Версия для печати

Как потратить миллиард долларов

Мамедов Джасур
Военные расходы Азербайджана на 2007 г. достигнут невиданного для Южного Кавказа уровня. Из заявлений различных официальных источников следует, что оборонный бюджет страны составит 907 млн. манатов (1,039 млрд. долл. США). По словам вице-спикера парламента, председателя постоянной комиссии по вопросам обороны и безопасности Зияфета Аскерова, расходы на оборону в следующем году возрастут на 27,9% и на военную составляющую придется 16% бюджета-2007.


АЗЕРБАЙДЖАН НЕ ИМЕЕТ ПРОДУМАННОЙ СТРАТЕГИИ РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ НА ОБОРОНУ


Военные расходы Азербайджана на 2007 г. достигнут невиданного для Южного Кавказа уровня. Из заявлений различных официальных источников следует, что оборонный бюджет страны составит 907 млн. манатов (1,039 млрд. долл. США). По словам вице-спикера парламента, председателя постоянной комиссии по вопросам обороны и безопасности Зияфета Аскерова, расходы на оборону в следующем году возрастут на 27,9% и на военную составляющую придется 16% бюджета-2007.
{{direct_hor}}

Азербайджанские военные ждут, что после принятия нового бюджета улучшится их социальное обеспечение.
Фото Джасура МАМЕДОВА
Из выделенных на военные нужды средств Министерство обороны получит 796 млн. манатов (912,8 млн. долларов); 110,2 млн. манатов (126,0 млн. долларов) достанутся Министерству оборонной промышленности. Согласно сведениям Центра военных исследований журналистов "Доктрина", если бюджет страны достигнет такого уровня, Азербайджан закрепит за собой первое место на Южном Кавказе по оборонным расходам на душу населения. В следующем году каждый гражданин страны "выложит" по 105 долл. на военные нужды. Напомним, что в Армении этот показатель равен 70 долл. (отмечается, что военный бюджет здесь составляет 220 млн. долл.), а в Грузии - 65 долл.

Заметим, располагающийся в Стокгольме Международный институт по проблемам мира (SPBI) отмечает 51-процентный рост оборонных расходов в Азербайджане в 2005-2006 гг. и 23-процентный рост этого показателя в Армении. Считается, что Азербайджан, как одно из нефтедобывающих государств, активно использует для приобретения вооружения доходы от продажи нефти. По заключению SPBI, темпы роста военного бюджета Азербайджана выше мировых среднестатистических показателей. А вот Зияфет Аскеров заявил, что военные расходы в мире ежегодно растут на 3-5%. "Однако недруги Азербайджана пользуются каждым случаем, чтобы представить рост оборонного бюджета как стремление к вооружению и нагнетанию атмосферы войны в обществе. Следует понять, что мы не можем не увеличивать оборонные расходы при увеличении бюджета", - отметил вице-спикер парламента.

Министр обороны Азербайджана генерал-полковник Сафар Абиев также связывает увеличение выделяемых средств на оборону, приобретение необходимой новой техники и вооружения с ростом экономической мощи государства. "Если кого-то это беспокоит, ну и пусть. Мы никак не будем реагировать на такое их отношение к проблеме. Азербайджан хорошо знает, что делает", - парировал глава военного ведомства. Его поддержал заместитель министра иностранных дел Махмуд Мамедгулиев: "Увеличивая оборонные расходы, Баку не нарушает никаких международных договоренностей и документов. Азербайджан заботится о своей защите и увеличивает военные возможности". "В этой связи растет и денежное довольствие военнослужащих, - выделил заместитель главы МИД. - Решаются социальные проблемы, что является естественным процессом".

В то же время азербайджанские независимые эксперты, хотя и приветствуют рост оборонного бюджета, но выражают озабоченность относительно его разумного распределения. В этой связи даже был проведен небольшой опрос среди военных экспертов, в результате которого выяснилось, что они хотели бы получить ответы на следующие семь вопросов, связанных с бюджетом:

1. Каковы конкретные причины ежегодного роста расходов на оборону в условиях отсутствия в стране стратегии строительства Вооруженных Сил, какие именно представители государства обосновывают резкое увеличение военных расходов, каковы их аргументы? Отметим, что вплоть до сегодняшнего дня поводом для роста военных расходов было состояние войны Азербайджана с Арменией.

2. Какая часть выделенных на армию средств пойдет на материальное обеспечение военнослужащих - конкретно на продовольствие, обмундирование, денежное довольствие? Заметим, что, по различным сведениям, в 2005 г. на вышеупомянутые цели было израсходовано 70% средств, предназначенных Вооруженным Силам. Такое распределение средств признается далеким от международных стандартов.

3. Повлечет ли увеличение объема выделенных на оборону средств улучшение социального обеспечения личного состава Вооруженных Сил, конкретно - рост денежного довольствия и пенсий? Будет ли проделана какая-либо работа по решению жилищной проблемы в армии? Насколько обоснован рост военного бюджета с этой точки зрения? Намерено ли Министерство обороны вернуть долг военнослужащим (речь идет о "компенсации взамен обмундирования")?

4. Какая часть оборонного бюджета будет направлена на закупку современного вооружения и военной техники? В условиях отсутствия военной доктрины, концепции национальной безопасности и стратегии строительства армии у каких государств будут покупать технику и вооружение, каким стандартам они будут отвечать - натовским или российским? Насколько целесообразно планирование деятельности в этом направлении?

5. Какую роль сыграет рост оборонных средств в перспективном развитии Вооруженных Сил? Чем будет отличаться армия-2007, поглощающая миллиард долларов, от армии образца 1991-2003 гг., существовавшей на 100-200 миллионов долларов?

6. Что планируется предпринять для повышения авторитета Вооруженных Сил в обществе, конкретно - для повышения престижа профессии военного?

7. Есть ли гарантия правильного использования средств, выделенных на оборону, неприсвоения их частными лицами? Какие задачи в этой связи будут поставлены перед правоохранительными органами?

Ответы на эти вопросы необходимы. Правительство по своему усмотрению увеличивает военные расходы, однако уклоняется от отчета в какой-либо форме перед обществом и парламентом. Поэтому и возникают предположения о присвоении или возможном присвоении выделяемых на оборону средств. Так, по мнению председателя общественного объединения "Офицеры в отставке и запасе" полковника-лейтенанта в запасе Яшара Джафарли, сегодня необходима концепция, предусматривающая правильное распределение оборонных средств. "Надо посмотреть на опыт государств мира, изучить, как они распределяют военный бюджет, - предлагает он. - Практика ведущих стран показывает, что разделение в бюджете 50 на 50 является нормальным явлением, то есть в идеальном случае одна половина средств уходит на решение социальных проблем, другая - на приобретение вооружения и техники". Яшар Джафарли считает, что для Азербайджана было бы приемлемым распределение бюджета в отношении 40 к 60. "Следует учесть, что страна находится в состоянии войны, поэтому на закупку вооружения и техники следует выделить больше средств", - уточнил эксперт.

Отметим и позицию Североатлантического альянса относительно увеличения Азербайджаном военных расходов. В Брюсселе полагают, что увеличение оборонного бюджета при росте финансовых средств - абсолютно нормальное явление. Но одновременно Брюссель выступает за его открытость перед парламентом и обществом. Представители НАТО заявили о готовности помочь правительству Азербайджана в данном вопросе. По их мнению, закрытое планирование военного бюджета таит угрозы безопасности как самой страны, так региона и мира в целом. А "закрытые финансовые средства" могут быть направлены на незаконную деятельность.

Напомним, что в Плане действий по индивидуальному партнерству НАТО с Азербайджаном (IPAP - Individual Partnership Action Plan) очень четко обозначены цели оборонного планирования. Согласно документу Оперативный план партнерства по учреждению оборонных институтов (PAP DIB - Partnership Action Plan on Defence Institution Building), являющийся средством реализации реформ в области обороны и безопасности Азербайджана, делает демократический контроль над Вооруженными Силами и прозрачность бюджета необходимыми. С этой целью, кстати, в Азербайджане будет сформирована экспертная группа, что должно обеспечить реализацию Плана оборонной стратегии и сделать открытыми для обсуждения некоторые моменты, связанные с военными расходами.

Поэтому можно предположить, что в ближайшее время информирование общества об оборонных расходах станет для правительства Азербайджана неизбежным. Этого требует интенсификация отношений с НАТО. Напомним, в марте-апреле 2007 г. ожидается итоговая оценка сотрудничества Азербайджана и НАТО по IPAP. Вероятно, официальный Баку будет вынужден информировать руководство альянса о выполнении положений документа под названием "Прозрачное финансирование оборонной сферы".

Джасур МАМЕДОВ
Баку

Опубликовано в выпуске № 47 (163) за 6 декабря 2006 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц