Версия для печати

С мандатом миротворцев

Троицкий Кирилл
Юридически отправной точкой в отношениях России и Грузии является факт добровольного вхождения Грузии в состав России в 1783 году. В Георгиевской крепости по поручению Екатерины II и грузинского царя Ираклия II был подписан Георгиевский трактат. Со стороны России - командующим Кавказской линией генерал-поручиком П.С. Потемкиным, а со стороны Картли-Кахетинского царства - князьями И.К. Багратионом и Г.Р. Чавчавадзе. Ираклий II признавал протекторат России, отказываясь от самостоятельной внешней политики. Отрекся он и от вассальной зависимости от Персии, и от любой внешней державы за себя и за своих потомков. Манифесты императоров Павла I и Александра I закрепили включение Грузии в состав России, при этом Абхазия входила в состав России самостоятельно, а не как часть Грузии.


ЛЕГИТИМНОСТЬ РАЗМЕЩЕНИЯ РОССИЙСКИХ ВОИНСКИХ КОНТИНГЕНТОВ НА ТЕРРИТОРИИ АБХАЗИИ И ЮЖНОЙ ОСЕТИИ ПОДТВЕРЖДАЕТ САМ ХОД ИСТОРИИ


Юридически отправной точкой в отношениях России и Грузии является факт добровольного вхождения Грузии в состав России в 1783 году. В Георгиевской крепости по поручению Екатерины II и грузинского царя Ираклия II был подписан Георгиевский трактат. Со стороны России - командующим Кавказской линией генерал-поручиком П.С. Потемкиным, а со стороны Картли-Кахетинского царства - князьями И.К. Багратионом и Г.Р. Чавчавадзе. Ираклий II признавал протекторат России, отказываясь от самостоятельной внешней политики. Отрекся он и от вассальной зависимости от Персии, и от любой внешней державы за себя и за своих потомков. Манифесты императоров Павла I и Александра I закрепили включение Грузии в состав России, при этом Абхазия входила в состав России самостоятельно, а не как часть Грузии.
{{direct_hor}}


ФОТО ИТАР-ТАСС
Фактически с момента подписания Георгиевского трактата грузинские царства находились в составе и под защитой Российской империи вплоть до ее распада. После начала Гражданской войны в России, которая была спровоцирована иностранной военной интервенцией, воспользовавшись слабостью устанавливающейся советской власти, грузинские националисты провозгласили 8 июня 1918 года независимость грузинской республики.

В 1922 году была провозглашена Закавказская Федерация, а в 1924 году Грузия вошла в СССР на правах социалистической республики с включенными в ее состав автономиями, к которым относились и Абхазия, и Южная Осетия. В 1934 году волевым решением И.В. Сталина автономии были вклинены в состав Грузии и существовали в ее границах до распада СССР. Ввиду того что механизма выхода из СССР по действующей Конституции 1977 года на тот момент не существовало, грузинское руководство, игнорируя волеизъявление абхазского и южноосетинского народов, высказанное на референдуме 1991 года, сослалось на нормы, закрепленные в "14 пунктах мира", высказанных президентом США Вильсоном в 1917 году. Признать независимую Грузию поспешили США, что было прямым нарушением принципа нерушимости границ в Европе, закрепленного в 1975 году заключительным актом Хельсинкского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Сложилась ситуация, когда от России как от правопреемницы СССР требовали соблюдения всех договоренностей, но сами страны Запада соблюдать их не желали.

После Беловежских соглашений 1991 года, которые с точки зрения международного права представляются весьма спорными (решение о ликвидации СССР было принято в нарушение волеизъявления народов, населявших Советский Союз, и прямо нарушало ранее заключенные международные договоренности о незыблемости послевоенных границ, согласованных в Ялте в 1945 году, а затем подтвержденных в Хельсинки в 1975 году), и поспешного признания странами Запада "суверенных республик" на территории бывшего СССР Грузия на правах суверенной республики вступила в СНГ, подписав договоры с Россией. В соответствии с ними на ее территории находились воинские контингенты бывшего Закавказского военного округа, перешедшие под юрисдикцию России.

Но жителей Южной Осетии и Абхазии не устраивала перспектива нахождения в составе вновь провозглашенного государства на вторых ролях. И на территории этих автономий был проведен референдум, на котором подавляющая часть жителей высказалась против нахождения в составе Грузии. Пришедший на волне национализма в Грузии к власти Гамсахурдиа решил силой положить конец стремящимся к независимости автономиям.

Для локализации кровопролитного конфликта в Южной Осетии в соответствии с Дагомысскими соглашениями 1992 года Россия получила статус миротворца. С этого момента на территории непризнанных автономий в соответствии с достигнутыми договоренностями находились и находятся подразделения российских миротворцев.

Население непризнанных автономий не раз обращалось к парламенту и президенту России с просьбой о принятии в состав Российской Федерации. Но руководство России придерживалось основополагающих принципов международного права: "o праве наций на самоопределение" и "территориальной целостности государства" и не считало возможным инициировать юридическую процедуру признания автономий независимыми субъектами международного права. Очень просто решился и вопрос с российским гражданством. Учитывая, что на территории автономий не действовало грузинское законодательство, многие жители Абхазии и Южной Осетии при няли российское гражданство (к 2008 году этим правом воспользовались более 80 процентов жителей автономий, тем самым юридически став гражданами России).

К 1 января 2008 года все воинские контингенты России, находившиеся в Грузии, в соответствии с ранее достигнутыми договоренностями покинули ее территорию. Таким образом, на территории входивших в состав Грузии автономий не осталось воинских контингентов России, кроме миротворцев, чей мандат заканчивался 15 сентября 2008 года. Мы ушли даже из Аджарии, президент и народ которой восприняли это с недоумением.

Тем не менее 8 августа 2008 года грузинские Вооруженные Силы в нарушение достигнутых ранее договоренностей напали на Южную Осетию и атаковали российский миротворческий контингент и город Цхинвал. Принимая во внимание масштабы и характер вооруженного нападения, президент России как Верховный главнокомандующий приказал частям 58-й армии совместно с вооруженными силами Абхазии и Южной Осетии начать операцию по спасению российских миротворцев и жителей Цхинвала от уничтожения. У миротворцев и Вооруженных Сил РФ, у правительства и президента России не было иного пути, как самым решительным образом обеспечить выполнение статьи 61 Конституции, в которой черным по белому записано, что Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

Более того, это конституционное требование развито в положениях федерального закона "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом". Например, пункт 5 статьи 14 этого закона гласит, что "несоблюдение иностранным государством общепризнанных принципов и норм международного права в области основных прав и свобод человека и гражданина в отношении соотечественников является достаточным основанием для принятия органами государственной власти Российской Федерации предусмотренных нормами международного права мер по защите интересов соотечественников". Таким образом, Россия выполнила свои обязательства перед соотечественниками и свой международный миротворческий долг.

Россия в очередной раз доказала свою приверженность принципам всеобщей Декларации прав человека, где в статье 3 сказано, что "каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность".

12 августа боевые действия были прекращены и Россия в соответствии с Планом урегулирования конфликта, предложенным французским президентом ("План Саркози"), отвела свои войска за пределы Грузии. На территории автономий остался только миротворческий контингент, продолжавший выполнять свою задачу в соответствии с ранее достигнутыми в Дагомысе соглашениями и миротворческим мандатом. Учитывались также агрессивная позиция грузинского руководства в отношении Абхазии и Южной Осетии и неадекватная оценка конфликта в западных СМИ. Как и то, что мандат российского миротворческого контингента истекает 15 сентября 2008 года и иной возможности гарантировать жизнь российским гражданам, проживающим на территории Абхазии и Южной Осетии, нет.

Президент России, принимая во внимание обращение абхазского и южноосетинского народов и Государственной думы РФ, принял решение о признании Абхазии и Южной Осетии как суверенных государств. 26 августа 2008 года был обнародован указ о признании Россией независимости Абхазии и Южной Осетии. Сразу началась работа по закреплению двусторонних отношений на базе межгосударственного договора, включавшего также и вопросы военного сотрудничества. Напомним, что такой комплексный договор между Россией - с одной стороны и Абхазией и Южной Осетией - с другой был подписан в Москве. В соответствии с ним на территории Абхазии и Южной Осетии размещаются российские воинские контингенты для обеспечения союзнических обязательств Российской Федерации в рамках существующего законодательства.

Кирилл ТРОИЦКИЙ

Опубликовано в выпуске № 8 (274) за 4 марта 2009 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц