Версия для печати

"Профи" в армейском строю

Маслов Алексей
16 сентября состоится коллегия Министерства обороны, на которой будет рассмотрен ряд актуальных задач строительства Вооруженных Сил РФ, в том числе вопрос дальнейшего поэтапного перевода частей и подразделений армии и флота на контрактную службу. Эта задача, как известно, была поставлена президентом Владимиром Путиным. Как она сегодня решается в Сухопутных войсках? С какими проблемами при этом приходится сталкиваться? Над этими вопросами на страницах "ВПК" размышляет главнокомандующий Сухопутными войсками.

Победу в войнах будущего могут одержать только профессионалы.
Фото Леонида ЯКУТИНА


70 ПРОЦЕНТОВ ЧАСТЕЙ ПОСТОЯННОЙ ГОТОВНОСТИ СУХОПУТНЫХ ВОЙСК ПЕРЕВЕДЕНЫ НА КОНТРАКТ


16 сентября состоится коллегия Министерства обороны, на которой будет рассмотрен ряд актуальных задач строительства Вооруженных Сил РФ, в том числе вопрос дальнейшего поэтапного перевода частей и подразделений армии и флота на контрактную службу. Эта задача, как известно, была поставлена президентом Владимиром Путиным. Как она сегодня решается в Сухопутных войсках? С какими проблемами при этом приходится сталкиваться? Над этими вопросами на страницах "ВПК" размышляет главнокомандующий Сухопутными войсками.
{{direct_hor}}
В Сухопутных войсках начало почину положила 42-я гвардейская мотострелковая дивизия, дислоцированная на постоянной основе в Чечне. Ей помогали, как говорится, всем миром. В интересах соединения работали главные и центральные управления Минобороны, военные округа, комиссариаты Вооруженных Сил РФ. В результате за достаточно короткий срок были созданы самые благоприятные условия для быстрого и качественного отбора людей, их службы и жизни в "горячей точке". А в конечном итоге - планомерного выполнения Федеральной целевой программы (ФЦП) "О переходе к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей".

Этой программой предусмотрено в основном виде Вооруженных Сил РФ перевести в целом на новый принцип комплектования в 2005 г. 31 соединение и воинскую часть, а в следующем - еще 18. Это можно будет считать неплохим результатом, если учесть, что Сухопутные войска приступили к реализации ФЦП лишь 1 января 2004 г. Но к 1 декабря того же года уже было завершено комплектование контрактниками 42-й гвардейской мотострелковой дивизии СКВО. Приобретя ценнейший опыт, военное ведомство выполнило и другую задачу, поставленную президентом РФ, - полностью отказаться от направления в зоны повышенного риска военнослужащих-призывников. Тем самым была снята социальная напряженность в обществе, вызванная направлением солдат срочной службы в Чечню.

Сегодня перед Сухопутными войсками стоит еще более сложная задача. Мы приступили к реализации самых широкомасштабных мероприятий ФЦП. К их выполнению подошли с достаточным опытом решения проблемных вопросов, возникавших при комплектовании 42-й мсд, а также тщательно изучив итоги эксперимента в 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии.

ПО НОВОЙ СИСТЕМЕ

Основываясь на полученном опыте, прежде всего внесли коррективы в систему отбора. Какие?

Во-первых, теперь военные округа сами набирают контрактников для себя, а не принимают, как было раньше, тех, кого пришлет военный комиссариат. При этом используются разработанные в Главном командовании Сухопутных войск и апробированные в 42-й мсд методические пособия. В них прописан алгоритм проведения рекламно-агитационной работы, военно-профессиональной ориентации, порядок отбора и оформления кандидатов на военную службу по контракту и многое другое. Сегодня этими документами, прошедшими практическую проверку в войсках, военных комиссариатах, мы вооружили командиров всех степеней в военных округах.

Во-вторых, существенно меняется система обучения военнослужащих. В текущем году в воинских частях 42-й мсд проходит апробирование новая Программа боевой подготовки мотострелковых и танковых частей для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Она разработана Главным управлением боевой подготовки и службы войск Вооруженных Сил РФ. В ходе летнего периода обучения этого года в воинских частях постоянной готовности по данной Программе обучается личный состав мотострелковых батальонов (в каждом округе по одному). Во второй половине августа прошли контрольные проверки этих подразделений, а затем были обобщены результаты апробирования Программы.

Одновременно управлением боевой подготовки СВ разрабатывается проект новой, целостной Программы боевой подготовки для всех подразделений Сухопутных войск. Предусмотрено также издание учебных пособий по подготовке мотострелковых и танковых подразделений, подразделений родов войск и специальных войск. Эти задачи мы должны решить до конца летнего периода обучения чтобы с 2006 учебного года приступить к обучению войск по новым программам.

Одним из наиболее острых для нас сегодня остается вопрос обустройства соединений и частей, переводимых на контракт. В текущем году на решение этой задачи предусмотрено 6,3 млрд. рублей. На начало июля было профинансировано чуть больше 55% от плана года. Но освоено по различным причинам, увы, еще меньше - около 33%.

К настоящему времени в Сухопутных войсках введено в эксплуатацию 65 общежитий на 13194 койко-мест, а также развернуты работы по строительству 88 общежитий на 19,5 тыс. мест за счет капитального строительства и ремонта.

Таким образом, с учетом всех введенных объектов мы планируем подготовить около 33 тыс. койко-мест, что позволит обеспечить размещение всех военнослужащих, принятых на военную службу по контракту.

Параллельно со строительством жилья, конечно же, особое внимание уделяется совершенствованию учебной и материально-технической базы, которая крайне важна для качественных занятий. Речь - о строительстве и реконструкции полигонов, войсковых стрельбищ, огневых городков, танкодромов, других объектов. Большой объем работ в этом отношении выполнен в Северо-Кавказском военном округе. Однако состояние учебно-материальной базы других округов можно оценить как условно удовлетворительное. Она требует доукомплектования, а также совершенствования и развития.

ОТБОР БУДЕТ ЖЕСТЧЕ

На конец июля в наши соединения и части постоянной готовности, переводимые на новый способ комплектования, поступило около 19 тыс. контрактников, что превышает 65% от потребности. Мы предполагаем, что в этом году, видимо, уменьшится число "кандидатов" на высокие зарплаты: денежное довольствие контрактников в военных округах будет составлять не 16-17 тыс. рублей, как в 42-й дивизии, а 7,5-8 тыс., то есть не выше зарплаты рабочего средней квалификации на гражданском предприятии.

Однако желающие стать профессиональными сержантами и солдатами, думаю, всегда найдутся. Ведь помимо зарплаты, военнослужащим-контрактникам предоставляется:

- служебная или временная жилая площадь с постановкой на очередь для получения благоустроенного жилья;

- возможность бесплатного обучения в высших учебных заведениях, а также (при условии принятия нового закона) - поступления вне конкурса;

- оплачиваемый ежегодный отпуск от 30 до 60 суток (в зависимости от выслуги лет) с выплатой денежной компенсации за проезд к месту проведения отпуска и обратно;

- возможность выхода на пенсию после 20 лет выслуги в льготном исчислении;

- льготное санаторно-курортное лечение и медицинское обслуживание.

Как известно, в армии издавна работает принцип: чем больше служишь, тем больше зарабатываешь. Поэтому те добровольцы, которые избирают военную службу своей профессией и подписывают контракт не на год-полтора, а на больший период, вправе рассчитывать на повышенное материальное вознаграждение. Но сегодня нас волнует такой вопрос: от каких категорий населения поступают и будут поступать заявления в военкоматы?

Как показывает опыт комплектования 42-й дивизии, потенциальные контрактники из числа запасников проживают в небольших городах и сельских районах. К сожалению, из всех желающих поступить на службу до сих пор проходила сеть отбора примерно третья часть. Очень многие имели недостаточную физическую подготовку, не могли похвалиться здоровьем. Удивительно, но обращались в военкоматы даже те, кто имел неснятую судимость или скрывался от правосудия.

Особенно трудно оказалось найти кандидатов на должности механиков-водителей боевых машин пехоты, танков, самоходных артиллерийских установок, наводчиков-операторов БМП, специалистов радиоэлектронной разведки. Как ни старались работники военкоматов и специалисты профотбора, а все-таки качественные показатели комплектования 42-й дивизии уступили место количественным. Из числа контрактников, принятых на службу, добрая половина нуждалась в подготовке или переподготовке по избранной специальности. Невысоким оказался и процент добровольцев, имеющих высшее или среднее специальное образование.

Не случайно, что более чем актуальным стало для нас обеспечение правопорядка и крепкой воинской дисциплины в подразделениях контрактников. Пока не оправдались и те прогнозы, что с приходом в воинское подразделение вместо вчерашних школьников умудренных жизненным опытом мужчин удастся изжить неуставные отношения, другие армейские пороки. Правонарушений меньше не стало, при этом появились новые. Все это заставило нас еще раз детально проработать и усложнить систему отбора кандидатов. Надеемся, теперь она будет ставить более прочный заслон людям, имеющим судимость, пьяницам, наркоманам, душевно больным, а также различного рода авантюристам.

Нас серьезно беспокоит также низкий процент укомплектованности контрактниками из числа запасников. Например, в воинских частях, переводимых на контракт, сегодня проходят службу всего около 5 тыс. сержантов и солдат из запаса (30% от штата) и 14 тыс. - из числа призывников последнего периода службы. Считаю, что это результат неэффективной работы отборочных комиссий военных комиссариатов и аттестационных комиссий в соединениях, воинских частях. Когда задание по отбору кандидатов выполняется любой ценой, лишь бы набрать нужное количество, не стоит ожидать высоких качественных показателей. Во многом именно поэтому к нам попадают еще и просто ловкачи - так называемые "военные туристы". Дав согласие на службу в каком-нибудь отдаленном уголке России, они за казенные деньги совершают "туристический вояж" по стране и, прибыв на место службы, попросту расторгают контракт. Найти юридически обоснованный повод для этого сегодня особого труда не составляет.

И все же главная причина, по которой не заключается либо расторгается контракт сержантами и солдатами срочной службы, а также запасниками, - неудовлетворительные жилищно-бытовые условия. Эта проблема актуальна для всех военных округов, за исключением Дальневосточного. Результаты известны: идет насмарку вся огромная работа по отбору, снижается укомплектованность сержантами и солдатами конкретного подразделения, государству наносится существенный материальный урон.

Вторая немаловажная проблема, по мнению военнослужащих, проходящих службу по контракту на должностях сержантов и солдат, - недостаточное (низкое) денежное довольствие.

"ЛИПОВЫЕ" ЛЕЙТЕНАНТЫ

Еще один острый вопрос - укомплектованность подразделений офицерским составом. В ряде соединений и воинских частей, переводимых на контракт, до 45-50% командиров взводов и рот - "двухгодичники". Понятно, что эти молодые офицеры, прибывающие из гражданских вузов, не имеют необходимых навыков в работе с личным составом, тем более с контрактниками. А многие и вовсе не проявляют желания нести службу. Кстати, дискуссия, развернувшаяся в СМИ в связи с предложением Министерства обороны РФ сократить количество военных кафедр при гражданских вузах с 226 до 30-35, лишний раз высветила то, что в армии и обществе известно каждому.

Нынешняя система подготовки офицерских кадров на военных кафедрах безнадежно устарела. Давно пора вместо десятков тысяч (до 70 тыс. ежегодно) зачастую "липовых" лейтенантов готовить реально необходимое для Вооруженных Сил РФ и других силовых структур количество офицеров-профессионалов, способных и желающих служить определенное законом количество лет (3-5) в боевом строю защитников Отечества. И не жалеть для этого ни средств, ни усилий. Такие офицеры всегда будут желанными в любом воинском коллективе!

В войсках вынуждены решать эту проблему путем доукомплектования первичных офицерских должностей выпускниками военных учебных заведений, в том числе - двух учебных центров по подготовке младших лейтенантов (в подмосковном Коврове и в Сибирском военном округе). При этом Главное командование Сухопутных войск настоятельно требует от соответствующих должностных лиц продолжать обучение всех офицеров и прапорщиков профессиональной работе с контрактниками. На инструкторско-методических сборах и занятиях уже организована доподготовка офицеров соединений и воинских частей постоянной готовности (особенно в звене взвод-рота) по конкретным аспектам управления социальными процессами в воинских коллективах, воспитанию и поддержанию правопорядка и дисциплины в новых условиях.

Конечно, большим подспорьем в решении этой проблемы было бы введение в Вооруженных Силах РФ института профессиональных сержантов (старшин). Сейчас это самое слабое командное звено. Полностью изжила себя система, когда молодой человек прямо со школьной скамьи и без серьезного предварительного отбора направляется в учебное подразделение, а через пять месяцев уже командует своими сверстниками. Жизнь требует, чтобы сержанты и старшины, прежде всего имеющие в своем подчинении личный состав, были профессионалами-контрактниками, прошедшими серьезную подготовку по специальным программам. Для повышения их престижа следовало бы распространить на них денежную надбавку за командование воинскими подразделениями (экипаж, расчет, отделение).

По примеру ряда зарубежных армий можно было бы подумать и о других материальных и моральных стимулах, в том числе о присуждении по конкурсу почетного звания "сержант (старшина) года, части (корабля, соединения, военного округа, флота)" с вручением приза, переходящего кубка и специального личного нагрудного знака. А в целом для поощрения контрактников не лишним было бы введение понятия "военнослужащий по контракту" 1, 2 и 3-й категории (класса) с соответствующей оплатой воинского труда.

Высказываемые в наших войсках предложения по этим вопросам перекликаются с мнениями и предложениями, прозвучавшими на расширенном совещании руководящего состава Вооруженных Сил РФ, обсудившего 1 июля с.г. состояние воинской дисциплины и правопорядка в армии и на флоте. Руководством Минобороны, например, подтверждена принципиальная линия на повышение роли младшего командного состава. Заявлено о намерении с 2008 г. начать на плановой основе замещение сержантских должностей профессионалами-контрактниками, прошедшими соответствующую подготовку.

Учитывая опыт армий многих западных государств по обеспечению жизнедеятельности воинских частей, нам бы не мешало постепенно увеличить и численность обслуживающего персонала. По согласованию с Генеральным штабом ВС мы уже вносим изменения в оргштатную структуру соединений и воинских частей, предусматривающую введение обслуживающего гражданского персонала (повара, хлеборезы, кухонные рабочие). Это позволит покончить с давнишней практикой отвлечения военнослужащих от боевой подготовки на хозяйственные работы.

ГАРАНТИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Первые итоги реализации ФЦП и возникшие при этом проблемы обсуждались на заседании военного совета Сухопутных войск. По его итогам определен целый ряд конкретных задач, которые надо выполнять. Командирам и штабам всех степеней предписано уточнить ранее принятые решения на местах и реализовать их в установленные сроки. Считаю, что многие вопросы и проблемы, возникающие при осуществлении мероприятий ФЦП, могут и должны быть решены качественно и в установленные сроки. Для этого прежде всего необходимы желание и воля командиров и начальников.

Кроме того, рекомендовано активизировать в соединениях и воинских частях, военных комиссариатах разъяснительную работу по отбору кандидатов на военную службу по контракту. Необходимо знакомить военнослужащих и гражданское население с реальными условиями ее прохождения, не обещая при этом золотых гор. В частности, разъяснять кандидатам и военнослужащим-контрактникам условия, порядок участия солдат и сержантов в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих, другие права и обязанности.

Для этого следует шире практиковать размещение современных агитационно-справочных материалов об условиях и порядке прохождения военной службы по контракту в подразделениях, военных комиссариатах, в местной печати (особенно муниципальных образований), в центрах (пунктах) службы занятости населения субъектов Российской Федерации, городов, районов. Активнее практиковать новую форму адресной вербовочной работы - почтовую переписку с возможными кандидатами на военную службу по контракту.

Одним словом, принятию гражданином решения честно и добросовестно служить Отечеству по контракту могут и должны способствовать четкие представления о своем будущем: перспектива служебного роста, возможность получить высшее бесплатное образование, гарантированное трудоустройство после окончания военной службы, хорошее пенсионное обеспечение, получение жилья и многие другие аспекты.

Названные задачи и проблемы - лишь малая толика наших забот, усилий, поисков. Успешное выполнение Федеральной целевой программы в Сухопутных войсках в целом во многом будет зависеть от ее нормативно-правового, финансово-экономического и информационного обеспечения, исполнительности и высокой ответственности должностных лиц за решение соответствующих задач в рамках своей компетенции.

А в конечном итоге речь идет о перспективах развития Сухопутных войск. Оптимизация их структуры, последовательное выполнение мероприятий ФЦП должны обеспечить возможность перехода в 2008 г. на одногодичный срок военной службы. Задача трудная, многоаспектная, но выполнимая.

Алексей МАСЛОВ
главнокомандующий Сухопутными войсками, генерал-полковник

Опубликовано в выпуске № 34 (101) за 14 сентября 2005 года

Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц