специализированных (по расовому и национальному признакам) учебных заведений.

4. «Программа ФИ, выполняемых научно-исследовательскими организациями Министерства обороны» (In-House Laboratory Independent Research – ILIR). Работы проводят научно-исследовательские организации военного ведомства (лаборатории, центры исследований и разработок). В ряде случаев целесообразность проведения этих исследований собственными силами определяется исходя из соображений обеспечения режима секретности или безопасности. В рамках этой программы объединяются работы, предусмотренные программными элементами бюджетов Армии (PE № 0601101A) и ВМС (PE № 0601152N). Объем средств, выделяемых в 2013 финансовом году, определен в размере 39,121 миллиона долларов (20,860 – Армия, 18,261– ВМС).

5. «ФИ Управления по снижению опасности» (DTRA Basic Research Initiative). В 2013 финансовом году объем финансирования (программный элемент бюджета № 0601000BR) составит 45,071 миллиона долларов. Все проекты представлены в одном разделе – «Фундаментальные исследования в интересах борьбы с оружием массового уничтожения». В текущем финансовом году программой предусмотрено обеспечение около 200 контрактов и грантов с продолжительностью работ от трех до пяти лет.

6. «Межвидовая программа ФИ в области химической и биологической защиты» (Chemical and Biological Defense Program – CBDP). Заказчик – Управление программ химической и биологической защиты, находящееся в подчинении директора DTRA с 2006 года. В 2013 финансовом году бюджет CBDP составил 50,566 миллиона долларов.

7. «ФИ аппарата министра обороны» (Basic Research Initiatives – BRI). Эта программа стартовала в 2012 финансовом году, а ее заказчиком является OSD по линии ASD R&E. В текущем финансовом году на реализацию BRI выделено 19,405 миллиона долларов. BRI состоит из двух проектов. Первый служит дополнением к проекту Minerva Research Initiative (MRI) и ориентирован на проведение исследований силами военно-учебных заведений. Бюджет MRI в 2013 финансовом году – 16,520 миллиона долларов. Второй проект – Strategic Support for Basic Research (SBBR). Он направлен на проведение комплексного мониторинга научно-технической информации в интересах анализа состояния и оценки перспективных направлений дальнейшего развития фундаментальных исследований оборонной направленности, совершенствование системы планирования, заказа и реализации программ фундаментальных исследований МО США. Объем финансирования SBBR в 2013 финансовом году составит 2,885 миллиона долларов.

8. «ФИ в области мощных лазеров» (High Energy Laser Research Initiatives – HELI). Появление сложных научно-технических проблем в ходе проведения ОКР по разработке лазерного оружия послужило в 2002 финансовом году поводом для развертывания Пентагоном новой отдельной программы ФИ – HELI. Заказчиком этой программы с 2004 финансового года является Министерство ВВС. В 2013 финансовом году HELI с объемом финансирования в размере около 13,094 миллиона долларов состоит из следующих проектов: изучение фундаментальных принципов работы источников мощного лазерного излучения (твердотельных и газовых лазеров, лазеров на свободных электронах), развитие теории и методов управления лазерным лучом, исследование особенностей распространения мощного лазерного излучения в атмосфере, разработка алгоритмов управления и прицеливания, выделение образовательных грантов для стимулирования интереса студентов к изучению научно-технических проблем в области мощных источников лазерного излучения. ФИ в интересах развития лазерной техники проводятся также в рамках рассмотренной программы DRS.

9. «Образовательная программа в сфере национальной обороны» (National Defense Education Program). Заказчик – OSD. Программа с бюджетом 87,979 миллиона долларов в 2013 финансовом году включает три проекта.

«Совершенствование математической подготовки и инженерного образования в интересах обороны» (Science, Mathematics And Researchfor Transformation – SMART) с объемом финансирования 46,867 миллиона. Этот проект ориентирован на финансовую поддержку научных работ наиболее одаренных студентов и аспирантов, желающих в дальнейшем продолжить свою карьеру в научно-исследовательских организациях МО США. Начиная с 2005 года в рамках проекта SMART финансовую поддержку получили более 1150 студентов и аспирантов, из которых около 550 человек после завершения учебы были приняты на работу в военное ведомство.

«Содействие в интересах национальной безопасности научным и инженерным сообществам» (National Security Science and Engineering Faculty Fellowship – NSSEFF) с бюджетом в 2013 финансовом году около 25,930 миллиона долларов. Это средство финансовой поддержки научных коллективов, выполняющих исследования по критически важным для военного ведомства направлениям работ. В настоящее время такие работы объединяются в шесть приоритетных областей фундаментальных исследований и в семь перспективных научно-технологических направлений развития ВС.

«К-12» с объемом финансирования в 2013 финансовом году 15,182 миллиона долларов. Он ориентирован на совершенствование математических и инженерных знаний старшеклассников и профессиональных навыков педагогов, работающих в системе среднего образования.

10. «ФИ в области военной медицины» (Basic Operational Medical Research Science). Программа стартовала в 2012 финансовом году. Ее инициатором и заказчиком является DARPA. В текущем финансовом году бюджет составит 39,676 миллиона долларов.

Владимир Корчак,
доктор экономических наук, председатель секции прикладных проблем при президиуме РАН
Евгений Тужиков,
кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник секции прикладных проблем при президиуме РАН
Леонид Бочаров,
кандидат технических наук, директор Института проблемных исследований РАЕН

Опубликовано в выпуске № 27 (495) за 17 июля 2013 года

Аватар пользователя strannick
strannick
16 июля 2013
В высшей степени странное несоответствие заголовка содержанию статьи. В заголовке речь идёт о военной науке. а в статье - о решении научно-практических задач в области технологии и логистики. Ну, допустим. среди авторов один доктор экономических наук и два - доктора технических наук, для них подобное понимание содержания военной науки, может быть, и естественно. Но неужели и в редакции господствует такое же понимание содержания категории "военная наука"? Военная наука в наиболее общем представлении есть методология ведения военных (боевых) действий. и не стоило бы подменять это понимание сведением её к её частным отраслям.
Аватар пользователя Реалист
Реалист
16 июля 2013
Страннику. Уважаемый, Вам бы только с Романом беседовать. Смысл статьи: ФИ - основа НИОКР в МО США, ничего более. Где, нахрен МТО (логистика)? Вам срочно нужно в АВН или АГП.
Аватар пользователя ЦВПЗС
ЦВПЗС
16 июля 2013
Сейчас Странник нам объяснит, чем методология от методики отличается. Один такой чудак уже есть - Махмутка.
Аватар пользователя strannick
strannick
16 июля 2013
В высшей степени странное несоответствие заголовка содержанию статьи. В заголовке речь идёт о военной науке. а в статье - о решении научно-практических задач в области технологии и логистики. Ну, допустим. среди авторов один доктор экономических наук и два - доктора технических наук, для них подобное понимание содержания военной науки, может быть, и естественно. Но неужели и в редакции господствует такое же понимание содержания категории "военная наука"? Военная наука в наиболее общем представлении есть методология ведения военных (боевых) действий. и не стоило бы подменять это понимание сведением её к её частным отраслям.
Аватар пользователя Реалист
Реалист
16 июля 2013
Страннику. Уважаемый, Вам бы только с Романом беседовать. Смысл статьи: ФИ - основа НИОКР в МО США, ничего более. Где, нахрен МТО (логистика)? Вам срочно нужно в АВН или АГП.
Аватар пользователя ЦВПЗС
ЦВПЗС
16 июля 2013
Сейчас Странник нам объяснит, чем методология от методики отличается. Один такой чудак уже есть - Махмутка.

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц